Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-78/2021 (2-1202/2020;) ~ М-1149/2020 от 22.09.2020

Дело № 2-78/2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Сокол, 20 января 2021 года

Вологодская область

    

Сокольский районный суд Вологодской области в составе:

председательствующего судьи Поповой Е.Б.,

при секретаре Клюшиной М.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Тороповой Т.А. к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Сокол Вологодской области (межрайонное) о признании решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости незаконным и не порождающим правовых последствий, возложении обязанности включить в календарном и льготном исчислении спорные периоды в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости, назначении досрочной страховой пенсии по старости,

УСТАНОВИЛ:

Торопова Т.А. обратилась в суд с исковым заявлением к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Сокол Вологодской области (межрайонное) (далее - УПФР в г. Сокол Вологодской области) о признании решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости незаконным и не порождающим правовых последствий, возложении обязанности включить в календарном и льготном исчислении спорные периоды в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости, назначении досрочной страховой пенсии по старости.

В обоснование требований указала, что она обратилась в УПФР в г. Сокол Вологодской области за досрочным установлением страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее Закон о страховых пенсиях, ФЗ № 400-ФЗ), поскольку имеет необходимый 25-летний стаж работы, дающий право на досрочное установление страховой пенсии, в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, находящихся в сельской местности и (или) посёлке городского типа. Однако, решением УПФР в г. Сокол Вологодской области № 19733/20 от 03 апреля 2020 года ей было отказано в досрочном установлении страховой пенсии в связи с отсутствием требуемого специального стажа (25 лет). По расчёту УПФР в г. Сокол Вологодской области, на дату обращения 20 января 2020 года её специальный стаж составляет 19 лет 00 месяцев 21 день.

Считает незаконным отказ в части незачёта в специальный стаж следующих периодов:

1. периодов работы: с 15 августа 1994 года по 02 декабря 1994 года (период нахождения в отпуске по беременности и родам), с 15 января 1998 года по 31 октября 1999 года в должности фельдшера выездной бригады скорой медицинской помощи МУ «Вожегодское районное территориальное медицинское объединение»; с 01 ноября 1999 года по 10 сентября 2000 года в должности фельдшера выездной бригады скорой медицинской помощи МУ «Вожегодское районное территориальное медицинское объединение»; с 11 сентября 2000 года по 18 марта 2001 года, с 29 апреля 2001 года по 11 ноября 2002 года в должности фельдшера выездной бригады скорой медицинской помощи МУЗ «Вожегодская ЦРБ».

В спорные периоды действовало постановление Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года № 464, согласно которому в специальный стаж работникам здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений засчитывались все виды лечебной и иной работы по охране здоровья населения в учреждениях (организациях) и должностях, предусмотренных Списком. В Списке должностей поименованы: врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности. После окончания Вологодского медицинского училища в 1993 году она получила специальность фельдшера, 04 марта 1993 года принята на работу на должность фельдшера выездной бригады скорой медицинской помощи Вожегодской ЦРБ, работодателем подтвержден особый характер работы и ее постоянная занятость на льготной работе. В Номенклатуре должностей медицинского и фармацевтического персонала и специалистов с высшим профессиональным образованием в учреждениях здравоохранения, утверждённой приказом Минздрава РФ от 15 октября 1999 года № 377 в категории средние медицинские работники поименовано: пункт 3.2.5. – фельдшер. С момента принятия на работу по настоящее время её место работы, функциональные обязанности не изменялись. Должность фельдшера выездной бригады скорой медицинской помощи относится к должностям среднего медицинского персонала.

Приказом Минздравсоцразвития РФ от 31 мая 2006 года № 435 установлено тождество должностей фельдшер выездной бригады, фельдшер скорой помощи, фельдшер выездной бригады станции (отделения) скорой и неотложной медицинской помощи, фельдшер выездной бригады станции (отделения) скорой медицинской помощи, фельдшер выездной бригады скорой медицинской помощи, должности, предусмотренной Списком – фельдшер.

В соответствии с постановлением Правительства РФ № 1066 от 22 сентября 1999 года право на досрочное назначение трудовой пенсии имел средний медицинский персонал, в том числе: фельдшер; в наименовании учреждений и организаций поименовано: больницы, в том числе районная. Приказом Минздрава России от 03 ноября 1999 года № 395 утверждена Номенклатура учреждений здравоохранения, в Перечне лечебно-профилактических учреждений которой поименованы территориальные медицинские объединения (ТМО), деятельность которых строится на основе договора об оказании медицинской помощи населению с органами здравоохранения, территориальным фондом обязательного медицинского страхования или страховыми организациями, основными задачами ТМО является удовлетворение потребности населения в квалификационной лечебно-профилактической помощи.

Согласно Уставу МУ «Вожегодское РТМО», утверждённого 15 августа 1994 года, главной целью и задачами ЛПУ является своевременное и качественное обследование, лечение и реабилитация больных в амбулаторных, стационарных условиях и на дому. В соответствии с постановлением Минтруда России от 14 мая 2001 года № 38 работа в должностях, предусмотренных Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденных постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года № 464, в лечебно-профилактических структурных подразделениях территориальных медицинских объединений включается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет по нормам статьи 81 Закона РФ «О государственных пенсиях в РФ». В силу пункта 6 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, утвержденных постановлением Правительства РФ № 781 от 29 октября 2002 года, в стаж работы засчитываются на общих основаниях в порядке, предусмотренном настоящими правилами, работа в должностях, указанных в списке: в лечебно-профилактических структурных подразделениях территориальных медицинских объединений.

2. периода отпуска по беременности и родам (140 дней), в период работы в должности фельдшера выездной бригады скорой медицинской помощи Вожегодской ЦРБ, в соответствии со статьей 165 КЗоТ РФ и статьей 255 ТК РФ, ей отпуск предоставлялся по беременности и родам продолжительностью 70 календарных дней до родов и 70 календарных дней после родов с выплатой пособия по государственному социальному страхованию в установленном законом порядке. Согласно справке №05-13/276 от 19 мая 2020 года, выданной БУЗ ВО «Вожегодская ЦРБ», в январе 1996 года ей было выплачено пособие по беременности и родам, ребенок родился 04 ноября 1995 года, отпуск исчисляется суммарно и предоставляется женщине полностью независимо от числа дней, фактически использованных ею до родов. Для получения пособия по беременности и родам ей был выдан листок нетрудоспособности, который в соответствии с Инструкцией о порядке выдачи документов, удостоверяющих временную нетрудоспособность граждан, служил документом, подтверждающим временную нетрудоспособность. Основанием для предоставления ей отпуска по беременности и родам служило медицинское заключение о временной нетрудоспособности, оплачивалось оно через пособие по государственному социальному страхованию в виде пособия по беременности и родам, в связи с чем данный период подлежит включению в ее специальный стаж.

3. Периоды курсов повышения квалификации также подлежат включению в специальный стаж: с 19 марта 2011 года по 28 апреля 2001 года, с 15 мая 2006 года по 23 июня 2006 года, с 20 апреля 2011 года по 31 мая 2011 года, с 01 декабря 2016 года по 17 февраля 2016 года, с 09 марта 2016 года по 15 марта 2016 года, поскольку на курсы повышения квалификации она направлялась работодателем в период работы в должности фельдшера выездной бригады скорой медицинской помощи МУЗ «Вожегодская ЦРБ», трудовые отношения не прерывались, работодателем начислялись и уплачивались страховые взносы в пенсионный орган, повышение квалификации медицинских работников является обязанностью медицинского работника для допуска к осуществлению лечебной работы.

Просит признать решение УПФР в г. Сокол Вологодской области от 03 апреля 2020 года № 19733/20 незаконным и не порождающим правовых последствий со дня его принятия; возложить на УПФР в г. Сокол Вологодской области обязанность включить в специальный стаж Тороповой Т.А., дающей право на досрочное установление страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 закона о страховых пенсиях следующие периоды:

- в льготном исчислении из расчета один год за один год и 3 месяца периоды работы: с 15 августа 1994 года по 02 декабря 1994 года, в том числе период нахождения в отпуске по беременности и родам с 15 августа 1994 года по 02 декабря 1994 года; с 15 января 1998 года по 31 октября 1999 года в должности фельдшера выездной бригады скорой медицинской помощи МУ «Вожегодское районное территориальное медицинское объединение»; период отпуска по беременности и родам 140 дней, дата рождения ребенка 11 ноября 1995 года;

- в календарном исчислении периоды работы: с 01 ноября 1999 года по 10 сентября 2000 года в должности фельдшера выездной бригады скорой медицинской помощи МУ «Вожегодское районное территориальное медицинское объединение»; с 11 сентября 2000 года по 18 марта 2001 года, с 29 апреля 2001 года по 11 ноября 2002 года в должности фельдшера бригады скорой медицинской помощи МУЗ «Вожегодская ЦРБ»; периоды курсов повышения квалификации: с 19 марта 2001 года по 28 апреля 2001 года. С 15 мая 2006 года по 23 июня 2006 года, с 20 апреля 2011 года по 31 мая 2011 года, с 01 февраля 2016 года по 17 февраля 2016 года, с 09 марта 2016 года по 15 марта 2016 года;

        - назначить досрочную страховую пенсию по старости с момента наступления права на ее назначение, то есть с 26 января 2020 года; взыскать с УПФР в г. Сокол Вологодской области в пользу Тороповой Т.А. расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей 00 копеек.

        В возражениях на иск УПФР в г. Сокол Вологодской области с исковыми требованиями не согласилось, просило в удовлетворении требований Тороповой Т.А. отказать, указав, что 20 января 2020 года Тороповой Т.А. обратилась в УПФР в г. Сокол Вологодской области с заявлением о назначении пенсии в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», решением УПФР в г. Сокол Вологодской области № 19733/20 от 03 апреля 2020 года Тороповой Т.А. отказано в установлении пенсии в связи с отсутствием необходимого специального стажа, поскольку на дату обращения 20 января 2020 года стаж в учреждениях здравоохранения у Тороповой Т.А. составляет 19 лет 00 месяцев 21 день при требуемом 25 лет (в сельской местности и поселках городского типа).

Истец Торопова Т.А., надлежащим образом извещенная о дате, времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явилась, ходатайствовала о рассмотрении дела без ее участия, исковые требования поддержала в полном объеме. Ранее в судебном заседании истец Торопова Т.А. иск поддержала по изложенным в нем основаниям, просила удовлетворить.

Представитель истца Тороповой Т.А. по ходатайству, доверенности Каманина В.А. после перерыва в судебный процесс не явилась, до перерыва в судебном заседании заявленные требования поддержала по доводам, изложенным в иске, просила удовлетворить, пояснила, что с 04 марта 1993 года по настоящее время истец работает в должности фельдшера выездной бригады скорой медицинской помощи БУЗ ВО «Вожегодская ЦРБ», что отражено в ее трудовой книжке, характер работы и функциональные обязанности не менялись, Вожегодская ЦРБ была переименована в Районное территориальное медицинское объединение, являвшееся правопреемником ЦРБ, в дальнейшем вновь произошло переименование учреждения в ЦРБ, скорая медицинская помощь является структурным подразделением БУЗ ВО «Вожегодская ЦРБ», в состав ЦРБ входили две круглосуточные фельдшерские бригады скорой медицинской помощи, должность фельдшера относится к среднему медицинскому персоналу в лечебно-профилактических структурных подразделениях территориальных медицинских объединений, постановлением № 781 в стаж работы включаются периоды работы на общих основаниях в указанных учреждениях, в связи с чем период работы истца в указанной должности до 01 ноября 1999 года должен быть зачтен льготно как 1 год за 1 год и 3 месяца, а периоды работы с 01 ноября 1999 года – в календарном порядке, так как работа истца протекала в спорный период в сельской местности, кроме того, период работы истца, когда она проходила курсы повышения квалификации, зачтен пенсионным органом в специальный стаж, следовательно, курсы повышения квалификации также подлежат зачету, отпуск по беременности и родам подлежит включению в специальный стаж истца.

Представитель ответчика УПФР в г. Сокол Вологодской области (межрайонное) в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещён надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела в отсутствие представителя, поддержал возражения на иск.

Представитель третьего лица БУЗ ВО «Сокольская ЦРБ» в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела в отсутствие представителя, в отзыве на иск указал, что Торопова Т.А. действительно работала в БУЗ ВО «Вожегодская ЦРБ» в должности медицинской сестры с 12 июля 1991 года, в качестве фельдшера скорой медицинской помощи с 04 марта 1993 года по настоящее время, в лицевом счете истца имеются начисления за 1994 год по отпуску по беременности и родам в августе 1994 года, продолжительность декрета не указана, ребенок родился 19 сентября 1994 года, имеются также начисления в апреле и октябре 1995 года, вид начислений не расшифрован, количество отработанных дней не указано, в лицевом счете за 1996 год имеются начисления отпуска по беременности и родам в январе 1996 года, продолжительность не указана, ребенок родился 04 ноября 1995 года, с 03 декабря 1994 года по 19 марта 1996 года истец находилась в отпуске по уходу за ребенком до полутора лет 19 сентября 1994 года рождения (приказ №7-о от 13 февраля 1995 года), с 18 февраля 1996 года по 04 мая 1997 года в отпуске по уходу за ребенком до полутора лет 19 сентября 1994 года рождения (приказ № 5-о от 30 января 1996 года), с 05 мая 1997 года в отпуске по уходу за ребенком до трех лет 04 ноября 1995 года рождения (приказ № 29-о от 05 мая 1997 года), приказ о выходе на работу отсутствует, при этом в лицевом счете истца за 1998 год имеются начисления заработной платы с января 1998 года. За указанный период Торопова Т.А. получала заработную плату, с которой были произведены отчисления в пенсионный орган.

