Судья Смагина Н.Н. Дело № 7-146/2019
РЕШЕНИЕ
Судья Верховного Суда Удмуртской Республики Багаутдинова Гульнара Ришатовна,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Ижевске 29 апреля 2019 года дело по жалобе государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Удмуртской Республике Кибардиной К.А. на решение судьи Можгинского районного суда Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административном правонарушении в отношении главного инженера Муниципального унитарного предприятия жилищно-коммунального хозяйства Ф**,
установил:
постановлением государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Удмуртской Республике Кибардиной К.А. от ДД.ММ.ГГГГ № главный инженер Муниципального унитарного предприятия жилищно-коммунального хозяйства Ф** признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере СУММА рублей (л.д.3-7).
Не согласившись с вынесенным постановлением, главный инженер Муниципального унитарного предприятия жилищно-коммунального хозяйства Ф** обратился с жалобой в Можгинский районный суд Удмуртской Республики (л.д.2).
Решением судьи Можгинского районного суда Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Удмуртской Республике Кибардиной К.А. от ДД.ММ.ГГГГ № в отношении главного инженера Муниципального унитарного предприятия жилищно-коммунального хозяйства Ф** отменено, производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях прекращено, в связи с отсутствием состава административного правонарушения (л.д.25-28).
В жалобе, поданной в Верховный Суд Удмуртской Республики, государственный инспектор Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Удмуртской Республике Кибардина К.А., вынесшая постановление о назначении административного наказания, просит об отмене судебного акта, состоявшегося по настоящему делу об административном правонарушении, ссылаясь на его незаконность (л.д. 30,31).
В Верховном Суде Удмуртской Республики в судебном заседании лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении- Ф** просил оставить решение судьи без изменения.
Проверив доводы жалобы, изучив материалы дела, выслушав Ф**, прихожу к следующим выводам.
Муниципальное унитарное предприятие жилищно-коммунального хозяйства является юридическим лицом, действующим на основании Устава, утвержденного постановлением Главы городского самоуправления от ДД.ММ.ГГГГ №. Муниципальному унитарному предприятию жилищно-коммунального хозяйства выдано свидетельство о постановке на учет Российской организации в налоговом органе по месту ее нахождения серия № от ДД.ММ.ГГГГ, свидетельство о внесении записи в единый государственный реестр юридических лиц, зарегистрированном до ДД.ММ.ГГГГ серия 18 № от ДД.ММ.ГГГГ.
Основными видами деятельности предприятия являются:
- обеспечение эффективного функционирования жилищно-коммунального хозяйства города, уборки и ремонта дорог, содержание объектов благоустройства и озеленения, санитарной очистки города;
- деятельность по эксплуатации инженерных систем города;
- эксплуатация и обслуживание муниципального жилого фонда;
- оказание бытовых услуг и др.
Муниципальное унитарное предприятие жилищно-коммунального хозяйства эксплуатирует объект размещения отходов, расположенный по адресу: <адрес>; земельный участок общей площадью СУММА кв.м.с кадастровым номером № для размещения полигона твердых бытовых отходов.
В соответствии с частью 1 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В соответствии со статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей;на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Из материалов дела следует, что на основании приказа Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Удмуртской Республике от ДД.ММ.ГГГГ № была проведена плановая выездная проверка в отношении Муниципального унитарного предприятия жилищно-коммунального хозяйства, по результатам которой был составлен Акт от ДД.ММ.ГГГГ №.
В ходе осмотра территории полигона ТБО «Акт обследования территории (акватории) на предмет соблюдения природоохранных требований от ДД.ММ.ГГГГ) с восточной стороны за огороженной территорией полигона имеется уклон местности, за забором расположена канава, в которой обнаружена жидкость темного цвета со специфическим запахом, также обнаружены отходы, унесенные ветром в тела полигона (отходы картоны, отходы полиэтилена, отходы от стеклотары, бытовые отходы и другие) за пределами его территории на рельефе местности (почве).
В рамках плановой проверки проведен отбор проб жидкости темного цвета (акт от ДД.ММ.ГГГГ №). По результатам анализа состава отходов (протокол от ДД.ММ.ГГГГ №) установлено, что отход состоит из: азот аммонийный 399 мг/кг., хлориды 1223мг/кг, кальций – 658 мг/кг, прокаленный остаток 13816 млн. (-1), сухой остаток более 50 000 млн. (-1).
По результатам заключения экспертной организации (филиала «ЦЛАТИ по Удмуртской Республике» ФГБУ «ЦЛАТИ по ПФО») от ДД.ММ.ГГГГ № следует, что отобранный жидкий отход производства и потреблений (фильтрат) соответствует паспорту отходов I-IV классов опасности – фильтрат полигонов захоронения твердых коммунальных отходов (7 39 101 12394), отход IV класса опасности.
В результате проведенной проверки установлено, что МУП ЖКХ при эксплуатации полигона ТБО, расположенного по адресу: <адрес> осуществляется сброс отходов (фильтрат полигонов захоронения твердых коммунальных отходов малоопасный – код по ФККО 73910112394) и других видов отходов на рельеф местности (почву).
Из постановления административного органа от ДД.ММ.ГГГГ № следует, что главный инженер Муниципального унитарного предприятия жилищно-коммунального хозяйства Ф** привлечен к административной ответственности по статье 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за нарушение части 2 статьи 11, частей 2,3,4 статьи 18 Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», а именно несоблюдение экологических требований при накоплении и иной обращении с отходами производства и потребления.
Мотивируя отмену указанного постановления и прекращая производство по делу, судья сослался на то, что доказательств, подтверждающих, что главному инженеру Муниципального унитарного предприятия жилищно-коммунального хозяйства Ф** было поручено разработать проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение и документов об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, а также, что заявитель выполнял организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в Муниципальном унитарном предприятии жилищно-коммунального хозяйства, материалы дела не содержат.
С указанными выводами считаю возможным согласиться, поскольку они основаны на нормах материального права и подтверждаются доказательствами по делу.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (ст. 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
В соответствии со статьей 26.1Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении подлежат выяснению:
1) наличие события административного правонарушения;
2) лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность;
3) виновность лица в совершении административного правонарушения;
4) обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность;
5) характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением;
6) обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении;
7) иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья определяет Федеральный закон от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Федеральный закон № 89-ФЗ).
Согласно статье 1 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления":
отходы производства и потребления (далее - отходы) - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом;
обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов;
размещение отходов - хранение и захоронение отходов;
хранение отходов - складирование отходов в специализированных объектах сроком более чем одиннадцать месяцев в целях утилизации, обезвреживания, захоронения;
захоронение отходов - изоляция отходов, не подлежащих дальнейшей утилизации, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду;
утилизация отходов - использование отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг, включая повторное применение отходов, в том числе повторное применение отходов по прямому назначению (рециклинг), их возврат в производственный цикл после соответствующей подготовки (регенерация), а также извлечение полезных компонентов для их повторного применения (рекуперация);
обезвреживание отходов - уменьшение массы отходов, изменение их состава, физических и химических свойств (включая сжигание и (или) обеззараживание на специализированных установках) в целях снижения негативного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду;
сбор отходов - прием или поступление отходов от физических лиц и юридических лиц в целях дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, транспортирования, размещения таких отходов;
транспортирование отходов - перемещение отходов с помощью транспортных средств вне границ земельного участка, находящегося в собственности юридического лица или индивидуального предпринимателя либо предоставленного им на иных правах;
накопление отходов - временное складирование отходов (на срок не более чем шесть месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейших утилизации, обезвреживания, размещения, транспортирования;
обработка отходов - предварительная подготовка отходов к дальнейшей утилизации, включая их сортировку, разборку, очистку.
В предмет доказывания по рассматриваемому делу входит факт наличия отходов, установление лица, деятельность которого связана с образованием отходов либо обращением с ними, и нарушение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами.
Согласно статье 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Под должностным лицом в названном Кодексе следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации. Совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций, арбитражные управляющие, несут административную ответственность как должностные лица.
Согласно пункту 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16.10.2009 №19 «О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий» исполнение функций должностного лица по специальному полномочию означает, что лицо осуществляет функции представителя власти, исполняет организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции, возложенные на него законом, иным нормативным правовым актом, приказом или распоряжением вышестоящего должностного лица либо правомочным на то органом или должностным лицом (например, функции присяжного заседателя). Функции должностного лица по специальному полномочию могут осуществляться в течение определенного времени или однократно, а также могут совмещаться с основной работой.
Из материалов дела следует,главный инженер Ф** исполняет свои обязанности в соответствии с должностной инструкцией главного инженера, утвержденной директором Муниципального унитарного предприятия жилищно-коммунального хозяйства Бузановым А.В. ДД.ММ.ГГГГ
Согласно должностной инструкции главный инженерМуниципального унитарного предприятия жилищно-коммунального хозяйства выполняет следующие должностные обязанности:
- определяет политику и направление технического развития организации
- руководит деятельностью технических служб предприятия, контролирует результаты их работы, состояние трудовой и производственной дисциплины, руководит работой технического совета предприятия
- обеспечивает повышение уровня технической подготовки производства, его эффективности и сокращение материальных, финансовых и трудовых затрат
- руководит разработкой перспективных планов развития предприятия. Участвует в разработке проектов договоров в их технической части по внедрению новой техники и технологии производства, проектов реконструкции предприятия, его подразделений, обновления и модернизации оборудования, комплексной механизации и автоматизации производственных процессов и осуществляет контроль за их разработкой, а также руководит разработкой и внедрением энергосберегающих технологий
- руководит мероприятиями по капитальному и текущему ремонту: водоснабжения, канализации, теплоснабжения, газоснабжения, кровель, инженерного оборудования здания (бройлерное оборудование, насосы, вентиляторы, домофоны, средства охранной сигнализации), приборного оснащения зданий (приборы учета тепла, воды, электроэнергии, газа)
- осуществляет контроль за соблюдением проектной, конструкторской и технологической дисциплины правил и норм по охране труда, технике безопасности, производственной санитарии и пожарной безопасности, требований санитарных органов, а также органов, осуществляющих технический надзор; техническим состоянием и использованием жилищного фонда и предоставлением жилищно-коммунальных услуг; подготовкой предприятия к сезонным условиям эксплуатации; качеством и объемом выполненных работ и предоставленных услуг
- организует работы по ведению технической документации
- способствует созданию наиболее благоприятных и безопасных условий труда и повышению культуры производства
- организует работу по проектированию и внедрению в производство средств комплексной механизации и автоматизации технических процессов
- проводит работу по защите приоритета внедренных научно-технических решений, подготовке материалов на их патентование и получение лицензии. Содействует рационализаторству и изобретательству, организует помощь рационализаторам и изобретателям в оформлении и техническом обосновании предложений
- обеспечивает постоянноесовершенствованиеподготовки и повышение квалификации кадров в соответствии с требованиями научно-технического процесса.
При таких обстоятельствах, выявленные в ходе проверки нарушения и имеющиеся в деле доказательства свидетельствуют о том, что Ф**, являющийся главным инженером Муниципального унитарного предприятия жилищно-коммунального хозяйства, не является лицом, совершившим противоправные действия.
Довод государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Удмуртской Республике Кибардиной К.А. о том, что главный инженер Муниципального унитарного предприятия жилищно-коммунального хозяйства Ф** с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ исполнял обязанности директора Муниципального унитарного предприятия жилищно-коммунального хозяйства (распоряжение Администрации МО «Город Можга» от ДД.ММ.ГГГГ №), отклоняется, как несостоятельный.
На момент совершения административного правонарушения – ДД.ММ.ГГГГ директором являлся Д.И.С. (распоряжение Администрации МО «Город Можга» от ДД.ММ.ГГГГ №-р).
Доказательств того, что указанное нарушение имело место в период работы главного инженера Муниципального унитарного предприятия жилищно-коммунального хозяйства Ф**, заявителем жалобы не представлено.
При таких обстоятельствах выводы судьи об отсутствии состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, являются обоснованными.
Несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судебной инстанции норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, требований законодательства, подлежащих применению в деле, не свидетельствует о том, что судьей допущены существенные нарушения названного Кодекса и (или) предусмотренные им процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.7 - 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Верховного Суда Удмуртской Республики
решил:
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ 8.2 ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░** ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░░