Решение по делу № 2а-146/2020 от 20.04.2020

Дело а-146/2020

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

г. Лахденпохья Республика Карелия      22 июня 2020 года

Лахденпохский районный суд Республики Карелия в составе судьи Жданкиной И.В., при секретаре Кузьминовой Н.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Виноградова Ивана Александровича к Министерству имущественных и земельных отношений Республики Карелия о признании незаконными решений об отказе в перераспределении земельных участков и о возложении обязанности о повторном рассмотрении заявления,

у с т а н о в и л:

Виноградов И.А. обратился в суд с вышеназванным административным иском.

Административный иск обоснован тем, что административный истец является собственником земельных участков с кадастровыми номерами (далее - КН) , . Также административный истец является арендатором земельного участка с КН . ДД.ММ.ГГГГ Виноградов И.А. обратился в Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия (далее - Министерство) с заявлением о перераспределении указанных земельных участков и утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории. В решении от 15.01.2020 Министерство отказало Виноградову И.А. в перераспределении земельных участков, административному истцу было рекомендовано расторгнуть договор аренды земельного участка с КН . 03.02.2020 административный истец вновь обратился в Министерство, указав, что расторжение договора аренды земельного участка в данном случае законом не предусмотрено. В решении от 02.03.2020 Министерство вновь отказало Виноградову И.А. в перераспределении земельных участков по ранее изложенным основаниям. С принятыми решениями административный истец не согласен. Норма права, в соответствии с которой Министерство отказало в перераспределении земельных участков, в оспариваемых отказах не указана. Ссылаясь на положения ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), ст.ст. 11.2, 11.8, 39.28, 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ), административный истец указал, что в рассматриваемой ситуации вид разрешенного использования земельных участков установлен, площадь образуемых земельных участков не превышает предельных максимальных размеров. Следовательно, в понимании пп. 3 п. 1 ст. 39.28 ЗК РФ перераспределение земельных участков допустимо. В оспариваемых решениях основание, предусмотренное п. 9 ст. 39.29 ЗК РФ, не указано. Расторжение договора аренды, как обязательное условие для удовлетворения заявления о перераспределении земельных участков, законодательством не предусмотрено. К заявлению об утверждении схемы расположения земельного участка было приложено согласие на раздел земельного участка, находящегося у административного истца в аренде.

На основании вышеизложенного, административный истец просил суд признать незаконными два решения Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия об отказе в перераспределении вышеуказанных земельных участков, выраженных в письмах от 15.01.2020 исх.№ 635/12.4-21 и от 02.03.2020 исх.№ 5362/12.4-21, и возложить на административного ответчика обязанность по принятию решения об удовлетворении заявления о перераспределении земельных участков и утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории. Взыскать с Министерства судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей.

В судебном заседании административный истец Виноградов И.А., извещенный надлежащим образом, отсутствовал.

Представитель административного истца, действующая на основании доверенности Ермолинская Т.В., поддержала административный иск в полном объеме, акцентировав внимание на то, что действующим законодательством не предусмотрено обязательное расторжение договора аренды для решения вопроса о перераспределении земельных участков. Кроме того, после расторжения договора аренды земельного участка, Виноградов И.А. потеряет право пользования земельным участком, при этом неизвестно, какое решение будет принято административным ответчиком при таких обстоятельствах.

Представитель административного ответчика Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия, извещенный надлежащим образом, в судебное заседание не явился. Ходатайствовал о рассмотрении дела без участия их представителя.

В письменном отзыве на административный иск представитель административного ответчика, приводя основания аналогичным тем, которые изложены в оспариваемых решениях, полагал заявленные исковые требования не подлежащими удовлетворению. Кроме того, представитель административного ответчика, ссылаясь на положения ст.ст.6, 11.7 ЗК РФ, указал, что осуществление определенных действий, направленных на преобразование части земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, государственная собственность на которые не разграничена, приобретение каких-либо прав на такие объекты, требует предварительного проведения кадастрового учета части земельного участка.

Представитель заинтересованного лица администрации Лахденпохского муниципального района, извещенный надлежащим образом, в судебное заседание не явился.

Заслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

В судебном заседании установлено, что Виноградову И.А. на праве собственности принадлежат два земельных участках с КН и , площадью 700 кв.м. и 800 кв.м. соответственно, с категорией земель - земли населенных пунктов, с разрешенным видом использования – для индивидуального жилищного строительства, территориальная зона Ж1 – зона застройки индивидуальными жилыми домами.

Материалы дела также свидетельствуют, что административный истец на праве аренды пользуется земельным участком с КН , площадью 1 500 кв.м., с категорией земель – земли населенных пунктов, с разрешенным видом использования – малоэтажная жилая застройка (индивидуальное жилое строительство, размещение дачных домов и садовых домов) – 2.1, территориальная зона Ж-1 малоэтажная жилая застройка.

17.12.2019 Виноградов И.А. обратился в Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия с заявлением о перераспределении земельных участков с КН и , находящихся в его собственности, и части земельного участка с КН , находящегося у него в аренде.

    Из оспариваемого отказа от 15.01.2020 исх.№635/12.4-21 следует, что Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия отказало Виноградову И.А. в перераспределении земельных участков в связи с необходимостью предварительного расторжения договора аренды земельного участка с КН .

    03.02.2020 Виноградов И.А. вновь обратился в Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия с заявлением, в котором указал, что требование о предварительном расторжении договора аренды земельным законодательством не предусмотрено. В связи с чем, Виноградов И.А. просил принять решение об утверждении схемы расположения земельного участка, либо представить мотивированный отказ в перераспределении земельных участков.

    Из оспариваемого отказа от 02.03.2020 исх.№ 5362/12.4-21 Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия вновь отказало Виноградову И.А. в перераспределении земельных участков по основаниям, аналогичным тем основаниям, которые содержатся в оспариваемом отказе от 15.01.2020 исх.№ 635/12.4-21.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

На основании Закона Республики Карелия от 25 декабря 2015 г. № 1980-ЗРК «О перераспределении полномочий по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, между органами местного самоуправления муниципальных образований в Республике Карелия и органами государственной власти Республики Карелия», Постановлений Правительства Республики Карелия от 30 декабря 2015 г. № 446-П, от 26.09.2017 № 326-П и Положения о Министерстве имущественных и земельных отношений Республики Карелия, принятие решений по вопросам о заключении соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в собственности Республики Карелия или государственная собственность на которые не разграничена, и земельных участков, находящихся в частной собственности, в случаях, установленных законодательством, относится к компетенции административного ответчика.

В соответствии с п. 1 ст. 11.2 ЗК РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Согласно п. 2 ст. 11.2 ЗК РФ земельные участки, из которых при разделе, объединении, перераспределении образуются земельные участки (исходные земельные участки), прекращают свое существование с даты государственной регистрации права собственности и иных вещных прав на все образуемые из них земельные участки (далее также - образуемые земельные участки) в порядке, установленном Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Федеральный закон "О государственной регистрации недвижимости"), за исключением случаев, указанных в пунктах 4 и 6 статьи 11.4 настоящего Кодекса, и случаев, предусмотренных другими федеральными законами.

В силу п. 3 ст. 11.2 ЗК РФ целевым назначением и разрешенным использованием образуемых земельных участков признаются целевое назначение и разрешенное использование земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки, за исключением случаев, установленных федеральными законами. В соответствии с п. 4 ст. 11.2 ЗК РФ образование земельных участков допускается при наличии в письменной форме согласия землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей исходных земельных участков.

Согласно пп. 3 п. 1 ст. 11.3 ЗК РФ образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 данного Кодекса. Образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, допускается в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при отсутствии утвержденного проекта межевания территории с учетом положений, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи (п. 2).

В силу положений ст. 11.7 ЗК РФ при перераспределении нескольких смежных земельных участков образуются несколько других смежных земельных участков, и существование таких смежных земельных участков прекращается. При перераспределении земель и земельного участка существование исходного земельного участка прекращается и образуется новый земельный участок (п. 1).

Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой (в том числе перераспределение между земельными участками, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и предоставлены гражданам, юридическим лицам, органам государственной власти или органам местного самоуправления, и землями и земельными участками, которые не предоставлены гражданам, юридическим лицам, органам государственной власти или органам местного самоуправления и не обременены правами третьих лиц, за исключением сервитута, публичного сервитута) и таких земель и (или) земельных участков и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены главой V.4 данного Кодекса (п. 3 ст. 11.7 ЗК РФ).

В соответствии с положениями ст. 39.28 ЗК РФ перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, допускается в случае перераспределения земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в собственности граждан и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального жилищного строительства, при условии, что площадь земельных участков, находящихся в собственности граждан, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков (пп. 3 п. 1).

Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется на основании соглашения между уполномоченными органами и собственниками земельных участков. При этом указанное соглашение должно содержать сведения о возникновении права государственной или муниципальной собственности и (или) права частной собственности на образуемые земельные участки (п.2).

Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в соответствии с утвержденным проектом межевания территории либо при отсутствии такого проекта в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка (п. 3).

Обязательными приложениями к указанному в пункте 2 настоящей статьи соглашению являются кадастровый паспорт земельного участка или кадастровые паспорта земельных участков, которые образуются в результате перераспределения земель и (или) земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельного участка, находящегося в частной собственности (п. 4).

Согласно п. 1 ст. 39.29 ЗК РФ в целях заключения соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, гражданин или юридическое лицо - собственники таких земельных участков обращаются с заявлением о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности (далее - заявление о перераспределении земельных участков), в уполномоченный орган.

В силу п. 3 ст. 39.29 ЗК РФ к заявлению о перераспределении земельных участков прилагаются: копии правоустанавливающих или правоудостоверяющих документов на земельный участок, принадлежащий заявителю, в случае, если право собственности не зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости; схема расположения земельного участка в случае, если отсутствует проект межевания территории, в границах которой осуществляется перераспределение земельных участков; документ, подтверждающий полномочия представителя заявителя, в случае, если с заявлением о предоставлении земельного участка обращается представитель заявителя; заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица в соответствии с законодательством иностранного государства в случае, если заявителем является иностранное юридическое лицо.

На основании п. 8 ст. 39.29 ЗК РФ в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о перераспределении земельных участков уполномоченный орган по результатам его рассмотрения совершает одно из следующих действий: принимает решение об утверждении схемы расположения земельного участка и направляет это решение с приложением указанной схемы заявителю; направляет заявителю согласие на заключение соглашения о перераспределении земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории; принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков при наличии оснований, предусмотренных пунктом 9 данной статьи.

Перечень оснований для отказа в заключении соглашения о перераспределении земельных участков установлен п. 9 ст. 39.29 ЗК РФ. При этом, в силу п. 10 той же статьи решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков должно быть обоснованным и содержать указание на все основания отказа.

Лицо, по заявлению которого принято решение об утверждении схемы расположения земельного участка или которому направлено согласие на заключение соглашения о перераспределении земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории, обеспечивает выполнение кадастровых работ в целях государственного кадастрового учета земельных участков, которые образуются в результате перераспределения, и обращается с заявлением о государственном кадастровом учете таких земельных участков (п. 11 ст. 39.29 ЗК РФ).

В срок не более чем тридцать дней со дня представления в уполномоченный орган кадастрового паспорта земельного участка или земельных участков, образуемых в результате перераспределения, уполномоченный орган направляет подписанные экземпляры проекта соглашения о перераспределении земельных участков заявителю для подписания. Заявитель обязан подписать это соглашение не позднее чем в течение тридцати дней со дня его получения (п.13 ст.39.29 ЗК РФ).

Из системного анализа приведенных норм следует, что для решения вопроса о правомерности перераспределения земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, необходимо установление не только оснований для такого перераспределения, то есть наличие предусмотренных п. 1 ст. 39.28 ЗК РФ обстоятельств, но и отсутствие оснований для отказа в заключении соглашения о перераспределении, перечисленных в п. 9 ст. 39.29 ЗК РФ.

Как было указано выше, истцу было отказано в перераспределении земельных участков с КН и , находящихся в его собственности, и части земельного участка с КН , находящегося у него в аренде, лишь на том основании, что до решения вопроса о перераспределении земельных участков необходимо расторжение договора аренды земельного участка с КН , поскольку при разделе данного земельного участка с целью перераспределения он будет снят с государственного кадастрового учета, а его существование, как объекта имущественных отношений, прекратится.

Иные основания для отказа в удовлетворении заявлений Виноградова И.А. оспариваемые отказы не содержат.

Вместе с тем, суд приходит к выводу, что такого основания для отказа в перераспределении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, как необходимость расторжения договора аренды в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, земельным законодательством не предусмотрено.

При этом, суд учитывает, что перечень оснований, установленных п. 9 ст. 39.29 ЗК РФ, по которым уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.

Частью 11 статьи 226 КАС РФ установлено, что обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 данной статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 данной статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Административным ответчиком не представлено допустимых и достоверных доказательств, свидетельствующих о соответствии оспариваемых решений нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Доводы административного ответчика о том, что осуществление определенных действий, направленных на преобразование земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, государственная собственность на которые не разграничена, приобретение каких-либо прав на такие объекты, требует предварительного проведения кадастрового учета части земельного участка, не может служить основанием к отказу в удовлетворении административного иска, поскольку согласно пп. 3 п. 1 ст. 11.3 ЗК РФ образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 данного Кодекса.

При таких обстоятельствах оспариваемые решения Министерства имущественных земельных отношений Республики Карелия об отказе Виноградову И.А. в перераспределении земельных участков с КН и , принадлежащих ему на праве собственности, и земельного участка с КН , предоставленного истцу на праве аренды, по основаниям необходимости расторжения договора аренды в отношении земельного участка с КН , следует признать незаконными.

Поскольку на иные основания для отказа в перераспределении земельных участков административный ответчик не ссылается, нарушенное право административного истца, по мнению суда, должно быть восстановлено путем возложения на Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия обязанности по принятию решения об утверждении схемы расположения земельных участков и направлении этого решения с приложением схемы расположения земельных участков Виноградову И.А., в случае отсутствия иных оснований для отказа.

В соответствии со ст. 111 КАС РФ, с административного ответчика пользу административного истца подлежат взысканию судебные расходы в виде госпошлины, оплаченной при подаче в суд административного иска.

Принимая во внимание изложенное, руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

р е ш и л:

Административный иск удовлетворить.

Признать незаконными решения Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия об отказе Виноградову Ивану Александровичу в перераспределении и утверждении схемы расположения земельных участков с кадастровыми номерами , и , выраженные в письмах от 15.01.2020 исх. № 635/12.4-21 и от 02.03.2020 исх. № 5362/12.4-21.

В случае отсутствия иных оснований для отказа, возложить на Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия обязанность в полном объеме устранить допущенное нарушение путем повторного рассмотрения заявлений и принятия решения об утверждении схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории и направления Виноградову Ивану Александровичу этого решения с приложением утвержденной схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории.

Сообщить об исполнении решения по административному делу в суд и административному истцу в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Взыскать с Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия в пользу Виноградова Ивана Александровича судебные расходы в виде государственной пошлины, оплаченной истцом при подаче искового заявления в размере 300 (триста) рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Карелия через Лахденпохский районный суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.

Судья                     И.В. Жданкина

Мотивированное решение изготовлено 03.07.2020.

2а-146/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
Виноградов Иван Александрович
Ответчики
Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия
Другие
Ермолинская Т.В.
Администрация Лахденпохского муниципального района
Суд
Лахденпохский районный суд Республики Карелия
Судья
Жданкина И.В.
Дело на странице суда
lahdenpohsky.kar.sudrf.ru
20.04.2020Регистрация административного искового заявления
23.04.2020Передача материалов судье
23.04.2020Решение вопроса о принятии к производству
23.04.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
28.05.2020Производство по делу приостановлено
28.05.2020Производство по делу возобновлено
28.05.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
28.05.2020Судебное заседание
03.07.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
14.07.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее