Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-258/2019 ~ М-218/2019 от 17.07.2019

Дело № 2-258/2019

УИД № 13RS0015-02-2019-000374-39

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

г. Краснослободск. 28 августа 2019 г.

Краснослободский районный суд Республики Мордовия в составе:

председательствующего судьи Федосейкиной Е.В.,

при секретаре Федякиной М.И.,

с участие в деле:

истца Селивановой Ю. С.,

ответчика Бякина В.В.,

представителя ответчика Стенюшкина Р. В., действующего по заявлению от 09 августа 2019 г. на основании статьи 53 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

прокурора Лисина С.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Селивановой Ю. С. к Бякину В.В. о компенсации морального вреда,

установил:

Селиванова Ю.С. обратилась в суд с указанным иском к Бякин В.В. В обоснование требований указано, что между ней и ответчиком <дата> г. был заключен брак, <дата> брак расторгнут. 31 января 2019 г. к ней домой по адресу: <адрес>, пришел бывший муж Бякин В.В., который в ходе их разговора стал ее <данные изъяты> оскорблять, в связи с чем, она 04 февраля 2019 г. обратилась с заявлением в ММО МВД России «Краснослободский».

Постановлением исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка Краснослободского района Республики Мордовия от 14 марта 2019 г. Бякин В.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 5.61 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

Истец считает, что указанными оскорблениями нарушены ее нематериальные блага, предусмотренные статье 150 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), так же ей причинен моральный вред, а именно нравственные страдания, чем была создана угроза не родившемуся ребенку.

Селиванова Ю.С. просит суд взыскать в свою пользу с ответчика Бякин В.В. компенсацию морального вреда в размере 30 000 рублей.

В судебном заседании истец Селиванова Ю.С. исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

В судебном заседании ответчик Бякин В.В. исковые требования не признал, не отрицая обстоятельств изложенных в постановлении и.о. мирового судьи судебного участка Краснослободского района Республики Мордовия от 14 марта 2019 г. о привлечении его к административной ответственности за совершение оскорбления Селивановой Ю.С. Вместе с тем указал, что его высказывание не является оскорблением личности истца, которая сама спровоцировала его, вела себя некорректно по отношению к нему, так как он пришел поговорить <данные изъяты> Считает заявленный истцом ко взысканию размер компенсации морального вреда существенно завышенным, просит суд снизить указанный размер компенсации морального вреда до 500 рублей. В судебном заседании извинился перед Селивановой Ю.С., и просил ее принять извинения.

Представитель ответчика Стенюшкин Р.В. поддержал позицию своего доверителя и попросил суд учесть, что нецензурное высказывание Бякин В.В. не является оскорблением личности истца.

Прокурор Лисин С.Н. в заключении просил суд исковые требования Селивановой Ю.С. удовлетворить с учетом принципов разумности и справедливости.

Суд, выслушав объяснения сторон, заключение прокурора, исследовав письменные материалы дела, а также обозрев в судебном заседании с согласия сторон материалы административного дела в отношении Бякин В.В., по факту совершения 31 января 2019 г. административного правонарушения, предусмотренного статьей 5.61 КоАП РФ, в отношении Селивановой Ю.С., приходит к следующему.

Согласно статьям 2, 18 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Согласно статьи 17 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.

В соответствии со статьей 21 Конституции Российской Федерации достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления. В случае нарушения каждый имеет право на защиту своей чести и доброго имени (часть 1 статья 23 Конституции Российской Федерации).

Компенсация морального вреда, по смыслу положений статьи 12 ГК РФ, является одним из способов защиты субъективных гражданских прав и законных интересов и представляет собой гарантированную государством материально-правовую меру, посредством которой осуществляется добровольное или принудительное восстановление нарушенных (оспариваемых) личных неимущественных благ и прав.

Пунктом 1 статьи 150 ГК РФ предусмотрено, что жизнь, здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, неприкосновенность жилища, личная и семейная тайна, свобода передвижения, свобода выбора места пребывания и жительства, имя гражданина, авторство, иные нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом.

В силу статьи 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

Согласно пункту 2 постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 20 декабря 1994 г. № 10 «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда» под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действием (бездействием), посягающим на принадлежащие гражданину нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна) или нарушающим личные неимущественные права либо имущественные права гражданина.

Моральный вред, в частности, может заключаться в нравственных переживаниях в связи с утратой родственников, невозможностью продолжать активную общественную жизнь, потерей работы, раскрытием семейной, врачебной тайны, распространением не соответствующих действительности сведений, порочащих честь, достоинство или деловую репутацию гражданина, временным ограничением или лишением каких-либо прав, физической болью, связанной с причиненным увечьем, иным повреждением здоровья либо в связи с заболеванием, перенесенным в результате нравственных страданий и др.

Как следует из разъяснений, содержащихся в абзаце 6 пункта 8 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 февраля 2005 г. № 3 «О судебной практике по делам о защите чести и достоинства граждан, а также деловой репутации граждан и юридических лиц», на ответчика, допустившего высказывание в оскорбительной форме, унижающей честь, достоинство или деловую репутацию истца, может быть возложена обязанность компенсации морального вреда, причиненного истцу оскорблением (статьи 150, 151 ГК РФ).

Таким образом, действующее законодательство допускает возможность защиты чести и достоинства (доброго имени) гражданина путем заявления отдельного требования о компенсации морального вреда. Указанный способ защиты нарушенного права является самостоятельным, и его применение не обусловлено необходимостью одновременного использования какого-либо иного способа защиты.

В соответствии с абзац. 1 частей 1 и 2 статьи 1064 ГК РФ вред, причиненный личности гражданина подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

При этом, по смыслу статьи 1064 ГК РФ, вред рассматривается как всякое умаление охраняемого законом материального или нематериального блага, любые неблагоприятные изменения в охраняемом законом благе, которое может быть как имущественным, так и неимущественным (нематериальным).

Согласно частям 1 и 3 статьи 1099 ГК РФ основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяется правилами, предусмотренными настоящей главой и статьей 151 настоящего Кодекса.

Компенсация морального вреда осуществляется независимо от подлежащего возмещению имущественного вреда.

В соответствии с частями 1 и 2 статьи 1101 ГК РФ компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме, размер компенсации определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.

Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.

Как установлено в судебном заседании и следует из материалов дела, материалов административного дела № 5-173/2019, в частности из постановления о возбуждении дела об административном правонарушении от 27 февраля 2019 г., в отношении Бякин В.В. по заявлению Селивановой Ю.С. возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 5.61 КоАП РФ, совершенном 31 января 2019 г. примерно в 19 часов 00 минут в доме по адресу: <адрес>.

Обстоятельства указанного правонарушения подтверждаются также заявлением потерпевшей Селивановой Ю.С., письменными объяснениями от 04 февраля 2019 г. потерпевшей Селивановой Ю.С., С***, Бякин В.В., письменными объяснениями специалиста М***, из которых следует, что слова и выражения, высказанные Бякин В.В. в адрес Селивановой Ю.С. являются оскорбительными, если они высказаны в адрес человека.

Вступившим в законную силу постановлением исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка Краснослободского района Республики Мордовия от 14 марта 2019 г. установлено, что ответчик Бякин В.В. совершил оскорбление, то есть унижение чести и достоинства другого лица, выраженное в неприличной форме, при следующих обстоятельствах 31 января 2019 г. примерно в 19 часов 00 минут, находясь по адресу: <адрес>. Бякин В.В. оскорбил Селиванову Ю.С., выразившись в ее адрес нецензурной бранью, был признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 5.61 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 1000 рублей.

Согласно части 4 статьи 61 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ), вступивший в законную силу приговор суда по уголовному делу обязателен для суда, рассматривающего дело о гражданско-правовых последствиях деяний лица, в отношении которого вынесен приговор, лишь по вопросам о том, имели ли место эти действия (бездействие) и совершены ли они данным лицом.

Как следует из разъяснений, содержащихся в пункте 8 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. № 23 «О судебном решении», на основании части 4 статьи 1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, по аналогии с частью 4 статьи 61 ГПК РФ, следует также определять значение вступившего в законную силу постановления и (или) решения судьи по делу об административном правонарушении при рассмотрении и разрешении судом дела о гражданско-правовых последствиях действий лица, в отношении которого вынесено это постановление (решение).

По оценке суда, при принятии решения, по аналогии с частью 4 статьи 61 ГПК РФ, следует также определять значение вступившего в законную силу постановления и (или) решения по делу об административном правонарушении, которым завершено рассмотрение дела об административном правонарушении.

Таким образом, исходя из установленных обстоятельств дела, положений статей 150, 151, 1064, 1099 ГК РФ, а также разъяснений постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 февраля 2005 г. № 3 «О судебной практике по делам о защите чести и достоинства граждан, а также деловой репутации граждан и юридических лиц», суд признает за истцом право на возмещение морального вреда, причиненного ей в результате оскорбления Бякин В.В. в результате совершения ответчиком административного правонарушения.

В результате причинения ответчиком истцу нравственных страданий (переживаний) ввиду оскорбительного высказывания ответчика в адрес истца в неприличной форме, несущего негативный смысл и отрицательно характеризуя моральный облик истца, унижают его честь и достоинство.

Учитывая вышеизложенные и фактические обстоятельства совершения ответчиком Бякин В.В. оскорбления истца Селивановой Ю.С., <данные изъяты> истцу были причинены нравственные страдания, связанные с унижением ее чести и достоинства, опасениями за состояние ее будущего ребенка, степень вины ответчика, требования разумности и справедливости, суд в соответствии со статьями 1099, 1101 ГК РФ считает заявленные требования истца о взыскании компенсации морального вреда подлежащими удовлетворению в части заявляемой суммы, а именно в размере 5000 рублей.

В соответствии с частью 1 статьи 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.

Оснований для освобождения ответчика Бякин В.В. от уплаты государственной пошлины не имеется.

В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи. 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации с ответчика подлежит взысканию в бюджет Краснослободского муниципального района Республики Мордовия государственная пошлина в размере 300 рублей.

Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

исковые требования Селивановой Ю. С. к Бякин В.В. о компенсации морального вреда удовлетворить частично.

Взыскать с Бякин В.В. в пользу Селивановой Ю. С. в счет компенсации морального вреда 5 000 (пять тысяч) рублей.

Взыскать с Бякин В.В. в бюджет Краснослободского муниципального района Республики Мордовия государственную пошлину в размере 300 (триста) рублей.

Решение может быть обжаловано в течение одного месяца со дня его вынесения в окончательной форме в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия через Краснослободский районный суд Республики Мордовия.

Судья Е.В. Федосейкина

Мотивированное решение суда составлено 29 августа 2019 г.

Судья Е.В. Федосейкина

1версия для печати

2-258/2019 ~ М-218/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Прокурор Краснослободского района Республики Мордовия
Селиванова Юлия Сергеевна
Ответчики
Бякин Виктор Викторович
Другие
Стенюшкин Роман Васильевич
Суд
Краснослободский районный суд Республики Мордовия
Судья
Федосейкина Евгения Владимировна
Дело на странице суда
krasnoslobodsky--mor.sudrf.ru
17.07.2019Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
17.07.2019Передача материалов судье
19.07.2019Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
19.07.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
09.08.2019Подготовка дела (собеседование)
09.08.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
28.08.2019Судебное заседание
29.08.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
10.09.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
20.12.2019Дело оформлено
20.12.2019Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее