Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-373/2016 ~ М-53/2016 от 13.01.2016

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

19 февраля 2016 года Куйбышевский районный суд г.Самара в составе:

председательствующего Ивановой Е.Н.

при секретаре Тюличкиной М.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Леоновой А.М. к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Куйбышевском районе г.Самара о досрочном назначении трудовой пенсии по страсти,

У С Т А Н О В И Л:

Леонова А.М. обратилась в суд с иском к ГУ – УПФ РФ в Куйбышевском районе г.Самара о досрочном назначении трудовой пенсии по страсти. Просила включить в специальный стаж работы для назначения досрочной трудовой пенсии по старости периоды работы нахождения на курсах повышения квалификации в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, период работы в ООО «<...>» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, период работы в обособленном подразделении ООО «<...>» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, период работы в ООО «<...>» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Обязать ГУ – УПФ РФ в Куйбышевском районе г.Самара назначить досрочную трудовую пенсию по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения с момента обращения в пенсионный орган.

В судебном заседании истец Леонова А.М. исковые требования поддержала по изложенным в иске доводам, просила их удовлетворить, включить в специальный стаж спорные периоды и назначить досрочную трудовую пенсию по старости с момента обращения в пенсионный орган с заявлением о назначении данной пенсии.

Представитель ГУ – УПФ РФ в Куйбышевском районе г.Самара по доверенности Яссанс О.В. исковые требования Леоновой А.М. не признала, поддержала основания отказа во включении спорных периодов работы истца в его специальный трудовой стаж.

Изучив материалы дела, выслушав пояснения сторон, суд находит исковые требования Леоновой А.М. подлежащим частичному удовлетворению.

На основании ст. 7 ФЗ РФ "О трудовых пенсиях в РФ" от ДД.ММ.ГГГГ Право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет и женщины, достигшие возраста 55 лет.

В соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Закона Российской Федерации "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" N 173-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ. г. трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

Пенсия медицинским работникам назначается на основании вышеуказанного Федерального Закона, а также в соответствии со Списками должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в выслугу лет, дающую право на пенсию по выслуге лет в связи с осуществлением лечебной и иной работы по охране здоровья населения и Правилами исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения.

Согласно Постановлению Конституционного суда РФ N 2-П от ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с принципом, лежащим в основе статей 54 и 57 Конституции РФ, правовым нормам, ухудшающим положение граждан, не может придаваться обратная сила.

Часть 2 ст. 6, ч. 1 ст. 17, ст. ст. 18, 19 и ч. 1 ст. 55 Конституции РФ по своему смыслу предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимое для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства права будут реализованы.

В соответствии с п. 1.1 Положения о порядке подтверждения трудового стажа для назначения пенсий в РСФСР, утвержденного Приказом Министерства социального обеспечения РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ N 190 основным документом, подтверждающим стаж работы, является трудовая книжка. При отсутствии трудовой книжки, а также в тех случаях, когда в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные записи либо не содержится записи об отдельных периодах работы, в подтверждение трудового стажа принимаются справки, выписки из приказов и иные документы, содержащие сведения о периодах работы.

Из материалов дела видно, что с ДД.ММ.ГГГГ года Леонова А.М. работала на должностях среднего медицинского персонала в учреждениях здравоохранения по осуществлению лечебной или иной деятельностью по охране здоровья населения. В настоящее время трудится в ООО «<...>».

Установлено, что ДД.ММ.ГГГГ истец обратилась в ГУ – УПФ РФ в Куйбышевском районе г.Самара с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии.

Решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан ГУ - УПФ РФ в Куйбышевском районе г.Самара ДД.ММ.ГГГГ истцу отказано в назначении пенсии по выслуге лет как медицинскому работнику.

Из протокола заседания Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан ГУ - УПФ РФ в Куйбышевском районе г.Самара от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в специальный стаж Леоновой А.М. включено <...> лет <...> месяцев <...> дней. Не включены периоды нахождения на курсах повышения квалификации в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (акушерка в родильном отделении МСЧ КНПЗ переименованное в ММУ Медсанчасть ), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (акушерка в родильном отделении ММУ ГБ ), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (акушерка в родильном отделении ММУ ГБ ), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (медицинская сестра в ММУ «<...>», период работы в ООО «<...> «<...>» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, период работы в обособленном подразделении ООО «<...>» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, период работы в ООО «<...>» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ

В силу специального правового регулирования в сфере здравоохранения повышение квалификации для медицинских работников является необходимым условием осуществления их профессиональной деятельности (Приказ Министерства здравоохранения РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 186).

Исходя из статьи 187 ТК РФ при направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы.

Суд пришел к выводу о том, что периоды нахождения Леоновой А.М. на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (акушерка в родильном отделении МСЧ КНПЗ переименованное в ММУ Медсанчасть ), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (акушерка в родильном отделении ММУ ГБ ), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (акушерка в родильном отделении ММУ ГБ ), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (медицинская сестра в ММУ «Самарский консультативно-диагностический центр» должны быть включены в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, календарно с применением за каждый год работы один год, поскольку направление медицинского работника руководителем учреждения здравоохранения на курсы повышения квалификации не прерывает трудовые отношения работника с учреждением здравоохранения, так как на курсы он направляется руководителем учреждения здравоохранения, работником, которого является, за ним сохраняются место работы и средний заработок, перечисляются страховые взносы в пенсионный фонд.

Данные периоды следует рассматривать как иную деятельность по охране здоровья населения, которая засчитывается в специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

Правила исчисления периодов работы дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" не содержат положения о том, что время нахождения на курсах повышения квалификации не засчитывается в льготный стаж работы.

Между тем, суд не находит правовых оснований для включения в специальный трудовой стаж истца периодов работы в ООО «<...> «<...>» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в обособленном подразделении ООО «<...>» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в ООО «<...>» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ

Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 17 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" при разрешении споров, возникших в связи с включением в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую или лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, периодов работы в организациях, не относящихся по своей организационно-правовой форме к учреждениям, судам следует иметь в виду, что в силу подпунктов 19 и 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической и лечебной деятельностью предоставляется исключительно работникам учреждений.

В пункте 18 вышеуказанного Постановления разъяснено, что, исходя из пункта 6 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 781, судам следует иметь в виду, что работа в должностях, указанных в Списке работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, засчитывается в стаж работы, дающей право на указанную пенсию, если она осуществлялась не только в учреждениях, поименованных в Списке, и в их структурных подразделениях, но и в определенных структурных подразделениях, перечисленных в названном пункте Правил (в медико-санитарных частях, военно-медицинских службах, врачебных здравпунктах, фельдшерских здравпунктах и фельдшерско-акушерских пунктах, медицинских пунктах, являющихся структурными подразделениями организаций (воинских частей), и других), не поименованных в Списке.

Таким образом, лицу, обратившемуся за оформлением трудовой пенсии по старости по указанным основаниям, надлежало представить суду доказательства наличия необходимого стажа работы, связанного с осуществлением лечебной деятельности, в учреждении либо в структурном подразделении организации, не поименованной в Списке, но перечисленной в пункте 6 вышеназванных Правил.

Согласно ст. 120 ГК РФ учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера. Учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное или муниципальное учреждение).

Установлено, что ООО «<...>», ООО «<...>» (ООО «<...>»), ООО «<...>» являются вновь созданными самостоятельными юридическими лицами, коммерческими организациями осуществляющей свою деятельность с целью извлечения прибыли, что подтверждено Уставными документами, представленными по запросу суда.

Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 11-П признано не соответствующими Конституции Российской Федерации положение подпункта 11 пункта 1 статьи 28 (в настоящее время подпункта 20 п. 1 ст. 27) Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", устанавливающее для лиц, осуществлявших лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в качестве условия назначения трудовой пенсии по старости ранее достижения пенсионного возраста, осуществление этой деятельности в соответствующих государственных или муниципальных учреждениях, - в той мере, в какой в системе действующего правового регулирования пенсионного обеспечения данные положения не позволяют засчитывать в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, занимавшимся лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, не являющихся государственными или муниципальными.

Таким образом, в указанном Постановлении речь идет не о любых организационно-правовых формах юридических лиц, а лишь о виде собственности учреждения здравоохранения.

