Дело № 2-379/13
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
14 января 2013 г.Калининград
Ленинградский районный суд г.Калининграда в составе:
председательствующего судьи Чесноковой Е.В.
при секретаре Федеренчук Е.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Скворцова А. А.ча к администрации городского округа «Город Калининград» о понуждении к предоставлению жилого помещения и заключению договора найма служебного жилого помещения
У с т а н о в и л :
Скворцов А. А. обратился в суд с вышеуказанными исковыми требованиями к Администрации городского округа «Город Калининград», указав, что он является <данные изъяты>. В соответствии со ст. 15 ФЗ «О статусе военнослужащих» от 27.05.1988 № 76-ФЗ на основании Решения отдела № ФГУ «Западрегионжилье» от ДД.ММ.ГГГГ, ему было распределено, служебное жилое помещение по адресу: <адрес>, находящееся в муниципальной собственности, ранее также занимаемое военнослужащими. Однако, Администрация городского округа «Город Калининград» и комитет муниципального имущества и земельных ресурсов отказывают в заключении с ним договора найма служебного жилого помещения.
На его заявление на имя главы администрации городского округа «Город Калининград» о предоставлении ему указанного жилого помещения и заключении с ним договора найма служебного жилого помещения, комитет муниципального имущества и земельных ресурсов администрации городского округа «Город Калининград» направил в отдел ФГУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ отказ в рассмотрении вопроса о предоставлении ему жилья.
Считает основания отказа незаконными, поскольку пункты 2.1, 2.2.9, 3.1 приложения № «Порядка предоставления служебных жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда городского округа «Город Калининград», утвержденного решением окружного Совета депутатов от ДД.ММ.ГГГГ № предписывают предоставлять служебные жилые помещения муниципального специализированного жилищного фонда военнослужащим, проходящим службу в войсковых частях, расположенных на территории городского округа «Город Калининград».
Своим отказом ответчик нарушает право истца на получение служебного жилья по основаниям, предусмотренным в п.5 ст.15 Федерального закона «О статусе военнослужащих».
Просит обязать администрацию городского округа «Город Калининград» предоставить ему жилое помещение и заключить с ним договор социального найма служебного жилого помещения по адресу: <адрес>, а также привлечь к административной ответственности заместителя главы администрации председателя комитета муниципального имущества и земельных ресурсов З.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ Скворцову А. А. отказано в принятии искового заявления к администрации городского округа «город Калининград» в части требований о привлечении к административной ответственности заместителя главы администрации, председателя комитета муниципального имущества и земельных ресурсов З.
В судебном заседании истец и его представитель по доверенности Скворцов А. С. иск поддержали по изложенным в нем основаниям, пояснили, что жилое помещение находится в муниципальной собственности, ранее в данном жилом помещении проживали военнослужащие. Несмотря на то, что Скворцов А.А. фактически вселился и проживает в спорном жилом помещении, договора найма служебного жилого помещения с ним не заключен, в связи с чем, он лишен возможности в установленном законом порядке зарегистрироваться в данном жилом помещении. На момент предоставления ему жилого помещения органом военного ведомства, действовали п. п. 2.1, 2.2.9, 3.1 Приложения № «Порядка предоставления служебных помещений муниципального жилищного фонда городского округа «Город Калининград», согласно которым обязанность по заключению договора найма служебного жилого помещения была возложена на муниципалитет. Администрация городского округа «Город Калининград» отменила указанные пункты Приложения уже после подачи истцом заявления в суд.
Представители администрации городского округа «Город Калининград» по доверенности П.Е.А. и П.В.Н. с иском не согласились, просили в удовлетворении исковых требований Скворцова А. А. отказать. Пояснили, что, орган местного самоуправления вправе принимать нормативно-правовые акты в соответствии со ст. 7 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». Статьей 16 ФЗ от 06.10.2003 № 131-ФЗ установлены вопросы местного значения городского округа, к которым не относится предоставление жилого помещения отдельным категориям граждан, в т. ч. военнослужащим. Таким образом, указанный акт будет не соответствовать действующему законодательству РФ.
Истцом в заявлении не указано, в чем именно выражается нарушение его прав, поскольку в спорном жилом помещении он и члены его семьи фактически проживают. Администрация городского округа требований ст. 15 ФЗ РФ от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» не нарушает, другим лицам его не распределяет, как и не принимает мер к выселению истца. Права истца ответчиком не нарушены, доказательств того, что истцу отказано в регистрации, не представлено.
Поскольку военная служба является одной из разновидностей государственной службы, обязанность по обеспечению военнослужащих жилыми помещениями, как для временного, так и для постоянного проживания, возложена на органы государственной власти.
