Решение по делу № 2-209/2014 от 07.11.2014

          Дело № 2-209/2014

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

с. Солтон                                                                                         «16» декабря 2014 года

Солтонский районный суд Алтайского края в составе:

председательствующего Илларионова С.А.

при секретаре Дегтяревой Е.Ф.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Малышкиной <данные изъяты>, действующей в интересах несовершеннолетних детей ФИО2, ФИО1 к Администрации Солтонского района Алтайского края об оспаривании решения органа местного самоуправления; о признании права на получение государственного жилищного сертификата в связи с утратой жилого помещения в результате паводка, произошедшего в мае-июне 2014 года; о возложении обязанности включить ФИО1 и ФИО2 в список граждан, имеющих право на получение государственного жилищного сертификата в связи с утратой жилого помещения

У С Т А Н О В И Л :

Малышкина Л.А. действуя в интересах своих несовершеннолетних детей              ФИО2 и ФИО1 обратилась в Солтонский районный суд Алтайского края с настоящим иском.

В обоснование заявленных требований указала, что она, ее муж ФИО8, их несовершеннолетние дети ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ года рождения и ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения постоянно проживали в жилом <адрес>, расположенном по <адрес>, в <адрес>, ФИО3 <адрес>. В указанном жилом помещении зарегистрирован отец несовершеннолетних детей - ФИО8, который ранее получил жилищный сертификат в связи с признанием жилого дома непригодным для проживания в результате чрезвычайной ситуации - паводка на <адрес> в мае-июне 2014 года. Однако в данном жилом помещении на момент чрезвычайной ситуации не были зарегистрированы несовершеннолетние дети ФИО8 и ФИО7 - ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения и ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

Факт проживания ФИО1 и ФИО2 в домовладении, пострадавшем в результате чрезвычайной ситуации в мае-июне 2014 года по адресу: <адрес> подтвержден судебным решением ФИО3 районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу № 2-92/2014.

В результате паводковых дождей, прошедших в конце мая - начале июня 2014 года жилой <адрес> в <адрес>, ФИО3 <адрес> был затоплен паводковыми водами, в связи с чем на основании заключения межведомственной комиссии при Администрации Солтонского района Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ был признан непригодным для проживания.

Учитывая вышеизложенной, законные представители несовершеннолетних             ФИО1 и ФИО2 обратились в Межведомственную комиссию, утвержденную постановлением Администрации Солтонского района Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ № 335, о включении детей в список граждан, лишившихся жилого помещения, нуждающихся в получении государственных жилищных сертификатов в результате дождевого паводка на территории Алтайского края в мае-июне 2014 года. Однако, указанной комиссией, ДД.ММ.ГГГГ было вынесено решение об отказе во внесении несовершеннолетних ФИО1 и ФИО2 в список граждан, лишившихся жилого помещения, нуждающихся в получении государственных жилищных сертификатов в результате дождевого паводка на территории <адрес> в мае-июне 2014 года, в связи с тем, что у несовершеннолетних детей отсутствует регистрация по месту жительства в жилом доме, включенном в реестр жилых помещений, признанных непригодными для проживания.

С указанным решением Комиссии Малышкина Л.А., действующая в интересах своих несовершеннолетних детей ФИО1 и ФИО2 не согласна, полагая, что такой отказ нарушает права несовершеннолетних детей на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайной ситуации.

Согласно ч. 2 ст. 29 Федерального конституционного закона от 30.05.2001 года № 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении», лицам, пострадавшим в результате обстоятельств, послуживших основанием для введения чрезвычайного положения, или в связи с применением мер по устранению таких обстоятельств или ликвидации их последствий, предоставляются жилые помещения, возмещается причиненный материальный ущерб, оказывается содействие в трудоустройстве и представляется необходимая помощь на условиях и в порядке, установленных Правительством Российской Федерации.

В соответствии с п. 1 ст. 18 ФЗ от 21.12.1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», граждане Российской Федерации имеют право на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайной ситуации.

В силу положений п. 2 ст. 18 вышеуказанного Федерального закона порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с п. 1 настоящей стать, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Во исполнение приведенной нормы и целей оказания помощи в приобретении жилья гражданам РФ пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий, 07.06.1995 года Правительством РФ издано постановление № 561 «О государственных жилищных сертификатах, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилья в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий».

В соответствии п.п. 1, 2 данного Постановления, признано необходимым выпустить государственные жилищные сертификаты (далее ГЖС) для граждан Российской Федерации, лишившихся жилья в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий. ГЖС выдаются гражданам, постоянно проживающим и зарегистрированным в утраченном жилом помещении на момент чрезвычайной ситуации, стихийного бедствия.

Пунктом 2-4 Порядка и условий выдачи государственных жилищных сертификатов (во исполнение Постановления Правительства РФ от 07.06.1995 года № 561), утвержденного МЧС РФ, Минстроем РФ и Минфином РФ № 916 от 27.07.1995 года, предусмотрено, что в целях определения потребности в государственных жилищных сертификатах органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых проживали граждане, лишившиеся жилья в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий, по согласованию с эмитентом государственных жилищных сертификатов либо уполномоченным им органом субъекта Российской Федерации, составляются списки пострадавших граждан Российской Федерации, имеющих право на получение сертификат. Списки граждан, утвержденные решением исполнительного органа субъекта Российской Федерации, являются основанием для получения государственных жилищных сертификатов и эмитента государственных жилищных сертификатов либо уполномоченного им органа субъекта Российской Федерации. Для включения в списки граждан, пострадавших, граждане должны представить в органы исполнительной власти следующие документы: заявление о выдаче государственного жилищного сертификата; паспорт или иной документ, удостоверяющий личность и имеющий юридическую силу; справку органа местного самоуправления, подтверждающую факт, что граждане лишились жилья в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий.

Из изложенного следует, что государством гарантируется предоставление жилья посредством выдачи государственного жилищного сертификата тем гражданам, которые имея жилое помещение и проживая в нем на законных основаниях, лишились его в результате стихийного бедствия.

Постановлением Администрации Алтайского края от 29.05.2014 года № 245 «О введении режима чрезвычайной ситуации для органов управления и сил Алтайской территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» с 29.05.2014 года введен режим чрезвычайной ситуации для органов управления и сил Алтайской территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Согласно постановлению главы Администрации Солтонского района Алтайского края от 29.05.2014 года № 336 «О введении режима чрезвычайной ситуации на территории района» в результате выпадения осадков резкого повышения уровня воды в р. Бия, началось подтопление жилых домов в с. Новая Ажинка, в следствие чего на территории Солтонского района Алтайского края введен режим Чрезвычайной ситуации.

Постановлением главы Администрации Солтонского района Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ был утвержден реестр жилых помещений, признанных непригодными для проживания в результате последствий паводка от сильных дождей, прошедших в мае-июне 2014 года на территории Солтонского района. В указанный реестр включен жилой <адрес> в <адрес>, ФИО3 <адрес>, в котором проживала семья Малышкиных.

Отказ во включении в список граждан лишившихся жилого помещения, на получение государственных жилищных сертификатов, в результате дождевого паводка на территории Алтайского края в мае-июне 2014 года несовершеннолетних ФИО1 и            ФИО2 связан с тем, что последние не были зарегистрированы в жилом доме по вышеуказанному адресу.

Отказ Комиссии во включении несовершеннолетних ФИО1 и ФИО2 в Список считает неправомерным, на основании того, что согласно ст. 20 ГК РФ местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает. Согласно ч. 2 ст. 20 ГК РФ местом жительства несовершеннолетних, не достигших 14 лет граждан признается место жительства их законных представителей.

Исходя из правовой позиции Конституционного суда РФ, выраженной в Определении от 05.10.2000 года место жительства граждан может установлено судом на основании различных юридических фактов, не обязательно связанных с регистрацией его компетентными органами. Согласно ст. 3 Закона РФ «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием для ограничения или условием для реализации прав и свобод граждан.

Кроме того, решение Комиссии противоречит и иным решениям Конституционного суда, в частности, Постановлению от 04.04.1996 года № 9-П, от 02.02.1998 года № 4-П, Определению от 13.07.2000 года № 185-О, Определению от 06.10.2008 года № 619-О-П.

