Решение по делу № 2-2140/2014 от 03.02.2014

Дело <№>     10 апреля 2014 года

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ Р. Ф.

Красносельский районный суд <адрес> в составе: председательствующего судьи Корнильевой С.А.

с участием прокурора Антоновой Е.В.

при секретаре Мамедовой Ш.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску <адрес> Санкт-Петербурга в защиту интересов В. А. В. к ГБСУ СО «Психоневрологический интернат <№>» об обязании совершить определенные действия,

УСТАНОВИЛ:

<адрес> Санкт-Петербурга обратился в суд с иском в защиту интересов В. А.В. к ГБСУ СО «ПНИ <№>» об обязании совершить определенные действия, указывая, что В. А.В. проживает в ГБСУ СО «ПНД <№>», расположенном по адресу: <адрес>, Красное Село, <адрес>. В соответствии с решением суда и согласно информации органов опеки и попечительства он признан недееспособным. В ходе проведенной прокуратурой района проверки установлено, что в 2012 году ГБСУ СО «ПНИ <№>» в местную администрацию муниципального образования <адрес> представлены отчеты о хранении, об использовании имущества совершеннолетнего недееспособного гражданина и управления этим имуществом за 2011 год, в которых не содержится сведений о состоянии имущества и месте его хранения, о доходах, полученных от управления имуществом подопечного, расходах, произведенных за счет имущества подопечного – истца. В отчетах не указаны даты получения денежных сумм со счетом подопечных и не указаны даты произведенных за счет этих сумм затрат на нужды подопечного. В отчетах отсутствуют сведения о расходах, произведенных с предварительного согласия органа опеки и попечительства за счет имущества подопечного. К данным отчетам не были приложены для предоставления документы (копии товарных чеков, квитанций об уплате налогов, страховых сумм и иные платежные документы). Фактически ГБСУ СО «ПНИ <№>» предоставлены в орган опеки и попечительства МА МО <адрес> пустые бланки. Игнорирование указанных требований законодательства способствуют нарушению прав недееспособного гражданина, неспособного самостоятельно защитить свои имущественные права. В связи с изложенным, <адрес> Санкт-Петербурга просит обязать СПб ГБСУ СО «Психоневрологический интернат <№>» предоставить в орган опеки и попечительства МО <адрес> отчет, предусмотренный ст. 25 ФЗ «Об опеке и попечительстве», по форме, утвержденной постановлением Правительства РФ <№> от <дата>, о хранении, об использовании имущества подопечного В. А.В. и об управлении его имуществом за 2011 год, взыскать с ответчика госпошлину в доход государства в размере 200 руб.

<адрес> в судебном заседании поддержала заявленные исковые требования, просит обязать СПб ГБСУ СО «Психоневрологический интернат <№>» предоставить в орган опеки и попечительства МО <адрес> отчет, предусмотренный ст. 25 ФЗ «Об опеке и попечительстве», по форме, утвержденной постановлением Правительства РФ <№> от <дата>, о хранении, об использовании имущества подопечного В. А.В. и об управлении его имуществом за 2011 год и взыскать с ответчика госпошлину в доход государства.

Представитель ответчика СПб ГБСУ СО «Психоневрологический интернат <№>» - Фролов В.Б. в судебном заседании возражал по заявленным исковым требованиям, пояснил, что невозможно выделить из общей массы израсходованных денежных средств ту часть денежных средств, которая приходится на каждого недееспособного гражданина на приобретение товаров, услуг, указанных в отчете, из расчета его 75% суммы пенсии. Полагает, что органы местного самоуправления не наделены полномочиями осуществлять над контроль над СПб ГБСУ СО «ПНИ <№>», а потому ПНИ <№> не обязаны предоставлять отчет о хранении, об использовании имущества подопечного В. А.В. и об управлении его имуществом за 2011 год в МА МО <адрес>, кроме того, не утверждена форма отчета для опекуна или попечителя юридического лица.

Представитель 3-го лица Комитета по социальной политике Санкт-Петербурга в судебное заседание явился, поддержал заявленные исковые требования по доводам, изложенным в отзыве на исковое заявление (л.д. 21-23).

Представитель 3-го лица МА МО <адрес> в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела (л.д. 18). Ранее в судебном заседании поддержали заявленные исковые требования.

При таком положении, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие 3-го лица МА МО <адрес> в порядке ст. 167 ГПК РФ.

Суд, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, приходит к следующему.

Из материалов дела следует, что В. А. В. проживает в ГБСУ СО «ПНД <№>», расположенном по адресу: <адрес>, Красное Село, <адрес>.

Решением Красносельского районного суда Санкт-Петербурга от <дата> В. А.В. признан недееспособным (л.д. 4).

В ходе проведения проверки соблюдения действующего законодательства в сфере защиты социальных прав граждан, проживающих в ГСУ СО «ПНИ <№>», <адрес> Санкт-Петербурга в МА МО <адрес> были запрошены сведения о поступлении в местную администрацию отчетов от ПНИ <№> о хранении, об использовании имущества совершеннолетних недееспособных граждан, согласно списка (л.д. 5, 6-7).

По сообщению МА МО <адрес> в адрес <адрес> Санкт-Петербурга, администрацией ГБСУ СО «Психоневрологический интернат <№>» представлены отчеты за 2011 год с требований ст. 25 ФЗ от <дата> № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» и требований Постановления Правительства РФ от <дата> <№> «Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан». Отчеты о хранении, об использовании имущества подопечного и об управлении подопечного представлены без приложения документов (копий лицевых счетов, копий товарных чеков, квитанций об уплате налогов, страховых сумм и других платежных документов).

Отчет опекуна не содержит сведения о состоянии имущества и месте его хранения, приобретении имущества взамен отчужденного, доходах, полученных от управления имуществом подопечного, и расходах, произведенных за счет имущества подопечного.

В отчете опекуна не указаны даты получения сумм со счета подопечного и даты произведенных за счет этих сумм затрат для нужд подопечного, отсутствуют сведения о расходах, произведенных с согласия органов опеки и попечительства за счет имущества совершеннолетнего подопечного. На основании вышеизложенного, представленные отчеты не могут быть утверждены руководителем органа опеки и попечительства (л.д. 8).

В соответствии с ч. 1 ст. 24 Закона «Об опеке и попечительстве» надзор за деятельностью опекунов и попечителей осуществляется органами опеки и попечительства по месту жительства подопечных либо, если опекуны или попечители назначены по их месту жительства, органами опеки и попечительства по месту жительства опекунов или попечителей.

Положениями ч. 2 ст. 24 указанного Закона предусмотрено, что орган опеки и попечительства обязан осуществлять в порядке и в сроки, которые определяются Правительством Российской Федерации, проверку условий жизни подопечных, соблюдения опекунами и попечителями прав и законных интересов подопечных, обеспечения сохранности их имущества, а также выполнения опекунами и попечителями требований к осуществлению своих прав и исполнению своих обязанностей, определяемых в соответствии с ч. 4 ст. 15 Федерального закона «Об опеке и попечительстве».

С приведенными полномочиями органа опеки и попечительства связаны положения ст. 25 Закона, согласно части 1 которой опекун или попечитель ежегодно не позднее 1 февраля текущего года, если иной срок не установлен договором об осуществлении опеки или попечительства, представляет в орган опеки и попечительства отчет в письменной форме за предыдущий год о хранении, об использовании имущества подопечного и об управлении имуществом подопечного с приложением документов (копий товарных чеков, квитанций об уплате налогов, страховых сумм и других платежных документов).

Согласно части 2 той же статьи отчет опекуна или попечителя должен содержать сведения о состоянии имущества и месте его хранения, приобретении имущества взамен отчужденного, доходах, полученных от управления имуществом подопечного, и расходах, произведенных за счет имущества подопечного. В отчете опекуна или попечителя также должны быть указаны даты получения сумм со счета подопечного и даты произведенных за счет этих сумм затрат для нужд подопечного.

Частью 3 статьи 25 предусмотрено, что отчет опекуна или попечителя утверждается руководителем органа опеки и попечительства.

Таким образом, исходя из анализа приведенных положений, предоставление отчета опекуна или попечителя связано с обеспечением соблюдения прав и законных интересов подопечного и является элементом отношений по контролю за деятельностью опекуна (попечителя) со стороны органа опеки и попечительства. При этом предоставление отчета само по себе не может считаться формой восстановления тех или иных прав самого подопечного, в защиту которого предъявлен иск прокурором, поскольку в зависимости от достоверности сведений, изложенных в отчете, он может быть утвержден или не утвержден органом опеки и попечительства.

В соответствии с п. 4 ст. 35 ГК РФ, недееспособным или не полностью дееспособным гражданам, помещенным под надзор в образовательные организации, медицинские организации, организации, оказывающие социальные услуги, или иные организации, в том числе в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, опекуны или попечители не назначаются. Исполнение обязанностей опекунов или попечителей возлагается на указанные организации.

Аналогичные положения содержатся в части 5 ст. 11 ФЗ № 48-ФЗ от <дата> «Об опеке и попечительстве», а также в части 2 ст. 7 Закона РФ от <дата> <№> «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании».

В силу части 2 статьи 1 ФЗ «Об опеке и попечительстве» положения, относящиеся к правам, обязанностям и ответственности опекунов и попечителей, применяются к организациям, в которые помещены под надзор недееспособные или не полностью дееспособные граждане, в том числе к организациям для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором.

С учетом приведенной нормы нельзя признать обоснованными доводы ответчика о том, что СПб ГБСУ СО «ПНИ <№>» лишь исполняет обязанности опекуна и поэтому на ответчика не распространяются требования закона о предоставлении отчетов в орган опеки и попечительства.

Кроме того, ответчик, исходя из действующего правового регулирования условий пребывания граждан в учреждениях социального обслуживания, имеет реальную возможность предоставлять органу опеки и попечительства ту информацию, включение которой в отчеты предусмотрено законом.

По смыслу ч. 2 ст. 7 и ч. 1 ст. 18 Закона РФ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» психоневрологический интернат относится к числу учреждений, оказывающих психиатрическую помощь.Постановлением Министерства труда и социального развития РФ от <дата> N 45 утверждено Разъяснение «О перечислении пенсии лицам, находящимся в психиатрическом учреждении», в пункте 2 которого указано, что несовершеннолетним в возрасте до 14 лет и лицам, признанным в установленном порядке недееспособными, пенсия выплачивается их опекунам.

По смыслу абзаца 2 того же пункта опекунами вышеназванных лиц, находящихся в психиатрических учреждениях, если им ранее до помещения в указанные учреждения органами опеки и попечительства опекуны назначены не были, по нормам ст. 7 Закона РФ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» и ст. 35 ГК РФ являются эти учреждения.

Согласно п. 2.1. Разъяснения, выплата пенсий производится органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, по месту нахождения учреждения, путем перечисления сумм на счет учреждения, открытый в банке для хранения депозитных сумм.

Согласно п. 2.4. Разъяснения, суммы пенсий, хранящиеся на депозитном счете, используются на личные нужды пенсионеров, в соответствии с решением комиссии, которая создается руководителем учреждения из представителей администрации и бухгалтерии. Председателем этой комиссии является руководитель учреждения.

Комиссия составляет перечень товаров на личные нужды пенсионера и назначает лиц, ответственных за приобретение товаров и их выдачу. Решение комиссии оформляется протоколом. Протоколы ведутся в отдельной книге, страницы которой должны быть прошиты, пронумерованы и скреплены печатью учреждения. Комиссия осуществляет контроль за целевым расходованием средств.

Бухгалтерия учреждения снимает и выдает суммы пенсии с указанного счета на основании решения комиссии.

Приобретение товаров на личные нужды пенсионеров подтверждается платежными поручениями, чеками, счетами – накладными. Выдача товаров оформляется актом, который подписывается лицами, ответственными за их приобретение и выдачу. Акт утверждается руководителем учреждения.

П. 2.5. Разъяснения предусмотрено, в частности, что поступающие от органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, денежные средства учитываются в книге «Текущих счетов и расчетов» ф. 292, где на каждого пенсионера открывается отдельный лицевой счет. В этих же лицевых листах производятся также записи (на основании решения комиссии) о списании израсходованных сумм и выводятся остатки неиспользованных средств.

Согласно п. 2.6. Разъяснения, ответственность за правильное расходование средств на выплату пенсий, поступивших от органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, несут руководитель и главный бухгалтер учреждения в соответствии с действующим законодательством.

П.2.7. Разъяснения предусмотрено, что обоснованность перечисления средств на выплату пенсий, а также правильность их расходования учреждением проверяется соответствующими органами в установленном порядке. Эта норма согласуется с приведенными выше положениями ст. ст. 24, 25 ФЗ «Об опеке и попечительстве».

Таким образом, ПНИ <№> получает в свое распоряжение суммы доходов недееспособных лиц, в частности В. А.В., в виде пенсий и, соответственно, имеет возможность и обязано отчитываться перед органом опеки и попечительства об использовании данного вида дохода.

Следует учесть, что форма отчета опекуна о хранении, об использовании имущества совершеннолетнего недееспособного гражданина и управлении этим имуществом, утвержденная Постановлением Правительства РФ от <дата> N 927 «Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан», предполагающая ее заполнение физическим лицом, не исключает возможность предоставления отчета по той же форме учреждением социального обслуживания.

Поскольку на ответчика в силу закона возложена обязанность опекуна недееспособного В. А.В., то соответственно возложена и обязанность, установленная ст. 25 ФЗ «Об опеке и попечительстве», по предоставлению отчета о хранении, использовании имущества подопечного.

Довод ответчика о том, что форма отчета опекуна, утвержденная Постановлением Правительства N 927 от <дата>, не может быть им заполнена в силу того, что предусмотрена для заполнения только физическим лицом, не может быть принят во внимание ввиду следующего.

