РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
06 июля 2023 года г. Тольятти
Комсомольский районный суд г. Тольятти Самарской области в составе:
председательствующего судьи Сироткиной (Томиловой) М.И.,
при секретаре Кондратьевой И.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело УИД №63RS0030-01-2023-001846-44 (производство №2а-1875/2023) по иску Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы № 23 по Самарской области к Прохорову В.В о взыскании недоимки по налогам и пени,
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России №23 по Самарской области обратилась с административным исковым заявлением о взыскании с Прохорова В.В. задолженности по налогам и пени на общую сумму 1593,61 руб., из которых:
- транспортный налог с физических лиц за 2017-2019г.г. в размере 1565 руб., пени в размере 28,61 руб., на общую сумму 1593,61 руб.
Заявленные требования мотивированы тем, что в нарушение ст.45 НК РФ должник не исполнил установленную законом обязанность по уплате налога и сбора своевременно, в связи с чем, истец в соответствии со ст. 69 НК РФ в адрес ответчика направил требование об уплате налогов с предложением добровольно погасить задолженность в указанные в требованиях сроки, которое осталось без исполнения.
В связи с неуплатой налогов налогоплательщику в соответствии со ст. 75 НК РФ налоговым органом начислены пени.
21.11.2022 г. мировым судьей с/у №110 Комсомольского судебного района г. Тольятти Самарской области был вынесен судебный приказ № 2а-3980 о взыскании с Прохорова В.В. недоимки по налогам и пени по транспортному налогу в размере 1565 руб., пени – 28,61 руб., на общую сумму 1593,61 руб.
Определением мирового судьи от 16.01.2023г. судебный приказ был отменен, на основании представленных ответчиком возражений относительно его исполнения, что явилось основанием для обращения с настоящим иском в суд.
Представитель административного истца в судебное заседание не явился, письменным заявлением ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие.
Административный ответчик Прохоров В.В. в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещался надлежащим образом, уважительной причины неявки суду не сообщил.
Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся сторон.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу ст. 57 Конституции РФ, ст. 3, пп. 1 п. 1 ст. 23 НК РФ каждый налогоплательщик обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В соответствии со ст. 19 НК РФ налогоплательщиками признаются физические лица, на которых в соответствии с Налоговым кодексом РФ возложена обязанность уплачивать налоги.
Главой 28 НК РФ закреплено взыскание транспортного налога, отнесенного к региональным налогам и сборам.
В соответствии со статьей 357 НК РФ налогоплательщиками налога (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Согласно ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнять обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.
Из материалов дела следует, что Прохоров В.В. в налоговый период 2017-2019г.г. являлся налогоплательщиком транспортного налога, в связи с наличием в его собственности объектов налогообложения - транспортных средств: ...
Налоговым органом в адрес налогоплательщика было направлено налоговое уведомление №32899970 от 23.08.2018г. с расчетом транспортного налога за 2017-2019г.г.
В соответствии с пунктами 1,2 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.
Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки.
В связи с неуплатой в установленный срок налогов по вышеназванному налоговому уведомлению, в адрес административного ответчика налоговым органом было направлено требование об уплате налога:
- №22855 от 04.02.2019г. с предложением добровольно погасить задолженность в срок до 01.04.2019 г.;
- №20589 от 11.02.2020г. с предложением добровольно погасить задолженность в срок до 25.03.2020 г.;
- №32625 от 21.06.2021г. с предложением добровольно погасить задолженность в срок до 24.11.2021 г., которые остались без исполнения.
Также в соответствии со ст. 75 НК РФ налоговым органом на недоимку начислены пени.
Налоговый орган обратился к мировому судье с заявлением о выдачи судебного приказа о взыскании с Прохорова В.В. обязательных платежей и санкций по вышеуказанным требованиям.
21.11.2022 мировым судьей с/у №110 Комсомольского судебного района г. Тольятти Самарской области был вынесен судебный приказ № 2а-3980/2022, который определением от 16.01.2023 г. отменен, в связи с представленными должником возражениями относительно его исполнения.
Согласно п.п. 1 и 2 ст. 48 НК РФ заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.
Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи (в редакции Федерального закона от 03.07.2016 N 243-ФЗ, действовавшей в период выставления требований).
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом (п. 2 ст. 48 НК РФ).
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.
Судом установлено и следует из материалов дела, что по входящему в предмет настоящим административного иска требованиям сумма задолженности Прохорова В.В. не превышает 3 000 рублей.
Срок уплаты задолженности по требованию №22855 от 04.02.2019г. до 01.04.2019 г., шестимесячный срок подачи заявления о взыскании недоимки по налогам и пени начал исчисляться с указанной даты и истек 01.10.2022 г. (01.04.2019 г. + 3 года+6 месяцев).
С заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании с Прохорова В.В. налоговой задолженности, составляющей предмет настоящего административного иска, Межрайонная ИФНС России № 23 по Самарской области обратилась 24.11.2022 г., то есть за пределами установленного законом шестимесячного срока.
На основании ст. 219 КАС РФ пропуск установленного срока обращения в суд не является основанием для отказа в принятии административного искового заявления к производству суда. Причины пропуска срока обращения в суд выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании (часть 5).
Пропущенный по указанной в части 6 настоящей статьи или иной уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом, за исключением случаев, если его восстановление не предусмотрено настоящим Кодексом (часть 7).
Ходатайство о восстановлении пропущенного процессуального срока административным истцом при обращении с иском в суд не заявлено.
Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска (часть 8).
Как указал Конституционный суд РФ в Определении от 08.02.2007 г. № 381-О-П, установление в качестве одного из элементов налогообложения срока уплаты налога (п. 1 ст. 17 НК РФ) предполагает его обязательность для обеих сторон налогового правоотношения (публично-правового образования и налогоплательщика) и оно направлено на обеспечение справедливого баланса публичных и частных интересов. Поэтому допущение не ограниченного временными рамками принудительного погашения задолженности по налогам и сборам вступает в противоречие с конституционными принципами, лежащими в основе правового регулирования отношений в области государственного принуждения и исполнения имущественных обязанностей.
Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 22.02.2012 г. № 479-О-О указал, что не может осуществляться принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации.
При указанных обстоятельствах, с учетом того, что налоговый орган, обращаясь с исковым заявлением о взыскании с Прохорова В.В. недоимки по налогам и пени по требованиям №22855 от 04.02.2019г., №20589 от 11.02.2020 г., №32625 от 21.06.2021 г. утратил право на принудительное взыскание налога в связи с пропуском установленного шестимесячного срока для обращения с заявлением о выдаче судебного приказа, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных налоговым органом исковых требований.
Административный истец предоставил заявление, которыми просит, в случае отказа в удовлетворении исковых требований в связи с пропуском срока, установленного ст.48 НК РФ, к недоимке применить положения ст. 59 НК РФ и признать ее безнадежной к взысканию.
По смыслу положений статьи 44 Налогового кодекса Российской Федерации утрата налоговым органом возможности принудительного взыскания сумм налогов, пеней, штрафа, то есть непринятие им в установленные сроки надлежащих мер к взысканию, сама по себе не является основанием для прекращения обязанности налогоплательщика по их уплате и, следовательно, для исключения соответствующих записей из его лицевого счета.
Согласно системному толкованию положений подпункта 5 пункта 3 статьи 44 и подпункта 4 пункта 1 статьи 59 Налогового кодекса Российской Федерации исключение соответствующих записей из лицевого счета налогоплательщика возможно только на основании судебного акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, пеней, штрафов в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе в случае отказа в восстановлении пропущенного срока подачи в суд заявления о взыскании этих сумм.
Вывод об утрате налоговым органом возможности взыскания налогов, пеней, штрафов в связи с истечением установленного срока их взыскания может содержаться в судебном акте по любому налоговому делу, в том числе и в мотивировочной части акта. Соответствующие записи исключаются налоговым органом из лицевого счета налогоплательщика после вступления такого судебного акта в силу.
Из анализа подпункта 4 пункта 1 статьи 59 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что инициировать соответствующее судебное разбирательство вправе не только налогоплательщик, но и налоговый орган. Такое заявление подлежит рассмотрению в соответствии с требованиями Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Так как административным истцом пропущен установленный законом срок для взыскания вышеуказанной недоимки с Прохорова В.В., который судом срок не восстановлен, что явилось основанием для отказа в удовлетворении исковых требований, то данные обстоятельства свидетельствуют об утрате налоговым органом права на взыскание с Прохорова В.В. недоимки по транспортному налогу и пени за 2017-2019г.г. в размере 1593,61 руб. и, исходя из положений подпункта 4 пункта 4 статьи 59 Налогового кодекса Российской Федерации, данная задолженность должна быть признана безнадежной к взысканию.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, 290 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного иска Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы № 23 по Самарской области к Прохорову В.В о взыскании недоимки по налогам и пени – отказать.
Признать безнадежной к взысканию недоимку Прохорова В.В по транспортному налогу и пени за 2017-219г.г. (требования №22855 от 04.02.2019г., №20589 от 11.02.2020 г., №32625 от 21.06.2021 г.), в размере 1593,61 руб.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Комсомольский районный суд г. Тольятти Самарской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение суда в окончательной форме изготовлено 07.07.2023 г.
Судья М.И. Сироткина (Томилова)