РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
01.02.2021 года Октябрьский районный суд г. Самары в составе:
председательствующего судьи Курмаевой А.Х.,
при секретаре Бердинской А.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-643/2021 по административному иску ИФНС России по Октябрьскому району г. Самары к Марцеву А.В. о взыскании задолженности по налогу, пени,
установил:
ИФНС России по Октябрьскому району г. Самары обратилась в суд с указанным административным исковым заявлением, ссылаясь на то, что ответчик
является налогоплательщиком транспортного налога, так как на него зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения. В соответствии в представленной налоговому органу информации - Марцеву А.В., согласно прилагаемым к настоящему заявлению сведениям является собственником имущества. Ответчик имеет в собственности земельный участок, является плательщиком земельного налога. Должнику направлено налоговое уведомление об уплате транспортного налога, налога на имущество физических лиц и земельного налога. По состоянию на дата налогоплательщик имеет задолженность по транспортному налогу в размере 18645 руб. 00 коп., задолженность по земельному налогу с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах городских округов с внутригородским делением, налог в размере 4022 руб. 00 коп., задолженность по налогу на имущество физических лиц, взимаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов с внутригородским делением: налог в размере 7882 руб. 00 коп. На основании ст.69 НК РФ должнику отправлено требование об уплате налога. Срок исполнения требования - до дата. В нарушение ст. ст. 44 и 45 НК РФ указанные требования налогоплательщиком в добровольном порядке не исполнены, в связи с чем, налогоплательщику начислены пени по транспортному налогу в размере 272 руб. 53 коп., пени по земельному налогу в размере 58 руб. 79 коп., пени по налогу на имущество физических лиц в размере 115 руб. 21 коп. Должник является налогоплательщиком имущественных налогов в 2017 году, в связи с наличием объекта(ов) налогообложения, что подтверждается сведениями, полученными налоговым органом согласно п.4 ст.85 НК РФ. дата году у Марцева А.В. в собственности находились следующие объекты налогообложения:
- Иные строения, помещения и сооружения, адрес: г. Самара, ул. Мичурина, 150, Кадастровый №..., Площадь ***, Дата регистрации права дата, Дата утраты права дата;
- Земельный участок, адрес: адрес, Кадастровый №..., Площадь ***, Дата регистрации права дата;
- Автомобиль легковой, Государственный регистрационный знак: ***. Судебный приказ от дата, вынесенный в порядке, установленном главой 11.1 КАС РФ, по заявлению ИФНС России по Октябрьскому району г. Самара по требованию о взыскании с Марцева А.В. обязательных платежей и санкций, был отменен дата определением мирового судьи судебного участка №... Октябрьского судебного района г. Самары Самарской области по административному делу №... на основании возражений должника.
Однако задолженность и пени по транспортному налогу, налогу на имущество физических лиц и земельному налогу на общую сумму 30995 руб. 53 коп. не погашена. Просит взыскать с должника Марцева А.В. задолженность за 2017г. по транспортному налогу с физических лиц: налог в размере 18645 руб. 00 коп., пени в размере 272 руб. 53 коп., задолженность за дата по земельному налогу с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах городских округов с внутригородским делением, налог в размере 4022 руб. 00 коп., пени в размере 58 руб. 79 коп., задолженность за дата по налогу на имущество физических лиц, взимаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов с внутригородским делением: налог в размере 7882 руб. 00 коп., пени в размере 115 руб. 21 коп., а всего 30995 руб.53 коп.
Представитель административного истца ИФНС России по Октябрьскому району г. Самары – Исаева О.В., действующая на основании доверенности от дата №..., в судебном заседании поддержала заявленные требования в полном объеме по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.
Административный ответчик Марцев А.В. в судебное заседание не явился, о дате и месте заседания извещен надлежащим образом по почте, однако судебное извещение возвращено в связи с истечением сроков хранения, что расценивается судом как выраженное волеизъявление на рассмотрение дела в его отсутствие.
