Дело № 2-307-2013
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
п. Колышлей ДД.ММ.ГГГГ
Колышлейский районный суд Пензенской области в составе председательствующего судьи Елизаровой С.Н.,
при секретаре Новичковой Т.Т.,
с участием истца Евдокимова Н.А.,
третьих лиц Евдокимовой Т.В., Кабановой Н.Н.,
представителя ответчика - Главы администрации Плещеевского сельсовета, Колышлейского района, Пензенской области Кузнецова В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в п. Колышлей гражданское дело по исковому заявлению Евдокимова Н.А. к администрации Плещеевского сельсовета, Колышлейского района, Пензенской области о признании права собственности на жилой дом,
УСТАНОВИЛ:
Евдокимов Н.А. обратился в суд с указанным исковым заявлением на том основании, что с ДД.ММ.ГГГГ он стал проживать в отдельном доме в <адрес> вместе с женой и детьми. В ДД.ММ.ГГГГ он обратился с заявлением о приватизации жилья в комиссию по приватизации жилого фонда АКХ «<адрес>». По договору на передачу квартир (домов) в собственность граждан от ДД.ММ.ГГГГ АКХ «<адрес>» <адрес> передала ему в собственность квартиру, состоящую из трех комнат, а фактически отдельно стоящий дом, состоящий из трех комнат, общей площадью - 56 кв.м., в том числе жилой - 37,5 кв.м. в <адрес>. Точный адрес в договоре указан не был. На основании постановления Главы администрации Плещеевского сельсовета № от ДД.ММ.ГГГГ «О наименовании улиц в населенных пунктах Плещеевского сельсовета» данному жилому помещению был присвоен адрес: <адрес> <адрес>. Постановлением Главы администрации Плещеевского сельсовета № от ДД.ММ.ГГГГ ему был выделен в собственность земельный участок для ведения личного подсобного хозяйства, находящийся в <адрес>. В ДД.ММ.ГГГГ он зарегистрировал за собой право собственности на вышеуказанный земельный участок. При составлении договора на передачу квартир (домов) в собственность граждан предметом договора ошибочно указана квартира, а не жилой дом, не указан точный адрес дома, размеры общей и жилой площади указаны не правильно. Текст договора ошибочно заверен оттиском печати не АКХ «<адрес>» (как стороны договора), а колхоза «<адрес>». При таком состоянии договора он не может зарегистрировать право собственности на жилой дом. В настоящее время АКХ «<адрес>» не существует, в связи с чем внести изменения в договор по соглашению сторон невозможно. В ДД.ММ.ГГГГ при составлении технического паспорта было установлено, что в действительности жилое помещение, которое было передано ему по договору, является отдельно стоящим домом, состоящим из трех жилых комнат, общей площадью - 61,8 кв.м., жилой - 38,0 кв.м. Согласно справке <адрес> производственного участка <адрес> отделения ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ», в ДД.ММ.ГГГГ техническая инвентаризация жилого <адрес> не проводилась, пристроек и переоборудований не было, указанные площади стоит считать действительными. С момента заключения договора по настоящее время он владеет и пользуется домом на правах собственника жилого помещения. Он осуществляет расходы по содержанию дома, поддержанию его в надлежащем состоянии, производит текущий ремонт жилого дома, осуществляет необходимые платежи за коммунальные услуги. По вышеуказанным причинам он не может зарегистрировать за собой право собственности на жилой дом, принадлежащий ему по договору на передачу квартир (домов) в собственность граждан от ДД.ММ.ГГГГ. В настоящее время признать за ним право собственности на жилой дом возможно только в судебном порядке. Просит признать за ним право собственности на жилой дом, состоящий из трех жилых комнат, общей площадью - 61,8 кв.м., в том числе жилой - 38,0 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>.
В судебном заседании истец Евдокимов Н.А. свои исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в иске, суду пояснил, что в ДД.ММ.ГГГГ от колхоза «<адрес>» на свою семью он получил жилой дом в <адрес> <адрес>. Наименования улиц и номеров жилых домов в то время не было, их присвоили позже. Дом, в котором он живет, получил номер №, <адрес>. С этого времени он живет в указанном доме. Площадь дома не менялась, никаких пристроев и переоборудования он не делал. В ДД.ММ.ГГГГ данный дом он приватизировал. В договоре приватизации его жилье было указано, как квартира, хотя в действительности, он приобрел отдельно стоящий жилой дом, который был отдельным с момента его постройки, квартирой никогда не был. Это финский щитовой дом, обложенный кирпичом, с одним входом, на одного хозяина. Рядом имеется приусадебный участок. Кроме того, в договоре неверно указаны общая и жилая площади дома. При изготовлении технического паспорта площадь дома реально измерялась, поэтому достоверной он считает общую и жилую площади дома, указанные в техническом паспорте. Договор приватизации заверен печатью колхоза «<адрес>», в то время, как продавцом по договору выступала АКХ «<адрес>». Почему договор заверен не печатью продавца, он пояснить не может. Считает, что это произошло по халатности тех работников, которые занимались оформлением договоров приватизации, его вины в этом нет. В течение длительного времени он живет в данном доме, зарегистрирован в нем, владеет и пользуется им, содержит дом в надлежащем состоянии, несет бремя расходов по содержанию своего имущества, ремонтирует и благоустраивает жилье. Просит его исковые требования удовлетворить.
Третьи лица - Евдокимова Т.В. и Кабанова Н.Н. в судебном заседании исковое заявление Евдокимова Н.А. поддержали, против удовлетворения исковых требований не возражали.
Представитель ответчика - Глава администрации Плещеевского сельсовета, <адрес> Кузнецов В.В., действующий на основании прав по должности, в судебном заседании с исковыми требованиями Евдокимова Н.А. согласился, суду пояснил, что семья Евдокимовых проживает в <адрес> <адрес> ДД.ММ.ГГГГ. Это отдельный жилой дом, на одного хозяина, с одним входом, который квартирой никогда не был. Около дома имеется приусадебный участок. В ДД.ММ.ГГГГ данный жилой дом Евдокимов Н.А. приватизировал. В бланке договора приватизации было указано, что в собственность гражданам передается квартира, так и указали в договоре, хотя фактически был передан отдельный жилой дом. Кроме того, договор приватизации был заверен печатью колхоза «<адрес>», хотя на тот момент его уже не существовало, а не печатью продавца - АКХ «<адрес>. АКХ «<адрес>» существовала короткий срок, печать появилась позже, поэтому первые договоры приватизации были заверены печатью колхоза. Площадь дома с момента его получения не менялась. В настоящее время АКХ «<адрес>» ликвидирована. Указанные недостатки договора препятствуют владельцу приватизированного жилья зарегистрировать свое право собственности на недвижимость. Поскольку Евдокимов Н.А. приватизировал указанный дом, живет в нем со своей женой, владеет и пользуется им на праве собственности, содержит в надлежащем санитарно-техническом состоянии, оплачивает коммунальные и налоговые платежи, задолженности не имеет, считает возможным удовлетворить исковые требования истца.
Представитель третьего лица - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пензенской области Коновалова Т.В., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ № будучи надлежащим образом извещенной о времени и месте судебного разбирательства, в суд не явилась, представила заявление о рассмотрении дела без участия представителя Управления Росреестра по Пензенской области, вопрос об удовлетворении исковых требований Евдокимова Н.А. оставила на усмотрение суда, возражений по существу исковых требований не представила.
Заслушав пояснения сторон, третьих лиц, показания свидетелей, изучив материалы дела, суд считает, что исковое заявление Евдокимова Н.А. подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как показала в судебном заседании свидетель ФИО1, она проживает в <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ года. Евдокимова Н.А. знает с детства, так как они росли в одной деревне. В ДД.ММ.ГГГГ году истец переехал жить в <адрес>, где в этом же году на свою семью получил от колхоза «<адрес>» отдельно стоящий жилой дом, с одним входом, на одного хозяина. С этого времени истец с женой живет в данном доме в <адрес>, номера дома она не знает. Этот дом квартирой никогда не был. С момента получения дома его площадь не менялась, пристроев и переоборудования истец не делал. В ДД.ММ.ГГГГ Евдокимов Н.А. свой дом приватизировал. Ей известно, что в договоре приватизации неправильно указали наименование переданного в собственность объекта: квартира вместо жилого дома, а также договор заверен не печатью продавца - АКХ <адрес>», а печатью колхоза. Указанные ошибки препятствуют истцу в регистрации права собственности на принадлежащий ему дом. Почему договор приватизации заверен печатью колхоза, она пояснить не может, считает, что из-за невнимательности работников, оформлявших документы. В течение длительного времени Евдокимов Н.А. проживает в данном доме, владеет и пользуется им, как своим собственным, содержит дом в надлежащем санитарно-техническом состоянии, несет бремя расходов по содержанию имущества, ремонтирует и благоустраивает свое жилье.
Свидетель ФИО2в судебном заседании показала, что она проживает в <адрес> <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ, является соседкой истца. Евдокимов Н.А. с женой проживает в отдельном <адрес> в <адрес>. Это финский щитовой дом, обложенный кирпичом, на одного хозяина, с одним входом, квартирой данный дом никогда не был. Площадь дома с момента его постройки не менялась, пристроев и переоборудования истец не делал. Она знает, что свой дом Евдокимов Н.А. приватизировал в ДД.ММ.ГГГГ. В договоре приватизации неправильно указано, что в собственность истцу передана квартира, в то время, как фактически ему передан отдельный жилой дом, поэтому в настоящее время Евдокимов Н.А. не может зарегистрировать право собственности на дом. Имеются ли другие недостатки в договоре приватизации, она не знает. Более 25 лет Евдокимов Н.А. живет с женой в данном доме, владеет и пользуется им, как собственным, благоустраивает, делает ремонт, оплачивает необходимые платежи, что она и подтверждает в суде.
В соответствии с ч. 2 ст. 218 ГК РФ, право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли - продажи, мены, дарения, или иной сделки об отчуждении этого имущества.
Согласно статье 2 ФЗ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями) граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. В соответствии со ст. ст. 6,7 названного Закона передача жилых помещений в собственность граждан оформляется договором передачи, заключаемым органами государственной власти или органами местного самоуправления, предприятием, учреждением с гражданином, получающим жилое помещение в собственность в порядке, установленном законодательством. При этом нотариального удостоверения договора передачи не требуется.
Из заявления о приватизации жилья от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ответственный наниматель Евдокимов Н.А., проживающий в <адрес> в доме, находящемся в ведении АКХ «<адрес>» <адрес>, просит разрешить приобрести в собственность указанный дом, в котором он проживает с ДД.ММ.ГГГГ года.
Согласно договору на передачу квартир (домов) в собственность граждан от ДД.ММ.ГГГГ, Евдокимову Н.А. передана в собственность квартира, состоящая из 3 комнат, общей площадью - 56 кв.м., жилой - 37,5 кв.м., по адресу: <адрес>. Количество членов семьи - 4 человека. Законность данного договора никем не оспаривается.
На основании постановления Главы администрации Плещеевского сельсовета № от ДД.ММ.ГГГГ «О наименовании улиц в населенных пунктах Плещеевского сельсовета» жилому дому, принадлежащему Евдокимову Н.А., был присвоен адрес: <адрес>.
Согласно справке №, выданной администрацией Плещеевского сельсовета, Колышлейского района, Пензенской области ДД.ММ.ГГГГ года, <адрес> <адрес> является отдельно стоящим жилым домом, квартирой никогда не был.
Из технического паспорта по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ и кадастрового паспорта по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ видно, что жилой <адрес> в <адрес> <адрес>, принадлежит Евдокимову Н.А. на праве собственности, общая площадь дома составляет - 61,8 кв.м., жилая - 38,0 кв.м.
Как видно из представленных документов, имеется разница в указании площади дома, как общей, так и жилой, а также наименования переданного в собственность объекта.
Согласно справке <адрес> отделения <адрес> филиала ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» от ДД.ММ.ГГГГ года, в ДД.ММ.ГГГГ году техническая инвентаризация <адрес> в <адрес> не производилась, пристроек и переоборудований не было. Считать действительной общую площадь - 61,8 кв. м., жилую - 38,0 кв.м.
Исходя из изложенного, суд принимает уточнённые данные площади дома согласно техническому и кадастровому паспортам, поскольку считает их достоверными, так как при их изготовлении производился реальный обмер данного дома.
Согласно справкам администрации Плещеевского сельсовета, Колышлейского района, Пензенской области № от ДД.ММ.ГГГГ года, на момент приватизации ДД.ММ.ГГГГ в доме по адресу: <адрес> были зарегистрированы и проживали: Евдокимов Н.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Евдокимова Т.В., ДД.ММ.ГГГГ рождения, ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, (умерший ДД.ММ.ГГГГ года), Кабанова (Евдокимова) Н.Н., 1984 года рождения. В настоящее время в указанной квартире зарегистрированы и проживают: Евдокимов Н.А. и Евдокимова Т.В..
В соответствии со ст. 16 Жилищного кодекса РФ, жилым домом признается индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании. Квартирой признается структурно обособленное помещение в многоквартирном доме, обеспечивающее возможность прямого доступа к помещениям общего пользования в таком доме и состоящее из одной или нескольких комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком обособленном помещении.
Исходя из изложенного, суд приходит к выводу, что приобретенное истцом Евдокимовым Н.А. по договору на передачу квартир (домов) в собственность граждан от ДД.ММ.ГГГГ жилое помещение, расположенное в <адрес>, является отдельным жилым домом
В соответствии со статьёй 35 Конституции РФ право частной собственности охраняется законом. Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.
Согласно ст. 131 ГК РФ, право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре учреждениями юстиции.
Истец Евдокимов Н.А. не может зарегистрировать право собственности на принадлежащий ему жилой дом, поскольку правоустанавливающий документ - договор на передачу квартир (домов) в собственность граждан от ДД.ММ.ГГГГ оформлен ненадлежащим образом.
Колхоз «<адрес>» на основании постановления Главы администрации Колышлейского района № от ДД.ММ.ГГГГ с ДД.ММ.ГГГГ переименован в АКХ «<адрес>», которая решением координационного совета от ДД.ММ.ГГГГ переименована в АКХ «<адрес>», согласно свидетельству о государственной регистрации предприятий от ДД.ММ.ГГГГ АКХ «<адрес>» с ДД.ММ.ГГГГ переименована в СПК «<адрес>», который ликвидирован решением Арбитражного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ года, что подтверждается справкой администрации Плещеевского сельсовета Колышлейского района, Пензенской области от ДД.ММ.ГГГГ №, архивной справкой администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №.
Как было установлено в судебном заседании, жилой <адрес> был передан в собственность истцу по договору на передачу квартир (домов) в собственность граждан от ДД.ММ.ГГГГ года. На тот момент колхоза «<адрес>» уже не существовало, продавцом по договору выступала АКХ «<адрес>». При таких обстоятельствах договор приватизации должен быть заверен печатью АКХ «<адрес> а не колхоза «<адрес>».
Однако, учитывая, что указанный договор исполнен, его законность никем из сторон не оспорена и не оспаривается в настоящее время, данный договор зарегистрирован в местной администрации и органах БТИ, суд признает договор на передачу квартир (домов) в собственность граждан от ДД.ММ.ГГГГ состоявшимся.
Суд считает, что при таких обстоятельствах право собственности на дом, возникшее у истца при передаче ему дома в собственность, что не оспаривалось никем из сторон по делу, не может быть им реализовано, если ставить регистрацию его права в зависимость от надлежащего оформления договора.
В соответствии со ст. 8 ГК РФ, гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
Судом установлено, что с момента получения жилого дома и приобретения его в собственность Евдокимов Н.А. проживает в данном доме, содержит его в надлежащем санитарно - техническом состоянии, ремонтирует, благоустраивает, несет бремя расходов по содержанию своего имущества, то есть владеет и пользуется указанным жилым домом, как своим собственным, что подтвердили в судебном заседании свидетели ФИО1 и ФИО2
При таких обстоятельствах исковые требования истца подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковое заявление Евдокимова Н.А. к администрации Плещеевского сельсовета, Колышлейского района, Пензенской области о признании права собственности на жилой дом - удовлетворить.
Признать за Евдокимовым Н.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженцем <адрес> <адрес>, право собственности на жилой <адрес>
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня его принятия в Пензенский областной суд через Колышлейский районный суд Пензенской области.
Судья: С.Н. Елизарова
Решеине вступило в законную силу.