Дело № 3-56/2013
ВОЛГОГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г.Волгоград 11 сентября 2013 г.
Волгоградский областной суд в составе
председательствующего судьи Ждановой С.В.,
при секретаре Трубенковой А.А.,
с участием прокурора Волгоградской областной
прокуратуры Дружининой И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Администрации Краснолиповского сельского поселения Фроловского муниципального района Волгоградской области о признании не соответствующим федеральному законодательству, не действующим и не подлежащим применению в части Закона Волгоградской области от 27.11.2006 № 1321-ОД (ред. от 20.07.2012, с изм. от 17.05.2013) «О разграничении имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальным образованием Фроловский муниципальный район и вновь образованными в его составе муниципальными образованиями»,
установил:
Администрация Краснолиповского сельского поселения Фроловского муниципального района Волгоградской области обратилась в Волгоградский областной суд с заявлением, в котором просила признать не соответствующим федеральному законодательству, не действующим и не подлежащим применению Закон Волгоградской области от 21.11.2006 (ред.21.08.2008 г.) № 1321-ОД «О разграничении имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальным образованием Фроловский муниципальный район и вновь образованными в его составе муниципальными образованиями» в части передачи из муниципальной собственности Фроловского муниципального района в собственность Краснолиповского сельского поселения имущества, предназначенного для сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, а именно:
- площадки для временного сбора твёрдых бытовых отходов, площадью 1,8 га., с инвентарным номером 1010040, расположенной в х.Красные Липки Фроловского района Волгоградской области (п.1 раздела XIII приложения № 5);
- площадки для временного сбора твёрдых бытовых отходов, 2шт., площадью 2,07 га., с инвентарными номерами 1010041, 010042 расположенные в х.Красные Липки Фроловского района Волгоградской области (п.2 раздела XIII приложения № 5).
В обоснование требований заявитель указал, что переданные в собственность Краснолиповского сельского поселения «площадки для временного сбора твёрдых бытовых отходов» фактически не существуют, поскольку на их месте находятся «свалки».
Передача из муниципальной собственности Фроловского муниципального района в собственность Краснолиповского сельского поселения указанного имущества произведена в нарушение требований Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Кроме того, принятым нормативно – правовым актом нарушаются права и законные интересы администрации Краснолиповского сельского поселения на своевременную утилизацию бытовых отходов.
Заявитель в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела был извещён надлежащим образом. Представитель заявителя – Топчиев В.И. представил суду заявление главы Администрации Краснолиповского сельского поселения Григорьева А.Г. с просьбой рассмотреть дело в его отсутствие.
Представитель Фроловской районной Думы Волгоградской области, будучи извещенным о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, о причинах своей неявки суд не уведомил.
С учетом мнения лиц, участвующих в деле, заключения прокурора и при отсутствии оснований для признания явки указанных лиц обязательной по правилам части 4 статьи 246 ГПК РФ, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие заявителя и представителя Фроловской районной Думы Волгоградской области.
Представитель заявителя – юрисконсульт администрации Краснолиповского сельского поселения Топчиев В.И., действующий по доверенности, в судебном заседании заявленные требования поддержал в полном объёме. Также добавил, что переданные площадки не соответствуют критериям разграничения имущества, установленным Федеральным законом от 22.08.2004 № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Кроме того, уточнил дату принятия Закона Волгоградской области № 1321-ОД – 27 ноября 2006 г. (ред. от 20.07.2012, с изм. от 17.05.2013).
Представитель Волгоградской областной Думы Хабарова Е.В., действующая на основании доверенности, требования заявителя не признала, просила суд в их удовлетворении отказать. В обоснование своей позиции привела доводы о том, что до принятия оспариваемого Закона области каких-либо разногласий в части согласования спорных объектов имущества между муниципальными образованиями Фроловский муниципальный район и Краснолиповское сельское поселение не возникло. Перечень передаваемого имущества, в состав которого вошли площадки для временного сбора твердых бытовых отходов, был согласован между муниципальными образованиями. Указанные площадки относятся к имуществу, необходимому поселению для выполнения полномочий, возложенных на него ч.1 ст.8 Федерального закона от 4 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления». Кроме того, оспариваемый заявителем в части Закон принят в пределах компетенции субъекта Российской Федерации, процедура принятия названного нормативного правового акта Волгоградской областной Думой нарушена не была.
Представитель Правительства Волгоградской области Сучков В.А., действующий на основании доверенности, в судебном заседании против заявленных требований возражал, привёл доводы аналогичные доводам представителя Волгоградской областной Думы.
Представитель Николаевского муниципального района Волгоградской области Ермилов Е.В., действующий по доверенности, против удовлетворения заявленных требований возражал. Пояснил, что Фроловский муниципальный район передал Краснолиповскому сельскому поселению не свалки, а площадки для временного сбора твердых бытовых отходов. Однако при этом не смог пояснить, в каком году и кем были созданы указанные площадки, имелись ли на указанных площадках твердое покрытие, ограждение.
Выслушав объяснения представителя заявителя и представителей заинтересованных лиц, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Волгоградской областной прокуратуры Дружининой И.А., полагавшей заявленные требования обоснованными, Волгоградский областной суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 2 ст. 251 ГПК РФ с заявлением о признании нормативного правового акта противоречащим закону полностью или в части в суд вправе обратиться орган местного самоуправления, считающий, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом нарушена его компетенция.
Согласно части 2 статьи 253 ГПК РФ установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
В соответствии с положениями статей 83 и 85 Федерального закона № 131-ФЗ от 6 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» до 1 января 2009 года был установлен переходный период, в течение которого между муниципальными образованиями должно быть произведено перераспределение имущества в соответствии с разграничением полномочий.
Порядок перераспределения (разграничения) имущества между вновь образованными поселениями и муниципальными районами, в состав которых они входят, определен ч. 11.1 ст. 154 Федерального закона от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ) и Законом Волгоградской области от 12 января 2006 г. № 1188-ОД «Об основных направлениях по разграничению объектов муниципальной собственности между поселениями и муниципальным районом».
Частью 11. ст. 154 названного Федерального закона в целях обеспечения выполнения требований ст. 85 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ установлен порядок безвозмездной передачи в процессе разграничения имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальными районами, поселениями, городскими округами в соответствии с установленным указанным Федеральным законом разграничением вопросов местного значения и со ст. 50 упомянутого Федерального закона.
Во исполнение указанных положений федерального законодательства 21.11.2006 года Волгоградская областная Дума приняла, а 27.11.2006 года Глава Администрации Волгоградской области подписал Закон Волгоградской области № 1321-ОД «О разграничении имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальным образованием Фроловский муниципальный район и вновь образованными в его составе муниципальными образованиями».
Указанный Закон опубликован в издании «Волгоградская правда», № 226, 05.12.2006 (спецвыпуск 3) и вступил в силу по истечении 10 дней со дня официального опубликования. В настоящее время Закон действует в редакции Закона Волгоградской области от 20.07.2012 № 87-ОД, с изменениями внесенными решениями Волгоградского областного суда от 17.05.2013г.
Статьей 1 Закона области № 1321-ОД были утверждены перечни безвозмездно передаваемого имущества, находящегося в муниципальной собственности Фроловского муниципального района, в муниципальную собственность вновь образованных в его составе муниципальных образований.
Приложение № 5 к Закону представляет собой Перечень объектов муниципального имущества, находящихся в процессе разграничения в собственности Фроловского муниципального района, но не отнесенных законодательством Российской Федерации к видам имущества, которое может находиться в собственности Фроловского муниципального района, и по указанным причинам передаваемых Фроловским муниципальным районом в порядке разграничения в собственность Краснолиповского сельского поселения.
В соответствии с п.п. 1-2 раздела XIII приложения № 5 к Закону Волгоградской области № 1321-ОД от 27.11.2006 г. «О разграничении имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальным образованием Фроловский муниципальный район и вновь образованными в его составе муниципальными образованиями» в собственность Краснолиповского сельского поселения было передано имущество, предназначенное для сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, а именно:
- п.1. площадка для временного сбора твёрдых бытовых отходов, площадью 1,8 га., с инвентарным номером 1010040, расположенная в х.Красные Липки Фроловского района Волгоградской области (п.1);
- п.2. площадки для временного сбора твёрдых бытовых отходов, 2шт., площадью 2,07 га., с инвентарными номерами 1010041, 010042, расположенные в х.Красные Липки Фроловского района Волгоградской области (п.2).
Выше приведенное положение Закона области противоречит требованиям федерального законодательства, поскольку в соответствии с Федеральным законом от 24.06.98 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» под объектом размещения отходов понимается специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое).
Из пункта 2.5 Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов 2.1.7.1322-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления» (СанПиН 2.1.7.1322-03) следует, что объектом размещения отходов также считаются открытые площадки или специализированные помещения, на которых производится временное хранение отходов, в том числе в целях их последующей утилизации.
В судебном заседании судом было установлено, что объекты, переданные Краснолиповскому сельскому поселению в муниципальную собственность под наименованием «площадка для временного сбора твёрдых бытовых отходов», являются отведенным местом для складирования отходов производства и потребления населения Краснолиповского сельского поселения и фактически выполняют функции свалок, находятся за пределами населенных пунктов. Отходы, размещенные на свалках, в другое место не вывозятся, их утилизацией и переработкой никто не занимается.
Таким образом, судом бесспорно установлено, что переданные Краснолиповскому сельскому поселению в муниципальную собственность «площадки для временного сбора твёрдых бытовых отходов» по своему функциональному назначению являются свалками.
Вместе с тем в соответствии с подпунктом 18 пункта 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (с последующими изменениями) организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к вопросам местного значения поселения.
В п. 1 ст. 8 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» также предусмотрено, что организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами.
В судебном заседании представитель заявителя Топчиев В.И. пояснил, что Краснолиповское сельское поселение надлежащим образом исполняет свои обязанности по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, контролируя складирование мусора жителями поселения на свалке. Сельским поселением заключаются договора с организациями на вывоз твёрдых бытовых отходов, на зачистку свалок. Кроме того, до передачи спорного имущества в собственность сельского поселения, на месте указанных площадок также были размещены свалки для временного хранения твердых бытовых отходов. Кроме того, указанные площадки не соответствуют требованиям законодательства, поскольку у них отсутствуют твердое покрытие, ограждение, навес, автономные системы очистки.
Согласно подпункту 14 пункта 1 статьи 15 того же Федерального закона организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов относится к вопросам местного значения муниципального района.
Нормами ст. ст. 4, 22 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии со ст. 13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
С учетом указанных обстоятельств суд приходит к выводу о том, что передача названных объектов в муниципальную собственность Краснолиповского сельского поселения является незаконной и противоречит приведенному выше федеральному законодательству.
В соответствии с частью 1 статьи 249 ГПК РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, и его законности возлагается на орган или должностное лицо, принявшие оспариваемый акт.
Представителями Волгоградской областной Думы и Правительства Волгоградской области не были представлены суду доказательства того факта, что объекты недвижимости, поименованные в оспариваемом Законе области как «площадки для временного сбора твёрдых бытовых отходов» на момент принятия оспариваемого Закона использовались Фроловским муниципальным районом именно по указанному функциональному назначению. Доводы представителя заявителя о том, что названные площадки используются в качестве свалок с 1990-х годов, опровергнуты не были.
Ссылка представителя Волгоградской областной Думы и представителя Правительства Волгоградской области на то, что оспариваемый заявителем нормативный правовой акт принят в пределах компетенции законодательного органа субъекта Российской Федерации, а процедура принятия названного акта нарушена не была, при передаче площадки для временного хранения твёрдых бытовых отходов муниципальному образованию Краснолиповскому сельскому поселению от последнего каких-либо возражений не поступало, существенного правового значения не имеют, поскольку при разрешении заявленных требований с достоверностью установлено наличие противоречий оспариваемых норм требованиям федерального законодательства, что в силу положений ч. 2 ст. 253 ГПК РФ является безусловным основанием для признания нормативного правового акта в части недействующим.
С учетом того, что оспариваемая норма Закона области действовала в течение длительного времени, Волгоградский областной суд с целью соблюдения прав и охраняемых законом интересов граждан, юридических лиц и иных заинтересованных лиц, на которых распространяется действие оспариваемых положений нормативного правового акта, полагает необходимым признать их недействующими с момента вступления решения суда в законную силу.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 191 - 194, 251 - 253 ГПК РФ, суд
решил:
заявление Администрации Краснолиповского сельского поселения Фроловского муниципального района Волгоградской области о признании не соответствующим федеральному законодательству, не действующим и не подлежащим применению в части Закона Волгоградской области от 27.11.2006 № 1321-ОД (ред. от 20.07.2012, с изм. от 17.05.2013) «О разграничении имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальным образованием Фроловский муниципальный район и вновь образованными в его составе муниципальными образованиями» - удовлетворить.
Признать не соответствующим федеральному законодательству, не действующим и не подлежащим применению с момента вступления решения суда в законную силу раздел XIII приложения № 5 к Закону Волгоградской области от 27.11.2006 № 1321-ОД (ред. от 20.07.2012, с изм. от 17.05.2013) «О разграничении имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальным образованием Фроловский муниципальный район и вновь образованными в его составе муниципальными образованиями».
Сведения о принятом судебном акте опубликовать в печатном издании «Волгоградская правда» по вступлении решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации через Волгоградский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Жданова С.В.
решение в окончательной форме
принято 12 сентября 2013 года