Дело №
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
дата <адрес>
Промышленный районный суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Журавлевой Т.Н.,
при секретаре Пустовит Н.Н.,
с участием заявительницы Поляковой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по заявлению Поляковой Н. А. об оспаривании решения Федерального государственного учреждения «Южное региональное управление жилищного обеспечения,
У С Т А Н О В И Л:
Полякова Н.А. обратилась в суд с заявлением на неправомерные действия Федерального государственного учреждения «Южное региональное управление жилищного обеспечения», <адрес>, поданного по правилам гл.25 ГПК РФ.
В обоснование заявления Полякова Н.А. указала, что её сын, Жихарев С. В., дата года рождения проходил военную службу по контракту в войсковой части № с дата в должности гранатометчика десантно-штурмовой роты. дата при выполнении контртеррористической операции в Чеченской Республике, погиб.
За мужество и отвагу, проявленные при проведении Аргунской операции, посмертно награжден орденом «Мужества». На момент гибели сына заявительница своего жилья не имела и была инвали<адрес> группы.
С дата состоит на учете нуждающихся в получении жилья в <адрес>, свободная очередь 1327 по <адрес>. В случае обеспечения жилым помещением по линии Министерства О. РФ, заявительница будет исключена из учета нуждающихся в получении жилья в <адрес> в соответствии с действующим законодательством, не предусматривающем получение жилого помещения по двум разным основаниям.
С целью постановки на учет нуждающихся в получении жилого помещения по линии Министерства О. РФ, Поляковой Н.А. было подано заявление на имя начальника ФГУ «Южное региональное управление жилищного обеспечения МО РФ». Решением № от дата заявительнице отказали в постановке на учет нуждающихся в получении жилого помещения. Отказ мотивирован тем, что в соответствии с Постановлением Правительства от дата. № «Об усилении социальной защиты членов семей погибших (умерших) военнослужащих и сотрудников Федеральных органов исполнительной власти». Министерством О. Российской Федерации, предоставляются жилые помещения нуждающимся в улучшении жилищных условий членам семьи военнослужащих погибших (умерших) в период прохождения военной службы, имевших место на момент гибели военнослужащего. Документы, подтверждающие факт признания Жихарева С. В. и членов его семьи нуждающимися в получении жилого помещения предоставляемого по договору социального найма не представлены. На учете нуждающихся погибший сын заявительницы не состоит.
Руководствуясь п. 2 статьи 15 Федерального Закона от дата, № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы до дата., осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (Жихарев С. В. погиб дата года).
В соответствии с п.2 ч.1 ст.54 Жилищного кодекса Российской Федерации, п.1 ст. 15 Федерального закона Российской Федерации от дата № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», п.1 приказа М. О. Российской Федерации от дата № «О предоставлении военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации жилых помещений по договору социального найма и служебных жилых помещений», принять на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма членов семьи Полякову Н. А. не представляется возможным.
Посчитав такой отказ незаконным и необоснованным, Полякова Н.А. обратилась в суд с заявлением на неправомерные действия ответчика (Федерального государственного учреждения «Южное региональное управление жилищного обеспечения» ).
В ходе судебного заседания Полякова Н.А. дала пояснения, аналогичные изложенным в письменном заявлении на неправомерные действия и просила суд удовлетворить его в полном объеме в отношении Федерального государственного учреждения «Южное региональное управление жилищного обеспечения».
Ответчик - Федеральное государственное учреждение «Южное региональное управление жилищного обеспечения», извещенный надлежащим образом, в судебное заседание не явился, явку своего представителя не обеспечил. Истица согласна на рассмотрение дела в порядке заочного производства. Судом вынесено определение о рассмотрении дела в порядке заочного производства в отсутствие заинтересованного лица.
В соответствии со ст. 113 ГПК РФ, лица участвующие в деле извещаются или вызываются в судебное заседание письмом с уведомлением о вручении, судебной повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств и доставки, обеспечивающих фиксирование судебного извещения или вызова и его вручение адресату.
Таким образом, исходя из равенства участников процесса в гражданском судопроизводстве, ответчик имел возможность предоставить доказательства в опровержение доводам истца, так как в адрес ответчика направлялось исковое заявление с приложением, также были направлены судебные повестки по фактическому месту нахождения. Однако, в связи с неявкой ответчика и непредставлением им возражений и иных доказательств, суд рассматривает исковые требования по имеющимся в деле материалам.
Суд, выслушав заявительницу Полякову Н.А., исследовав письменные материалы дела, оценив представленные по делу доказательства и в их совокупности, приходит к следующему.
В соответствии с п.1 ст.256 ГПК РФ - гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод.
Заявительница узнала о нарушении своего права дата, вследствие чего срок на подачу жалобы не пропущен. Штемпели с указанием даты направления мне ответа и его поступления в <адрес> имеются на конверте, копия которого приобщена к материалам дела.
Согласно ст.254 ГПК РФ - заявление подается в суд по подсудности, установленной статьями 24 - 27 настоящего Кодекса. Заявление может быть подано гражданином в суд по месту его жительства или по месту нахождения органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, решение, действие (бездействие) которых оспариваются.
Судом установлено, что сын заявительницы, Жихарев С. В., дата года рождения проходил военную службу по контракту в войсковой части 54801 с дата в должности гранатометчика десантно-штурмовой роты. дата при выполнении контртеррористической операции в Чеченской Республике, погиб.
За мужество и отвагу, проявленные при проведении Аргунской операции, посмертно награжден орденом «Мужества». На момент гибели сына заявительница своего жилья не имела и не имеет по состоянию на день обращения в суд.
С дата состоит на учете нуждающихся в получении жилья в <адрес>, свободная очередь № по <адрес>. В случае обеспечения жилым помещением по линии Министерства О. РФ, заявительница будет исключена из учета нуждающихся в получении жилья в <адрес> в соответствии с действующим законодательством, не предусматривающем получение жилого помещения по двум разным основаниям.
Заявительнице дата выдан дубликат удостоверения, согласно которого она имеет право на льготы и преимущества, установленные для родителей погибших военнослужащих (ст.21 Федерального закона от дата № 5-ФЗ «О ветеранах»).
Статьей 9 вышеуказанного Закона установлены организационные основы реализации функций органов государственной власти по делам ветеранов.
Согласно п.п.4 п.1 ст.21 цитируемого Закона, среди гарантий и компенсаций, предоставленных заявительнице, она имеет право на обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до дата, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона.
Согласно требованиям приказа М. О. «О дополнительных мерах по социальной защите членов семей военнослужащих, выполнявших задачи на территории Северо-Кавказского региона РФ и погибших при исполнении служебных обязанностей» от дата, необходимо обеспечить реализацию социальных гарантий и прав членов семей военнослужащих, выполнявших задачи на территории Северо-Кавказского региона РФ и погибших при выполнении служебных обязанностей после дата,в том числе предоставлять во внеочередном порядке семьям погибших военнослужащих, проходивших военную службу по контракту, нуждающимся в улучшении жилищных условий, жилые помещения по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
Аналогичные норма закреплена в п.1 Указа Президента РФ от дата «О совершенствовании порядка обеспечения жильем военнослужащих и некоторых других категорий граждан». Так, в пункте 1 закреплена норма, согласно которой установлено, что приоритетной формой бюджетного финансирования расходов на обеспечение жильем для постоянного проживания военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, граждан, уволенных с военной службы, членов семей военнослужащих, погибших (умерших) в период прохождения военной службы, и членов семей граждан, проходивших военную службу по контракту и погибших (умерших) после увольнения с военной службы, которые нуждаются в улучшении жилищных условий по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также граждан, подлежащих переселению из закрытых военных городков (далее именуются - военнослужащие и некоторые другие категории граждан), является выпуск и погашение государственных жилищных сертификатов.
Судом достоверно установлено, что право на внеочередное получение жилья у Поляковой Н.А. возникло после гибели её сына в Чеченской Республике. Согласно Постановлению Главы <адрес> СК от дата № её семья поставлена на льготную очередь.
Согласно п.п. «в» п.6 Раздела 2 Постановления Правительства РФ от дата № "О порядке учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства" нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства за счет средств федерального бюджета признаются … члены семей военнослужащих, погибших при выполнении задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах.
В соответствии с п.п. «а» и п.п. «ж» п.7 цитируемого Постановления Правительства № – основаниями признания граждан нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий являются отсутствие жилой площади и проживание в общежитиях и на служебной жилой площади.
Суд считает, что основания отказа в постановке на учет нуждающихся Поляковой Н.А. противоречат процитированным выше нормативным правовым актам. Для признания заявительницы нуждающейся в получении жилого помещения нет необходимости, чтобы её ой погибший сын прослужил в Вооруженных Силах РФ 10 лет и более, а также нет необходимости на момент поступления её сына на службу по контракту, быть признанными нуждающимися в получении жилья. В данном случае, судом достоверно установлено, что получение жилого помещения гарантировано Поляковойц Н.А. как члену семьи погибшего при выполнении специального задания военнослужащего.
Процитированные выше нормативные акты не содержат иных условий, при наличии которых заявительница должна быть признана нуждающейся в улучшении жилищных условий (получении жилого помещения). Судом достоверно установлено два таких условия:
- гибель военнослужащего при исполнении служебных обязанностей при выполнении задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах;
- отсутствие жилой площади и проживание в общежитиях и на служебной жилой площади.
Суд достоверно установил, что бывший военнослужащий Жихарев С. В. - дата погиб на территории Чеченской Республики при исполнении обязанностей военной службы (п.п.1 п.1 ст.3 Федерального закона от дата № 5-ФЗ «О ветеранах» и предпоследний абзац Раздела 3 Приложения к Федеральному закону «О ветеранах»). Копия извещения о гибели имеется в материалах дела. Кроме того, судом обозрено удостоверение, выданное на имя Поляковой Н.А., о предоставлении гарантий и компенсаций, предусмотренных ст.21 Федерального закона «О ветеранах» (установленные для родителей погибших военнослужащих).
В этой части утверждение ответчика о том, что в силу отсутствия на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий погибшего сына заявительницы противоречит процитированным выше нормативным правовым актам и фактическим обстоятельствам дела.
Предметом спора является отказ в признании прав на получение жилого помещения Поляковой Н.А, имеющей статус члена семьи погибшего на территории Чеченской Республики при исполнении обязанностей военной службы военнослужащего. В данном случае ответчиком дано неправильное понятие статуса заявительницы, и, как следствие, предмета спора.
Изучив справки из БТИ и Регистрационной палаты, суд установил, что заявительница своего жилья в собственности не имеет.
Указанные выше доказательства отвечают требованиям, закрепленным в ст.ст.59 и 60 ГПК РФ об относимости и допустимости доказательств.
Получение жилого помещения гарантировано заявительнице и ее сыну как члену семьи погибшего при выполнении специального задания военнослужащего.
Право на внеочередное улучшение жилых помещений установлено Постановлением Правительства РФ от дата № «О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащих и сотрудников Федеральных органов исполнительной власти, участвующих в контртеррористических операциях и обеспечивающим правопорядок и общественную безопасность на территории Северо-Кавказского региона РФ».
Исполнение указанного постановления возложено на Министерство О. РФ.
В соответствии с Приказом М. О. РФ от дата № "О предоставлении дополнительных гарантий и компенсаций военнослужащим и лицам гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, участвующим в контртеррористических операциях и обеспечивающим правопорядок и общественную безопасность на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации" –предоставлять во внеочередном порядке семьям погибших (пропавших без вести) военнослужащих из числа указанных в пункте 1 настоящего Приказа, нуждающимся в улучшении жилищных условий, жилые помещения по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Аналогичная норма была закреплена в Приказе М. О. РФ от дата № 95.
В связи с этим, суд считает незаконным и необоснованным отказ ответчика в постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма Полякову Н.А.
Согласно п.3 ст.15.1 Федерального закона от дата № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» - норма предоставления площади жилого помещения при предоставлении по договору социального найма жилых помещений, находящихся в федеральной собственности или переданных из федеральной собственности в муниципальную собственность, либо при предоставлении жилых помещений, находящихся в федеральной собственности, в собственность бесплатно на основании решения федерального органа исполнительной власти составляет восемнадцать квадратных метров общей площади жилого помещения на одного человека.
При предоставлении жилых помещений, указанных в пункте 1 настоящей статьи, одиноко проживающим военнослужащему-гражданину, гражданину, уволенному с военной службы, члену семьи погибшего (умершего) военнослужащего-гражданина, члену семьи погибшего (умершего) гражданина, уволенного с военной службы, норма предоставления площади жилого помещения может быть превышена, но не более чем в два раза.
Соответственно, по линии Министерства О. РФ должно выделить жилое помещение площадью не менее 36 кв.м.
Довод ответчика об отсутствии правового механизма и нормативных документов, определяющих порядок постановки на учет в ФПСУ «Югрегионжилье» членов семей погибших военнослужащих не может являться основанием для отказа в удовлетворении заявления, так как устранение такого пробела возложено на орган исполнительной власти (Министерство О. РФ), а не на членов семей погибших (умерших) военнослужащих. Такое утверждение ответчика противоречит п.2 ст.40 Конституции РФ, согласно которому органы государственной власти создают условия для осуществления права на жилище.
Между тем, суд считает требование заявительницы к Министерству О. РФ, незаконным и необоснованным по следующим основаниям:
В Приказе М. О. РФ от дата № (ред. от 05.04.2011) "Об уполномоченном органе Министерства О. Российской Федерации и специализированных организациях Министерства О. Российской Федерации по вопросам жилищного обеспечения в Вооруженных Силах Российской Федерации" закреплено положение, согласно которого определить Департамент жилищного обеспечения Министерства О. Российской Федерации уполномоченным органом Министерства О. Российской Федерации по вопросам реализации в Вооруженных Силах Российской Федерации требований инструкций (далее - уполномоченный орган).
Уполномоченный орган осуществляет свои функции через специализированные организации Министерства О. Российской Федерации.
Судом установлено и это не опровергнуто ответчиком, что надлежащим ответчиком по данному делу является федеральное государственное учреждение "Южное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства О. Российской Федерации с местом дислокации в <адрес>.
На основании вышеизложенного и в соответствии со ст.194 – 198, 254-258, 235 ГПК РФ суд,
Р Е Ш И Л
Заявление Поляковой Н. А. удовлетворить.
Признать незаконным и необоснованным отказ Федерального государственного учреждения «Южное региональное управление жилищного обеспечения» (<адрес>) в постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма Поляковой Н. А..
Обязать Федеральное государственное учреждение «Южное региональное управление жилищного обеспечения» (<адрес>) с момента вступления в законную силу принятого судебного решения поставить на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма Полякову Н. А..
Заочное решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию <адрес>вого суда через Промышленный районный суд <адрес> в течение месяца. Ответчик вправе подать в Промышленный райсуд <адрес> заявление об отмене заочного решения в течение 7 дней со дня получения копии решения.
Судья Т.Н.Журавлева