Дело № 2а-202/2018
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
23 августа 2018 года пос. Муезерский
Муезерский районный суд Республики Карелия в составе: председательствующего судьи Каськовича И.В., при секретаре Хлебаевой А.С., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению кандидата в депутаты Совета Ледмозерского сельского поселения по одномандатному избирательному округу №8 Ермака Игоря Васильевича к Территориальной избирательной комиссии Муезерского района об оспаривании решения о регистрации кандидатов в депутаты Совета Ледмозерского сельского поселения,
УСТАНОВИЛ:
Кандидат в депутаты Совета Ледмозерского сельского поселения по одномандатному избирательному округу №8 Ермак И.В. (далее – административный истец) обратился в суд с указанным административным исковым заявлением к Территориальной избирательной комиссии <адрес> (далее – административный ответчик, ТИК Муезерского района) по тем основаниям, что Решением Совета Ледмозерского сельского поселения назначены выборы депутатов Совета Ледмозерского сельского поселения IV созыва, которое было опубликовано 21.06.2018. Решением административного ответчика от 26.07.2018 №70/272-4 административный истец приобрел статус зарегистрированного кандидата в депутаты Совета Ледмозерского сельского поселения по одномандатному избирательному округу №8. Решением административного ответчика от 18.06.2018 №64/247-4 установлено количество подписей, предоставляемых в территориальную избирательную комиссию для регистрации кандидатов в депутаты в количестве 10 подписей, максимальное количество подписей – 14. Кандидатом Манаевой А.Н. представлено 14 подписей избирателей, 2 из которых признаны административным ответчиком недействительными. Решением административного ответчика от 31.07.2018 №71/276-4 Манаева Алена Николаевна была зарегистрирована кандидатом в депутаты Совета Ледмозерского сельского поселения по одномандатному избирательному округу №8. По мнению административного истца, вышеуказанное решение административного ответчика является незаконным в части абз.8 п.1, а именно, в части регистрации кандидатом в депутаты по одномандатному избирательному округу №8 Манаевой А.Н., поскольку в представленных в поддержку самовыдвижения указанного кандидата подписных листах в сведениях об избирателях не указаны наименование субъекта РФ (Республика Карелия), район, и населенный пункт в связи с чем все подписи избирателей в подписных листах являются недействительными. Кроме того, учитывая данные места жительства кандидата Манаевой А.Н., указанные в заявлении о согласии баллотироваться, она как лицо, осуществлявшее сбор подписей избирателей, в данных о себе не указала все необходимые сведения, а именно, наименование субъекта Российской Федерации, района, что является основанием для признания всех подписей избирателей в подписном листе недействительными. Также подписной лист заверен кандидатом датой ДД.ММ.ГГГГ, которая еще не наступила, в связи с чем является недостоверной, что в свою очередь является основанием для признания всех подписей избирателей в подписном листе недействительными. Кроме того, в подписных листах в поддержку кандидата количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата является недостаточным, что являлось основанием для отказа в регистрации кандидата. На основании изложенного административный истец просит суд отменить решение Территориальной избирательной комиссии Муезерского района от 31.07.2017 №71/276-4 «О регистрации кандидатов в депутаты Совета Ледмозерского сельского поселения» в части абз.8 п.1 о регистрации кандидатом в депутаты по одномандатному избирательному округу №8 Манаевой Алены Николаевны, <данные изъяты> г.р.
В судебное заседание административный истец, извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, не явился, заявлено ходатайство о рассмотрении дела в ее отсутствие.
В судебном заседании представитель административного ответчика Хотько Е.А., действующий на основании доверенности, поддержал отзыв на административное исковое заявление, в соответствии с которым Территориальная избирательная комиссия Муезерского района против исковых требований административного истца не возражает.
Заинтересованное лицо – кандидат в депутаты Совета Ледмозерского сельского поселения по одномандатному избирательному округу №8 Манаева А.Н., извещенное надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явилось.
Заинтересованное лицо Центральная избирательная комиссия Республики Карелия, извещенное надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание своего представителя не направило, заявлено ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя. Представлен письменный отзыв на административное исковое заявление, в соответствии с которым для регистрации в качестве кандидата в депутаты Манаева А.Н. представила в избирательную комиссию в поддержку своего выдвижения один подписной лист, содержащий 14 подписей избирателей. По результатам проверки, проведенной рабочей группой по проверке подписей, все подписи признаны достоверными и действительными. В подписном листе, представленном кандидатом Манаевой А.Н., в адресе места жительства всех избирателей, поставивших свои подписи, не указаны ни субъект РФ, ни наименование населенного пункта, а указано только наименование улицы, номера домов и квартиры. Отсутствие указанных сведений о субъекте РФ и наименовании населенного пункта препятствует его однозначному восприятию, так как аналогичные названия улиц есть и в других населенных пунктах Республики Карелия, например в г. Петрозаводске, пос. Новая Вилга Прионежского района. В связи с этим по мнению заинтересованного лица все подписи в подписном листе следует признать недействительными, в связи с чем выводы рабочей группы о признании достоверными и действительными всех подписей, представленных кандидатом в депутаты Манаевой А.Н., являются ошибочными. С учетом изложенного полагают, что административное исковое заявление подлежит удовлетворению.
Суд, заслушав лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, полагавшего необходимым исковые требования административного истца подлежащими удовлетворению, исследовав письменные доказательства, приходит к следующему.
В соответствии с Решением Совета Ледмозерского сельского поселения 38 сессии 3 созыва №176 от 18.06.2018 на 09.09.2018 назначены выборы депутатов Совета Ледмозерского сельского поселения IV созыва.
Согласно положениям ч.11 ст.239 КАС РФ с административным исковым заявлением об отмене регистрации кандидата может обратиться, в том числе, кандидат, зарегистрированный по тому же избирательному округу.
Решением Территориальной избирательной комиссии Муезерского района от 26.07.2018 №70/272-4 кандидатом в депутаты Совета Ледмозерского сельского поселения, выдвинутым избирательным объединением Муезерским местным отделением Всероссийской политической партии «Единая России» по избирательному округу №8 зарегистрирован Ермак И.В.
Манаева А.Н. ДД.ММ.ГГГГ подала заявление в Территориальную избирательную комиссию Муезерского района, в котором дала согласие баллотироваться кандидатом в депутаты Совета Ледмозерского сельского поселения по одномандатному избирательному округу №8 в порядке самовыдвижения. ДД.ММ.ГГГГ еюбыл представлен подписной лист с подписями 14 избирателей. При проверке подписных листов рабочей группой Территориальной избирательной комиссии Муезерского района 2 подписи были признаны недействительными, однако в оснований для отказа в регистрации кандидата не установлено, в связи с чем, Решением административного ответчика от 31.07.2018 №71/276-4 она была зарегистрирована кандидатаом в депутаты Совета Ледмозерского сельского поселения по одномандатному избирательному округу №8.
В соответствии с положениями ч.1 ст.37 Федерального закона от 12.06.2002 №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее по тексту – Федеральный Закон) количество подписей, которое необходимо для регистрации кандидатов, выдвинутых по одномандатным избирательным округам, составляет 0,5 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего избирательного округа, указанного в схеме одномандатных избирательных округов, но не может составлять менее 10 подписей. Аналогичные требования содержатся в ст.22 Закона Республики Карелия от 27.06.2003 №683-ЗРК «О муниципальных выборах в Республике Карелия» (далее по тексту - Закон РК).
Решением территориальной избирательной комиссии Муезерского района от 18.06.2018 №64/247-4 в редакции Решения от 05.07.2018 №67/261-4, утверждено количество подписей избирателей, необходимых для регистрации кандидатов в депутаты Совета Ледмозерского Сельского поселения. Количество подписей, необходимое для регистрации – 10, максимальное количество подписей – 14.
Согласно п.8 ст.37 Федерального закона от 12.06.2002 №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» форма подписного листа с подписями избирателей в поддержку выдвижения членов выборного органа местного самоуправления, порядок его заполнения и заверения, порядок проверки подписей избирателей и основания признания подписей избирателей недостоверными и (или) недействительными устанавливаются законом субъекта Российской Федерации.
Согласно ч.3 ст.22 Закона РК подписные листы для сбора подписей избирателей в поддержку кандидатов в депутаты представительного органа муниципального образования, выдвинутых в порядке самовыдвижения изготавливаются и оформляются за счет соответствующего избирательного фонда по формам согласно приложениям 6 и 8 к Федеральному закону «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».
Из содержания приложения 8 следует, что в подписном листе указывается адрес места жительства избирателя. Помимо этого подписной лист должен содержать сведения об адресе места жительства лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей, дату подписания подписного листа кандидатом.
Согласно подп.5 ст.2 Федерального закона адрес места жительства это адрес (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома и квартиры), по которому гражданин Российской Федерации зарегистрирован по месту жительства в органах регистрационного учета граждан по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Аналогичные положения содержатся в подп.3 ст.3 Закона РК.
При этом в соответствии с п.11 ст.37 Федерального закона адрес места жительства может не содержать каких-либо из указанных в подп. 5 ст.2 настоящего Федерального закона реквизитов (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома и квартиры) в случае, если это не препятствует его однозначному восприятию с учетом фактических особенностей места жительства избирателя.
Из исследованного подписного листа в поддержку кандидата в депутаты Манаевой А.Н. следует, что в сведениях об избирателях 2-14, поставивших свои подписи, в наименовании адреса места жительства указаны улица, дом, квартира, однако не указаны наименование субъекта РФ и населенный пункт.
В связи с чем, с учетом положений п.11 ст.37 Федерального закона, суд приходит к выводу о том, что отсутствие указанных сведений препятствует однозначному восприятию и пониманию мест жительства вышеуказанных лиц, поскольку аналогичные названия улиц имеются в других населенных пунктах Республики Карелия.
Кроме того в подписном листе рядом с подписью кандидата имеются неопределенная дата: ДД.ММ.ГГГГ (ДД.ММ.ГГГГ)», что в соответствии с п. «з» ч.13 Закона РК является также основанием для признания всех подписей избирателей недействительными.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что все подписи избирателей в подписном листе в поддержку кандидата Манаевой А.Н., в соответствии с п.«г», «з» ч.13 ст.24 Закона РК, п. «г», «з» ч.6.4. ст.38 Федерального закона являются недействительными, в связи с чем у Территориальной комиссии Муезерского района, в соответствии с положениями п. «ж» ч.14 ст.26 Закона РК и п. «д» ч.4 ст.38 Федерального закона.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу необходимости удовлетворения требований административного искового заявления.
В силу ч.1 ст.111 КАС РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы. В связи с этим подлежат взысканию с административного ответчика в пользу административного истца расходы по оплате государственной пошлины в сумме 300 руб.
Руководствуясь ст.ст.180, 239-244 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление кандидата в депутаты Совета Ледмозерского сельского поселения по одномандатному избирательному округу №8 Ермака Игоря Васильевича к Территориальной избирательной комиссии Муезерского района удовлетворить. Решение территориальной избирательной комиссии Муезерского района от 31.07.2018 №71/276-4 «О регистрации кандидатов в депутаты Совета Ледмозерского сельского поселения» в части абзаца 8 пункта 1 о регистрации кандидатом в депутаты Совета Ледмозерского сельского поселения по одномандатному избирательному округу №8 Манаевой Алены Николаевны, ДД.ММ.ГГГГ рождения - отменить.
Взыскать с Территориальной избирательной комиссии Муезерского района в пользу Ермака Игоря Васильевича расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 руб.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Карелия через Муезерский районный суд Республики Карелия в течение пяти дней со дня принятия решения. Мотивированное решение в порядке ст.177, ч.3 ст.244 КАС РФ составлено 23.08.2018.
Судья И. В. Каськович