Судебный акт #1 (Определение) по делу № 21-321/2021 от 08.07.2021

судья Закидальский Д.Е.          Дело № 21-321/2021

(№ 12-55/2021)

РЕШЕНИЕ

Судья Верховного Суда Республики Коми Санжаровская Н.Ю., при секретаре Куприенковой Л.А., рассмотрев 14 июля 2021 года в открытом судебном заседании в г. Сыктывкаре Республики Коми дело по жалобе исполняющей обязанности директора Государственного бюджетного учреждения Республики Коми «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Княжпогостского района» Мансуровой Г.П. на постановление начальника миграционного пункта ОМВД России по Княжпогостскому району от 13 мая 2021 года <Номер обезличен> и решение судьи Княжпогостского районного суда Республики Коми от 16 июня 2021 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 18.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Государственного бюджетного учреждения Республики Коми «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Княжпогостского района»,

установил:

постановлением начальника миграционного пункта ОМВД России по Княжпогостскому району Мановой Н.Е. от 13 мая 2021 года <Номер обезличен> ГБУ РК «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Княжпогостского района» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 18.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 400 000 рублей.

Решением судьи Княжпогостского районного суда Республики Коми от 16 июня 2021 года приведенное постановление должностного лица административного органа изменено; назначено юридическому лицу ГБУ РК «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Княжпогостского района»», признанному виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 18.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, наказание в виде административного штрафа с применением положений части 3.2 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в размере 200 000 рублей; в остальной части постановление оставлено без изменения.

Не согласившись с постановлением должностного лица и решением суда, исполняющая обязанности директора ГБУ РК «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Княжпогостского района» Мансурова Г.П. обратилась в Верховный Суд Республики Коми с жалобой, в которой просит состоявшиеся по делу акты отменить, производство по делу прекратить, ограничившись устным замечанием, ссылаясь на малозначительность совершенного правонарушения.

В судебном заседании Верховного Суда Республики Коми защитник ГБУ РК «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Княжпогостского района» Бушуева В.В. доводы, изложенные в жалобе, поддержала.

Административный орган ОМВД России по Княжпогостскому району, надлежаще извещенный о дате, времени и месте рассмотрения жалобы, своего представителя для участия в судебное заседание не направил. В соответствии со статьей 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, дело рассмотрено в отсутствие представителя административного органа, явка которого обязательной не признана.

Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, выслушав объяснения защитника юридического лица, прихожу к следующему.

В соответствии с частью 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.

В соответствии с Федеральным законом от 18.07.2006 N 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» миграционный учет иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации является одной из форм государственного регулирования миграционных процессов и направлен на обеспечение и исполнение установленных Конституцией Российской Федерации гарантий соблюдения права каждого, кто законно находится на территории Российской Федерации, на свободное передвижение, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации и других прав и свобод личности, а также на реализацию национальных интересов Российской Федерации в сфере миграции.

Согласно пункту 4 части 1 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2006 N 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» место пребывания иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации (далее - место пребывания) - жилое помещение, не являющееся местом жительства, а также иное помещение, учреждение или организации в которых иностранный гражданин или лицо без гражданства находится и (или) по адресу которых иностранный гражданин или лицо без гражданства подлежит постановке на учет по месту пребывания в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.

При этом пунктом 7 части 1 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2006 N 109-ФЗ установлено, что сторона, принимающая иностранного гражданина или лицо без гражданства в Российской Федерации (далее - принимающая сторона), - гражданин Российской Федерации, постоянно проживающие в Российской Федерации иностранный гражданин или лицо без гражданства, юридическое лицо, филиал или представительство юридического лица, федеральный орган государственной власти, орган государственной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, дипломатическое представительство либо консульское учреждение иностранного государства в Российской Федерации, международная организация или ее представительство в Российской Федерации либо представительство иностранного государства при международной организации, находящейся в Российской Федерации, предоставившие в соответствии с законодательством Российской Федерации для фактического проживания иностранному гражданину или лицу без гражданства жилое или иное помещение, либо организация, в которой иностранный гражданин в установленном порядке осуществляет трудовую или иную не запрещенную законодательством Российской Федерации деятельность в случае, предусмотренном частью 2 статьи 21 настоящего Федерального закона. В качестве принимающей стороны могут выступать иностранный гражданин или лицо без гражданства, имеющие в собственности жилое помещение на территории Российской Федерации и предоставившие в соответствии с законодательством Российской Федерации это жилое помещение в пользование для фактического проживания иностранному гражданину или лицу без гражданства.

В соответствии с пунктом 9 статьи 22 Федерального закона от 18.07.2006 N 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации», фиксация сведений об иностранных гражданах, находящихся в гостинице или в иной организации, оказывающей гостиничные услуги, в санатории, доме отдыха, пансионате, детском оздоровительном лагере, на туристской базе, в кемпинге, медицинской организации, оказывающей медицинскую помощь в стационарных условиях, или организации социального обслуживания, предоставляющей социальные услуги в стационарной форме, в том числе лицам без определенного места жительства, либо находящихся в учреждении, исполняющем уголовное или административное наказание, осуществляется администрацией соответствующих организации или учреждения по прибытии и убытии данных иностранных граждан. Указанная фиксация осуществляется для последующего уведомления в установленном порядке соответствующего органа миграционного учета о прибытии и об убытии данных иностранных граждан.

Пунктом 44 Постановления Правительства Российской Федерации от 15 января 2007 года N 9 «О порядке осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» (далее постановление Правительства Российской Федерации о порядке осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации) по прибытии иностранного гражданина в организацию (учреждение), указанную в части 10 статьи 22 Федерального закона (за исключением учреждения, исполняющего уголовное наказание), администрация соответствующей организации (учреждения) обязана в течение 1 рабочего дня, следующего за днем его прибытия в место пребывания, уведомить территориальный орган Министерства внутренних дел Российской Федерации о прибытии иностранного гражданина путем направления (передачи) уведомления о прибытии для его постановки на учет по месту пребывания.

Частью 4 статьи 18.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что неисполнение принимающей стороной обязанностей в связи с осуществлением миграционного учета, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от четырехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, на основании ходатайства ГБУЗ Республики Коми «Княжпогостская ЦРБ» <Номер обезличен> от 02 марта 2021 года в отделение социальной реабилитации несовершеннолетних ТЦСОН помещен гражданин Республики Азербайджан несовершеннолетний ФИО1 оглы, <Дата обезличена> года рождения, оставшийся без попечения родителей, поскольку его мать ФИО2кызы находилась на лечении в ГБУЗ Республики Коми «РПТД» г. Сыктывкара, отец ребенка находился за пределами Республики Коми.

В отделении социальной реабилитации несовершеннолетних ТЦСОН ФИО1 оглы находился в период со 02 марта 2021 года по 05 марта 2021 года.

В связи с тем, что ГБУ Республики Коми «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Княжпогостского района» как организация социального обслуживания, предоставляющая социальные услуги в стационарной форме, являющаяся принимающей стороной для гражданина Азербайджана ФИО1 оглы, до 00 час. 01 мин. 04 марта 2021 года не представила в миграционный пункт ОМВД России по Княжпогостскому району уведомление о прибытии указанного гражданина в место пребывания, в отношении юридического лица административным органом проведено административное расследование, составлен протокол по признакам правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4 статьи 18.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в последующем вынесено постановление о привлечении к административной ответственности.

Оставляя постановление должностного лица без изменения, суд нижестоящей инстанции пришел к выводу об обоснованности привлечения Учреждения к административной ответственности, ввиду установления факта нарушения требований части 3.1 статьи 20 Федерального закона № 109-ФЗ и пункт 44 Постановления Правительства РФ от 15.01.2007 № 9.

Суд апелляционной инстанции не может согласиться с указанными выводами, так как они основаны на неверном толковании примененных норм права, а также без установления юридически значимых обстоятельств.

Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом (статья 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

В статье 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях определено, что к обстоятельствам, подлежащим выяснению по делу об административном правонарушении относятся: наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, виновность лица в совершении административного правонарушения.

В соответствии со статьей 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Из материалов дела следует, что несовершеннолетний ФИО1оглы, <Дата обезличена> года рождения, с 01 января 2021 года по настоящее время проживает по адресу: Республика Коми, Княжпогостский район, п. <Адрес обезличен>, совместно с матерью ФИО2кызы, что подтверждается справкой администрации ГП «Синдор» от 20 мая 2021 года <Номер обезличен>.

Из ходатайства ГБУЗ Республики Коми «Княжпогостская центральная районная больница» от 02 марта 2021 года, адресованного ГБУ Республики Коми «ЦСЗН Княжпогостского района» следует, что в связи с выпиской несовершеннолетнего ФИО1оглы 02 марта 2021 года из инфекционного отделения по окончании обследования и невозможностью возврата в семью, ввиду нахождения матери ФИО2кызы на лечении в ГБУЗ Республики Коми «РПТД» г. Сыктывкара, учреждение здравоохранения просило принять ФИО1оглы в Учреждение ЦСЗН.

Приказом ГБУ Республики Коми «ЦСЗН Княжпогостского района» <Номер обезличен>-од от 02 марта 2021 года несовершеннолетний ФИО1оглы принят в отделение социальной реабилитации несовершеннолетних ТЦСОН со 2 марта 2021 года.

Приказом ГБУ Республики Коми «ЦСЗН Княжпогостского района» <Номер обезличен>-од/а от 05 марта 2021 года несовершеннолетний ФИО1оглы исключен из отделения социальной реабилитации на основании личного заявления законного представителя ФИО3кызы от 05 марта 2021 года.

Также из материалов дела видно, что ФИО1оглы был поставлен на миграционный учет по месту временного пребывания по адресу: Республика Коми, Княжпогостский район, <Адрес обезличен>, по которому миграционным органом срок его временного пребывания неоднократно продлевался, в том числе 17 апреля 2021 года - до 14 июля 2021 года.

Изложенное свидетельствует о том, что принимающей стороной несовершеннолетнего гражданина Республики Азербайджан ФИО1оглы является его мать ФИО3кызы, у которой иностранный гражданин фактически проживал и которой было предоставлено жилое помещение для фактического проживания.

При таких обстоятельствах, у ГБУ Республики Коми «ЦСЗН Княжпогостского района» отсутствовали обязанности, установленные частями 3, 3.1 статьи 20, пунктом 2 части 2 статьи 22 вышеприведенного Федерального закона, об уведомлении о прибытии иностранного гражданина в место пребывания, так как мера носила вынужденный характер.

При рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении судьей районного суда указанным доказательствам и обстоятельствам не была дана оценка.

С учетом изложенного, суд необоснованно пришел к выводу о законности вынесенного постановления, так как в действиях ГБУ Республики Коми «ЦСЗН Княжпогостского района» отсутствует состав вмененного административного правонарушения, поскольку в рассматриваемом случае Учреждение не является принимающей стороной в значении, определенном в пункте 7 части 1 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2006 N 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации», на основании которого в постановлении сделан вывод о наличии в действиях Учреждения состава административного правонарушения.

Принимая во внимание, что ГБУ Республики Коми «ЦСЗН Княжпогостского района» не является субъектом административной ответственности по части 4 статьи 18.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановление начальника миграционного пункта ОМВД России по Княжпогостскому району от 13 мая 2021 года <Номер обезличен> и решение судьи Княжпогостского районного суда Республики Коми от 16 июня 2021 года, вынесенные в отношении Учреждения по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 18.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежат отмене, а производство по делу - прекращению, в связи отсутствием в действиях Учреждения состава вмененного административного правонарушения.

Руководствуясь статьями 30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

решил:

постановление начальника миграционного пункта ОМВД России по Княжпогостскому району от 13 мая 2021 года <Номер обезличен> и решение судьи Княжпогостского районного суда Республики Коми от 16 июня 2021 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 18.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Государственного бюджетного учреждения Республики Коми «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Княжпогостского района», отменить.

Производство по делу в отношении Государственного бюджетного учреждения Республики Коми «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Княжпогостского района» прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Решение вступает в законную силу со дня его вынесения.

Судья -        Н.Ю.Санжаровская

21-321/2021

Категория:
Административные
Статус:
Вынесено решение по существу
Ответчики
ГБУ РК "Центр по предоставлению гос. услуг в сфере соц. защиты населения"
Другие
Г. П. Мансурова - и. о. директора
Суд
Верховный Суд Республики Коми
Судья
Санжаровская Н.Ю.
Статьи

ст. 18.9 ч.4 КоАП РФ

Дело на странице суда
vs--komi.sudrf.ru
08.07.2021Материалы переданы в производство судье
14.07.2021Судебное заседание
Судебный акт #1 (Определение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее