Судебный акт #1 (Решения) по делу № 2-1950/2020 ~ М-1859/2020 от 30.10.2020

ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

«15» декабря 2020 года с. Красный Яр

Красноярский районный суд Самарской области в составе:

председательствующего судьи Ключниковой И.А.,

при секретаре Вертянкиной В.В.,

с участием представителя истца по доверенности ФИО4,

представителя третьего лица ФИО5,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1950/2020 по исковому заявлению Администрации муниципального района Красноярский Самарской области к ФИО2 о взыскании ущерба, причиненного окружающей среде,

УСТАНОВИЛ:

Администрация муниципального района Красноярский Самарской области обратилась в Красноярский районный суд Самарской области с настоящим исковым заявлением.

Свои требования истец мотивирует тем, что в адрес Администрации муниципального района Красноярский Самарской области поступило письмо от 14.09.2020 от Самарской межрайонной природоохранной прокуратуры, из которого следует, что в конце марта 2018 года на территории земельного участка с кадастровым номером: , расположенного по адресу: <адрес> произошло загрязнение почвы нефтепродуктами.

В указанный период времени собственником земельного участка являлся ФИО2, что подтверждается выпиской из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости.

ДД.ММ.ГГГГ Самарской межрайонной природоохранной прокуратурой совместно со специалистом Управления Росприроднадзора по <адрес>, лабораторией ГБУ СО «Природоохранный центр» и оперуполномоченным отдела УФСБ России по <адрес> в <адрес> осуществлен выезд на вышеуказанный земельный участок в ходе которого отобраны пробы почвы.

По результатам исследования почвы в соответствии с экспертным заключением от ДД.ММ.ГГГГ ГБУ СО «Природоохранный центр», содержание нефтепродуктов в пробе превышено в 119,9 раз относительно фоновой пробы (протокол от ДД.ММ.ГГГГ результатов анализа содержания нефтепродуктов и фенола в почве). В результате чего допущено загрязнение почвы отходами II класса опасности - нефтепродуктами на площади 1614,3 м2.

Вред, причиненный почве как объекту охраны окружающей среды в результате загрязнения, составил 6 295 770 (шесть миллионов двести девяносто пять тысяч семьсот семьдесят) рублей, что подтверждается заключением об исчислении размера вреда.

    На основании изложенного, просят суд взыскать с ФИО2 в бюджет муниципального района Красноярский Самарской области вред, причиненный почве как объекту охраны окружающей среды в результате загрязнения, в размере 6 295 770 (шесть миллионов двести девяносто пять тысяч семьсот семьдесят) рублей.

Представитель Администрации муниципального района Красноярский Самарской области по доверенности Заеленчиц И.В. заявленные требования поддержала в полном объеме, просила суд их удовлетворить, не возражала против вынесения по делу заочного решения суда.

Ответчик ФИО2 в судебное заседание не явился, извещался по адресу, указанному в исковом заявлении, причина неявки суду не известна. Поскольку ответчик не просил рассмотреть дело в его отсутствие, с ходатайством об отложении дела не обращался, в соответствии со ст. 233 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчика в порядке заочного производства.

Представитель третьего лица Самарской межрайонной природоохранной прокуратуры ФИО5 в судебном заседании не возражал против удовлетворения требований истца.

Выслушав стороны, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к выводу, что исковые требования Администрации муниципального района Красноярский Самарской области к ФИО2 о взыскании ущерба, причиненного окружающей среде подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В судебном заседании установлено, что в адрес Администрации муниципального района Красноярский Самарской области поступило письмо от ДД.ММ.ГГГГ от Самарской межрайонной природоохранной прокуратуры, из которого следует, что в конце марта 2018 года на территории земельного участка с кадастровым номером: , расположенного по адресу: <адрес> произошло загрязнение почвы нефтепродуктами.

В указанный период времени собственником земельного участка являлся ФИО2, что подтверждается выпиской из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости (л.д.5-6).

ДД.ММ.ГГГГ Самарской межрайонной природоохранной прокуратурой совместно со специалистом Управления Росприроднадзора по Самарской области, лабораторией ГБУ СО «Природоохранный центр» и оперуполномоченным отдела УФСБ России по Самарской области в г.Отрадном осуществлен выезд на вышеуказанный земельный участок в ходе которого отобраны пробы почвы (л.д.7).

По результатам исследования почвы в соответствии с экспертным заключением от ДД.ММ.ГГГГ ГБУ СО «Природоохранный центр», содержание нефтепродуктов в пробе превышено в 119,9 раз относительно фоновой пробы (протокол от ДД.ММ.ГГГГ результатов анализа содержания нефтепродуктов и фенола в почве). В результате чего допущено загрязнение почвы отходами II класса опасности - нефтепродуктами на площади 1614,3 м2 (л.д.8-9).

Вред, причиненный почве как объекту охраны окружающей среды в результате загрязнения, составил 6 295 770 (шесть миллионов двести девяносто пять тысяч семьсот семьдесят) рублей, что подтверждается заключением об исчислении размера вреда (л.д.10).

Согласно абзацам 2,4,17,18 и 34 ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Закон № 7-ФЗ) окружающая среда - совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов, а также антропогенных объектов.

Компоненты природной среды - земля, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, растительный, животный мир и иные организмы, а также озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство, обеспечивающие в совокупности благоприятные условия существования жизни на Земле.

Загрязнение окружающей среды - поступление в окружающую среду вещества и (или) энергии, свойства, местоположение или количество которых оказывают негативное воздействие на окружающую среду.

Загрязняющее вещество - вещество или смесь веществ и микроорганизмов, которые в количестве и (или) концентрациях, превышающих установленные для химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов нормативы, оказывают негативное воздействие на окружающую среду, жизнь, здоровье человека.

Вред окружающей среде - негативное изменение окружающей среды в результате ее загрязнения, повлекшее за собой деградацию естественных экологических систем и истощение природных ресурсов.

Ст. 4 Закона № 7-ФЗ установлено, что объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы.

Согласно п.п.1 и 3 ст. 77 Закона № 7-ФЗ юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов, природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.

Вред окружающей среде, причиненный юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, возмещается в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, а при их отсутствии исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.

Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья регулируются Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон № 89-ФЗ).

В соответствии со ст. 1 Закона № 89-ФЗ отходы производства и потребления - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с Законом № 89-ФЗ.

Статьей 51 Закона № 7-ФЗ предусмотрено, что отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

Данной статьей запрещен сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.

Согласно статье 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных безопасности; не допускать загрязнение,?ресурсов, в том числе меры пожарной истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.

В силу ст. 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться, в том числе на основе следующих принципов: охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности; платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде; допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды.

Объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы (ст. 4 ФЗ).

Юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством (ст. 77 ФЗ).

Частью 1 статьи 78 Закона № 7-ФЗ установлено, что компенсация вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется добровольно либо по решению суда или арбитражного суда.

В соответствии с абз. 1 п. 13 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде» возмещение вреда может осуществляться посредством взыскания причиненных убытков и (или) путем возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды (статья 1082 Гражданского кодекса Российской Федерации, статья 78 Закона № 7-ФЗ). Выбор способа возмещения причиненного вреда при обращении в суд осуществляет истец.

В соответствии с ч. 22 статьи 46 Бюджетного кодекса Российской Федерации платежи по искам о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, а также платежи, уплачиваемые при добровольном возмещении вреда, причиненного окружающей среде, подлежат зачислению в бюджеты муниципальных районов.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194 – 198, 233-237 ГПК РФ, суд,

РЕШИЛ:

Исковые требования Администрации муниципального района Красноярский Самарской области к ФИО2 о взыскании ущерба, причиненного окружающей среде – удовлетворить.

Взыскать с ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ года рождения в бюджет муниципального района Красноярский Самарской области вред, причиненный почве как объекту охраны окружающей среды в результате загрязнения, в размере 6 295 770 (шесть миллионов двести девяносто пять тысяч семьсот семьдесят) рублей.

Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.

Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами также в апелляционном порядке в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Судья И.А. Ключникова

2-1950/2020 ~ М-1859/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Администрация муниципального района Красноярский Самарской области
Ответчики
Ковалев С.П.
Другие
Самарская межрайонная природоохранная прокуратура
Суд
Красноярский районный суд Самарской области
Судья
Ключникова И.А.
Дело на странице суда
krasnoiarsky--sam.sudrf.ru
30.10.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
30.10.2020Передача материалов судье
03.11.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
03.11.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
23.11.2020Подготовка дела (собеседование)
23.11.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
15.12.2020Судебное заседание
21.12.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
21.12.2020Отправка копии заочного решения ответчику (истцу)
30.12.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
12.01.2021Копия заочного решения ответчику (истцу) вручена
12.01.2021Регистрация заявления об отмене заочного решения
03.02.2021Рассмотрение заявления об отмене заочного решения
Судебный акт #1 (Решения)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее