Судья: Петренко А.П. Дело <...>
Решение«31» октября 2019 года г. Краснодар
Судья Краснодарского краевого суда Пегушин В.Г. рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю (далее – УФАС по КК) < Ф.И.О. >2 на решение судьи Приморско-Ахтарского районного суда Краснодарского края от 13 августа 2019 года, по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении начальника <...>.,
установил:
постановлением <...> от <...> заместителя руководителя УФАС по КК < Ф.И.О. >2 прекращено производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении начальника <...>., за отсутствием состава административного правонарушения.
Прокурор <...> обратился в Приморско-Ахтарский районный суд Краснодарского края с протестом на данное постановление, просил постановление отменить, полагая, что в действиях начальника <...> имеются признаки состава вменяемого административного правонарушения.
Обжалуемым решением от <...> судьи Приморско-Ахтарского районного суда Краснодарского края постановление заместителя руководителя УФАС по КК < Ф.И.О. >2 - отменено, дело об административном правонарушении возвращено на новое рассмотрение в УФАС по КК.
В жалобе, поданной в Краснодарский краевой суд, заместитель руководителя УФАС по КК < Ф.И.О. >2 просит решение судьи районного суда отменить, считая его незаконным и необоснованным.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в жалобе, выслушав мнение прокурора < Ф.И.О. >4, возражавшего против удовлетворения доводов жалобы, судья вышестоящей инстанции оснований, влекущих отмену или изменение решения судьи районного суда по доводам жалобы не усмотрел.
В соответствии с частью 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
Согласно п. 8, п. 9 ч. 2 ст. 103 Федерального закона от 05.04.2013 года №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – ФЗ от 05.04.2013 г №44-ФЗ) предусматривает, что в реестр контрактов включаются следующие документы и информация, а именно: информация об изменении контракта с указанием условий контракта, которые были изменены; копия заключенного контракта, подписанная усиленной электронной подписью заказчика.
В силу ч.3 ст. 103 Закона этого же закона, в течение пяти рабочих дней с даты заключения контракта заказчик направляет указанную в пунктах 1 - 7. 9. 12 и 14 части 2 настоящей статьи информацию в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. В случае, если в соответствии с настоящим Федеральным законом были внесены изменения в условия контракта, заказчики направляют в указанный орган информацию, которая предусмотрена частью 2 настоящей статьи и в отношении которой были внесены изменения в условия контракта, в течение пяти рабочих дней с даты внесения таких изменений. Информация, указанная в пунктах 8, 10, 11 и 13 части 2 настоящей статьи, направляется заказчиками в указанный орган в течение пяти рабочих дней с даты соответственно изменения контракта, исполнения контракта, расторжения контракта, приемки поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги.
В соответствии с ч.1 ст. 59 ФЗ от 05.04.2013 № 44-ФЗ, под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
Статьей 31 ФЗ от 05.04.2013 № 44-ФЗ, определены требования к участникам закупки, в том числе в п. 11 ч.1 и ч.5 установлено, что при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки: отсутствие у участника закупки ограничений для участия в закупках, установленных законодательством Российской Федерации. Информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1. 2, 2.1. настоящей статьи указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.
Из материалов дела следует, что проведенной проверкой закупки у единственного поставщика (извещение <...>) установлено, что <...> в реестр контрактов включены сведения о заключении контракта от <...>, одновременно с этим заказчиком <...> в реестр контрактов включены сведения об изменении заключенного контракта и прикреплен контракт, который датируется <...>.
Указанные факты свидетельствуют о размещении заказчиком в единой информационной системе в сфере закупок недостоверной информации.
Также установлено, что информация об исполнении вышеуказанного контракта, а также отчет об исполнении, заказчиком до настоящего времени в реестре не размещен.
По приказу <...>» <...>-л от <...> гражданин < Ф.И.О. >3 с <...> назначен на должность начальника БНВХ филиала ФГБУ «Главрыбвод» временно, до согласования его кандидатуры с Федеральным агентством по рыболовству.
В соответствии с приказом <...>-л от <...>, в связи с согласованием Федеральным агентством по рыболовству кандидатуры < Ф.И.О. >3 на должность начальника <...> считать с <...> трудовой договор от <...> <...> заключенным на неопределенный срок.
Согласно должностной инструкции начальника <...>» в его обязанности входит текущее руководство деятельностью филиала, организационно-распорядительные функции, заключение договоров.
В соответствии с ч.ч.1, 2 ст. 38 ФЗ от 05.04.2013 № 44-ФЗ, заказчики, совокупный годовой объем закупок которых превышает сто миллионов рублей, создают контрактные службы.
В случае, если совокупный годовой объем закупок заказчика не превышает сто миллионов рублей и у заказчика отсутствует контрактная служба, заказчик назначает должностное лицо, ответственное за осуществление закупки или нескольких закупок, включая исполнение каждого контракта (далее - контрактный управляющий).
Частями 4 и 5 статьи 38 ФЗ от 05.04.2013 № 44-ФЗ, определены полномочия контрактного управляющего, к которым в том числе относится подготовка и размещение в единой информационной системе извещений об осуществлении закупок, документации о закупках и проектов контрактов, подготовку и направление приглашений принять участие в определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) закрытыми способами.
