Дело № 2-1960/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
30 июля 2020 года город Псков
Псковский городской суд Псковской области в составе
председательствующего судьи Захаровой О.С.,
при секретаре Шалонько О.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Климовой О.А. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Пскове и Псковском районе Псковской области (межрайонное) о включении периодов проживания с супругом военнослужащим в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с медицинской деятельностью, и обязании назначить досрочную страховую пенсию по старости,
УСТАНОВИЛ:
Климова О.А. обратилась в суд с иском, уточненным в порядке ст.39 ГПК РФ, к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Пскове и Псковском районе Псковской области (межрайонное), в обоснование которого указано, что 1.03.2019 истец обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости согласно пп.20 п.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в связи с медицинской деятельностью.
Решением Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Пскове и Псковском районе Псковской области (межрайонное) от 12.04.2019 № 04-27/153 в назначении досрочной страховой пенсии по старости Климовой О.А. было отказано в связи с отсутствием необходимого специального стажа – 30 лет, дающего право на досрочную страховую пенсию.
В решении ответчика не нашли отражения и не были включены в льготный стаж Климовой О.А. периоды проживания истца с супругом военнослужащим, в которые она не могла трудоустроится по специальности в связи с отсутствием возможности трудоустройства, а именно: с 2.08.1989 по 5.09.1989, с 9.02.1990 по 5.03.1990, с 2.04.1990 по 30.06.1990, с 2.01.1999 по 9.11.1999.
Истец полагала, что решение ответчика в части не включения данных периодов в специальный стаж является незаконным, поскольку согласно действующему в указанные периоды пенсионному законодательству, в общий трудовой стаж включались периоды проживания жен военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, вместе с мужьями в местностях, где они не могли трудоустроиться по специальности в связи с отсутствием возможности трудоустройства.
Не соглашаясь с отказом ответчика, Климова О.А. просила обязать ответчика включить периоды проживания с супругом военнослужащим с 2.08.1989 по 5.09.1989, с 9.02.1990 по 5.03.1990, с 2.04.1990 по 30.06.1990, с 2.01.1999 по 9.11.1999 в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с медицинской деятельностью, и обязать назначить досрочную страховую пенсию по старости с даты возникновения права – 7.02.2020.
Истец в судебное заседание при надлежащем уведомлении не явилась, воспользовалась правом на ведение дела через представителя.
Представитель истца Стегний А.Б. в судебном заседании исковые требования поддержал, по основаниям, изложенным в иске. Полагал, что правовым основанием для удовлетворения иска Климовой О.А. является применение п.п. «г» п. 1 ст. 92 Закона РФ от 20.11.1990 № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации», согласно которому в общий трудовой стаж включались наравне в работой, указанной в ст. 89 Закона, периоды проживания жен (мужей) военнослужащих, проходивших военную службу по контракту, вместе с мужьями (женами) в местностях, где они не могли трудиться по специальности в связи с отсутствием возможности трудоустройства.
Представитель ответчика Ефимова Т.В. в судебном заседании и письменных возражениях иск не признала, поддержала доводы, изложенные в решении об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости. Полагала, что оснований для удовлетворения иска Климовой О.А. не имеется, поскольку действующим и ранее действовавшим пенсионным законодательством включение периодов проживания с супругом-военнослужащим в местностях, где не было возможности трудоустройства по специальности, в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, в связи с медицинской деятельностью, не предусмотрено.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 8 ФЗ от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
Согласно пп. 20 п. 1 ст. 30 ФЗ от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи.
Согласно части 1.1 ст. 30 ФЗ от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ страховая пенсия по старости лицам, имеющим право на ее получение независимо от возраста в соответствии с пунктами 19 - 21 части 1 настоящей статьи, назначается не ранее сроков, указанных в приложении 7 к настоящему Федеральному закону.
Как указано в Приложении 7, при возникновении права на страховую пенсию в 2019 пенсия назначается не ранее чем через 12 месяцев со дня возникновения права на страховую пенсию по старости.
Как следует из ч. 3 ст. 30 Закона, периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (п. 4 ст. 30 Закона).
Указанная статья не расширяет круг лиц, имеющих право на досрочное назначение пенсии, а лишь сохраняет его за лицами, пользовавшимися ранее таким правом.
Согласно п.п. «н» п. 1 Постановления Правительства РФ от 16.07.2014 N 665 при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения применяются:
Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения", - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 по 31 декабря 2001 включительно;
Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного постановления, - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 по 31 октября 1999 включительно;
Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г.
Списки содержат исчерпывающий перечень должностей, структурных подразделений и учреждений, работа в которых дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью.
Право на пенсию предоставлено медицинским работникам при работе в определенной должности и в определенном учреждении.
Порядок исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии, установлен Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 N 516 "Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника согласно ст. 66 Трудового кодекса РФ является трудовая книжка установленного образца.
Как установлено по делу, 1.03.2019 Климова О.А., <данные изъяты> г.р., обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости согласно п.п. 20 п. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в связи с медицинской деятельностью.
Решением Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Пскове и Псковском районе Псковской области (межрайонное) от 12.04.2019 № 04-27/153 в назначении досрочной страховой пенсии по старости Климовой О.А. отказано в связи с отсутствием необходимого специального стажа – 30 лет. Специальный стаж истца, дающий право на досрочную страховую пенсию, на 1.03.2019 составил 28 лет 03 месяца 22 дня /л.д. 6-8/.
Ранее 21.06.2018 Климова О.А. уже обращалась к ответчику с аналогичным заявлением.
Решение Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Пскове и Псковском районе Псковской области (межрайонное) от 31.07.2018 № 04-27/576 в назначении досрочной страховой пенсии по старости, согласно п.п. 20 п. 1 ст. 30 ФЗ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» Климовой О.А. было отказано в связи с отсутствием специального стажа – 30 лет, дающего право на пенсию.
Данный отказ ответчика Климова О.А. оспорила в суде.
Решением Псковского городского суда от 3.12.2019 по делу № 2-3960/2019 на УПФ РФ (ГУ) в г. Пскове и Псковском районе Псковской области (межрайонное) возложена обязанность включить Климовой О.А. в стаж работы, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с медицинской деятельностью, период отпуска по уходу за ребенком в должности <данные изъяты> с 22.02.1991 по 04.01.1994 в льготном исчислении как один год за один год и три месяца. В назначении досрочной страховой пенсии по старости истцу отказано в связи с недостаточностью льготного стажа.
Спорные периоды, которые Климова О.А. в настоящем иске просит включить в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с медицинской деятельностью, в вышеуказанном решении ответчика от 12.04.2019 № 04-27/153 не отражены.
Согласно справке Военного комиссариата Псковской области № ПП-32174 от 19.01.2018 майор запаса К. проходил военную службу по контракту с 5.08.1984 года по 5.12.2000 года. Вместе с ним проживала супруга Климова О.А., <данные изъяты> г.р., с 2.08.1989 по 5.09.1989, с 9.02.1990 по 5.03.1990, с 2.04.1990 по 30.06.1990, с 2.01.1999 по 9.11.1999 /л.д.19/.
Как следует из справки Военного комиссариата Псковской области от 30.07.2020 № 977 согласно документам, находящимся в пенсионном личном деле, К. проходил военную службу:
- в период с 5.08.1984 по 24.06.1989 являлся курсантом <данные изъяты>. По окончании училища зачислен в распоряжение командира войсковой части <данные изъяты>;
- с 1.01.1990 по 6.11.1998 в в/ч <данные изъяты>.
Приказом командира войсковой части <данные изъяты> № 224 от 6.11.1998 исключен из списков личного состава части с 6.11.1998 и направлен для дальнейшего прохождения службы в в/ч <данные изъяты>, в которой проходил службу до 5.12.2000.
Приказом командира части в/ч <данные изъяты> № 261 от 1.12.2000 исключен из списков личного состава части в связи с зачислением в запас с 5.12.2000.
Как следует из трудовой книжки истца, Климова О.А. 6.04.1987 была принята на должность <данные изъяты> Псковской областной больницы, уволена 1.08.1989 по собственному желанию в связи с переездом к месту службы мужа-военнослужащего; 6.09.1989 принята на должность <данные изъяты> Псковской областной больницы, 1.04.1990 уволена по собственному желанию; 6.03.1990 принята на должность <данные изъяты> больницы, входящей в структуру <данные изъяты>, 01.04.1990 уволена по собственному желанию; 01.07.1990 принята на должность <данные изъяты> больницы <данные изъяты>, 01.01.1999 уволена по собственному желанию в связи выездом на новое место службы мужа; 10.11.1999 принята на должность <данные изъяты> больницы г.<данные изъяты>, 11.05.2001 уволена по собственному желанию в связи с переводом мужа-военнослужащего к новому месту службы /л.д. 9-18/.
Таким образом, факт прекращения трудовых отношений в связи с переездом истца с супругом-военнослужащим к месту его службы подтверждается имеющими в деле доказательствами.
Вместе с тем, заявленные в иске периоды проживания Климовой О.А. с супругом военнослужащим не могут быть включены в льготный стаж по следующим основаниям.
Согласно п. «г» ст. 92 Закона РФ от 20.11.1990 № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации», утратившего силу с 01.02.2002, в общий трудовой стаж включаются наравне с работой, указанной в статье 89 Закона, периоды проживания жен (мужей) военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, вместе с мужьями (женами) в местностях, где они не могли трудиться по специальности в связи с отсутствием возможности трудоустройства.
В соответствии с пп. 7 п. 1 ст. 12 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 11 настоящего Федерального закона, засчитывается, в том числе период проживания супругов военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, вместе с супругами в местностях, где они не могли трудиться в связи с отсутствием возможности трудоустройства, но не более пяти лет в общей сложности.
Данная норма основывается на положениях, установленных в ч. 4 ст.10 Федерального закона от 27 мая 1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», которыми в частности, установлено, что супругам военнослужащих - граждан, проходящих военную службу по контракту, в общий трудовой стаж, необходимый для установления пенсии, засчитываются весь период проживания с супругами до 1992 года вне зависимости от мест дислокации воинских частей, с 1992 года - в местностях, где они не могли трудиться по специальности в связи с отсутствием возможности трудоустройства и были признаны в установленном порядке безработными, а также период, когда супруги военнослужащих - граждан были вынуждены не работать по состоянию здоровья детей, связанному с условиями проживания по месту военной службы супругов, если по заключению медицинской организации их дети нуждались в постороннем уходе.
Согласно п.58 Административного регламента предоставления Пенсионным фондом РФ государственной услуги по установлению страховых пенсий, накопительной пенсии и пенсий по государственному пенсионному обеспечению, утвержденному постановлением Правления ПФ РФ от 23.01.2019 N 16п (зарегистрировано в Минюсте России 13.02.2019 N 53775) в качестве документов, подтверждающих иные периоды, засчитываемые в страховой стаж согласно пунктам 4, 7 и 8 части 1 статьи 12 Федерального закона от 28 декабря 2013 N 400-ФЗ, гражданин вправе представить для подтверждения периодов проживания супругов военнослужащих, проходящих (проходивших) военную службу по контракту (действительную (сверхсрочную) военную службу), вместе с супругами в местностях, где они не могли трудиться в связи с отсутствием возможности трудоустройства, имевшего место до 1 января 2009, - справки воинских частей (учреждений, предприятий и иных организаций), военных комиссариатов по форме согласно приложению N 4 к Правилам подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 N 1015.
Таким образом, действующим в настоящее время и ранее действовавшим пенсионным законодательством предусмотрено включение периодов проживания супругов военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, вместе с супругами в местностях, где они не могли трудиться в связи с отсутствием возможности трудоустройства, только в страховой стаж, дающий право на назначение страховой пенсии по старости на основании ст.8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Включение указанных периодов в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с медицинской деятельностью ни действующим в настоящее время, ни ранее действовавшим законодательством не предусмотрено.
С учетом изложенного, требование истца о включении периодов проживания с супругом военнослужащим в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с медицинской деятельностью, удовлетворению не подлежит.
Поскольку у истца не имеется специального стажа 30 лет, в требование о назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с медицинской деятельностью суд также отказывает.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194- 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Климовой О.А. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Пскове и Псковском районе Псковской области (межрайонное) о включении периодов проживания с супругом военнослужащим в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с медицинской деятельностью, и обязании назначить досрочную страховую пенсию по старости, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Псковский областной суд через Псковский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья О.С. Захарова