Указанная правовая позиция вытекает из положений ст. 120 ГК РФ, согласно которой учреждения могут быть созданы гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное или муниципальное учреждение).

В Определениях Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 84-О, от ДД.ММ.ГГГГ N 67-О-О, от ДД.ММ.ГГГГ N 906-О-О оспаривались подпункт 11 пункта 1 статьи 28 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и Постановление Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в той мере, в какой указанными нормами не предусмотрено включение в стаж периодов осуществления лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в качестве индивидуального предпринимателя, а также в товариществе с ограниченной ответственностью, то есть не в учреждениях здравоохранения.

Отказывая в принятии к рассмотрению указанных жалоб, Конституционный Суд Российской Федерации указывал, что, устанавливая в Федеральном законе "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения трудовой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда, в частности с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения подпункт 20 пункта 1 статьи 27 (ранее - подпункт 11 пункта 1 статьи 28); при этом учитываются как характер работы, так и особенности функционирования лечебно-профилактических учреждений.

Основанная на указанных признаках дифференциация в условиях реализации права на трудовую пенсию по старости и выделение в особую категорию лиц, имеющих право на досрочное пенсионное обеспечение по старости, отдельных работников, осуществляющих лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, не могут расцениваться как нарушающие принцип равенства всех перед законом (статья 19, часть 1, Конституции Российской Федерации) либо ограничивающие право граждан на пенсионное обеспечение (статья 39, часть 1, Конституции Российской Федерации).

Согласно действовавшему до ДД.ММ.ГГГГ пункту 3 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации. В действующей редакции аналогичное правовое регулирование предусмотрено пунктом 2 статьи 27 данного Федерального закона.

Действуя в пределах предоставленного ему полномочия, Правительство Российской Федерации Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ за N 781 утвердило названные Список и Правила, которые конкретизируют применительно к пенсионному обеспечению не раскрытые в указанном Федеральном законе понятия "лечебная и иная деятельность по охране здоровья населения" и "учреждение здравоохранения", обеспечивая тем самым реализацию права граждан на досрочное пенсионное обеспечение.

Возложение законодателем на Правительство Российской Федерации полномочия по определению того, какого рода профессиональная деятельность может быть отнесена к лечебной и иной деятельности по охране здоровья, предполагает, что в основе соответствующей дифференциации лежат объективные критерии оценки характера труда и специфики функционирования учреждений здравоохранения.

Учитывая, что ООО «<...>», ООО «<...>» (ООО «<...>»), ООО «<...>» по своей организационно-правовой форме не могут быть отнесены к учреждениям здравоохранения, поименованным в пункте 2 раздела "Наименование учреждений" Списка должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, то спорные периоды работы в указанных выше организациях, не могут быть включены в стаж работы истца, дающей ей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

Учитывая, что с учетом спорных периодов работы нахождения на курсах повышения квалификации в календарном порядке у Леоновой А.М. на момент обращения в ГУ – УПФ РФ в Куйбышевском районе г.Самара не выработала 30-летний стаж лечебной или иной деятельности по охране здоровья населения, суд приходит к выводу об отказе в назначении Леоновой А.М. пенсии по старости ранее достижения возраста как лицу, осуществлявшему лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Леоновой А.М. удовлетворить частично.

Обязать Государственной учреждение - Управление Пенсионного Фонда РФ в Куйбышевском районе г.Самара включить в специальный трудовой стаж Леоновой А.М. периоды нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

В остальной части исковых требований Леоновой А.М. отказать.

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Куйбышевский районный суд г.Самара в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы.

Председательствующий Е.Н.Иванова

Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Председательствующий

2-373/2016 ~ М-53/2016

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Леонова А.М.
Ответчики
ГУ-УПФ РФ в Куйбышевском районе г. Самары
Другие
Яссанс О.В.
Суд
Куйбышевский районный суд г. Самары
Судья
Иванова Е. Н.
Дело на странице суда
kuibyshevsky--sam.sudrf.ru
13.01.2016Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
14.01.2016Передача материалов судье
18.01.2016Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
18.01.2016Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
02.02.2016Подготовка дела (собеседование)
02.02.2016Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
19.02.2016Судебное заседание
24.02.2016Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
21.03.2016Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
27.10.2016Дело оформлено
27.10.2016Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее