Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-3293/2016 ~ М-3146/2016 от 24.10.2016

ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

        Именем Российской Федерации

г. Нижний Тагил                         05 декабря 2016 года

Ленинский районный суд г. Нижнего Тагила Свердловской области

в составе председательствующего судьи        Луценко В.В.,

при секретаре                        Цыбуля А.А.,

с участием прокурора                     Краузе О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-3293/2016 по иску Нижнетагильского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Горноуральского городского округа о восстановлении нарушенного состояния окружающей среды,

установил:

Нижнетагильский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Горноуральского городского округа, в котором просит возложить на ответчика обязанность в срок до ДД.ММ.ГГГГ восстановить нарушенное состояние окружающей среды, приняв действенные меры к ликвидации несанкционированного размещения отходов: свалки твердых бытовых отходов и иного мусора на земельном участке с кадастровым номером (в 70 метрах южнее магазина тракторных запасных частей), расположенного в указанных в исковом заявлении координатах.

В обоснование исковых требований прокурор указал, что государственным инспектором Министерства природных ресурсов и экологии Свердловской области проведена проверка на территории бывшего Николо-Павловского тепличного хозяйства. В ходе проверки установлено, что территория бывшего Николо-Павлоского тепличного хозяйства, расположенного севернее <адрес>, на западной стороне автодороги Н.Тагил-Екатеринбург, представляет собой земельный участок с почвенным покровом, доступ на который не ограничен. При осмотре выявлено, что на почве складирован щебень мелкой фракции, земля, навоз, торф, а также выявлена несанкционированная свалка твердых коммунальных отходов, строительного мусора, деревоотходов и несанкционированная свалка лома и отходов черных металлов; свалка твердых коммунальных отходов, строительного мусора, деревоотходов площадью не менее 20 кв.м., объемом не менее 10 куб.м; свалка лома и отходов черных металлов несортированных площадью не менее 3 кв.м объемом не менее 1 куб.м расположена на территории указанного выше земельного участка с кадастровым номером .

Согласно данным Публичной кадастровой карты, размещенной на сайте Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, сброс отходов осуществлён на почву земельного участка с кадастровым номером (категория земель: земли сельскохозяйственного назначения). В едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сведения о собственниках или арендаторах данного земельного участка отсутствуют.

В ходе натурного обследования захламленной территории установлено, что свалка образована не единовременно, а за длительный период времени. Сброшенные отходы различны, собственники не установлены.

Таким образом, в результате сброса отходов неустановленными лицами и бездействия органов местного самоуправления по ликвидации несанкционированных мест размещения отходов, располагающихся на землях    городского округа, нарушаются экологические права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.

В соответствии с примечанием к п. 7.8 ГОСТ 30772-2001 «Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения» органы местного самоуправления являются собственником отходов, располагающихся на территории муниципального образования, если иной собственник отходов не установлен.

Следовательно, в силу вышеприведенных норм закона, именно Администрация Горноуральского городского округа является ответственной за организацию сбора, вывоза и дальнейшую переработку (утилизацию) отходов несанкционированно размещенных на землях общего пользования на территории муниципального образования.

Помощник Нижнетагильского межрайонного природоохранного прокурора Краузе О.В. в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме. Дополнений к иску не имела.

Представитель ответчика Администрации Горноуральского городского округа в судебное заседание не явился. О времени и месте рассмотрения дела организация ответчика извещена надлежащим образом, что подтверждается почтовым уведомлением. Возражений по иску суду не направил. Судом с согласия другой стороны (прокурора) принято решение о рассмотрении дела в порядке заочного судопроизводства.

Заслушав прокурора и исследовав письменные доказательства, суд находит иск прокурора в интересах неопределенного круга лиц обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в Конституции Российской Федерации и Федеральном законе от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ), в связи с чем, экологические правонарушения затрагивают не только интересы государства, но и интересы неопределенного круга граждан.

В соответствии с ч. 1 ст. 9 Конституции Российской Федерации, земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

Согласно ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Этому праву корреспондирует обязанность каждого сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, закрепленная в ст. 58 Конституции Российской Федерации.

В соответствии с п. 1 ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.

Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ определяет правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающие сбалансированное решение социально-экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.

Охрана окружающей среды - деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий (природоохранная деятельность).

Благоприятная окружающая среда - окружающая среда, качество которой обеспечивает устойчивое функционирование естественных экологических систем, природных и природно-антропогенных объектов.

Негативное воздействие на окружающую среду - воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды (статья 1).

В соответствии со ст. 72 Конституции Российской Федерации вопросы природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Правовое регулирование в области обращения с отходами осуществляется Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», другими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также муниципальными нормативными правовыми актами.

Неисполнение требований природоохранного законодательства в области обращения с отходами производства и потребления ставит под угрозу санитарно-эпидемиологическое благополучие неопределенного круга граждан и создает опасность причинения вреда окружающей среде.

В силу ч. 3 ст. 8 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов относится к полномочиям органов местного самоуправления городских округов.

Статья 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» предусматривает ответственность органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях.

В соответствии с п. 18 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа отнесено участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов.

В соответствии с ч. 1 ст. 8 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих поселений.

В ч. 2 ст. 13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» предусмотрено, что организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Полномочия администрации Горноуральского городского округа по участию в организации деятельности по ликвидации коммунальных отходов на территории городского поселения, закреплены п. 24 ч. 1 ст. 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Вышеуказанной нормой закона на органы местного самоуправления возложена обязанность участвовать в организации деятельности, связанной с ликвидацией коммунальных отходов на территории городского округа.

Абзацем 16 ст. 6 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» в редакции, действующей с 1 января 2016 года, регламентировано, что к полномочиям субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами относятся организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов.

Перераспределение указанных полномочий между муниципальными органами и органами государственной власти, не освобождает органы местного самоуправления городского поселения от исполнения предусмотренных законом обязанностей.

В соответствии со ст. 5 Закона Свердловской области от 19.12.1997 № 77-ОЗ «Об отходах производства и потребления» органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов, расположенных на территории Свердловской области, в соответствии с федеральным законодательством осуществляют экологическое просвещение на территории Свердловской области в сфере обращения с отходами производства и потребления, в том числе информируют население по вопросам обращения с такими отходами в соответствии с законодательством об охране окружающей среды.

Органы местного самоуправления городских округов, расположенных на территории Свердловской области, в соответствии с федеральным законодательством обеспечивают организацию сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

В соответствии с подпунктом 16 пункта 1 статьи 30 Устава Горноуральского городского округа, принятого Решением районного Совета муниципального образования «Пригородный район» от 15 ноября 2001 года № 14/10, к полномочиям Администрации Горноуральского городского округа отнесены вопросы организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

Постановлением Администрации Горноуральского городского округа от 17 декабря 2009 года № 2036, в целях содержания территории в безопасном для человека санитарно-эпидемиологическом состоянии, утверждены Правила сбора, вывоза, переработки бытовых и промышленных отходов на территории Горноуральского городского округа. Правила направлены на совершенствование управления и контроля в сфере обращения с отходами в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на окружающую среду и здоровье населения округа.

Согласно Правилам, система санитарной уборки и очистки территории Горноуральского городского округа предусматривает сбор, быстрое удаление, обезвреживание и экономически целесообразное транспортирование отходов. Для сбора отходов физические и юридические лица, индивидуальные предприниматели организуют место накопления отходов, осуществляют его уборку и техническое обслуживание сами или по договору со специализированной организацией, имеющей лицензию на данный вид деятельности, осуществляющей вывоз и размещение отходов.

Размещение мест накопления отходов должно быть согласовано в установленном порядке с отделом архитектуры и градостроительства администрации Горноуральского городского округа, Территориальным отделом Территориального управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области в городе Нижний Тагил и Пригородном районе, а также со специализированной организацией, имеющей лицензию на данный вид деятельности, осуществляющей вывоз и размещение отходов.

Порядок сбора отходов на территориях населенных пунктов должен соответствовать экологическим, санитарным и иным требованиям в области охраны окружающей среды и здоровья человека.

Юридические и физические лица, индивидуальные предприниматели должны обеспечить сбор отходов, предусматривающий их разделение на виды.

Не допускается намеренное смешивание отходов различных видов (жидких с твердыми, промышленных с бытовыми), отходов различного класса опасности и т.д., если это не предусмотрено технологией или не утверждено специально уполномоченными органами в сфере обращения с отходами.

Транспортирование отходов осуществляется только специально для этого предназначенным транспортом при соблюдении установленных законодательством требований.

Захоронение отходов производится на специально отведенных и оборудованных объектах, где обеспечивается надежная защита окружающей среды и населения от их отрицательного воздействия.

Земельный участок, на котором непосредственно находится несанкционированная свалка отходов производства и потребления, относится к землям в границах территории муниципального образования «Горноуральский городской округ». Данный земельный участок не предоставлен каким-либо субъектам в пользование, право распоряжения участком в соответствии с действующим законодательством возложено на органы местного самоуправления муниципального образования «Горноуральский городской округ».

В соответствии с п. 7.8 ГОСТ 30772-2001 «Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения», введенным в действие Постановлением Госстандарта России от 28.12.2001 № 607-ст, собственником отходов является юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, производящие отходы, в собственности которого они находятся, которое намерено осуществлять заготовку, переработку отходов и другие работы по обращению с отходами, включая их отчуждение. В силу примечания к указанному пункту в случае, если собственник отходов не установлен, то собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся.

Согласно статье 18 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Одним из основных принципов охраны окружающей среды является ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях (статья 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ).

В спорных правоотношениях Администрация Горноуральского городского округа выступает как орган местного самоуправления и реализует полномочия по решению вопросов местного значения, в связи с чем, распределение судом бремени доказывания должно производиться по правилам разрешения публично-правовых споров.

Установленные судом обстоятельства свидетельствуют о наличии не устраненных нарушений требований в области охраны окружающей среды и вызывают необходимость возмещения вреда, причиненного окружающей среде, посредством возложения на Администрацию Горноуральского городского округа обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды.

При этом отсутствие необходимых финансовых средств и материально-технической базы, с учетом особенностей бюджетного планирования и порядка размещения муниципальных заказов, не может служить основанием для освобождения от гражданско-правовой ответственности за экологические нарушения.

Изменение срока исполнения решения суда с учетом финансовых возможностей ответчика и сезонного характера работ возможно по определению суда, рассмотревшего дело, по заявлениям лиц, участвующих в деле, и судебного пристава-исполнителя в порядке, предусмотренном статьей 203 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Согласно ч. 2 ст.206 Гражданского процессуального кодекса РФ, в случае, если судом на ответчика возлагается обязанность по совершению определенных действий, которые могу быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок.

Суд полагает, что ликвидация места несанкционированного размещения отходов, может быть устранена ответчиком в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с ч. 2 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков, от уплаты государственной пошлины освобождены.

На основании изложенного, и руководствуясь статьями ст.ст. 194-199, 233-235 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░:

░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ N );

░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ N ).

░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░, ░ ░ ░░░░░░, ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░, - ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░.

░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ 09 ░░░░░░░ 2016 ░░░░.

░░░░░            ░░░░░░░ ░.░.

2-3293/2016 ~ М-3146/2016

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
ПРиродоохранная прокуратура
Ответчики
Администрация ГГО
Суд
Ленинский районный суд г. Нижний Тагил Свердловской области
Судья
Луценко В.В.
Дело на сайте суда
leninskytag--svd.sudrf.ru
24.10.2016Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
25.10.2016Передача материалов судье
28.10.2016Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
28.10.2016Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
28.10.2016Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
05.12.2016Судебное заседание
09.12.2016Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
16.12.2016Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
16.12.2016Отправка копии заочного решения ответчику (истцу)
03.02.2017Копия заочного решения ответчику (истцу) вручена
06.02.2018Дело оформлено
06.02.2018Дело передано в архив

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее