Дело № 2-159/15
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
город Пермь 27 июля 2015 года
Индустриальный районный суд г.Перми в составе:
председательствующего судьи Домниной Э.Б.,
при секретаре Мусиной Р.И.,
при участии представителя истца Фистина Д. Н. по доверенности,
ответчика Гр. Т.Г.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ТСЖ «Советской Армии, 49» к Гр. Т.М.Н., Гр. Т.Г.В., гр. Т.К.М., Гр. Т.А.М. о взыскании задолженности по оплате за содержание жилья, текущий ремонт и жилищно-коммунальные услуги, пени,
у с т а н о в и л :
ТСЖ «Советской Армии, 49» обратилось в суд с иском к Гр. Т.М.Н., Гр. Т.Г.В., гр. Т.К.М., Гр. Т.А.М. о взыскании задолженности по оплате за содержание жилья, текущий ремонт и жилищно-коммунальные услуги, пени, в обосновании исковых требований указав, что Товарищество собственников жилья «Советской Армии, 49» осуществляет управление жилым многоквартирным домом, расположенным по адресу: <адрес>, обеспечивает содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, предоставление коммунальных услуг лицам, проживающим в данном доме. Гр. Т.М.Н., Гр. Т.Г.В., гр. Т.К.М., Гр. Т.А.М. зарегистрированы и проживают по адресу: <адрес>. Ответчики в течение длительного времени не производят оплату за жилье и коммунальные услуги, в связи с чем по состоянию на 10.06.2014 года задолженность ответчиков по оплате за содержание жилья, текущий ремонт и жилищно-коммунальные услуги составляет 86 760 руб. 80 коп.
Кроме того, в связи с отсутствием своевременной оплаты за жилое помещение и коммунальные услуги, на основании п.14 ст. 155 ЖК РФ ответчики обязаны уплатить истцу пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей на момент оплаты, от невыплаченных в срок сумм за каждый день просрочки, начиная со следующего дня после наступления установленного срока оплаты по день фактической выплаты включительно. Согласно расчету сумма пени по состоянию на 10.07.2014 года составила 10 179 руб. 19 коп.
Также взысканию с ответчиков подлежат понесенные истцом при подаче настоящего искового заявления судебные расходы в виде уплаченной пошлины в размере 3 108 руб. 20 коп. и оплаты услуг представителя в сумме 10 000 рублей.
На основании выше изложенного просит взыскать солидарно с Гр. Т.М.Н., Гр. Т.Г.В., гр. Т.К.М., Гр. Т.А.М. в пользу ТСЖ «Советской Армии, 49» задолженность по оплате за содержание жилья, текущий ремонт и жилищно-коммунальные услуги в размере 86 760 руб. 80 коп., пени за несвоевременную оплату за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с п. 14 ст. 155 ЖК РФ в размере 10 179 руб. 19 коп., судебные расходы по оплате услуг представителя в размере 10 000 рублей, судебные расходы по оплате госпошлины за подачу искового заявления в размере 3 108 руб. 20 коп.
Истец неоднократно уточнял исковые требования, указав, что после подачи истцом искового заявления ответчиками оплачена часть задолженности в размере 78458,82 руб., в связи с чем сумма исковых требований подлежит уменьшению в части.
Также истец считает возможным уменьшить первоначально взыскиваемую сумму на 5 634,99 руб. (сумма, предъявленная ТСЖ «Советской Армии, 49» к оплате за август 2011 года) и 732,36 руб. (ОДН на водоотведение с июня 2013 года по май 2014 года).
Таким образом, сумма задолженности по оплате за содержание жилья, текущий ремонт и жилищно-коммунальные услуги за период с 01.09.2011 года по 30.05.2014 года составляет 1 934 руб. 63 коп.
На основании выше изложенного просит взыскать солидарно с Гр. Т.М.Н., Гр. Т.Г.В., гр. Т.К.М., Гр. Т.А.М. в пользу ТСЖ «Советской Армии, 49» задолженность по оплате за содержание жилья, текущий ремонт и жилищно-коммунальные услуги в размере 1 934 руб. 63 коп., пени за несвоевременную оплату за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с п. 14 ст.155 ЖК РФ в размере 10 714 руб. 22 коп., судебные расходы по оплате услуг представителя в размере 10 000 рублей, судебные расходы по оплате госпошлины за подачу искового заявления в размере 3 108 руб. 20 коп.
Ответчик Гр. Т.Г.В. возражает против исковых требований.
Ответчики Гр. Т.М.Н., гр. Т.К.М., Гр. Т.А.М. извещены о месте и времени рассмотрения дела, в суд не явились. Гр. Т.М.Н. представил письменные возражения, где указал, что с уточненными исковыми требованиями ответчики не согласны в связи с тем, что расчеты по ежемесячному начислению сумм за жилищно-коммунальные услуги проведены неправильно:
Начисленные ТСЖ «Советской Армии 49» с сентября 2012 года по май 2014 года общедомовые нужды (ОДН) за холодное водоснабжение (ХВС) в размере 1 235 руб. 64 коп. не соответствуют расчетам согласно приказов Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Пермского края № СЭД-38-01-03-2 от 17.08.2012 года «Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению и водоотведению на общедомовые нужды» (в редакции приказа МЭ ЖКХ Пермского края № СЭД-38-01-03-7 от 24.08.2012г.), а также приказов МЭ и ЖКХ Пермского края № СЭД-38-01-03-62 от 26.04.2013г. «О внесении изменений в отдельные приказы Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Пермского края» и № СЭД-38-01-03-66 от 17.05.2013г. «Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг по холодному и горячему водоснабжению на общедомовые нужды». Таким образом сумма 1 126 руб. 57 коп. подлежит возврату ответчикам.
Начисленные ТСЖ «Советской Армии 49» с сентября 2012 года по май 2014 года общедомовые нужды (ОДН) за горячее водоснабжение (ГВС) в размере 4 400 руб. 07 коп. не соответствуют расчетам согласно приказов Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Пермского края № СЭД-38-01-03-2 от 17.08.2012 года «Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению и водоотведению на общедомовые нужды» (в редакции приказа МЭ ЖКХ Пермского края № СЭД-38-01-03-7 от 24.08.2012г.), а также приказов МЭ и ЖКХ Пермского края № СЭД-38-01-03-62 от 26.04.2013г. «О внесении изменений в отдельные приказы Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Пермского края» и № СЭД-38-01-03-66 от 17.05.2013г. «Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг по холодному и горячему водоснабжению на общедомовые нужды». Таким образом сумма 3 758 руб. 15 коп. подлежит возврату ответчикам.
Начисленные ТСЖ «Советской Армии 49» с сентября 2012 года по июнь 2013 года общедомовые нужды (ОДН) за водоотведение в размере 603 руб. 80 коп. не соответствуют расчетам согласно приказов Министерства энергетики и жилищно- коммунального хозяйства Пермского края № СЭД-38-01-03-2 от 17.08.2012 года «Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению и водоотведению на общедомовые нужды» (в редакции приказа МЭ ЖКХ Пермского края № СЭД-38-01-03-7 от 24.08.2012г.), а также приказов МЭ и ЖКХ Пермского края № СЭД-38-01-03-62 от 26.04.2013г. «О внесении изменений в отдельные приказы Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Пермского края» и № СЭД-38-01-03-66 от 17.05.2013г. «Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг по холодному и горячему водоснабжению на общедомовые нужды». Таким образом, сумма 543 руб. 22 коп. подлежит возврату ответчикам.
Начисления за электроэнергию на общедомовые нужды (ОДН) начисляются без учета приказа Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Пермского края № СЭД-38-01-03-33 от 9.11.2012г. «О внесении изменений в приказ Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Пермского края от 17.08.2012г. № СЭД-38-01-03-1», в результате начисления сумм по общедомовым нуждам по электроэнергии в счетах- квитанциях завышены. Проведенный контррасчет ОДН за электроэнергию прилагается. Таким образом, сумма 607 руб. 03 коп. подлежит возврату ответчикам.
Неправильно производятся начисления по отоплению. С июня 2012 года Постановлением Правительства Пермского края №320-п от 21.05.2012 года утверждены новые нормативы потребления коммунальных услуг (отопления) для населения Пермского городского округа, согласно которому для нашего дома (10 этажей) установлен норматив потребления тепловой энергии (в Гкал на 1 кв. м жилой площади) 0,0159. С июля 2013 года по непонятным причинам стал использоваться норматив потребления тепловой энергии 0,0165 (который предусмотрен Постановлением Правительства Пермского края №320-п от 21.05.2012 года для домов 5-9 этажей). По этому нормативу продолжается вести начисления по настоящее время, что является нарушением Постановления Правительства Пермского края №320-п от 21.05.2012 года. Таким образом, сумма 603 руб. 36 коп. подлежит возврату ответчикам.
С февраля 2013 года в счетах-квитанциях появился новый вид платежа «техническое обслуживание внутридомового газового оборудования» с необоснованным тарифом 1 рубль с кв.м. жилой площади. Согласно постановлению администрации г.Перми №565 от 25.09.2012г. содержание систем внутридомового газового оборудования уже входит в нормативную стоимость услуг по содержанию 6-11 -этажных благоустроенных жилых домов с тарифом 0,1 руб./кв.м. Таким образом ТСЖ «Советской Армии 49» с февраля 2013 года по май 2014 года и по настоящее время производит двойное начисление за обслуживание внутридомового газового оборудования. Незаконно начисленная сумма 998 руб. 40 коп. подлежит возврату ответчикам.
С сентября 2011 года по май 2014 года появился новый вид платежа «лифт» с необоснованным тарифом 60 рублей с 1 человека. Согласно постановлению администрации г.Перми №565 от 25.09.2012г. (вступило в силу с 01.10.2012г.) содержание систем внутридомового газового оборудования уже входит в нормативную стоимость услуг по содержанию 6-11 -этажных благоустроенных жилых домов. Таким образом, ТСЖ «Советской Армии 49» с сентября 2011 года по май 2014 года и по настоящее время производит двойное начисление за обслуживание лифтов.
С 01.10.2012 года по 31.12.2012 года в квартире проживало 3 человека. Незаконно начисленная сумма составила за 3 месяца 540 рублей.
С 01.01.2013 года по 31.05.2014 года в квартире проживало 2 человека. Незаконно начисленная сумма составила за 17 месяцев 2 040 рублей.
Таким образом, с 01.09.2011 года по 31.05.2014 года незаконно начисленная сумма 2 580 рублей подлежит возврату ответчикам.
Расчет пени также произведен неправильно.
Контррасчет за жилищно-коммунальные услуги показал превышение предъявленных ответчикам для оплаты начислений непосредственно за жилищно-коммунальные услуги на сумму 10 216 руб. 91 коп.
Суд, выслушав представителя истца Фистина Д. Н., ответчика Гр. Т.Г.В., исследовав материалы гражданского дела, приходит к следующему.
Согласно ч.3 ст. 196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.
В соответствии со ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В соответствии с п.п. 1,2 ст. 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Согласно положений части 2 ст.154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме; плату за коммунальные услуги; взнос за капитальный ремонт.
Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления) (ч.4 ст.154 ЖК РФ).
Согласно ч.1 ст. 158 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения, взносов на капитальный ремонт.
В соответствии со ст. 31 ЖК РФ члены семьи собственника жилого помещения имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи. Дееспособные и ограниченные судом в дееспособности члены семьи собственника жилого помещения несут солидарную с собственником ответственность по обязательствам, вытекающим из пользования данным жилым помещением, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи.
В судебном заседании установлено, что управление жилищным фондом в многоквартирном доме по <адрес>, осуществляет ТСЖ «Советской Армии, 49».
В соответствии с п. 4 Постановления от 3 апреля 1998 года по делу о проверке конституционности пунктов 1, 3 и 4 статьи 32 и пунктов 2 и 3 статьи 49 Федерального закона "О товариществах собственников жилья" из смысла и содержания части 2 статьи 30 Конституции Российской Федерации вытекает невозможность принуждения к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем. Любое объединение, его структура и организационно - правовые формы управления им должны быть основаны на личной инициативе, добровольном волеизъявлении и, следовательно, на добровольном членстве в таком объединении. Применительно к товариществу собственников жилья как объединению это означает невозможность принудительного членства в нем, несмотря на решение большинства объединиться в товарищество. Из принципа добровольности членства в объединении следует, что создание товарищества собственников жилья в кондоминиуме не исключает возможности для отдельных домовладельцев оставаться вне данного объединения, при этом, не утрачивая с ним иных правовых связей, кроме членства в товариществе.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда, изложенной в Постановлении от 3 апреля 1998 года N 10-П, отсутствие членства в ТСЖ не влечет для таких домовладельцев утраты с ТСЖ иных правовых связей, кроме членства в товариществе, и их отказ от вступления в члены товарищества собственников жилья не освобождает их от участия в несении необходимых расходов, связанных с управлением, содержанием и эксплуатацией кондоминиумом.
Судом установлено, что <адрес> общей площадью <данные изъяты> кв.м. по <адрес> находится в общедолевой собственности Гр. Т.М.Н.- 1/4 доля в праве, Гр. Т.Г.В. - 1/4 доля в праве, гр. Т.К.М.– 1/4 доля в праве, Гр. Т.А.М. – ? доля в праве. Ответчики зарегистрированы и проживают в квартире <данные изъяты> кв.м. по адресу: <адрес>
Членами ТСЖ «Советской Армии, 49» ответчики не являются, что истцом не опровергнуто.
В соответствии со ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями
В силу ст. ст. 153, 154 ЖК РФ, граждане обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Плата за жилое помещение и коммунальные услуги включает: плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, плату за коммунальные услуги.
В соответствии со ст.30 ЖК РФ собственник жилого помещения обязан поддерживать данное помещение в надлежащем состоянии, не допуская бесхозяйственного обращения с ним, соблюдать права и законные интересы соседей, правила пользования жилыми помещениями, а также правила содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
Согласно ч.3 ст.31 ЖК РФ дееспособные и ограниченные судом в дееспособности члены семьи собственника жилого помещения несут солидарную с собственником ответственность по обязательствам, вытекающим из пользования данным жилым помещением, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи.
В соответствии с п.п.«д» п.19 Правил пользования жилыми помещениями (утв.Постановлением Правительства РФ от 21.01.2006 № 25) в качестве пользователя жилым помещением собственник обязан: … своевременно вносить плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, плату за коммунальные услуги.
Согласно ст.155 ЖК РФ, член жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, товарищества собственников жилья … вносит обязательные платежи и (или) взносы, связанные с оплатой расходов на содержание, текущий и капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, а также с оплатой коммунальных услуг, в порядке, установленном органами управления жилищного кооператива или органами управления иного специализированного потребительского кооператива либо в порядке, установленном органами управления товарищества. Неиспользование собственниками, нанимателями и иными лицами помещений не является основанием невнесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги.
Согласно представленного ТСЖ «Советской Армии, 49» расчета в период с сентября 2011г. по май 2014г. ответчики не производили оплату за жилое помещение и коммунальные услуги, в результате чего образовалась задолженность в размере 108766 руб. 65 коп. Расчет задолженности включал в себя: плату за содержание жилья, лифт, электроэнергия на ОДН, электроэнергия, отопление, ГВС на ОДН, ХВС на ОДН, водоотведение, водоотведение ОДН, горячая вода, холодная вода, тех. обслуживание ВДГО (л.д.189).
Вместе с тем, судом установлено и не оспаривалось стороной истца, ответчиками были внесены платежи в счет оплаты основного долга в ТСЖ следующие суммы: 10.10.2011г. – 3100,00 руб., 08.11.2011г.- 3049,00 руб., 06.12.2011. – 3158,41 руб., 11.01.2011г – 3138,41 руб., 29.06.2012г.- 15927,45 руб., 30.09.2014г.- 9143,96 руб., 08.10.2014г. – 69314,86 руб., всего: 106 832,02 руб. Данные суммы были учтены (списаны) в счет основного долга. В счет долга по пене внесенная сумма не списывалась.
При определении обоснованности произведенных истцом расчетов, суд исходит из следующего.
В соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354, установлен порядок расчета и внесения платы за коммунальные услуги, при этом обязанность правильного начисления возложена на исполнителя услуги.
Ответчики не согласны с представленным истцом расчетом в части начисления общедомовых нужд (ОДН) за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроэнергию, неверно произведены начисления по отоплению, ответчик не обоснованно включает расходы за обслуживание ВДГО, а также за обслуживание лифтового хозяйства. Кроме того, истцом неверно взята в расчет площадь занимаемой жилой площади в квитанции за сентябрь 2011г.
Из материалов дела усматривается, что решением правления ТСЖ «Советской Армии, 49» от ДД.ММ.ГГГГ. были установлены размеры обязательных платежей и (или) взносов за содержание жилья, лифт, горячую воду, отопление, холодную воду, водоотведение, электроэнергию, единовременный платеж за приобретение и монтаж общедомовых приборов учета потребления холодной, горячей воды, тепловой энергии как для членов ТСЖ, а также для не являющихся членами ТСЖ собственников помещений в многоквартирном доме.
Решением правления ТСЖ «Советской Армии, 49» от ДД.ММ.ГГГГ были установлены размеры обязательных платежей и взносов на содержание жилья в размере 16 руб. за квадратный метр, лифт – 60 руб. на одного человека, проживающего в жилом помещении.
Решением правления ТСЖ «Советской Армии, 49» от ДД.ММ.ГГГГ были установлены размеры обязательных платежей и взносов на содержание внутридомового газового оборудования в многоквартирном доме с 01.02.2013 г. – 1 рубль с квадратного метра площади.
Суд принимает во внимание доводы ответчиков о необоснованном начислении платы за лифт и техническое обслуживание внутридомового газового оборудования (ВДГО), при этом исходит из следующего.
Согласно пп.1,3 ч.1 ст.36 Жилищного кодекса РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно:
помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы);
крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения.
Соответственно, расходы по обслуживанию и эксплуатации общего имущества многоквартирного дома, в том числе лифта и внутридомового газового оборудования включаются в плату на содержание и ремонт жилого помещения (часть 2 статьи 154 Жилищного кодекса РФ).
В соответствии со ст. 39 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме. Это бремя для различных собственников должно быть соразмерно долям в праве общей собственности на общее имущество.
Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника.
Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В силу п. 33 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491, размер обязательных платежей и (или) взносов определяется органами управления товарищества собственников жилья на основе утвержденной органами управления сметы доходов и расходов на содержание общего имущества на соответствующий год.
В соответствии с п. 35 данных Правил, указанные размеры платы за содержание и ремонт жилого помещения и размеры обязательных платежей и (или) взносов, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества, должны быть соразмерны утвержденному перечню, объемам и качеству услуг и работ.
В соответствии с п. 2, п. 3 ч. 1 ст. 137 ЖК РФ, товарищество собственников жилья вправе определять смету доходов и расходов на год, в том числе необходимые расходы на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, затраты на капитальный ремонт и реконструкцию многоквартирного дома, специальные взносы и отчисления в резервный фонд, а также расходы на другие установленные настоящей главой и уставом товарищества цели (п. 2); устанавливать на основе принятой сметы доходов и расходов на год товарищества размеры платежей и взносов для каждого собственника помещения в многоквартирном доме в соответствии с его долей в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме (п. 3).
Порядок установления указанных обязательных платежей товариществом собственником жилья регламентирован нормами ст. 145, 156 Жилищного кодекса РФ, Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491.
Так частью 8 ст. 156 ЖК РФ предусмотрено, что размер обязательных платежей и (или) взносов членов товарищества собственников жилья, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, определяется органами управления товарищества собственников жилья в соответствии с уставом товарищества собственников жилья.
По смыслу подп. 4, 8.1 ч. 2 ст. 145 ЖК РФ, установление размера обязательных платежей и взносов членов товарищества, а также утверждение сметы доходов и расходов на год относится к исключительной компетенции общего собрания членов товарищества.
Из п. 9.2 Устава ТСЖ «Советской Армии, 49» следует, что правление товарищества вправе принимать решения по всем вопросам деятельности товарищества, за исключением вопросов, отнесенных к исключительной компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме и компетенции общего собрания членов товарищества
Согласно п.5.6 Устава члены товарищества вносят обязательные платежи и /или взносы, связанные с оплатой расходов на содержание, текущий и капитальный ремонт в многоквартирном доме, а также с оплатой коммунальных услуг. Порядок внесения платежей и взносов, их размер утверждается Правлением.
Исходя из буквального толкования п.5.6 Устава следует, что данное положение применимо только в отношении установления порядка внесения платежей и взносов членами ТСЖ.
Как указано выше, членами ТСЖ ответчики не являются.
В соответствии с ч. 1 ст. 147 ЖК РФ, правление товарищества собственников жилья вправе принимать решения по всем вопросам деятельности товарищества, за исключением вопросов, отнесенных к исключительной компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме и компетенции общего собрания членов товарищества собственников жилья.
Компетенция и обязанности правления товарищества собственников жилья определены в ст. 148 ЖК РФ, которая не предусматривает возможность установления тарифов и размеров обязательных платежей данным органом управления.
Устав ТСЖ «Советской Армии, 49» также не содержит в себе положений, позволяющих правлению ТСЖ устанавливать обязательные платежи для собственников жилья, а не для членов ТСЖ.
Возможность делегирования правлению ТСЖ вопросов, отнесенных к исключительной компетенции общего собрания членов ТСЖ, законом не предусмотрена, и более того, такая передача вопросов исключительной компетенции на разрешение правления ТСЖ прямо запрещена законом (ч. 1 ст. 147 ЖК РФ).
Доказательств того, что общее собрание членов ТСЖ одобрило и подтвердило обоснованность установления тарифов правлением ТСЖ для не членов ТСЖ, не представлено. Равным образом не представлено доказательств того, что размер обязательных платежей для собственников помещений в доме установлен исходя из утвержденной общим собранием членов ТСЖ сметы доходов и расходов на год, и что размеры обязательных платежей являются соразмерными утвержденному перечню, объемам услуг и работ.
При таких обстоятельствах, следует сделать вывод о том, что предъявленные ко взысканию платежи, исчисленные по тарифам, установленным не компетентным на то органом, в размере, исходя из количества проживающих, а не пропорционально соответствующей доле в общем имуществе, не могут быть взысканы с ответчиков.
Таким образом, из предъявленной к взысканию суммы, подлежат исключению оспариваемые ответчиками суммы оплаты за лифт - в размере 4560,00 руб., за техническое обслуживание ВДГО - в размере 998, 40 руб.
Также истцом не представлены доказательства обоснованности расчета платы за ОДН на холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроэнергию.
Согласно пункту 40 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее по тексту - Правила N 354) потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом в составе платы за коммунальные услуги отдельно вносит плату за:
коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении;
и плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме (далее - коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды).
