ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
«15» декабря 2020 года с. Красный Яр
Красноярский районный суд Самарской области в составе:
председательствующего судьи Ключниковой И.А.,
при секретаре Вертянкиной В.В.,
с участием представителя истца по доверенности ФИО4,
представителя третьего лица ФИО5,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1950/2020 по исковому заявлению Администрации муниципального района Красноярский Самарской области к ФИО2 о взыскании ущерба, причиненного окружающей среде,
УСТАНОВИЛ:
Администрация муниципального района Красноярский Самарской области обратилась в Красноярский районный суд Самарской области с настоящим исковым заявлением.
Свои требования истец мотивирует тем, что в адрес Администрации муниципального района Красноярский Самарской области поступило письмо от 14.09.2020 № от Самарской межрайонной природоохранной прокуратуры, из которого следует, что в конце марта 2018 года на территории земельного участка с кадастровым номером: №, расположенного по адресу: <адрес> произошло загрязнение почвы нефтепродуктами.
В указанный период времени собственником земельного участка являлся ФИО2, что подтверждается выпиской из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости.
ДД.ММ.ГГГГ Самарской межрайонной природоохранной прокуратурой совместно со специалистом Управления Росприроднадзора по <адрес>, лабораторией ГБУ СО «Природоохранный центр» и оперуполномоченным отдела УФСБ России по <адрес> в <адрес> осуществлен выезд на вышеуказанный земельный участок в ходе которого отобраны пробы почвы.
По результатам исследования почвы в соответствии с экспертным заключением от ДД.ММ.ГГГГ № ГБУ СО «Природоохранный центр», содержание нефтепродуктов в пробе превышено в 119,9 раз относительно фоновой пробы (протокол № от ДД.ММ.ГГГГ результатов анализа содержания нефтепродуктов и фенола в почве). В результате чего допущено загрязнение почвы отходами II класса опасности - нефтепродуктами на площади 1614,3 м2.
Вред, причиненный почве как объекту охраны окружающей среды в результате загрязнения, составил 6 295 770 (шесть миллионов двести девяносто пять тысяч семьсот семьдесят) рублей, что подтверждается заключением об исчислении размера вреда.
На основании изложенного, просят суд взыскать с ФИО2 в бюджет муниципального района Красноярский Самарской области вред, причиненный почве как объекту охраны окружающей среды в результате загрязнения, в размере 6 295 770 (шесть миллионов двести девяносто пять тысяч семьсот семьдесят) рублей.
Представитель Администрации муниципального района Красноярский Самарской области по доверенности Заеленчиц И.В. заявленные требования поддержала в полном объеме, просила суд их удовлетворить, не возражала против вынесения по делу заочного решения суда.
Ответчик ФИО2 в судебное заседание не явился, извещался по адресу, указанному в исковом заявлении, причина неявки суду не известна. Поскольку ответчик не просил рассмотреть дело в его отсутствие, с ходатайством об отложении дела не обращался, в соответствии со ст. 233 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчика в порядке заочного производства.
Представитель третьего лица Самарской межрайонной природоохранной прокуратуры ФИО5 в судебном заседании не возражал против удовлетворения требований истца.
Выслушав стороны, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к выводу, что исковые требования Администрации муниципального района Красноярский Самарской области к ФИО2 о взыскании ущерба, причиненного окружающей среде подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В судебном заседании установлено, что в адрес Администрации муниципального района Красноярский Самарской области поступило письмо от ДД.ММ.ГГГГ № от Самарской межрайонной природоохранной прокуратуры, из которого следует, что в конце марта 2018 года на территории земельного участка с кадастровым номером: №, расположенного по адресу: <адрес> произошло загрязнение почвы нефтепродуктами.
В указанный период времени собственником земельного участка являлся ФИО2, что подтверждается выпиской из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости (л.д.5-6).
ДД.ММ.ГГГГ Самарской межрайонной природоохранной прокуратурой совместно со специалистом Управления Росприроднадзора по Самарской области, лабораторией ГБУ СО «Природоохранный центр» и оперуполномоченным отдела УФСБ России по Самарской области в г.Отрадном осуществлен выезд на вышеуказанный земельный участок в ходе которого отобраны пробы почвы (л.д.7).
По результатам исследования почвы в соответствии с экспертным заключением от ДД.ММ.ГГГГ № ГБУ СО «Природоохранный центр», содержание нефтепродуктов в пробе превышено в 119,9 раз относительно фоновой пробы (протокол № от ДД.ММ.ГГГГ результатов анализа содержания нефтепродуктов и фенола в почве). В результате чего допущено загрязнение почвы отходами II класса опасности - нефтепродуктами на площади 1614,3 м2 (л.д.8-9).
Вред, причиненный почве как объекту охраны окружающей среды в результате загрязнения, составил 6 295 770 (шесть миллионов двести девяносто пять тысяч семьсот семьдесят) рублей, что подтверждается заключением об исчислении размера вреда (л.д.10).
Согласно абзацам 2,4,17,18 и 34 ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Закон № 7-ФЗ) окружающая среда - совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов, а также антропогенных объектов.
Компоненты природной среды - земля, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, растительный, животный мир и иные организмы, а также озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство, обеспечивающие в совокупности благоприятные условия существования жизни на Земле.
Загрязнение окружающей среды - поступление в окружающую среду вещества и (или) энергии, свойства, местоположение или количество которых оказывают негативное воздействие на окружающую среду.
Загрязняющее вещество - вещество или смесь веществ и микроорганизмов, которые в количестве и (или) концентрациях, превышающих установленные для химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов нормативы, оказывают негативное воздействие на окружающую среду, жизнь, здоровье человека.
Вред окружающей среде - негативное изменение окружающей среды в результате ее загрязнения, повлекшее за собой деградацию естественных экологических систем и истощение природных ресурсов.
Ст. 4 Закона № 7-ФЗ установлено, что объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы.
Согласно п.п.1 и 3 ст. 77 Закона № 7-ФЗ юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов, природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.
Вред окружающей среде, причиненный юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, возмещается в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, а при их отсутствии исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья регулируются Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон № 89-ФЗ).
В соответствии со ст. 1 Закона № 89-ФЗ отходы производства и потребления - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с Законом № 89-ФЗ.
Статьей 51 Закона № 7-ФЗ предусмотрено, что отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Данной статьей запрещен сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.
Согласно статье 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных безопасности; не допускать загрязнение,?ресурсов, в том числе меры пожарной истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.
В силу ст. 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться, в том числе на основе следующих принципов: охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности; платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде; допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды.
Объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы (ст. 4 ФЗ).
Юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством (ст. 77 ФЗ).
Частью 1 статьи 78 Закона № 7-ФЗ установлено, что компенсация вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется добровольно либо по решению суда или арбитражного суда.
В соответствии с абз. 1 п. 13 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде» возмещение вреда может осуществляться посредством взыскания причиненных убытков и (или) путем возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды (статья 1082 Гражданского кодекса Российской Федерации, статья 78 Закона № 7-ФЗ). Выбор способа возмещения причиненного вреда при обращении в суд осуществляет истец.
В соответствии с ч. 22 статьи 46 Бюджетного кодекса Российской Федерации платежи по искам о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, а также платежи, уплачиваемые при добровольном возмещении вреда, причиненного окружающей среде, подлежат зачислению в бюджеты муниципальных районов.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194 – 198, 233-237 ГПК РФ, суд,
РЕШИЛ:
Исковые требования Администрации муниципального района Красноярский Самарской области к ФИО2 о взыскании ущерба, причиненного окружающей среде – удовлетворить.
Взыскать с ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ года рождения в бюджет муниципального района Красноярский Самарской области вред, причиненный почве как объекту охраны окружающей среды в результате загрязнения, в размере 6 295 770 (шесть миллионов двести девяносто пять тысяч семьсот семьдесят) рублей.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами также в апелляционном порядке в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья И.А. Ключникова