Выслушав представителя административного истца, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Конституция Российской Федерации в статье 57 устанавливает, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Аналогичное положение содержится также в пункте 1 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Согласно п. 1 ст. 19 НК РФ, налогоплательщиками, плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги, сборы, страховые взносы.
В соответствии с пп.1 п. 1 ст. 23 НК РФ Налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
Пеня начисляется, если иное не предусмотрено настоящей статьей и главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса, за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога по день исполнения обязанности по его уплате включительно. Сумма пеней, начисленных на недоимку, не может превышать размер этой недоимки (п.3 ст. 75 НК РФ).
К налогам, обязанность уплаты которых возложена на налогоплательщиков – физических лиц, относится транспортный налог (гл. 28 НК РФ), земельный налог (гл. 31 НК РФ), налог на имущество физических лиц (гл. 32 НК РФ).
Согласно ст. 357 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со ст. 358 Налогового кодекса Российской Федерации.
В силу ст. 358 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы.
Статьей 362 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации. В случае регистрации транспортного средства и (или) снятия транспортного средства с регистрации (снятия с учета, исключения из государственного судового реестра и т.д.) в течение налогового (отчетного) периода исчисление суммы налога (суммы авансового платежа по налогу) производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых данное транспортное средство было зарегистрировано на налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде. При этом месяц регистрации транспортного средства, а также месяц снятия транспортного средства с регистрации принимается за полный месяц.
Нормами п. 3 ст. 363 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что налогоплательщики - физические лица уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.
В соответствии со ст. 1 Закона Российской Федерации от 09.12.1991 N 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц" (действовавшего до 01.01.2015) плательщиками налогов на имущество физических лиц признаются физические лица - собственники имущества, признаваемого объектом налогообложения.
С 01 января 2015 года вступил в силу Федеральный закон от 04.10.2014 N 284-ФЗ "О внесении изменений в статьи 12 и 85 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и признании утратившим силу Закона Российской Федерации "О налогах на имущество физических лиц", в соответствии с которым Налоговый кодекс РФ дополняется новой главой "Налог на имущество физических лиц". С указанной даты утрачивает силу Закон Российской Федерации от 09.12.1991 N 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц".
Согласно п. 1 ст. 5 Закона Российской Федерации от 09.12.1991 N 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц" и п. 1 ст. 408 Налогового кодекса Российской Федерации исчисление налогов производится налоговыми органами.
Согласно ст. 388 НК РФ налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
В соответствии со ст. 389 объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог.
В соответствии со ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
Пунктом 2 ст. 44 НК РФ установлено, что обязанность по уплате конкретного налога возлагается на налогоплательщика с момента возникновения установленных законодательством о налогах обстоятельств, предусматривающих его уплату. В соответствии с подпунктом 1 п. 3 данной статьи, обязанность по уплате налога прекращается с уплатой налога налогоплательщиком.
Пунктом 1 ст. 52 НК установлено, что налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот, если иное не предусмотрено НК РФ. В соответствии с пунктом 2 данной статьи, налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.
Согласно ч.1 ст. 409 НК РФ налог подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
В соответствии с п. 4 ст. 85 НК РФ, органы, осуществляющие государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, органы, осуществляющие регистрацию транспортных средств, обязаны сообщать сведения о расположенном на подведомственной им территории недвижимом имуществе, о транспортных средствах, зарегистрированных в этих органах (правах и сделках, зарегистрированных в этих органах), и об их владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации, а также ежегодно до 15 февраля представлять указанные сведения по состоянию на 1 января текущего года.
Судом установлено, что в дата у Марцева А.В. в собственности находились следующие объекты налогообложения:
- Иные строения, помещения и сооружения, адрес: адрес, Кадастровый номер №..., Площадь ***, Дата регистрации права дата, Дата утраты права дата;
- Земельный участок, адрес: г. Самара, ул. Скляренко, Кадастровый №..., Площадь ***, Дата регистрации права дата;
- Автомобиль легковой, Государственный регистрационный знак: ***
В связи с неоплатой налогов в установленный срок, налоговый орган начислил административному ответчику пени и направил в его адрес требование об уплате налога, сбора, пени, штрафа №... по состоянию на дата с указанием недоимки по транспортному налогу с физических лиц и пени по транспортному налогу с физических лиц, недоимки по земельному налогу с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах городских округов с внутригородским делением и пени по земельному налогу, недоимки по налогу на имущество физических лиц, взимаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов с внутригородским делением всего на сумму 30 549,00 руб., пени в размере 446,53 руб.
Из материалов дела следует, что административному ответчику Марцеву А.В. по почте направлено налоговое уведомление №... от дата о необходимости оплаты налога за 2017 год, а именно транспортного налога в размере 18 645,00 руб., земельного налога в размере 4 668,00 руб., налога на имущество физических лиц 10 950 руб., а всего 34 263,00 руб.
Однако, налог административным ответчиком в полном объеме не уплачен, в связи с чем были начислены пени.
Административным истцом вынесено требование №... по состоянию на дата о необходимости погашения задолженности по уплате транспортного налога в размере 18 645,00 руб., пени в размере 272,53 руб., налог на имущество физических лиц в размере 7 882,00 руб., пени в размере 115,21 руб., земельный налог в размере 4 022,00 руб., пени в размере 58,79 руб. Указанное требование направлено в адрес административного ответчика по почте, что подтверждается приложенным в материалах дела реестром.
Из материалов дела следует, что ИФНС России по Октябрьскому району г. Самары обращалась к мировому судье судебного участка №32 Октябрьского судебного района г. Самары с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании задолженности по налогу на имущество, земельному налогу и транспортному налогу.
Определением И.о. мирового судьи судебного участка №... Октябрьского судебного района г. Самары Самарской области от дата отменен судебный приказ от дата о взыскании с Марцева А.В. в пользу ИФНС России по Октябрьскому району г. Самары недоимку по налогу на имущество за дата в размере 7 882 руб., пеня в размере 115,21 руб., по транспортному налогу в размере 18 645 руб., пени в размере 272,53 руб., по земельному налогу в размере 4 022 руб., пеня в размере 58,79 руб., всего 30 995 руб. 53 коп.
Из расчета, представленного административным истцом, следует, что административный ответчик имеет задолженность за 2017 год по транспортному налогу с физических лиц: налог в размере 18645 руб. 00 коп., пени в размере 272 руб. 53 коп., задолженность за 2017г. по земельному налогу с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах городских округов с внутригородским делением, налог в размере 4022 руб. 00 коп., пени в размере 58 руб. 79 коп., задолженность за 2017г. по налогу на имущество физических лиц, взимаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов с внутригородским делением: налог в размере 7882 руб. 00 коп., пени в размере 115 руб. 21 коп., а всего 30995 руб.53 коп.
Суд принимает во внимание расчет налога и пени, представленный истцом, поскольку он выполнен в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Согласно п. 2 ст. 48 НК РФ, заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Пунктом 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации определено, что требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
В соответствии с разъяснениями, изложенными в пункте 20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 41 и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 9 от 11 июня 1999 года "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации", при рассмотрении дел о взыскании санкций за налоговое правонарушение либо о взыскании налога (сбора, пени) за счет имущества налогоплательщика - физического лица или налогового агента - физического лица судам необходимо проверять, не истекли ли установленные пунктом 3 статьи 48 или пунктом 1 статьи 115 Кодекса сроки для обращения налоговых органов в суд.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 48 Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.09.2016 N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации", если в принятии заявления о вынесении судебного приказа было отказано, взыскатель не лишен возможности обратиться в суд в порядке главы 32 КАС РФ в течение шести месяцев с момента истечения срока исполнения требования об уплате обязательного платежа, санкции в добровольном порядке. В данном случае в административном исковом заявлении указываются сведения об отказе в принятии заявления о вынесении судебного приказа; к административному исковому заявлению прилагается соответствующее определение мирового судьи (пункт 2 статьи 48 НК РФ, часть 3 статьи 123.4, часть 1 статьи 286, статья 287 Кодекса).
Как следует из материалов дела, срок исполнения требования №... об уплате налогов истек дата.
Судебный приказ, выданный дата о взыскании с Марцева А.В. задолженности по налогам и пени отменен определением мирового судьи судебного участка №... Октябрьского судебного района г. Самара Самарской области дата.
Из материалов дела следует, что судебный приказ выдан дата, с учетом требований части 1 статьи 123.5 КАС Российской Федерации, заявлении о выдаче судебного приказа подано не ранее дата, то есть с пропуском установленного пунктом 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации шестимесячного срока на обращение в суд.
Однако, анализ изложенных норм права в их совокупности с приведенными разъяснениями Верховного Суда Российской Федерации, позволяет прийти к выводу о том, что суд, рассматривая вопрос о пропуске налоговым органом установленного законом срока на обращение с иском, должен проверить только срок, истекший со дня отмены мировым судьей судебного приказа, и не вправе давать оценку действиям мирового судьи, связанным с выдачей судебного приказа, на предмет их соответствия части 1 и части 3 статьи 123.4 КАС Российской Федерации, поскольку такие действия не предполагают возможности их обжалования в апелляционном порядке.
Мировой судья, установив, что требование налогового органа не является бесспорным, в том числе и по мотиву пропуска установленного статьей 48 НК Российской Федерации срока, был вправе отказать налоговой инспекции в выдаче судебного приказа (п. 3 ч. 3 ст. 123.4 КАС РФ), однако, если такой приказ был выдан, то срок для обращения в суд с административным иском должен исчисляться со дня принятия определения об отмене приказа.
В силу части 3 статьи 123.8 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебный приказ может быть обжалован в порядке, предусмотренном главой 35 этого же Кодекса. Между тем, ответчик распорядился предоставленными ему Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации правами по своему личному усмотрению, представив возражения относительно исполнения вынесенного приказа, не обжалуя в кассационном порядке сам приказ.
Исходя из смысла положений статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации, при рассмотрении вопроса о взыскании обязательных платежей и санкций в исковом порядке, правовое значение для исчисления срока обращения в суд имеет дата вынесения определения об отмене судебного приказа, в то время как срок обращения в суд для получения судебного приказа подлежит проверке при рассмотрении соответствующего вопроса мировым судьей судебного участка.
Административный иск ИФНС России по Октябрьскому району г. Самары подан в Октябрьский районный суд г. Самары дата, то есть с соблюдением установленного пунктом 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации шестимесячного срока на обращение в суд со дня отмены мировым судьей судебного приказа.
На основании изложенного, с учетом имеющихся в деле доказательств, административные исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме.
В соответствии со ст. 114 КАС РФ, ст. 333.19 НК РФ с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в сумме 1129,86 руб.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 219, 175-180 КАС РФ,
решил:
Административное исковое заявление ИФНС России по Октябрьскому району г. Самары удовлетворить.
Взыскать с Марцева А.В., дата г.р., уроженца г. Куйбышев, зарегистрированного по адресу: адрес пользу ИФНС России по Октябрьскому району г. Самары задолженность за дата. по транспортному налогу с физических лиц: налог в размере 18645 руб. 00 коп., пени в размере 272 руб. 53 коп., задолженность за дата. по земельному налогу с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах городских округов с внутригородским делением, налог в размере 4022 руб. 00 коп., пени в размере 58 руб. 79 коп., задолженность за дата по налогу на имущество физических лиц, взимаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенных в границах городских округов с внутригородским делением: налог в размере 7882 руб. 00 коп., пени в размере 115 руб. 21 коп., а всего 30995,53 руб. (тридцать тысяч девятьсот девяносто пять руб.53 коп.).
Взыскать с Марцева А.В., дата г.р., уроженца г. Куйбышев, зарегистрированного по адресу: адрес доход бюджета городского округа Самара в размере 1129,86 руб. (одна тысяча сто двадцать девять руб., 86 коп.)
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд в течение одного месяца со дня принятия в окончательном виде.
В окончательном виде решение изготовлено 04.02.2021г.
Судья подпись А.Х. Курмаева
.
.
.