ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
28 ноября 2014 года гор. Пермь
Пермский гарнизонный военный суд в составе: председательствующего судьи Малмыгина Д.В., при секретаре Лыхиной А.А., с участием представителя истца – Федерального казенного учреждения Военный комиссариат Пермского края по доверенности Костаревой Л.И., ответчика Орлов А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Федерального казенного учреждения Военный комиссариат Пермского края к бывшему военнослужащему указанного военного комиссариата <данные изъяты> Орлову Алексею Вальерьевичу о возмещении материального ущерба в сумме *** рубля,
У С Т А Н О В И Л:
ФКУ Военный комиссариат Пермского края обратился с исковыми требованиями о взыскании с Орлова *** рублей.
В обоснование заявленных требований представитель истца указал, что Орлов жильем не обеспечен. В соответствии с п. 11 Инструкцией о мерах по реализации в Вооруженных Силах Российской Федерации постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 года № 909 ему назначена денежная компенсация за поднаем жилого помещения в размере *** рублей ежемесячно, которая выплачивается военнослужащим – гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту (далее – военнослужащие) не обеспеченным жилыми помещениями, пригодными для постоянного или временного проживания, по месту их военной службы за счет средств Министерства обороны Российской Федерации.
В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Орлову, по мнению истца, необоснованно было выплачено *** руб. в счёт денежной компенсации за поднаем жилого помещения.
В судебном заседании представитель истца на иске настаивала, при этом в обоснование своих доводов уточнила, что Орлов в установленном порядке не представил выписку из списка очередников на получение жилого помещения, а также выписки из приказов начальника отдела военного комиссариата на выплату денежной компенсации, а также ему была произведена переплата этой компенсации за 1 месяц.
Ответчик Орлов исковые требования не признал и пояснил, что жильем он не обеспечен, денежную компенсацию за поднаем жилого помещения получал в установленном законом порядке, все необходимые документы для получения компенсации, в том числе и справки о нахождении в списках очередников на получение жилого помещения, выписки из приказов начальника отдела военного комиссариата Пермского края, в котором он получал компенсацию, о выплате компенсации. Переплаты компенсации за период ДД.ММ.ГГГГ – ДД.ММ.ГГГГ допущено не было.
Федеральное казенное учреждение «Отдел финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Пермскому краю, Республике Башкортостан и Республике Татарстан», где военный комиссариат Пермского края стоит на финансовом обеспечении, привлеченное к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющее самостоятельные требования на предмет спора, о времени и месте судебного разбирательства было извещено, его начальник просил рассмотреть дело без участия представителя отдела финансового обеспечения.
Выслушав объяснения сторон, исследовав представленные документы, военный суд находит, что оснований для удовлетворения исковых требований не имеется.
Конституция Российской Федерации (ч.ч.1,3 ст. 40) закрепляет за каждым право на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Одной из такой категорий граждан, которым государство гарантирует предоставление жилых помещений в порядке и на условиях, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, в соответствии с п. 1 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» являются военнослужащие.
В силу п. 3 ст. 15 названного Федерального закона военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, и члены их семей, прибывшие на новое место военной службы военнослужащих, до получения жилых помещений по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регистрируются по месту жительства, в том числе по их просьбе по адресам воинских частей. Указанным военнослужащим и членам их семей до получения жилых помещений предоставляются служебные жилые помещения, пригодные для временного проживания, или общежития.
В случае отсутствия указанных жилых помещений воинские части арендуют жилые помещения для обеспечения военнослужащих - граждан и совместно проживающих с ними членов их семей или по желанию военнослужащих ежемесячно выплачивают им денежную компенсацию за наем (поднаем) жилых помещений в порядке и размерах, которые определяются Правительством РФ.
Согласно п. 3 постановления Правительства РФ от 31 декабря 2004 года № 909 «О порядке выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту, гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы, и членам их семей» (далее Постановление Правительства РФ от 31 декабря 2004 года № 909) выплата денежной компенсации военнослужащим и членам их семей, а также членам семей военнослужащих, погибших (умерших) в период прохождения военной службы, осуществляется ежемесячно за счет и в пределах средств, предусматриваемых на указанные цели в федеральном бюджете Министерству обороны РФ или иному федеральному органу исполнительной власти, в котором законом предусмотрена военная служба.
Порядок организации выплаты указанной компенсации установлен, в частности, Инструкцией о мерах по реализации в Вооруженных Силах Российской Федерации постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 года № 909, утверждённой приказом Министра обороны РФ от 16 июня 2005 года № 235.
Пунктом 14 этой Инструкции определено, что выплата денежной компенсации производится со дня найма жилого помещения после прибытия к месту военной службы на основании рапорта военнослужащего, в котором указываются: дата начала найма жилья, дата прибытия членов семьи к новому месту военной службы (регистрации по месту жительства или пребывания), наименование населенного пункта, в котором производится наем (поднаем) жилого помещения, размер фактической оплаты за жилое помещение. Кроме того, военнослужащий принимает обязательство сообщить командиру воинской части (начальнику организации) о прекращении действия права на получение денежной компенсации или права на получение ее в повышенных размерах.
Решение о выплате денежной компенсации принимается на основании следующих документов: копии договора найма жилого помещения либо поднайма жилого помещения (при условии заключения его в письменной форме); справки воинской части (организации) о составе семьи военнослужащего; выписки из приказа командира воинской части (начальника организации) о зачислении военнослужащего в списки личного состава воинской части (организации); копий паспортов гражданина Российской Федерации на всех членов семьи, на которых назначается денежная компенсация, с отметками о регистрации по месту жительства или пребывания и свидетельств о рождении на детей, не достигших 14-летнего возраста.
Как установлено в судебном заседании из объяснений сторон и материалов дела, Орлов проходит военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации. С ДД.ММ.ГГГГ Орлов признан нуждающимся в получении жилья от МО РФ и включен в список очередников на получение жилья. В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ему выплачивалась денежная компенсация за поднаем жилья. На периоды выплаты компенсации за поднаем жилья, и по настоящее время ответчик не был обеспечен жилым помещением и состоит в списках очередников, нуждающихся в получении жилого помещения, что усматривается и из соответствующих справок.
С тем, что ответчиком были соблюдены предусмотренные для выплаты компенсации требования, в том числе и по представлению необходимых документов, а также то обстоятельство, что он признан нуждающимся в жилом помещении, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ снимал жилье, равно как и то обстоятельство, что в военном комиссариате Пермского края служебного жилья не имеется, в ходе судебного заседания представителем истца не оспаривалось.
Кроме того, как следует из финансовых документов, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ какой-либо задолженности Орлова перед военным комиссариатом Пермского края, связанной с переплатой ему денежной компенсации за поднаём жилого помещения, не имеется, с чем согласился и представитель истца.
Таким образом, суд пришел к выводу о том, что Орлов как военнослужащий, состоящий на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий и не обеспеченный служебным жильем, имел право на получение денежной компенсации за наем жилого помещения за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а также и в настоящее время вплоть до обеспечения его жилым помещением.
Вместе с тем, как видно из исследованного в суде акта контрольных мероприятий отдельных вопросов финансово-экономической и хозяйственной деятельности Военного комиссариата Пермского края № от ДД.ММ.ГГГГ, составленного по итогам проверки, проводимой в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ сотрудниками Контрольно-финансовой инспекции Министерства обороны РФ и Межрегионального управления Контрольно-финансовой инспекции Министерства обороны РФ, на проверку комиссии не были представлены договоры найма (поднайма) жилья, заключенные в письменной форме, на Орлова. Кроме того, комиссией отмечено, что на проверку не представлены приказы начальника Военного комиссариата на выплату денежной компенсации в отношении Орлова. При этом каких-либо иных оснований, указывающих на неправомерность выплаты компенсации за наем жилья Орлову, комиссией не указано.
Суд считает, что данное указание комиссии носит оценочный и рекомендательный характер, о чем, по мнению суда, свидетельствует указание в абз. 2 п. 6 предложений к акту на то, что в случае несогласия с содержащимися в акте оценками, выводами и предложениями, военный комиссар может его обжаловать.
При этом, как указано выше, в военном комиссариате Пермского края служебное жилье отсутствует.
Кроме того, документы, указанные в исследованном выше акте контрольных мероприятий в отношении Орлова, были представлены как самим истцом, так и ответчиком и исследованы в суде – договоры найма (поднайма) жилья, заключенные в письменной форме, а также приказы начальника Военного комиссариата на выплату денежной компенсации в отношении Орлова.
В связи с изложенным, доводы иска каких-либо правовых оснований к удовлетворению требований истца не содержат, по существу сводятся к изложению обстоятельств, изложенных в акте контрольных мероприятий отдельных вопросов финансово-экономической и хозяйственной деятельности Военного комиссариата Пермского края № от ДД.ММ.ГГГГ, составленного по итогам финансовой проверки, а поэтому суд находит исковые требования необоснованными, и не подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 194, 198, 199 ГПК РФ, военный суд,Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований о взыскании с Орлова Алексея Валерьевича материального ущерба в размере *** рублей Федеральному казенному учреждению Военный комиссариат Пермского края отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Приволжский окружной военный суд через Пермский гарнизонный военный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий по делу Д.В. Малмыгин