Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
30 октября 2018 года с. Кинель-Черкассы
Кинель–Черкасский районный суд Самарской области в составе председательствующего судьи Иноземцевой Е.И.
при секретаре Проскуриной А.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2–1008/2018 по иску Смирновой <данные изъяты> к Комитету по управлению имуществом администрации Кинель-Черкасского района, третьим лицам: Прокаевой <данные изъяты>, ФГБУ УФКП Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, Управлению Росреестра по Самарской области, ООО «КЧЗК» об аннулировании сведений о земельном участке, определении местоположения границ и площади земельного участка,
у с т а н о в и л:
Смирнова Е.В. обратился в суд с иском, указав, что ей на праве собственности, на основании договора купли-продажи недвижимого имущества от ДД.ММ.ГГГГ. принадлежит земельный участок с кадастровым номером № площадью <данные изъяты>., расположенный по адресу: <адрес> что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ №.
С целью уточнения местоположения границы и площади земельного участка она обратилась в ООО «КЧЗК».
Землеустроительная документация на её земельный участок с кадастровым номером № по адресу: <адрес> отсутствует, согласно письма №60/57 от 08.02.2018 г. из архива Управления Росреестра по Самарской области.
В результате кадастровых работ был осуществлен выезд на местность и производился замер границ земельного участка по фактически сложившимся границам. Площадь земельного участка составила <данные изъяты> данная площадь является фактической.
Кадастровым инженером был подготовлен межевой план, сдан в МФЦ. 04.09.2018 года было получено уведомление о приостановлении осуществления кадастрового учета №. Первой причиной приостановления кадастрового учета, является то, что «при внесении сведений о характерных точках границ уточняемого земельного участка.. . выявлено, что смежным для учитываемого является земельный участок с кадастровым номером № . Соответственно, местоположение границ смежного земельного участка с кадастровым номером № подлежит обязательному согласованию.... Однако в представленном акте согласования отсутствует согласование границ.. . с правообладателем земельного участка с кадастровым номером №».
При подготовке межевого плана и акта согласования границ земельного участка, кадастровым инженером были запрошены выписки из ЕГРН на смежные земельные участки. Согласно сведений, содержащихся в государственном кадастре недвижимости, собственником смежного земельного участка, с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> расположенного по адресу: <адрес>, является ФИО4 Граница данного участка установлена в соответствии с действующим законодательством.
Также была запрошена Выписка из ЕГРН на земельный участок с кадастровым номером №, адрес участка: <адрес>, площадь <данные изъяты>. Данные о правообладателе отсутствуют.
Земельный участок с кадастровым номером № является «дублером» земельного участка, с кадастровым номером № и подлежи снятию с кадастрового учета.
Второй причиной приостановления кадастрового учета, является то, что «Конфигурация учитываемого земельного участка...отличается от конфигурации, предоставленной в межевом плане...». Поскольку, графический материал к земельному участку истца отсутствует, фактическое местоположение уточненных границ земельного участка подтверждает копия части квартала № <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, изготовленная ВолгоНИИгипрозем, Самара-ДД.ММ.ГГГГ На предоставленных материалах инвентаризации, уточняемый земельный участок находится под номером 8:11.Конфигурацияи площадь уточняемых границ практически совпадают по материалам инвентаризации. Несовпадение части фактической границы определена на местности стеной строения. Так же, данная часть границы граничит с Муниципальными землями Кинель-Черкасского района. Акт согласования подписан представителем Комитета по управлению имуществом и спорных вопросов не имеет.
У смежного земельного участка с кадастровым номером №, уточняется только часть смежной границы. Уточнение всех границ не проводится.
В соответствии с п.33 4.1 ст. 26 Закона о регистрации, орган регистрации прав снимает с учета земельный участок только в случае, если такой земельный участок является преобразуемым объектом недвижимости. Земельный участок с кадастровым номером № не является преобразуемым, а также у него отсутствует статус «временного» земельного участка.
С учетом уточненных требований от 05.10.2018г. просит аннулировать сведения о земельном участке с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> расположенном по адресу: <адрес>.
Утвердить местоположение границ земельного участка с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> расположенного по адресу: <адрес>, согласно схемы земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, подготовленной ООО «КЧЗК».
В судебном заседании истец поддержала требования, просил их удовлетворить.
Представитель 3 лица ООО «КЧЗК» в судебном заседании не явился, о дате судебного заседания извещен надлежащим образом.
Представитель ответчика Комитета по управлению имуществом в судебное заседание не явился, от руководителя комитета Долгополова Д.М. поступил отзыв на исковое заявление, в котором он просит рассмотреть дело без участия представителя, возражений на требования не представлено.
Представители 3 лиц ФГБУ ФКП Росреестра, Управления Росреестра по Самарской области в судебное заседание не явились, о дате и времени судебного заседания были извещены надлежащим образом, суд находит возможным расмсотреть дело без их участия.
Третьи лица ФИО2 и ФИО4 в судебное заседание не явились, в заявлениях просили рассмотреть дело без их участия, спора по границам с истцом не имеется.
Исследовав материалы дела, выслушав объяснения истицы, суд находит требования подлежащими удовлетворению.
Статья 9 ГК РФ устанавливает, что граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права. Способы защиты гражданских прав перечислены в ст. 12 ГК РФ.
В соответствии со ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
В силу ст. 64 Земельного Кодекса РФ земельные споры рассматриваются в судебном порядке.
Федеральный закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "О государственной регистрации недвижимости" в ч.3,9 п. 4 ст. 8 указывает, что в кадастр недвижимости вносятся основные сведения об объекте недвижимости, в том числе вид объекта, кадастровый номер, описание местоположения объекта и площадь, если объектом является земельный участок.
Согласно ст. 9 данного Закона в реестр прав на недвижимость вносятся следующие сведения о правах, об ограничениях прав и обременениях объекта недвижимости, о сделках с ним, в том числе: вид вещного права, номер регистрации и дата государственной регистрации права; сведения о лице, за которым зарегистрировано право на объект недвижимости, записи о предыдущих правообладателях, а также в отношении таких лиц, являющихся физическими лицами, - страховой номер индивидуального лицевого счета в системе обязательного пенсионного страхования, если такой номер присвоен в установленном порядке; сведения об основании возникновения, изменения, перехода и прекращения права на объект недвижимости; вид зарегистрированного ограничения права или обременения объекта недвижимости, номер регистрации и дата государственной регистрации таких ограничения или обременения; и другие.
В силу ст. 1 п. 7 указанного Закона государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также - объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (далее - государственный кадастровый учет).
Статья 41 указанного Закона гласит, что снятие с государственного кадастрового учета и государственная регистрация прекращения прав на исходные объекты недвижимости осуществляются одновременно с государственным кадастровым учетом и государственной регистрацией прав на все объекты недвижимости, образованные из таких объектов недвижимости. Если в течение пяти лет со дня государственного кадастрового учета земельного участка, указанного в части 14 настоящей статьи, не осуществлена государственная регистрация права собственности Российской Федерации, права собственности субъекта Российской Федерации, права муниципальной собственности, права частной собственности, постоянного (бессрочного) пользования, безвозмездного пользования, аренды, доверительного управления, орган регистрации прав снимает такой земельный участок с государственного кадастрового учета, за исключением образуемых при выполнении комплексных кадастровых работ земельных участков, занятых площадями, улицами, проездами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами общего пользования, образование которых предусмотрено утвержденным в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проектом межевания территории, которые после образования будут относиться к землям общего пользования, территориям общего пользования, а также земельных участков, занятых зданиями, сооружениями, объектами незавершенного строительства.
Согласно ч. 3 ст. 41 Закона № 218-ФЗ орган регистрации прав снимает с государственного кадастрового учёта земельный участок только в случае, если такой земельный участок является преобразуемым объектом недвижимости и подлежит снятию с государственного кадастрового учёта в соответствии с установленными указанной статьей особенностями осуществления кадастрового учёта при образовании объектов недвижимости.
Законом предусмотрены случаи аннулирования и исключения внесенных в ЕГРН сведений в отношении земельных участков, являющихся временными (ч. 15 СТ. 41 Закона № 218-ФЗ).
Федеральный закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "О государственной регистрации недвижимости" в статье 22 указывает, что местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части.
Площадью земельного участка, определенной с учетом, установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом требований, является площадь геометрической фигуры, образованной проекцией границ земельного участка на горизонтальную плоскость.
При уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка их местоположение определяется в соответствии с утвержденным в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проектом межевания территории. При отсутствии в утвержденном проекте межевания территории сведений о таком земельном участке его границами являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
В статье 43 указанного выше Закона указано, что государственный кадастровый учет в связи с изменением описания местоположения границ земельного участка и (или) его площади, за исключением случаев образования земельного участка при выделе из земельного участка или разделе земельного участка, при которых преобразуемый земельный участок сохраняется в измененных границах, осуществляется при условии, если такие изменения связаны с уточнением описания местоположения границ земельного участка, о котором сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, не соответствуют установленным на основании настоящего Федерального закона требованиям к описанию местоположения границ земельных участков (далее - уточнение границ земельного участка).
Если при государственном кадастровом учете в связи с уточнением местоположения части границ земельного участка, которая одновременно является общей (смежной) частью границ других земельных участков, и (или) изменением площади земельного участка требуется внесение изменений в сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, о смежных с ним земельных участках, орган регистрации прав одновременно с осуществлением государственного кадастрового учета вносит соответствующие изменения в сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, о местоположении границ (частей границ) и площади указанных смежных земельных участков. При этом представление дополнительных заявлений о государственном кадастровом учете изменений в сведениях, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, в отношении указанных смежных земельных участков не требуется. В указанном случае местоположение границ земельных участков считается согласованным только при наличии в акте согласования местоположения границ личных подписей всех заинтересованных лиц или их представителей.
В соответствии с ч.1 ст. 39 Федерального закона от 24.07.2007 №221-ФЗ «О кадастровой деятельности» (который до 01.01.2017года Закон назывался «О государственном кадастре недвижимости») местоположение границ земельных участков подлежит в установленном настоящим Федеральным законом порядке обязательному согласованию (далее - согласование местоположения границ) с лицами, указанными в части 3 настоящей статьи (далее - заинтересованные лица), в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в Единый государственный реестр недвижимости.
В ч. 2,3 указано, что предметом указанного в части 1 настоящей статьи согласования с заинтересованным лицом при выполнении кадастровых работ является определение местоположения границы такого земельного участка, одновременно являющейся границей другого принадлежащего этому заинтересованному лицу земельного участка. Заинтересованное лицо не вправе представлять возражения относительно местоположения частей границ, не являющихся одновременно частями границ принадлежащего ему земельного участка, или согласовывать местоположение границ на возмездной основе.
Согласование местоположения границ проводится с лицами, обладающими смежными земельными участками на праве: 1) собственности (за исключением случаев, если такие смежные земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставлены гражданам в пожизненное наследуемое владение, постоянное (бессрочное) пользование либо юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными учреждениями либо казенными предприятиями, в постоянное (бессрочное) пользование); 2) пожизненного наследуемого владения; 3) постоянного (бессрочного) пользования (за исключением случаев, если такие смежные земельные участки предоставлены государственным или муниципальным учреждениям, казенным предприятиям, органам государственной власти или органам местного самоуправления в постоянное (бессрочное) пользование); 4) аренды (если такие смежные земельные участки находятся в государственной или муниципальной собственности и соответствующий договор аренды заключен на срок более чем пять лет).
В силу ст. 40 указанного Закона результат согласования местоположения границ оформляется кадастровым инженером в форме акта согласования местоположения границ на обороте листа графической части межевого плана. Местоположение границ земельного участка считается согласованным при наличии в акте согласования местоположения границ личных подписей всех заинтересованных лиц или их представителей, за исключением предусмотренного частью 3 настоящей статьи случая. Реквизиты документов, удостоверяющих личность таких заинтересованных лиц или их представителей, с указанием реквизитов документов, подтверждающих полномочия представителей заинтересованных лиц, указываются в акте согласования местоположения границ.
В соответствии со ст. 42.8 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "О кадастровой деятельности" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017) при уточнении местоположения границ земельного участка, определенного в пункте 1 части 1 статьи 42.1 настоящего Федерального закона, его площадь, определенная с учетом установленных в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" требований, не должна быть больше площади земельного участка, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в Едином государственном реестре недвижимости, более чем на величину предельного минимального размера земельного участка, установленного в соответствии с федеральным законом для земель соответствующих целевого назначения и разрешенного использования; больше площади земельного участка, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в Едином государственном реестре недвижимости, более чем на десять процентов, если предельный минимальный размер земельного участка не установлен.
В судебном заседании установлено, что Смирновой Е.В. принадлежит земельный участок площадью <данные изъяты>. с кадастровым номером № по адресу <адрес>, подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ
Согласно материалам инвентаризации от ДД.ММ.ГГГГ смежным для земельного участка с кадастровыми номерами № является земельный участок с кадастровым номером №
Из декларации от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ФИО8. указал о факте использования им земельного участка № площадью <данные изъяты> для ведения личного подсобного хозяйства по адресу <адрес>.
В акте согласования границ земельного участка истицы имеется указание на смежную границу с земельным участком с кадастровым номером № (собственник ФИО4)
Из договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ФИО9. продал ФИО4 ? долю жилого дома и земельного участка, расположенных по адресу <адрес>. Решением Кинель-Черкасского районного суда Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ за ФИО4 признано право собственности на ? долю целого жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>. Решение вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ.
Из свидетельства о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ФИО4 зарегистрировал право собственности на земельный участок площадью <данные изъяты> по адресу <адрес>, кадастровый №.
Из выписки из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ следует, что земельный участок, расположенный по адресу <адрес> имеет кадастровый №, дата присвоения кадастрового номера ДД.ММ.ГГГГ.
В выписке из ЕГРН от 09.02.2018 г. указано, что данному земельному участку ДД.ММ.ГГГГ присвоен кадастровый №, правообладателем указан ФИО4. сведения об участке имеют статус «актуальные, ранее учтенные».
Таким образом, факт наличия дублирующего земельного участка с кадастровым номером № по отношению к земельному участку с кадастровым номером № нашел свое подтверждение в судебном заседании.
Учитывая, что ведение государственного кадастра недвижимости, осуществляется для того, чтобы упорядочить информацию об объектах недвижимости и их правообладателях, не должно допускаться повторного учета одних и тех же объектов под разными номерами, сведения о земельном участке с кадастровым номером № является дублирующими по отношению к земельному участку №, что является основанием для исключения из ЕГРН сведений о земельном участке с кадастровым номером №, сведения о данном земельном участке препятствуют истице в проведения межевания земельного участка, поэтому суд находит возможным удовлетворить в этой части исковые требования.
Требования об определении границ земельного участка истицы согласно представленной схемы земельного участка суд также находит обоснованными, исходя из следующего.
Согласно декларации от ДД.ММ.ГГГГ ФИО6 указал о факте использования им земельного участка № площадью <данные изъяты> для ведения личного подсобного хозяйства по адресу <адрес> свидетельства о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Смирнова Е.В. по договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ приобрела в собственность земельный участок, площадью <данные изъяты> по адресу <адрес>, кадастровый номер участка №. Конфигурация спорного земельного участка согласно плана из материалов инвентаризации незначительно отличается от конфигурации земельного участка на представленной истицей схеме.
В заключение кадастрового инженера указано, что в результате кадастровых работ в отношении земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, по уточнению границ и площади земельного участка был выезд на местность и производился замер границ земельного участка по фактически сложившимся границам, которые не изменялись в течение 15 лет и более. Уточненная площадь земельного участка составляет <данные изъяты> являющаяся фактической по результатам межевания. Сложившиеся границы земельного участка обозначены на местности забором. Фактическое местоположение уточненных границ земельного участка подтверждает копия части квартала № <адрес> от 08.02.2018 г., изготовленная ВолгоНИИгипрозем, Самара-1998 г. На предоставленных материалах инвентаризации, уточняемый земельный участок находится под номером 8:11. Конфигурация и площадь уточняемых границ практически совпадают по материалам инвентаризации.
Границы земельного участка истицы согласованы с правообладателями смежных земельных участков, в том числе, с начальником отдела земельных отношений Комитета по управлению имуществом администрации Кинель-Черкасского района Самарской области, что отражено в акте согласования, существует более 15 лет. Права третьих лиц не нарушены. Представленная истцом схема земельного участка не противоречит сложившемуся порядку пользования.
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р е ш и л:
Исковые требования удовлетворить.
Исключить из единого государственного реестра недвижимости (государственного кадастра недвижимости) сведения о земельном участке с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> расположенном по адресу: <адрес>.
Определить местоположение границ и площадь земельного участка с кадастровым номером № площадью <данные изъяты> расположенного по адресу: <адрес>, согласно схемы земельного участка от 04.10.2018 г., подготовленной ООО «КЧЗК», которую считать неотъемлемой частью решения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке через Кинель-Черкасский районный суд в Самарский областной суд в течение 1 месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Решение суда в мотивированном виде изготовлено 30.10.2018 г.
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>