Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Североуральск 28 февраля 2012 года
Североуральский городской суд Свердловской области в составе председательствующего судьи Аксёнова А.С.,
при секретаре Богатырёвой О.Г.,
с участием истцов Лангавого А.Т., Щербинина О.П.,
представителя ответчика Территориального отраслевого органа государственной власти Свердловской области Управление социальной защиты населения Министерства социальной защиты населения Свердловской области по г. Североуральску по доверенности Дубровиной Т.Л.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Североуральске гражданское дело по искам Лангавого А.Т. и Щербинина О.П. к Территориальному отраслевому исполнительному органу государственной власти Свердловской области Министерства социальной защиты населения Свердловской области - Управление социальной защиты населения по г. Североуральску, Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий о признании права на льготы и социальные гарантии, выдаче удостоверения,
У С Т А Н О В И Л:
Лангавой А.Т.. и Щербинин О.П. обратились в суд с исками к Территориальному отраслевому исполнительному органу государственной власти Свердловской области Министерства социальной защиты населения Свердловской области - Управление социальной защиты населения по г. Североуральску, Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий о признании права на льготы и социальные гарантии.
С учетом мнения сторон, гражданские дела, возбужденные по искам Лангового А.Т. и Щербинина О.П., объединены в одно производство для совместного рассмотрения в соответствии с требованиями ч. 4 ст. 151 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
В иске Лангавой А.Т. указал, что он родился ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>. Проживал с родителями в <адрес>. Проживал на территории <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Обучался в <данные изъяты>, о чем имеется свидетельство о восьмилетнем образовании.
Щербинин О.П. в иске указал, что он родился ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>. Там же обучался в школе. Проживал на территории <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работал на <данные изъяты>, предприятие находилось в <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ он обратился к ответчику с заявлением о выдаче удостоверения гражданина, подвергшегося радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне. К заявлению им были приложены документы, подтверждающие уровень радиационного воздействия, подтверждающие право на соответствующие льготы на территории Республики Казахстан.
Ответчик отказал ему в выдаче удостоверения по тем же основаниям, что и Ланговому А.Т.
В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на Семипалатинском полигоне было произведено 338 ядерных испытаний, что составляет 68,4% от полного числа ядерных испытаний за этот период. Первый ядерный взрыв на Семипалатинском полигоне в скважине был проведен ДД.ММ.ГГГГ - это первый ядерный взрыв СССР в скважине (Ядерные испытания в СССР, том 1, глава 3).
Согласно Федеральному Закону от 10.01.2002 года № 2-ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне», гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний, и получившим суммарную эффективную дозу облучения более 25 сЗВ предоставляются меры социальной поддержки, предусмотренные законодательством Российской Федерации.
Порядок отнесения граждан к категории лиц, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском ядерном полигоне, определяется «Правилами отнесения граждан к категории лиц, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.11.2004 года № 634.
В соответствии с Правилами, отнесение граждан к категории лиц, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, получивших суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения более 5 сЗв (бэр) осуществляется на основании сведений об их проживании или прохождении военной службы в 1949-1963 годах в населенных пунктах, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне. На основании данных, полученных в результате исследований в г. Семипалатинске и с соблюдением порядка предусмотренного ст. 11 Закона Республики Казахстан от 18.12.1992 года № 1788-ХII «О социальной защите граждан, пострадавших вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском ядерном полигоне» ему полагалось получить Удостоверение гражданки, пострадавшей вследствие ядерных испытаний, но данное удостоверение он не получал так как выехал из Казахстана.
ДД.ММ.ГГГГ он обратился к ответчику с заявлением о выдаче удостоверения гражданина, подвергшегося радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне. К заявлению им были приложены документы, подтверждающие уровень радиационного воздействия, подтверждающие право на соответствующие льготы на территории Республики Казахстан.
Ответчик отказал ему в выдаче удостоверения гражданина, подвергшегося радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне на том основании, что <адрес> не входит в перечень населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний утвержденным Распоряжением Правительства Российской Федерации 356-р от 15.03.1995 года. Определение населенных пунктов, в которых граждане за счет внешнего и внутреннего облучения получили суммарную (накопленную) эффективную дозу более 25 сЗв (бэр), осуществлялось на основании расчетов доз облучения граждан (с учетом особенностей радиационного воздействия при проведении конкретных ядерных испытаний) в соответствии с методикой оценки доз облучения, утвержденной в установленном порядке.
Согласно справке от ДД.ММ.ГГГГ №, выданной ему <адрес> специальной комиссией по учету и регистрации граждан, пострадавших вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском испытательном ядерном полигоне, <адрес> расположен в зоне повышенного радиационного риска. Зона повышенного радиационного риска в соответствии с законом Республики Казахстан от 18.12.1992 года № 1788-ХII «О социальной защите граждан, пострадавших вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском ядерном полигоне» характеризуется уровнем радиации от 7 до 35 бэр.
Факт получения им дозы облучения более 25 сЗв (бэр) подтверждается не только документами, выданными Республикой Казахстан, но и Российской Федерацией. Он проходил цитогенетическое обследование в МБУ «Екатеринбургский консультативно-диагностический центр», при котором выявлены частоты транслокации, соответствующие дозе ионизирующего излучения, равные 30 сЗв.
Зона повышенного радиационного риска в соответствии с законом Республики Казахстан от 18.12.1992 года № 1788-ХII «О социальной защите граждан, пострадавших вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском ядерном полигоне» характеризуется уровнем радиации от 7 до 35 бэр.
В соответствии со ст. 13 Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, ратифицированной Российской Федерацией 10.12.1994 года, документы, которые на территории одной из Договаривающих Сторон изготовлены или засвидетельствованы учреждением или специально на то уполномоченным лицом в пределах их компетенции и по установленной форме и скреплены гербовой печатью, принимаются на территории других Договаривающихся Сторон без какого либо специального удостоверения, при этом, документы которые на территории одной из Договаривающихся Сторон рассматриваются как официальные документы, пользуются на территориях других Договаривающихся Сторон доказательной силой официальных документов.
В соответствии с Определением Конституционного суда РФ № 404-О от 11.07.2006 года механизм исполнения государством своей обязанности не должен быть таковым, чтобы им ограничивались права этих граждан или сужался круг лиц, уже признанных законом в качестве получателей этих мер. Иное означало бы - неправомерное ограничение закрепленного в ст. 42 Конституции РФ права на возмещение ущерба, причиненного здоровью, и тем самым нарушение статьи55 (части2 и 3) Конституции Российской Федерации, приводило бы к нарушению принципа равенства и правовой справедливости, на которых основано осуществление прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации как в правовом и социальном государстве, в том числе и право на социальное обеспечение, и которые, по смыслу статей 1, 2, 6 (часть 2), 15 (часть 4), 17 (часть1), 18, 19 и 55 (часть 1) Конституции Российской Федерации, предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в этой сфере.
Согласно позиции Конституционного суда, изложенной в Определении 960-О-П от 14.12.2007 года само по себе не включение населенного пункта, в котором гражданин подвергся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, в установленный Правительством Российской Федерации перечень, не может быть основанием для отказа в предоставлении мер социальной поддержки.
Конституционный Суд Российской Федерации в своем Определении от 14.12.1999 года № 197-О пришел к выводу о том, что суды общей юрисдикции вправе решить вопрос о предоставлении льгот и компенсаций лицам, чьи права на радиационную безопасность, а также на возмещение ущерба вследствие радиационных аварий оказались нарушенными.
Просят признать за ними право на меры социальной поддержки в соответствии с законодательством Российской Федерации, как гражданин, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне свыше 25 сЗв (Бэр).
В судебном заседании Лангавой А.Т. и Щербинин О.П. иск поддержали по предмету и основаниям.
Представитель ответчика Дубровина Т.Л., действующая на основании доверенности, иск не признала и пояснила, что порядок выдачи удостоверений единого образца гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, утверждён приказом МЧС РФ от 18.09.2009 года № 540 «Об утверждении Порядка выдачи удостоверений единого образца гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне».
Удостоверения выдаются гражданам Российской Федерации, которые проживали в 1949 - 1963 годах в населенных пунктах на территории Российской Федерации и за ее пределами, включенных в утвержденные Правительством Российской Федерации перечни населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, и которые получили суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения более 5 сЗв (бэр).
Для получения удостоверения граждане обращаются по месту жительства в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации (далее - уполномоченные органы), с соответствующим письменным заявлением, к которому прилагаются: паспорт гражданина Российской Федерации; документ, подтверждающий факт проживания в населенном пункте, включенном в утвержденные Правительством Российской Федерации перечни населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, в периоды радиационного воздействия (выписки из похозяйственных или домовых книг, архивов жилищно-эксплуатационных управлений (жилищно-коммунальных отделов), справки паспортных столов, справки, выданные архивами образовательных учреждений, или другие документы, подтверждающие факт проживания в населенных пунктах, включенных в перечни).
При обращении граждан за получением удостоверения и представлении документов о проживании в соответствующем населенном пункте за пределами периода радиационного воздействия от граждан могут быть истребованы документы о полученной суммарной (накопленной) эффективной дозе облучения, на основании расчетов доз облучения граждан (с учетом особенностей радиационного воздействия при проведении конкретных ядерных испытаний) в соответствии с методикой оценки доз облучения, утвержденной в установленном порядке.
Во исполнение указанного Порядка выдачи удостоверений принято Постановление Правительства Свердловской области от 05.10.2009 года № 1147-ПП «О мерах по реализации Федерального закона от 10.01.2002 года № 2-ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне», согласно п. 3 которого Территориальными отраслевыми исполнительными органами государственной власти Свердловской области в сфере социальной защиты населения осуществляется прием от граждан документов, указанных в пункте 3 Порядка.
Согласно ст.1 Федерального закона от 10.01.2002 года № 2-ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне», гражданам, которые проживали в 1949 - 1963 годах в населенных пунктах на территории Российской Федерации и за ее пределами, включенных в утверждаемые Правительством Российской Федерации перечни населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, и которые получили суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения более 5 сЗв (бэр), а также детям в возрасте до 18 лет первого и второго поколения указанных граждан, страдающим заболеваниями вследствие радиационного воздействия на одного из родителей, гарантируются меры социальной поддержки, установленные настоящим Федеральным законом».
Следовательно, необходимо выполнение следующих необходимых условий:
- проживание в определённый период - с 1949 по 1963 год;
- проживание в определённых населённых пунктах (определённых перечнем, утверждённом Распоряжением Правительства Российской Федерации от 15.03.1995 года № 356-р «О Перечне населенных пунктов бывшей Казахской ССР, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне»;
- получение суммарной (накопленной) дозы облучения более 5 сЗв (бэр).
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 21 января 2010 года № 5 утверждены Методические указания МУ 2.6.1.2574-2010 «Определение суммарных (накопленных) эффективных доз облучения лиц из населения, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне».
Методические указания предназначены для определения значений суммарных (накопленных) эффективных доз облучения граждан, которые проживали в 1949 - 1963 годах в населенных пунктах Российской Федерации и за ее пределами, включенных в утверждаемые Правительством Российской Федерации перечни населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие атмосферных ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне. В соответствии с ними определяются дозы облучения лиц из населения различного возраста за любой промежуток времени, включающий или не включающий дату локального выпадения радиоактивных продуктов испытательного ядерного взрыва. Адресная оценка суммарной (накопленной) эффективной дозы облучения конкретного лица в соответствии с Методическими указаниями определяется на основании сведений о датах проживания и возрасте во время проживания этого лица в упомянутых населенных пунктах (пункт 1).
Пунктом 1.2 Методических указаний предусмотрено, что установленные в результате их адресного применения оценки доз облучения конкретных лиц из населения предназначаются для вынесения официальных заключений о соответствии (несоответствии) полученных ими суммарных (накопленных) эффективных доз облучения законодательной норме, дающей право на получение установленных Федеральным законом от 10.01.2002 года № 2-ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне» льгот и компенсаций в порядке обеспечения гарантий социальной защиты граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне (абзац первый). Вынесение официальных заключений этого содержания в другом порядке не допускается (абзац второй).
Лангавой А.Т проживал в <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. <адрес> не поименован в вышеуказанном Перечне. В справке указано, что Лангавой А.Т., согласно Закону Республики Казахстан «О социальной защите граждан, пострадавших вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском испытательном ядерном полигоне», проживал в месте повышенного радиационного риска с дозой воздействия на население от 7 до 35 бэр за весь период испытаний. В Распоряжении Правительства РФ от 15.03.1995 года № 356-р указано два периода ядерных испытаний - ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ. Истец же проживал в <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, следовательно, нельзя представленную им справку от ДД.ММ.ГГГГ №, выданную <адрес> специальной комиссией, считать подтверждением того, что именно истец получил суммарную (накопленную) эффективную эквивалентную дозу облучения более 5 сЗв (бэр).
Лангавым А.Т. представлена справка Екатеринбургского консультативно-диагностического центра о цитогенетическом исследовании клеток крови от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которой частоты транслакации соответствуют дозе ионизирующего излучения 0,30 Зв (30 сЗв). В справке не указано, что исследования проводились в порядке, утверждённом Методическими рекомендациями. А поскольку вынесение официальных заключений этого содержания в другом порядке не допускается, нельзя принимать представленную истцом справку допустимым доказательством получения им суммарной (накопленной) эффективной эквивалентной дозы облучения более 5 сЗв (бэр).
Щербинин О.П.. проживал в <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. <адрес> не поименован в Перечне, Также в справке указано, что Щербинин О.П., согласно Закону Республики Казахстан «О социальной защите граждан, пострадавших вследствие ядерных испытаний на Семипапатинском испытательном ядерном полигоне», проживал в месте повышенного радиационного риска с дозой воздействия на население от 7 до 35 бэр за весь период испытаний. В Перечне указано два периода ядерных испытаний - ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ. Истец проживал в <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ, т.е. за временными пределами ядерных испытаний, следовательно, нельзя представленную им справку от ДД.ММ.ГГГГ №, выданную <адрес> специальной комиссией, считать подтверждением того, что именно истец получил суммарную (накопленную) эффективную эквивалентную дозу облучения более 5 сЗв (бэр).
Щербининым О.П. представлена справка Екатеринбургского консультативно-
диагностического центра о цитогенетическом исследовании клеток крови от ДД.ММ.ГГГГ,
согласно которой частоты транслакации соответствуют дозе ионизирующего излучения
0,343в (34 сЗв). В справке не указано, что исследования проводились в порядке,
утверждённом Методическими рекомендациями.А, поскольку вынесение официальных заключений этого содержания в другом порядке не допускается, нельзя принимать представленную истцом справку допустимым доказательством получения им суммарной (накопленной) эффективной эквивалентной дозы облучения более 5 сЗв (бэр).
Позиция ответчика подтверждается и позицией Верховного Суда Российской Федерации в решении от 04.03.2011 года № ГКПИ10-1609 «Об отказе в удовлетворении заявления о признании частично недействующими пункта 1.1 и абзаца второго пункта 1.2 Методических указаний МУ 2.6.1.2574-2010 «Определение суммарных (накопленных) эффективных доз облучения лиц из населения, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне», утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 21.01.2010 года № 5, в котором указано, что проживание граждан в 1949 - 1963 годах в населенных пунктах, включенных в перечни населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, не в дни проведения ядерных испытаний (29.08.1949 года и 07.08.1962 года) само по себе не является подтверждением того, что ими была получена доза облучения более 5 сЗв (бэр). Основным условием предоставления гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, мер социальной поддержки, предусмотренных Федеральным законом, является получение ими суммарной (накопленной) эффективной дозы облучения более 5 сЗв (бэр), что требует соответствующего документального подтверждения.
Правовые основы обеспечения радиационной безопасности населения в Российской Федерации в целях охраны его здоровья определяются Федеральным законом от 09.01.1996 года № 3-ФЗ «О радиационной безопасности населения». Пунктами 1, 4 статьи 9 названного Федерального закона установлено, что государственное нормирование в области обеспечения радиационной безопасности осуществляется путем установления санитарных правил, норм, гигиенических нормативов, правил радиационной безопасности, государственных стандартов, строительных норм и правил, правил охраны труда, распорядительных, инструктивных, методических и иных документов по радиационной безопасности. Методические и иные документы по вопросам радиационной безопасности утверждаются и принимаются уполномоченными на то федеральными органами исполнительной власти или организациями в пределах их полномочий.
Абзацем третьим пункта 2 статьи 51 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» Главный государственный санитарный врач Российской Федерации наделен полномочиями на утверждение нормативных документов, регламентирующих осуществление государственного санитарно-эпидемиологического надзора. Следовательно, утверждая Методические указания, Главный государственный санитарный врач Российской Федерации не вышел за пределы имеющихся у него полномочий.
В статье 13 Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам указано, что документы, которые на территории одной из Договаривающихся Сторон изготовлены или засвидетельствованы учреждением или специально на то уполномоченным лицом в пределах их компетенции и по установленной форме и скреплены гербовой печатью, принимаются на территориях других Договаривающихся Сторон без какого-либо специального удостоверения». Поскольку международный договор между Республикой Казахстан и Российской Федерацией не подписан, нельзя применять указанную статью: удостоверение, представленное истцом и выданное в Республике Казахстан, подтверждающее его право на льготы как пострадавшего вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, «действительно на всей территории Республики Казахстан» (так указано в удостоверении), но не на территории России.
Правильность мнения Управления подтверждается и позицией Верховного суда в определении Верховного Суда Российской Федерации от 30.04.2010 года № 78-В10-2, в котором указано, что Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10.10.2003 года № 5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации» даны разъяснения о том, что при рассмотрении судом гражданских, уголовных или административных дел непосредственно применяется такой международный договор Российской Федерации, который вступил в силу и стал обязательным для Российской Федерации и положения которого не требуют издания внутригосударственных актов для их применения и способны порождать права и обязанности для субъектов национального права (часть 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации, части 1 и 3 статьи 5 Федерального закона «О международных договорах Российской Федерации», ч. 2 ст. 7 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Однако, международных договоров между Российской Федерацией и Республикой Казахстан о взаимном признании национального законодательства, регулирующего вопросы социальной защиты граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, не имеется, следовательно, нет законных оснований для применения при рассмотрении оспариваемого дела норм права иностранного государства, Республики Казахстан, на территории Российской Федерации.
Факт проживания истцов в <адрес> в период времени, указанный истцами, не оспаривается.
Просили в исках отказать.
Представитель Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий в суд не явился. О месте и времени рассмотрения дела Министерство извещено надлежащим образом. О причинах неявки суд в известность не поставлен, ходатайство об отложении рассмотрения дела не заявлено.
Суд, заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив письменные доказательства, приходит к следующему выводу.
В соответствии с требованиями ст. ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о её состоянии и на возмещение ущерба, причинённого его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 10.01.2002 года № 2-ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне», гражданам, которые проживали в 1949 - 1963 годах в населенных пунктах на территории Российской Федерации и за её пределами, включенных в утверждаемые Правительством Российской Федерации перечни населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, и которые получили суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения более 5 сЗв (бэр), а также детям в возрасте до 18 лет первого и второго поколения указанных граждан, страдающим заболеваниями вследствие радиационного воздействия на одного из родителей, гарантируются меры социальной поддержки, установленные настоящим Федеральным законом.
Меры социальной поддержки, предусмотренные настоящим Федеральным законом, предоставляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Порядок отнесения граждан к категории лиц, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, определяется Правительством Российской Федерации.
Статьей 2 данного федерального закона предусмотрен перечень мер социальной поддержки гражданам, получившим суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения, превышающую 25 сЗв (бэр).
Таким образом, для возникновения у гражданина права на меры социальной поддержки в соответствии со статьей 2 закона необходимо соблюдение совокупности следующих условий:
1) проживание в 1949 - 1963 годах в населенных пунктах на территории Российской Федерации и за её пределами, включенных в утверждаемые Правительством Российской Федерации перечни населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне;
2) получение суммарной (накопленной) эффективной дозы облучения, превышающей 25 сЗв (бэр).
Согласно ст. 22 и п. 1 ст. 26 Федерального закона от 09.01.1996 года № 3-ФЗ «О радиационной безопасности населения, граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, проживающие на территории Российской Федерации, имеют право на радиационную безопасность. Это право обеспечивается за счет проведения комплекса мероприятий по предотвращению радиационного воздействия на организм человека ионизирующего излучения выше установленных норм, правил и нормативов, выполнения гражданами и организациями, осуществляющими деятельность с использованием источников ионизирующего излучения, требований к обеспечению радиационной безопасности. Граждане имеют право на возмещение вреда, причиненного их жизни и здоровью, и (или) на возмещение причиненных им убытков, обусловленных облучением ионизирующим излучением сверх установленных настоящим Федеральным законом основных пределов доз, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Из материалов дела усматривается и не оспаривается представителем ответчика, что в указанные в исковом заявлении периоды времени истцы проживали в <адрес>: Ланговой А.Т. - с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, Щербинин О.П. - с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Кроме того, данное обстоятельство подтверждается представленными истцами справками компетентных органов Республики Казахстан.
Согласно справкам, выданным <адрес> специальной комиссией по учету и регистрации граждан, пострадавших вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском испытательном ядерном полигоне (от ДД.ММ.ГГГГ № - по Ланговому А.Т., от ДД.ММ.ГГГГ № - по Щербинину О.П.), место проживания истцов относится к зоне повышенного радиационного риска с дозой воздействия на население от 7 до 35 бэр за весь период испытаний.
Несмотря на то, что данные документы выданы органом не Российской Федерации, а другого государства, суд принимает в качестве доказательства, поскольку сведения, указанные в них, подтверждаются выданными российским медицинским учреждением МБУ «Екатеринбургский консультативно-диагностический центр» справками о цитогенетическом исследовании клеток крови истцов от ДД.ММ.ГГГГ. В данных справках указано, что по результатам исследования у Лангавого А.Т. выявлены частоты транслокации, соответствующие дозе ионизирующего излучения 0,30 Зв (30 сЗв), у Щербинина О.П. - 0,34 Зв (34 сЗв).
В Перечень населенных пунктов бывшей Казахской ССР, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, утвержденный Распоряжением Правительства Российской Федерации от 15.03.1995 года № 356-р <адрес> не входит. Вместе с тем, суд полагает недопустимым руководствоваться одними лишь формальными соображениями при разрешении данного спора, поскольку, во-первых, Правительство Российской Федерации не наделено полномочиями по регулированию правоотношений в сфере возмещения вреда здоровью, а во-вторых, такой подход противоречит конституционному принципу, закрепленному ст. 42 Конституции Российской Федерации.
Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 04.12.2007 года № 960-О-П указал, что основаниями для выполнения государством конституционной обязанности по возмещению вреда перед конкретным лицом являются факт причинения ему вреда и наличие причинно-следственной связи между наступлением неблагоприятных последствий для его здоровья или имущества и соответствующей чрезвычайной ситуацией. Факт причинения вреда здоровью граждан, которые оказались в зоне влияния радиационного излучения и других неблагоприятных факторов, возникших вследствие чернобыльской катастрофы, обусловливает возникновение конституционно-правовых отношений по поводу возмещения вреда между государством, с деятельностью которого в сфере ядерной энергетики было связано причинение вреда, и гражданами (Постановления от 01.12.1997 года № 18-П и от 19.06.2002 года №№ 11-П).
Приведенная правовая позиция сохраняет свою силу и имеет общее значение для характеристики отношений, возникающих в связи с причинением радиационного вреда вследствие деятельности государства. Вместе с тем условия и порядок реализации государством названной обязанности, включая процедуры назначения и определения размера компенсационных выплат, формы социальной поддержки пострадавших лиц и их дифференциацию, в частности в зависимости от объёма вреда, определяются федеральным законодателем, который при реализации своих дискреционных полномочий во всяком случае не должен ставить под сомнение право пострадавших на получение возмещения вреда и призван стремиться к обеспечению такого возмещения в полном объеме.
С учетом целевого предназначения Федерального закона от 10.01.2002 года № 2-ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне», выраженного в его преамбуле, меры социальной поддержки, направленные на возмещение вреда, причиненного радиационным воздействием вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, должны быть обеспечены каждому лицу, суммарная (эффективная) доза облучения которого вследствие этих ядерных испытаний превышает определенное федеральным законодателем пороговое значение в 5 сЗв (бэр), при том что проживание лица в 1949 - 1963 годах в одном из населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию, является формальным подтверждением наличия такого вреда и что в определяемый Правительством Российской Федерации перечень населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию, подлежит включению каждый из таких населенных пунктов.
Субъектом индивидуального конституционного права на возмещение причиненного государством вреда здоровью, реализуемого в порядке, предусмотренном Федеральным законом «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне», является лицо, пострадавшее при проведении ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне; данный статус лица определяется с учетом положений Конституции Российской Федерации объективными обстоятельствами, получившими документальное подтверждение и свидетельствующими об определенном объеме вреда, причиненного в результате проведения соответствующих ядерных испытаний; поэтому само по себе невключение населенного пункта, в котором гражданин подвергся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, в установленный Правительством Российской Федерации перечень не может быть основанием для отказа в предоставлении мер социальной поддержки.
Далее в данном Определении Конституционный Суд Российской Федерации указал, что суды общей юрисдикции вправе решить вопрос о предоставлении льгот и компенсаций лицам, чьи права на радиационную безопасность, а также на возмещение ущерба вследствие радиационных аварий оказались нарушенными. Данный вывод был сформулирован Конституционным Судом Российской Федерации в связи с обращением заявителя, который получил суммарную дозу облучения свыше 100 бэр в одном из населенных пунктов, включенных в соответствующий перечень Правительством Российской Федерации, но проживал в этом населенном пункте в 1968 - 1973 годах, т.е. не в тот установленный федеральным законодателем период, с которым связывалось предоставление льгот и компенсаций.
Таким образом, суд полагает иски Лангового А.Т. и Щербинина О.П. подлежащими удовлетворению.
Исходя из изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Признать за Лангавым А. Т. и Щербининым О.П. право на предоставление мер социальной поддержки, предусмотренных статьей 2 Федерального закона от 10.01.2002 года № 2-ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне».
Решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы в Свердловский областной суд через Североуральский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме
Решение может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу при условии, что были исчерпаны иные установленные Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации способы обжалования судебного постановления до дня вступления его в законную силу.
СУДЬЯ А.С.АКСЁНОВ