Дело № 2а-945/2021
УИД 36RS0004-01-2020-006697-09
3.192 - Гл. 32 КАС РФ -> О взыскании налогов и сборов
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
31 марта 2021 года г. Воронеж
Ленинский районный суд города Воронежа в составе:
председательствующего судьи Пономаревой Е.В.,
при секретарях Воробьёве В.В., Кондрашовой Е.Н.,
с участием представителя заинтересованного лица по доверенности Дмитриевой О.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному иску МИФНС №3 по Воронежской области к Чудакову Владимиру Васильевичу о взыскании недоимки по земельному налогу, начисленной пени,
УСТАНОВИЛ:
МИФНС №3 по Воронежской области обратилась в суд с иском к Чудакову Владимиру Васильевичу о взыскании недоимки по земельном налогу с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах городских поселений, за 2017г. в сумме 546932 руб., пени в сумме 30090,38 руб. за период с 04.12.2018г. по 05.07.2019г., а всего на общую сумму 577022,38 руб.
Мотивируя заявленные требования, указывали в административном иске, что в соответствии со ст.ст. 388,396,397 НК РФ, гр. Чудаков В.В. являлся в 2017г. плательщиком земельного налога с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах городских поселений.
В соответствии с п. 2 ст. 52 НК РФ налоговым органом были исчислены налоги за 2017г. в отношении объектов недвижимого имущества: земельный участок, расположенный по адресу 397240, <адрес>, Грибановский пгт., <адрес>, ЗА, кадастровый №, дата регистрации 10.08.2015г. Расчеты налогов и сроки уплаты приведены в налоговом уведомлении от 11.09.2018г. № 39250239.
05.08.2019г. был вынесен судебный приказ №2а-1176/19 в отношении Чудакова В.В. о взыскании задолженности по земельному налогу за 2017г.
В соответствии со ст.69 НК РФ налогоплательщику выставлены требования от 06.02.2019 №847, от 17.02.2019г. №10395, от 05.07.2019г. №12897, от 06.07.2019 №30443 об уплате налога и пени. До настоящего времени указанная сумма в бюджет не поступила.
06 декабря 2017г. Арбитражным судом Воронежской области вынесено определение о принятии заявления о признании несостоятельным (банкротом) Чудакова В.В.
Решением Арбитражного суда Воронежской области по делу № А14-22060/2017 от 20.08.2018г. Чудаков В.В. признан несостоятельным (банкротом), в отношении него открыта процедура реализации имущества, финансовым управляющим имущества должника утвержден Чернов Юрий Алексеевич.
Сумма налога и пени по вышеуказанным требованиям составляет 577 022.38 руб., где сумма налога составляет 546 932 руб. за 2017г. по сроку уплаты до 03.12.2018г., сумма пени составляет 30 090,38 руб. за период с 04.12.2018г. по 05.07.2019г. Данные периоды являются текущими платежами и не включены в процедуру банкротства.
В соответствии с п. 1, 2 ст. 5 ФЗ от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» в целях настоящего Федерального закона под текущими платежами понимаются денежные обязательства, требования о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и обязательные платежи, возникшие после даты принятия заявления о признании должника банкротом, если иное не установлено Федеральным законом.
Требования кредиторов по текущим платежам не подлежат включению в реестр требований кредиторов. Кредиторы по текущим платежам при проведении соответствующих процедур, применяемых в деле о банкротстве, не признаются лицами, участвующими в деле о банкротстве.
Требования кредиторов по текущим платежам подлежат предъявлению в суд в общем порядке, предусмотренном процессуальным законодательством, вне рамок дела о банкротстве.
В июле 2019г. Инспекция направила мировому судье заявление о вынесении судебного приказа в отношении Чудакова В.В. о взыскании задолженности по земельному налогу с физических лиц за 2017г. и пени за период с 04.12.2018г. по 05.02.2019г. Судебный приказ был вынесен 05 августа 2019г. № 2а-1176/19.
В ноябре 2019г. Инспекция направила мировому судье заявление о вынесении судебного приказа в отношении Чудакова В.В. о взыскании пени по земельному налогу с физических лиц за период с 06.02.2019г. по 05.07.2019г. Определением от 19 августа 2020г. мировой судья отменил судебный приказ в силу положений ст. 123.7 КАС РФ.
16 ноября 2020г. вынесено апелляционное определение судьей Ленинского районного суда г. Воронежа по частной жалобе финансового управляющего Чернова Ю.А. на определение мирового судьи судебного участка № 6 в Ленинском судебном районе Воронежской области от 24.08.2020г. о возвращении возражений относительно исполнения судебного приказа с ходатайством о восстановлении пропущенного процессуального срока для подачи возражений относительно исполнения судебного приказа мирового судьи судебного участка № 6 в Ленинском судебном районе Воронежской № 2а-1176/19 от 05.08.2019г., вынесенного по заявлению Межрайонной ИФНС № 3 по Воронежской области о вынесении судебного приказа о взыскании недоимки по налогу и пени с Чудакова В.В.
Данным апелляционным определением отменено определение мирового судьи судебного участка № 6 в Ленинском судебном районе Воронежской от 24.08.2020г., финансовому управляющему Чернову Ю.А. восстановлен пропущенный процессуальный срок для подачи возражений относительно исполнения судебного приказа от 05.08.2019г. № 2а-1176/19, данный судебный акт отменен.
