Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
22 ноября 2012 года Комсомольский районный суд г. Тольятти Самарской области в составе: председательствующего судьи Бугарь Г.А., при секретаре Шкребец А.А.., с участием представителя истца старшего помощника прокурора Комсомольского района г. Тольятти Трониной Т.Н, ответчика Ерофеевой Л.А и Мартиросян А.Ю, адвоката Андрусенко Н.А в порядке ст. 50 ГПК РФ (действует по ордеру),
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело ... по исковому заявлению прокурора Комсомольского района г. Тольятти, действующего в интересах Российской Федерации, к Отделу Управления Федеральной Миграционной службы России по Самарской области в Комсомольском районе г. Тольятти, к Ерофеевой Л.А и Мартиросян А.Ю о признании не приобретшей права пользования жилым помещением, о признании постановки на учет по месту жительства недействительной, об обязании снять с миграционного учета по месту жительства,
У С Т А Н О В И Л :
Прокурор Комсомольского района г. Тольятти Самарской области обратился в суд с исковым заявлением к Отделу Управления Федеральной Миграционной службы России по Самарской области в Комсомольском районе г. Тольятти, Ерофеевой Л.А и Мартиросян А.Ю о признании постановки на учет по месту жительства по адресу: .... Мартиросян А.Ю. в период с 07.102011 по 29.04.2016 г. недействительной. Обязать Отдел Управления Федеральной Миграционной службы России по Самарской области в Комсомольском районе г. Тольятти снять Мартиросян А.Ю.. с миграционного учета по месту жительства и признать последнюю не приобретшей право пользования жилым помещением по адресу г....
В судебном заседании представитель истца Тронина Т.Н заявленные требования поддержала, просила признать Мартиросян А.Ю. не приобретшей право пользования жилым помещением по адресу: .... и снять с регистрационного учета по месту пребывания. Показала, что Прокуратурой Комсомольского района г. Тольятти проведена проверка исполнения миграционного законодательства. В ходе проверки установлено, что Ерофеева Л.А. в 2010-2012 годах предоставила принадлежащий ей на праве собственности жилой дом по адресу: .... для проживания иностранным гражданам. На основании заявлений иностранных граждан о регистрации по месту жительства, орган миграционного контроля осуществил постановку иностранных граждан на миграционный учет по адресу: г. Тольятти, ул. Кооперативная, д. 168.
В жилом доме, по месту жительства Ерофеевой Л.А. в настоящее время поставлены на миграционный учет 4 лица без гражданства и 15 граждан иностранных государств, в том числе, гражданка Украины Мартиросян А.Ю. ...р. Данный факт подтверждается сведениями о лицах, зарегистрированных по указанному адресу, поступившими из ОУФМС России по Самарской области в Комсомольском районе г.Тольятти.
Согласно рапорту участкового уполномоченного полиции ОП №23 УМВД России по г. Тольятти Гильманова М.М. от 16.04.2012 г., на момент проверки собственник жилого дома Ерофеева Л.А. пояснила, что в жилом доме .... зарегистрировано 42 иностранных гражданина, однако фактически они по данному адресу не проживают.
Ответчик Ерофеева Л.А допрошенная в судебном заседании пояснила, что у неё в собственности находится жилой дом по адресу ...., по указанному адресу она проживает одна, граждан других республик она только прописывает, поскольку последним негде жить, но не один из них по данному адресу не проживал и не проживает.
Ответчик Мартиросян А.Ю. будучи допрошенной в судебном заседании пояснила что с иском она не согласна, поскольку признание регистрации недействительной влечет для неё негативные последствия, она не сможет получить гражданство РФ. По адресу г.... она была лишь прописана, никогда там не проживала и не проживает. Регистрировалась по адресу на возмездной основе. Просит её пожалеть и не снимать с учета, поскольку она беременна.
Адвокат Андрусено Н.А привлеченный к участию в деле в порядке ст.50 ГПК РФ поскольку место жительства ответчика было неизвестно, пояснил, что с исковыми требованиями не согласен.
Представитель ответчика Отдела Управления Федеральной Миграционной службы России по Самарской области в Комсомольском районе г. Тольятти в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела без своего участия, а так же представил отзыв, согласно которому полагает, что исковое заявление Прокурора является обоснованным и подлежащим удовлетворению.
Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, пришел к выводу о том, что заявленные требования подлежат удовлетворению.
В силу ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц и интересов Российской Федерации.
Обращение прокурора с заявленными требованиями обусловлено необходимостью защиты интересов РФ в области миграционных правоотношений, направлено на противодействие незаконной миграции на территории РФ, на обеспечение национальной безопасности государства, защиту основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан РФ.
Как установлено в судебном заседании постановлениями по делу об административном правонарушении от 22.05.2012 г. и 05.07.2012 г. вынесенными и.о. начальника УФМС России по Самарской области в Комсомольском районе г. Тольятти, - Ерофеева Л.А. признана виновной в совершении административного правонарушения предусмотренного ч. 2 ст. 19.27 КоАП РФ и подвергнута административному штрафу в размере 2000 руб. в каждом случае. Согласно постановлениям, Ерофеева Л.А. лично, выступая в качестве физического лица, представила в ОУФМС уведомления о прибытии иностранного гражданина в принадлежащий ей на праве собственности дом, в связи с чем, иностранные граждане были поставлены на учет по месту пребывания, однако фактически там не проживали.
Было установлено, что Миртиросян А.Ю. по указанному адресу не проживает, место её нахождения не известно. Мартиросян А.Ю. встала на миграционный учет по адресу: .... заведомо зная, что не будет проживать по указанному адресу в течение всего периода учета по месту жительства. Вместе с тем, данный адрес является последним известным на территории РФ местом жительства Мартиросян А.Ю.. Сведения о постановке на учет Мартиросян А.Ю. по новому месту жительства в органы миграционного учета не поступали.
Мартиросян А.Ю. право пользования жилым помещением по адресу: .... не приобретала, в данное жилое помещение никогда не вселялась. Указанный адрес был использован ей исключительно для подачи сведений в орган, осуществляющий миграционный учет иностранных граждан и лиц без гражданства. Ерофеевой Л.А. жилое помещение по адресу: .... предоставлено Мартиросян А.Ю. только для постановки последней на миграционный учет, без права пользования, пребывания или проживания в нём. Предоставление адреса жилого помещения позволило иностранному гражданину легализоваться на территории Самарской области и Российской Федерации в целом.
Мартиросян А.Ю.. предоставила в орган миграционной службы заведомо несоответствующие действительности сведения о месте своего проживания, что препятствует исполнению ей обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом.
Статья 4 Федерального закона от 18.07.2006 года № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства» (далее ФЗ №109) определяет следующие цели, основные принципы и содержание миграционного учета: формирования полной, достоверной, оперативной и актуальной информации о перемещениях иностранных граждан, необходимой для прогнозирования последствий указанных перемещений, а также для ведения государственного статистического наблюдения в сфере миграции; защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан Российской Федерации и иностранных граждан, находящихся в Российской Федерации, а также в целях обеспечения национальной безопасности Российской Федерации и общественной безопасности путем противодействия незаконной миграции и иным противоправным проявлениям.
Согласно статье 2 ФЗ №109, место жительства иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации (далее - место жительства) - жилое помещение, по адресу которого иностранный гражданин или лицо без гражданства зарегистрированы в установленном законом порядке.
В соответствии со статьей 7 ФЗ №109, при осуществлении миграционного учета иностранные граждане обязаны представлять достоверные сведения и осуществлять другие юридически значимые действия, установленные указанным Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с указанными нормативными правовыми актами иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Статьей 15 ФЗ №109 установлено, что основанием для регистрации иностранных граждан по месту жительства является наличие у данного иностранного гражданина права пользования жилым помещением, находящимся на территории РФ. Наличие указанного права определяется в соответствии с жилищным законодательством РФ. Регистрация иностранного гражданина по месту жительства включает в себя фиксацию адреса конкретного жилого помещения в виде на жительство или в разрешении на временное проживание указанного иностранного гражданина, а также в учетных документах органа миграционного учета и в государственной информационной системе миграционного учета.
Статья 19 ФЗ №109 содержит исчерпывающий перечень оснований, по которым иностранный гражданин может быть снят с регистрации по месту жительства: регистрация иностранного гражданина по иному месту жительства; прекращения у иностранного гражданина права пользования жилым помещением по основаниям, предусмотренным законодательством РФ; прекращения у иностранного гражданина права на постоянное или временное проживание в РФ; вступления в законную силу решения суда о признании регистрации иностранного гражданина по месту жительства недействительной; смерти иностранного гражданина в РФ либо вступления в законную силу решения суда о признании иностранного гражданина, находившегося в РФ, безвестно отсутствующим или об объявлении его умершим.
В соответствии с п. 16 Постановления Правительства РФ от 15.01.2007 года № 9 «О порядке осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации», регламентирующего порядок постановки на миграционный учет по месту жительства и снятия с него, - снятие иностранного гражданина с регистрации по месту жительства осуществляется в следующих случаях:
а) регистрация иностранного гражданина по иному месту жительства - на
основании отрывной части заявления о регистрации;
б) прекращение у иностранного гражданина права пользования жилым
помещением по основаниям, предусмотренным законодательством Российской
Федерации, - на основании документа, подтверждающего прекращение у иностранного
гражданина права пользования жилым помещением по основаниям, предусмотренным
законодательством Российской Федерации;
в) прекращение у иностранного гражданина права на постоянное или временное
проживание в Российской Федерации - на основании документа, подтверждающего
аннулирование вида на жительство или разрешения на временное проживание либо
истечение срока действия вида на жительство или разрешения на временное
проживание;
г) вступление в законную силу решения суда о признании регистрации
иностранного гражданина по месту жительства недействительной - на основании
заверенной в установленном порядке копии вступившего в законную силу решения суда
о признании регистрации иностранного гражданина по месту жительства
недействительной;
д) смерть иностранного гражданина в Российской Федерации либо вступление в
законную силу решения суда о признании иностранного гражданина, находившегося в
Российской Федерации, безвестно отсутствующим или об объявлении его умершим - на
основании свидетельства о смерти либо заверенной в установленном порядке копии
вступившего в законную силу решения суда о признании иностранного гражданина, находившегося в Российской Федерации, безвестно отсутствующим или об объявлении его умершим.
При отсутствии сведений, указанных в статье 19 Федерального закона от 18.07.2006 года № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства» и п. 16 Постановления Правительства РФ от 15.01.2007 года № 9 «О порядке осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации», органы миграционного учета лишены возможности самостоятельно снимать иностранных граждан с учета по месту жительства, а также вносить необходимую информацию в государственную информационную систему миграционного учета, что искажает достоверность статистической информации и данных о миграционном учете по месту жительства иностранных граждан и лиц без гражданства.
Доводы ответчика Мартиросян А.Ю. о том, что она лишается права на получение гражданства и что ей негде теперь проживать, несостоятельны.
Судом установлено, что прокуратурой Комсомольского района г. Тольятти была проведена проверка исполнения миграционного законодательства. В ходе проверки установлено, что Ерофеевой Л.А., которой принадлежит на праве собственности дом по .... оформлялись уведомления о временном пребывании иностранных граждан или лиц без гражданства.
Указанные действия привели к тому, что в доме в настоящее время поставлены на учет по месту пребывания (жительства) 4 лица без гражданства и 15 граждан иностранных государств, в том числе, гражданка республики Украина Мартиросян А.Ю., период регистрации с 07.10.2011 г по 29.04.2016 г.
Однако, Мартиросян А.Ю. по указанному адресу не проживает, место её нахождения неизвестно. Данное обстоятельство подтверждается объяснениями собственника дома Ерофеевой и самой Мартиросян А.Ю.
Таким образом, Мартиросян А.Ю. право пользования домом .... не приобрела, в него не вселялась. Адрес использовался ей лишь для подачи сведений в орган, осуществляющий миграционный учет иностранных граждан. Следовательно, Мартиросян А.Ю.. были предоставлены в миграционные органы заведомо несоответствующие действительности сведения о месте своего пребывания, а поэтому заявленные требования подлежат удовлетворению в полном объеме.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 45 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Исковое заявление прокурора Комсомольского района г. Тольятти, действующего в интересах Российской Федерации, - удовлетворить.
Признать Мартиросян Асмик Юриковну ... года рождения не приобретшей права пользования жилым помещением по адресу: г. ....
Признать постановку на миграционный учет по месту жительства Мартиросян А.Ю. ... по адресу: .... на период с 07.10.2011г. по 29.04.2016 г. недействительной.
Обязать Отдел Управления Федеральной Миграционной службы России по Самарской области в Комсомольском районе г. Тольятти снять Мартиросян А.Ю .... гражданку республики Украина с миграционного учета по месту жительства по адресу: г. ....
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения через Комсомольский районный суд г. Тольятти.
Судья Г.А.Бугарь.
Мотивированное решение изготовлено 22.11.2012г.