В связи с вышеизложенным Малышкина Л.А., действующая в интересах своих несовершеннолетних детей ФИО1 и ФИО2 просила признать незаконным решение Межведомственной комиссии по включению в список пострадавших граждан при Администрации Солтонского района Алтайского края от 08.09.2014 года № 806 об отказе во включении в список граждан, лишившихся жилого помещения, на получение государственных жилищных сертификатов в результате дождевого паводка на территории Алтайского края в мае-июне 2014 года несовершеннолетних ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения и ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ года рождения; признать за несовершеннолетними ФИО1 и ФИО2 право на получение государственных жилищных сертификатов; возложить на Администрацию Солтонского района Алтайского края обязанность внести ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения и ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения в список граждан, лишившихся жилого помещения на получение государственных жилищных сертификатов, в результате дождевого паводка на территории Алтайского края в мае-июне 2014 года.

В судебном заседании Малышкина Л.А., действующая в интересах своих несовершеннолетних детей ФИО1 и ФИО2 исковые требования к Администрации Солтонского района Алтайского края поддержала в полном объеме, указав, что в <адрес> в <адрес>, ФИО3 <адрес> проживает с 2002 года вместе со своим мужем ФИО8 В указанный дом им разрешили вселится наследники первой очереди умершего ФИО5, приходящегося ее мужу дедом. С момента вселения и по настоящий момент времени ни она, ни члены ее семьи, не являются собственниками <адрес> в <адрес>, хотя на протяжении последних двенадцати лет постоянно проживают в нем с двумя несовершеннолетними детьми.Как на момент чрезвычайной ситуации, так и в настоящее время она имеет регистрацию по месту жительства в <адрес> в <адрес>, принадлежащем родителям мужа.В указанном жилом доме она зарегистрировалась лишь с целью получения компенсации за твердое топливо как педагогическому работнику. В <адрес> в <адрес> находилось все ее имущество и имущество членов ее семьи, которое было утрачено в результате паводка 2014 года. За утрату указанного имущество она и члены ее семьи получили компенсацию в размере 100 000 руб. и единовременную выплату в размере 10 000 руб. на каждого. Полагает, что поскольку <адрес> в <адрес> ФИО3 <адрес> фактически является собственностью членов ее семьи; ее муж ФИО8 получил жилищный сертификат в связи с утратой данного жилого помещения в результате паводка, то Администрация Солтонского района Алтайского края должна включить ее несовершеннолетних детей в список граждан, нуждающихся в получении государственных жилищных сертификатов, так как они вместе с ней и отцом                 ФИО8 проживали в указанном жилом доме на момент чрезвычайной ситуации в мае-июне 2014 года.

Представитель Администрации Солтонского района Алтайского края Каширина О.В. в судебном заседании пояснила, что действительно истец и члены ее семьи на момент затопления проживала в <адрес> в <адрес>, ФИО3 <адрес>, который был признан непригодным для проживания в связи с паводком, прошедшим в мае-июне 2014 года. Однако несовершеннолетние дети не имели регистрации по месту жительства в указанном доме на момент ЧС, в связи с чем комиссия отказала им во включении в список граждан на получение государственного жилищного сертификата. Просила разрешить заявленные требования на усмотрение суда.

Третье лицо ФИО8 в судебном заседании пояснил, что <адрес> в <адрес>, ФИО3 <адрес> был построен его дедом ФИО5, умершим ДД.ММ.ГГГГ года. После смерти деда, открывшееся наследство принял его отец - ФИО6 (наследник первой очереди), который и разрешил ему и членам его семьи проживать в указанном доме. С указанного времени он несет полное бремя содержания данного жилого помещения, считая его своим собственным. В указанном доме он постоянно проживал, в том числе на момент паводка в 2014 году, со своей супругой Малышкиной Л.А. и двумя несовершеннолетними детьми ФИО1 и               ФИО2 Каких-либо правоустанавливающих документов на жилой <адрес> в <адрес>, ФИО3 <адрес>, подтверждающих его право собственности на данный объект недвижимости, он не имеет.

Представитель Главного управления МЧС России по Алтайскому краю в представленном в адрес суда отзыве на исковое заявление указал, что признание права на получение жилищного сертификата рассматривает межведомственная комиссия в соответствии с постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 года № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», постановлением Правительства РФ от 07.06.1995 года № 561 «О государственных жилищных сертификатах, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилья в результате чрезвычайной ситуации и стихийных бедствий» Данные межведомственные комиссии утверждены на уровне муниципальных образований. Решение по делу просил принять на усмотрение суда, рассмотрев дело в отсутствие их представителя.

Представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: Министерство финансов Российской Федерации, Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям, и ликвидации последствий стихийных бедствий, Главное Управление МЧС по Алтайскому краю, Главное управление строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края, Управление социальной защиты по Солтонскому району Алтайского края, Главное управление Алтайского края по социальной защите населения и преодолению последствий ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне своевременно уведомленные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, письменно и телефонограммой просят рассмотреть дело в их отсутствие, что в соответствие со статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не препятствует рассмотрению дела по существу в их отсутствие.

Суд, заслушав объяснения истца, действующего в интересах своих несовершеннолетних детей, представителя ответчика, третье лицо ФИО8 исследовав письменные доказательства, приходит к следующим выводам.

Согласно ч. 2 ст. 29 Федерального конституционного закона от 30.05.2001 года № 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении», лицам, пострадавшим в результате обстоятельств, послуживших основанием для введения чрезвычайного положения, или в связи с применением мер по устранению таких обстоятельств или ликвидации их последствий, предоставляются жилые помещения, возмещается причиненный материальный ущерб, оказывается содействие в трудоустройстве и предоставляется необходимая помощь на условиях и в порядке, установленных Правительством Российской Федерации.

В соответствии с п. 1 ст. 18 Федерального закона от 21.12.1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», граждане Российской Федерации имеют право на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций.

В силу положений п. 2 ст. 18 вышеуказанного Закона порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Во исполнение приведенной нормы и целей оказания помощи в приобретении жилья гражданам РФ, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий, 07.06.1995 года Правительством РФ издано Постановление № 561 «О государственных жилищных сертификатах, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилья в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий».

В соответствии с п. 1, 2 данного Постановления признано необходимым выпустить ГЖС для граждан Российской Федерации, лишившихся жилья в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий. Государственные жилищные сертификаты выдаются гражданам, постоянно проживающим и зарегистрированным в утраченном жилом помещении на момент чрезвычайной ситуации, стихийного бедствия.

Пунктом 2 - 4 Порядка и условий выдачи государственных жилищных сертификатов (во исполнение Постановления Правительства РФ от 07.06.1995 года № 561), утвержденного МЧС РФ, Минстроем РФ и Минфином РФ № 916 от 27.07.1995 года, предусмотрено, что в целях определения потребности в государственных жилищных сертификатах органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых проживали граждане, лишившиеся жилья в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий, по согласованию с эмитентом государственных жилищных сертификатов либо уполномоченным им органом субъекта Российской Федерации, составляются списки пострадавших граждан Российской Федерации, имеющих право на получение этого сертификата. Списки граждан, утвержденные решением исполнительного органа субъекта Российской Федерации, являются основанием для получения государственных жилищных сертификатов у эмитента государственных жилищных сертификатов либо уполномоченного им органа субъекта Российской Федерации. Для включения в списки пострадавших, граждане должны представить в органы исполнительной власти следующие документы:

- заявление о выдаче государственного жилищного сертификата,

- паспорт или иной документ, удостоверяющий личность и имеющий юридическую силу,

- справку органов местного самоуправления, подтверждающую факт, что граждане лишились жилья в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий.

Следовательно, из совокупности вышеуказанных правовых норм усматривается, что, жилое помещение, в котором проживали граждане, должно быть единственным пригодным для проживания, в связи с чем подлежат установлению два юридически значимых обстоятельства:

- регистрация заявителей в утраченном жилом помещении;

- их постоянное проживание в указанном жилище на момент чрезвычайной ситуации или стихийного бедствия.

Из изложенного следует, что государством гарантируется предоставление жилья посредством выдачи государственного жилищного сертификата только тем гражданам, которые имея жилое помещение и проживая в нем на законных основаниях, лишились его в результате стихийного бедствия.

В иных случаях риск случайной гибели или случайного повреждения своего имущества несет собственник (ст. 211 ГК РФ).

