Дело № 2(1)-507/2020
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
26 августа 2020 года с.Сакмара
Сакмарский районный суд Оренбургской области в составе председательствующего судьи Долговой И.А., при секретаре Парусимовой Я.Ю.,
с участием представителя истца Мельникова Дмитрия Александровича-Лопатиной Натальи Васильевны, действующей на основании ордера от ДД.ММ.ГГГГ,
представителя ответчика администрации муниципального образования Сакмарский район <адрес> Фирсова С.Ф., действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Мельникова Дмитрия Александровича к Администрации муниципального образования Сакмарский район <адрес> об обеспечении по месту жительства жилой площадью не ниже установленных норм, с участием третьего лица Министерства социального развития <адрес>
У С Т А Н О В И Л:
Мельников Дмитрий Александрович обратился в суд с вышеуказанным иском к администрации МО Сакмарский район <адрес>, указав, что он является лицом из категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в связи с тем, что отец умер ДД.ММ.ГГГГ, мать-ФИО3 решением Сакмарского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ лишена родительских прав в отношении истца.
Согласно постановления от 19.12.2012 года №2006-п он был определен в ГБОУ для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Детский дом <адрес>».Окончил 10 классов МОБУ СОШ № <адрес> в 2019 году.В настоящее время проживает в <адрес>.
На основании протокола заседания жилищной комиссии администрации МО Сакмарский район <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, постановления администрации МО Сакмарский район от 09.09.2016 года №760-п включен в районный список подлежащих обеспечению жилыми помещениями детей сирот и детей, оставшихся без попечении родителей на 12.05.2020 года числился под №35.
Таким образом, он достиг 18 летнего возраста и не имеет жилья в собственности либо иного закрепленного жилья, тогда как законом предусмотрено право названной категории граждан предоставление жилья.
Просит суд обязать администрацию МО Сакмарский район <адрес> предоставить Мельникову Дмитрию Александровичу за счет расходных обязательств субъекта Российской Федерации-<адрес>, по договору найма специализированного жилого помещения благоустроенное, отвечающее санитарным и техническим требованиям, жилое помещение в пределах территории муниципального образования Сакмарский район не ниже установленных норм предоставления жилой площадью в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу. Взыскать с ответчика в пользу истца государственную пошлину в сумме 300 рублей, юридические расходы за консультацию и подготовку искового заявления в сумме 3540 рублей.
В судебном заседании представитель истца Мельникова Д.А.-Лопатина Н.В. исковые требования поддержала в полном объеме.
В судебном заседании представитель ответчика администрации МО Сакмарский район <адрес> Фирсов С.Ф., исковые требования Мельникова Д.А. не признал, просил в удовлетворении исковых требований отказать. Указал, что главным распорядителем бюджетных средств является Министерство социального развития <адрес>. Считает, что отправив список в Министерство социального развития <адрес> и включив Мельникова Д.А. в список детей-сирот, администрация МО Сакмарский район <адрес> <адрес> выполнила свои функции. Истцом не представлены доказательства нарушения его прав.В случае удовлетворения решения,просил предоставить отсрочку сроком на 2 года.
Истец Мельников Д.А. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, представил в суд заявление с просьбой о рассмотрении дела в его отсутствие, заявленные требования поддерживает в полном объеме.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования на предмет спора, Министерство социального развития <адрес> и <адрес> в судебном заседании не присутствовали, о месте и времени судебного заседания были извещены надлежащим образом.
Согласно отзыва, представленного в суд, с исковыми требованиями Мельникова Д.А. не согласны, так как Мельников Д.А. состоит в списке детей-сирот, подлежащих обеспечению жилым помещением и реализация его права на получение жилья возможна только в порядке очередности. В случае предоставления Мельникову Д.А. жилого помещения по решению суда вне очереди, будут нарушены конституционные права других детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые ранее были поставлены на учет. Предоставление субвенций органам местного самоуправления производится в пределах средств, предусмотренных на эти цели в областном бюджете на соответствующий год. Внесение изменений в исходные данные для проведения расчетов распределения субвенций бюджетам субъектов РФ из федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период в срок до 01 ноября текущего финансового года не допускается. Увеличение бюджетных ассигнований на исполнение существующих видов расходных обязательств <адрес> может осуществляться только с начала очередного финансового года. Исходя из изложенного, просит в удовлетворении исковых требований Мельникову Д.А. отказать. В случае удовлетворения исковых требований, просят установить разумный срок для исполнения решения суда, с учетом исключительных и уважительных обстоятельств, затрудняющих исполнение решения по обеспечению жилым помещением, в течение двух лет. Дело рассмотреть в отсутствие своего представителя.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ, суд определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.
Суд, выслушав представителя истца, представителя ответчика, изучив и оценив доказательства в совокупности, приходит к следующему.
Как установлено в судебном заседании и подтверждено материалами дела отцом ФИО8,ДД.ММ.ГГГГ года рождения является Мельников Александр Михайлович и матерью-ФИО3, что подтверждается свидетельством о рождении 11-РА № от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно свидетельства о смерти 1 РА № от ДД.ММ.ГГГГ повторного ФИО9, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, умер ДД.ММ.ГГГГ.
Решением Сакмарского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 лишена родительских прав в отношении Мельникова Дмитрия Александровича.
Постановлением администрации МО Сакмарский район <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-п Мельников Д.А. был определен в ГБОУ для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Детский дом <адрес>».
Постановлением администрации МО Сакмарский район <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № Мельников Д.А. поставлен на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении. Постановлением администрации МО Сакмарский район <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ годюа №-п Мельников Д.А. в ключен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилым помещением.
Из ответов ГБУ «Центра государственной кадастровой оценки <адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ, следует, что учреждение не располагает информацией о зарегистрированных правах на Мельникова Д.А.
Из уведомлений Росреестра по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, усматривается, что в ЕГРП и сделок с ним имеется информация о правах Мельникова Д.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на долю в землях сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером № жилых помещений в собственности не имеется.
Таким образом, судом установлено, что Мельников Д.А. имеет статус ребенка-сироты, оставшегося без попечения родителей и жилая площадь за ним не закреплена, жилого помещения не имеет.
Статьей 40 Конституции РФ каждому гражданину гарантируется право на жилище, а на органы государственной власти возложена обязанность создавать условия для реализации этого права.
В соответствии со статьей 44 Конституции РФ дети-сироты и дети, лишенные родительского попечения, имеют право на преимущественное социальное обеспечение.
В силу абзаца 4 статьи 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» истец относится к числу лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и имеет в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
В действовавшей до 01 января 2013 года редакции Федерального Закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусматривалось право лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на внеочередное получение жилого помещения по договору социального найма. Такое право было предусмотрено и пунктом 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса РФ.
Вместе с тем, Федеральным законом от 29 февраля 2012 года № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» пункт 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса РФ признан утратившим силу с 01 января 2013 года, а статья 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» изложена в новой редакции.
Так, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно, предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
С учетом вышеприведенных норм закона и обстоятельств дела, суд считает, что поскольку Мельников Д.А. относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма и членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, также не является собственником жилого помещения, то он имеет право на предоставление благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений.
В настоящее время Мельников Д.А. проживает по адресу: <адрес>, что подтверждается справкой администрации МО Архиповский сельский совет <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, собственного жилья не имеет.
Мельников Д.А. закончил ФГБПОУ «Омское специальное учебно-воспитательное учреждение ДД.ММ.ГГГГ с получением квалификации слесарь механосборочных работ второго разряда.
Согласно Закона Оренбургской области от 18.03.2013 года №1420/408-V-ОЗ государственные полномочия <адрес> по обеспечению жилыми помещениями муниципального жилищного фонда детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданы органам местного самоуправления.
При этом согласно части 1 статьи 7 Закона Оренбургской области от 27 февраля 2013 года «Об обеспечении жилым помещениям детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты <адрес>» действие названного закона распространяется на правоотношения, возникшие с 01 января 2013 года.
Мельников Д.А. имеет право на получение жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения, поскольку достиг возраста восемнадцати лет, окончил образовательное учреждение, и относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилым помещением не обеспечен, включен в список, подлежащих обеспечению специализированными жилыми помещениями детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Принимая во внимание, что Мельников Д.А. поставлен на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, жилым помещением по договору найма специализированных жилых помещений не обеспечен, суд полагает требования Мельникова Д.А. об обязании МО Сакмарский район <адрес> предоставить жилое помещение по договору найма специализированных жилищных помещений, площадью не ниже установленных норм за счет средств субъекта Российской Федерации - <адрес>, выделенных на эти цели, основанными на законе и подлежащими удовлетворению.
Установленный законом субъекта Российской Федерации порядок предоставления специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений определяет процедуру формирования соответствующего списка с целью определения требуемых объемов ежегодного финансирования (объем субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильем указанной категории лиц.
При этом отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого помещения.
На основании ч. 3 ст. 20 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий.
В соответствии со статьей 5 Закона Оренбургской области от 27 февраля 2013 года «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Оренбургской области», внесены изменения в статью 2 Закона Оренбургской области от 29 декабря 2007 года № 1853/389-IV-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления Оренбургской области отдельными государственными полномочиями Оренбургской области по обеспечению жильем по договору социального найма отдельных категорий граждан».
Согласно статье 2 Закона Оренбургской области от 29 декабря 2007 года № 1853/389-IV-ОЗ государственные полномочия Оренбургской области по обеспечению жилыми помещениями муниципального жилищного фонда детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданы органам местного самоуправления.
При этом согласно части 1 статьи 7 Закона Оренбургской области от 27 февраля 2013 года «Об обеспечении жилым помещениям детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Оренбургской области» действие названного закона распространяется на правоотношения, возникшие с 01 января 2013 года.
Напротив ст. 8 указанного Федерального закона установлено, что жилые помещения предоставляются указанным лицам по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. По письменному заявлению указанных лиц жилые помещения могут предоставляться после достижения возраста 18 лет: по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Таким образом, федеральным законом установлено право лиц указанной категории на получение жилого помещения по достижении 18 лет, либо позже по их письменному заявлению. Действующее законодательство не содержит конкретной оговорки о какой-либо очередности внутри списка детей-сирот в качестве условия предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.
Списки формируются с достижения лицами 14 лет - для того чтобы своевременно предоставить жилое помещение им по достижении 18 лет или по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его предоставление, свидетельствует о том, что жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права - права на получение жилого помещения.
Вместе с тем, обязанность предоставления жилого помещения Мельников Д.А. администрацией МО Сакмарский район <адрес> не выполнена.Возражения представителя администрации суд не может принять во внимание и считает основанными на ошибочном толковании норм права.
Суд считает требования о возложении на администрацию МО Сакмарский район <адрес> обязанности предоставить Мельникову Д.А. жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений подлежащими удовлетворению.
В части заявленного ходатайства о предоставлении отсрочки исполнения решения суда сроком на 2 года, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 434 ГПК РФ при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного постановления или постановлений иных органов, взыскатель, должник, судебный пристав-исполнитель вправе поставить перед судом, рассмотревшим дело, или перед судом по месту исполнения судебного постановления вопрос об отсрочке или рассрочке исполнения, об изменении способа и порядка исполнения, а также об индексации присужденных денежных сумм. Такие заявления сторон рассматриваются в порядке, предусмотренном ст.203 ГПК РФ.
В соответствии со ст. 203 ГПК РФ суд, рассмотревший дело, по заявлениям лиц, участвующих в деле, судебного пристава-исполнителя либо исходя из имущественного положения сторон или других обстоятельств, вправе отсрочить или рассрочить исполнение решения суда, изменить способ или порядок его исполнения.
В Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 18 апреля 2006 года № 104-О указано, что основания для отсрочки исполнения решения суда должны носить действительно исключительный характер, возникать при серьезных препятствиях к совершению исполнительных действий. Вопрос о наличии указанных обстоятельств должен оцениваться и решаться судом в каждом конкретном случае с учетом того, что в силу статей 15 (часть 4), 17 (часть 3), 19 (части 1 и 2) и 55 (части 1 и 3) Конституции Российской Федерации и исходя из общеправового принципа справедливости исполнения вступившего в законную силу судебного постановления должно осуществляться на основе соразмерности и пропорциональности, с тем чтобы был обеспечен публичный баланс прав и законных интересов, возможная же отсрочка исполнения решения суда должна отвечать требованиям справедливости, быть адекватной и не затрагивать существо конституционных прав участников исполнительного производства. При разрешении вопроса о рассрочке исполнения судебного постановления суд должен исходить из начал целесообразности и необходимости защиты, прежде всего, интересов неопределенного круга лиц, права которых подтверждены судебным актом.
Суд не усматривает оснований для предоставления столь длительной отсрочки, поскольку истец соглашается и просит предоставить жилье по истечение 6 месяцев со дня вступления решения в законную силу, решение суда после вступления в законную силу должно исполняться немедленно по обстоятельствам, указанным выше.
В соответствии с частью 1 статьи 88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
Статьей 94 ГПК РФ определено, что к издержкам, связанным с рассмотрением дела, относятся, в том числе: расходы на оплату услуг представителей и другие признанные судом необходимые расходы.Таким образом, для отнесения расходов к судебным и наличия оснований для их возмещения, необходимо установление их относимости к судебному спору и вынужденности их несения для стороны.
В соответствии с ч. 1 ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса.
В соответствии со статьей 98 ГПК РФ с ответчика в пользу истца подлежит взысканию государственная пошлина в сумме 300 рублей, оплаченные истцом согласно чек-ордера от ДД.ММ.ГГГГ и расходы за консультацию и подготовку искового заявления в сумме 1700 рублей, подтвержденные квитанцией от ДД.ММ.ГГГГ № с учетом требований разумности и справедливости. В удовлетворении оставшейся части требований о взыскании судебных расходов, отказать.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Мельникова Дмитрия Александровича к Администрации Муниципального образования Сакмарский район <адрес> об обеспечении по месту жительства жилой площадью не ниже установленных норм – удовлетворить частично.
Обязать администрацию муниципального образования Сакмарский район <адрес> предоставить Мельникову Дмитрию Александровичу за счет расходных обязательств субъекта Российской Федерации-<адрес>, по договору найма специализированного жилого помещения благоустроенное, отвечающее санитарным и техническим требованиям, жилое помещение в пределах территории муниципального образования Сакмарский район не ниже установленных норм предоставления жилой площадью в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Взыскать с администрации МО Сакмарский район <адрес> в пользу Мельникова Дмитрия Александровича государственную пошлину в сумме 300 рублей и расходы за консультацию и составление искового заявления в сумме 1700 рублей.
В удовлетворении оставшейся части требований Мельникова Дмитрия Александровича к администрации Муниципального образования Сакмарский район <адрес> о взыскании судебных расходов, отказать.
В удовлетворении ходатайства Администрации МО Сакмарский район <адрес> о предоставлении отсрочки решения Сакмарского районного суда <адрес> на 2 года о предоставлении жилого помещения, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Оренбургский областной суд через Сакмарский районный суд <адрес> в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Судья И.А. Долгова
В окончательной форме решение изготовлено 02 сентября 2020 года.