РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Нижний Тагил 29 августа 2017 года
Ленинский районный суд г. Нижнего Тагила Свердловской области
в составе председательствующего судьи Луценко В.В.,
при секретаре Халтуриной Е.Д.,
с участием прокурора Ищенко А.В.,
истца Тютрина В.Г.,
представителя истца адвоката Калюжной В.В.,
представителя ответчика Бунькова А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела № 2-1346/2017 по иску прокурора Дзержинского района г. Нижнего Тагила Свердловской области в интересах Тютрина В. Г. к Администрации города Нижний Тагил о предоставлении жилого помещения по договору социального найма,
установил:
Прокурор Дзержинского района г.Нижнего Тагила обратился в суд с иском к Администрации города Нижний Тагил об обязании предоставить Тютрину В.Г. благоустроенное помещение в г. Нижний Тагил площадью не менее 12,6 кв.м., отвечающее санитарным и техническим требованиям, состоящее не менее чем из одной комнаты.
В обоснование исковых требований прокурор указал, что при проведении проверки по заявлению Тютрина В.Г. о нарушении жилищных прав было установлено, что 07.12.2007 ФГУП «ПО «Уралвагонзавод» по договору найма жилого помещения в общежитии № предоставило для проживания койко-место площадью 6 кв.м. Тютрину В.Г. в комнате № в <адрес> в <адрес>, имеющей площадь 12,6 кв.м. Указанное жилое помещение, имеющее статус общежития, принадлежало ФГУП «ПО «Уралвагонзавод» на праве хозяйственного ведения.
На основании ст. 1 Указа Президента РФ от 27.08.2007 № 1102 ФГУП «ПО «Уралвагонзавод» преобразовано в ОАО «НПК «Уралвагонзавод», а имущество ФГУП «ПО «Уралвагонзавод» в части имущества, не включенного в состав приватизированного имущества, распоряжением Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Свердловской области № от ДД.ММ.ГГГГ передано в собственность муниципального образования «город Нижний Тагил». На основании постановления Администрации г.Нижний Тагил № от ДД.ММ.ГГГГ общежитие по адресу: <адрес> принято в муниципальную собственность.
В связи с передачей комнаты <адрес> <адрес> муниципальную собственность, Тютрин В.Г. указанное жилое помещение стал занимать на условиях социального найма, в соответствие со ст. 7 Федерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации.
ДД.ММ.ГГГГ в секции, в которой расположены комнаты №№ произошел пожар, в результате которого три указанные комнаты пострадали. Тютрин В.Г. не является виновником возникновения пожара. После пожара и по настоящее время комната № находится в состоянии, непригодном для проживания, какой-либо ремонт в самой комнате, а также в коридоре секции, где расположен общий туалет и душевая, не проводился.
Непосредственно после пожара органом местного самоуправления Тютрину В.Г. для проживания была предоставлена комната № в том же доме. При этом, указанное жилое помещение истцу было предоставлено по договору срочного коммерческого найма.
Не обладая юридическим познаниями, до 2016 года истец полагал, что комната № предоставлена ему взамен комнаты № на условиях социального найма.
В конце 2016 года Тютрин В.Г. обращался в Дзержинский районный суд г.Нижнего Тагила с иском к Администрации г.Нижнего Тагила о признании права пользования жилым помещением № <адрес> на условиях социального найма, однако, в удовлетворении иска было отказано, поскольку комната № отнесена к Фонду коммерческого использования и органом местного самоуправления решение о переселении Тютрина В.Г. в данную комнату именно из комнаты, признанной непригодной для проживания, не принималось.
Ссылаясь на положения ч.ч. 3, 4 ст. 30 Жилищного кодекса Российской Федерации прокурор указывает, что администрация города, как собственник жилого помещения, вне зависимости от поступления каких-либо обращений от нанимателей была обязана принять меры по проведению ремонта (капитального ремонта) комнаты и помещения секции и приведению жилого помещения в состояние, пригодное для постоянного проживания, но в течение длительного времени указанная обязанность администрацией города не исполняется, и Тютрин В.Г. в течение длительного периода времени (с ДД.ММ.ГГГГ) лишен возможности проживать в комнате № <адрес>, которая ему предоставлена на условиях социального найма.