В судебном заседании установлено, что в связи с обильными осадками, выпавшими в Республике Алтай и юго-восточных районах Алтайского края, значительно повысился уровень воды в верховьях рек Бия, Катунь, Чарыш и Ануй. В Бийском, Красногорском, Краснощековском, Солонешенском, Солтонском, Чарышском муниципальных районах и                 г. Бийске уровни воды в реках превысили критические отметки.

Постановлением администрации Алтайского края от 29.05.2014 года № 245 «О введении режима чрезвычайной ситуации для органов управления и сил Алтайской территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» с 29.05.2014 года введен режим чрезвычайной ситуации для органов управления и сил Алтайской территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Согласно постановлению главы Администрации Солтонского района Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ «О введении режима чрезвычайной ситуации на территории района» в результате выпадения осадков и резкого повышения уровня воды в реке Бия, началось подтопление жилых домов в с. Новая Ажинка, в следствие чего на территории Солтонского района Алтайского края введен режим «Чрезвычайной ситуации».

Постановлением главы Администрации Солтонского района Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ был утвержден реестр жилых помещений, признанных непригодными для проживания в результате последствий паводка от сильных дождей, прошедших в мае-июне 2014 года на территории Солтонского района. В указанный реестр включен жилой <адрес> в <адрес>, ФИО3 <адрес>.

Таким образом, в судебном заседании установлено, что вышеуказанный жилой дом попал в зону затопления, был поврежден, в связи с чем признан непригодным для дальнейшего проживания.

Постановлением Администрации Солтонского района Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ утвержден список граждан, лишившихся жилого помещения в результате последствий паводка от сильных дождей, прошедших в мае-июне 2014 года на территории <адрес> на получение жилищных сертификатов. Согласно приложению к вышеуказанному постановлению, ФИО8, проживавший в <адрес> в <адрес>, ФИО3 <адрес> включен в список граждан на получение государственного жилищного сертификата.

Основанием для включения ФИО8 в вышеуказанный список послужило Постановление ФИО4, ФИО3 <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ об утверждении выписки из похозяйственной книги, согласно которому была утверждена выписка из похозяйственной книги лиц. счет № 48ДД.ММ.ГГГГ год о принадлежности жилого деревянного <адрес> в <адрес>, ФИО3 <адрес> ФИО8.

Из ответа ФИО4 сельского совета от ДД.ММ.ГГГГ на запрос суда следует, что вышеуказанное жилое помещение ранее принадлежало ФИО5. ФИО8 приживает в указанном жилом доме с 1993 года и по настоящее время. Также указали, что при выдаче документов о принадлежности жилого помещения тому или иному лицу, основанием служат похозяйственные книги, так как иной информацией Администрация сельсовета не располагает.

Между тем, из ответа, полученного по запросу суда из ФГУП «Ростехинвентаризация - федеральное БТИ» Солтонский производственный участок, сведения на объект недвижимости (жилой дом) по адресу: <адрес> зарегистрированы за ФИО5.

Согласно сведениям, поступившим по запросу суда из Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю, в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствует информация о зарегистрированных правах на объект недвижимого имущества - жилой <адрес> в ст. Новая Ажинка, ФИО3 <адрес>, как и информация о правах ФИО8 и его несовершеннолетних детей на данный объект недвижимого имущества (л.д. 82, 111-114).

Третье лицо ФИО8 в судебном заседании также пояснил, что вышеуказанный дом был построен ФИО5 (его дедом), умершим ДД.ММ.ГГГГ года. С согласия наследника первой очереди, принявшего наследство - сына умершего ФИО6 (отца третьего лица), он вместе с супругой с 2002 года и в последующем двумя несовершеннолетними детьми ФИО1 и ФИО2 по настоящее время проживает в указанном жилом помещении. Каких-либо правоустанавливающих документов на жилой <адрес> в <адрес>, ФИО3 <адрес>, подтверждающих его право собственности на данный объект недвижимости, он не имеет.

Аналогичные пояснения в судебном заседании были даны и ФИО7, действующей в интересах несовершеннолетних детей.

Вышеуказанное подтверждается и ответом, полученным от нотариуса ФИО3 нотариального округа ФИО11 согласно которому, после смерти ФИО5 в нотариальную контору обратился сын умершего ФИО6, проживающий в <адрес>, ФИО3 <адрес>, которому было выдано свидетельство о праве на наследство по закону. От других наследников заявлений о принятии наследства, об отказе от наследства не поступало (л.д. 45, 87-110).

Приобретение права собственности регламентируется положениями Главы 14 ГК РФ «Приобретение права собственности». В частности право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества. В случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом (ч. 2 ст. 218 ГК РФ). При этом выписка из похозяйственной книги не может служить самостоятельным основанием для возникновения у гражданина права собственности на тот или иной объект недвижимости, поскольку лишь служит основанием, подтверждающим факт проживания гражданина в том или ином жилом помещении, и составляется лишь с целью ведения административного учета.

Таким образом, в судебном заседании установлено, что ФИО8 не является собственником вышеуказанного жилого помещения, признанного непригодным для проживания в результате последствий паводка, прошедшего на территории Солтонского района Алтайского края в конце мая - начале июня 2014 года, как и члены ее семьи.

Между тем, вышеупомянутые нормативно-правовые акты, регламентирующие основания и порядок выдачи государственных жилищных сертификатов, направлены на защиту прав собственника, иные лица упоминаются как члены семьи собственника. Соответственно, наличие статуса членов семьи собственника является обязательным, данное обстоятельство является юридически значимым, подлежащим установлению при разрешении данной категории дел.

Из представленных Малышкиной Л.А. свидетельств о рождении ФИО1 и ФИО2 следует, что отцом несовершеннолетних детей является ФИО8, матерью ФИО7 (л.д. 137, 138).

Факт проживания несовершеннолетних ФИО1 и ФИО2 на момент чрезвычайной ситуации, связанной с наводнением на <адрес> в мае-июне 2014 года в <адрес> в <адрес>, ФИО3 <адрес>, подтверждается вступившим в законную силу решением ФИО3 районного суда от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу № 2-92/2014.

На основании вышеуказанного решения суда несовершеннолетним ФИО1 и ФИО2 были выданы единовременные денежные выплаты в размере 10 000 руб., а также финансовая помощь в размере 100 000 руб. на каждого ребенка в связи с утратой имущества первой необходимости, предусмотренных Постановлением Администрации Алтайского края от 10.06.2014 года № 270 «Об осуществлении единовременных денежных выплат в связи с возникновением чрезвычайной ситуации на территории Алтайского края в результате паводка в мае-июне 2014 года».

Таким образом, государством в силу положений действующего законодательства несовершеннолетним ФИО1 и ФИО2 была произведена компенсация за утрату имущества первой необходимости.

Решением Межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ ФИО8 было отказано о включении его несовершеннолетних детей ФИО1 и               ФИО2 во внесении (включении) их в список граждан, лишившихся жилого помещения на получение государственных жилищных сертификатов в результате дождевого паводка на территории Алтайского края в мае-июне 2014 года в связи с отсутствием у несовершеннолетних детей регистрации по месту жительства в жилом помещении, признанном непригодным для проживания.

Как установлено в судебном заседании, в жилом <адрес>, в <адрес>, ФИО3 <адрес> несовершеннолетние дети были зарегистрированы только ДД.ММ.ГГГГ года, что подтверждается ответами начальника ТП УФМС России по <адрес> в <адрес>.

С учетом вышеизложенного, суд приходит к выводу, что право членов семьи собственника жилого помещения, в том числе и на получение государственного жилищного сертификата, производно от права последнего (собственника), связанного с утратой принадлежащего ему жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации. Следовательно, у ответчика имелись правовые основания для отказа во включение несовершеннолетних детей ФИО1 и ФИО2 в список граждан, лишившихся жилого помещения на получение государственных жилищных сертификатов, в результате дождевого паводка на территории Алтайского края в мае-июне 2014 года, в том числе и в связи с отсутствием регистрации последних в жилом помещении, признанным непригодным для проживания в результате чрезвычайной ситуации.

Таким образом, у суда не имеется правовых оснований для признания незаконным решения Межведомственной комиссии по включению в список пострадавших граждан при Администрации Солтонского района Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ № 806, которым ФИО8 было отказано во включении его несовершеннолетних детей                 ФИО1 и ФИО2 в число лиц, имеющих право на получение ГЖС.

Так же суд при разрешении заявленных требований исходит и из того, что самостоятельное право на получение ГЖС не может быть признано за лицами, которые не являются ни собственниками жилья, ни членами семьи собственника.

То обстоятельство, что отец несовершеннолетних ФИО8 был включен в список лиц на получение государственного жилищного сертификата и получил его в настоящее время, не нарушает прав его несовершеннолетних детей ФИО1 и ФИО2, поскольку такого права они не имеют. При этом суд исходит из того, что сам по себе факт выдачи отцу несовершеннолетних детей государственного жилищного сертификата не является основанием для возникновения у них права на получение ГЖС, так как последний выдается только собственнику утраченного жилого помещения и членам его семьи, а отец несовершеннолетних ФИО1 и ФИО2 - ФИО8 таковым не является.

С учетом вышеизложенного, у суда не имеется правовых оснований для признания за несовершеннолетними ФИО1 и ФИО2 права на получение государственного жилищного сертификата в связи с признанием непригодным для проживания жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>.

Факт проживания несовершеннолетних детей на момент чрезвычайной ситуации в мае-июне 2014 года по вышеуказанному адресу, установленный решением суда, также не является достаточным основанием дл получения государственного жилищного сертификата, поскольку установление такового дает возможность гражданам реализовать свое право на получение материальной помощи и компенсации в связи с утратой имущества первой необходимости, которое и было реализовано законными представителями последних в установленном законом порядке.

Таким образом, действия Администрации Солтонского района Алтайского края, связанные с включением ФИО8 в список лиц на получение ГЖС и последующая реализация последним данного права, не порождают для суда правовых оснований, влекущих возникновение у его несовершеннолетних детей права на получение государственного жилищного сертификата.

Кроме того, приведенное выше законодательство, регулирующее получение гражданами государственных жилищных сертификатов предусматривает наличие совокупности двух условий, необходимых для его получения, а именно: постоянное проживание и регистрация в утраченном жилом помещении на момент чрезвычайной ситуации, стихийного бедствия. При этом Постановление Правительства РФ от 07.06.1995 года в ред. от 27.07.1996 года № 897 не содержало такого условия и последнее было установлено в соответствии с изменениями, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации 07.11.2008 года № 832, в связи с чем, суд исходит из буквального толкования данного нормативно-правового акта и не принимает во внимание доводы истицы, действующей в интересах своих несовершеннолетних детей о том, что в данном случае нарушается их право на свободу передвижения, а сам по себе факт регистрации не порождает для них каких-либо прав и обязанностей, как основанный на неправильном толковании норм материального права в конкретной правоприменительной практике.

С учетом вышеизложенного, исковые требования Малышкиной Л.А., действующей в интересах несовершеннолетних детей ФИО1 и ФИО2 не подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования Малышкиной <данные изъяты>, действующей в интересах несовершеннолетних детей ФИО2 и ФИО1 об оспаривании решения органа местного самоуправления; о признании права на получение государственного жилищного сертификата в связи с утратой жилого помещения в результате паводка, произошедшего в мае-июне 2014 года; о возложении обязанности включить несовершеннолетних ФИО1 и ФИО2 в список граждан, имеющих право на получение государственного жилищного сертификата в связи с утратой жилого помещения, оставить без удовлетворения в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд путем подачи апелляционной жалобы в Солтонский районный суд Алтайского края в течение одного месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение суда изготовлено 19 декабря 2014 года

Судья:                                                                                                                С.А. Илларионов

2-209/2014

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Ответчики
администрация Солтонского района
Другие
Малышкина Л.А.
Управление социальной защиты населения по Солтонскому району.
Управление Федерального казначейства по Алтайскому краю
Главное управление строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края
ГУ МЧС РФ по Алтайскому краю
Министерство финансов РФ
ГУ Алтайского края по социальной защите населения и преодоления последствий ядерных испытаний на Семипалатинском полигон
Малышкин В.С.
Суд
Солтонский районный суд Алтайского края
Дело на сайте суда
soltonsky.alt.sudrf.ru
07.11.2014Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
07.11.2014Передача материалов судье
07.11.2014Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
07.11.2014Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
07.11.2014Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
28.11.2014Судебное заседание
16.12.2014Судебное заседание
19.12.2014Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
26.12.2014Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
11.03.2015Дело оформлено
11.03.2015Дело передано в архив
16.12.2014
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее