Дело № 12-224/2021
УИД 66RS0012-01-2021-002699-78
Р Е Ш Е Н И Е
г. Каменск-Уральский
Свердловская область 23 декабря 2021 года
Судья Синарского районного суда г. Каменска-Уральского Свердловской области Никитина М.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Пермяковой Л.А., поданную в интересах Николаева Е.Г., на постановление по делу об административном правонарушении,
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением заместителя начальника Межрайонной ИФНС России №22 по Свердловской области Кайгородовой О.Б. № 66122126500049700004 от 30.09.2021 года генеральный директор ООО «Зори Урала» Николаев Е.Г. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ), и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей
Должностным лицом Межрайонной ИФНС России №22 по Свердловской области установлено, что Николаев Е.Г., являясь генеральным директором ООО «Зори Урала», нарушил требования к валютным операциям, а именно: ООО «Зори Урала» как резидент произвело выплаты по трудовым договорам работникам (иностранным гражданам) физическим лицам - нерезидентам в период с 01 ноября 2019 года по 31 декабря 2020 года в размере 7 949 880 рублей 07 копеек из кассы предприятия в наличной форме по платежным ведомостям, а не через банковские счета в уполномоченных банках.
Не согласившись с указанным постановлением, Пермякова Л.А., действующая в интересах Николаева Е.Г., обратилась в Синарский районный суд г. Каменска-Уральского с жалобой, в которой просит постановление по делу об административном правонарушении отменить, признать правонарушение малозначительным, принять новое решение, объявив Николаеву Е.Г. предупреждение, учесть, что допущенное нарушение устранено путем заключения с банком зарплатного договора.
Николаев Е.Г., извещенный о дате, месте и времени судебного заседания, не явился, ходатайство об отложении рассмотрения дела не представил, направил в суд своего защитника.
В судебном заседании защитник Пермякова Л.А. доводы жалобы поддержала в полном объеме. Пояснила, что ООО «Зори Урала» в связи с кадровой нехваткой принимало на работу иностранных граждан, временно пребывающих в Россию и работающих по патентам. Выплата заработной платы таким работникам производилась на основании трудового договора, и осуществлялась через кассу предприятия наличными денежными средствами, поскольку заявлений от иностранных сотрудников о перечислении денежных средств в безналичном порядке на банковские счета не поступало. С начисленной заработной платы своевременно производилась уплата налогов. В январе 2021 года между ООО «Зори Урала» и АО «Россельхозбанк» заключен зарплатный договор, и с марта 2021 года всем сотрудникам, в том числе иностранным, выплата заработной платы производится на платежные карты «МИР» АО «Россельхозбанк». В настоящее время предприятие ООО «Зори Урала» продано.
Представитель Межрайонной ИФНС России № 22 по Свердловской области Лукьянова Л.В. полагала необоснованными доводы жалобы о малозначительности правонарушения и замене штрафа предупреждением, с учетом характера и степени общественной опасности правонарушения, создающего угрозу безопасности государства.
Исследовав доказательства по делу, изучив доводы жалобы, заслушав участников процесса, прихожу к следующему.
Частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ предусмотрена ответственность за осуществление незаконных валютных операций, то есть валютных операций, запрещенных валютным законодательством Российской Федерации или осуществленных с нарушением валютного законодательства Российской Федерации, включая куплю-продажу иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, минуя уполномоченные банки, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены, минуя счета в уполномоченных банках или счета (вклады) в банках, расположенных за пределами адрес, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены за счет средств, зачисленных на счета (вклады) в банках, расположенных за пределами адрес, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации.
В силу пп."б" п. 9 ч. 1 ст. 1 Федерального закона № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле», валютной операцией является приобретение резидентом у нерезидента либо нерезидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу нерезидента либо нерезидентом в пользу резидента валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа.
В силу ч. 2 ст. 14 Закона № 173-ФЗ расчеты при осуществлении валютных операций производятся юридическими лицами – резидентами через банковские счета в уполномоченных банках, порядок открытия и ведения которых устанавливается Центральным банком Российской Федерации, а также переводами электронных денежных средств.
Данной нормой установлен исчерпывающий перечень допустимых случаев осуществления юридическими лицами – резидентами расчетов с физическими лицами – нерезидентами в наличной валюте Российской Федерации и наличной иностранной валюте без использования банковских счетов в уполномоченных банках.
Операции по выдаче Обществом денежных средств иностранному гражданину – нерезиденту наличных денежных средств, минуя счет в уполномоченных банках, валютным законодательством Российской Федерации не предусмотрены.
Общество с ограниченной ответственностью «Зори Урала» зарегистрировано в соответствии с законодательством Российской Федерации, следовательно, согласно нормам Закона № 173-ФЗ является резидентом.
При проведении проверки соблюдения ООО «Зори Урала» валютного законодательства государственным налоговым инспектором МИФНС № 22 были выявлены факты нарушения норм ч. 2 ст. 14 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле».
ООО «Зори Урала» в период с 01 ноября 2019 по 21 декабря 2020 года с иностранными гражданами О.И., О.М., Т.Ж., Ш.И., Ш.У., Х.О., Ж.Х., Х.А., Э.О., Т.Б., О.Б., Ш.Х., Ш.Ш., Ш.Д., Х.П., О.Х., Ш.Э., Т.С. были заключены трудовые договоры, в соответствии с п. 1.1 которых работодатель обязуется выплачивать работнику заработную плату через кассу предприятия.
Согласно ответу из отдела по вопросам миграции МО МВД России «Каменск-Уральский» О.И., О.М., Т.Ж., Ш.И., Ш.У., Х.О., Ж.Х., Х.А., Э.О., Т.Б., О.Б., Ш.Х., Ш.Ш., Ш.Д., Х.П., О.Х., Ш.Э., Т.С. осуществляли трудовую деятельность на территории Свердловской области и состояли на миграционном учете как временно пребывающие иностранные граждане, т.е. являлись иностранными гражданами.
Согласно платежным ведомостям: № 109 от 01.11.2019, № 116 от 29.11.2019, № 124 от 27.11.2019, № 126 от 27.11.2019, № 133 от 24.12.2019, № 142 от 24.12.2019, № 140 от 16.12.2019, № 120 от 14.11.2019, № 123 от 29.11.2019, № 139 от 13.12.2019, № 7 от 05.02.2020, № 13 от 29.01.2020, № 14 от 06.03.2020, № 24 от 20.02.2020, № 21 от 17.02.2021, № 39 от 18.03.2020, № 34 от 10.04.2020, № 47 от 08.05.2020, № 32 от 10.03.2020, № 54 от 30.04.2020, № 58 от 05.06.2020, № 69 от 07.07.2020, № 77 от 31.07.2020, № 84 от 31.08.2020, № 96 от 08.09.2020, № 90 от 17.08.2020, № 101 от 09.10.2020, № 109 от 05.10.2020, № 112 от 09.10.2020, № 114 от 19.10.2020, № 117 от 06.11.2020, № 126 от 30.11.2020, № 127 от 09.11.2020, № 128 от 11.11.2020, № 130 от 03.12.2020, № 133 от 23.11.2020, № 13 от 26.01.2021, № 137 от 31.12.2020, № 129 от 12.11.2020, № 6 от 10.02.2021, № 5 от 15.02.2021, ООО «Зори Урала» произвело выплату заработной платы вышеуказанным иностранным гражданам в наличной форме в общей сумме 7 949 880 рублей 07 копеек, минуя счета в уполномоченных банках РФ.
Данные действия генерального директора ООО «Зори Урала» Николаева Е.Г., утвердившему выплату нерезидентам (работникам О.И., О.М., Т.Ж., Ш.И., Ш.У., Х.О., Ж.Х., Х.А., Э.О., Т.Б., О.Б., Ш.Х., Ш.Ш., Ш.Д., Х.П., О.Х., Ш.Э., Т.С. – иностранным гражданам) по платежным ведомостям денежных средств из кассы, были квалифицированы налоговым органом как нарушение п. 2 статьи 14 Закона N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле", в результате чего Николаев Е.Г. привлечен к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ.
Факт совершения административного правонарушения и виновность Николаева Е.Г. подтверждены совокупностью доказательств, допустимость и достоверность которых сомнений не вызывают, а именно: протоколом об административном правонарушении; сведениями об иностранных гражданах, копиями трудовых договоров с работниками, являющимися нерезидентами; копиями платежных ведомостей.
Указанные доказательства получены с соблюдением требований закона, их допустимость и достоверность сомнений не вызывают. Доказательства получили надлежащую оценку должностного лица в соответствии со ст. 26.11 КоАП РФ, заявителем достоверность и допустимость доказательств не оспаривается.
В соответствии со статьей 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. В силу примечания к указанной норме совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники организаций несут административную ответственность как должностные лица.
Выводы должностного лица налогового органа о том, что вышеуказанные действия генерального директора ООО «Зори Урала» Николаева Е.Г., не принявшего все зависящие от него меры по надлежащему соблюдению валютного законодательства, образуют объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ, являются правильными и заявителем, как в жалобе, так и в судебном заседании не оспариваются.
Действия Николаева Е.Г. по ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ должностным лицом налогового органа квалифицированы правильно, а его вина установлена и подтверждена материалами дела.
Каких-либо существенных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении, влекущих недопустимость доказательств, в судебном заседании не установлено.
Вместе с тем, считаю необходимым учесть следующее.
Согласно ч.ч. 1 и 2 ст. 4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом. При назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Частью 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ, установлено, что некоммерческим организациям, а также являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
Предупреждение – это мера административного наказания, выраженная в официальном порицании физического лица, которое выносится в письменной форме (ст. 3.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
В соответствии с ч. 2 ст. 3.4 КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
Условия для получения хозяйствующими субъектами статуса субъекта малого и среднего предпринимательства установлены Федеральным законом от 24.07.2007 N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».
Ведение единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах (ст. 4.1 Федерального закона N 209-ФЗ).
ООО «Зори Урала» является средним предприятием и относится к субъектам малого и среднего предпринимательства, что подтверждается сведениями из реестра субъектов малого и среднего предпринимательства.
Административным органом не представлено доказательств того, что выявленное в ходе проверки нарушение привело к причинению вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, либо к причинению имущественного ущерба.
В данном случае исходя из конкретных обстоятельств правонарушения, личности лица, привлекаемого к административной ответственности, учитывая, что нарушение законодательства совершено впервые, суд считает возможным избрать для него меру административного наказания в виде предупреждения.
При таких обстоятельствах оспариваемое постановление подлежит изменению в части замены административного наказания в виде штрафа на наказание в виде предупреждения.
Применение предупреждения, равно как и другого административного наказания, влечет для нарушителя соответствующие правовые последствия. Лицо, которому назначено это административное взыскание, считается подвергнутым данному наказанию в течение одного года со дня окончания исполнения постановления о назначении предупреждения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.6, 30.7 ч. 1 п. 2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
Р Е Ш И Л:
Жалобу Пермяковой Л.А., поданную в интересах Николаева Е.Г., удовлетворить.
Постановление заместителя начальника Межрайонной ИФНС России №22 по Свердловской области Кайгородовой О.Б. № 66122126500049700004 от 30.09.2021 года, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Николаева Е.Г. изменить.
Заменить Николаеву Е.Г. административное наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей в соответствии со ст. 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях на предупреждение.
Решение может быть обжаловано в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии в Свердловский областной суд путем подачи жалобы через Синарский районный суд г. Каменска-Уральского.
Судья М.Н. Никитина