Дело № 2-754/2021
УИД 24RS0024-01-2021-000187-74
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
16 февраля 2021 года г. Канск
Канский городской суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Блошкиной А.М.,
при секретаре Коробейниковой Ю.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Канского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Администрации г. Канска, Муниципальному автономному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад комбинированного вида № 15 «Сибирячок» (МБДОУ № 15) о возложении обязанности по обеспечению антитеррористической защищенности объекта,
УСТАНОВИЛ:
Канский межрайонный прокурор, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с исковым заявлением об обеспечении антитеррористической защищенности объекта, мотивируя свои требования тем, что Канской межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения требований законодательства о противодействии терроризму в деятельности образовательных организаций города Канска и Канского района.
В результате проверки было установлено, что МАДОУ № 15 в нарушение ст.ст. 2, 3 Федерального закона «О противодействии терроризму», п.п. «д» п. 24, п.п. «а, г, д» п. 25 Требований не обеспечено: системой оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации; основные входы в здание, входящее в состав объекта, контрольно-пропускными пунктами (постами охраны) не оборудованы; стационарными или ручными металлоискателями, т.е. не обеспечивает в полной мере исполнение требований действующего законодательства в области противодействия терроризму, отрицательно сказывается на комплексной безопасности лиц, пребывающих в указанном учреждении, поскольку не позволяет обеспечить постоянный контроль, предупреждение террористических актов и чрезвычайных ситуаций на территории данного образовательного учреждения и может, способствовать совершению противоправных действий в отношении воспитанников и сотрудников. По факту выявленных нарушений 21.08.2020 г. в адрес Управления образования города Канска внесено представление об устранении выявленных нарушений законодательства. Представление рассмотрено и признано обоснованным, однако, меры по обустройству техническими средствами не приняты ввиду требуемых значительных материальных затрат.
В связи с изложенным истец просит возложить на ответчика МАДОУ № 15 обязанность обеспечить безопасные условия обучения в соответствии с Требованиями к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения РФ и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения РФ, утвержденными Постановлением Правительства РФ № 1006 от 02.08.2019, путем проведения следующих мероприятий: оснащение учреждения системой оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации; оборудование основных входов в здание, входящее в состав объекта, контрольно-пропускными пунктами (постами охраны); оснащение стационарными или ручными металлоискателями в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу; возложить на администрацию города Канска обязанность обеспечить финансирование МАДОУ № 15 для создания безопасных условий обучения в соответствии с Требованиями к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения РФ и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения РФ, утвержденными Постановлением Правительства РФ№ 1006 от 02.08.2019 г.
В судебном заседании представитель истца - помощник Канского межрайпрокурора Ленева А.Ю. исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика МАДОУ № 15 – заведующий Глушкова Н.В. в судебном заседании иск признала в части, суду пояснила, что в 2018 г. детский сад был оснащен системой видеонаблюдения и охранной сигнализацией: установлены 6 наружных камер, 3 внутренних, картинка с видеокамер собирается на экране монитора – компьютерного рабочего места со специальным программным обеспечением, дополнительно необходимо приобрести еще 5 камер внутренних для второго этажа здания и 3 наружных камеры, охрану объекта обеспечивает ООО «Казачий разъезд» на основании договора от 25.01.2021 г., на 1 этаже оборудован контрольно-пропускной пункт, стационарный телефон, телефон с «тревожной кнопкой» с выводом на пульт охраны, в 2021 г. приобретен ручной досмотровый металлоискатель. Просила предоставить отсрочку исполнения судебного решения при удовлетворении исковых требований прокурора, на два года, так как остальные пункты требуют значительных материальных затрат из бюджетных средств.
Представитель ответчика – Администрации г. Канска – Ветрова Ю.В. (на основании доверенности) в судебном заседании также иск признала в части, факт необходимости проведения заявленных прокурором по иску мер по обеспечению безопасных условий обучения в соответствии с Требованиями к антитеррористической защищенности объектов не оспаривала, вместе с тем, также указывала на то, что в части требований истца ответчиком действия уже совершены, в части исполнения остальных требований по иску также просила дать отсрочку в их исполнении на два года, с учетом дотационности бюджета МО г. Канск и необходимости значительных финансовых вложений по обеспечению всех учебных заведений города антитеррористической защищенностью.