В настоящее время сумма задолженности по земельному налогу с физических лиц составляет по налогу 546 932 руб., пени - 30 090,38 руб. Задолженность Чудаковым В.В. до настоящего времени не оплачена.
Определением судьи от 25.12.2020г. к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен финансовый управляющий Чернов Ю.А.
В судебное заседание представитель административного истца, административный ответчик Чудаков В.В. не явились, о рассмотрении дела извещены надлежаще, представитель истца просил о рассмотрении дела в их отсутствие, в связи с чем суд полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
В судебном заседании представитель заинтересованного лица - финансового управляющего Чернова Ю.А. по доверенности Дмитриева О.П. против удовлетворения административного иска возражала по основаниям, изложенным в письменном отзыве.
Выслушав объяснения представителя заинтересованного лица, изучив материалы настоящего административного дела, суд приходит к следующему выводу.
Согласно ст. 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
В силу ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Согласно ч. 4 ст. 289 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца.
Обстоятельства, подлежащие доказыванию, указаны судьей в определении о подготовке дела к судебному разбирательству, которое было направлено участвующим в деле лицам посредством почтового отправления, и последними получено.
В соответствии со ст. 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Статьей 65 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что использование земли в Российской Федерации является платным. Формами такой платы являются земельный налог и арендная плата за землю.
В соответствии с п.1 ст.388 Налогового кодекса РФ плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненно наследуемого владения.
Согласно статье 390 Налогового кодекса РФ налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса
В соответствии с п.1 ст.391 Налогового кодекса РФ налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.
В отношении земельного участка, образованного в течение налогового периода, налоговая база в данном налоговом периоде определяется как его кадастровая стоимость на день внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений, являющихся основанием для определения кадастровой стоимости такого земельного участка.
Изменение кадастровой стоимости земельного участка в течение налогового периода не учитывается при определении налоговой базы в этом и предыдущих налоговых периодах, если иное не предусмотрено настоящим пунктом (пункт 1.1 статьи 391).
Для налогоплательщиков - физических лиц налоговая база определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество (пункт 4 статьи 391).
Согласно п.1 ст.392 Налогового кодекса РФ налоговая база в отношении земельных участков, находящихся в общей долевой собственности, определяется для каждого из налогоплательщиков, являющихся собственниками данного земельного участка, пропорционально его доле в общей долевой собственности.
Налоговым периодом признается календарный год (ст.393 НК РФ).
Статьей 394 НК РФ и статьей 3 решения Воронежской городской Думы от 07.10.2005 N162-II "О введении в действие земельного налога на территории городского округа город Воронеж" установлены налоговые ставки.
Налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется в порядке ст.402, 403 НК РФ.
Согласно п.1 и п.2 ст.403 НК РФ налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.
В отношении объекта налогообложения, образованного в течение налогового периода, налоговая база в данном налоговом периоде определяется как его кадастровая стоимость на день внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений, являющихся основанием для определения кадастровой стоимости такого объекта.
Изменение кадастровой стоимости объекта налогообложения в течение налогового периода не учитывается при определении налоговой базы в этом и предыдущих налоговых периодах, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Согласно п.9 ч.1 ст.21 НК РФ налогоплательщик имеет право получать налоговые уведомления и требования об уплате налогов, при этом налоговый орган обязан направлять налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту налоговое уведомление и (или) требование об уплате налога и сбора (п.9 ч.1 ст.32 НК РФ).
В силу ст.70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для начисления налогоплательщику пени и направления налоговым органом налогоплательщику требований об уплате налога (ст.ст. 75, 69 НК РФ).
В соответствии со ст.75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки (п. 1).
Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса (п. 3).
Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации (п. 4).
Как установлено судом, в соответствии с п. 2 ст. 52 НК РФ налоговым органом были исчислены налоги за 2017г. в отношении объектов недвижимого имущества ответчика: земельный участок, расположенный по адресу: 397240, <адрес>, Грибановский пгт., <адрес>, ЗА, кадастровый № (дата регистрации права 10.08.2015г.), на сумму 546 932 руб., о чем ему направлено налоговое уведомление от 11.09.2018г. № со сроком уплаты до 03.12.2018г.
В связи с неоплатой налога в установленный срок ответчику направлено требование №847 от 06.02.2019г., содержащее сведения о неуплаченной сумме налога и пени за период с 04.12.2018г. по 05.02.2019г. в размере 8983,36 руб. со сроком оплаты до 19.03.2019г.
05.08.2019г. был вынесен судебный приказ №2а-1176/19 в отношении Чудакова В.В. о взыскании вышеуказанной задолженности по земельному налогу за 2017г. и пене, который апелляционным определением Ленинского районного суда г. Воронежа от 16.11.2020г. был отменен.
Кроме того, в соответствии со ст.69 НК РФ налогоплательщику выставлены требования от 17.02.2019г. №10395, от 05.07.2019г. №12897 (сроком уплаты до 14.10.2019г.), от 06.07.2019 №30443 об уплате пени на общую сумму 21107,02 руб. До настоящего времени указанная сумма в бюджет не поступила.
В связи с неисполнением указанных требований 25.12.2019г. был вынесен судебный приказ №2а-2316/2019 о взыскании с ответчика вышеуказанной пени, который 19.08.2020г. был отменен.
Настоящее исковое заявление направлено в суд посредством почтового отправления 21.12.2020г.
В силу п.1 ст.48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Частью 2 ст. 286 КАС РФ регламентировано, что административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
Из анализа положений пунктов 1 - 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что срок, в течение которого налоговый орган вправе обратиться в суд за взысканием налога, сбора, пеней, штрафов, ограничен - шесть месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов.
Таким образом, статьей 48 НК РФ установлен шестимесячный срок на подачу заявления о взыскании в порядке приказного производства и аналогичной продолжительности срок для реализации налоговым органом права на взыскание недоимки в порядке искового производства, который подлежит исчислению со дня вынесения определения об отмене судебного приказа.
Изложенные ранее обстоятельства свидетельствуют, что установленные законом сроки на принудительное взыскание образовавшейся задолженности истцом не пропущены, данное обстоятельство в ходе рассмотрения дела не оспаривалось.
Как следует из материалов дела, заявление о признании Чудакова В.В. несостоятельным (банкротом) было подано кредитором - заявителем по делу ШкольниковымП.Г. 29.11.2017г.
06 декабря 2017г. арбитражным судом Воронежской области вынесено определение о принятии заявления о признании несостоятельным (банкротом) Чудакова В.В.
Определением Арбитражного суда Воронежской области от 20.03.2018г. по делу № А14- 22060/2017 в отношении Чудакова В.В. введена процедура реструктуризации долгов гражданина.
Решением Арбитражного суда Воронежской области по делу № А14-22060/2017 от 20.08.2018г. Чудаков В.В. признан несостоятельным (банкротом), в отношении него открыта процедура реализации имущества, финансовым управляющим имущества должника утвержден Чернов Юрий Алексеевич.
Возражая против удовлетворения исковых требований, представитель заинтересованного лица указывала, что требования МИФНС № 3 по Воронежской области за период с 01.01.2017г. по 29.11.2017г. являются реестровыми требованиями и должны включаться в реестр требований кредиторов должника на основании определения арбитражного суда Воронежской области. После вынесения определения арбитражного суда Воронежской области от 20.03.2018г. (резолютивная часть оглашена 13.03.2018г.) о введении в отношении Чудакова В.В. процедуры реструктуризации долгов прекращено начисление неустоек, пеней, штрафов, в связи с чем заявленные требования МИФНС № 3 по Воронежской области о взыскании с Чудакова В.В. пени в сумме 30 090,38 руб. за период с 04.12.2018г. по 05.07.2019г. являются незаконными и противоречат нормам Закона о банкротстве.
В обоснование своей позиции также поясняла, что согласно п. 2 ст. 213.8 Закона о банкротстве для целей включения в реестр требований кредиторов и участия в первом собрании кредиторов конкурсные кредиторы, в том числе кредиторы, требования которых обеспечены залогом имущества гражданина, и уполномоченный орган вправе предъявить свои требования к гражданину в течение двух месяцев с даты опубликования сообщения о признании обоснованным заявления о признании гражданина банкротом в порядке, установленномстатьей 213.7 настоящего Федерального закона. В случае пропуска указанного срока по уважительной причине он может быть восстановлен арбитражным судом.
Сообщение о введении в отношении Чудакова В.В. процедуры реструктуризации долгов гражданина опубликовано в газете Коммерсантъ № 50 от 24.03.2018г., стр. 158, № объявления 36210002237.
В процедуре реструктуризации долгов гражданина требования кредиторов должны были быть заявления в период с 24.03.2018г. по 24.05.2018г.
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 20.08.2018г. по делу № А14- 22060/2017 Чудаков В.В. признан несостоятельным (банкротом) и в отношении него введена процедура реализации имущества.
Сообщение о признании Чудакова В.В. несостоятельным (банкротом) и введении процедуры реализации имущества опубликовано в газете Коммерсантъ № 153 от 25.08.2018г., стр. 147, № объявления 36210002718.
В процедуре реализации имущества требования кредиторов должны были быть предъявлены в период с 25.08.2018г. по 25.10.2018г.
Согласно п. 4 ст. 213.24 Закона о банкротстве в ходе процедуры реализации имущества гражданина требования конкурсных кредиторов и уполномоченного органа подлежат рассмотрению в порядке, предусмотренном статьей 100 настоящего Федерального закона. Пропущенный кредитором по уважительной причине срок закрытия реестра может быть восстановлен арбитражным судом.
Определением Арбитражного суда Воронежской области от 23.08.2018г. установлены требование ФНС России к Чудакову В.В. по земельному налогу за период 2015 - 2016 гг. в сумме 713 612 руб. недоимки, 42 377 руб. 01 коп. - пени и признаны подлежащими удовлетворению в третью очередь, а также включению в реестр требований кредиторов Чудакова В.В.
Представитель заинтересованного лица утверждала, что уполномоченному органу было известно, что в отношении Чудакова В.В. введена процедура банкротства, требования ФНС по задолженности по земельному налогу за предыдущие периоды были заявлены в арбитражный суд Воронежской области и определением суда установлены в третью очередь реестра требований кредиторов должника.
Также в обоснование возражений на иск представитель Дмитриева О.П. ссылалась на положения п. 2 ст. 213.11 Закона о банкротстве, согласно которому с даты вынесения арбитражным судом определения о признании обоснованным заявления о признании гражданина банкротом и введении реструктуризации его долгов наступают следующие последствия:
срок исполнения возникших до принятия арбитражным судом заявления о признании гражданина банкротом денежных обязательств, обязанности по уплате обязательных платежей для целей участия в деле о банкротстве гражданина считается наступившим;
требования кредиторов по денежным обязательствам, об уплате обязательных платежей, за исключением текущих платежей, требования о признании права собственности, об истребовании имущества из чужого незаконного владения, о признании недействительными сделок и о применении последствий недействительности ничтожных сделок могут быть предъявлены только в порядке, установленном настоящим Федеральным законом. Исковые заявления, которые предъявлены не в рамках дела о банкротстве гражданина и не рассмотрены судом до даты введения реструктуризации долгов гражданина, подлежат после этой даты оставлению судом без рассмотрения;
прекращается начисление неустоек (штрафов, пеней) и иных финансовых санкций, а также процентов по всем обязательствам гражданина, за исключением текущих платежей.
Оценивая вышеизложенные доводы заинтересованного лица применительно к установленным судом ранее обстоятельствам, суд полагает данные доводы несостоятельными и при этом исходит из следующего.
Как следует из представленных документов, обращение в арбитражный суд с соответствующим заявлением имело место до момента возникновения обязанности по уплате ответчиком обязательных платежей за 2017 г., в связи с чем от бремени несения расходов в этой части должник по результатам проведенных процедур в деле о банкротстве освобожден не был.
В соответствии с ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 26.10.2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» в целях настоящего Федерального закона под текущими платежами понимаются денежные обязательства, требования о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и обязательные платежи, возникшие после даты принятия заявления о признании должника банкротом, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
Требования кредиторов по текущим платежам не подлежат включению в реестр требований кредиторов. Кредиторы по текущим платежам при проведении соответствующих процедур, применяемых в деле о банкротстве, не признаются лицами, участвующими в деле о банкротстве (ч. 2 ст. 5 указанного закона).
Согласно Обзору судебной практики по вопросам, связанным с участием уполномоченных органов в делах о банкротстве и применяемых в этих делах процедурах банкротства" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 20.12.2016) при разрешении вопроса о квалификации задолженности по обязательным платежам в качестве текущей либо реестровой следует исходить из момента окончания налогового (отчетного) периода, по результатам которого образовался долг.
Объект налогообложения как совокупность налогозначимых операций (фактов) является сформировавшимся к моменту окончания налогового периода.
Таким образом, моментом возникновения обязанности по уплате налога является день окончания налогового периода.
Вынесение налоговым органом после принятия заявления о признании должника банкротом решения о доначислении налогов и начислении пеней по налогам, налоговый период и срок уплаты которых наступили до дня принятия заявления, не является основанием для квалификации требований об уплате доначисленных обязательных платежей как текущих.
При этом окончание налогового периода после принятия судом заявления о признании должника банкротом влечет за собой квалификацию требования об уплате налога, исчисленного по итогам налогового периода, в качестве текущего, за исключением авансовых платежей, исчисленных за периоды, предшествующие возбуждению дела о банкротстве.
Таким образом, исходя из толкования вышеизложенных норм права недоимка по земельному налогу ответчика за 2017 г. и начисленные на нее пени подлежат взысканию и погашению в общем порядке, вне применяемых в деле о банкротстве процедур, что и было реализовано налоговым органом в рамках рассмотрения настоящих требований.
Оснований применения к спорным правоотношениями положений ст. 333 ГК РФ в части снижения суммы пени, суд не усматривает, поскольку в соответствии с п. 3 ст. 2 ГК РФ к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством.
Представленный налоговым органом расчет недоимки по налогам, пене судом проверен, ответчиком и заинтересованным лицом не оспаривался.
На основании изложенного суд полагает, что заявленные требования подлежат удовлетворению.
Согласно ст. 103 КАС РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела. Размер и порядок уплаты государственной пошлины устанавливаются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
В силу ч. 1 ст. 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.
В связи с изложенным, с административного ответчика в доход соответствующего бюджета подлежит взысканию государственная пошлина пропорционально размеру удовлетворенной части исковых требований.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 290 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
взыскать с Чудакова Владимира Васильевича (место регистрации: <адрес>) в пользу МИФНС № по <адрес> недоимку за налоговый период 2017 г. по земельному налогу в размере 546932 руб., пени, начисленные на задолженность по земельному налогу, в размере 30 090,38 руб. за период с 04.12.2018г. по 05.07.2019г., а всего 577 022,38 руб.
Взыскать с Чудакова Владимира Васильевича государственную пошлину в доход бюджета в сумме 8970,22 руб.
Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд через Ленинский районный суд г. Воронежа в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Судья Е.В. Пономарева
Решение суда в окончательной форме принято 14.04.2021г.
Дело № 2а-945/2021
УИД 36RS0004-01-2020-006697-09
3.192 - Гл. 32 КАС РФ -> О взыскании налогов и сборов
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
31 марта 2021 года г. Воронеж
Ленинский районный суд города Воронежа в составе:
председательствующего судьи Пономаревой Е.В.,
при секретарях Воробьёве В.В., Кондрашовой Е.Н.,
с участием представителя заинтересованного лица по доверенности Дмитриевой О.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному иску МИФНС №3 по Воронежской области к Чудакову Владимиру Васильевичу о взыскании недоимки по земельному налогу, начисленной пени,
УСТАНОВИЛ:
МИФНС №3 по Воронежской области обратилась в суд с иском к Чудакову Владимиру Васильевичу о взыскании недоимки по земельном налогу с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах городских поселений, за 2017г. в сумме 546932 руб., пени в сумме 30090,38 руб. за период с 04.12.2018г. по 05.07.2019г., а всего на общую сумму 577022,38 руб.
Мотивируя заявленные требования, указывали в административном иске, что в соответствии со ст.ст. 388,396,397 НК РФ, гр. Чудаков В.В. являлся в 2017г. плательщиком земельного налога с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах городских поселений.
В соответствии с п. 2 ст. 52 НК РФ налоговым органом были исчислены налоги за 2017г. в отношении объектов недвижимого имущества: земельный участок, расположенный по адресу 397240, <адрес>, Грибановский пгт., <адрес>, ЗА, кадастровый №, дата регистрации 10.08.2015г. Расчеты налогов и сроки уплаты приведены в налоговом уведомлении от 11.09.2018г. № 39250239.
05.08.2019г. был вынесен судебный приказ №2а-1176/19 в отношении Чудакова В.В. о взыскании задолженности по земельному налогу за 2017г.
В соответствии со ст.69 НК РФ налогоплательщику выставлены требования от 06.02.2019 №847, от 17.02.2019г. №10395, от 05.07.2019г. №12897, от 06.07.2019 №30443 об уплате налога и пени. До настоящего времени указанная сумма в бюджет не поступила.
06 декабря 2017г. Арбитражным судом Воронежской области вынесено определение о принятии заявления о признании несостоятельным (банкротом) Чудакова В.В.
Решением Арбитражного суда Воронежской области по делу № А14-22060/2017 от 20.08.2018г. Чудаков В.В. признан несостоятельным (банкротом), в отношении него открыта процедура реализации имущества, финансовым управляющим имущества должника утвержден Чернов Юрий Алексеевич.
Сумма налога и пени по вышеуказанным требованиям составляет 577 022.38 руб., где сумма налога составляет 546 932 руб. за 2017г. по сроку уплаты до 03.12.2018г., сумма пени составляет 30 090,38 руб. за период с 04.12.2018г. по 05.07.2019г. Данные периоды являются текущими платежами и не включены в процедуру банкротства.
В соответствии с п. 1, 2 ст. 5 ФЗ от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» в целях настоящего Федерального закона под текущими платежами понимаются денежные обязательства, требования о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и обязательные платежи, возникшие после даты принятия заявления о признании должника банкротом, если иное не установлено Федеральным законом.
Требования кредиторов по текущим платежам не подлежат включению в реестр требований кредиторов. Кредиторы по текущим платежам при проведении соответствующих процедур, применяемых в деле о банкротстве, не признаются лицами, участвующими в деле о банкротстве.
Требования кредиторов по текущим платежам подлежат предъявлению в суд в общем порядке, предусмотренном процессуальным законодательством, вне рамок дела о банкротстве.
В июле 2019г. Инспекция направила мировому судье заявление о вынесении судебного приказа в отношении Чудакова В.В. о взыскании задолженности по земельному налогу с физических лиц за 2017г. и пени за период с 04.12.2018г. по 05.02.2019г. Судебный приказ был вынесен 05 августа 2019г. № 2а-1176/19.
В ноябре 2019г. Инспекция направила мировому судье заявление о вынесении судебного приказа в отношении Чудакова В.В. о взыскании пени по земельному налогу с физических лиц за период с 06.02.2019г. по 05.07.2019г. Определением от 19 августа 2020г. мировой судья отменил судебный приказ в силу положений ст. 123.7 КАС РФ.
16 ноября 2020г. вынесено апелляционное определение судьей Ленинского районного суда г. Воронежа по частной жалобе финансового управляющего Чернова Ю.А. на определение мирового судьи судебного участка № 6 в Ленинском судебном районе Воронежской области от 24.08.2020г. о возвращении возражений относительно исполнения судебного приказа с ходатайством о восстановлении пропущенного процессуального срока для подачи возражений относительно исполнения судебного приказа мирового судьи судебного участка № 6 в Ленинском судебном районе Воронежской № 2а-1176/19 от 05.08.2019г., вынесенного по заявлению Межрайонной ИФНС № 3 по Воронежской области о вынесении судебного приказа о взыскании недоимки по налогу и пени с Чудакова В.В.
Данным апелляционным определением отменено определение мирового судьи судебного участка № 6 в Ленинском судебном районе Воронежской от 24.08.2020г., финансовому управляющему Чернову Ю.А. восстановлен пропущенный процессуальный срок для подачи возражений относительно исполнения судебного приказа от 05.08.2019г. № 2а-1176/19, данный судебный акт отменен.
