РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
город Геленджик 15 ноября 2019 года
Геленджикский городской суд Краснодарского края в составе
Председательствующего – судьи: Тарасенко И.А.,
при секретаре судебного заседания: ФИО5,
с участием истца ФИО1 и её представителя ФИО6, действующей на основании нотариально удостоверенной доверенности серии <адрес>1 от ДД.ММ.ГГГГ;
представителя ответчиков ФИО2, ФИО3 – ФИО8, действующей на основании нотариально удостоверенных доверенностей серии <адрес>5 от ДД.ММ.ГГГГ, серии <адрес>3 от ДД.ММ.ГГГГ,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к ФИО2, ФИО3 о признании недействительным договор дарения земельного участка и жилого строения, применении последствий недействительности сделки,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратилась в суд с иском к ФИО2, ФИО3 о признании недействительным заключенного между ФИО2 и ФИО3 договора дарения земельного участка с кадастровым номером 23:40:0305003:69 и жилого строения без права регистрации общей площадью 53,3 кв.м., условный № от ДД.ММ.ГГГГ применении последствий недействительности сделки.
Требования мотивированы тем, что ДД.ММ.ГГГГ между ФИО1 и ФИО2 был заключен брак, который до настоящего времени не расторгнут. В период брака в 1985 году супругами у ФИО7 был приобретен земельный участок площадью 0,0825 га, расположенный по адресу: <адрес>. Впоследствии земельный участок был поставлен на кадастровый учет с присвоением номера № и зарегистрирован на имя ФИО2 На указанном земельном участке супругами в период брака на общие денежные средства был построен 2-х этажный жилой дом без права регистрации, общей площадью 53,3 кв.м., условный №, который так же был зарегистрирован за ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 и ФИО3 заключили договор дарения земельного участка с кадастровым номером № и жилого строения без права регистрации, общей площадью 53,3 кв.м., условный № в соответствии с которым право собственности на указанные объекты перешли к ФИО3 Вместе с тем, указанное недвижимое имущество Истец в силу п.1 ст.34 СК РФ считает совместной собственностью как имущество, нажитое супругами во время брака, нотариальное согласие на отчуждение которого Истец не давала, о совершенной сделке не знала, до момента получения официальных сведений из Единого государственного реестра недвижимости ДД.ММ.ГГГГ, чем считает нарушены ее права, в связи с чем, обратилась в суд.
В судебном заседании истец и её представитель доводы и требования искового заявления поддержали в полном объеме, ссылаясь на те же обстоятельства, настаивали на удовлетворении.
Представитель ответчиков ФИО8 в судебное заседание явилась, против удовлетворения исковых требований возражала, просила отказать.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования Управления федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Краснодарскому краю Геленджикский отдел в судебное заседание не явился, о его дате, времени и месте извещен надлежащим образом, о причинах неявки суду не известно.
Суд, заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив представленные доказательства, приходит к следующему.
Согласно пункту 1 статьи 173.1 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка, совершенная без согласия третьего лица, необходимость получения которого предусмотрена законом, является оспоримой, если из закона не следует, что она ничтожна или не влечет правовых последствий для лица, управомоченного давать согласие, при отсутствии такого согласия. Она может быть признана недействительной по иску такого лица или иных лиц, указанных в законе.
Правила распоряжения имуществом, находящимся в совместной собственности супругов, устанавливает п. 3 ст. 35 Семейного кодекса Российской Федерации для сделок с недвижимостью и сделок, требующих нотариального удостоверения и (или) регистрации, если их предметом является совместная собственность супругов.
Из материалов дела следует, что ФИО1 и ФИО2 состоят в зарегистрированном браке с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время, что подтверждается свидетельством о заключении брака серии П-АЯ № от ДД.ММ.ГГГГ.
В период брака на основании государственного акта на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей № за ФИО2 зарегистрировано право собственности на земельный участок площадью 826 кв.м., категория земель: земли сельскохозяйственного назначения – для садоводства, с кадастровым номером № расположенный по адресу: Российская Федерация, <адрес>, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним ДД.ММ.ГГГГ сделана запись регистрации № и выдано свидетельство о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ серии 23-АЖ №.
Так же в период брака на основании государственного акта на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей №, декларации об объекте недвижимого имущества от ДД.ММ.ГГГГ за ФИО2 зарегистрировано право собственности на жилое строение без права регистрации проживания, общей площадью 53,3 кв.м., условный №, расположенное на садовом земельном участке, назначение: жилое, этажность: 2, подземная этажность: 0.
ДД.ММ.ГГГГ между ФИО2 и ФИО3 заключен договор дарения, по условиям которого право собственности на земельный участок с кадастровым номером №, по адресу: <адрес> и жилое строение без права регистрации общей площадью 53,3 кв.м., условный № от ДД.ММ.ГГГГ переходит к ФИО3
Право собственности ФИО3 на указанные объекты недвижимости зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ, номера государственной регистрации права №, что подтверждается выписками из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ.
Статьями 256 ГК РФ, 33 - 35 СК РФ регламентировано, что режим совместной собственности супругов является законным режимом, он действует, если брачным договором не установлено иное. Имущество, нажитое супругами во время брака, является их совместной собственностью. К имуществу, нажитому супругами во время брака (общему имуществу супругов) относятся доходы каждого из супругов от трудовой деятельности, предпринимательской деятельности и результатов интеллектуальной деятельности, полученные им пенсии, пособия, а также иные денежные выплаты, не имеющие специального назначения (суммы материальной помощи, суммы, выплаченные в возмещение ущерба в связи с утратой трудоспособности вследствие увечья либо иного повреждения здоровья, и другие). Общим имуществом супругов являются также приобретенные за счет общих доходов супругов движимые и недвижимые вещи, ценные бумаги, паи, вклады, доли в капитале, внесенные в кредитные учреждения или в иные коммерческие организации, и любое другое нажитое супругами в период брака имущества независимо от того, на имя кого из супругов оно приобретено либо на имя кого или кем из супругов внесены денежные средства.
Земельный участок с кадастровым номером №, по адресу: <адрес> и жилое строение без права регистрации общей площадью 53,3 кв.м., условный № от ДД.ММ.ГГГГ являются совместной собственностью ФИО1 и ФИО2, поскольку приобретены в период их брака за счет общих денежных средств, что спорным не является, и независимо от того, что право на них оформлено за ФИО2 Соответственно на совершение какой либо сделки, требующей государственной регистрации необходимо согласие супруга.
Исходя из положений п.55 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» согласие третьего лица на совершение сделки может быть выражено любым способом, за исключением случаев, когда законом установлена конкретная форма согласия (например, пункт 3 статьи 35 СК РФ).
В соответствии с пунктом 3 статьи 35 Семейного Кодекса РФ в случае совершения одним из супругов сделки по распоряжению недвижимым имуществом, находящимся в совместной собственности супругов, и, сделки, требующей нотариального удостоверения и (или) регистрации в установленном законом порядке, необходимо получить нотариально удостоверенное согласие другого супруга.
В соответствии с абзацем 2 названной нормы, супруг, чье нотариально удостоверенное согласие на совершение указанной сделки не было получено, вправе потребовать признания сделки недействительной в судебном порядке в течение года со дня, когда он узнал или должен был узнать о совершении данной сделки.
Поскольку договор дарения земельного участка и жилого строении от ДД.ММ.ГГГГ подлежал государственной регистрации, и прошел ее в установленном законом порядке, то на его совершение требовалось нотариально удостоверенное согласие супруги правообладателя ФИО2 – ФИО1
Однако такое согласие в материалах дела правоустанавливающих документов отсутствует, доказательства нотариального удостоверения такого согласия лица, участвующие в деле, не представили.
Следовательно, ФИО1 вправе оспаривать действительность такого договора о разделе земельного участка, как супруга в соответствии с вышеприведенными нормами семейного законодательства.
Вместе с этим, вышеуказанной нормой Закона не предусмотрена обязанность супруга, обратившегося в суд, доказывать то, что другая сторона в сделке по распоряжению недвижимостью или в сделке, требующей нотариального удостоверения и (или) регистрации в установленном законом порядке, совершенной одним из супругов без нотариального согласия другого супруга, знала или должна была знать об отсутствии такого согласия.
ФИО1 в обоснование требований о признании недействительным договора дарения земельного участка и жилого строения от ДД.ММ.ГГГГ, ссылается на то, что о состоявшейся сделке не знала, нотариально удостоверенного согласия на совершение сделки в соответствии с п. 3 ст. 35 Семейного кодекса Российской Федерации супругу ФИО2 не давала.
Суд при разрешении дела полагает необходимым применить нормы п.3 ст. 35 Семейного кодекса Российской Федерации, поскольку установлено, что оспариваемый договор заключен в отсутствие нотариально удостоверенного согласия супруги продавца, что указывает на недействительность оспариваемого договора.
Согласно п. 2 ст. 167 ГК РФ при недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) возместить его стоимость в деньгах - если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом.
С учетом изложенного суд полагает требования истца обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.
Все представленные в материалах дела доказательства, а также иные юридически значимые обстоятельства, исследованы в судебном заседании, и получили свою оценку в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ.
На основании и руководствуясь ст.ст. 194-199, 233-235, 244 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО1 – удовлетворить.
Признать заключенный между ФИО2 и ФИО3 договор дарения земельного участка с кадастровым номером № и жилого строения без права регистрации общей площадью 53,3 кв.м., условный № от ДД.ММ.ГГГГ - недействительным.
Применить последствия недействительности указанной сделки, путем приведения сторон в первоначальное положение, существовавшее до заключения сделки, а именно аннулировать записи № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ в Едином государственном реестре недвижимости о регистрации прав ФИО3 на земельный участок с кадастровым номером № и жилое строение без права регистрации общей площадью 53,3 кв.м., с кадастровым номером №.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Краснодарского краевого суда в течение одного месяца через Геленджикский городской суд Краснодарского края.
Председательствующий:
Решение суда в окончательной форме изготовлено 15 ноября 2019 г.