В соответствии с пунктом 44 Правил N 354 объем коммунальной услуги, предоставленной за расчетный период на общедомовые нужды, рассчитывается и распределяется между потребителями пропорционально размеру общей площади принадлежащего каждому потребителю (находящегося в его пользовании) жилого или нежилого помещения в многоквартирном доме.
Формулы расчета объема коммунальной услуги, предоставленной за расчетный период на общедомовые нужды, приведены в Приложении N 2 к Правилам N 354 (формулы 11, 12, 13 и 14).
В случае, если потребитель не согласен с предъявляемым к оплате объемом потребления коммунальной услуги на общие домовые нужды, то в соответствии с подпунктом "д" пункта 31 Правил N 354 потребитель вправе потребовать от исполнителя провести проверку правильности исчисления предъявленного к уплате размера платы за коммунальные услуги, задолженности или переплаты потребителя за коммунальные услуги, правильности начисления потребителю неустоек (штрафов, пеней).
Истцом заявлены требования по оплате задолженности за ОДН на холодное и горячее водоснабжение, электроэнергию, водоотведение на сумму 8884,79 руб., однако доказательств правильности исчисления данных сумм в суд не представил (ст.56 ГПК РФ), ответчики в свою очередь представили свой контррасчет начисленных сумм за ОДН.
Учитывая изложенные обстоятельства, суд принимает за основу расчет ответчиков, поскольку методика расчета задолженности является правильной, математически верной и основана на правильном применении установленных тарифов.
Ответчиками произведен контррасчет на сумму 2849,80 руб. Таким образом, общая сумма задолженности ответчиков за ОДН (холодное водоснабжение (с сентября 2012 г. по май 2014 г. на сумму 1126,57 руб.), горячее водоснабжение (с сентября 2012 г. по май 2014 г. на сумму 3758,15 руб.), электроэнергию (с сентября 2012 г. по май 2014 г. на сумму 2038,25 руб.), водоотведение (с сентября 2012 г. по май 2013 г. на сумму 488,25 руб.) за взыскиваемый период подлежит снижению на 5980,00 руб.
Также суд соглашается с возражениями ответчиков касательно неправильного начисления за оказанную услугу по отоплению за период с июля 2013г. по май 2014г. в силу следующего.
В соответствии с Решением Пермской городской Думы от 23.12.2003 № 161 «О нормативах потребления коммунальных услуг» (в ред. от 24.11.2009г.) норматив потребления коммунальных услуг в период с 01.09.2011 года по 31.05.2012 года составлял:
1) отопление в 10-этажных многоквартирных жилых домах до 1999 года постройки - 0,019 Гкал/1 кв.м. общей площади;
2) горячее водоснабжение в квартирах с централизованным горячим водоснабжением, оборудованным умывальниками, мойками и душами – 0,172 Гкал/ человека;
3) водоснабжение и водоотведение в квартирах с централизованным горячим водоснабжением, оборудованным умывальниками, мойками и душами – 250 л/1 человека в сутки.
4) отопление в 10-этажных многоквартирных жилых домах до 1999 года постройки - 0,019 Гкал/1 кв.м. общей площади;
В соответствии с Постановлением Правительства Пермского края от 21.05.2012 г. № 320-П «Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг (холодного и горячего водоснабжения, водоотведения и отопления) для населения Пермского городского округа» норматив потребления коммунальных услуг в период с 01.06.2012 года по 06.09.2012 года составлял:
1) холодное водоснабжение в 10-этажных домах с душем – 3,96 куб.м. на 1 человека в месяц;
2) горячее водоснабжение в 10 этажных домах с душем – 2,53 куб.м. на 1 человека в месяц;
3) водоотведение в 10 этажных домах с душем – 6,49 куб.м. на 1 человека в месяц;
4) отопление в 10-этажных многоквартирных жилых домах до 1999 года постройки - 0,0159 Гкал/1 кв.м. общей площади (норматив действовал до 04.12.2014 г.).
В соответствии с Постановлением Региональной энергетической комиссии Пермского края от 21.12.2010 № 300-т «О тарифах на тепловую энергию для потребителей ООО «Пермская сетевая компания» (г. Пермь)» в период с 01.09.2011 г. по 31.12.2011 г. тариф на горячую воду составлял 1 144,67 руб./Гкал.
В соответствии с Постановлением Региональной энергетической комиссии Пермского края от 20.12.2011 № 380-т «О тарифах на тепловую энергию для потребителей ООО «Пермская сетевая компания» (г. Пермь)» в период с 01.01.2012 г. по 30.06.2012 года тариф на горячую воду составлял 1 144,67 руб./Гкал, с 01.07.2012 г. по 31.08.2012 г. – 1 213,35руб./Гкал, с 01.09.2012 г. по 31.12.2012 г. – 1 280,06 руб./Гкал.
В соответствии с Постановлением Региональной энергетической комиссии Пермского края от 18.12.2012 № 224-т «О тарифах на тепловую энергию для потребителей ООО «Пермская сетевая компания» (г. Пермь)» в период с 01.01.2013 г. по 30.06.2013 года тариф на горячую воду составлял 1 280,06 руб./Гкал, с 01.07.2013 г. по 31.12.2012 г. – 1 454,15 руб./Гкал.
В соответствии с Постановлением Региональной службы по тарифам Пермского края от 20.12.2013 № 368-т «О тарифах на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям общества с ограниченной ответственностью "Пермская сетевая компания" (г. Пермь)» в период с 01.01.2014 г. по 30.06.2014 года тариф на горячую воду составлял 1 454,15 руб./Гкал.
Поскольку ответчиками представлен контррасчет за услугу отопление за период с июля 2013г. по май 2014г., именно данный период подлежит проверке.
Проверяя данный расчет, суд, признает его правильным, расчеты ответчика произведены по тарифам, исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органом исполнительной власти субъекта.
Таким образом, сумма задолженности ответчиков за предоставленную услугу – отопление за период с июля 2013г. по май 2014г. подлежит снижению на 603,36 руб.
Кроме того, ответчик обратила внимание на неправильное применение при расчете жилищно-коммунальных услуг площади жилого помещения. Действительно из представленных в дело квитанций за сентябрь 2011 года, направленных истцом ответчикам, видно, что при начислении коммунальных услуг за сентябрь 2011г. ТСЖ неправильно взяли в расчет занимаемую ответчиками площадь жилого помещения. Так площадь квартиры по адресу: <адрес>60 составляет <данные изъяты> кв.м., в счет- квитанции за сентябрь 2011г. указана площадь <данные изъяты> кв.м., начислено за вышеуказанный период 5150,61 руб. Однако в квитанции за октябрь 2011 г. ответчикам сделан перерасчет за сентябрь 2011 г. и отражен в квитанции за сентябрь 2011 г., исходя из площади квартиры <данные изъяты> кв.м, применяемых нормативов и тарифов за указанный месяц и с учетом перерасчета начислено 1162,24 руб.
При изложенных данных общая сумма задолженности, составит:
108 766,65 руб. (начислено за период с сентября 2011г. по май 2014г.) (т.1 л.д.189). Из суммы задолженности следует исключить начисленные суммы за лифт в размере 4560,00 руб., за техническое обслуживание ВДГО в размере 998, 40 руб., ОДН холодное водоснабжение в размере 1126,57 руб., ОДН горячее водоснабжение в размере 3758,15 руб., ОДН электроэнергия в размере 607,03 руб., ОДН на водоотведение за период с сентября 2012 г. по май 2013 г. в размере 488,25 руб., отопление в размере 603,36 руб. = 96 624,89 руб., оплачено ответчиками по квитанциям 106832,02 руб.
Соответственно, с учетом оплаты ответчиками, переплата составит 10 207,13 руб. (106832,02 руб. – 96 624,89 руб.).
Ссылка ответчика о том, что согласно протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме <адрес>, расположенном по <адрес> в <адрес> заочной формы проведения следует применять тариф по содержанию жилья 3 рубля за кв.м общей площади помещения в многоквартирном доме, который был принят общим собранием ДД.ММ.ГГГГ, не может быть принята во внимание, представленная ответчиком копия протокола общего собрания никем не заверена, отсутствует подлинник указанного протокола.
В соответствии с п.1 ст. 155 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом. Плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании платежных документов, представленных не позднее первого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом.
В соответствии с п.14 ст. 155 ЖК РФ лица, несвоевременно и (или) не полностью внесшие плату за жилое помещение и коммунальные услуги (должники) (за исключением взносов на капитальный ремонт), обязаны уплатить кредитору пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на момент оплаты, от не выплаченных в срок сумм за каждый день просрочки начиная со следующего дня после наступления установленного срока оплаты по день фактической выплаты включительно.
Поскольку ответчики, являются потребителями услуг, свои обязанности по внесению платы за содержание жилья и коммунальные услуги ответчики не выполнили, доказательств неполучения счетов-квитанций от ТСЖ не представили, требования истца о взыскании пени основаны на законе и подлежат удовлетворению.
Согласно расчету истца сумма пени по состоянию на 28.04.2015г. составляет 10 714,22 руб.
Между тем, с учетом того, что несвоевременная оплата ЖКУ вызвана, в том числе, действиями ТСЖ, выставлявшего завышенные счета по оплате услуг, суд считает возможным снизить размер пени с 10 71422 руб. до 10 207,13 руб. и произвести взаимозачет указанных сумм.
В соответствии с ч. 1 ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.
В соответствии со ст.100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.
ТСЖ «Советской Армии, 49» были затрачены денежные средства по оплате юридических услуг и оказании юридической помощи всего на сумму 10 000,00 руб., что подтверждается договором на оказание юридических услуг № от ДД.ММ.ГГГГ и копией квитанции к приходному кассовому ордеру № от ДД.ММ.ГГГГ.
При определении суммы расходов суд исходит из объема предоставленных услуг, в том числе по подготовке и составлению искового и уточненных заявлений, участию представителя истца Фистина Д.Н. в судебных заседаниях 15.10.2014г., 10.12.2014г., 17.12.2014г., 10.03.2015г., 03.06.2015г., 27.07.2015г.
С учетом времени, затраченного в процессах, а также сложности и продолжительности рассмотрения дела, размера удовлетворенных требований, суд считает возможным взыскать с ответчиков в пользу ТСЖ «Советской Армии, 49» 8 000 рублей.
В соответствии со ст.98 ГПК РФ с ответчика в пользу истца подлежат взысканию понесенные расходы по оплате госпошлины. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу, пропорционально размеру удовлетворенных судом требований.
Изначально истцом было заявлены требования о взыскании задолженности по оплате содержания жилья, текущий ремонт и жилищно-коммунальные услуги в размере 86 760,80 руб., пени в размере 10 179,19 руб. До вынесения судом решения истец уменьшил исковые требования, просил взыскать задолженность по оплате за содержание жилья, текущий ремонт и жилищно-коммунальные услуги в размере 1 934,63 руб., пени в размере 10 714,22 руб. При подаче искового заявления ТСЖ была уплачена государственная пошлина в размере 3108,20 руб., исходя из первоначально заявленных требований, что подтверждается платежным поручением № от ДД.ММ.ГГГГ
В соответствии с пп. 10 п. 1 ст. 333.20 Налогового кодекса РФ (далее НК РФ) при уменьшении истцом размера исковых требований сумма излишне уплаченной государственной пошлины возвращается в порядке, предусмотренной ст. 333.40 НК РФ.
В соответствии со ст. 333.40 НК РФ, предусматривающей основания и порядок возврата государственной пошлины, заявление о возврате излишне уплаченной государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах, подается плательщиком государственной пошлины в налоговый орган по месту нахождения суда, в котором рассматривалось дело.
Так как в ходе рассмотрения дела суд пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований истца о взыскании пени, то государственная пошлина, исчисленная за эти требования, составляет 400,00 руб. и должна быть взыскана с ответчиков в пользу истца.
Государственная пошлина в размере, превышающем эту сумму, подлежит возвращению истцу в соответствии с приведенной выше нормой п. 10 ч. 1 ст. 333.20 НК РФ, исходя из первоначально уплаченной истцом суммы государственной пошлины 3108,20 руб. Размер подлежащей возврату государственной пошлины составляет 2708,20 руб.
В соответствии с п.1 ч.1 ст.333.19 НК РФ с ответчиков соразмерно удовлетворенным требованиям подлежат взысканию расходы по оплате государственной пошлины в размере 400,00 руб., т.е по 100,00 руб. с каждого.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
Взыскать с Гр. Т.М.Н. в пользу ТСЖ «Советской Армии, 49» расходы по оплате услуг представителя в размере 2000,00 руб., расходы по оплате государственной пошлины в размере 100,00 руб.
Взыскать с Гр. Т.Г.В. в пользу ТСЖ «Советской Армии, 49» расходы по оплате услуг представителя в размере 2000,00 руб., расходы по оплате государственной пошлины в размере 100,00 руб.
Взыскать с гр. Т.К.М. в пользу ТСЖ «Советской Армии, 49» расходы по оплате услуг представителя в размере 2000,00 руб., расходы по оплате государственной пошлины в размере 100,00 руб.
Взыскать с Гр. Т.А.М. в пользу ТСЖ «Советской Армии, 49» расходы по оплате услуг представителя в размере 2000,00 руб., расходы по оплате государственной пошлины в размере 100,00 руб.
В остальной части иска ТСЖ «Советской Армии, 49» отказать.
Возвратить ТСЖ «Советской Армии, 49» излишне уплаченную государственную пошлину в размере 2708,20 руб.
Решение может быть обжаловано в течение месяца в Пермский краевой суд через Индустриальный районный суд г.Перми со дня изготовления решения в окончательной форме.
Судья – Э.Б.Домнина