Представители третьего лица – Управления образования администрации города Канска – Штрахов Ю.В., Вохмянин И.В. (на основании доверенностей) в судебном заседании также дали суду ряд пояснений, аналогичных содержанию позиции ответчиков по спору.
Суд, заслушав стороны, исследовав материалы дела, приходит к выводу, что исковые требования обоснованы и подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям.
Правовую основу противодействия терроризму составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, настоящий Федеральный закон и другие федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, а также принимаемые в соответствии с ними нормативные правовые акты других федеральных органов государственной власти.
Противодействие терроризму - это деятельность органов государственной
власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических
лиц по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему
устранению причин и условий, способствующих совершению террористических
актов (ст. 3 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ).
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ одними из принципов противодействия терроризму в Российской Федерации являются обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, приоритет защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности.
Согласно п. «д» ст. 11 «Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации», утвержденной Президентом Российской Федерации 05.10.2009, одной из основных задач противодействия терроризму является обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест с массовым пребыванием людей.
В соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 5 ФЗ «О противодействии терроризму» Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), категории объектов (территорий), порядок разработки указанных требований и контроля за их выполнением, порядок разработки и форму паспорта безопасности таких объектов (территорий) (за исключением объектов транспортной инфраструктуры, транспортных средств и объектов топливно-энергетического комплекса).
В письме Министерства образования и науки РФ от 26.01.2011 № МК-70/15 «О мерах, направленных на усиление антитеррористической защищенности и обеспечение противопожарной безопасности» указано на необходимость незамедлительного принятия мер, направленных на усиление антитеррористической защищенности, в частности, обеспечение дополнительных мер по охране организации, ужесточении пропускного режима на объекте.
Постановлением Правительства РФ от 02.08.2019 № 1006 утверждены Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий), действующие с 17 августа 2019 года (далее - Требования).
В силу ч. 13 ст. 30 Федерального закона от 30.12.1999 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в здания и сооружения необходимо соблюдение следующих требований: в зданиях с большим количеством посетителей, а также в зданиях образовательных, медицинских, банковских учреждений, на объектах транспортной инфраструктуры должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий.
В соответствии с п. 24 Требований, в целях обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий), отнесенных к четвертой категории опасности, осуществляются следующие мероприятия:
а) назначение должностных лиц, ответственных за проведение мероприятий
по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) и
организации взаимодействия с территориальными органами безопасности,
территориальными органами Министерства внутренних дел Российской
Федерации и территориальными органами Федеральной службы войск
национальной гвардии Российской Федерации (подразделениями
вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации);
б) разработка планов эвакуации работников, обучающихся и иных лиц,
находящихся на объекте (территории), в случае получения информации об угрозе
совершения или о совершении террористического акта;
в) обеспечение пропускного и внутриобъектового режимов и осуществление
контроля за их функционированием;
г) оснащение объектов (территорий) системами передачи тревожных
сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации
или в систему обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому
номеру «112» и поддержание их в исправном состоянии;
д) оборудование объектов (территорий) системами оповещения и
управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного
оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте
(территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении
чрезвычайной ситуации;
е) проведение с работниками объектов (территорий) практических занятий и
инструктажа о порядке действий при обнаружении на объектах (территориях)
посторонних лиц и подозрительных предметов, а также при угрозе совершения
террористического акта;
ж) периодический обход и осмотр объектов (территорий), их помещений,
систем подземных коммуникаций, стоянок транспорта, а также периодическая
проверка складских помещений;
з) проведение учений и тренировок по реализации планов обеспечения
антитеррористической защищенности объектов (территорий);
и) исключение бесконтрольного пребывания на объекте (территории) посторонних лиц и нахождения транспортных средств, в том числе в непосредственной близости от объекта (территории);
к) осуществление мероприятий по информационной безопасности, обеспечивающих защиту от несанкционированного доступа к информационным ресурсам объектов (территорий);
л) размещение на объектах (территориях) наглядных пособий, содержащих информацию о порядке действий работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), при обнаружении подозрительных лиц или предметов на объектах (территориях), поступлении информации об угрозе совершения или о совершении террористических актов на объектах (территориях), а также плана эвакуации при возникновении чрезвычайных ситуаций, номеров телефонов аварийно-спасательных служб, территориальных органов безопасности и территориальных органов Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделений вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации);
м) оснащение объектов (территорий) системой наружного освещения;
н) организация взаимодействия с территориальными органами безопасности и территориальными органами Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации).
Согласно п. 25 вышеуказанного постановления в отношении объекта© (территорий) третьей категории опасности дополнительно к мероприятиям, предусмотренным пунктом 24 требований, осуществляются следующие мероприятия:
а) оснащение объектов (территорий) системами видеонаблюдения, охранной
сигнализации;
б) обеспечение охраны объектов (территорий) сотрудниками частных
охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск
национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и
сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной
службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или
подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной
власти, имеющих право на создание ведомственной охраны;
в) оборудование на 1-м этаже помещения для охраны с установкой в нем
систем видеонаблюдения, охранной сигнализации и средств передачи тревожных
сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации
(подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии
Российской Федерации);
г) оборудование основных входов в здания, входящие в состав объектов
(территорий), контрольно-пропускными пунктами (постами охраны);
д) оснащение объектов (территорий) стационарными или ручными
металлоискателями.
Система видеонаблюдения с учетом количества устанавливаемых камер и мест их размещения должна обеспечивать непрерывное видеонаблюдение уязвимых мест и критических элементов объекта (территории), архивирование и хранение данных в течение одного месяца (п. 30 Требований).
Система оповещения и управления эвакуацией людей на объекте (территории) должна обеспечивать оперативное информирование лиц находящихся на объекте (территории), о необходимости эвакуации и других действиях, обеспечивающих безопасность людей и предотвращение паники (п. 31 Требований).
Канской межрайонной прокуратурой в ходе проверки исполнения законодательства о противодействии терроризму в деятельности образовательных учреждений города Канска и Канского района установлено, что Муниципальному бюджетному автономному образовательному учреждению «Детский сад комбинированного вида № 15 «Сибирячок»» по результатам проведенного комиссионного обследования и категорирования присвоена 3 категория опасности, получен соответствующий паспорт безопасности объекта.
Также было установлено, что МАДОУ № 15 в нарушение ст.ст. 2, 3 Федерального закона «О противодействии терроризму», п.п. «д» п. 24, п.п. «а, г, д» п. 25 Требований не обеспечено: системой оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации; основные входы в здание, входящее в состав объекта, контрольно-пропускными пунктами (постами охраны) не оборудованы; стационарными или ручными металлоискателями.
Осуществление деятельности МАДОУ № 15 в отсутствие вышеуказанных технических средств обеспечения антитеррористической защищенности, не обеспечивает в полной мере исполнение требований действующего законодательства в области противодействия терроризму, отрицательно сказывается на комплексной безопасности лиц, пребывающих в указанном учреждении, поскольку не позволяет обеспечить постоянный контроль, предупреждение террористических актов и чрезвычайных ситуаций на территории данного образовательного учреждения и может, способствовать совершению противоправных действий в отношении воспитанников и сотрудников.
По факту выявленных нарушений 21.08.2020 г. в адрес Управления образования города Канска внесено представление об устранении выявленных нарушений законодательства. Представление рассмотрено и признано обоснованным, однако меры по обустройству техническими средствами не приняты ввиду требуемых значительных материальных затрат.
На момент рассмотрения дела суду представлен акт осмотра комиссией здания МАДОУ «Детский сад комбинированного вида № 15 «Сибирячок», в ходе осмотра установлено, что приобретены металлодетекторы, а именно металлоискатель портативный ВМ-612 (ВМ-612ПРО), представлены сертификат соответствия, декларация о соответствии, оборудован пост охраны.
Согласно п. 6.1 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.13.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», п. 36 ч. 1 ст. 6 Устава города Канска, к вопросам местного значения города относится участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории города.
Согласно ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления Отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Одновременно с этим п. 5 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования отнесено обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
Из взаимосвязанного содержания этих норм следует, что на Администрацию г. Канска как орган местного самоуправления возложена самостоятельная обязанность принимать необходимые меры в целях профилактики терроризма, в том числе, меры по оснащению переданных подведомственным образовательным учреждениям зданий необходимым в этих целях оборудованием.
Таким образом, возложение обязанности на Администрацию города Канска по обеспечению финансирования мероприятий, повышающих уровень антитеррористической защищенности образовательного учреждения, не противоречит закону и соответствует содержанию компетенции названного органа.
При этом, действующее законодательство не связывает выполнение органами местного самоуправления требований по обеспечению требований пи обеспечению антитеррористической безопасности с их финансовыми возможностями.
Помимо этого, в соответствии со ст. ст. 4 и 9 Федерального закона от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» государственная политика в интересах детей является приоритетной. При осуществлении деятельности в области образования и воспитания ребенка в семье, образовательном учреждении, специальном учебно-воспитательном учреждении или ином оказывающем соответствующие услуги учреждении не могут ущемляться права ребенка.
Согласно ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. В качестве способа защиты интересов государства по обеспечению верховенства закона, единства и укрепления законности, законодатель возложил на прокуратуру Российской Федерации как единую централизованную систему органов обязанность по осуществлению от имени Российской Федерации надзора за исполнением законов руководителями коммерческих и некоммерческих организаций (ст. 1 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации»).
При таких обстоятельствах, суд находит, что исковые требования Канского межрайонного прокурора являются обоснованными, поскольку преследуют цель устранить допущенные нарушения требований действующего законодательства о противодействии терроризму, направленные на обеспечение общественной безопасности, предотвращения угрозы причинения вреда жизни и здоровью граждан, и подлежат частичному удовлетворению - в части необходимости оснащения учреждения системой оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации, с учетом того, что в материалы дела представлены достоверные данные относительно оснащения и обеспеченности МАДОУ № 15 портативными металлоискателями, оборудован пост охраны, в связи с чем в указанной части исковых требований суд полагает необходимым отказать.
При этом, срок, в который прокурор просит суд обязать ответчика произвести определенные действия – в течение одного года с момента вступления решения суда в законную силу, представляется суду разумным и обоснованным.
Принимая во внимание важность защиты охраняемых законом прав неопределенного круга лиц, в защиту которых обратился прокурор, суд полагает, что указанный срок исполнения решения суда – в течение года со дня вступления решения суда в законную силу, является разумным, определен с учетом возможностей ответчика исполнить решение суда в пределах установленного срока, отвечает принципам равенства участников гражданского судопроизводства и разумности срока исполнения судебного постановления, закрепленных в ст. ст. 6, 6.1 ГПК РФ.
Предоставление более длительного срока исполнения решения, о котором указывает сторона ответчика, отдалит исполнение решения, что приведет к необоснованному нарушению прав на своевременное исполнение судебного акта, а, следовательно, и к нарушению баланса прав, законных интересов сторон, а также неопределенного круга лиц.
Также суд отдельно отмечает, что решение суда об удовлетворении требований, в первую очередь признает за детьми право на реализацию конституционного принципа приоритета интересов ребенка, его жизни и здоровья, путем обеспечения определенных мер безопасности, в том числе, по вопросам антитеррористической защищенности в период их пребывания в дошкольном образовательном учреждении.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194 – 199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Исковые требования Канского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Администрации г. Канска, Муниципальному автономному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад комбинированного вида № 15 «Сибирячок» о возложении обязанности по обеспечению антитеррористической защищенности объекта – удовлетворить частично.
Обязать Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 15 «Сибирячок» обеспечить безопасные условия обучения в соответствии с Требованиями к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения РФ и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения РФ, утв. Постановлением Правительства РФ № 1006 от 02.08.2019 г., путем оснащения учреждения системой оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации, в течение года со дня вступления решения суда в законную силу.
Обязать Администрацию г. Канска обеспечить финансирование Муниципального автономного дошкольному образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида № 15 «Сибирячок» для создания безопасных условий обучения в соответствии с Требованиями к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения РФ и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения РФ, утв. Постановлением Правительства РФ № 1006 от 02.08.2019 г., путем оснащения учреждения системой оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации, в течение года со дня вступления решения суда в законную силу.
В удовлетворении остальной части исковых требований – отказать.
Решение может быть обжаловано сторонами в Красноярский краевой суд через Канский городской суд Красноярского края в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 20 февраля 2021 года
Судья А.М. Блошкина