В настоящее время сумма задолженности по земельному налогу с физических лиц составляет по налогу 546 932 руб., пени - 30 090,38 руб. Задолженность Чудаковым В.В. до настоящего времени не оплачена.
Определением судьи от 25.12.2020г. к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен финансовый управляющий Чернов Ю.А.
В судебное заседание представитель административного истца, административный ответчик Чудаков В.В. не явились, о рассмотрении дела извещены надлежаще, представитель истца просил о рассмотрении дела в их отсутствие, в связи с чем суд полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
В судебном заседании представитель заинтересованного лица - финансового управляющего Чернова Ю.А. по доверенности Дмитриева О.П. против удовлетворения административного иска возражала по основаниям, изложенным в письменном отзыве.
Выслушав объяснения представителя заинтересованного лица, изучив материалы настоящего административного дела, суд приходит к следующему выводу.
Согласно ст. 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
В силу ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Согласно ч. 4 ст. 289 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца.
Обстоятельства, подлежащие доказыванию, указаны судьей в определении о подготовке дела к судебному разбирательству, которое было направлено участвующим в деле лицам посредством почтового отправления, и последними получено.
В соответствии со ст. 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Статьей 65 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что использование земли в Российской Федерации является платным. Формами такой платы являются земельный налог и арендная плата за землю.
В соответствии с п.1 ст.388 Налогового кодекса РФ плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненно наследуемого владения.
Согласно статье 390 Налогового кодекса РФ налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса
В соответствии с п.1 ст.391 Налогового кодекса РФ налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.
В отношении земельного участка, образованного в течение налогового периода, налоговая база в данном налоговом периоде определяется как его кадастровая стоимость на день внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений, являющихся основанием для определения кадастровой стоимости такого земельного участка.
Изменение кадастровой стоимости земельного участка в течение налогового периода не учитывается при определении налоговой базы в этом и предыдущих налоговых периодах, если иное не предусмотрено настоящим пунктом (пункт 1.1 статьи 391).
Для налогоплательщиков - физических лиц налоговая база определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество (пункт 4 статьи 391).
Согласно п.1 ст.392 Налогового кодекса РФ налоговая база в отношении земельных участков, находящихся в общей долевой собственности, определяется для каждого из налогоплательщиков, являющихся собственниками данного земельного участка, пропорционально его доле в общей долевой собственности.
Налоговым периодом признается календарный год (ст.393 НК РФ).
Статьей 394 НК РФ и статьей 3 решения Воронежской городской Думы от 07.10.2005 N162-II "О введении в действие земельного налога на территории городского округа город Воронеж" установлены налоговые ставки.
Налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется в порядке ст.402, 403 НК РФ.
Согласно п.1 и п.2 ст.403 НК РФ налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.
В отношении объекта налогообложения, образованного в течение налогового периода, налоговая база в данном налоговом периоде определяется как его кадастровая стоимость на день внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений, являющихся основанием для определения кадастровой стоимости такого объекта.
Изменение кадастровой стоимости объекта налогообложения в течение налогового периода не учитывается при определении налоговой базы в этом и предыдущих налоговых периодах, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Согласно п.9 ч.1 ст.21 НК РФ налогоплательщик имеет право получать налоговые уведомления и требования об уплате налогов, при этом налоговый орган обязан направлять налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту налоговое уведомление и (или) требование об уплате налога и сбора (п.9 ч.1 ст.32 НК РФ).
В силу ст.70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для начисления налогоплательщику пени и направления налоговым органом налогоплательщику требований об уплате налога (ст.ст. 75, 69 НК РФ).
В соответствии со ст.75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки (п. 1).
Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса (п. 3).
Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации (п. 4).
Как установлено судом, в соответствии с п. 2 ст. 52 НК РФ налоговым органом были исчислены налоги за 2017г. в отношении объектов недвижимого имущества ответчика: земельный участок, расположенный по адресу: 397240, <адрес>, Грибановский пгт., <адрес>, ЗА, кадастровый № (дата регистрации права 10.08.2015г.), на сумму 546 932 руб., о чем ему направлено налоговое уведомление от 11.09.2018г. № со сроком уплаты до 03.12.2018г.
В связи с неоплатой налога в установленный срок ответчику направлено требование №847 от 06.02.2019г., содержащее сведения о неуплаченной сумме налога и пени за период с 04.12.2018г. по 05.02.2019г. в размере 8983,36 руб. со сроком оплаты до 19.03.2019г.
05.08.2019г. был вынесен судебный приказ №2а-1176/19 в отношении Чудакова В.В. о взыскании вышеуказанной задолженности по земельному налогу за 2017г. и пене, который апелляционным определением Ленинского районного суда г. Воронежа от 16.11.2020г. был отменен.
Кроме того, в соответствии со ст.69 НК РФ налогоплательщику выставлены требования от 17.02.2019г. №10395, от 05.07.2019г. №12897 (сроком уплаты до 14.10.2019г.), от 06.07.2019 №30443 об уплате пени на общую сумму 21107,02 руб. До настоящего времени указанная сумма в бюджет не поступила.
В связи с неисполнением указанных требований 25.12.2019г. был вынесен судебный приказ №2а-2316/2019 о взыскании с ответчика вышеуказанной пени, который 19.08.2020г. был отменен.
Настоящее исковое заявление направлено в суд посредством почтового отправления 21.12.2020г.
В силу п.1 ст.48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Частью 2 ст. 286 КАС РФ регламентировано, что административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
Из анализа положений пунктов 1 - 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что срок, в течение которого налоговый орган вправе обратиться в суд за взысканием налога, сбора, пеней, штрафов, ограничен - шесть месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов.
Таким образом, статьей 48 НК РФ установлен шестимесячный срок на подачу заявления о взыскании в порядке приказного производства и аналогичной продолжительности срок для реализации налоговым органом права на взыскание недоимки в порядке искового производства, который подлежит исчислению со дня вынесения определения об отмене судебного приказа.
Изложенные ранее обстоятельства свидетельствуют, что установленные законом сроки на принудительное взыскание образовавшейся задолженности истцом не пропущены, данное обстоятельство в ходе рассмотрения дела не оспаривалось.
Как следует из материалов дела, заявление о признании Чудакова В.В. несостоятельным (банкротом) было подано кредитором - заявителем по делу ШкольниковымП.Г. 29.11.2017г.
06 декабря 2017г. арбитражным судом Воронежской области вынесено определение о принятии заявления о признании несостоятельным (банкротом) Чудакова В.В.
Определением Арбитражного суда Воронежской области от 20.03.2018г. по делу № А14- 22060/2017 в отношении Чудакова В.В. введена процедура реструктуризации долгов гражданина.
Решением Арбитражного суда Воронежской области по делу № А14-22060/2017 от 20.08.2018г. Чудаков В.В. признан несостоятельным (банкротом), в отношении него открыта процедура реализации имущества, финансовым управляющим имущества должника утвержден Чернов Юрий Алексеевич.
Возражая против удовлетворения исковых требований, представитель заинтересованного лица указывала, что требования МИФНС № 3 по Воронежской области за период с 01.01.2017г. по 29.11.2017г. являются реестровыми требованиями и должны включаться в реестр требований кредиторов должника на основании определения арбитражного суда Воронежской области. После вынесения определения арбитражного суда Воронежской области от 20.03.2018г. (резолютивная часть оглашена 13.03.2018г.) о введении в отношении Чудакова В.В. процедуры реструктуризации долгов прекращено начисление неустоек, пеней, штрафов, в связи с чем заявленные требования МИФНС № 3 по Воронежской области о взыскании с Чудакова В.В. пени в сумме 30 090,38 руб. за период с 04.12.2018г. по 05.07.2019г. являются незаконными и противоречат нормам Закона о банкротстве.
В обоснование своей позиции также поясняла, что согласно п. 2 ст. 213.8 Закона о банкротстве для целей включения в реестр требований кредиторов и участия в первом собрании кредиторов конкурсные кредиторы, в том числе кредиторы, требования которых обеспечены залогом имущества гражданина, и уполномоченный орган вправе предъявить свои требования к гражданину в течение двух месяцев с даты опубликования сообщения о признании обоснованным заявления о признании гражданина банкротом в порядке, установленномстатьей 213.7 настоящего Федерального закона. В случае пропуска указанного срока по уважительной причине он может быть восстановлен арбитражным судом.
Сообщение о введении в отношении Чудакова В.В. процедуры реструктуризации долгов гражданина опубликовано в газете Коммерсантъ № 50 от 24.03.2018г., стр. 158, № объявления 36210002237.
В процедуре реструктуризации долгов гражданина требования кредиторов должны были быть заявления в период с 24.03.2018г. по 24.05.2018г.
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 20.08.2018г. по делу № А14- 22060/2017 Чудаков В.В. признан несостоятельным (банкротом) и в отношении него введена процедура реализации имущества.
Сообщение о признании Чудакова В.В. несостоятельным (банкротом) и введении процедуры реализации имущества опубликовано в газете Коммерсантъ № 153 от 25.08.2018г., стр. 147, № объявления 36210002718.
В процедуре реализации имущества требования кредиторов должны были быть предъявлены в период с 25.08.2018г. по 25.10.2018г.
Согласно п. 4 ст. 213.24 Закона о банкротстве в ходе процедуры реализации имущества гражданина требования конкурсных кредиторов и уполномоченного органа подлежат рассмотрению в порядке, предусмотренном статьей 100 настоящего Федерального закона. Пропущенный кредитором по уважительной причине срок закрытия реестра может быть восстановлен арбитражным судом.
Определением Арбитражного суда Воронежской области от 23.08.2018г. установлены требование ФНС России к Чудакову В.В. по земельному налогу за период 2015 - 2016 гг. в сумме 713 612 руб. недоимки, 42 377 руб. 01 коп. - пени и признаны подлежащими удовлетворению в третью очередь, а также включению в реестр требований кредиторов Чудакова В.В.
Представитель заинтересованного лица утверждала, что уполномоченному органу было известно, что в отношении Чудакова В.В. введена процедура банкротства, требования ФНС по задолженности по земельному налогу за предыдущие периоды были заявлены в арбитражный суд Воронежской области и определением суда установлены в третью очередь реестра требований кредиторов должника.
Также в обоснование возражений на иск представитель Дмитриева О.П. ссылалась на положения п. 2 ст. 213.11 Закона о банкротстве, согласно которому с даты вынесения арбитражным судом определения о признании обоснованным заявления о признании гражданина банкротом и введении реструктуризации его долгов наступают следующие последствия:
срок исполнения возникших до принятия арбитражным судом заявления о признании гражданина банкротом денежных обязательств, обязанности по уплате обязательных платежей для целей участия в деле о банкротстве гражданина считается наступившим;
требования кредиторов по денежным обязательствам, об уплате обязательных платежей, за исключением текущих платежей, требования о признании права собственности, об истребовании имущества из чужого незаконного владения, о признании недействительными сделок и о применении последствий недействительности ничтожных сделок могут быть предъявлены только в порядке, установленном настоящим Федеральным законом. Исковые заявления, которые предъявлены не в рамках дела о банкротстве гражданина и не рассмотрены судом до даты введения реструктуризации долгов гражданина, подлежат после этой даты оставлению судом без рассмотрения;
прекращается начисление неустоек (штрафов, пеней) и иных финансовых санкций, а также процентов по всем обязательствам гражданина, за исключением текущих платежей.
Оценивая вышеизложенные доводы заинтересованного лица применительно к установленным судом ранее обстоятельствам, суд полагает данные доводы несостоятельными и при этом исходит из следующего.
Как следует из представленных документов, обращение в арбитражный суд с соответствующим заявлением имело место до момента возникновения обязанности по уплате ответчиком обязательных платежей за 2017 г., в связи с чем от бремени несения расходов в этой части должник по результатам проведенных процедур в деле о банкротстве освобожден не был.
В соответствии с ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 26.10.2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» в целях настоящего Федерального закона под текущими платежами понимаются денежные обязательства, требования о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и обязательные платежи, возникшие после даты принятия заявления о признании должника банкротом, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
Требования кредиторов по текущим платежам не подлежат включению в реестр требований кредиторов. Кредиторы по текущим платежам при проведении соответствующих процедур, применяемых в деле о банкротстве, не признаются лицами, участвующими в деле о банкротстве (ч. 2 ст. 5 указанного закона).
Согласно Обзору судебной практики по вопросам, связанным с участием уполномоченных органов в делах о банкротстве и применяемых в этих делах процедурах банкротства" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 20.12.2016) при разрешении вопроса о квалификации задолженности по обязательным платежам в качестве текущей либо реестровой следует исходить из момента окончания налогового (отчетного) периода, по результатам которого образовался долг.
Объект налогообложения как совокупность налогозначимых операций (фактов) является сформировавшимся к моменту окончания налогового периода.
Таким образом, моментом возникновения обязанности по уплате налога является день окончания налогового периода.
Вынесение налоговым органом после принятия заявления о признании должника банкротом решения о доначислении налогов и начислении пеней по налогам, налоговый период и срок уплаты которых наступили до дня принятия заявления, не является основанием для квалификации требований об уплате доначисленных обязательных платежей как текущих.
При этом окончание налогового периода после принятия судом заявления о признании должника банкротом влечет за собой квалификацию требования об уплате налога, исчисленного по итогам налогового периода, в качестве текущего, за исключением авансовых платежей, исчисленных за периоды, предшествующие возбуждению дела о банкротстве.
Таким образом, исходя из толкования вышеизложенных норм права недоимка по земельному налогу ответчика за 2017 г. и начисленные на нее пени подлежат взысканию и погашению в общем порядке, вне применяемых в деле о банкротстве процедур, что и было реализовано налоговым органом в рамках рассмотрения настоящих требований.
Оснований применения к спорным правоотношениями положений ст. 333 ГК РФ в части снижения суммы пени, суд не усматривает, поскольку в соответствии с п. 3 ст. 2 ГК РФ к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством.
Представленный налоговым органом расчет недоимки по налогам, пене судом проверен, ответчиком и заинтересованным лицом не оспаривался.
На основании изложенного суд полагает, что заявленные требования подлежат удовлетворению.
Согласно ст. 103 КАС РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела. Размер и порядок уплаты государственной пошлины устанавливаются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
В силу ч. 1 ст. 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.
В связи с изложенным, с административного ответчика в доход соответствующего бюджета подлежит взысканию государственная пошлина пропорционально размеру удовлетворенной части исковых требований.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 290 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
взыскать с Чудакова Владимира Васильевича (место регистрации: <адрес>) в пользу МИФНС № по <адрес> недоимку за налоговый период 2017 г. по земельному налогу в размере 546932 руб., пени, начисленные на задолженность по земельному налогу, в размере 30 090,38 руб. за период с 04.12.2018г. по 05.07.2019г., а всего 577 022,38 руб.
Взыскать с Чудакова Владимира Васильевича государственную пошлину в доход бюджета в сумме 8970,22 руб.
Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд через Ленинский районный суд г. Воронежа в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Судья Е.В. Пономарева
Решение суда в окончательной форме принято 14.04.2021г.