Суд, исследовав материалы дела, заслушав истца, представителя истца, приходит к следующему.

Судом установлено, что 20 января 2020 года Торопова Т.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, обратилась в УПФР в г. Сокол Вологодской области с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Решением УПФР в г. Сокол Вологодской области от 03 апреля 2020 года № 19733/20 Тороповой Т.А. отказано в назначении страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в связи с отсутствием требуемого стажа – не менее 25 лет в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в сельской местности и поселках городского типа (рабочих поселках). Специальный стаж в учреждениях здравоохранения в сельской местности и поселках городского типа (рабочих поселках) на дату обращения – 20 января 2020 года составляет 19 лет 00 месяцев 21 день. С учётом положений части 1.1 статьи 30 Закона № 400-ФЗ, срок назначения досрочной страховой пенсии в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Закона № 400-ФЗ не наступил. В подсчет специального стажа работы Тороповой Т.А. включены следующие периоды: в льготном исчислении: с 12 июля 1991 года по 11 августа 1991 года, с 21 мая 1992 года по 20 июня 1992 года, с 07 июля 1992 года по 15 августа 1992 года – работа в качестве медицинской сестры инфекционного отделения, детского отделения Вожегодской ЦРБ (периоды засчитаны в специальный стаж в льготном исчислении 1 год за 1 год и 3 месяца); с 04 марта 1993 года по 14 августа 1994 года – работа в качестве фельдшера выездной бригады скорой медицинской помощи Вожегодской ЦРБ (период засчитан в специальный стаж в льготном исчислении 1 год за 1 год и 3 месяца); с 12 ноября 2002 года по 14 мая 2006 года, с 24 июня 2006 года по 19 апреля 2011 года, с 01 июня 2011 года по 31 января 2016 года, с 18 февраля 2016 года по 08 марта 2016 года, с 16 марта 2016 года по 19 января 2020 года – работа в качестве фельдшера выездной бригады скорой медицинской помощи МУЗ «Вожегодская ЦРБ», МБУЗ «Вожегодская ЦРБ», БУЗ ВО «Вожегодская ЦРБ» (периоды засчитаны в специальный стаж в календарном исчислении).

При этом в специальный стаж истца не включены периоды:

- с 15 августа 1994 года по 02 декабря 1994 года, с 15 января 1998 года по 31 октября 1999 года в должности фельдшера выездной бригады скорой медицинской помощи МУ «Вожегодское районное территориальное медицинское объединение» (в том числе период нахождения в отпуске по беременности и родам с 15 августа 1994 года по 02 декабря 1994 года, поскольку занятость Тороповой Т.А. в качестве фельдшера выездной бригады скорой медицинской помощи в лечебно-профилактическом структурном подразделении Территориального медицинского объединения, поименованном в Номенклатуре от 03 ноября 1999 года № 395, документально не подтверждена, в связи с чем включению в специальный стаж в льготном порядке 1 года за 1 год и 3 месяца не подлежит;

- с 01 ноября 1999 года по 10 сентября 2000 года в должности фельдшера выездной бригады скорой медицинской помощи МУ «Вожегодское районное территориальное медицинское объединение», поскольку в Списке № 1066 должность фельдшера выездной бригады скорой медицинской помощи не поименована, наименование учреждения «Районное территориальное медицинское объединение» разделом «Наименование учреждений здравоохранения» Списка № 1066 не предусмотрено, в связи с чем представленными документами занятость Тороповой Т.А. в должности среднего медицинского персонала в лечебно-профилактическом структурном подразделении ТМО документально не подтверждена, включению в специальный стаж в календарном исчислении не подлежит;

- с 11 сентября 2000 года по 18 марта 2001 года, с 29 апреля 2001 года по 11 ноября 2022 года в должности фельдшера бригады скорой медицинской помощи МУЗ «Вожегодская ЦРБ», поскольку Списком № 1066 предусмотрено наименование учреждения «Центральная районная больница», вместе с тем, данным списком не поименована должность «фельдшер выездной бригады скорой медицинской помощи», в связи с чем включению в специальный стаж истца в календарном исчислении не подлежит;

- с 19 марта 2001 года по 28 апреля 2001 года, с 15 мая 2006 года по 23 июня 2006 года, с 20 апреля 2011 года по 31 мая 2011 года, с 01 февраля 2016 года по 17 февраля 2016 года, с 09 марта 2016 года по 15 марта 2016 года (в календарном исчислении) - периоды нахождения на курсах повышения квалификации, поскольку иные периоды, не связанные с выполнением соответствующей работы, которые не указаны в Правилах от 11 июля 2002 года № 516, не включаются в стаж, дающий право на досрочную страховую пенсию по старости;

- периоды нахождения в отпусках по уходу за детьми: с 03 декабря 1994 года по 17 февраля 1996 года, с 18 февраля 1996 года по 14 января 1998 года.

Статья 39 Конституции Российской Федерации гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потере кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом, определяет, что государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

Торопова Т.А., воспользовавшись предоставленным ей законом правом на обжалование решения Пенсионного фонда, обратилась в суд с исковым заявлением о включении в специальный стаж периодов работы: в льготном исчислении из расчета один год за один год и 3 месяца периоды работы: с 15 августа 1994 года по 02 декабря 1994 года, с 15 января 1998 года по 31 октября 1999 года; период отпуска по беременности и родам 140 дней; в календарном исчислении периодов работы: с 01 ноября 1999 года по 10 сентября 2000 года, с 11 сентября 2000 года по 18 марта 2001 года, с 29 апреля 2001 года по 11 ноября 2002 года, с 19 марта 2001 года по 28 апреля 2001 года, с 15 мая 2006 года по 23 июня 2006 года, с 20 апреля 2011 года по 31 мая 2011 года, с 01 февраля 2016 года по 17 февраля 2016 года, с 09 марта 2016 года по 15 марта 2016 года.

До 01 января 2002 года условия и порядок пенсионного обеспечения в Российской Федерации регулировались Законом от 20 ноября 1990 года № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации, с 01 января 2002 года – Федеральным законом от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее – Закон о трудовых пенсиях), с 01 января 2015 года условия и порядок пенсионного обеспечения урегулированы Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

В силу пункта 20 части 1 статьи 27 Закона о трудовых пенсиях, применявшегося до 01 января 2015 года, трудовая пенсия по старости назначалась ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и в поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

Аналогичные положения предусмотрены пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее – Закон о страховых пенсиях), вступившего в силу с 01 января 2015 года, в соответствии с которым право на досрочную страховую пенсию по старости предоставляется лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и в поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

Общие основания назначения трудовой пенсии по старости указаны в статье 8 Федерального закона Российской Федерации от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», в соответствии с которой право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.

В силу положений части 2 статьи 30 Закона о страховых пенсиях списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии. Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (части 3, 4 статьи 30 Закона о пенсиях).

Согласно подпункту «н» пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» при досрочном назначении страховой пенсии по старости при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, применяются:

- Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»;

- Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года № 1066 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения», - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 года по 31 декабря 2001 года включительно;

- Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года № 464 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет», с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 данного постановления, - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 года по 31 октября 1999 года включительно;

- Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства»), - для учета периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 1 января 1992 года.

Вышеназванные списки являются исчерпывающими и не подлежащими расширительному толкованию.

Согласно Списку и Правилам исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781, при исчислении периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в части, не урегулированной настоящими Правилами, применяются Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденные постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 года № 516.

В силу статьи 66 Трудового Кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) трудовая книжка является основным документом о трудовой деятельности и о трудовом стаже работника.

Указанное согласуется с пунктом 11 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 02 октября 2014 года № 1015, в соответствии с которым трудовая книжка установленного образца является основным документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору. При отсутствии трудовой книжки, а также в случае, когда в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.

Родионова Т.А. с 1990 года по 1993 год проходила обучение в Вологодском медицинском училище по специальности «лечебное дело», фельдшер – лаборант, решением Государственной квалификационной комиссии от 25 февраля 1993 года Родионовой Т.А. присвоена квалификация - фельдшер, что подтверждается копией диплома СТ № 174840.

11 июня 1994 года Родионова Т.А. зарегистрировала брак с ФИО1., в связи с чем ей присвоена фамилия – «Торопова», что подтверждается свидетельством о заключении брака, копией паспорта истца.

Как следует из трудовой книжки Тороповой Т.А., с 12 июля 1991 года она принята на должность медицинской сестры инфекционного отделения ЦРБ Вожегодской районной больницы, 20 августа 1991 года уволена по статье 31 КЗоТ РСФСР, 21 мая 1992 года принята в Вожегодскую районную больницу в качестве медицинской сестры детского отделения ЦРБ, 20 июня 1992 года уволена по статье 31 КЗоТ РСФСР, с 01 сентября 1990 года по 26 февраля 1993 года учеба в медицинском училище по специальности лечебное дело, 04 марта 1993 года Торопова Т.А. принята в Вожегодскую районную больницу в качестве фельдшера выездной бригады скорой медицинской помощи Вожегодская ЦРБ, 15 августа 1994 года Вожегодская ЦРБ переименована в МУ «Вожегодское районное территориальное медицинское объединение», в дальнейшем которое 11 сентября 2000 года перерегистрировано в МУЗ ВО «Вожегодская ЦРБ», 02 апреля 2002 года истцу присвоена категория по специальности «лечебное дело», 25 ноября 2011 года МУЗ «Вожегодская ЦРБ» переименовано в МБУЗ «Вожегодская ЦРБ», которое 29 октября 2012 года переименовано в БУЗ ВО «Вожегодская ЦРБ», 28 марта 2012 года истцу присвоена 1 квалификационная категория по специальности «неотложная помощь», 26 февраля 2015 года в соответствии с номенклатурой должностей изменена должность фельдшера выездной бригады скорой медицинской помощи на фельдшера скорой медицинской помощи, 25 мая 2017 года присвоена высшая квалификационная категория по специальности «скорая и неотложная помощь», в данной должности и учреждении Торопова Т.А. работает по настоящее время. Факт переименования учреждения здравоохранения за период с 15 августа 1994 года по настоящее время подтверждается исторической справкой БУЗ ВО «Вожегодская ЦРБ».

Рассматривая требования истца о включении в специальный страховой стаж в льготном исчислении из расчета один год за один год и 3 месяца периоды работы: с 15 августа 1994 года по 02 декабря 1994 года, в том числе период нахождения в отпуске по беременности и родам с 15 августа 1994 года по 02 декабря 1994 года; работы с 15 января 1998 года по 31 октября 1999 года в должности фельдшера выездной бригады скорой медицинской помощи МУ «Вожегодское районное территориальное медицинское объединение»; период отпуска по беременности и родам 140 дней, суд приходит к следующему.

В данный период согласно действовавшему до 01 ноября 1999 года правовому регулированию пенсионное обеспечение медицинских работников регулировалось постановлением Постановление Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года № 464, в Списке должностей которого поименованы: врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности. В соответствии с данными Правилами установлено, что исчисление сроков выслуги работникам здравоохранения и санитарно - эпидемиологических учреждений, указанным в прилагаемом Списке, один год работы в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке) считать за один год и 3 месяца.

В постановлении Минтруда России от 14 мая 2001 года № 38 «О порядке включения в выслугу лет, дающую право на пенсию за выслугу лет по нормам статьи 81 Закона РФ «О государственных пенсиях в РФ», периодов работы в территориальных медицинских объединениях, указано, что работа в должностях, предусмотренных Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно - эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года №464, в лечебно - профилактических структурных подразделениях территориальных медицинских объединений включается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет по нормам статьи 81 Закона.

Приказом Минздрава России от 03 ноября 1999 года № 395 утверждена Номенклатура учреждений здравоохранения, в перечне лечебно-профилактических учреждений которой поименованы территориальные медицинские объединения (пункт 1.2.3).

В пункте 1.1 Положения о территориальном медицинском объединении (ТМО) (приложение №1 к приказу Минздрава РФ от 23 ноября 1993 года № 273) указано, что территориальное медицинское объединение – это комплекс лечебно-профилактических и других учреждений и подразделений, функционально и организованно между собой связанных, объединившихся на добровольных началах по территориально-отраслевому принципу в целях координации деятельности, обеспечения защиты их прав, представления общих интересов в соответствующих государственных и иных органах. Деятельность ТМО строится на основе договора об оказании медицинской помощи населению с органами здравоохранения, территориальным фондом обязательного медицинского страхования и т.д. (пункт 2.1 Положения). Основными задачами ТМО являются: удовлетворение потребности населения в квалифицированной лечебно-профилактической помощи, обеспечение взаимосвязи и преемственности между лечебно-профилактическими учреждениями, входящими в его состав; повышения качества и объема профилактической работы, своевременное и качественное обследование, лечение и реабилитация больных в амбулаторных, стационарных условиях и на дому пункт 3.1 Положения).

Структура МУ «Вожегодское РТМО» подтверждена Уставом учреждения, из которого следует, что возглавляет учреждение главный врач, в структуру входят: отдел здравоохранения, специализированные отделения (хирургическое, терапевтическое и др), лечебно-диагностические, Вожегодская ЦРБ, стационары ЦРБ, поликлиника ЦРБ, приписные участки, медицинские пункты, участковые больницы, участковые ТМО, бригада «03» - 2 и т.д.

Согласно Уставу МУЗ «Вожегодская ЦРБ», МБУЗ «Вожегодская ЦРБ», БУЗ ВО «Вожегодской ЦРБ» учреждение создано на базе Вожегодского РТМО и является его правопреемником. ЦРБ является некоммерческой организацией и входит в сферу здравоохранения. Целью учреждения является оказание медицинской помощи на территории Вожегодского муниципального района. В структуру входят: терапевтическое отделение, инфекционное отделение, хирургическое отделение, детское отделение, поликлиника, участковые больницы, ФАПы, а также осуществляют деятельность круглосуточно 2 фельдшерских бригады скорой помощи и т.д.

Из Положения об организации деятельности Отделения скорой медицинской помощи БУЗ ВО «Вожегодская ЦРБ» следует, что Отделение скорой медицинской помощи является структурным подразделением БУЗ ВО «Вожегодская ЦРБ», основной целью деятельности которого является оказание выездными бригадами скорой медицинской помощи, выездные бригады по своему профилю являются общепрофильными, фельдшерскими, в состав бригад входят медицинское работники медицинской организации, оказывающие скорую медицинскую помощь. Выездная бригада скорой медицинской помощи включает одного фельдшера либо двух фельдшеров и санитара-водителя, выполняет функции по немедленному выезду на место вызова, оказывает скорую медицинскую помощь, осуществляет медицинскую эвакуацию пациента при наличии медицинских показаний и т.д.

Как следует из выписки из Единого государственного реестра юридических лиц в отношении БУЗ ВО «Вожегодская ЦРБ», основным видом деятельности учреждения является деятельность больничных организаций, учреждению выдана лицензия на медицинскую деятельность.

На основании постановления Губернатора Вологодской области от 22 декабря 1999 года № 866 поселок Вожега Вологодской области относится к рабочему поселку.

Из представленных суду штатных расписаний МУ «Вожегодское РТМО», МУЗ «Вожегодская ЦРБ», МБУЗ «Вожегодская ЦРБ», далее БУЗ ВО «Вожегодская ЦРБ», следует, что в качестве среднего медперсонала скорой помощи указаны должности фельдшера, медицинской сестры по приему вызовов; старшего фельдшера, фельдшера, фельдшера по приему вызовов, медицинской сестры по приему вызовов.

В Номенклатуре должностей медицинского и фармацевтического персонала и специалистов с высшим профессиональным образованием в учреждениях здравоохранения, утвержденной приказом Минздрава РФ от 15 октября 1999 года № 377 «Об утверждении Положения об оплате труда работников здравоохранения» в категории средние медицинское работники поименовано: пункт 3.2.5 – фельдшер.

Приказом Минздравсоцразвития РФ от 31 мая 2006 года № 435 установлено тождество должностей фельдшер выездной бригады, фельдшер скорой помощи, фельдшер выездной бригады, фельдшер скорой помощи, фельдшер выездной бригады станции (отделения) скорой и неотложной медицинской помощи, фельдшер выездной бригады станции (отделения) скорой медицинской помощи, фельдшер скорой медицинской помощи должности, предусмотренной Списком – фельдшер.

Согласно сведениям трудовой книжки Тороповой Т.А., приказу о приеме на работу №12-к от 01 марта 1993 года на должность фельдшера выездной бригады скорой помощи Вожегодской ЦРБ с 04 марта 1993 года, периоды работы истца с 04 марта 1993 года по 14 августа 1994 года зачтены пенсионным органом в специальный стаж истца в льготном исчислении 1 год за 1 год и 3 месяца, в лицевом счете истца за 1994 год имеются начисления по отпуску по беременности и родам в августе 1994 года, продолжительность декрета не указана, ребенок ФИО2. родилась ДД.ММ.ГГГГ года, с 03 декабря 1994 года по 19 марта 1996 года (приказ №7-о от 13 февраля 1995 года) Торопова Т.А. находилась в отпуске по уходу за ребенком до полутора лет.

Для получения пособия по беременности и родам Тороповой Т.А. был выдан листок нетрудоспособности (пункт 37 Положения о порядке обеспечения пособиями по государственному социальному страхованию, утвержденного Постановлением Президиума ФУСПС от 12 ноября 1984 года № 13-6 (в редакции от 15 апреля 1992 года), который в соответствии с Инструкцией о порядке выдачи документов, удостоверяющих временную нетрудоспособность граждан, служил документом, подтверждающим временную нетрудоспособность. Основанием для предоставления истцу отпуска по беременности и родам служило медицинское заключение о временной нетрудоспособности, оплачивалось как пособие по государственному социальному страхованию в виде пособия по беременности и родам.

В соответствии с пунктом 65 «Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий», утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 02 октября 2014 года № 1015, в случае если в представленном документе о периодах работы и (или) иной деятельности и иных периодах указаны только годы без обозначения точных дат, за дату принимается 1 июля соответствующего года, если не указано число месяца, то таковым считается 15-е число соответствующего месяца.

В соответствии со статьями 165 КЗоТ РФ, 255 ТК РФ женщинам по их заявлению и на основании выданного в установленном порядке листка трудоспособности, предоставлялся отпуск по беременности и родам продолжительностью 70 календарных дней до родов и 70 календарных дней после родов с выплатой пособия по государственному социальному страхованию в установленном законом размере.

Отпуск по беременности и родам исчисляется суммарно и предоставляется женщине полностью независимо от числа дней, фактически использованных ею до родов.

В соответствии с пунктом 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право па досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года № 516, периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня, засчитываются в стаж в календарном порядке, если иное не предусмотрено данными Правилами и иными нормативными правовыми актами.

При этом в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальном) страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.

Как следует из разъяснений, содержащихся в пункте 26 постановления Пленума Верховною Суда Российской Федерации № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии », согласно пункту 5 Правил, в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков. С учетом того, что в период нахождения женщины в отпуске по беременности и родам, предусмотренном в статье 255 ТК РФ, ей выплачивается пособие по государственному социальному страхованию на основании листка нетрудоспособности, выданного по случаю временной нетрудоспособности, указанный период также подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии но старости.

Исходя из приведенного выше правового регулирования, в случае предоставления женщинам отпусков по беременности и родам в период работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости и включаемой в специальный стаж на льготных условиях, периоды таких отпусков также подлежат включению в льготном исчислении в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

Таким образом, учитывая, то обстоятельство, что отпуск по беременности и родам с с 15 августа 1994 года по 02 декабря 1994 года истцу был предоставлен в период работы в должности фельдшера выездной бригады скорой помощи Вожегодской ЦРБ - учреждении здравоохранения, то есть, в период работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, включенный пенсионным органом в специальный стаж на льготных условиях, период отпуска по беременности и родам в должности фельдшера выездной бригады скорой медицинской помощи МУ «Вожегодское районное территориальное медицинское объединение» с 15 августа 1994 года по 02 декабря 1994 года подлежит включению в специальный стаж Тороповой Т.А. в связи с лечебной деятельностью в льготном исчислении – 1 год работы за 1 год и 3 месяца, как работа в сельской местности, учитывая, что с 03 декабря 1994 года истец вышла в отпуск по уходу за ребенком до полутора лет.

Из свидетельства о рождении ФИО3. следует, что она родилась ДД.ММ.ГГГГ года у Тороповой Т.А.

Согласно приказу №5-о от 30 января 1996 года с 18 февраля 1996 года по 04 мая 1997 года Торопова Т.А. находилась в отпуске по уходу за ребенком до полутора лет, с 05 мая 1997 года в отпуске по уходу за ребенком до трех лет (приказ № 29-о от 05 мая 1997 года). В лицевом счете имеются начисления заработной платы в апреле 1995 года и в октябре 1995 года, количество отработанных дней не указано, в лицевом счете за 1996 года имеются начисления отпуска по беременности и родам в январе 1996 года, продолжительность не указана.

Принимая во внимание, что истец находилась в отпуске по уходу за ребенком (19 сентября 1994 года рождения) с 03 декабря 1994 года по 19 марта 1996 года, в данный период у нее родился второй ребенок 04 ноября 1995 года рождения, дата начала отпуска по беременности и родам в лицевом счете не указана, начисления заработной платы произведены за август 1995 года, с 18 февраля 1996 года она вновь вышла в отпуск по уходу за ребенком (04 ноября 1995 года рождения), суд приходит к выводу о включении в специальный стаж Тороповой Т.А. период нахождения в отпуске по беременности и родам в должности фельдшера выездной бригады скорой медицинской помощи МУ «Вожегодское районное территориальное медицинское объединение» с 15 октября 1995 года по 17 февраля 1996 года в связи с лечебной деятельностью в льготном исчислении 1 год работы за 1 год и 3 месяца, как работа в сельской местности, при этом оснований для включения в специальный стаж в количестве 70 дней до даты рождения ребенка, с учетом изложенного, суд не находит.

Истцом заявлен период работы с 15 января 1998 года по 31 октября 1999 года в должности фельдшера выездной бригады скорой медицинской помощи МУ «Вожегодское районное территориальное медицинское объединение» в льготном исчислении, а также в календарном исчислении периоды работы: с 01 ноября 1999 года по 10 сентября 2000 года в должности фельдшера выездной бригады скорой медицинской помощи МУ «Вожегодское районное территориальное медицинское объединение»; с 11 сентября 2000 года по 18 марта 2001 года, с 29 апреля 2001 года по 11 ноября 2002 года в должности фельдшера бригады скорой медицинской помощи МУЗ «Вожегодская ЦРБ».

В период до 01 ноября 1999 года постановлением Постановление Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года № 464 в Списке должностей поименованы: врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности. Согласно Правилам исчисление сроков выслуги работникам здравоохранения и санитарно - эпидемиологических учреждений установлено один год работы в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке) за один год и 3 месяца.

Кроме того, в данный спорный период действовало постановление Правительства РФ № 1066 от 22 сентября 1999 года, согласно которому в выслугу лет для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения засчитывается выполняемая в течение полного рабочего дня работа в соответствующих должностях врачей и среднего медицинского персонала в учреждениях, предусмотренных Списком должностей, независимо от ведомственной подчиненности учреждений.

Указанным Списком предусмотрена должность фельдшера, пунктом 1 Списка предусмотрено учреждение «Больница, в том числе районная». При этом, в указанном нормативном акте отсутствует ссылка на то, что государственные и муниципальные учреждения здравоохранения должны иметь статус юридического лица.

Согласно разъяснениям, данным в пункте 18 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии», исходя из пункта 6 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 27 Федерального закона № 173-ФЗ, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781, судам следует иметь в виду, что работа в должностях, указанных в Списке работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, засчитывается в стаж работы, дающей право на указанную пенсию, если она осуществлялась не только в учреждениях, поименованных в Списке, и в их структурных подразделениях, но и в определенных структурных подразделениях, перечисленных в названном пункте Правил (в медико - санитарных частях, военно - медицинских службах, врачебных здравпунктах, фельдшерских здравпунктах и фельдшерско - акушерских пунктах, медицинских пунктах, являющихся структурными подразделениями организаций (воинских частей), и других), не поименованных в Списке.

В стаж работы засчитывается на общих основаниях в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, работа в должностях, указанных в списке: в лечебно-профилактических структурных подразделениях территориальных медицинских объединений. В данном Списке поименованы «Больницы всех наименований», «Станции скорой медицинской помощи», разделом «Наименование должностей» среди среднего медицинского персонала указана должность фельдшера.

Судам следует учитывать, что указание на клинический профиль и ведомственную или территориальную принадлежность учреждений, перечисленных в Списке, не является основанием для исключения периода работы в таком учреждении из стажа работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (пункт 3 названных Правил).

Пунктом 16 указанного постановления определено, что в случае несогласия гражданина с отказом органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, включить в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (пункт 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ), период работы, подлежащий, по мнению гражданина, зачету в данный стаж, необходимо учитывать, что вопрос о тождественности выполняемых истцом работ, занимаемой должности, имеющейся профессии тем работам, должностям, профессиям, которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, решается судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и имеющимся профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.). При этом установление тождественности различных наименований работ, профессий, должностей не допускается.

    Кроме того, в пункте 17 вышеназванного постановления указано, что при изменении организационно-правовой формы учреждений, предусмотренных подпунктами 19 и 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ, в случае сохранения в них прежнего характера профессиональной деятельности работников суд вправе установить тождественность должностей, работа в которых засчитывается в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости, тем должностям, которые установлены после такого изменения.

Действующими Правилами, так же как и ранее, сохранена возможность включения в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью, периодов работы в определенных структурных подразделениях организаций (воинских частей) независимо от их наименования и ведомственной принадлежности (пункт 6 Правил, утвержденных Постановлением от 29 октября 2002 года №781). Однако в отличие от ранее действовавших Правил в указанный пункт 6 включены лечебно-профилактические структурные подразделения территориальных медицинских объединений, а также группы медицинского обеспечения, медицинские службы, медицинские группы, военно- медицинские службы, стационары.

Правила от 22 сентября 1999 года N 1066 содержат положения о льготном исчислении стажа врачам и среднему медицинскому персоналу, работавшим как в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке), так и в городах, а также врачам и среднему медицинскому персоналу, работавшим в должностях и структурных подразделениях согласно Перечню от 22 сентября 1999 года №1066.
Следовательно, в стаж засчитывалась работа в поликлиниках, больницах и других лечебно-профилактических структурных подразделениях, входящих в состав территориальных медицинских объединений.
Врачам и среднему медицинскому персоналу, работавшим как в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке), так и в городах, пенсия устанавливается при выслуге не менее 30 лет. При этом один год работы в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке) засчитывается за один год и 3 месяца.
Судом установлено и подтверждается справкой БУЗ ВО «Вожегодская ЦРБ», что МУ «Вожегодское РТМО», структурным подразделением которого являлась Вожегодская центральная районная больница, в оспариваемый период являлось муниципальным учреждением здравоохранения, характер и вид его деятельности был связан с оказанием медицинской и иной лечебно-профилактической помощи населению на основании Устава, разработанного и утвержденного вышестоящим органом управления здравоохранения для данного ЛПУ от 15 августа 1994 года.

Поскольку федеральным законодательством не установлены ограничительные условия на социальное обеспечение по выслуге лет граждан, работающих в сфере здравоохранения, отказ во включении истице в стаж периода работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью в должности фельдшера выездной бригады скорой медицинской помощи МУ «Вожегодское районное территориальное медицинское объединение», является незаконным.
Пенсия за выслугу лет медицинским работникам назначается в зависимости от вида деятельности, а не от правового статуса учреждения или организации, с которыми они состояли в трудовых отношениях.

Факт осуществления Тороповой Т.А. лечебной деятельности в медицинском учреждении здравоохранения МУ «Вожегодское районное территориальное медицинское объединение», далее МУЗ «Вожегодская ЦРБ», МБУЗ «Вожегодская ЦРБ», БУЗ ВО «Вожегодская ЦРБ» в спорные периоды с 15 января 1998 года по 31 октября 1999 года в должности фельдшера выездной бригады скорой медицинской помощи МУ «Вожегодское районное территориальное медицинское объединение»; с 01 ноября 1999 года по 10 сентября 2000 года в должности фельдшера выездной бригады скорой медицинской помощи МУ «Вожегодское районное территориальное медицинское объединение»; с 11 сентября 2000 года по 18 марта 2001 года, с 29 апреля 2001 года по 11 ноября 2002 года в должности фельдшера бригады скорой медицинской помощи МУЗ «Вожегодская ЦРБ», подтверждается материалами дела, справкой работодателя об особом характере работы, штатными расписаниями, приказами, трудовой книжкой истца, лицевыми счетами, подтверждающими постоянную занятость истца в спорный период, особый характер работы, функционал выполняемой работы, который не изменялся в течение всего периода работы.

С учетом указанных обстоятельств, период работы Тороповой Т.А. с 15 января 1998 года по 31 октября 1999 года в должности фельдшера выездной бригады скорой медицинской помощи МУ «Вожегодское районное территориальное медицинское объединение» (РТМО), подлежит включению в стаж работы, дающей право на досрочную пенсию по выслуге лет, в льготном исчислении как 1 год работы в сельской местности за один год и 3 месяца, а также в календарном исчислении периоды работы с 01 ноября 1999 года по 10 сентября 2000 года в должности фельдшера выездной бригады скорой медицинской помощи МУ «Вожегодское районное территориальное медицинское объединение»; с 11 сентября 2000 года по 18 марта 2001 года, с 29 апреля 2001 года по 11 ноября 2002 года в должности фельдшера бригады скорой медицинской помощи МУЗ «Вожегодская ЦРБ». Отчисления работодателем страховых вносов в пенсионный фонд из заработной платы истца производились.

Рассматривая требования истца в части включения в специальный страховой стаж периодов нахождения истца в календарном исчислении периоды работы: с 19 марта 2001 года по 28 апреля 2001 года, с 15 мая 2006 года по 23 июня 2006 года, с 20 апреля 2011 года по 31 мая 2011 года, с 01 февраля 2016 года по 17 февраля 2016 года, с 09 марта 2016 года по 15 марта 2016 года, суд приходит к следующему.

Периоды работы Тороповой Т.А. в БУЗ ВО «Вожегодская ЦРБ» зачтены пенсионным органом в календарном исчислении в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии: с 12 ноября 2002 года по 14 мая 2006 года, с 24 июня 2006 года по 19 апреля 2011 года, с 01 июня 2011 года по 31 января 2016 года, с 18 февраля 2016 года по 08 марта 2016 года, с 16 марта 2016 года по 19 января 2020 года – работа в качестве фельдшера выездной бригады скорой медицинской помощи МУЗ «Вожегодская ЦРБ», МБУЗ «Вожегодская ЦРБ», БУЗ ВО «Вожегодская ЦРБ». Вместе с тем, спорные периоды нахождения на курсах повышения квалификации не включены пенсионным органом в специальный стаж истца.

Статья 187 ТК РФ предусматривает, что при направлении работодателем работника на профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы. Работникам, направляемым на профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование с отрывом от работы в другую местность, производится оплата командировочных расходов в порядке и размерах, которые предусмотрены для лиц, направляемых в служебные командировки.

Частью 4 статьи 196 ТК РФ установлено, что в случаях, предусмотренных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, работодатель обязан проводить повышение квалификации работников, если это является условием выполнения работниками определенных видов деятельности.

Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение своей квалификации в силу статьи 21 ТК РФ относится к одним из трудовых обязанностей работника и соответственно время обучения на курсах повышения квалификации входит в рабочее время, в течение которого работник в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка организации и условиями трудового договора должен исполнять трудовые обязанности, как иные периоды времени.

При этом суд принимает во внимание, что в силу специфики медицинской деятельности прохождение обучения на курсах повышения квалификации необходимо работникам, поскольку является обязательной частью их трудовой деятельности, обусловлено необходимостью подтверждения квалификационной категории медицинского работника.

Факт направления Тороповой Т.А. на курсы повышения квалификации подтверждается представленными в материалы дела копиями приказов МУЗ ВО «Вожегодская ЦРБ», МБУЗ ВО «Вожегодская ЦРБ», БУЗ ВО «Вожегодская ЦРБ», свидетельствами и удостоверениями о повышении квалификации, переподготовке, лицевыми счетами, справками работодателя.

В указанные периоды за истцом сохранялось место работы и заработная плата, с которой работодатель производил отчисления страховых взносов в пенсионный орган.

Принимая во внимание изложенное, учитывая, что факт направления истца в спорные периоды на курсы повышения квалификации нашёл свое подтверждение в полном объёме, суд приходит к выводу о неправомерности не включения в специальный стаж истца в календарном исчислении с 19 марта 2001 года по 28 апреля 2001 года, с 15 мая 2006 года по 23 июня 2006 года, с 20 апреля 2011 года по 31 мая 2011 года, с 01 февраля 2016 года по 17 февраля 2016 года, с 09 марта 2016 года по 15 марта 2016 года времени нахождения истца на курсах повышения квалификации, в связи с чем считает исковые требования в данной части подлежащими удовлетворению.

С учетом включения оспариваемых периодов работы в специальный стаж, он будет достаточным для назначения досрочной страховой пенсии по старости по основанию, предусмотренному подпунктом 20 пункта 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях».

Частью 1 статьи 22 Федерального закона «О страховых пенсиях» предусмотрено, что страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

Днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 данного Федерального закона.

На основании части 1.1. статьи 30 Закона № 400-ФЗ, страховая пенсия по старости лицам, имеющим право на ее получение независимо от возраста в соответствии с пунктами 19 - 21 части 1 настоящей статьи, назначается не ранее сроков, указанных в приложении 7 к настоящему Федеральному закону. Назначение страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на ее получение по достижении соответствующего возраста в соответствии с пунктом 21 части 1 настоящей статьи, осуществляется при достижении ими возраста, указанного в приложении 6 к настоящему Федеральному закону.

В силу части 3 статьи 10 Федерального закона от 03 октября 2018 года № 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий», гражданам, которые указаны в части 1 статьи 8, пунктах 19 - 21 части 1 статьи 30, пункте 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" и которые в период с 1 января 2019 года по 31 декабря 2020 года достигнут возраста, дающего право на страховую пенсию по старости (в том числе на ее досрочное назначение) в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим до 1 января 2019 года, либо приобретут стаж на соответствующих видах работ, требуемый для досрочного назначения пенсии, страховая пенсия по старости может назначаться ранее достижения возраста либо наступления сроков, предусмотренных соответственно приложениями 6 и 7 к указанному Федеральному закону, но не более чем за 6 месяцев до достижения такого возраста либо наступления таких сроков.

Для медицинских работников, которые приобретают необходимый страховой стаж в 2019 и 2020 годах, предусмотрена возможность получить пенсию на 6 месяцев раньше сроков, указанных в приложении 7 к Закону № 400 – ФЗ, то есть в данном случае пенсия истцу может быть назначена не ранее 13 февраля 2020 года.

Принимая во внимание, что включение спорных периодов составляет необходимую продолжительность специального стажа, дающего право истцу на досрочную страховую пенсию по старости, а также, учитывая соблюдение иных условий, предусмотренных действующим законодательством, в связи с чем на 13 августа 2019 года у истца возникло право на досрочную пенсию, суд приходит к выводу об удовлетворении требований истца и возложении на ответчика обязанности по назначению истцу страховой пенсии с 13 февраля 2020 года, поскольку специальный стаж истца на 13 августа 2019 года составляет 25 лет 00 месяцев 00 дней.

Статьей 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) предусмотрено, что стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса.

С учетом изложено, на основании части 1 статьи 98 ГПК РФ подлежат взысканию с ответчика в пользу истца расходы, связанных с оплатой государственной пошлины за подачу искового заявления в суд, в размере 300 рублей 00 копеек.

Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

исковые требования Тороповой Т.А. к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Сокол Вологодской области (межрайонное) о признании решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости незаконным и не порождающим правовых последствий, возложении обязанности включить в календарном и льготном исчислении спорные периоды в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости, назначении досрочной страховой пенсии по старости удовлетворить частично.

Признать решение Государственного учреждения - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в г. Сокол Вологодской области (межрайонное) № 19733/20 от 03 апреля 2020 года в части отказа в назначении Тороповой Т.А. досрочной страховой пенсии по старости и невключении в её специальный стаж в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» периодов:

нахождения в отпуске по беременности и родам в должности фельдшера выездной бригады скорой медицинской помощи МУ «Вожегодское районное территориальное медицинское объединение» с 15 августа 1994 года по 02 декабря 1994 года в льготном исчислении как 1 год работы за 1 год и 3 месяца;

работы в должности фельдшера выездной бригады скорой медицинской помощи МУ «Вожегодское районное территориальное медицинское объединение» с 15 января 1998 года по 31 октября 1999 года - в льготном исчислении как 1 год работы за 1 год и 3 месяца;

    нахождения в отпуске по беременности и родам в должности фельдшера выездной бригады скорой медицинской помощи МУ «Вожегодское районное территориальное медицинское объединение» с 15 октября 1995 года по 17 февраля 1996 года - в льготном исчислении как 1 год работы за 1 год и 3 месяца;

    работы в должности фельдшера выездной бригады скорой медицинской помощи МУ «Вожегодское районное территориальное медицинское объединение» с 01 ноября 1999 года по 10 сентября 2000 года - в календарном исчислении;

    работы в должности фельдшера выездной бригады скорой медицинской помощи МУЗ «Вожегодская ЦРБ» с 11 сентября 2000 года по 18 марта 2001 года, с 29 апреля 2001 года по 11 ноября 2002 года - в календарном исчислении;

    нахождения на курсах повышения квалификации: с 19 марта 2001 года по 28 апреля 2001 года, с 15 мая 2006 года по 23 июня 2006 года, с 20 апреля 2011 года по 31 мая 2011 года, с 01 февраля 2016 года по 17 февраля 2016 года, с 09 марта 2016 года по 15 марта 2016 года - в календарном исчислении.

Возложить на Государственное учреждение - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в г. Сокол Вологодской области (межрайонное) обязанность включить Тороповой Т.А. в стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», периоды:

нахождения в отпуске по беременности и родам в должности фельдшера выездной бригады скорой медицинской помощи МУ «Вожегодское районное территориальное медицинское объединение» с 15 августа 1994 года по 02 декабря 1994 года в льготном исчислении как 1 год работы за 1 год и 3 месяца;

работы в должности фельдшера выездной бригады скорой медицинской помощи МУ «Вожегодское районное территориальное медицинское объединение» с 15 января 1998 года по 31 октября 1999 года - в льготном исчислении как 1 год работы за 1 год и 3 месяца;

    нахождения в отпуске по беременности и родам в должности фельдшера выездной бригады скорой медицинской помощи МУ «Вожегодское районное территориальное медицинское объединение» с 15 октября 1995 года по 17 февраля 1996 года - в льготном исчислении как 1 год работы за 1 год и 3 месяца;

    работы в должности фельдшера выездной бригады скорой медицинской помощи МУ «Вожегодское районное территориальное медицинское объединение» с 01 ноября 1999 года по 10 сентября 2000 года - в календарном исчислении;

    работы в должности фельдшера выездной бригады скорой медицинской помощи МУЗ «Вожегодская ЦРБ» с 11 сентября 2000 года по 18 марта 2001 года, с 29 апреля 2001 года по 11 ноября 2002 года - в календарном исчислении;

    нахождения на курсах повышения квалификации: с 19 марта 2001 года по 28 апреля 2001 года, с 15 мая 2006 года по 23 июня 2006 года, с 20 апреля 2011 года по 31 мая 2011 года, с 01 февраля 2016 года по 17 февраля 2016 года, с 09 марта 2016 года по 15 марта 2016 года - в календарном исчислении.

Возложить на Государственное учреждение – Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в г. Сокол Вологодской области (межрайонное) обязанность назначить Тороповой Т.А. страховую пенсию с 13 февраля 2020 года.

В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.

Взыскать с Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Сокол Вологодской области (межрайонное) в пользу Тороповой Т.А. расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 (триста) рублей 00 копеек.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Вологодский областной суд через Сокольский районный суд Вологодской области в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Судья          Е.Б. Попова

Мотивированное решение изготовлено 27 января 2021 года.

2-78/2021 (2-1202/2020;) ~ М-1149/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Торопова Татьяна Александровна
Ответчики
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Сокол Вологодской области (межрайонное)
Другие
Информация скрыта
БУЗ ВО "Вожегодская ЦРБ"
Суд
Сокольский районный суд Вологодской области
Судья
Попова Е.Б.
Дело на странице суда
sokolsky--vld.sudrf.ru
22.09.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
22.09.2020Передача материалов судье
29.09.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
29.09.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
29.09.2020Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
20.11.2020Предварительное судебное заседание
13.01.2021Судебное заседание
20.01.2021Судебное заседание
27.01.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
01.03.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
01.03.2021Дело оформлено
29.07.2021Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее