Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г.о. Чапаевск Самарской области 31 марта 2021 года
Чапаевский городской суд Самарской области в составе:
председательствующего судьи Викторовой О.А.,
при секретаре Хохловой Л.С.,
с участием прокурора: Солдатовой С.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в здании Чапаевского городского суда Самарской области гражданское дело № 2-550/2021 по исковому заявлению в порядке ст. 45 ГПК РФ Прокурора г.о. Чапаевск в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью «Высокие строительные технологии» о возложении обязанности по разработке и принятию мер по предупреждению коррупции,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор г.о. Чапаевск в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц обратился в суд с исковым заявлением к ООО «ВСТ» о возложении обязанности по разработке и принятию мер по предупреждению коррупции.
В обосновании заявленных исковых требований прокурор г.о. Чапаевска указал на то, что Прокуратурой города в ходе проверки ООО «Высокие строительные технологии» (далее - ООО «ВСТ») выявлены нарушения Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции». Проверкой установлено, что ООО «ВСТ» является действующим юридическим лицом. В нарушение вышеуказанных правовых норм в ООО «ВСТ» меры по предупреждению коррупции не разработаны и не приняты, надлежащая работа в указанном направлении не ведется. В частности в организации не организовано сотрудничество организации с правоохранительными органами; не разработаны и не внедрены в практику стандарты и процедуры, направленные на обеспечение добросовестной работы организации; не разработан и не принят локальный нормативный акт поведения работников организации, а также направленный на недопущение составления неофициальной отчетности и использования поддельных документов; не приняты организационные мероприятия по предотвращению и урегулированию конфликта интересов. В связи с выявленными нарушения прокуратурой города в адрес директора ООО «ВСТ» внесено представление об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции от <Дата обезличена> <Номер обезличен>/Прдп<Номер обезличен>. Согласно ответу от <Дата обезличена> <Номер обезличен> на указанное представление в удовлетворении требований прокурора отказано. Неисполнение ООО «ВСТ» требований законодательства о противодействии коррупции способствует коррупционным проявлениям, нарушает принцип приоритетного применения мер по предупреждению коррупции, чем нарушаются права и законные интересы неопределенного круга лиц и Российской Федерации. Просил суд обязать ответчика ООО «Высокие строительные технологии» в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу принять меры по предупреждению коррупции в организации и разработать комплекс мер по предупреждению коррупции, предусмотренные ст. 13.3 Федерального закона «О противодействии коррупции».
В судебном заседании представитель истца – старший помощник прокурора г.о. Чапаевск ФИО3 заявленные исковые требования поддержала в полном объеме, просила их удовлетворить.
Представитель ответчика ООО «Высокие строительные технологии» в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещался надлежащим образом. Представили в суд заявление, в котором просили суд рассмотреть дело в отсутствие их представителя, исковые требования признали в полном объеме, последствия признания иска им разъяснены и понятны.
Суд, выслушав истца, проверив материалы дела, считает исковые требования подлежащими удовлетворению.
Статьей 1 Федерального закона от <Дата обезличена> N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» установлено, что в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет надзор за исполнением законов.
Согласно части 6 статьи 5 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры в пределах своих полномочий координируют деятельность органов внутренних дел Российской Федерации, органов федеральной службы безопасности, таможенных органов Российской Федерации и других правоохранительных органов по борьбе с коррупцией и реализуют иные полномочия в области противодействия коррупции, установленные федеральными законами.
Согласно п. 2 ст. 1 Федерального закона от 25.12.2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», противодействие коррупции - это деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции), по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.
Статья 3 Федерального закона от 25.12.2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» указывает, что противодействие коррупции в Российской Федерации основывается на основных принципах, одним из которых является приоритетное применение мер по предупреждению коррупции.
Обязанность организаций разрабатывать и принимать меры по предупреждению коррупции установлена статьей 13.3 Федерального закона «О противодействии коррупции». Согласно данной норме Закона, меры по предупреждению коррупции, принимаемые в организации, могут включать: определение подразделений или должностных лиц, ответственных за профилактику коррупционных и иных правонарушений; сотрудничество организации с правоохранительными органами; разработку и внедрение в практику стандартов и процедур, направленных на обеспечение добросовестной работы организации; принятие кодекса этики и служебного поведения работников организации; предотвращение и урегулирование конфликта интересов; недопущение составления неофициальной отчетности и использования поддельных документов.
Данные положения распространяются на все организации (юридические лица). Понятие юридического лица определено в п. 1 ст. 48 ч. 1 ГК РФ. Юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде, юридические лица должны иметь самостоятельный баланс и (или) смету.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ (ред. от 31.07.2020) «Об обществах с ограниченной ответственностью» обществом с ограниченной ответственностью (далее - общество) признается созданное одним или несколькими лицами хозяйственное общество, уставный капитал которого разделен на доли; участники общества не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им долей в уставном капитале общества.
Во исполнение вышеуказанных норм, а также п.п. «б» п. 25 Указа Президента РФ от 02.04.2013 N 309 (ред. от 10.12.2020) «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О противодействии коррупции» (вместе с «Положением о порядке направления запросов в Федеральную службу по финансовому мониторингу при осуществлении проверок в целях противодействия коррупции») в целях формирования единого подхода к обеспечению работы по профилактике и противодействию коррупции в организациях Министерством труда и социального развития РФ 08.11.2013 г. утверждены Методические рекомендации по разработке и принятию организации мер по предупреждению и противодействию коррупции. Целью данных рекомендаций является формирование единого подхода к обеспечению работы по профилактике и противодействию коррупции - в организациях независимо от их форм собственности, организационно-правовых форм, отраслевой принадлежности и иных обстоятельств.
Методические рекомендации, согласно позиции Министерства труда социального развития РФ, в первую очередь рассчитаны для применения в организациях, в отношении которых законодательством РФ не установлены специальные требования в сфере противодействия коррупции.
Судом установлено, что в ходе проверки установлено, что ООО «ВСТ» является действующим юридическим лицом.
В ООО «ВСТ» меры по предупреждению коррупции не разработаны и не приняты, надлежащая работа в указанном направлении не ведется.
В частности в организации не организовано сотрудничество организации с правоохранительными органами; не разработаны и не внедрены в практику стандарты и процедуры, направленные на обеспечение добросовестной работы организации; не разработан и не принят локальный нормативный акт поведения работников организации, а также направленный на недопущение составления неофициальной отчетности и использования поддельных документов; не приняты организационные мероприятия по предотвращению и урегулированию конфликта интересов.
В связи с выявленными нарушения прокуратурой города в адрес директора ООО «ВСТ» внесено представление об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции от <Дата обезличена> <Номер обезличен>.
Согласно ответу от <Дата обезличена> <Номер обезличен> на указанное представление в удовлетворении требований прокурора отказано.
Таким образом, неисполнение ООО «ВСТ» требований законодательства о противодействии коррупции способствует коррупционным проявлениям, нарушает принцип приоритетного применения мер по предупреждению коррупции, чем нарушаются права и законные интересы неопределенного круга лиц и Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Суд принимает признание представителем ответчика ООО «ВСТ» исковых требований, поскольку это не противоречит закону и интересам граждан.
Последствия признания заявленных требований ответчику разъяснены и понятны.
В соответствии со ст. 173 ГПК РФ при признании ответчиком иска и принятии его судом, выносится решение об удовлетворении заявленных требований.
В соответствии с ч. 4 ст. 198 ГПК РФ в случае признания иска ответчиком в мотивировочной части решения суда может быть указано только на признание иска и принятие его судом.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, судР Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора г.о. Чапаевск Самарской области в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц – удовлетворить.
Обязать общество с ограниченной ответственностью «Высокие строительные технологии» принять меры по предупреждению коррупции в организации и разработать комплекс мер по предупреждению коррупции, предусмотренных ст. 13.3 Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ «О противодействии коррупции».
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме в Самарский областной суд через Чапаевский городской суд.
Судья
Чапаевского городского суда
Самарской области О.А. Викторова
Мотивированное решение изготовлено 07.04.2021 года.