Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-4/2021 (2-145/2020;) ~ М-145/2020 от 16.11.2020

Дело № 2-4/2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

14 января 2021 г.                           г. Казань

Казанский гарнизонный военный суд в составе:

председательствующего - Банникова Ю.Э.,

при секретаре судебного заседания Хисматуллиной Л.Т.,

с участием представителя ответчика – адвоката Файзуллина А.Ш.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-4/2021 (2-145/2021) по исковому заявлению федерального государственного казённого военного образовательного учреждения высшего образования «Казанское высшее танковое командное ордена Жукова Краснознамённое училище» Министерства обороны Российской Федерации (далее - КВТКУ) к бывшему курсанту названного училища <данные изъяты> Шиндягину И.И о взыскании средств федерального бюджета, затраченных на военную и специальную подготовку,

установил:

КВТКУ, через своего представителя по доверенности Бардаева О.В., обратилось в суд с иском, в котором просило взыскать с Шиндягина в пользу КВТКУ средства федерального бюджета, затраченные на военную и специальную подготовку ответчика в размере 621020 рублей 40 копеек.

В обоснование иска указано, что приказом Министра обороны Российской Федерации от 31 июля 2017 года № 485 Шиндягин с 1 августа 2017 года зачислен на первый курс КВТКУ для обучения по военной специальности <данные изъяты> и назначен на воинскую должность курсанта. 26 октября 2018 года Шиндягин добровольно заключил с Министерством обороны Российской Федерации, в лице начальника КВТКУ, контракт о прохождении военной службы на период освоения образовательной программы и пять лет военной службы после получения высшего образования. В соответствии с подп. «в» п. 2 этого контракта Шиндягин дал обязательство возместить в случаях, предусмотренных Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе», средства федерального бюджета, затраченные на его военную и специальную подготовку с фиксированным значением суммы подлежащих возмещению средств в размере 260890 рублей в год.

Приказами начальника КВТКУ от 22 января 2020 года № 1 и от 23 января 2020 года № 11 Шиндягин отчислен из числа курсантов по нежеланию учиться, исключён из списков личного состава училища и напрвлен для постановки на воинский учёт в отдел военного комиссариата Республики Татарстан в Тетюшском районе, соответственно. При этом согласно данным индивидуальной карты учёта средств федерального бюджета, затраченных на военную и специальную подготовку за период обучения ответчика в КВТКУ расчёт текущего значения суммы, подлежащей возмещению Шиндягиным, составил 621020 рублей 40 копеек.

Поскольку в настоящее время обязательство ответчика о возмещении указанной суммы в добровольном порядке не исполнено истец просил суд взыскать с Шиндягина в пользу КВТКУ средства федерального бюджета, затраченные на его военную и специальную подготовку в размере 621020 рублей 40 копеек.

Истец, надлежащим образом уведомленный о времени и месте судебного заседания, в суд не явился, об отложении разбирательства по делу не ходатайствовал. Представитель КВТКУ Бардаев направил в суд заявление о рассмотрении дела без его участия.

Ответчик в суд не явился.

Адвокат Файзуллин, назначенный судом в качестве представителя ответчика Шиндягина в соответствии со ст. 50 ГПК Российской Федерации, исковые требования в судебном заседании не признал, при этом пояснил, что в соответствии с решением Тетюшского районного суда Республики Татарстан от 23 ноября 2004 года родители Шиндягина лишены родительских прав, а сам он передан органу опеки и попечительства Тетюшского района для дальнейшего обустройства.

На основании изложенного Файзуллин полагал, что Шиндягин относится к категории лиц, на которых распространяются меры поддержки, предусмотренные Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», а средства федерального бюджета, затраченные на военную и специальную подготовку ответчика, не могут быть взысканы с Шиндягина, поскольку он при обучении в КВТКУ находился на полном государственном обеспечении и имел дополнительные гарантии по социальной поддержке при получении профессионального образования до завершения обучения в училище.

Изучив доводы искового заявления, заслушав объяснения представителя ответчика, исследовав письменные доказательства, суд приходит к выводу, что исковые требования КВТКУ удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.

В соответствии с п. 7 ст. 35 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» граждане, отчисленные из военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования или военных центров при федеральных государственных образовательных организациях высшего образования за недисциплинированность, неуспеваемость или нежелание учиться либо отказавшиеся заключить контракты о прохождении военной службы, а также граждане, окончившие указанные образовательные организации и уволенные с военной службы ранее срока, установленного контрактом о прохождении военной службы, по основаниям, предусмотренным подп. «д», «е», «е.1» и «з» п. 1, подп. «в» и «д» п. 2 ст. 51 настоящего Федерального закона, возмещают средства федерального бюджета, затраченные на их военную или специальную подготовку. Указанные граждане не возмещают средства федерального бюджета, затраченные на обеспечение исполнения ими обязанностей военной службы в период обучения. Порядок исчисления размера возмещаемых средств определяется Правительством Российской Федерации.

При заключении контрактов о прохождении военной службы с гражданами, обучающимися в военных профессиональных образовательных организациях и военных образовательных организациях высшего образования, условие о возмещении средств, указанных в настоящем пункте, а также размер подлежащих возмещению средств включаются в контракт о прохождении военной службы.

Исследованной в судебном заседании копией контракта о прохождении военной службы подтверждается, что Шиндягин 26 октября 2018 года заключил с Министерством обороны Российской Федерации, в лице начальника КВТКУ, контракт о прохождении военной службы на период освоения образовательной программы и пять лет военной службы после получения высшего образования, и взял на себя обязательство возместить в случаях, предусмотренных Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе», средства федерального бюджета, затраченные на его военную и специальную подготовку в размере 260890 рублей за каждый год обучения.

В судебном заседании также установлено, что Шиндягин с 1 августа 2017 года зачислен на первый курс КВТКУ для обучения по военной специальности <данные изъяты>, а 22 января 2020 года отчислен из военного образовательного учреждения по нежеланию учиться и с 6 февраля 2020 года исключён из списков личного состава КВТКУ с направлением в отдел военного комиссариата Республики Татарстан в Тетюшском районе для постановки на воинский учёт. При этом судом установлено, что текущее значение суммы подлежащих возмещению средств, затраченных на военную и специальную подготовку Шиндягина за период обучения в КВТКУ, составляет 621020 рублей 40 копеек.

Данные обстоятельства подтверждаются исследованными в судебном заседании доказательствами: - выпиской из приказа Министра обороны Российской Федерации от 31 июля 2017 года № 485; - расчётом фиксированных значений суммы подлежащих возмещению средств по специальности <данные изъяты>, утверждённым главнокомандующим Сухопутными войсками; - выписками из приказов начальника КВТКУ от 1 августа 2017 года № 1, от 22 января 2020 года № 1, от 23 января 2020 года № 11; - рапортом Шиндягина от 9 января 2020 года; - индивидуальной картой учёта средств федерального бюджета, затраченных на военную и специальную подготовку Шиндягина в период обучения в КВТКУ; - расчётом, составленным главным бухгалтером КВТКУ.

Кроме этого из копии решения Тетюшского районного суда Республики Татарстан от 23 ноября 2004 года усматривается, что родители Шиндягина были лишены родительских прав, а сам Шиндягин передан органу опеки и попечительства Тетюшского района Республики Татарстан для дальнейшего обустройства.

Статьёй 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантировано социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потере кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Осуществление государством конституционной обязанности по установлению гарантий социальной защиты предполагает учёт особенностей положения определённых категорий граждан, для которых государственная поддержка является необходимым источником средств к существованию.

Правовые основания предоставления социальной помощи, круг лиц, на которых она распространяется, её виды и размеры устанавливаются законом, в том числе исходя из имеющихся у государства на данном этапе социально-экономического развития финансовых и иных средств и возможностей.

Согласно преамбуле Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» данный правовой акт определяет общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, потерявших в период обучения обоих родителей или единственного родителя.

В соответствие с п. 3 ст. 6 названного Федерального закона дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лица, потерявшие в период обучения обоих родителей или единственного родителя, обучающиеся по очной форме обучения по основным профессиональным образовательным программам за счёт средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и (или) по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих за счёт средств бюджетов субъектов Российской Федерации или местных бюджетов, зачисляются на полное государственное обеспечение до завершения обучения по указанным образовательным программам.

В силу положений ст. 5 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в федеральных государственных образовательных организациях, являются расходными обязательствами Российской Федерации.

Согласно п. 3 ч. 5 ст. 5 и п. 1 ч. 2 ст. 34 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в целях реализации права каждого человека на образование федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления осуществляется полностью или частично финансовое обеспечение содержания лиц, нуждающихся в социальной поддержке в соответствии с законодательством Российской Федерации, в период получения ими образования. Обучающимся предоставляются меры социальной поддержки и стимулирования в виде полного государственного обеспечения, в том числе обеспечение одеждой, обувью, жестким и мягким инвентарем, в случаях и в порядке, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.

Анализ вышеуказанных законодательных положений и установленных обстоятельств по делу в совокупности позволяют прийти к выводу о том, что поскольку Шиндягин, будучи ребёнком, оставшимся без попечения родителей, 1 августа 2017 года зачислен в списки личного состава КВТКУ для обучения по военной профессиональной образовательной программе высшего образования, то, соответственно, он получил право на меры социальной поддержки, предусмотренные Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Принимая решение по заявленным требованиям суд также учитывает, что возложение на Шиндягина обязанности по возмещению средств федерального бюджета, затраченных на его военную и специальную подготовку в период обучения в КВТКУ, нарушало бы гарантированное ответчику ст. 39 Конституции Российской Федерации право на социальное обеспечение и противоречило бы механизму полного государственного обеспечения и социальной поддержки лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, на период обучения, закрепленному в п. 3 ст. 6 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

На основании изложенного суд считает, что исковые требования КВТКУ к Шиндягину являются необоснованными, в связи с чем полагает необходимым в их удовлетворении отказать.

Руководствуясь ст. 194-199 ГПК Российской Федерации, военный суд

решил:

в удовлетворении искового заявления федерального государственного казённого военного образовательного учреждения высшего образования «Казанское высшее танковое командное ордена Жукова Краснознамённое училище» Министерства обороны Российской Федерации к бывшему курсанту названного училища <данные изъяты> Шиндягину И.И о взыскании средств федерального бюджета, затраченных на военную и специальную подготовку, отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Центральный окружной военный суд через Казанский гарнизонный военный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме – 21 января 2021 года.

Судья          Ю.Э. Банников

2-4/2021 (2-145/2020;) ~ М-145/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
ФГКВОУ ВО "Казанское высшее танковое командное Краснознамённое училище" МО РФ
Ответчики
Шиндягин И.И.
Суд
Казанский гарнизонный военный суд (Республика Татарстан)
Судья
Банников Ю. Э.
Дело на странице суда
kazanskygvs--tat.sudrf.ru
16.11.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
16.11.2020Передача материалов судье
18.11.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
18.11.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
14.12.2020Подготовка дела (собеседование)
14.12.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
14.01.2021Судебное заседание
21.01.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
26.04.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
10.06.2021Дело оформлено
10.06.2021Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее