14 июля 2017 года Пермский край г. Оса
Осинский районный суд Пермского края в составе председательствующего судьи Мялицыной О.В.,
при секретаре судебного заседания ссз,
с участием истца М.,
представителя ответчика администрации <адрес> городского поселения Л.,
третьих лиц Н., А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску М. о признании незаконным отказа Администрации <адрес> городского поселения в заключении договора социального найма, возложении обязанности заключить договор социального найма,
УСТАНОВИЛ:
В суд с исковым заявлением к Администрации <адрес> городского поселения о признании незаконным отказа Администрации <адрес> городского поселения в заключении договора социального найма, возложении обязанности заключить договор социального найма обратились М., обосновав исковое заявление тем, что с ДД.ММ.ГГГГ со свекровью З., умершей ДД.ММ.ГГГГ, и мужем В., умершим ДД.ММ.ГГГГ, проживала по адресу <адрес>. Ордер на квартиру был выдан З. и утерян при ее жизни.
В судебном заседании, настаивая на исковых требованиях, истец З. пояснила, что в ордер, выданный З., были вписаны ее муж В., А., Шилов - сожитель З. Она была вселена в квартиру и зарегистрирована с согласия З. и В., постоянно там проживала. Квартира двухкомнатная, площадью 26,5 кв.м. Считает, что с нею должен быть заключен договор социального найма, так как проживает в <адрес> лет, оплачивала коммунальные услуги. В очереди на получение жилья по договору социального найма не состоит, заявление не писала, так как не знает, какие нужны документы. Обращалась с заявлением о заключении договора социального найма ДД.ММ.ГГГГ, в чем ей было отказано в связи с не приложением необходимых документов. К заявлению никаких документов не прикладывала. В квартире кроме нее проживает А., в квартире также зарегистрирован ее сын Н. Со стороны администрации к ней требований о выселении из квартиры не было.
Представитель ответчика Администрации <адрес> городского поселения Л. в судебном заседании пояснил, что с требованиями не согласен, заключение договора социального найма невозможно по причине того, что не соблюдена процедура предоставления жилья в социальный наем. Решение органа местного самоуправления в отношении М. о признании нуждающейся и в постановке в очередь на предоставление жилья не принималось. Истец заявление о постановке в очередь на предоставление жилья не писала и мер к тому не принимает. В квартире проживает А., который был вписан в ордер, он имеет право обратиться с заявлением о приватизации жилого помещения. В предоставлении данного жилья в собственность администрация препятствий чинить не будет. В квартире зарегистрированы трое человек: М., А. и Н., который признан нуждающимся в жилье, состоит в очереди. По договору социального найма квартира площадью 26,5 кв.м на троих человек передана быть не может, так как будут нарушены требования к площади жилого помещения. В случае предоставления квартиры в социальный наем М. во внеочередном порядке будут нарушены права других лиц, которые состоят в очереди в качестве нуждающихся в жилье. Собрав необходимые документы, подтверждающие право вселения в квартиру, М. имеет право вновь обратиться с заявлением в администрацию. Вопрос о выселении М. и иных лиц из квартиры администрация не ставит.
Третье лицо А. в судебном заседании пояснил, что зарегистрирован и проживает в квартире с 1985 года, был вселен на основании ордера вместе с матерью З., с 1997 г. по 2002 г. находился в местах лишения свободы, после освобождения вернулся проживать в данную квартиру, на тот момент М. проживала там с В. Сейчас в квартире проживают он и М. Коммунальные услуги оплачивают оба по мере возможности.
Третье лицо Н. в судебном заседании пояснил, что проживал в спорной квартире с матерью М. и отцом В., потом проживал в детском доме. Обращался с заявлением в администрацию о постановке в очередь в качестве нуждающегося в жилье, в октябре 2016 года ему было отказано, так как не представил необходимые документы о вселении. Собрал необходимые документы, обратился вновь с таким заявлением и был постановлен в очередь.
Суд, изучив исковое заявление, выслушав доводы истца М., третьих лиц А., Н., возражения представителя ответчика, изучив материалы дела, считает, что оснований для удовлетворения исковых требований М. не имеется по следующим основаниям.
Установлено, что истец М. зарегистрирована в квартире по адресу <адрес> ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 13 - 14), совместно с нею по данному адресу согласно справке ООО «УК «Управдом» проживают Н., А. (л.д. 12). Согласно квитанциям за март, май 2017 года, оплачивает коммунальные услуги (л.д. 15, 16), ДД.ММ.ГГГГ произвела оплату за соцнайм (л.д. 17). В. является сыном З., М. состояла в браке с В. с ДД.ММ.ГГГГ, З. умерла ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 9), В. умер ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 10).
ДД.ММ.ГГГГ М. обратилась в Администрацию Осинского городского поселения с заявлением о заключении договора социального найма по адресу <адрес> - 3. ДД.ММ.ГГГГ Администрацией Осинского городского поселения было отказано М. в заключении договора социального найма в связи с тем, что не представлены документы, подтверждающие право пользования жилым помещением (ордер, решение о предоставлении жилого помещения или иные документы, подтверждающие законное проживание в данной квартире) (л.д. 11).
Жилищный кодекс Российской Федерации введен в действие с ДД.ММ.ГГГГ.
В целях правовой определенности статьей 5 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» от ДД.ММ.ГГГГ № 189-ФЗ установлено, что к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Так, согласно части 1 статьи 6 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» от ДД.ММ.ГГГГ № 189-ФЗ, с ДД.ММ.ГГГГ принятие на учет граждан в целях последующего предоставления им по договорам социального найма жилых помещений в государственном или муниципальном жилищном фонде осуществляется по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Жилищным кодексом Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением, установленных частью 2 данной статьи случаев.
В части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации указаны категории граждан, которым жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди, среди которых граждане, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат; граждане, страдающие тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации перечне.
В соответствии с частями 3, 4 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления. Такое решение о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, принятое с соблюдением требований Жилищного кодекса Российской Федерации, является основанием заключения соответствующего договора социального найма в срок, установленный данным решением.
Как установлено частью 1 статьи 67 Жилищного кодекса Российской Федерации, наниматель жилого помещения по договору социального найма имеет право в установленном порядке: 1) вселять в занимаемое жилое помещение иных лиц; 2) сдавать жилое помещение в поднаем; 3) разрешать проживание в жилом помещении временных жильцов.
В соответствии со статьей 69 Жилищного кодекса Российской Федерации члены семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма имеют равные с нанимателем права и обязанности (часть 2); если гражданин перестал быть членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, но продолжает проживать в занимаемом жилом помещении, за ним сохраняются такие же права, какие имеют наниматель и члены его семьи (часть 4).
В силу статьи 70 Жилищного кодекса Российской Федерации наниматель с согласия в письменной форме членов своей семьи, в том числе временно отсутствующих членов своей семьи, вправе вселить в занимаемое им жилое помещение по договору социального найма своего супруга, своих детей и родителей или с согласия в письменной форме членов своей семьи, в том числе временно отсутствующих членов своей семьи, и наймодателя - других граждан в качестве проживающих совместно с ним членов своей семьи. Наймодатель может запретить вселение граждан в качестве проживающих совместно с нанимателем членов его семьи в случае, если после их вселения общая площадь соответствующего жилого помещения на одного члена семьи составит менее учетной нормы. На вселение к родителям их несовершеннолетних детей не требуется согласие остальных членов семьи нанимателя и согласие наймодателя (часть 1). Вселение в жилое помещение граждан в качестве членов семьи нанимателя влечет за собой изменение соответствующего договора социального найма жилого помещения в части необходимости указания в данном договоре нового члена семьи нанимателя (часть 2).
Статьей 82 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что дееспособный член семьи нанимателя с согласия остальных членов своей семьи и наймодателя вправе требовать признания себя нанимателем по ранее заключенному договору социального найма вместо первоначального нанимателя. Такое же право принадлежит в случае смерти нанимателя любому дееспособному члену семьи умершего нанимателя.
Действовавшим до ДД.ММ.ГГГГ Жилищным кодексом РСФСР устанавливались схожие правоотношения в области социального найма жилья. Так, было предусмотрено, что пользование жилыми помещениями в домах государственного и общественного жилищного фонда осуществляется в соответствии с договором найма жилого помещения и правилами пользования жилыми помещениями, который заключался в письменной форме на основании ордера на жилое помещение между наймодателем - жилищно-эксплуатационной организацией (а при ее отсутствии - соответствующим предприятием, учреждением, организацией) и нанимателем - гражданином, на имя которого выдан ордер (статьи 51, 52). К членам семьи нанимателя относятся супруг нанимателя, их дети и родители. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы, а в исключительных случаях и иные лица могут быть признаны членами семьи нанимателя, если они проживают совместно с нанимателем и ведут с ним общее хозяйство (статья 53).
Из статьи 54 Жилищного кодекса РСФСР следовало, что наниматель вправе в установленном порядке вселить в занимаемое им жилое помещение своего супруга, детей, родителей, других родственников, нетрудоспособных иждивенцев и иных лиц, получив на это письменное согласие всех совершеннолетних членов своей семьи. На вселение к родителям их детей, не достигших совершеннолетия, не требуется согласия остальных членов семьи. Граждане, вселенные нанимателем в соответствии с правилами настоящей статьи, приобретают равное с нанимателем и остальными членами его семьи право пользования жилым помещением, если эти граждане являются или признаются членами его семьи (статья 53) и если при вселении между этими гражданами, нанимателем и проживающими с ним членами его семьи не было иного соглашения о порядке пользования жилым помещением.
Статьей 88 Жилищного кодекса РСФСР предусматривалось, что совершеннолетний член семьи нанимателя может с согласия нанимателя и остальных совершеннолетних членов семьи требовать признания его нанимателем по ранее заключенному договору найма вместо первоначального нанимателя. Такое же право принадлежит в случае смерти нанимателя любому совершеннолетнему члену семьи умершего.
Согласно пункту 2 статьи 672 Гражданского кодекса Российской Федерации проживающие по договору социального найма жилого помещения совместно с нанимателем члены его семьи пользуются всеми правами и несут все обязанности по договору найма жилого помещения наравне с нанимателем.
По требованию нанимателя и членов его семьи договор может быть заключен с одним из членов семьи. В случае смерти нанимателя или его выбытия из жилого помещения договор заключается с одним из членов семьи, проживающих в жилом помещении.
В соответствии с пунктом 4 статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации, если сторона, для которой в соответствии с Гражданским кодексом или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием, о понуждении заключить договор.
По смыслу статьи 3 Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации, статей 11, 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 11 Жилищного кодекса Российской Федерации судом осуществляется защита нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
Исковые требования М. о возложении на Администрацию Осинского городского поселения обязанности по заключению договора социального найма основаны на ее несогласии с принятым ДД.ММ.ГГГГ решения об отказе в заключении договора социального найма.
Из оспариваемого решения от ДД.ММ.ГГГГ следует, что заявителем М. не были приложены необходимые документы, подтверждающие право пользования жилым помещением (ордер, решение о предоставлении жилого помещения или иные документы, подтверждающие законное проживание в данной квартире). После получения решения об отказе истец М. каких-либо мер к устранению недостатков не предприняла, вновь в Администрацию Осинского городского поселения с заявлением о заключении договора социального найма с приложением документов, подтверждающих ее право пользования жилым помещением, не обращалась, письменное согласие остальных проживающих в спорной квартире на заключение с нею договора социального найма не представляла. Такие документы не представлены М. и в судебное заседание, не смотря на неоднократное разъяснение судом.
Таким образом, отсутствует факт уклонения Администрации Осинского городского поселения от заключения договора социального найма, соответственно, отсутствует нарушение ответчиком прав и законных интересов истца в отношении спорного жилого помещения.
С учетом изложенного, не имеется оснований для удовлетворения требований истца о признании незаконным решения ответчика об отказе в заключении договора социального найма и об обязании ответчика заключить с истцом договор социального найма жилого помещения.
При этом суд отмечает, что истец не лишена возможности оформить необходимые документы и в установленном порядке повторно обратиться в Администрацию Осинского городского поселения с заявлением о заключении договора социального найма.
На основании изложенного, руководствуясь статьям 198, 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований М. к Администрации Осинского городского поселения о признании незаконным отказа Администрации Осинского городского поселения в заключении договора социального найма, возложении обязанности заключить договор социального найма отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Осинский районный суд Пермского края в течение месяца с даты его вынесения.
Судья О.В. Мялицына