Дело № 2-2698/2018
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
17 июля 2018 года город Пятигорск
Пятигорский городской суд Ставропольского края под председательством
судьи Лихомана В.П.,
при секретаре Шурдумове А.Х.,
с участием представителя истицы Христокьяна Я.М.,
представителя ответчика ГУ – УПФ РФ
по городу-курорту Пятигорску
Ставропольского края (межрайонное) Мартиросовой Л.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в Пятигорском городском суде Ставропольского края гражданское дело № 2-2698/2018 по иску Колбасиной А. В. к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда РФ по городу-курорту Пятигорску Ставропольского края (межрайонное) о признании права на включение в страховой стаж лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения соответствующего периода работы,
УСТАНОВИЛ:
Согласно исковому заявлению и объяснениям представителя истицы, ДД.ММ.ГГГГ Кобасина А.В. обратилась в ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ по городу-курорту Пятигорску Ставропольского края (межрайонное) с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости согласно п. 20 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
ДД.ММ.ГГГГ ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ по городу-курорту Пятигорску (межрайонное) принято решение об отказе в досрочном назначении страховой пенсии по старости (решение об отказе в досрочном назначении страховой пенсии по старости № от ДД.ММ.ГГГГ) из-за отсутствия требуемой продолжительности стажа лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 30 лет в городах, независимо от их возраста.
Согласно указанному решению ответчика, стаж лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения по Списку и Правилам от 29.10.2002 № 781 составляет 11 лет 6 месяцев 16 дней. С применением правил подсчета стажа, предусмотренных частями 3, 4 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», а также с учетом постановления Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 № 2-П по нормам действовавшего на 31.12.2001 правового регулирования, т.е. по нормам Закона РФ от 20.11.1990 № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации» стаж лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения составляет 12 лет 2 месяца 10 дней.
В стаж лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения по Списку и Правилам от 29.10.2002 № 781 включены периоды с 01.11.1985 по 15.04.1989 в должности <данные изъяты> с 16.04.1989 по 29.11.1990 в должности медицинской сестры детского отделения стационара в Свердловском медицинском научном центре профилактики и охраны здоровья рабочих промпредприятий, с 07.02.1991 по 03.01.1994 (в т.ч. отпуск по уходу за ребенком с 30.12.1991 по 03.01.1994) в должности медицинской сестры процедурного кабинета, с 04.01.1994 по 31.10.1996 в должности медицинской сестры дежурной, с 01.11.1996 по 31.01.1997 в должности медицинской сестры палатной, с 01.02.1997 по 23.07.1997 в должности медицинской сестры дежурной в Санатории для детей с родителями с заболеваниями опорно-двигательной системы «Горячий ключ» Ставропольского края зонального управления специализированных санаториев.
С применением правил подсчета стажа, предусмотренных частями 3, 4 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», а также с учетом постановления Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 № 2-П по нормам действовавшего на 31.12.2001 правового регулирования, т.е. по нормам Закона РФ от 20.11.1990 № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации» в стаж лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения включены периоды с 01.11.1985 по 15.04.1989 в должности медицинской сестры детского отделения клиники в Свердловском научно-исследовательском институте курортологии и физиотерапии, с 07.02.1991 по 03.01.1994 (в т.ч. отпуск по уходу за ребенком с 30.12.1991 по 03.01.1994) в должности медицинской сестры процедурного кабинета, с 04.01.1994 по 31.10.1996 в должности медицинской сестры дежурной, с 01.11.1996 по 31.01.1997 в должности медицинской сестры палатной, с 01.02.1997 по 31.10.1999 в должности медицинской сестры дежурной в Санатории для детей с родителями с заболеваниями опорно-двигательной системы «Горячий ключ» Ставропольского края зонального управления специализированных санаториев.
С принятым ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ по городу-курорту Пятигорску (межрайонное) решением Колбасина А.В. не согласна по следующим основаниям.
В соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ по городу-курорту Пятигорску (межрайонное) в протоколе решения об отказе в досрочном назначении страховой пенсии по старости указано, что в стаж лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения по Списку и Правилам от 29.10.2002 № 781 не включен, в т.ч. период с 24.07.1997 по 31.10.1999 в должности медицинской сестры дежурной с совмещением обязанности медицинской сестры кабинета функциональной диагностики в санатории «Горячий ключ», т.к. по представленным документам основными видами деятельности учреждения является санаторно-курортное лечение и многопрофильность, также деятельность Колбасиной А.В. в санатории не связана со специализациями, указанными в Списке от 22.09.1999 № 1066 и в Списке от 29.10.2002 № 781. По сведениям индивидуального персонифицированного учета, представленным санаторием, деятельность Колбасиной А.В. не квалифицирована как лечебная.
Рассматривая доводы ответчика в части того, что льготный стаж Колбасиной А.В. на соответствующих видах работ не подтверждается сведениями индивидуального персонифицированного учета, представитель истицы просил суд обратить внимание, что невыполнение работодателем – санаторием в спорный период обязанности по предоставлению сведений о медицинской сестре Колбасиной А.В. в территориальные органы Пенсионного фонда, как о застрахованном лице, осуществлявшим лечебную деятельность, не может лишать ее права на досрочную страховую пенсию, поскольку это находится вне зависимости от ее воли.
В соответствии с ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», ст. 25 Федерального закона № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», ст. 28 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ, сведения о застрахованных лицах, в т.ч. код льготной профессии – лечебная деятельность представляются страхователями (работодателями), отвечающими за достоверность указанной информации о застрахованных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета.
Данный вывод согласуется с позицией Верховного Суда РФ, отраженной в пункте 9 постановления Пленума Верховного суда РФ № 30 от 11.12.2012 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии», предусматривающем гарантию прав работника на пенсионное обеспечение вне зависимости от исполнения работодателем своих обязанностей, в т.ч. даже более серьезных нарушений пенсионного законодательства (уплаты страховых взносов).
При этом, представитель истицы просил суд обратить внимание на то, что страховые взносы по лицевому счету истицы выплачивались, что не оспаривается ответчиком, следовательно, работник является в силу ст. 4 Федерального закона № 400 застрахованным лицом, имеющим право на пенсию (право на страховую пенсию имеют граждане РФ, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации») и согласно ст. 11 этого закона имеет право на включение в страховой стаж периодов работы, что прямо указано в законе (в страховой стаж включаются периоды работы, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд РФ).
Кроме того, представитель истицы считает необоснованными доводы ответчика в части отказа Колбасиной А.В. включить оспариваемый период работы в стаж на соответствующих видах работ в связи с тем, что основными видами деятельности учреждения является санаторно-курортное лечение и многопрофильность, также деятельность Колбасиной А.В. в санатории не связана со специализациями, указанными в Списке от 22.09.1999 № 1066 и в Списке от 29.10.2002 № 781.
Спорный период не принят ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ по городу-курорту Пятигорску (межрайонное) к зачету в стаж на соответствующих видах работ по Списку и Правилам от 29.10.2002 № 781.
Вместе с тем, включен ответчиком в бесспорном порядке в стаж лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения с применением правил подсчета стажа, предусмотренных частями 3, 4 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», а также с учетом постановления Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 № 2-П по нормам действовавшего на 31.12.2001 правового регулирования, т.е. по нормам Закона РФ от 20.11.1990 № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации».
В силу постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 29.01.2004 № 2-П, при определении права на досрочную трудовую пенсию по старости согласно п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», исчисление медицинского стажа за периоды работы до 01.11.1999 может осуществляться в соответствии с постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 № 464.
Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 № 464 предусмотрено, что в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет, работникам здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений засчитываются все виды лечебной и иной работы по охране здоровья населения в учреждениях (организациях) и должностях, предусмотренных прилагаемым Списком, независимо от ведомственной подчиненности учреждений (организаций). В Списке же указан средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности.
Кроме того, законодательного требования о наличии соответствующего профиля лечения у санатория до ДД.ММ.ГГГГ не предусмотрено.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в постановлении Президиума Верховного Суда РФ от 29.11.2006 «Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за III квартал 2006 года», согласно пп. 11 п. 1 ст. 28 Федерального закона от 17.12.2001 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» сохранено право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и в поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Положения данной статьи реализуются в постановлении Правительства РФ от 29.10.2002 № 781, утвердившем Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в соответствии с пп. 11 п. 1 ст. 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», а также Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в соответствии с пп. 11 п. 1 ст. 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
В силу п. 3 названных Правил периоды работы в любой должности, указанной в разделе «Наименование должностей» упомянутого Списка, включаются в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим трудовую деятельность в учреждениях, предусмотренных в разделе «Наименование учреждений» Списка. Должность медицинской сестры включена в раздел «Наименование должностей» Списка. В п. 21 раздела «Наименование учреждений» Списка перечислены санатории (курорты), в том числе детские, в которых лечение осуществляется по определенному профилю (например, психоневрологические).
Это, по мнению представителя истицы, означает, что работа в должности медицинской сестры в многопрофильном санатории, в котором осуществляется лечение по одному или нескольким профилям, названным в разделе «Наименование учреждений» Списка, дает право на назначение трудовой пенсии по старости досрочно в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения.
Следовательно, медицинские сестры, работавшие в многопрофильных санаториях, имеют право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с пп. 11 п. 1 ст. 28 Федерального закона от 17.12.2001 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в случае включения одного или нескольких профилей санатория в раздел «Наименование учреждений» Списка.
В Списке от 29.10.2002 № 781 предусмотрен зачет врачам и среднему медицинскому персоналу в стаж лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения периодов работы в учреждениях здравоохранения в санаториях (курортах), в том числе детских: для лечения туберкулеза всех форм; для больных с последствиями полиомиелита; для гематологических больных; для лечения больных с нарушениями опорно-двигательного аппарата; для больных ревматизмом; психоневрологических.
Из Списка от 29.10.2002 № 781 следует, что законодательно установлены требования к соответствующей специализации (профилю) лечебного учреждения – санатория, а не должности врача и среднего медицинского персонала, медицинского подразделения (отделения, палаты, кабинета).
Таким образом, юридически значимым обстоятельством, по мнению представителя истицы, является установление наличия у санатория одного или нескольких профилей, названных в разделе «Наименование учреждений» Списка от 29.10.2002 № 781.
В силу приказа Минздрава РФ от 08.12.2000 № 427 «О распределении путевок в детские санатории Минздрава России на 2001 - 2005 годы», санаторий «Горячий ключ» указан в качестве рекомендуемых с профилем заболевания опорно-двигательного аппарата.
В уставе Федерального государственного учреждения санаторий «Горячий ключ» Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию (в редакции от 11.03.2005) предусмотрено, что санаторий является федеральным специализированным медицинским учреждением.
Из раздела 2 названного устава следует, что целями деятельности учреждения являются: оказание медицинских, в т.ч. санаторно-курортных, профилактических, оздоровительных услуг детям от 4-х лет и подросткам в сопровождении родителей, взрослым с заболеваниями опорно-двигательного аппарата, органов пищеварения, нервной системы, заболеваниями кожи, ЛОР-органов и другими сопутствующими заболеваниями.
Принимая во внимание изложенное, представитель истицы считает, что санаторий на основании устава, приказа Минздрава РФ от 08.12.2000 № 427 «О распределении путевок в детские санатории Минздрава России на 2001 - 2005 годы», справки ГБУЗ СК «Краевой санаторий для детей с родителями «Горячий ключ» от 19.03.2018 проводит непосредственное лечение больных с нарушениями опорно-двигательного аппарата, т.е. по профилю, предусмотренному п. 21 Списка, утвержденного постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 № 781.
С учетом вышеизложенного, на основании постановления Президиума Верховного Суда РФ от 29.11.2006 «Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за III квартал 2006 года», в стаж лечебной деятельности Колбасиной А.В., по мнению ее представителя, согласно п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» подлежит включению период работы истицы с 24.07.1997 по 31.10.1999 в должности медицинской сестры дежурной с совмещением обязанности медицинской сестры кабинета функциональной диагностики в санатории «Горячий ключ».
По изложенным основания Колбасина А.В. в исковом заявлении и ее представитель в судебном заседании, просили суд о признании за истицей права и возложении на ответчика обязанности включить в страховой стаж лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости согласно п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» период: с 24.07.1997 по 31.10.1999 в должности медицинской сестры дежурной с совмещением обязанности медицинской сестры кабинета функциональной диагностики в санатории «Горячий ключ».
Истица Колбасина А.В. в судебное заседание не явилась, несмотря на то, что была извещена о его времени и месте, однако направила в суд заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие, в связи с чем суд, на основании ч.ч. 3-5 ст. 167 ГПК РФ, счел возможным рассмотреть дело в ее отсутствие.
Представитель ответчика ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ по городу-курорту Пятигорску Ставропольского края (межрайонное) Мартиросова Л.С. в судебном заседании возражала в отношении иска по основаниям, изложенным в решении ответчика об отказе истице в досрочном назначении страховой пенсии по старости № 7 от 07.03.2018, и просила в иске отказать.
Заслушав объяснения представителей сторон, оценив представленные доказательства по правилам, установленным ст. 67 ГПК РФ, суд пришел к следующим выводам.
В соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 8 этого Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
В силу п. 1 постановления Пленума Верховного суда РФ от 11.12.2012 № 30, в случае несогласия с решением органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, гражданин вправе обжаловать его в вышестоящий орган (по отношению к органу, вынесшему соответствующее решение) и (или) обратиться в суд с соответствующими требованиями (пункт 7 статьи 18 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
08.12.2017 Колбасина А.В. обратилась в ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ по городу-курорту Пятигорску Ставропольского края (межрайонное) с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости согласно п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
07.03.2018 ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ по городу-курорту Пятигорску (межрайонное) принято решение об отказе в досрочном назначении страховой пенсии по старости (решение об отказе в досрочном назначении страховой пенсии по старости № 7 от 07.03.2018) из-за отсутствия требуемой продолжительности стажа лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 30 лет в городах, независимо от их возраста.
Согласно указанному решению ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ по городу-курорту Пятигорску (межрайонное), стаж лечебной и иной деятельности истицы по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения по Списку и Правилам от 29.10.2002 № 781 составляет 11 лет 6 месяцев 16 дней. С применением правил подсчета стажа, предусмотренных частями 3, 4 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», а также с учетом постановления Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 № 2-П по нормам действовавшего на 31.12.2001 правового регулирования, т.е. по нормам Закона РФ от 20.11.1990 № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации» стаж лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения составляет 12 лет 2 месяца 10 дней.
В стаж лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения по Списку и Правилам от 29.10.2002 № 781 включены периоды с 01.11.1985 по 15.04.1989 в должности медицинской сестры детского отделения клиники в Свердловском научно-исследовательском институте курортологии и физиотерапии, с 16.04.1989 по 29.11.1990 в должности медицинской сестры детского отделения стационара в Свердловском медицинском научном центре профилактики и охраны здоровья рабочих промпредприятий, с 07.02.1991 по 03.01.1994 (в т.ч. отпуск по уходу за ребенком с 30.12.1991 по 03.01.1994) в должности медицинской сестры процедурного кабинета, с 04.01.1994 по 31.10.1996 в должности медицинской сестры дежурной, с 01.11.1996 по 31.01.1997 в должности медицинской сестры палатной, с 01.02.1997 по 23.07.1997 в должности медицинской сестры дежурной в Санатории для детей с родителями с заболеваниями опорно-двигательной системы «Горячий ключ» Ставропольского края зонального управления специализированных санаториев.
С применением правил подсчета стажа, предусмотренных частями 3, 4 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», а также с учетом постановления Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 № 2-П по нормам действовавшего на 31.12.2001 правового регулирования, т.е. по нормам Закона РФ от 20.11.1990 № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации» в стаж лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения включены периоды работы истицы с 01.11.1985 по 15.04.1989 в должности медицинской сестры детского отделения клиники в Свердловском научно-исследовательском институте курортологии и физиотерапии, с 07.02.1991 по 03.01.1994 (в т.ч. отпуск по уходу за ребенком с 30.12.1991 по 03.01.1994) в должности медицинской сестры процедурного кабинета, с 04.01.1994 по 31.10.1996 в должности медицинской сестры дежурной, с 01.11.1996 по 31.01.1997 в должности медицинской сестры палатной, с 01.02.1997 по 31.10.1999 в должности медицинской сестры дежурной в Санатории для детей с родителями с заболеваниями опорно-двигательной системы «Горячий ключ» Ставропольского края зонального управления специализированных санаториев.
ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ по городу-курорту Пятигорску (межрайонное) в протоколе решения об отказе в досрочном назначении страховой пенсии по старости указано, что в стаж лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения истицы по Списку и Правилам от 29.10.2002 № 781 не включен, в т.ч. период с 24.07.1997 по 31.10.1999 в должности медицинской сестры дежурной с совмещением обязанности медицинской сестры кабинета функциональной диагностики в санатории «Горячий ключ», т.к. по представленным документам основными видами деятельности учреждения является санаторно-курортное лечение и многопрофильность, также деятельность Колбасиной А.В. в санатории не связана со специализациями, указанными в Списке от 22.09.1999 № 1066 и в Списке от 29.10.2002 № 781. По сведениям индивидуального персонифицированного учета, представленным санаторием, деятельность Колбасиной А.В. не квалифицирована как лечебная.
Указанное решение ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ по городу-курорту Пятигорску (межрайонное) суд считает необоснованным.
Так, невыполнение работодателем – санаторием в спорный период обязанности по предоставлению сведений о медицинской сестре Колбасиной А.В. в территориальные органы Пенсионного фонда, как о застрахованном лице, осуществлявшим лечебную деятельность, не может лишить ее права на досрочную страховую пенсию, поскольку это находится вне зависимости от ее воли и влечет нарушение ее пенсионных прав.
В соответствии с ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», ст. 25 Федерального закона № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», ст. 28 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ, сведения о застрахованных лицах, в т.ч. код льготной профессии – лечебная деятельность представляются страхователями (работодателями), отвечающими за достоверность указанной информации о застрахованных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета.
Данный вывод согласуется с позицией Верховного Суда РФ, отраженной в п. 9 постановления Пленума Верховного суда РФ от 11.12.2012 № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии», предусматривающем гарантию прав работника на пенсионное обеспечение вне зависимости от исполнения работодателем своих обязанностей, в т.ч. даже более серьезных нарушений пенсионного законодательства (уплаты страховых взносов).
При этом страховые взносы по лицевому счету истицы выплачивались, что не оспаривалось ответчиком, следовательно, работник является в силу ст. 4 Федерального закона № 400-ФЗ застрахованным лицом, имеющим право на пенсию (право на страховую пенсию имеют граждане РФ, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации») и согласно ст. 11 этого закона имеет право на включение в страховой стаж периодов работы, что прямо указано в законе (в страховой стаж включаются периоды работы, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд РФ).
Также суд находит необоснованными доводы ответчика в части отказа Колбасиной А.В. включить оспариваемый период работы в стаж на соответствующих видах работ, в связи с тем, что основными видами деятельности учреждения является санаторно-курортное лечение и многопрофильность, при этом деятельность Колбасиной А.В. в санатории не связана со специализациями, указанными в Списке от 22.09.1999 № 1066 и в Списке от 29.10.2002 № 781.
Суд учитывает, что спорный период необоснованно не принят ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ по городу-курорту Пятигорску (межрайонное) к зачету в стаж на соответствующих видах работ по Списку и Правилам от 29.10.2002 № 781. Вместе с тем, ответчиком включен в стаж лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения с применением правил подсчета стажа, предусмотренных частями 3, 4 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», а также с учетом постановления Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 № 2-П по нормам действовавшего на 31.12.2001 правового регулирования, т.е. по нормам Закона РФ от 20.11.1990 № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации».
В силу постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 29.01.2004 № 2-П, при определении права на досрочную трудовую пенсию по старости согласно п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», исчисление медицинского стажа за периоды работы до 01.11.1999 может осуществляться в соответствии с постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 № 464.
Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 № 464 предусмотрено, что в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет, работникам здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений засчитываются все виды лечебной и иной работы по охране здоровья населения в учреждениях (организациях) и должностях, предусмотренных прилагаемым Списком, независимо от ведомственной подчиненности учреждений (организаций). В Списке же указан средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности.
Кроме того, суд учитывает, что законодательное требование о наличии соответствующих профилей лечения у санатория, предусмотренных Списками от 22.09.1999 № 1066 и от 29.10.2002 № 781 установлено с 01.11.1999, т.е. после возникновения спорных правоотношений.
В тоже время в соответствии с дипломом истицы серии ЖТ № (фамилия до замужества ФИО8) присвоена квалификация медицинской сестры.
Из трудовой книжки истицы серии № № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что она принята в Санаторий «Горячий ключ» с ДД.ММ.ГГГГ на должность <данные изъяты> (приказ №-л § 2 от ДД.ММ.ГГГГ); с ДД.ММ.ГГГГ переведена на должность <данные изъяты> (приказ №-л § 1 от ДД.ММ.ГГГГ); с ДД.ММ.ГГГГ переведена на должность <данные изъяты> (приказ №-л от ДД.ММ.ГГГГ); с ДД.ММ.ГГГГ переведена на должность <данные изъяты> (приказ №-л от ДД.ММ.ГГГГ); с ДД.ММ.ГГГГ переведена на должность <данные изъяты> (приказ №г-л от ДД.ММ.ГГГГ).
Санаторий «Горячий ключ» переименован в ФГУ санаторий «Горячий ключ» Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию (приказ от 16.11.2004 № 48 Росздрава). ФГУ санаторий «Горячий ключ» Росздрава переименован в ФГУ санаторий «Горячий ключ» Минздравсоцразвития России (приказ от 23.09.2009 № 778). ФГУ санаторий «Горячий ключ» Минздравсоцразвития России переименован в ФГБУ санаторий «Горячий ключ» Минздравсоцразвития России (приказ от 13.07.2011 № 719). ФГБУ санаторий «Горячий ключ» Минздравсоцразвития России переименован в ФГБУ санаторий «Горячий ключ» Минздрава России (приказ от 27.09.2012 № 340). ФГБУ санаторий «Горячий ключ» Минздрава России переименован в ГБУЗ СК «Краевой санаторий для детей с родителями «Горячий ключ» (приказ от 24.12.2015 № 01-05/1044).
Согласно справке ГБУЗ СК «Краевой санаторий для детей с родителями «Горячий ключ» от ДД.ММ.ГГГГ Колбасина А.В. работает в ГБУЗ СК «Краевой санаторий для детей с родителями «Горячий ключ» Министерства здравоохранения Ставропольского края с ДД.ММ.ГГГГ (приказ №-л § 2 от ДД.ММ.ГГГГ) <данные изъяты>, с выполнением обязанностей <данные изъяты>. С ДД.ММ.ГГГГ (приказ №-л § 1 от ДД.ММ.ГГГГ) <данные изъяты>. С ДД.ММ.ГГГГ (приказ №-л от ДД.ММ.ГГГГ) <данные изъяты> с совмещением обязанности <данные изъяты>. С ДД.ММ.ГГГГ (приказ №-л от ДД.ММ.ГГГГ) <данные изъяты> с совмещением обязанности <данные изъяты>. С ДД.ММ.ГГГГ (приказ №г-л от ДД.ММ.ГГГГ) <данные изъяты> на 1 ставку.
В отпуске без сохранения заработной платы и учебном отпуске не находилась. Совмещения профессий, перевода на другие работы нет. Основание: уставные документы, лицензии, штатное расписание 1991-2017 гг., приказы за 1991-2017 гг., лицевые счета за 1991-2017 гг., табель учета рабочего времени 2011-2017 гг., личная карточка Т-2, должностная инструкция за 2004-2016 гг., тарификационные списки за 1991-2017 гг.
Целями учреждения согласно уставу 2005 года являются: оказание медицинских услуг, в том числе санаторно-курортных, профилактических, оздоровительных услуг детям от 4-х лет и подросткам в сопровождении родителей, взрослым с заболеваниями опорно-двигательного аппарата, органов пищеварения, нервной системы, заболеваниями кожи, JIOP-органов и другими сопутствующими заболеваниями.
Распоряжением Совета Министров РСФСР от 30.08.1989 № 767-р санаторий «Горячий ключ» Четвертого Главного управления при Министерстве здравоохранения РСФСР передан в подчинение Северо-Кавказскому зональному управлению специализированных санаториев Министерства здравоохранения РСФСР.
В соответствии с уставом и лицензиями на осуществление медицинской деятельности одним из профилей медицинской деятельности санатория с 1989 года по настоящее время является лечение больных с заболеваниями (нарушениями) опорно-двигательного аппарата (костно-мышечной системы и соединительной ткани).
В период осуществления лечебной деятельности с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время Колбасина А.В. принимала непосредственное участие в лечении больных указанной категории.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в постановлении Президиума Верховного Суда РФ от 29.11.2006 «Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за III квартал 2006 года», согласно пп. 11 п. 1 ст.28 Федерального закона от 17.12.2001 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» сохранено право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и в поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Положения данной статьи реализуются в постановлении Правительства РФ от 29.10.2002 № 781, утвердившем Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в соответствии с пп. 11 п. 1 ст. 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», а также Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в соответствии с пп. 11 п. 1 ст. 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
В силу п. 3 названных Правил периоды работы в любой должности, указанной в разделе «Наименование должностей» упомянутого Списка, включаются в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим трудовую деятельность в учреждениях, предусмотренных в разделе «Наименование учреждений» Списка. Должность медицинской сестры включена в раздел «Наименование должностей» Списка. В п. 21 раздела «Наименование учреждений» Списка перечислены санатории (курорты), в том числе детские, в которых лечение осуществляется по определенному профилю (например, психоневрологические).
Приведенное означает, что работа в должности медицинской сестры в многопрофильном санатории, в котором осуществляется лечение по одному или нескольким профилям, названным в разделе «Наименование учреждений» Списка, дает право на назначение трудовой пенсии по старости досрочно в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения.
Следовательно, медицинские сестры, работавшие в многопрофильных санаториях имеют право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с пп. 11 п. 1 ст. 28 Федерального закона от 17.12.2001 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в случае включения одного или нескольких профилей санатория в раздел «Наименование учреждений» Списка.
В Списке от 29.10.2002 № 781 предусмотрен зачет врачам и среднему медицинскому персоналу в стаж лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения периодов работы в учреждениях здравоохранения в санаториях (курортах), в том числе детских: для лечения туберкулеза всех форм; для больных с последствиями полиомиелита; для гематологических больных; для лечения больных с нарушениями опорно-двигательного аппарата; для больных ревматизмом; психоневрологических.
Из Списка от 29.10.2002 № 781 следует, что законодательно установлены требования к соответствующей специализации (профилю) лечебного учреждения – санатория, а не должности врача и среднего медицинского персонала, медицинского подразделения (отделения, палаты, кабинета).
Таким образом, юридически значимым обстоятельством является установление наличия у санатория одного или нескольких профилей, названных в разделе «Наименование учреждений» Списка от 29.10.2002 № 781.
Как установлено судом, в силу приказа Минздрава РФ от 08.12.2000 № 427 «О распределении путевок в детские санатории Минздрава России на 2001 - 2005 годы», санаторий «Горячий ключ» указан в качестве рекомендуемых с профилем заболевания опорно-двигательного аппарата.
В уставе Федерального государственного учреждения санаторий «Горячий ключ» Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ) предусмотрено, что санаторий является федеральным специализированным медицинским учреждением.
Из раздела 2 названного устава следует, что целями деятельности учреждения являются: оказание медицинских, в т.ч. санаторно-курортных, профилактических, оздоровительных услуг детям от 4-х лет и подросткам в сопровождении родителей, взрослым с заболеваниями опорно-двигательного аппарата, органов пищеварения, нервной системы, заболеваниями кожи, ЛОР-органов и другими сопутствующими заболеваниями.
Принимая во внимание изложенное, согласно уставу, приказу Минздрава РФ от 08.12.2000 № 427 «О распределении путевок в детские санатории Минздрава России на 2001 - 2005 годы», справке ГБУЗ СК «Краевой санаторий для детей с родителями «Горячий ключ» от ДД.ММ.ГГГГ, указанный санаторий проводит непосредственное лечение больных с нарушениями опорно-двигательного аппарата, т.е. по профилю, предусмотренному п. 21 Списка, утвержденного постановлением Правительства РФ от 29.10. 2002 № 781.
С учетом вышеизложенного, на основании постановления Президиума Верховного Суда РФ от 29.11.2006 «Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за III квартал 2006 года», суд считает, что в стаж лечебной деятельности Колбасиной А.В. согласно п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» подлежит включению период работы истицы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности <данные изъяты>
При этом отсутствуют основания сомневаться в объективности и достоверности сведений, содержащихся в представленных истицей документах и объяснениях ее представителя, поскольку суду, в условиях состязательности гражданского процесса, не представлено доказательств, которые бы опровергли эти сведения, в связи с чем, суд считает установленным, что истица в спорный период была занята на работах с непосредственным осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения.
При таких обстоятельствах, установленных судом, исковые требования Колбасиной А.В. о признании за ней права и возложении на ответчика обязанности включить в страховой стаж лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости согласно п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности <данные изъяты>, являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 193-199 ГПК РФ,
УСТАНОВИЛ:
Исковое заявление Колбасиной А. В. к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда РФ по городу-курорту Пятигорску Ставропольского края (межрайонное) о признании права на включение в страховой стаж лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения соответствующего периода работы, удовлетворить полностью.
Признать за Колбасиной А. В. право на включение в страховой стаж лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости согласно п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» периода работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности <данные изъяты>».
Обязать Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по городу-курорту Пятигорску Ставропольского края (межрайонное) зачесть Колбасиной А. В. в страховой стаж лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости согласно п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», периода работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности <данные изъяты>».
Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд путем подачи апелляционной жалобы, через Пятигорский городской суд в течение месяца со дня принятия его судом в окончательной форме.
Судья В.П. Лихоман