Постановлением Правительства РФ от <дата> N 927 "Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан" утверждены: "Правила отбора, учета и подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан", "Правила осуществления отдельных полномочий органов опеки и попечительства в отношении совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан образовательными организациями, медицинскими организациями, организациями оказывающими социальные услуги, или иными организациями", "Правила заключения договора об осуществлении опеки или попечительства в отношении совершеннолетнего недееспособного или не полностью дееспособного гражданина", "Правила осуществления органами опеки и попечительства проверки условий жизни совершеннолетних недееспособных граждан, соблюдения опекунами прав и законных интересов совершеннолетних недееспособных граждан, обеспечения сохранности их имущества, а также выполнения опекунами или попечителями требований к осуществлению своих прав и исполнению своих обязанностей в отношении совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан", "Правила ведения личных дел совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан", а также Форма отчета опекуна о хранении, об использовании имущества совершеннолетнего недееспособного гражданина и управлении этим имуществом, и Форма отчета попечителя.

То обстоятельство, что данным Постановлением не утверждена специальная форма отчета для организаций, в которых помещены недееспособные граждане, не может служить основанием к отказу в удовлетворении заявленных требований.

Довод ответчика о том, что невозможно выделить из общей массы израсходованных денежных средств ту часть денежных средств, которая приходится на каждого недееспособного гражданина на приобретение товаров, услуг, указанных в отчете, из расчета его 75% суммы пенсии не является основанием для освобождения ответчика от исполнения возложенной на него законом обязанности.

Возражая против удовлетворения заявленных требований, ответчик, ссылаясь на положения Закона N 536-109, указывает на то, что органы опеки и попечительства не наделены полномочиями по контролю над государственными учреждениями, где находятся совершеннолетние недееспособные или не полностью недееспособные граждане, полагая, что в настоящее время контроль в отношении указанных государственных учреждений осуществляет Комитет по социальной политике Санкт-Петербурга.

По мнению суда, данный довод не может быть принят во внимание в связи со следующим.

В соответствии со ст. 17 ФЗ "Об основах социального обслуживания населения в РФ" к учреждениям и предприятиям социального обслуживания относятся стационарные учреждения социального обслуживания, в том числе психоневрологические интернаты. Согласно ст. 19 указанного закона управление государственной системой социальных служб осуществляется органами исполнительной власти субъектов РФ в соответствии с их полномочиями. Статьей 6 Федерального закона "Об опеке и попечительстве" установлено, что органами опеки и попечительства являются органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации. При этом согласно ст. 8 указанного Закона органы опеки и попечительства осуществляют надзор за деятельностью организаций, в которые помещены недееспособные или не полностью дееспособные граждане.

При таком положении, с учетом того, что на орган опеки и попечительства возложена обязанность по осуществлению надзора за деятельностью организаций, в которые помещены недееспособные граждане, и контролю за сохранностью имущества и управлению имуществом этих граждан, а на ответчика, как опекуна, возложена обязанность по предоставлению в орган опеки и попечительства отчета о хранении, использовании имущества подопечного и об управлении этим имуществом, а указанная обязанность ответчиком в 2011 году не исполнена, суд приходит к выводу о том, что исковое заявление <адрес> Санкт-Петербурга в защиту интересов В. А. В. к ГБСУ СО «Психоневрологический интернат <№>» об обязании совершить определенные действия являются обоснованным, подлежат удовлетворению.

В соответствии со ст. 103 ГПК РФ с ответчика в доход государства подлежит взысканию государственная пошлина в размере 200 руб.

Учитывая изложенное, руководствуясь ст.ст. 194, 198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковое заявление <адрес> Санкт-Петербурга в защиту интересов В. А. В. к ГБСУ СО «Психоневрологический интернат <№>» об обязании совершить определенные действия удовлетворить.

Обязать СПб ГБСУ СО «Психоневрологический интернат <№>» предоставить в орган опеки и попечительства МО <адрес> отчет, предусмотренный ст. 25 ФЗ «Об опеке и попечительстве», по форме, утвержденной постановлением Правительства РФ <№> от <дата>, о хранении, об использовании имущества подопечного В. А. В. и об управлении его имуществом за 2011 год.

Взыскать с СПб ГБСУ СО «Психоневрологический интернат <№>» в доход государства госпошлину в размере 200 (двести) руб.

Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение месяца.

Судья: Корнильева С.А.

2-2140/2014

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Васильева Александра Васильевна
прокурор Красносельского района СПб
Ответчики
ГСУ СО "ПНИ № 9"
Другие
МО Красное село
Комитет по социальной политике Санкт-Петербурга
Суд
Красносельский районный суд Санкт-Петербурга
Дело на сайте суда
ksl.spb.sudrf.ru
03.02.2014Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
04.02.2014Передача материалов судье
06.02.2014Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
06.02.2014Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
06.02.2014Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
13.03.2014Предварительное судебное заседание
10.04.2014Судебное заседание
15.04.2014Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
14.05.2014Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
04.11.2014Дело оформлено
04.11.2014Дело передано в архив
10.04.2014
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее