Дело № 5-8370/2021
73RS0004-01-2021-013586-64
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
город Ульяновск 30 ноября 2021 года
Судья Заволжского районного суда города Ульяновска Азизова М.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Тащи А.В.,
с участием лица, привлекаемого к административной ответственности, Плотниковой О.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении в отношении
Плотниковой О.Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки <адрес>, гражданки РФ, русским языком владеющей, <данные изъяты>, зарегистрированной и проживающей по адресу: <адрес>,
привлекаемой к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.6.1 КоАП РФ,
установил:
заместителем прокурора Заволжского района г.Ульяновска Нагорным А.А. постановлением от 11.10.2021 возбуждено дело об административном правонарушении по ч.1 ст.20.6.1 КоАП РФ в отношении Плотниковой О.Н., которое передано на рассмотрение в Заволжский районный суд г.Ульяновска.
Из указанного постановления о возбуждении дела об административном правонарушении по ч.1 ст.20.6.1 КоАП РФ в отношении Плотниковой О.Н. следует, что Указом Президента РФ от 11.05.2020 №316 «Об определении порядка продления действия мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения в субъектах Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19», постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 16.10.2020 № 31 «О дополнительных мерах по снижению рисков распространения COVID-19 в период сезонного подъема заболеваемости острыми респираторными вирусными инфекциями и гриппом», п.2.1.7 Указа Губернатора Ульяновской области от 12.03.2020 № 19 «О введении режима повышенной готовности и установлении обязательных для исполнения гражданами и организациями правил поведения при введении режима повышенной готовности», установлено, что руководителям организаций обеспечить оснащение рабочих мест устройствами, предохраняющими работников с посетителями. Необходимо исключить прием посетителей, не использующих гигиенические маски.
В нарушение вышеуказанных требований 04.10.2021 в период времени с 21:50 час. до 21:53 час. продавец-кассир ООО «Агроторг» Плотникова О.Н. в магазине «Пятерочка», расположенном по адресу: г.Ульяновск, ул.Врача Михайлова, д.49А на кассовой зоне обслужила гражданина у которого была надета гигиеническая маска с нарушением установленных требований, а именно маска была спущена на нижнюю часть лица и не закрывала органы дыхания, тем самым совершила административное правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ.
В судебном заседании Плотникова О.Н. не оспаривала факт обслуживания на кассовой зоне покупателя, у которого маска была спущена на нижнюю часть лица в дату, время и месте, указанным в постановлении заместителя прокурора, указав, что она организационно-распорядительными функциями не обладает, руководителем общества и самого магазина не является.
Представитель прокуратуры Заволжского района г.Ульяновска в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещался.
Суд определил рассмотреть дело при данной явке.
Выслушав в судебном заседании лицо, привлекаемое к административной ответственности, Плотникову О.Н., изучив представленные материалы, заслушав участника процесса, суд приходит к следующему.
Дело об административном правонарушении в отношении Плотниковой О.Н. возбуждено заместителем прокурора Заволжского района г.Ульяновска Нагорным А.А. в порядке ст.28.4 КоАП РФ.
Согласно ч.1 ст.45 Конституции РФ государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется.
Производство по делам об административных правонарушениях является одной из форм реализации государством своей обязанности по защите прав человека и гражданина, когда они становятся объектом посягательства со стороны правонарушителя. Однако при этом должны обеспечиваться гарантии защиты прав и лица, привлекаемого к ответственности.
Исходя из положений ч.1 ст.1.6 КоАП РФ, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
В соответствии со ст.24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Согласно со ст.26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат, в том числе наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые КоАП РФ или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, виновность лица в совершении административного правонарушения; а так же иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
В соответствии с ч.1 ст.20.6.1 КоАП РФ административным правонарушением признается невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 6.3 настоящего Кодекса, которое влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.
Объективная сторона состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ, выражается в невыполнении правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 6.3 КоАП РФ.
Граждане, должностные лица, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридические лица подлежат привлечению к административной ответственности по части 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ, как за нарушение Правил, так и за нарушение обязательных, а также дополнительных обязательных для исполнения гражданами и организациями правил поведения при введении на территории субъекта Российской Федерации режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.
Таким образом, установление административным органом нарушения пункта Правил является существенным для признания лица виновным в совершении данного правонарушения.
Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (подпункт «а.2» пункта «а» статьи 10 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»).
Такие правила утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 г. N 417.
Правила предусматривают, в том числе, что при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, граждане обязаны выполнять законные требования должностных лиц, осуществляющих мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций; при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации гражданам запрещается осуществлять действия, создающие угрозу собственной безопасности, жизни и здоровью, а также осуществлять действия, создающие угрозу безопасности, жизни и здоровью, санитарно-эпидемиологическому благополучию иных лиц, находящихся на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации (подпункт «б» пункта 3, подпункты «в», «г» пункта 4 Правил).
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера и обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, а также с учетом особенностей чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации или угрозы ее возникновения во исполнение правил поведения, установленных в соответствии с подпунктом «а.2» пункта «а» статьи 10 названного федерального закона, могут предусматривать дополнительные обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (подпункт «б» пункта 6 статьи 4.1, пункты «а», «у», «ф» части 1 статьи 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ (в редакции от 1 апреля 2020 г.) «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»).
В развитие приведенных выше положений законодательства Российской Федерации в субъектах Российской Федерации приняты нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Так 12.03.2020 Губернатором Ульяновской области принят Указ №19 «О введении режима повышенной готовности и установлении обязательных для исполнения гражданами и организациями правил поведения при введении режима повышенной готовности».
В постановлении заместителя прокурора Плотниковой О.Н. вменяется нарушение п.2.1.7 Указа Губернатора Ульяновской области от 12.03.2020 №19 «О введении режима повышенной готовности и установлении обязательных для исполнения гражданами и организациями правил поведения при введении режима повышенной готовности», между тем, в самом Указе Губернатора Ульяновской области такой пункт отсутствует.
В приложении №2 к данному Указу установлены санитарно-гигиенические требования и порядок допуска работников, в частности, подпунктом 2.1.7 пункта 2 приложения №2 к Указу от 20.03.2020 руководителям организаций (индивидуальным предпринимателям) (далее – работодатели) предписано обеспечить оснащение рабочих мест устройствами, предохраняющими работников от прямой капельной инфекции, в случае необходимости контактов работников с посетителями. Необходимо исключить прием посетителей, не использующих гигиенические маски.
Между тем, Плотникова О.Н. руководителем ни общества (ООО «Агроторг»), ни его структурного подразделения (магазина «Пятёрочка») не является, какими-либо организационно-распорядительными функциями она соответственно не обладает, в силу чего не может нести ответственность за нарушение, которое вменено ей административным органом.
Суд в данном случае самостоятельно не в праве по своему усмотрению вменить Плотниковой О.Н. нарушение пп.9.2.6 Указа Губернатора Ульяновской области от 12.03.2020 N 19 «О введении режима повышенной готовности и установлении обязательных для исполнения гражданами и организациями правил поведения при введении режима повышенной готовности». Иное бы противоречило положениями ст.ст.1.2, 1.5 КоАП РФ.
В силу ч.4 ст.1.5 КоАП РФ неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Под составом административного правонарушения понимается установленная законодателем совокупность признаков, при наличии которых соответствующее деяние считается административным правонарушением. Состав любого административного правонарушения включает в себя четыре обязательных элемента его характеристики: объект, объективная сторона, субъект и субъективная сторона административного правонарушения.
В данном случае суд приходит к выводу о том, что состав административного правонарушения в действиях Плотниковой О.Н. в том виде, в котором ей предъявлено обвинение в совершении административного правонарушения, отсутствует.
В соответствии с п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Учитывая изложенное, производство по настоящему делу в отношении Плотниковой О.Н. подлежит прекращению на основании п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ, в связи с отсутствием в её действиях состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.6.1 КоАП РФ.
Руководствуясь п.2 ч.1 ст.24.5, ст.ст. 29.9-29.11 КоАП РФ,
постановил:
производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.20.6.1 КоАП РФ, в отношении Плотниковой О.Н. прекратить на основании п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ за отсутствием состава административного правонарушения.
Постановление может быть обжаловано и опротестовано в Ульяновский областной суд в течение 10 суток со дня получения или вручения копии постановления через Заволжский районный суд г.Ульяновска.
Судья М.В. Азизова