Обязанность по обеспечению военнослужащих жилыми помещениями для временного проживания в соответствии с действующим законодательством возложена на Министерство обороны Российской Федерации и иные органы исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная служба.
Так, в целях организации в Вооруженных Силах Российской Федерации деятельности по исполнению требований постановления Правительства Российской Федерации от 29.06.2011 № 512 «О порядке признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих - граждан Российской Федерации, обеспечиваемых на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями, и предоставления им жилых помещений в собственность бесплатно», уполномоченным органом Министерства обороны Российской Федерации по вопросам реализации в Вооруженных Силах Российской Федерации, согласно приказу Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «Об уполномоченном органе Министерства обороны Российской Федерации и специализированных организациях Министерства обороны РФ по вопросам жилищного обеспечения в вооруженных силах РФ», требований постановления и инструкции определен Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны РФ осуществляющий свои функции через специализированные организации Министерства обороны Российской Федерации - федеральное государственное учреждение «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации, к компетенции которого в соответствии с «Инструкцией об организации деятельности центральных органов военного управления по обеспечению военнослужащих, проходящих военную службу по контракту в вооруженных силах Российской Федерации, жилыми помещениями, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «Об организации в Министерстве обороны Российской Федерации деятельности по обеспечению военнослужащих, проходящих военную службу по контракту в вооруженных силах Российской Федерации, жилыми помещениями» относится принятие решений о предоставлении жилых помещений военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями.
Решение о предоставлении служебного жилого помещения, предусмотренное действующим порядком, у Скворцова А. А. имеется в виде выписки из решения о предоставлении служебного жилого помещения № от ДД.ММ.ГГГГ, выданное ФГУ «Западрегионжилье» МО РФ.
Администрация городского округа «Город Калининград», в целях реализации Скворцовым А. А. права на заключение договора о порядке пользования жилого помещения, обратилась в адрес ФГУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ и в Арбитражный суд <адрес>, так как механизм взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления установлен ст. 154 ФЗ РФ от 22.08.2004 № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «Овнесении изменений и дополнений в федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», предусматривающей в случае нахождения имущества, используемого для исполнения государственных полномочий в муниципальной собственности передачу последнего в собственность Российской Федерации.
Таким образом, полагают, что администрация городского округа «Город Калининград» не является уполномоченным органом по обеспечению служебным жилым помещением <данные изъяты> Скворцова А. А.
Кроме того, в целях приведения нормативно-правовых актов городского округа «Город Калининград» в соответствие с действующим законодательством, решением окружного Совета депутатов города Калининграда внесены изменения в «Порядок предоставления служебных жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда городского округа «Город Калининград», утвержденный Решением окружного Совета депутатов города Калининграда от ДД.ММ.ГГГГ №, а именно исключена глава 3, предусматривавшая порядок предоставления жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда военнослужащим.
Представитель 3-го лица ФГУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» по доверенности М. исковые требования Скворцова А. А. поддержал и пояснил, что поскольку жилое помещение находится в муниципальной собственности, у органов Министерства обороны РФ нет полномочий на заключение договора найма служебного жилого помещения от имени собственника жилья. В этой связи, полагает, что Администрация городского округа «город Калининград» необоснованно отказывает истцу в заключении с ним договора найма служебного жилого помещения, что препятствует истцу реализовать свое право на регистрацию в предоставленном ему жилом помещении.
Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела и дав им оценку, суд приходит к следующему.
Согласно положениям п. 5 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года "О статусе военнослужащих", в случае освобождения жилых помещений, занимаемых военнослужащими и совместно проживающими с ними членами их семей, за исключением жилых помещений, находящихся в их собственности, иные помещения предоставляются другим военнослужащим и членам их семей.
Решением о предоставлении служебного жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ № Отдела № (<адрес>) ФГУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ, Скворцову А. А. и членам его семьи предоставлено жилое помещение в виде отдельной <данные изъяты> квартиры по адресу: <адрес>.
Ответчиком не оспаривается, что указанное служебное жилое помещение находится в муниципальной собственности, используется для временного проживания военнослужащих и не предназначено к распределению иным лицам, нуждающимся в предоставлении служебных жилых помещений.
Решением окружного Совета депутатов г. Калининграда от ДД.ММ.ГГГГ № (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "Об утверждении Порядка предоставления служебных жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда городского округа "Город Калининград", Положения "О комиссии по формированию муниципального служебного жилищного фонда и распределению жилых помещений муниципального служебного жилищного фонда городского округа "Город Калининград", предусматривался Порядок предоставления жилых помещений муниципального жилищного фонда военнослужащим. Согласно пункту 3.4. указанного порядка, на основании принятого Комиссией по формированию муниципального служебного жилищного фонда и распределению жилых помещений муниципального служебного жилищного фонда городского округа "Город Калининград" решения глава администрации городского округа издает постановление о включении жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением его к числу служебных и о предоставлении служебного жилого помещения из муниципального жилищного фонда, после чего с военнослужащим, в отношении которого принято такое решение, в установленном Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 487 "Об условиях и порядке заключения жилищного договора между военнослужащими и Министерством обороны Российской Федерации и иным федеральным органом исполнительной власти, в котором законом предусмотрена военная служба" порядке заключается жилищный договор. Указанный договор заключается на срок действия контракта и по окончании срока прекращает свое действие, о чем в течение 30 дней войсковая часть уведомляет управление учета и найма жилья комитета муниципального имущества и земельных ресурсов администрации городского округа "Город Калининград".
Решением Окружного Совета депутатов Калининграда от ДД.ММ.ГГГГ № в решение окружного Совета депутатов города Калининграда от ДД.ММ.ГГГГ № внесены изменения, исключен раздел 3 «Порядок предоставления жилых помещений муниципального фонда военнослужащим».
В соответствии с ч. 1 ст. 99 ЖК РФ специализированные жилые помещения предоставляются на основании решений собственников таких помещений (действующих от их имени уполномоченных органов государственной власти или уполномоченных органов местного самоуправления) или уполномоченных ими лиц по договорам найма специализированных жилых помещений, за исключением жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан, которые предоставляются по договорам безвозмездного пользования.
Согласно ст. 93 ЖК РФ служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления.
В силу положений ч.3 ст.104 ЖК РФ основанием возникновения жилищного правоотношения по найму служебного жилого помещения является договор найма служебного жилого помещения.
Частью 2 статьи 4 ЖК РФ предусмотрено, что, устанавливаемые этим Кодексом жилищные правоотношения распространяются на всех граждан Российской Федерации и изъятий не содержат.
Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № "Об условиях и порядке заключения жилищного договора между военнослужащими и Министерством обороны Российской Федерации и иным федеральным органом исполнительной власти, в котором законом предусмотрена военная служба" предусматривалось заключение с военнослужащими, подлежащими обеспечению служебными жилыми помещениями, жилищных договоров, что прямо противоречит ч. 1 ст. 99 ЖК РФ.
Поскольку жилищный договор был предусмотрен согласно указанному Постановлению о жилищном договоре во исполнение ст.15 Закона «О статусе военнослужащих» и регулировал предоставление военнослужащим служебных жилых помещений еще до принятия ЖК РФ, указанное Постановление утратило силу, в той части, в которой оно противоречит ЖК РФ, с военнослужащим в силу положений ЖК РФ должен быть заключен договор найма служебного жилого помещения.
При таком положении, поскольку спорное жилое помещение является служебным жилым помещением, находящимся в муниципальной собственности, предоставлено Скворцову А.А. и членам его семьи в связи с прохождением им военной службы, суд приходит к выводу о том, что в силу положений ЖК РФ обязанность по заключению со Скворцовым А.А. договора найма служебного жилого помещения, должна быть возложена на собственника имущества – Администрацию городского округа «Город Калининград», в этой связи, отказ Администрации городского округа «город Калининград» в заключении со Скворцовым А.А. договора найма указанного жилого помещения, нельзя признать законным.
Наличие между органом муниципальной власти и органом государственной власти спора по разграничению полномочий и передаче спорного служебного помещения в федеральную собственность, не должно влиять на жилищные права истца, которому спорное жилое помещение предоставлено уполномоченным органом в установленном законом порядке.
Вместе с тем, принимая во внимание, что вопрос о предоставлении освобождающихся жилых помещений, занимаемых военнослужащими, другим военнослужащим и членам их семей не относится к компетенции органов местного самоуправления, спорное жилое помещение предоставлено истцу уполномоченным органом Министерства обороны, а истец фактически вселился в жилое помещение, оснований для удовлетворения требований истца о возложении на администрацию городского округа «город Калининград» обязанности по предоставлению истцу спорного жилого помещения не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст.194-199ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ «░░░░░ ░░░░░░░░░░░» ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ № ░░░ «░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░ ░░.░░.░░░░ № ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░. ░.░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░.░░.░░░░.
.
.
░░░░░: ░.░. ░░░░░░░░░