Дело №
УИД 63RS0№-75
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
29 ноября 2023 <адрес> районный суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Ерофеевой О.И.,
при секретаре ФИО5,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по исковому заявлению ООО «ЭкоСтройресурс» к ФИО2, ФИО3 о взыскании задолженности за предоставленные услуги и по встречному исковому заявлению ФИО1 к ООО «ЭкоСтройРесурс» об обязании произвести перерасчет,
установил:
Истец ООО «ЭкоСтройРесурс» первоначально обратился в Красноглинский районный суд <адрес> с вышеуказанным иском к наследственному имуществу ФИО1, в котором просил суд взыскать солидарно с наследников, принявших наследство после смерти ФИО1 состоящего из объекта недвижимого имущества, находящегося по адресу: <адрес>, в польщу ООО «ЭкоСтройРесурс» сумму задолженности за предоставленные услуги по обращению с ТКО в размере 25 928,91 руб. за период с 01.01.2019г. по 30.09.2020г., а также расходы по уплате государственной пошлины в размере 978 руб.
В обоснование исковых требований истец указал, что ООО «ЭкоСтройРесурс» по результатам конкурсного отбора и впоследствии заключенного соглашения с Министерством энергетики и жилищно-коммунального хозяйства <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ осуществляет деятельность в качестве Регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО) на территории <адрес>.
В соответствии со ст. 24.7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", ст. 30 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) собственники ТКО (физические, юридические лица, индивидуальные предприниматели) (далее - потребитель, должник) обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с Региональным оператором (далее - Договор).
Типовая форма Договора, содержащая положения о предоставлении услуг по обращению ТКО утверждена Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства РФ от 25.08.2008г. №.
Согласно пунктам 8(4)-8(17) Правил №, Договор считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-ый рабочий день после размещения Региональным оператором предложения о заключении указанного Договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Предложение о заключении Договора по обращению с ТКО и типовой договор были опубликованы Региональным оператором на своем официальном сайте https://ecostr.ru в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» 23.12.2018г.
ФИО1 принадлежало право собственности на объект недвижимости, расположенный по адресу: <адрес>.
23.03.2022г. истец обратился в мировой суд судебного участка № Красноглинского судебного района <адрес> с заявлением о взыскании суммы задолженности за предоставленные услуги по обращению с ТКО в размере 25 928,91 руб. за период с 01.01.2019г. по 30.09.2020г.
22.04.2022г. мировым судьей судебного участка № Красноглинского судебного района <адрес> вынесено определение о прекращении производства по гражданскому делу № в связи со смертью должника.
С 01.01.2019г. Региональный оператор принимал ТКО, обеспечивал их сбор, транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение, то есть фактически оказывал услуги по обращению с ТКО надлежащим образом.
Однако до настоящего времени обязательство по оплате оказанных региональным оператором услуг не было исполнено ответчиком.
В адрес должника были направлены платежные документы на оплату указанных услуг, однако ответчик оплату не произвел.
Согласно расчету за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ у ответчика имеется задолженность в размере 25 928,91 руб.
Определением Красноглинского районного суда <адрес> от 02.08.2023г. к участию в деле привлечены ответчики ФИО2 и ФИО3 и гражданское дело передано по подсудности в Промышленный районный суд <адрес>.
В ходе судебного разбирательства от ответчиков ФИО3 и ФИО2 поступило встречное исковое заявление, в котором ответчики просят суд, обязать ООО «ЭкоСтройРесурс» произвести перерасчет платы за коммунальную услугу «обращение с твердыми коммунальными отходами», начисленной по адресу: <адрес>, ЖСК «Горелый Хутор», <адрес>А за периоды временного отсутствия в доме: с 01.01.2019г. по 01.05.2019г.-120 дней, с 01.10.2019г. по 01.05.2020г.-213 дней.
В обоснование встречных исковых требований ссылается на то, что ФИО3, ФИО2 являются наследниками умершего 01.07.2020г. ФИО1 У них во владении находится жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> и квартира по адресу: <адрес>, что подтверждается выписками из ЕГРН.
Ответчики в доме не проживают в период с октября по май ежегодно. Умерший ФИО1 в силу своего здоровья постоянно проживал в спорный период времени в квартире по адресу: <адрес>, где также оплачивают за вывоз ТКО, что подтверждается квитанциями об оплате.
Периоды временного отсутствия в доме составили: с 01.01.2019г. по 01.05.2019г.- 120 дней, с 01.10.2019г. по 01.05.2020г.-213 дней.
В судебное заседание представитель ООО «ЭкоСтройРесрус» не явился, о дате и времени извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие, представил в суд возражения на встречные исковые требований, в удовлетворении которых просил суд отказать.
В судебном заседании ответчик по первоначальному иску / истец по встречному иску / ФИО3, возражала против удовлетворения исковых требований, просила применить срок исковой давности. Встречные требования поддержал, просила удовлетворить, дала пояснения аналогичные описательной части решения.
В судебное заседание ответчик по первоначальному иску / истец по встречному иску /ФИО2 не явился, извещался своевременно и надлежащим образом, причину неявки суду не сообщил, об отложении дела не ходатайствовал.
Выслушав ответчика по первоначальному иску / истец по встречному иску /, исследовав материалы дела, суд признает исковые требования и встречные исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Как установлено в судебном заседании и подтверждается материалами дела, на основании соглашения об осуществлении деятельности регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на всей территории <адрес>, заключенного ДД.ММ.ГГГГ между Министерством энергетики и жилищно-коммунального хозяйства <адрес> и ООО "ЭкоСтройРесурс", последнее, являясь Региональным оператором, обеспечивает осуществление деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами.
С ДД.ММ.ГГГГ истец, как Региональный оператор, принимал ТКО, обеспечивал их сбор, транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение.
Для оплаты за услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами на по адресу: <адрес>А был открыт лицевой счет №.
Собственником жилого дома по указанному адресу, являлся ФИО1, что подтверждается выпиской из ЕГРН.
22.04.2022г. мировым судьей судебного участка № Красноглинского судебного района <адрес> вынесено определение о прекращении производства по гражданскому делу № в связи со смертью должника.
Согласно представленной справки нотариуса <адрес> ФИО7 от 25.05.2023г. наследниками по закону после смерти ФИО1, является сын - ФИО2, дочь - ФИО3
Определением Красноглинского районного суда <адрес> от 02.08.2023г. к участию в деле привлечены ответчики ФИО2 и ФИО3 и гражданское дело передано по подсудности в Промышленный районный суд <адрес>.
Расчет суммы ежемесячной платы за услуги по обращению с ТКО:
1234,71 руб.=272,2 кв.м. х 0,091 м3/год / 12 мес. Х 598,16 руб./м3
1234,71 руб. – размер платы за услугу по обращению с ТКО;
272,2 м2-общая площадь жилого помещения;
0,091 м3/год-норматив накопления твердых коммунальных отходов;
598,16 руб./м3-цена на коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами определенная в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами;
12- количество месяцев в году.
Согласно расчету за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ у ответчика имеется задолженность в размере 25 928,91 руб.
23.03.2022г. истец обратился в мировой суд судебного участка № Красноглинского судебного района <адрес> с заявлением о взыскании суммы задолженности за предоставленные услуги по обращению с ТКО в размере 25 928,91 руб. за период с 01.01.2019г. по 30.09.2020г.
22.04.2022г. мировым судьей судебного участка № Красноглинского судебного района <адрес> вынесено определение о прекращении производства по гражданскому делу № в связи со смертью должника.
В соответствии со статьей 418 ГК РФ обязательство прекращается смертью должника, если исполнение не может быть произведено без личного участия должника либо обязательство иным образом неразрывно связано с личностью должника.
Согласно пункту 1 статьи 1175 ГК РФ наследники, принявшие наследство, отвечают по долгам наследодателя солидарно (статья 323). Каждый из наследников отвечает по долгам наследодателя в пределах стоимости перешедшего к нему наследственного имущества.
Согласно ст. 1112 ГК РФ в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
В пункте 58 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 9 "О судебной практике по делам о наследовании" (далее Постановление Пленума ВС РФ N 9) разъяснено, что под долгами наследодателя, по которым отвечают наследники, следует понимать все имевшиеся у наследодателя к моменту открытия наследства обязательства, не прекращающиеся смертью должника (статья 418 ГК РФ), независимо от наступления срока их исполнения, а равно от времени их выявления и осведомленности о них наследников при принятии наследства.
На основании пункта 59 настоящего Постановления смерть должника не является обстоятельством, влекущим досрочное исполнение его обязательств наследниками.
Исходя из положений статьи 1157 ГК РФ, наследник вправе отказаться от наследства в пользу других лиц (статья 1158) или без указания лиц, в пользу которых он отказывается от наследственного имущества, в течение срока, установленного для принятия наследства (статья 1154), в том числе в случае, когда он уже принял наследство. Отказ от наследства не может быть впоследствии изменен или взят обратно.
Согласно пунктам 1, 4 статьи 1152 ГК РФ для приобретения наследства наследник должен его принять. Принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации.
Обязательство прекращается невозможностью исполнения, если она вызвана обстоятельством, за которое ни одна из сторон не отвечает (п. 1 ст. 416 ГК РФ).
Согласно части 5 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации (ЖК РФ), собственник жилого дома или части жилого дома обязан обеспечивать обращение с твердыми коммунальными отходами путем заключения договора с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами. Под обращением с твердыми коммунальными отходами для целей этого Кодекса и иных актов жилищного законодательства понимаются транспортирование, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов.
При этом согласно п. 3 ст. 154 ЖК РФ собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными, в том числе в электронной форме с использованием системы, с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности. Плата за коммунальные услуги включает в себя плату, в том числе и за обращение с твердыми коммунальными отходами (п. 4 ст. 154 ЖК РФ).
В соответствии с ч. 1 ст. 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
В силу ч. 1 ст. 155 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен законом.
Порядок оказания и оплаты коммунальных услуг, в том числе услуги по обращению с ТКО, регулируется положениями ЖК РФ и Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям жилых помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №.
Согласно п. п. 1, 2 ст. 426 ГК РФ публичным договором признается договор, заключенный лицом, осуществляющим предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, и устанавливающий его обязанности по продаже товаров, выполнению работ либо оказанию услуг, которые такое лицо по характеру своей деятельности должно осуществлять в отношении каждого, кто к нему обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.). В публичном договоре цена товаров, работ или услуг должна быть одинаковой для потребителей соответствующей категории. Иные условия публичного договора не могут устанавливаться исходя из преимуществ отдельных потребителей или оказания им предпочтения, за исключением случаев, если законом или иными правовыми актами допускается предоставление льгот отдельным категориям потребителей.
Из разъяснений, данных в п. 17 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ № "О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении и толковании договора" следует, что в силу пункта 2 статьи 426 ГК РФ в публичном договоре цена товаров, работ или услуг может различаться для потребителей разных категорий, например для учащихся, пенсионеров, многодетных семей. Категории потребителей могут быть установлены законом, иным правовым актом или определены лицом, обязанным заключить публичный договор, например, правилами программы лояльности, исходя из объективных критериев, в том числе связанных с личными характеристиками потребителей, если названные критерии не противоречат закону.
Согласно Правил "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2008г. №", утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, в случае если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8 (5) - 8 (7) настоящих Правил в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Таким образом, региональный оператор ООО "ЭкоСтройРесурс" на основании договора на оказание услуг по обращению с ТКО, заключенным с ответчиком по правилам, предусмотренным статьей 24.7 Федерального закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", в соответствии с порядком, установленным разд. 1(1) Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1156, с ДД.ММ.ГГГГ фактически оказывает жителям <адрес> и ответчику, в частности, услуги по обращению с ТКО.
В соответствии с п. 148 (30) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям жилых помещений в многоквартирных домах и жилых домов Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется исходя из количества граждан постоянно и временно проживающих в жилом помещении, на основании нормативов накопления ТКО. В данном случае в качестве расчетной единицы принимается норматив накопления ТКО на 1 проживающего в жилом помещении. При этом орган государственной власти субъекта РФ вправе принять решение по оплате коммунальной услуги по обращению с ТКО исходя из общей площади жилого помещения в многоквартирном доме (п. 16 ст. 12 ЖК РФ и п. 148 (30) Правил N 354).
Согласно п. 16 ст. 12 ЖК РФ к полномочиям органов государственной власти РФ в области жилищных отношений относится, в частности, установление порядка расчета и внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги.
К полномочиям органов государственной власти РФ в области жилищных отношений относится, в частности, иные вопросы, отнесенные к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области жилищных отношений Конституцией Российской Федерации, настоящим Кодексом, другими федеральными законами и не отнесенные к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации, полномочиям органов местного самоуправления (п. 9 ст. 13 ЖК РФ). В случае принятия органом государственной власти субъекта Российской Федерации решения об осуществлении потребителями оплаты коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами исходя из общей площади жилого помещения, то в качестве расчетной единицы принимается норматив накопления ТКО на 1 кв. м общей площади жилого помещения (п. 148 (30) Правил N 354).
Приказом Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № утвержден норматив накопления ТКО на территории городских округов <адрес> - на 1 кв. м общей площади жилого помещения многоквартирных и индивидуальных домов и составляет 0,091 м3/год, то есть применительно к площади жилого помещения. Установление нормативов накопления ТКО с квадратного метра общей площади жилого помещения предусмотрено Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям жилых помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, Правилами определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов, утвержденными постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, приказом Минстроя России от ДД.ММ.ГГГГ №/пр "Об утверждении Методических рекомендаций по вопросам, связанным с определением нормативов накопления твердых коммунальных отходов".
Таким образом, согласно действующим в настоящее время правовым нормам, размер платы за услуги по обращению с ТКО на территории г.о. Самара не зависит от количества зарегистрированных или проживающих в жилом помещении лиц, и определяется в зависимости от площади помещения.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что ООО "ЭкоСтройРесурс" производит начисление за услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами по адресу: <адрес>, в соответствии с действующим законодательством РФ.
Не согласившись с заявленными исковыми требованиями, ответчики заявили о пропуске истцом срока исковой давности.
В соответствии со ст. 195 ГК РФ исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено.
В силу п. 1 ст. 196, п. 1 ст. 200 ГК РФ общий срок исковой давности составляет три года со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.
В соответствии с п. 2 ст. 199 ГК РФ исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения.
Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.
В соответствии с разъяснениями, изложенными в п. 6 постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ № "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности", по смыслу статьи 201 ГК РФ переход прав в порядке универсального или сингулярного правопреемства (наследование, реорганизация юридического лица, переход права собственности на вещь, уступка права требования и пр.), а также передача полномочий одного органа публично-правового образования другому органу не влияют на начало течения срока исковой давности и порядок его исчисления.
В этом случае срок исковой давности начинает течь в порядке, установленном статьей 200 ГК РФ, со дня, когда первоначальный обладатель права узнал или должен был узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.
Согласно разъяснениям, изложенным в п. 17, 18 постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, в силу пункта 1 статьи 204 ГК РФ срок исковой давности не течет с момента обращения за судебной защитой, в том числе со дня подачи заявления о вынесении судебного приказа либо обращения в третейский суд, если такое заявление было принято к производству.
По смыслу статьи 204 ГК РФ начавшееся до предъявления иска течение срока исковой давности продолжается лишь в случаях оставления заявления без рассмотрения либо прекращения производства по делу по основаниям, предусмотренным абзацем вторым статьи 220 ГПК РФ, пунктом 1 части 1 статьи 150 АПК РФ, с момента вступления в силу соответствующего определения суда либо отмены судебного приказа.
В случае прекращения производства по делу по указанным выше основаниям, а также в случае отмены судебного приказа, если неистекшая часть срока исковой давности составляет менее шести месяцев, она удлиняется до шести месяцев (пункт 1 статьи 6, пункт 3 статьи 204 ГК РФ).
В соответствии с разъяснениями, изложенными в п. 12 постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности», срок исковой давности, пропущенный юридическим лицом, а также гражданином - индивидуальным предпринимателем по требованиям, связанным с осуществлением им предпринимательской деятельности, не подлежит восстановлению независимо от причин его пропуска.
В абзаце первом пункта 17 и абзаце втором пункта 18 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 43 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности" разъяснено, что в силу пункта 1 статьи 24 Гражданского кодекса Российской Федерации срок исковой давности не течет с момента обращения за судебной защитой, в том числе со дня подачи заявления о вынесении судебного приказа либо обращения в третейский суд, если такое заявление было принято к производству. В случае отмены судебного приказа, если не истекшая часть срока исковой давности составляет менее шести месяцев, она удлиняется до шести месяцев.
В соответствии с абз. 2 п. 41 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 22 "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности" срок исковой давности по требованиям о взыскании задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг исчисляется отдельно по каждому ежемесячному платежу (часть 1 статьи 155 ЖК РФ и пункт 2 статьи 200 ГК РФ).
Как следует из материалов дела, в апреле 2022 г. ООО «ЭкостройРесурс» изначально обратилось к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании с ФИО1 задолженности по оплате коммунальных услуг.
22.04.2022г. мировым судьей судебного участка N 19 Красноглинского судебного района в <адрес> производство по заявлению ООО «ЭкостройРесурс» о взыскании задолженности с ФИО1 задолженности о предоставлении услуги по обращению с ТКО было прекращено, в связи со смертью ФИО1 Данное определение истец получил 16.08.2022г., что подтверждается входящим номером ООО «ЭкостройРесурс»
Истец ООО «ЭкостройРесурс» обратилось в суд с настоящим иском ДД.ММ.ГГГГ. (почтой), т.е. за пределами 6 месяцев с момента отмены судебного приказа, следовательно, истцом пропущен срок исковой давности.
При таких обстоятельствах, принимая во внимание, что с настоящим иском ООО «ЭкоСтройРесурс» обратилось в суд ДД.ММ.ГГГГ, то есть после истечения 6 месяцев после вынесения определения мировым судьей, суд приходит к выводу о том, что ходатайство ответчиков о применении последствий пропуска срока исковой давности подлежит удовлетворению, следовательно, в удовлетворении исковых требований ООО «ЭкоСтройресурс» к ФИО2, ФИО3 о взыскании задолженности за предоставленные услуги, следует отказать.
Суд рассматривая встречные исковые требования ФИО1 к ООО «ЭкоСтройРесурс» об обязании произвести перерасчет правовых оснований для удовлетворения требований не находит, в виду следующего.
Судом установлено, что ФИО3, ФИО2 являются наследниками умершего ДД.ММ.ГГГГ ФИО1, что подтверждается сообщением нотариуса ФИО7
Из справки представленной нотариусом следует, что они вступили в права наследования, в том числе, на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>А и квартира по адресу: <адрес>, что подтверждается выписками из ЕГРН.
В обоснование доводов ответчики указывают, что они не уклоняются от оплаты предоставленных услуг по вывозу ТКО, не согласны оплачивать не предоставленные услуги по обращению с ТКО в период временного отсутствия потребителя.
Обращаясь в суд со встречным иском, в качестве основания для перерасчета стоимости платы за вывоз ТКО ответчики указали именно на факт своего не проживания в принадлежащем им на праве собственности жилом помещении в период с ДД.ММ.ГГГГ. и оплате ТКО по месту регистрации, что подтверждается квитанциями.
Судом установлено, что ООО «ЭкоСтройРесурс» по результатам конкурсного отбора и впоследствии заключенного соглашения с Министерством энергетики, и жилищно-коммунального хозяйства <адрес> 01.11.2018г. осуществляет деятельность в качестве Регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории <адрес>.
На основании указанного соглашения ООО «ЭкоСтройРесурс» является единственным Региональным оператором в <адрес>, который осуществляет деятельность по обращению с твердыми коммунальными отходами.
В соответствии с пунктом 5 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого дома или части жилого дома обязан обеспечивать обращение с твердыми коммунальными отходами путем заключения договора с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами. Под обращением с твердыми коммунальными отходами для целей настоящего Кодекса и иных актов жилищного законодательства понимаются сбор, транспортирование, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов.
Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 176-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» внесены изменения в часть 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), согласно которым плата за коммунальные услуги включает в себя в том числе плату за обращение с ТКО. Оказание коммунальной услуги по обращению с ТКО осуществляется Региональным оператором по обращению с ТКО.
В соответствии с ч,1 ст. 153 ЖК РФ граждане обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Пунктом 5 ч.2 ст. 153 ЖК РФ установлено, что обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника помещения с момента возникновения права собственности на такое помещение с учетом правила, установленного частью 3 статьи 169 настоящего Кодекса.
Согласно ч.2 ст. 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ФИО4, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме; взнос на капитальный ремонт коммунальные услуги.
На основании ч.4 ст. 154 ЖК РФ плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо пр. наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.
В силу ч.1 ст. 155 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, созданного в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье в соответствии с федеральным законом о таком кооперативе (далее - иной специализированный потребительский кооператив).
Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов.
В соответствии с пунктом 148 (30) Правил №, размер платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО определяется исходя из количества граждан, постоянно и временно проживающих в жилом помещении, на основании нормативов накопления ТКО. В данном случае в качестве расчетной единицы для домовладений принимается норматив накопления ТКО на 1 проживающего в жилом помещении. При временном, то есть более 5 полных календарных дней подряд, отсутствии потребителя в жилом помещении (пункт 148 (44) Правил №) производится перерасчет платы за услуги по обращению с ТКО.
Пунктом 148 (36) Правил N 354 прямо предусмотрено, что при отсутствии постоянно и временно проживающих в жилом помещении граждан объем коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами рассчитывается с учетом количества собственников такого помещения.
Согласно пункту 56 (2) Правил определено, что при отсутствии постоянно и временно проживающих в жилом помещении граждан объем коммунальных услуг рассчитывается с учетом количества собственников такого помещения.
При этом Верховный Суд Российской Федерации в решении от ДД.ММ.ГГГГ N № признал пункт 56(2) соответствующим положениям части 11 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Решением Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N № отказано в признании данного пункта недействующим.
Министерством энергетики и жилищно-коммунального хозяйства <адрес> в приказе от 29.12.2018г. № «Об утверждении и применении нормативов накопления твердых коммунальных от ходов на территории городских округов <адрес> на 1 кв. метр общей площади жилого помещения» (далее - Приказ №) утверждены нормативы накопления ТКО на территории 10 городских округов <адрес>, к числу которых относится <адрес>, на 1 кв. метр общей площади жилого помещения многоквартирных и индивидуальных домов в размере 0,091 м3/год.
Министерством энергетики и ЖКХ <адрес> принято решение об осуществлении потребителями оплаты коммунальной услуги по обращению с ТКО исходя из общей площади жилого помещения в соответствии с абз. 2 п. 148(30) Правил №, что не предусматривает зависимость размера платы от количества постоянно или временно проживающих лиц
С учетом изложенного, судом сделан вывод о том, что неиспользование ответчиками жилого помещения (не проживание в данном помещении) не тождественно понятию "временное отсутствие потребителя", применяемому в Правилах N 354 для проведения соответствующего перерасчета, и не является основанием для его освобождения, как собственника названного жилого помещения, от оплаты соответствующей коммунальной услуги, в частности услуги по обращению с ТКО.
Таким образом, в заявленный ответчиками /истцами по встречному иску/ период с 01.01.2019г. по ДД.ММ.ГГГГ и период с 01.10.2019г. по 01.05.2020г., с учетом утвержденного норматива с квадратного метра помещения, находящегося в <адрес>, перерасчет, согласно Правилам № в связи с отсутствием проживающих лиц, не применяется, в связи с чем в удовлетворении встречных требований необходимо отказать.
Поскольку основное заявленное истцом требование оставлено судом без удовлетворения, в силу ст. ст. 96, 98 ГПК РФ, производное требование о взыскании расходов по оплате государственной пошлины удовлетворению также не подлежит.
На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
решил:
В удовлетворении исковых требований ООО «ЭкоСтройресурс» к ФИО2, ФИО3 о взыскании задолженности за предоставленные услуги-отказать.
В удовлетворении встречных исковых требований ФИО1 к ООО «ЭкоСтройРесурс» об обязании произвести перерасчет-отказать.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Промышленный районный суд <адрес> в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения.
Мотивированное решение суда изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий: Ерофеева О.И.