63RS0007-01-2021-002432-55
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
20 октября 2021 г. Самара
Волжский районный суд Самарской области в составе председательствующего судьи Свиридовой О.А.
при секретаре Бурашевой Д.К.
с участием истца Резаевой Г.В.,
представителя ответчика Администрации муниципального района Волжский Самарской области - Тавлуевой А.В., действующей на основании доверенности,
представителя ответчика ООО «Газпром трансгаз Самара» Фроловой Н.В., действующей на основании доверенности,
рассмотрев открытом судебном заседании гражданское дело № по исковому заявлению Резаевой Г. В. к Администрации муниципального района <адрес>, Федеральной кадастровой палате Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по <адрес>, ООО «Газпром трансгаз Самара», Федеральному Агентству воздушного транспорта (Росавиация) о снятии незаконно наложенных ограничений на земельный участок, выкупе земельного участка в связи с невозможностью его использования, взыскании штрафа,
УСТАНОВИЛ:
Резаева Г.В. (с учетом уточнения исковых требований) обратилась в Волжский районный суд <адрес> с иском к Федеральной кадастровой палате Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по <адрес> об обязании предоставить всю информацию с подтверждающими документами о наложенных ограничениях на земельный участок с кадастровым номером № и фактическим видом его использования; к ООО «Газпром трансгаз Самара» и Федеральному Агентству воздушного транспорта (Росавиация), наложивших ограничения на пользование земельного участка с кадастровым номером № об обязании произвести его выкуп соразмерно долям, соответствующим наложенным ограничениям в пользовании, по стоимости его приобретения и расходов на подведенные коммуникации (общей стоимостью 3 млн. руб.); к ООО «Газпром трансгаз Самара» о взыскании штрафа за отказ от добровольного удовлетворения исковых требований и несогласованного вторжения для проведения ремонтных работ на земельном участке, нарушение прав истца в размере 50% от расходов, связанных с земельным участком.
В обоснование иска Резаева Г.В. указала, что ей принадлежит на праве собственности на земельный участок с кадастровым номером № площадью 26 000(+/-1411) кв.м., категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для производства с/х продукции, расположенный по адресу: <адрес>, с/<адрес>. Право собственности на земельный участок подтверждается Выпиской из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ №. Указанный земельный участок был приобретен истцом на основании двух договоров купли-продажи земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ. В соответствии с данными, содержащимися в указанной Выписке из ЕГРН, часть земельного участка с кадастровым номером № площадью 3157 кв.м. расположена в охранной зоне магистрального трубопровода (учетная запись 63.ДД.ММ.ГГГГ). Исходя чего и на основании из ст. 57.1, п.7,8 ст.107 Земельного кодекса РФ Истцом в адрес ООО «Газпром трансгаз Самара» было направлено требование произвести размежевание земельного участка исходя из площади, используемой ООО «Газпром трансгаз Самара» под газораспределительные сети с целью выкупа данной части участка или установления сервитута. Письмом от ДД.ММ.ГГГГ № ООО «Газпром трансгаз Самара» Истцу было отказано в проведении работ по размежеванию земельного участка, его выкупе и установлении сервитута в связи с тем, что объект газотранспортной системы, в связи с прохождением которого под земельном участком истца установлены зоны с особыми условиями использования территории - магистральный газопровод «Мокроус-Самара-Тольятти», введен в эксплуатацию в 1969 году, задолго до приобретения земельного участка Истцом, обозначения трассы его прохождения визуально заметны на местности. Также, согласно п.8. ст.90 ЗК РФ, на земельные участки где размещены подземные объекты трубопроводного транспорта, оформление прав собственников земельных участков не требуется. Истец полагает, что отказ ООО «Газпром трансгаз Самара» в выкупе земельного участка противоречит требованиям законодательства по следующим основаниям. Нахождение части земельного участка в границах охранной зоны магистрального газопровода приводит к невозможности использовать земельный участок в соответствии с его разрешенным видом использования. Согласно Классификатору видов разрешенного использования земельных участков, утв. Приказом Министерства экономического развития от 01.09.2014 № 540 (с изменениями и дополнениями) целевое назначение разрешенного использования - сельскохозяйственное использование, предусматривает следующие виды деятельности: ведение сельского хозяйства, в том числе размещение зданий и сооружений, используемых для хранения и переработки сельскохозяйственной продукции; обеспечение сельскохозяйственного производства (размещение машинно-транспортных и ремонтных станций, ангаров и гаражей для сельскохозяйственной техники, амбаров, водонапорных башен, трансформаторных станций и иного оборудования, используемого для ведения сельского хозяйства. В тоже время, исходя из ограничений, установленных «Правилами охраны магистральных трубопроводов», утв. Минтопэнерго РФ 29.04.1992, Постановлением Госгортехнадзора РФ от 24.04.1992, в охранных зонах трубопроводов без письменного разрешения предприятий трубопроводного транспорта запрещается: а) возводить любые постройки и сооружения; б) высаживать деревья и кустарники всех видов, складировать корма, удобрения, материалы, сено и солому, располагать коновязи, содержать скот, выделять рыбопромысловые участки, производить добычу рыбы, а также водных животных и растений, устраивать водопои, производить колку и заготовку льда; в) сооружать проезды и переезды через трассы трубопроводов, устраивать стоянки автомобильного транспорта, тракторов и механизмов, размещать сады и огороды; г) производить мелиоративные земляные работы, сооружать оросительные и осушительные системы; д) производить всякого рода открытые и подземные, горные, строительные, монтажные и взрывные работы, планировку грунта и д.р. Кроме того, трассы трубопроводов, согласно «Правил охраны магистральных газопроводов» утв. Приказом Минтопэнерго РФ ДД.ММ.ГГГГ, Постановлением Госгортехнадзора РФ от ДД.ММ.ГГГГ, обозначаются опознавательными знаками, устанавливаемых в пределах прямой видимости, но не реже чем через 500 м и на углах поворота, что ответчиком не было сделано. Истец не мог узнать, земельный участок имеет ограничения в использовании, обусловленные нахождением последнего в границах охранной зоны газопровода. Другие части земельного участка Истца площадью 2023 кв.м, 230 кв.м., 10447 кв.м, 13302 кв.м. расположены в границах приаэродромной территории аэродрома Самара (Курумоч), установленной в интересах Федерального Агентства воздушного транспорта (Росавиация). Истец направлял обращение Федеральному Агентству воздушного транспорта (Росавиация), от которого получен ответ о том, что решение об установлении приаэродромной территории аэродрома гражданской авиации Самара(Курумоч) размещено на официальном сайте Росавиации. Истец дважды обращался в Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области (Росреестр) по вопросу исключения из ЕГРН сведений об ограничении земельного участка с кадастровым номером №. В ответах Управление Росреестра по Самарской области указало, что исключение сведений из ЕГРН об ограничениях (частях) в отношении земельного участка возможно только в порядке межведомственного взаимодействия одновременно с внесением в ЕГРН сведений о прекращении существования зон с особыми условиями использования территорий. Вопрос о законности установления указанных зон не относится к компетенции Управления.
Ссылаясь на указанные обстоятельства истец Резаева Г.В. просит обязать Федеральную кадастровую палату Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Самарской области предоставить всю информацию с подтверждающими документами о наложенных ограничениях на земельный участок с кадастровым номером № и фактическим видом его использования; обязать ответчиков - ООО «Газпром трансгаз Самара» и Федеральное Агентство воздушного транспорта (Росавиация), наложивших ограничения на пользование земельного участка с кадастровым номером №, произвести его выкуп соразмерно долям соответствующим наложенным ограничениям в пользовании по стоимости его приобретения и расходов на подведенные коммуникации (общей стоимостью 3 млн. руб.); взыскать с ООО «Газпром трансгаз Самара» штраф за отказ от добровольного удовлетворения исковых требований и несогласованного вторжения для проведения ремонтных работ на земельном участке, нарушение прав истца в размере 50% от расходов, связанных с земельным участком.
В судебном заседании Резаева Г.В. исковые требования уточила и просила обязать Федеральную кадастровую палату Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Самарской области снять незаконно наложенные ограничения на земельный участок с кадастровым номером №; обязать Администрацию муниципального района Волжский Самарской области, ООО «Газпром трансгаз Самара», Федеральное Агентство воздушного транспорта (Росавиация) выкупить земельный участок соразмерно долям наложенных ограничений в пользовании по стоимости его приобретения и расходов на подведенные коммуникации (общей стоимостью 3 млн. рублей); взыскать с ООО «Газпром трансгаз Самара» штраф за отказ от добровольного удовлетворения исковых требований и несогласованного вторжения для проведения ремонтных работ на земельном участке, нарушение прав истца в размере 50% от расходов, связанных с земельным участком. Дополнительно истец просила учесть, что согласно ст.106 Земельного кодекса РФ установление, изменение зон с особыми условиями использования территории (далее - ЗОУИТ) осуществляется на основании решения уполномоченного органа государственной власти (местного самоуправления) Указанной же статьей Земельного кодекса определены также требования к такому решению. Правообладатели земельных участков, расположенных в ЗОУИТ должны быть уведомлены о внесении указанных сведений о такой зоне. Подобных уведомлений в адрес Истца не направлялось. Сведения, указанные на странице 14 выписки из ЕГРН в отношении земельного участка с реестровыми номерами ЗОУИТ не указаны в разделе 1 этой же выписки.
Представитель ответчика ООО «Газпром трансгаз Самара» Фролова Н.В., действующая на основании доверенности, в судебном заседании иск не признала, просила отказать в удовлетворении иска Резаевой Г.В. в полном объеме. Пояснила, ссылаясь на изложенные в письменном отзыве обстоятельства, следующее. Земельный участок истца частично расположен в охранной зоне и в границах зоны минимальных расстояний объекта повышенной опасности - магистрального газопровода «Мокроус-Самара-Тольятти», диаметром 800 мм, рабочее давление 5,4 МПа. Данный газопровод 1969 года постройки, в настоящее время принадлежит на праве собственности ПАО «Газпром» на основании Сводного плана приватизации предприятий Единой системы газоснабжения и активов Государственного газового концерна «Газпром», утв. Распоряжением Госимущества России от 15.02.1994 № 341-р. ООО «Газпром трансгаз Самара» является владельцем и эксплуатирующей газопровод организацией на основании последовательно ежегодно заключаемых договоров аренды имущества с ПАО «Газпром». С целью обеспечения промышленной безопасности при эксплуатации магистральных газопроводов и предотвращения причинения вреда жизни и здоровью людей, ст. 28 Закона № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» и ст.ст. 56 105-107 Земельного кодекса РФ устанавливаются зоны с особыми условиями использования территорий - охранные зоны и зоныминимальных расстояний, предусматривающие ограничения использования земельных участков, которые распространяются на все, что находится над и под поверхностью земель, и ограничивают или запрещают размещение на таких земельных участках объектов недвижимого имущества и (или) ограничивают или запрещают использование земельных участков для осуществления иных видов деятельности, которые несовместимы с целями установления зон с особыми условиями использования территорий. В соответствии с Правилами охраны магистральных трубопроводов, утв. Постановлением Госгортехнадзора России от ДД.ММ.ГГГГ №, Правилами охраны магистральных газопроводов, утв. Постановлением Правительства РФ от 08.092017 №, охранные зоны для магистрального газопровода устанавливаются вдоль линейной части магистрального газопровода в виде территории, ограниченной условными параллельными плоскостями проходящими на расстоянии 25 метров от оси трубопровода с каждой стороны. Зона минимальных расстояний установлена согласно СП 36.13330.2012 (актуализированная редакция СНиП ДД.ММ.ГГГГ-85 «Магистральные трубопроводы», утв. постановлением Госстроя С. от ДД.ММ.ГГГГ) и составляет 200 м от оси газопровода. Данные требования СП 36.13330.2012 являются обязательными для исполнения и входят в Перечень национальных стандартов и сводов правил, обязательных к применению, утвержденный Правительством РФ Распоряжением от ДД.ММ.ГГГГ (ранее последовательно - последовательными Распоряжениями Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №-р и от ДД.ММ.ГГГГ №) согласно ст. 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений». Ограничения в использовании прилегающих земельных участков было и ранее установлено правовыми актами: Положением о землях транспорта, утвержденных Постановлением Совета М. С. от ДД.ММ.ГГГГ №, ст. 83 Земельного кодекса РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ, Правилами охраны магистральных газопроводов, утвержденных постановлением Совета М. С. от ДД.ММ.ГГГГ № «Об усилении охраны магистральных трубопроводов», СНиП II-45-75 "Нормы проектирования магистральных трубопроводов", утв. Постановлением Государственного комитета Совета М. С. по делам строительства от ДД.ММ.ГГГГ №. Таким образом, с момента ввода магистрального газопровода в эксплуатацию (1969 г.) фактически имела место полоса земельного участка, регламентированная нормами федерального законодательства, объективно необходимая для безопасной эксплуатации опасного производственного объекта - охранная зона магистрального газопровода и зона минимального расстояния магистрального газопровода, которые не подлежат уменьшению менее установленных нормативными актами пределов (значений) (Решение Верховного суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ № АКПИ13-851). Истец приобрела земельный участок в 2018 году (дата регистрации права в ЕГРН - ДД.ММ.ГГГГ) при наличии уже действующих ограничений. ДД.ММ.ГГГГ в Единый государственный реестр недвижимости внесены сведения об охранной зоне магистрального газопровода «Мокроус-Самара-Тольятти» (номер регистрации: 63.ДД.ММ.ГГГГ). Сведения о данной зоне отображены на Публичной кадастровой карте. Трасса газопровода на местности обозначена опознавательными знаками в соответствии с требованиями пункта 3.1. Правил охраны магистральных газопроводов, утвержденных Минтопэнерго РФ ДД.ММ.ГГГГ, постановлением Госгортехнадзора РФ от ДД.ММ.ГГГГ №), пунктов 24, 25 Правил охраны магистральных газопроводов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 08.09.2017г. №. Наземные элементы трубопровода на земельном участке истца отсутствуют. Таким образом, земельный участок был приобретен истцом значительно позднее чем был построен и введен в эксплуатацию газопровод и возникли ограничения в использовании прилегающей территории. Соответственно Истцу как собственнику земельного участка должно было быть известно о наличии сооружения системы газоснабжения, так и о соответствующих особенностях в использовании земельного участка. Ответчик полагает, что доводы истца о том, что ограничения, связанные с нахождением земельного участка частично в границах охранной зоны и зоны минимальных расстояний газопровода, не существовали на момент приобретения участка либо были внесены в ЕГРН незаконно, не обоснованы. Истец вправе использовать земельный участок в соответствии с разрешенным использованием - для сельскохозяйственного производства. В связи с чем Ответчик считает, что основания, для понуждения выкупа земельного участка у Истца отсутствуют, соответственно и отсутствуют какие-либо основания для взыскания каких-либо штрафных санкций. Факт проведения каких-либо работ на земельном участке, принадлежащем иИстцу, последним не доказан.
Представитель ответчика - Администрации муниципального района Волжский Самарской области Тавлуева А.В. действующая на основании доверенности, в судебном заседании иск не признала, просила отказать в удовлетворении иска Резаевой Г.В. в полном объеме. Поддержала доводы отзыва на исковое заявление, указав, что в нарушение ст.16 Гражданского кодекса РФ, в исковом заявлении не отражено в чем заключаются незаконные действия Администрации, какой акт последней был признан в установленном порядке недействительным. Соответственно Истцом не доказано, что Администрация муниципального района Волжский Самарской области является лицом в результате действия (бездействия) которого возник ущерб, тогда как обязанность по доказыванию указанных фактов возложена на Истца. Кроме того, согласно ст.57, 57.1 Земельного кодекса РФ, убытки собственникам земельных участков, причиненные ограничением их прав подлежат возмещению лицом, в пользу которого установлены ограничиваются права собственника. Администрация муниципального района Волжский Самарской области не является собственником трубопровода, проходящего под земельным участком Истца.
Представитель ответчика - Агентство воздушного транспорта (Росавиация) в судебное заседание не явился, о причинах неявки в суд не сообщил, о времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом, предоставил отзыв на исковое заявление. Из отзыва следует, в соответствии с п.1 ст. 1 Федерального закона № 135-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка установления и использования приаэродромной территории и санитарно-защитной зоны» приаэродромной территория устанавливается решением уполномоченного Правительством РФ федерального органа исполнительной власти в целях обеспечения безопасности полетов воздушных судов и исключения негативного воздействия оборудования аэродрома и полетов воздушных судов на здоровье человека. В рамках реализации указанного закона Росавиацией издан Приказ от 29.05.2020 № 521-П «Об установлении приаэродромной территории аэродрома Самара( Курумоч). До вступления в силу указанного выше закона установление приаэродромных территорий регулировалось Постановлением Правительства РФ от 11.03.2010 № 138 «Об утверждении Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации». В соответствии с п.58 указанных Правил для каждого аэродрома устанавливалась приаэродромная территория, границы которой определись по внешней проекции полос воздушных подходов на земную поверхность, а вне воздушных полос - окружностью радиусом 30 км от контрольной точки аэродрома. Согласно п.59 Правил, запрещено размещать в полосах воздушного подхода на удалении до 30 км, а вне полос - до 15 км от контрольной точки аэродрома объекты выбросов(размещения отходов), животноводческие фермы, скотобойни и другие объекты, способствующие привлечению птиц. Земельный участок с кадастровым номером № находится менее чем в 15 км от аэродрома Самара(Курумоч) и входил в приаэродромную территорию аэродрома до вступления в законную силу Федерального закона № 135-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка установления и использования приаэродромной территории и санитарно-защитной зоны». Соответственно ограничения в использовании возникли до издания Росавиацией Приказа от 29.05.2020 № 521-П. В связи с чем причинно-следственная связь между законными действиями Росавиации и убытками истца не доказана. На основании изложенного выше Росавиация просит в удовлетворении требований к Росавиации отказать.
Представитель ответчика - Федеральной кадастровой палате Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Самарской области в судебное заседание не явился, о причинах неявки в суд не сообщил, о времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом, отзыв на исковое заявление не предоставил.
Привлеченные в судебный процесс в качеств третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования на предмет спора Сухтина Е.А. и Агеев А.В. в судебное заседание не явились, о причинах неявки в суд не сообщили, о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом, отзыв на исковое заявление не предоставили.
Выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что исковые требования Резаевой Г.В. не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В силу ст. 56 Конституции РФ, владение, пользование и распоряжение землей, другими природными ресурсами осуществляется их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц. Условия и порядок пользования землей определяются на основании федерального закона.
В соответствии с п. 2 ст.1 Гражданского кодекса РФ гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Земельный кодекс РФ определяет, что права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным этим Кодексом и федеральными законами, ограничения прав на землю устанавливаются актами исполнительных органов государственной власти, актами органов местного самоуправления, решением суда или в порядке, предусмотренном данным Кодексом для охранных зон (пункты 1 и 3 статьи 56 Земельного кодекса РФ).
Одним из видов таких ограничений являются ограничения использования земельных участков в зонах с особыми условиями использования территорий (пдп.1 п.1. ст.56 Земельного кодекса РФ).
Федеральным законом от 3 августа 2018 г. № 342-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон № № 342) Земельный кодекс РФ дополнен главой XIX, регулирующей цели установления зон с особыми условиями использования территории, их виды, порядок и последствия установления, изменения и прекращения существования (ст.ст.104-107 Земельного кодекса РФ.
Пунктами 6 и 25, а также пунктом 8 ст.105 Земельного Кодекса РФ (в редакции закона № 342-ФЗ) предусмотрена возможность установления, соответственно, охранных зон трубопроводов и зон минимальных расстояний до магистральных или промышленных трубопроводов (газопроводов, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, аммиакопроводов) и приаэродромных территорий.
В соответствии с п.7 ст. 107 Земельного кодекса РФ, в случае, если установление или изменение зоны с особыми условиями использования территории приводит к невозможности использования земельного участка и (или) расположенного на нем объекта недвижимого имущества, за исключением объекта, в отношении которого принято решение о сносе самовольной постройки либо решение о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями (кроме случаев, если данное решение принято исключительно в связи с несоответствием такого объекта обязательным требованиям к количеству этажей и (или) высоте объекта), в соответствии с их разрешенным использованием, по требованию гражданина или юридического лица - собственника таких земельного участка и (или) расположенного на нем объекта недвижимого имущества указанные в пунктах 8 и 9 ст. 57.1 настоящего Кодекса правообладатели зданий, сооружений, в связи с размещением которых принято решение об установлении или изменении зоны с особыми условиями использования территории, застройщики, органы государственной власти, органы местного самоуправления обязаны выкупить такие земельный участок и (или) расположенный на нем объект недвижимого имущества.
Как следует из материалов дела, Резаевой Г.В. на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером № площадью 26 000(+/-1411) кв.м., категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для производства с/х продукции, расположенный по адресу: <адрес>, с/<адрес>. Право собственности на земельный участок подтверждается Выпиской из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ №. Указанный земельный участок был приобретен истцом на основании двух договоров купли-продажи земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ. В соответствии с данными, содержащимися в Выписке из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ №, часть земельного участка с кадастровым номером № площадью 3157 кв.м. расположена в охранной зоне магистрального трубопровода (учетная запись №), а также части участка площадью 2023 кв.м., 230 кв.м., 10447 кв.м., 13302 кв.м. - в границах приаэродромной территории (учетная запись 63.00.2.152).
Истец, полагая, что лишен возможности узнать о наличии на земельном участке ограничений, не позволяющих использовать земельный участок в соответствии с его разрешенным использованием, ДД.ММ.ГГГГ обратился в адрес ООО «Газпром трансгаз Самара» с требованием произвести размежевание земельного участка исходя из площади, используемой ООО «Газпром трансгаз Самара» под газораспределительные сети с целью выкупа данной части участка или установления сервитута. Письмом от ДД.ММ.ГГГГ № ООО «Газпром трансгаз Самара» Истцу было отказано в выкупе земельного участка и установлении сервитута в связи с тем, что магистральный газопровод «Мокроус-Самара-Тольятти», в связи с прохождением которого под земельном участком Истца установлены зоны с особыми условиями использования территории - магистральный газопровод «Мокроус-Самара-Тольятти», введен в эксплуатацию в 1969 году, значительно раньше, чем земельный участок был сформирован как объект частной собственности и на него возникло право собственности Резаевой Г.В. Кроме того, установленная охранная хона и зона минимальных расстояний магистрального газопровода не прекращает и не препятствует использованию земельного участка согласно разрешенному виду его использования.
Судом установлено, магистральный газопровод «Мокроус-Самара-Тольятти», введен в эксплуатацию в 1969 году согласно Приказа от ДД.ММ.ГГГГ №орг Министерства газовой промышленности РСФСР. В настоящее время газопровод принадлежит на праве собственности ПАО «Газпром» на основании Сводного плана приватизации предприятий Единой системы газоснабжения и активов Государственного газового концерна «Газпром», утв. Распоряжением Госимущества России от ДД.ММ.ГГГГ №-р, что подтверждается записью регистрации 01/001/2005-052 в ЕРП и Свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ. ООО «Газпром трансгаз Самара» является владельцем и эксплуатирующей газопровод организацией на основании последовательно заключаемых договоров аренды имущества с ПАО «Газпром».
Указанный магистральный газопровод является частью Единой системы газоснабжения, которая в свою очередь, согласно ст. 5 Федерального закона № 69-ФЗ от 31.03.1999 «О газоснабжении в Российской Федерации» (далее - Закон № 69-ФЗ), является составной частью федеральной системы газоснабжения, имеющей статус федеральной энергетической системы. Единая система газоснабжения является основной системой газоснабжения в Российской Федерации, и ее деятельность регулируется государством в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (ст. 6 Закона № 69-ФЗ).
В соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее - Федеральный закон № 116-ФЗ) магистральные газопроводы и другие объекты, на которых получается, используется, перерабатывается, образуется, хранится, транспортируется, уничтожается газ, относятся к категории опасных производственных объектов (далее - ОПО). С целью обеспечения промышленной безопасности при эксплуатации магистральных газопроводов и предотвращения причинения вреда жизни и здоровью людей, ст. 28 Закона № 69-ФЗ и ст. 105-107 Земельного кодекса РФ устанавливаются зоны с особыми условиями использования территорий - охранные зоны и зоныминимальных расстояний, которые ограничивают или запрещают использование земельных участков для осуществления иных видов деятельности или размещения объектов, которые несовместимы с целями установления зон с особыми условиями использования территорий.
Согласно ст. 90 Земельного кодекса РФ ( в ред. Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ) границы охранных зон, на которых размещены объекты системы газоснабжения, определяются на основании строительных норм и правил, правил охраны магистральных трубопроводов, других утвержденных в установленном порядке нормативных документов. На указанных земельных участках при их хозяйственном использовании не допускается строительство каких бы то ни было зданий, строений, сооружений в пределах установленных минимальных расстояний до объектов системы газоснабжения. Не разрешается препятствовать организации - собственнику системы газоснабжения или уполномоченной ею организации в выполнении ими работ по обслуживанию и ремонту объектов системы газоснабжения, ликвидации последствий возникших на них аварий, катастроф; земельные участки, предоставленные под строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов трубопроводного транспорта, из состава земель других категорий не подлежат переводу в категорию земель транспорта и предоставляются на период осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта таких объектов. После ввода в эксплуатацию объектов трубопроводного транспорта земельные участки, предоставленные на период осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта таких объектов, возвращаются собственникам земельных участков. На земельные участки, где размещены подземные объекты трубопроводного транспорта, относящиеся к линейным объектам, оформление прав собственников объектов трубопроводного транспорта в порядке, установленном Земельным кодексом РФ, не требуется. У собственников земельных участков возникают ограничения прав в связи с установлением охранных зон таких объектов (пункты 6 и 8). Правила определения границ охранных зон установлены Правилами охраны магистральных трубопроводов, утвержденными Постановлением Госгортехнадзора России от ДД.ММ.ГГГГ №, Правилами охраны магистральных газопроводов, утвержденными Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №. Зоны минимальных расстояний установлены согласно Строительных норм и правил СП 36.13330.2012 (актуализированная редакция СНиП ДД.ММ.ГГГГ-85 «Магистральные трубопроводы», утвержденные постановлением Госстроя С. от ДД.ММ.ГГГГ). Данные требования, согласно статье 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», являются обязательными для исполнения и входят в Перечень национальных стандартов и сводов правил, обязательных к применению, утвержденный Правительством РФ распоряжением от ДД.ММ.ГГГГ (ранее последовательно - последовательными Распоряжениями Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №-р и от ДД.ММ.ГГГГ №) согласно статье 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».
На основании толкования вышеизложенных правовых норм суд приходит к выводу, что охранная зона магистрального газопровода установлена в силу закона, сведения о ее границах внесены в ЕГРН соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
Тот же вывод суд делает в отношении ЗОУИТ «приаэродромная территория». Согласно п.1 ст. 1 Федерального закона № 135-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка установления и использования приаэродромной территории и санитарно-защитной зоны» ЗОУИТ приаэродромная территория установлена решением уполномоченного Правительством РФ федерального органа исполнительной власти - Федеральным агентством воздушного транспорта Приказом от ДД.ММ.ГГГГ №-П «Об установлении приаэродромной территории аэродрома Самара( Курумоч), на основании которого сведения о границах приаэродромной территории внесены в ЕГРН в порядке межведомственного взаимодействия. До вступления в силу указанного выше закона установление приаэродромных территорий регулировалось Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации». Земельный участок с кадастровым номером № находится менее чем в 15 км от аэродрома Самара(Курумоч) и входил в приаэродромную территорию аэродрома до вступления в законную силу Федерального закона № 135-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка установления и использования приаэродромной территории и санитарно-защитной зоны». Соответственно ограничения в использовании возникли до издания Росавиацией Приказа от 29.05.2020 № 521-П.
Пунктом 23 ст.26 закона № 342 предусмотрено, что положения п.8, 9,и 13 ст.57.1 Земельного кодекса РФ не применяются в отношении ЗОУИТ, которые и границы которых установлены до официального опубликования настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктом 10 статьи 26 Закона № 342-ФЗ ЗОУИТ, которые установлены до дня официального опубликования Закона № 342-ФЗ нормативными правовыми актами или решениями об их установлении, считаются установленными вне зависимости от соответствия решений об их установлении требованиям, установленным в соответствии со статьей 106 Земельного кодекса (в редакции настоящего Федерального закона). Внесение изменений в указанные решения или принятие новых решений об установлении таких зон и (или) их границ в соответствии с требованиями Земельного кодекса (в редакции настоящего Федерального закона) не требуется.
При этом ограничения, установленные ЗОУИТ не являются обременением прав на недвижимое имущество в понимании Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее также - Закон о государственной регистрации недвижимости) и постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 № 10/22.
Исходя из положений ч. 6 ст. 1 Закона о государственной регистрации недвижимости, под подлежащим государственной регистрации обременением недвижимого имущества понимаются сервитут, ипотека, доверительное управление, аренда, наем жилого помещения. При этом сведения об обременениях объектов недвижимости и об ограничениях прав (например, о наложенном аресте) в силу ч. 1 ст. 9 Закона о государственной регистрации недвижимости подлежат внесению в реестр прав на недвижимость, тогда как сведения о зонах с особыми условиями использования территорий (в том числе о границах этих зон) вносятся в реестр границ (ч. 1 ст. 10 Закона о государственной регистрации недвижимости).
Проанализировав представленные доказательства, суд приходит к выводу истец не лишен возможности использовать данный участок в соответствии с его целевым назначением - для сельскохозяйственного производства. Из материалов дела следует и сторонами не оспаривалось, что линейная часть газопровода, проходящая под земельным участком Истца, является подземным сооружением. Невозможность использования участка исключительно в соответствии с пожеланием Истца для строительства зданий и сооружений сельскохозяйственного назначения не является основанием для удовлетворения заявленных требований, т.к. не лишает истца права использовать указанный участок для иных видов деятельности, связанной с ведением сельскохозяйственного производства. Ссылка Истца на решение Арбитражного суда от07.04.2021 по делу А55-9/2014 не может быть принята судом во внимание, поскольку касается другого объекта недвижимости - «Газопровод от МГ Мокроус-Самара-Тольятти на 334 км до ГРС-16А «Угорье», общей протяженностью 22820 м.
Исходя из того, что ограничения, связанные с нахождением земельного участка истца в границах ЗОУИТ: охранная зона и зона минимальных расстояний от магистрального газопровода «Самара-Мокроус-Тольятти», приаэродномная территория аэропорта Самара(Курумоч) возникли в силу закона значительно раньше формирования земельного участка как объекта частной собственности и приобретения его Истцом, сведения о последних внесены в ЕГРН правомерно, обременение не препятствует Истцу пользоваться земельным участком с учетом имеющихся ограничений в соответствии с разрешенным использованием, доказательств отсутствия знаков обозначения трассы газопровода в районе расположения земельного участка Истцом не представлено, а должная осмотрительность при выборе участка при наличии регистрации в ЕГРН сведений об имеющихся ограничениях не была проявлена, суд приходит к выводу об отсутствии предусмотренных ст.107 Земельного кодекса РФ оснований для выкупа ответчиками земельного участка кадастровым номером 63:17:2401005:185. Суд также приходит к выводу об отсутствии оснований для взыскания штрафа за осуществление ремонтных работ на участке, поскольку доказательств осуществления каких -либо работ на спорном земельном участке, в соответствии со ст.56 ГПК РФ, Истцом не представлено, подобный вид ответственности за причинение убытков Гражданским кодексом РФ не предусмотрен.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований Резаевой Г. В. к Администрации муниципального района Волжский Самарской области, Федеральной кадастровой палате Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Самарской области, ООО «Газпром трансгаз Самара», Федеральному Агентству воздушного транспорта (Росавиация) о снятии незаконно наложенных ограничений на земельный участок, выкупе земельного участка в связи с невозможностью его использования, взыскании штрафа, отказать в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд чрез Волжский районный суд Самарской области в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Судья: /подпись/ О.А. Свиридова
Решение суда в окончательной форме изготовлено 29.10.2021 г.