Согласно ч. 1 ст.2, ч.1 ст.6, ч.3 ст.14 Федерального закона от 06.04.2011 № 63-ФЗ «Об электронной подписи», в случае выдачи сертификата ключа проверки электронной подписи юридическому лицу в качестве владельца сертификата ключа проверки электронной подписи наряду с указанием наименования юридического лица указывается физическое лицо, действующее от имени юридического лица на основании учредительных документов юридического лица или доверенности.
Допускается не указывать в качестве владельца сертификата ключа проверки электронной подписи физическое лицо, действующее от имени юридического лица, в сертификате ключа проверки электронной подписи (в том числе в квалифицированном сертификате), используемом для автоматического создания и (или) автоматической проверки электронных подписей в информационной системе при оказании государственных и муниципальных услуг, исполнении государственных и муниципальных функций, а также в иных случаях, предусмотренных федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами.
Владельцем такого сертификата ключа проверки электронной подписи признается юридическое лицо, информация о котором содержится в таком сертификате. При этом распорядительным актом юридического лица определяется физическое лицо, ответственное за автоматическое создание и (или) автоматическую проверку электронной подписи в информационной системе при оказании государственных и муниципальных услуг, исполнении государственных и муниципальных функций, а также в иных случаях, предусмотренных федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами. В случае отсутствия указанного распорядительного акта лицом, ответственным за автоматическое создание и (или) автоматическую проверку электронной подписи в информационной системе при оказании государственных и муниципальных услуг, исполнении государственных и муниципальных функций, а также в иных случаях, предусмотренных федеральными законами и принимаемыми в соответствии сними нормативными правовыми актами, является руководитель юридического лица. В случае возложения федеральным законом полномочий по исполнению государственных функций на конкретное должностное лицо ответственным за автоматическое создание и (или) автоматическую проверку электронной подписи в информационной системе при исполнении государственных функций является это должностное лицо.
Информация в электронной форме, подписанная квалифицированной электронной подписью, признается электронным документом, равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью, и может применяться в любых правоотношениях в соответствии с законодательством Российской Федерации, кроме случая, если федеральными законами или принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами установлено требование о необходимости составления документа исключительно на бумажном носителе, электронная подпись - информация в электронной форме, которая присоединена к другой информации в электронной форме (подписываемой информации) или иным образом связана с такой информацией и которая используется для определения лица, подписывающего информацию.
Из изложенного можно сделать вывод, что правом на размещение информации в единой информационной системе в сфере закупок может обладать только определенное заказчиком лицо, контрактный управляющий, обладающий сертификатом электронной цифровой подписи и соответствующим образованием в сфере закупок. Электронная цифровая подпись позволяет идентифицировать лицо, подписавшее документ или информацию и не подлежит передачи третьим лицам. Следовательно, при невыполнении обязанностей участник электронного взаимодействия вся ответственность за последствия незаконного использования электронной цифровой подписи возлагается на ее правообладателя.
Как установлено судьей районного суда и подтвержадется материалами дела, согласно информации, предоставленной <...>» сертификатом электронной цифровой подписи обладал только < Ф.И.О. >3, что также подтверждается приказом врио начальника <...> < Ф.И.О. >3 от <...> <...>
Также установлено, что в штатном расписании должность специалиста по закупкам в учреждении отсутствует, специалисты по закупкам привлекались для осуществления полномочий в сфере закупов в рамках гражданско-правовых договоров на оказание услуг, что исключает ответственность таких лиц как должностных лиц в соответствии с понятием, закрепленном в п.2.4. КоАП РФ.
Вышеуказанное свидетельствует о том, что специалист по закупкам на которого в своем постановлении ссылается заместитель руководителя УФАС по КК < Ф.И.О. >2, не является субъектом правоотношений, поскольку не обладает правом подписи и не является должностным лицом, наделенным полномочиями в установленном порядке действовать от имени юридического лица.
Единственным должностным лицом обладающий правом размещения информации в единой информационной в сфере закупок и на которого возложена ответственность за нарушения законодательства о контрактной системе при размещении такой информации является начальник <...> - < Ф.И.О. >3.
В соответствии с ч. 1 ст. 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В соответствии со ст. 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
В соответствии со ст. 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Таким образом, довод административного органа, что в соответствии с информацией, размещенной в ЕИС, должностным лицом, заключившим контракт от <...>, является должностное лицо заказчика филиала <...>» - < Ф.И.О. >5, судья районного суда обоснованно посчитал не состоятельным.
При вышеизложенных обстоятельствах, судья вышестоящей инстанции находит обжалуемое решение судьи районного суда законным и обоснованным, а доводы жалобы не подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 30.6 - 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья краевого суда
решил:
решение судьи Приморско-Ахтарского районного суда Краснодарского края от <...> оставить без изменения, жалобу заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю < Ф.И.О. >2 – без удовлетворения.
Судья
краевого суда: Пегушин В.Г.