В связи с этим прокурор считает, что у Тютрина В.Г. имеются материально-правовые основания требовать от администрации города предоставления ему по договору социального найма благоустроенного жилого помещения в г.Нижний Тагил, площадью не менее 12,6 кв. метра, отвечающего санитарным и техническим требованиям, состоящего не менее чем из одной комнаты.
Такое право у него имеется, несмотря на то, что в комнате №, помимо Тютрина В.Г. по месту жительства зарегистрирован Винокуров В.Б., которому также было предоставлено койко-место в той же комнате по договору найма специализированного жилого помещения № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенному заместителем генерального директора по социальным вопросам и быту ОАО «НПК «Уралвагонзавод» ФИО6, который не имел никаких полномочий действовать от имени наймодателя - администрации г.Нижний Тагил. Поскольку указанный договор найма специализированного жилого помещения является ничтожным и не порождает никаких правовых последствий, а Винокуров В.Б. не приобрел право пользования комнатой ни на каких правовых основаниях, Тютрин В.Г. являлся единоличным нанимателем по договору социального найма в отношении жилого помещения № <адрес>.
В судебном заседании ст.помощник прокурора ФИО3 исковые требования поддержал и просил их удовлетворить.
Истец Тютрин В.Г. также просил удовлетворить исковые требования, пояснив, что до пожара он не приватизировал комнату, так как думал, что успеет это сделать. После пожара он обратился на <адрес>, в кабинет 221 и попросил о предоставлении жилья взамен сгоревшего. Представители администрации заявляли, что сделают ремонт. На второй день после пожара в общежитие пришли 3 женщины, сказавшие, что они из администрации, устно предоставили ему взамен комнату 156 и передали ключи. После пожара ему приходили платежные извещения из управляющей компании на <адрес> и он вносил плату как за комнату 127, так и за комнату 156. В 2013 году сотрудник администрации ФИО7 сказала ему получить документы. Он написал бумагу в отделе распределения жилья, не придавая этому значения, и думал, что это постоянное жилье. Он не понимал разницы между социальным и коммерческим наймом.
Представителем ответчика Администрации города Нижний Тагил в суд направлен отзыв, согласно которому полагает требования необоснованными, поскольку решением Дзержинского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенным по иску Тютрина В.Г. о признании права пользования жилым помещением по договору социального найма, было установлено, что истец не имеет оснований для предоставления жилого помещения по договору социального найма ни как очередник, ни по другим, предусмотренным законом основаниям. Также судом указано, что предоставление ФИО9 комнаты 156 производилось не в связи с признанием ранее занимаемого жилого помещения непригодным для проживания и администрация города такого решения не принимала. Суд также установил, что истцом не было представлено доказательств обращения с заявлением о проведении капитального ремонта, доказательств невозможности проведения ремонта собственными силами за свой счет с учетом того, что был установлен (по словам истца) виновник пожара. На основании собственного заявления истцу было предоставлено жилое помещение по договору найма в связи с работой на УВЗ. Зная о произошедшем пожаре, истец не требовал от Администрации жилого помещения по договору социального найма в связи с непригодностью для проживания ранее занимаемого жилого помещения. С заявлением о проведении межведомственной комиссии для решения вопроса о признании жилого помещения непригодным для постоянного проживания истец не обращался. Не обратившись с какими-либо претензиями в Администрацию города, истец добровольно отказался от прав на жилое помещение, занимаемое им по договору социального найма с правом на приватизацию, сдал ключи сданы в Администрацию по акту приема-передачи, а лицевой счет на комнату 127 был закрыт. Эти действия можно расценивать, как отказ от прав и расторжение договора социального найма по соглашению сторон. Кроме того, предоставление жилых помещение во внеочередном порядке (непригодность для проживания) производится при соблюдении общих требований ЖК РФ, то есть при признании гражданина малоимущим. Истец малоимущим не является.
Третье лицо Винокуров В.Б., неоднократно извещавшийся судом о месте и времени заседания в судебное заседание не явился. Обсудив с участниками судебного разбирательства вопрос о целесообразности участия данного лица в деле, суд с учетом мнения явившихся лиц исключил данное лицо из числа третьих лиц, поскольку решение, принятое по данному делу не может повлиять на права и обязанности данного лица пред сторонами.
Заслушав истца и его представителя, прокурора, представителя ответчика, допросив свидетелей, исследовав и оценив письменные доказательства по делу, суд считает исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела ФГУП «ПО «Уралвагонзавод» по договору найма жилого помещения в общежитии № от ДД.ММ.ГГГГ предоставило истцу Тютрину В.Г. для проживания койко-место площадью 6 кв.м. в комнате № в <адрес> в <адрес>, имеющей площадь 12,6 кв.м. Указанное жилое помещение, имеющее статус общежития, принадлежало ФГУП «ПО «Уралвагонзавод» на праве хозяйственного ведения. Тютрин В.Г. вселился в комнату и имел регистрацию в ней по месту пребывания с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
На основании ст. 1 Указа Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ № ФГУП «ПО «Уралвагонзавод» преобразовано в ОАО «НПК «Уралвагонзавод», а имущество ФГУП «ПО «Уралвагонзавод» в части имущества, не включенного в состав приватизированного имущества, распоряжением Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Свердловской области № от ДД.ММ.ГГГГ передано в собственность муниципального образования «город Нижний Тагил». На основании постановления Администрации г.Нижний Тагил № от ДД.ММ.ГГГГ общежитие по адресу: <адрес> принято в муниципальную собственность.
В связи с передачей комнаты 127 <адрес>Л муниципальную собственность, Тютрин В.Г. указанное жилое помещение стал занимать на условиях социального найма, в соответствие со ст. 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно справке врио начальника ОНД от ДД.ММ.ГГГГ в результате пожар в жилом <адрес>, произошедшего ДД.ММ.ГГГГ, были повреждены комнаты №№, 126, 127, а также личные вещи.
Как следует из заявления Тютрина В.Г. от ДД.ММ.ГГГГ, он подал Главе города заявление с просьбой о выдаче правоустанавливающего документа на комнату 156, так как занимал ее временно в связи с пожаром в ранее занимаемой им комнате по <адрес>. В неустановленную дату Тютрин В.Г. написал дополнение к вышеуказанному заявлению, в котором указал, что будучи зарегистрированным в комнате 127 и имея право социального найма и приватизации, от данного права отказывается и просит заключить с ним договор найма на комнату 156.
Постановлением Администрации города Нижний Тагил №-ПА от ДД.ММ.ГГГГ спорное жилое помещение истцу было предоставлено в связи с работой на основании краткосрочного договора найма в порядке, предусмотренном для предоставления жилых помещений фонда коммерческого использования в городе Нижний Тагил.
Постановлением администрации города Нижний Тагил от ДД.ММ.ГГГГ №-ПА в связи с работой Тютрина В.Г. в ОАО НПК «Уралвагонзавод» решено заключить с Тютриным В.Г. договор найма жилого помещения на комнату жилой площадью 17,1 кв.м. по адресу: <адрес>, комн. 156, сроком до одного года. При этом указано, что окончание срока действия договора влечет прекращение обязательств сторон по договору.
ДД.ММ.ГГГГ Тютрин В.Г. вновь обратился с заявлением о предоставлении ему жилого помещения муниципального жилищного фонда коммерческого использования по адресу: <адрес>, комн. 156.
Постановлением администрации города Нижний Тагил от ДД.ММ.ГГГГ №-ПА вновь решено заключить с Тютриным В.Г. договор найма жилого помещения на комнату жилой площадью 17,1 кв.м. по адресу: <адрес>, комн. 156, сроком до одного года.
ДД.ММ.ГГГГ Тютрин В.Г. вновь обратился с заявлением о предоставлении ему жилого помещения муниципального жилищного фонда коммерческого использования по адресу: <адрес>, комн. 156.
Обращаясь в суд с иском, прокурор не ссылается на предусмотренные ст. 57 ЖК РФ основания предоставления Тютрину В.Г. жилого помещения по договору социального найма.
В обоснование иска прокурор ссылается на положения ч.ч. 3, 4 ст. 30 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно частей 3 и 4 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме, а собственник комнаты в коммунальной квартире несет также бремя содержания общего имущества собственников комнат в такой квартире, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором. Собственник жилого помещения обязан поддерживать данное помещение в надлежащем состоянии, не допуская бесхозяйственного обращения с ним, соблюдать права и законные интересы соседей, правила пользования жилыми помещениями, а также правила содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
Вместе с тем указанная норма закона правоотношения, связанные с предоставлением жилого помещения по договору социального найма не регулирует.
Согласно части 1 статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище.
В условиях рыночной экономики граждане Российской Федерации осуществляют данное социальное право в основном самостоятельно, используя различные способы; обязывая органы государственной власти создавать для этого условия, Конституция Российской Федерации вместе с тем закрепляет, что малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (части 2 и 3 статьи 40), предписывая тем самым законодателю определять категории граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретные формы, источники и порядок обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства.
Реализуя эту конституционную обязанность, федеральный законодатель в Жилищном кодексе Российской Федерации, вступившем в силу 1 марта 2005 года, предусмотрел, как это было предусмотрено и в Жилищном кодексе РСФСР, институт социального найма жилых помещений, суть которого состоит в предоставлении во владение и пользование для проживания жилых помещений из государственных и муниципальных жилищных фондов малоимущим гражданам, нуждающимся в жилье.
Для возникновения жилищного правоотношения социального найма жилого помещения, в частности, муниципального жилищного фонда, по смыслу части 1 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации необходимо наличие таких юридических фактов, как малоимущность и нуждаемость в жилом помещении.
В соответствии со статьей 49 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным по установленным данным кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, в предусмотренном им порядке; при этом к малоимущим относятся граждане, признанные таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости подлежащего налогообложению имущества, находящегося в собственности членов семьи (часть 2).
В соответствии со статьей 52 Кодекса принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется на основании их заявлений, по итогам рассмотрения которых уполномоченный орган принимает решение о постановке на учет, в связи с чем гражданин приобретает право состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении (статьи 53 и 55 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Согласно части 1 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам в порядке очередности исходя из времени их постановки на учет.
Вместе с тем для случаев признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции законодатель предусмотрел возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (пункт 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации) - при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (часть 2 статьи 49, часть 1 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Такое законодательное регулирование согласуется со статьей 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации, которая обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 85 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма, в частности в случае, если жилое помещение признано непригодным для проживания.
Если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма (статья 87 названного кодекса).
Порядок признания жилых помещений непригодными для проживания установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции».
Наличие одного лишь факта признания жилого помещения, занимаемого гражданами на условиях социального найма, аварийным (непригодным для проживания) и подлежащим сносу, не является достаточным основанием для внеочередного обеспечения указанных лиц жилым помещением по договору социального найма по правилам пункта 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, при отсутствии иных, предусмотренных законом условий: признания органом местного самоуправления граждан малоимущими в установленном порядке
Сведений о том, что в настоящее время истец Тютрин В.Г. является малоимущим гражданином, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям, нуждающимся в жилом помещении, не имеется.
Таким образом законных оснований для предоставления Тютрину В.Г. в настоящее время жилого помещения по договору социального найма не имеется и исковые требования прокурора удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
В удовлетворении исковых требований прокурора Дзержинского района г. Нижнего Тагила Свердловской области в интересах Тютрина В. Г. к Администрации города Нижний Тагил о предоставлении жилого помещения по договору социального найма отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме с подачей апелляционной жалобы через Ленинский районный суд г. Нижнего Тагила Свердловской области.
Решение в окончательной форме принято 04 сентября 2017 года.
Судья Луценко В.В.