Решение по делу № 2-4772/2015 ~ М-3260/2015 от 03.04.2015

Дело № 2-4772/2015

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

город Уфа                      02 июня 2015 года

Кировский районный суд города Уфы Республики Башкортостан

в составе: председательствующего судьи Индан И. Я.,

при секретаре Курятниковой О. Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании исковое заявление
Прокурора Абзелиловского района Республики Башкортостан, действующего в порядке ст. 45 ГПК Российской Федерации в интересах ФИО1, к Правительству Республики Башкортостан о возложении обязанности предоставить отдельное благоустроенное жилое помещение по договору социального найма в черте муниципального района Абзелиловский район Республики Башкортостан, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, по норме предоставления общей площади жилого помещения по договору социального найма в течение месяца со дня вступления решения суда в законную в силу,

установил:

Прокурор Абзелиловского района Республики Башкортостан, действуя в порядке ст. 45 ГПК Российской Федерации в интересах ФИО4, обратился в суд с исковым заявлением к Правительству Республики Башкортостан о возложении обязанности предоставить отдельное благоустроенное жилое помещение по договору социального найма в черте муниципального района Абзелиловский район Республики Башкортостан, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, по норме предоставления общей площади жилого помещения по договору социального найма в течение месяца со дня вступления решения суда в законную в силу, мотивируя свои требования тем, что Прокуратурой Абзелиловского района РБ по обращению ФИО1 проведена проверка соблюдения права на получение жилого помещения по договору социального найма во внеочередном порядке. Установлено, что ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, инвалид с детства, состоит на «Д» учете в медицинском учреждении с диагнозом - Умственная отсталость в степени выраженной дебильности вследствие раннего органического поражение ЦНС со значительными эмоционально-волевыми нарушениями. Код заболевания по международной статистической классификации болезней и проблем, связанных со здоровьем - F71.88. Постановлением главы Администрации сельского поселения Аскаровский сельсовет муниципального района Абзелиловский район Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 принята на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.

Лица, участвующие в деле (истцы прокурор Абзелиловского района Республики Башкортостан, ФИО4, представители ответчиков Администрация муниципального района Абзелиловский район, Администрации сельского поселения Аскаровский сельсовет, представитель третьего лица Министерство финансов Республики Башкортостан), в судебное заседание не явились, извещены о дне рассмотрения надлежащим образом, предоставили доверенность на ведение дела в суде своему представителю и ходатайство о рассмотрении дела в их отсутствии. В силу ч. 3 ст. 167 ГПК Российской Федерации, учитывая, что неявка лица, извещенного о времени и месте заседания, не является препятствием к рассмотрению иска, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие таковых.

Исследовав материалы дела, выслушав представителя прокурор Абзелиловского района Республики Башкортостан – ФИО5, представителя Правительства Республики Башкортостан –
ФИО6, проверив все юридически значимые обстоятельства по делу, суд приходит к следующему.

В силу статьи 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Согласно статье 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" ДД.ММ.ГГГГ N 181-ФЗ инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до ДД.ММ.ГГГГ, осуществляется в соответствии с положениями статьи 28.2 настоящего Федерального закона.

Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после ДД.ММ.ГГГГ, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.

В соответствии со статьей 57 ЖК Российской Федерации жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.

Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса перечне.

В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 51 ЖК Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях): являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

В соответствии с п. 2 "Правил предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг", утвержденных Постановлением Правительства РФ N 901 от ДД.ММ.ГГГГ основанием признания инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающимися в улучшении жилищных условий для принятия на учет является обеспеченность жильем на каждого члена семьи ниже уровня, устанавливаемого органом местного самоуправления или федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации. При постановке на учет для улучшения жилищных условий инвалидов учитывается их право на дополнительную жилую площадь.

Пунктом 3 приведенных Правил установлено, что учет нуждающихся в улучшении жилищных условий инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, осуществляется либо по месту жительства (специально уполномоченным органом местного самоуправления либо специально назначенным должностным лицом), либо по месту работы (на предприятиях, в учреждениях и других организациях, имеющих жилищный фонд на праве хозяйственного ведения или в оперативном управлении), либо одновременно по месту работы и по месту жительства

Согласно пункту 5 вышеназванных Правил предоставления льгот инвалиды и семьи, имеющие детей - инвалидов, принятые на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, включаются в отдельные списки для обеспечения жилыми помещениями в первоочередном порядке.

Установлено, что ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, инвалид с детства, состоит на «Д» учете в медицинском учреждении с диагнозом - Умственная отсталость в степени выраженной дебильности вследствие раннего органического поражение ЦНС со значительными эмоционально-волевыми нарушениями.

Код заболевания по международной статистической классификации болезней и проблем, связанных со здоровьем - F71.88.

ФИО1 проживает в жилом помещении общей площадью 34,7 кв. м, жилой – 20,7 кв. м, расположенном по адресу: <адрес> района, <адрес>, где также зарегистрированы ее мать – ФИО7, братья ФИО8, ФИО9

ФИО1 имеет несовершеннолетнего ребенка – ФИО10, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

Постановлением главы Администрации сельского поселения Аскаровский сельсовет муниципального района Абзелиловский район Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 принята на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.

Между тем, до настоящего времени ФИО1 жилое помещение по вышеуказанным основаниям не предоставлено.

Сведений о том, что ФИО1 является собственником объектов недвижимости ответчиком суду не представлено.

Согласно части 1 статьи 57 ЖК Российской Федерации жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 данной статьи случаев.

В силу пункта 3 части 2 этой статьи вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса перечне.

Таким образом, статья 57 ЖК Российской Федерации не исключает возможности предварительного принятия лиц, имеющих право на предоставление вне очереди жилого помещения по договорам социального найма, на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Между тем такой учет означает лишь констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных ЖК Российской Федерации и (или) федеральным законом, Указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации оснований для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении.

С учетом вышеуказанных обстоятельств установленных в ходе рассмотрения дела, а также положений ст. 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в РФ» ДД.ММ.ГГГГ № 181-ФЗ, суд полагает, что требования подлежат частичному удовлетворению и считает возможным обязать Правительство Республики Башкортостан предоставить Зираншиной 3. 3. вне очереди благоустроенное жилое помещение по договору социального найма.

Вместе с тем, суд отклоняет доводы ответчика о том, что надлежащим ответчиком является Администрации МР Абзелиловский район Республики Башкортостан, поскольку предоставление жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления возможно лишь в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями по обеспечению указанных категорий граждан жилыми помещениями. Указанные полномочия Администрации МР Абзелиловский район Республики Башкортостан не переданы.

В силу ч. 3 ст. 40 Конституции Российской Федерации малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Согласно ст. 15 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района не относится обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий инвалидов и членов их семей.

Часть 4 ст. 18 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» гласит, что возложение па муниципальные образования обязанности финансирования расходов, возникших в связи с осуществлением органами государственной власти и (или) органами местного самоуправления иных муниципальных образований своих полномочий, не допускается.

В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 14 ЖК Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся, в том числе, предоставление в установленном порядке малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда.

Согласно положениям ст. 49 ЖК Российской Федерации жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным по установленным ЖК РФ основаниям нуждающимися в жилых помещениях.

Жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом. Указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным Жилищным кодексом Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях.

Таким образом, для предоставления жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда необходимо признание нуждающегося в жилом помещении гражданина малоимущим.

Предоставление жилого помещения по договору социального найма из государственного жилищного фонда (жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации) возможно при наличии специального регулирования, устанавливающего право соответствующей категории граждан на обеспечение жильем из указанного жилищного фонда, при условии признания таких граждан нуждающимися в жилых помещениях и вне зависимости от их имущественного положения. При этом предоставление им жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления возможно только в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями (часть 4 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Из материалов дела усматривается, что ФИО1 в установленном законом порядке не признана малоимущей, доказательств иного в обоснование своих доводов представителем ответчика Правительством Республики Башкортостан не представлено. При указанных обстоятельствах, обязанность по предоставлению жилого помещения ФИО1 не может быть возложена на органы местного самоуправлении, поскольку Администрация муниципальное района Абзелилонский район Республики Башкортостан полномочиями по предоставлению жилы помещений инвалидам, страдающим тяжелыми формами хронически заболеваний, вставших на учет нуждающихся в жилых помещениях после 2005 года, не наделена.

Согласно пункту «ж» ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится, в том числе, социальная защита, включая социальное обеспечение.

В силу подпункта 24 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных орган государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации предметам совместного ведения, осуществляемым данными органа самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания инвалидов.

В соответствии с п. п. «н» п. 2 ст. 26.11 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных орган государственной власти субъектов Российской Федерации» для осуществления полномочно указанных в п. 2 ст. 26.3 указанного Федерального закона, собственности субъекта Российской Федерации может находиться, в том числе, имущество, необходимое для социального и медицинского обеспечения инвалидов.

Доводы ответчика о необходимости замены Правительства Республики Башкортостан на надлежащего ответчика – Министерство финансов Российской Федерации подлежат отклонению в связи с правовой несостоятельностью, поскольку решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания инвалидов возложен законодателем на государство, с учетом определенной Федеральным законом «Об общих принципах организации законодательных (представительных) исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации, суд приходит к выводу, что в целях реализации прав инвалидов, предусмотренных положениями ст. 1 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» обязанность по обеспечению жилыми помещениям нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан, указанных в пункт 4 ч. 1 ст. 51 ЖК Российской Федерации, страдающих тяжелыми формами хронически заболеваний, возложена на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

В соответствии с абз. 7 п. п. «а» п. 1.4 Постановления Правительств Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ «О порядке предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов нуждающихся в улучшении жилищных условий, за счет средств федерального бюджета» право на получение мер социальной поддержки соответствии с настоящим Порядком имеют инвалиды, проживающие на территории Республики Башкортостан вставшие на учет в органах местного самоуправления Республики Башкортостан в качестве нуждающихся в жилых помещениях до ДД.ММ.ГГГГ.

При этом Закон Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Республики Башкортостан» не содержит положений о наделении органов местного самоуправления муниципальных образований, перечисленных в статье 2 настоящего Закона, полномочиями Республики Башкортостан по обеспечению инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет после ДД.ММ.ГГГГ жилыми помещениями.

Таким образом, субъектом Российской Федерации - Республикой Башкортостан органы местного самоуправления не наделены полномочиями предоставления жилых помещений инвалидам, вставшим на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий после 2005 года, в связи с чем оснований для отказа в иске к правительству Республики Башкортостан не имеется.

Поскольку предоставление жилого помещения отдельным категориям граждан должно производиться за счет средств федерального бюджета, а также учитывая что в соответствии с решением Совета МР Абзелиловский район Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, исходя из которой определяется уровень размера общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма, установлена в размере от 14 кв. м общей площади жилого помещения на одного человека, суд полагает необходимым удовлетворить исковые требования прокурора Абзелиловского района к Правительству Республики Башкортостан и возложить обязанность по предоставлению вне очереди благоустроенного жилого помещения по договору социального найма в границах муниципального района Абзелиловский район Республики Башкортостан, отвечающим установленным и санитарным и техническим требованиям на Правительство Республики Башкортостан.

Вместе с тем, суд отказывает в удовлетворении и иска в части требования об указании срока предоставления жилья в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу, так как в этой части требовании прокурора противоречат положениям ст. 57 ЖК Российской Федерации. Указанная норма Закона не ставит право на внеочередное предоставление жилья в зависимость от обстоятельств вступления в законную силу решения по спору. Отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права - права на получение жилого помещения вне очереди.

Руководствуясь статьями 194-197 ГПК Российской Федерации, суд

решил:

удовлетворить иск Прокурора Абзелиловского района Республики Башкортостан, действующего в порядке ст. 45 ГПК Российской Федерации в интересах ФИО1, частично.

Обязать Правительство Республики Башкортостан предоставить вне очереди ФИО1 отдельное благоустроенное жилое помещение по договору социального найма в черте муниципального района Абзелиловский район Республики Башкортостан, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, по норме предоставления общей площади жилого помещения по договору социального найма муниципального района Абзелиловский район Республики Башкортостан, с учетом права ФИО1 на дополнительную площадь.

В остальной части иска – отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан в течение месяца путём подачи апелляционной жалобы через Кировский районный суд города Уфа Республики Башкортостан.

Председательствующий:                  И. Я. Индан

2-4772/2015 ~ М-3260/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
прокуратура Абзелиловского района РБ
Ответчики
Администрация сельского поселения Аскаровский сельсовет
Правительство РБ
Администрация муниципального района Абзелиловский район;
Другие
Министерство финансов РБ
ГБУЗ РБ Аскаровская центральная больница
Суд
Кировский районный суд г. Уфы Республики Башкортостан
Судья
Индан И.Я.
Дело на странице суда
kirovsky--bkr.sudrf.ru
03.04.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
03.04.2015Передача материалов судье
03.04.2015Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
03.04.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
12.05.2015Подготовка дела (собеседование)
12.05.2015Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
25.05.2015Судебное заседание
02.06.2015Судебное заседание
05.06.2015Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
08.06.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
10.07.2015Дело оформлено
15.02.2016Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее