Дело № 5-603/2019
24RS0048-01-2019-013198-89
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
г. Красноярск,
пр. Ульяновский, д. 4 «и» 12 декабря 2019 года
Судья Советского районного суда г. Красноярска Вастьянова В.М., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ст.7.14 КоАП РФ, в отношении Савин Ю.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, гражданина РФ, имеющего высшее образование, работающего заместителем главы города-руководителем департамента городского хозяйства <адрес>, зарегистрированного и проживающего по адресу: <адрес>,
У С Т А Н О В И Л:
Савин Ю.А. совершил административное правонарушение, выразившееся в нарушение требований законодательства в области обеспечения сохранности объектов культурного наследия.
В Службу по государственной охране объектов культурного наследия Красноярского края (далее по тексту Служба) поступило обращение гражданина от 11.09.2019 года, в котором указывалось на факты демонтажа ограды Троицкого кладбища в г.Красноярске.
На основании приказа Службы от 23.09.2019 № проведена согласованная с прокуратурой Красноярского края внеплановая выездная проверка в отношении департамента городского хозяйства администрации г.Красноярска (далее по тексту ДГХ администрации г.Красноярска), являющегося согласно муниципальному контракту № (далее - Контракт) заказчиком на выполнение работ по ремонту кирпичного ограждения кладбища Троицкое в г.Красноярске ИКЗ 193246609218424660100100330024399244, Контракт подписан ДГХ администрации г.Красноярска в лице Савин Ю.А.
По итогам проведения проверки установлено, что Савин Ю.А., являющийся заместителем Главы города-руководителем ДГХ администрации г.Красноярска, в нарушение обязательных требований, установленных статьями Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», заказал/организовал работы на земельном участке в границах территории выявленного объекта культурного наследия «Троицкий некрополь-памятное место» по адресу: <адрес> в отношении ограды, входящей в состав BOKН, непосредственно связанным с земельным участком в границах территории объекта культурного наследия федерального значения «Троицкая церковь», 1836-1842 гг. (ОКН) по адресу: <адрес>, в отсутствие разрешения, лицензий, а также согласованных с региональным органом охраны объектов культурного наследия раздела (проекта) об обеспечении сохранности ОКН, а также ВОКН.
Савин Ю.А. в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте рассмотрения дела своевременно и надлежащим образом, ходатайств об отложении судебного заседания не заявлял. В судебном заседании 11.11.2019 года Савин Ю.А. пояснил, что вину в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.14 КоАП РФ, не признает, поскольку аукционная документация была подготовлена другими лицами до его назначения на занимаемую в настоящее время должность, он эту документацию не проверял, при заключении Контракта сотрудником департамента была поставлена его (Савин Ю.А.) усиленная электронная подпись, при этом он не мог отказаться заключать контракт, так как это повлекло бы привлечение его к административной ответственности.
Защитник Савин Ю.А. – К.Я.И., действующая на основании доверенности от 11.11.2019 года, в судебном заседании пояснила, что Савин Ю.А. не является субъектом административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.14 КоАП РФ, поскольку акт осмотра от 12.09.2019 года не имеет номера, не содержит номера задания на проведение мероприятия по контролю за состоянием объекта культурного наследия, не представлено техническое состояние объекта «Троикий некрополь-памятное место», в акте имеются сведения лишь о кирпичной ограде, иные объекты не исследованы, не произведено фотофиксации, отсутствуют сведения об ознакомлении с актом осмотра, акт не вручен руководителю органа местного самоуправления, акт содержит сведения противоречивого характера, в том числе относительно вида объекта, при этом предписание о приостановлении работ от 12.09.2019 года ДГХ администрации г.Красноярска выполнено, меры по ремонту ограждения были направлены на устранение потенциальной опасности для жизни, здоровья людей, для животных, растений, окружающей среды, выполнение этих работ было обусловлено крайней необходимостью, в связи с установленным по результатам визуального обследования и определения технического состояния недопустимым и аварийным состоянием этого ограждения. Приказ Службы от 23.09.2019 года № издан с нарушением п.43 Приказа Службы от 05.06.2017 года №, неверно определен предмет проверки, уведомление о проведении проверки направлено с нарушением сроков, предписание об устранении выявленных нарушений не выдано. Из представленных Службой документов невозможно соотнести ограждение к составу выявленного объекта «Троицкий некрополь-памятное место», ограждение не относится к выявленным объектам культурного наследия.
Как указала защитник Савин Ю.А. – К.Я.И., аукционная документация подготовлена ненадлежащим образом, с технической ошибкой и нарушениями в действиях лиц, осуществляющих ее подготовку и контроль. 21.06.2019 года руководителем ДГХ администрации г.Красноярска Ж.Е.В. утвержден титульный список, которым в бюджете предусмотрено 1380 000 рублей на выполнение работ по ремонту кирпичного ограждения кладбища Троицкое, подготовка аукционной документации входит в компетенцию контрактной службы, руководителем этой службы на тот момент был Ф.А.А., 17.07.2019 года подписан лист согласования проекта документации об электронном аукционе, 18.07.2019 года приказом заместителя главы города - руководителя ДГХ администрации г.Красноярска Ж.Е.В. №-гх принято решение о проведении закупки, утверждена документация об электронном аукционе; 18.07.2019 года документация передана в Департамент муниципального заказа с целью ее размещения; 02.08.2019 года после проверки Департаментом муниципального заказа документация была размещена в единой информационной системе, в связи с увольнением Ж.Е.В., его электронная цифровая подпись была аннулирована и 02.08.2019 года опубликованное извещение и соответствующая документация были подписаны электронной цифровой подписью руководителя заказчика – и.о.заместителя главы города – руководителя ДГХ С.В.В.; 20.08.2019 года подведены итоги аукциона, 20.08.2019 года Савин Ю.А. был назначен на должность заместителя главы города – руководителя ДГХ администрации г.Красноярска; 02.09.2019 года по результатам электронного аукциона заключен Контракт №; 02.09.2019 года подписан лист согласования муниципального контракта, договора поручения и доверенности (З.Г.С., М.М.Н., П.Ю.А., С.Е.А., Г.А.В., И.Е.В., Л.Е.В.); 02.09.2019 года начальник контрактного отдела М.М.Н. после получения листа согласования подписала контракт ЭЦП руководителя департамента Савин Ю.А.; при этом отказ от заключения указанного контракта по результатам аукциона был бы квалифицирован в качестве административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст. 7.32 КоАП РФ. Контрактом предусматривалось после разбора ограждения его восстановление в том же облике, в котором оно существовало ранее, что позволило бы сохранить исторический характер и описание ограждения. Кроме того, в преамбуле Контракта отсутствуют обязательные сведения о фамилии, имени, отчестве должностного лица ДГХ, это информация содержится лишь в разделе 16. Формирование проекта муниципального контракта, приложений, технического задания выполнено заместителем начальника отдела муниципальных закупок Я.А.В. В обязанности заместителя начальника отдела муниципальных закупок не входит осуществление проверки объекта закупки, документов, подтверждающих право собственности на объект или земельный участок, являющийся местом производства работ, не закреплена обязанность проверки принадлежности объекта закупки, установление особых условий использования, определение статуса объекта закупки, получение разрешений (в случае, когда это предусмотрено законодательством) на выполнение работ. Проверка указанных сведений требует наличие специальных познаний в области юриспруденции. Отдел муниципальных закупок курирует заместитель руководителя департамента по правовым вопросам, который также курирует и юридический отдел департамента. Приказом от 03.06.2019 № 275-гх «Об утверждении состава работников, выполняющих функции контрактной службы» утвержден руководитель контрактной службы - заместитель руководителя департамента по правовым вопросам, при этом Савин Ю.А. не входил в состав контрактной службы. На Савин Ю.А. Приказом от 23.01.2019 №-гх «О взаимодействии отделов департамента при осуществлении закупок» не возложена обязанность по оформлению заявки на подготовку документации, в приказе отсутствует указание на необходимость осуществления контроля заместителем руководителя департамента по благоустройству Савин Ю.А. за подготовкой аукционной документации, в приказ как лицо согласовывающее Савин Ю.А. не включен, с приказом не ознакомлен, подпись Савин Ю.А. отсутствует. Савин Ю.А. не принимал решение о заключении муниципального контракта № на выполнение работ по ремонту кирпичного ограждения кладбища Троицкое в г. Красноярске, закупка осуществлялась на основании титульного списка по капитальному ремонту, ремонту объектов озеленения и прочих объектов внешнего благоустройства на 2019 год от 21.06.2019 года, утвержденного заместителем главы города - руководителем департамента городского хозяйства Ж.Е.В., Савин Ю.А. назначен заместителем Главы города - руководителем ДГХ администрации <адрес> №-Р л/с от 20.08.2019 года, должностной инструкцией заместителя Главы города- руководителя ДГХ не предусмотрена обязанность по принятию решения о заключении муниципального контракта, по контролю за составлением аукционной документации, по проверке соответствия документов требованиям законодательства, по выявлению нарушений действующего законодательства при подготовке проекта муниципального контракта и его заключении, не закреплена обязанность контроля и проверки выполнения функций контрактной службой, у руководителя департамента не установлена обязанность по проверке описания объекта закупки, установления требований к участникам закупки.
В судебном заседании начальник отдела государственного надзора Службы по государственной охране объектов культурного наследия Красноярского края - Ш.Т.В., действующая на основании доверенности от 04.03.2019 года, доводы, изложенные в протоколе об административном правонарушении № от 10.10.2019 года, поддержала в полном объеме, дополнительно суду пояснила, что Приказ министерства культуры Красноярского края от 24.05.2013 года № 282 «Об утверждении границ территорий объектов культурного наследия федерального значения» размещен на официальном сайте Службы, сведения о границах внесены в ЕГРН, Информационную систему обеспечения градостроительной деятельности, протокол об административном правонарушении в отношении Савин Ю.А. составлялся по итогам проверки, проведенной в период с 30.09.2019 года по 07.10.2019 года, предписание от 12.09.2019 года исполнено и в качестве доказательств вменяемого Савин Ю.А. правонарушения не представлялось, нарушений локального нормативного акта, а именно п. 43 Приказа от 05.06.2017 года № не допущено, проверка согласована с <адрес>, нарушений сроков уведомления о проведении проверки допущено не было, поскольку в рассматриваемом случае существовал риск причинения вреда объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов РФ, уведомление не требуется, однако том уведомление все-таки было направлено 27.09.2019 года, началом проверки являлось 30.09.2019 года.
Суд, выслушав мнение участников процесса, исследовав материалы дела, приходит к следующему:
Частью 1 статьи 1.6 КоАП РФ установлено, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основании и в порядке, установленных законом.
Согласно ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Согласно положениям ст.24.1 КоАП РФ, задачами производства по делам об административных правонарушениях является всестороннее, полное и объективное установление обстоятельств дела и разрешение его в соответствии с законом.
Судебный порядок рассмотрения дел об административных правонарушениях подразумевает обязательное создание судом условий, необходимых для осуществления права на защиту лицом, привлекаемым к административной ответственности.
Статьей 7.14 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за организацию или проведение земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ без разрешения государственного органа охраны объектов культурного наследия в случаях, если такое разрешение обязательно, которая влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати тысяч до ста тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до трехсот тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до одного миллиона рублей.
Приказом центра по охране и использованию памятников истории и культуры администрации Красноярского края от 24.12.1999 № 38 «Троицкий некрополь - памятное место» (далее - ВОКН) по адресу: <адрес> включен в список вновь выявленных объектов, представляющих историческую, научную, художественную и иную культурную ценность.
Кроме того, приказом Министерства культуры Российской Федерации от 13.11.2015 года №-р в едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации № зарегистрирован объект культурного наследия федерального значения «Троицкая церковь», 1836-1842 гг., расположенная по адресу: <адрес>далее - ОКН).
Приказом министерства культуры Красноярского края от 24.05.2013 года № утверждены границы территорий ВОКН и ОКН, согласно приказу границы территории ВОКН имеют форму неправильного многоугольника, площадь описываемой территории составляет 21,1 га, помимо объекта культурного наследия, в границах территории располагаются такие объекты, как кладбище и площадь Победы.
Приказом Министерства культуры Красноярского края от 22.10.2014 года № утвержден предмет охраны ВОКН, согласно которому ограда является предметом охраны ВОКН.
Вышеуказанные акты размещены на официальном сайте службы по государственной охране объектов культурного наследия Красноярского края: www.ookn.ru.
Кроме того, на официальном сайте для публичного информирования размещен перечень выявленных объектов культурного наследия, в которого имеются сведения о ВОКН. http://www.ookn.ru/gosohrana/.
Согласно учетной карты объекта «Троицкий некрополь-памятное место», основные архитектурные памятники, входящие в комплекс: Троицкая церковь; часовня; ограда с воротами.
ВОКН и ОКН находятся в границах земельного участка с кадастровым номером № <адрес>).
В ходе проверки на дату осмотра 30.09.2019 года зафиксировано и установлено следующее: западная часть кирпичной ограды (1910 гг.) частично разрушена; элементы разрушенной ограды на территории ВОКН отсутствуют.
Предметом Контракта является выполнение работ по ремонту кирпичного ограждения кладбища Троицкое в <адрес> (п. 1.1. Контракта).
В соответствии с приложением № к Контракту, локальный сметный расчет на выполнение работ по ремонту кирпичного ограждения кладбища Троицкое в <адрес> включает в себя, в том числе разборку кирпичных стен; погрузо-разгрузочные работы при автомобильных перевозках: погрузку мусора строительного с погрузкой вручную; перевозку грузов автомобилями-самосвалами грузоподъемностью 10 т, работающих вне карьера на расстояние: 1 класс груза до 15 км; утилизацию (захоронение) отходов; устройство ленточных фундаментов железобетонных при ширине по верху до 1000 мм.
Срок начала выполнения работ - с момента заключения Контракта, срок завершения работ -31.12.2019 года (пункт 3.1. Контракта).
Согласно акту о приемке выполненных работ от 04.10.2019 года №, за отчетный период произведена разборка кирпичных стен (83,2 м3) и утилизация (захоронение) отходов (83,2 м3).
ООО СК «Георг» (ИНН 2460202514) в 2018 году проведены работы по визуальному обследованию и оценке технического состояния строительных конструкций и оценка технического состояния строительных конструкций ограждения, составлен документ: «Результаты визуального обследования и определения технического состояния ограждения кладбища «Троицком некрополя», расположенного по <адрес> (далее - Заключение).
Согласно заключению, основание для проведения работ по обследованию: письмо ДГХ администрации г.Красноярска №-гх от 28.09.2018 года о проведении обследования (письмо подписано заместителем руководителя департамента Савин Ю.А.); выписка из реестра членов СРО; лицензия на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ № МКРФ 00523 от 15.02.2013 года.
Разделом 5 Заключения, определен статус объекта - Ограждение на территории объекта культурного наследия — достопримечательное место «Троицкий некрополь- памятное место», 1843 г., 2-я пол. 19-20в.
Службой в адрес Главы города Красноярска направлено письмо от 07.02.2019 № о выявленных объектах культурного наследия в границах земельного участка с кадастровым номером 24:50:0400142:593 (<адрес>), который принадлежит муниципальному образованию город Красноярск на праве собственности, со ссылкой на требования законодательства по обеспечению сохранности и неизменному облику объекта.
В соответствии с пунктом 1 статьи 36 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее по тексту Федеральный закон от 25.06.2002 № 73-ФЗ), проектирование и проведение земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных работ, указанных в статье 30 этого закона работ по использованию лесов, и иных работ осуществляются при отсутствии на данной территории объектов культурного наследия, включенных в реестр, выявленных объектов культурного наследия или объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, либо при условии соблюдения техническим заказчиком (застройщиком) объекта капитального строительства, заказчиками других видов работ, лицом, проводящим указанные работы, требований данной статьи.
Изыскательские, проектные, земляные, строительные, мелиоративные, хозяйственные работы, указанные в статье 30 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ работы по использованию лесов, и иные работы в границах территории объекта культурного наследия, включенного в реестр, проводятся при условии соблюдения установленных статьей 5.1 настоящего Федерального закона требований к осуществлению деятельности в границах территории объекта культурного наследия, особого режима использования земельного участка, в границах которого располагается объект археологического наследия, и при условии реализации согласованных соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, определенным пунктом 2 статьи 45 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ, обязательных разделов об обеспечении сохранности указанных объектов культурного наследия в проектах проведения таких работ или проектов обеспечения сохранности указанных объектов культурного наследия либо плана проведения спасательных археологических полевых работ, включающих оценку воздействия проводимых работ на указанные объекты культурного наследия (часть 2 статьи 36 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ).
Строительные и иные работы на земельном участке, непосредственно связанном с земельным участком в границах территории объекта культурного наследия, проводятся при наличии в проектной документации разделов об обеспечении сохранности указанного объекта культурного наследия или о проведении спасательных археологических полевых работ или проекта обеспечения сохранности указанного объекта культурного наследия либо плана проведения спасательных археологических полевых работ, включающих оценку воздействия проводимых работ на указанный объект культурного наследия, согласованных с региональным органом охраны объектов культурного наследия (пункт 3 статьи 36 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ).
В соответствии со статьей 30 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ, документация или разделы документации, обосновывающие меры по обеспечению сохранности объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия либо объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия при проведении земляных, мелиоративных, хозяйственных работ, указанных в настоящей статье работ по использованию лесов и иных работ в границах территории объекта культурного наследия либо на земельном участке непосредственно связанном с земельным участком в границах территории объекта культурного наследия подлежат государственной историко-культурная экспертизе.
Пунктом 1 статьи 33 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ установлено, что выявленные объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменены облика и интерьера (в случае, если интерьер объекта культурного наследия относится к его предмету охраны), нарушения установленного порядка их использования, незаконного перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.
Для проведения работ по сохранению, в том числе по ремонту ВОКН, установлен специальный порядок; частью 1 статьи 45 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ определено, что работы по сохранению выявленного объекта культурного наследия проводятся на основании задания на проведение указанных работ, разрешения на проведение указанных работ выданных органом охраны объектов культурного наследия, проектной документации на проведение работ по сохранению выявленного объекта культурного наследия, согласованной соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, указанным в пункте 2 данной статьи, а также при условии осуществления технического, авторского надзора государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия за их проведением.
В силу пункта 6 статьи 45 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ, к проведению работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр или выявленного объекта культурного наследия, допускаются юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие лицензию на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ, в соответствии с законодательством РФ о лицензировании отдельных видов деятельности.
Объектом правонарушения, предусмотренного ст. 7.14 КоАП РФ, являются общественные отношения в области обеспечения сохранности объектов культурного наследия (памятников истории и культуры).
Объективная сторона выражается в организации при проведении земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ без разрешения государственного органа охраны объектов культурного наследия в случаях, если такое разрешение обязательно.
Субъективная сторона правонарушения характеризуется умыслом или неосторожностью.
Субъектами правонарушения являются лица, в том числе должностные лица, которые организуют соответствующие работы.
Служба по государственной охране объектов культурного наследия Красноярского края в соответствии с положением, утвержденным Постановлением Правительства Красноярского края от 01.04.2015 № 152-п, является региональным органом охраны, осуществляющим в том числе контрольно-надзорные полномочия.
Согласно Федеральному закону от 25.06.2002 года № 73-ФЗ, в Российской Федерации гарантируется сохранность объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации.
В соответствии с ч. 5 ст. 16.1 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ, выявленный объект культурного наследия подлежит государственной охране в соответствии с указанным Федеральным законом до принятия решения о включении его в реестр либо об отказе во включении его в реестр.
Согласно статье 18 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ, на выявленные объекты культурного наследия распространяется режим объектов культурного наследия.
При содержании и использовании объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия в целях поддержания в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и (или) изменения предмета охраны данного объекта культурного наследия лица, указанные в п. 11 ст.47.6 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ, лицо, которому земельный участок, в границах которого располагается объект археологического наследия, принадлежит на праве собственности или ином вещном праве, обязаны в том числе, осуществлять расходы на содержание объекта культурного наследия и поддержание его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии; не проводить работы, изменяющие предмет охраны объекта культурного наследия либо ухудшающие условия, необходимые для сохранности объекта культурного наследия;- не проводить работы, изменяющие облик, объемно-планировочные и конструктивные решения и структуры, интерьер выявленного объекта культурного наследия, объекта культурного наследия, включенного в реестр, в случае если предмет охраны объекта культурного наследия не определен;- обеспечивать сохранность и неизменность облика выявленного объекта культурного наследия;- соблюдать установленные статьей 5.1 Закона N 73-ФЗ требования к осуществлению деятельности в границах территории объекта культурного наследия, включенного в реестр, особый режим использования;- не использовать объект культурного наследия (за исключением оборудованных с учетом требований противопожарной безопасности объектов культурного наследия, предназначенных либо предназначавшихся для осуществления и (или) обеспечения указанных ниже видов хозяйственной деятельности, и помещений для хранения предметов религиозного назначения, включая свечи и лампадное масло): под склады и объекты производства взрывчатых и огнеопасных материалов, предметов и веществ, загрязняющих интерьер объекта культурного наследия, его фасад, территорию и водные объекты и (или) имеющих вредные парогазообразные и иные выделения; под объекты производства, имеющие оборудование, оказывающее динамическое и вибрационное воздействие на конструкции объекта культурного наследия, независимо от мощности данного оборудования; под объекты производства и лаборатории, связанные с неблагоприятным для объекта культурного наследия температурно-влажностным режимом и применением химически активных веществ; незамедлительно извещать соответствующий орган охраны объектов культурного наследия обо всех известных ему повреждениях, авариях или об иных обстоятельствах, причинивших вред объекту культурного наследия, и безотлагательно принимать меры по предотвращению дальнейшего разрушения, в том числе проводить противоаварийные работы в порядке, установленном для проведения работ по сохранению объекта культурного наследия; не допускать ухудшения состояния территории объекта культурного наследия, включенного в реестр, поддерживать территорию объекта культурного наследия в благоустроенном состоянии (часть 1 статьи 47.3 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ).
Из преамбулы Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ следует, что он регулирует отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и направлен на реализацию конституционного права каждого на доступ к культурным ценностям и конституционной обязанности каждого заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры, а также на реализацию прав народов и иных этнических общностей в Российской Федерации на сохранение и развитие своей культурно-национальной самобытности, защиту, восстановление и сохранение историко-культурной среды обитания, защиту и сохранение источников информации о зарождении и развитии культуры. Объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации представляют собой уникальную ценность для всего многонационального народа Российской Федерации и являются неотъемлемой частью всемирного культурного наследия. Порядок проведения работ по сохранению выявленного объекта культурного наследия, как уже указано выше, установлен статьей 45 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ.
Из материалов дела следует и судом установлено, что 07.10.2019 в 15:00 (дата и время составления акта проверки №вп-омс/2019), Савин Ю.А., являющийся заместителем Главы города-руководителем ДГХ администрации г.Красноярска, в нарушение обязательных требований, установленных статьями 30, 36, 45 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» заказал/организовал работы на земельном участке в границах территории выявленного объекта культурного наследия «Троицкий некрополь-памятное место» по адресу: <адрес> в отношении ограды, входящей в состав BOKН, непосредственно связанном с земельным участком в границах территории объекта культурного наследия федерального значения «Троицкая церковь», 1836-1842 гг. (ОКН) по адресу: <адрес> в отсутствие разрешения, лицензий, а также согласованных с региональным органом охраны объектов культурного наследия раздела (проекта) об обеспечении сохранности ВОКН и ОКН
проектов обеспечения сохранности, прошедших государственную историко-культурную экспертизу, разрешения на проведение работ по сохранению ВОКН), в связи с чем, в действиях заместителя Главы города-руководителя ДГХ администрации г.Савин Ю.А. выявлено нарушение требований законодательства в области обеспечения сохранности объектов культурного наследия (памятников истории и культуры).
В результате проведения указанных работ допущено разрушение (снос) части выявленного объекта культурного наследия «Троицкий некрополь - памятное место» (ВОКН) по адресу: <адрес>, Троицкое городское кладбище, <адрес> (ограды)
Выявленный объект культурного наследия «Троицкий некрополь памятное место» расположен по адресу: <адрес>, Троицкое городское кладбище <адрес> (западная ограда), объект культурного наследия федерального значения «Троицкая церковь», 1836-18 гг., расположена по адресу: <адрес> где в период с 06.09.2019 года по 12.09.2019 года организованы работы по демонтажу ограды Троицкого кладбища по муниципальному контракту от 02.09.2019 № со сроком действия до 31.12.2019 года.
Факт совершения административного правонарушения, предусмотренного ст.7.14 КоАП РФ и вина Савин Ю.А., вопреки доводам стороны защиты, доказаны и подтверждается материалами дела: протоколом об административном правонарушении от 10.10.2019 года №; актом проверки №вп-омс/2019 от 07.10.2019 года с приложенными фотоматериалами; приказом о проведении внеплановой выездной проверки № от 23.09.2019 года; решением о согласовании проведения внеплановой проверки от 27.09.2019 года; выпиской из ЕГРЮЛ ДГХ администрации <адрес>; муниципальным контрактом № на выполнение работ по ремонту кирпичного ограждения кладбища Троицкое в г.Красноярске от 02.09.2019 года с приложением; письмом от 07.02.2019 года № о выявленных объектах культурного наследия с приложением; актом № от 18.06.2018 года технического состояния выявленного объекта культурного наследия с приложением и другими материалами дела.
Исследованные судом доказательства являются последовательными, не противоречивыми, достаточными и допустимыми, ничем не опровергнутыми, а поэтому наличие в действиях заместителя Главы города-руководителя ДГХ администрации г.Красноярска Савин Ю.А. состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.14 КоАП РФ, подтверждаются собранными по делу доказательствами, в своей в совокупности и взаимосвязи.
Материалы дела содержат достаточный объем доказательств, необходимых для выяснения обстоятельств правонарушения и проверки доводов лица, привлекаемого к административной ответственности, и его защитника, обстоятельств, которые могли бы поставить под сомнение виновность Савин Ю.А. в совершении правонарушения, предусмотренного ст. 7.14 КоАП РФ, не имеется, также, как и не имеется каких-либо противоречий, которые могли бы повлиять на правильность установления фактических обстоятельств дела.
Все обстоятельства, подлежащие выяснению по делу об административном правонарушении, установлены, в том числе и представленными материалами дела, какие-либо сомнения в их достоверности у суда отсутствуют.
Исходя из смысла определения вины должностных лиц, установленного КоАП РФ, можно сделать вывод, что рассматриваемое понятие определяется через три основные составляющие: наличие обязанности, которую должностное лицо должно было выполнить, наличие объективной возможности исполнения указанной обязанности, неисполнение обязанности по причине непринятия лицом всех зависящих от него мер.
У заместителя Главы города-руководителя ДГХ администрации г.Красноярска Савин Ю.А., как должностного лица, имелась возможность для соблюдения требований действующего законодательства, однако, им не были приняты все необходимые меры для их выполнения, при этом, объективных препятствий для выполнения указанных обязанностей судом не установлено, Савин Ю.А. не представлены доказательства принятия необходимых и достаточных мер для соблюдения требований действующего законодательства, а также невозможности их выполнения в силу чрезвычайных событий и обстоятельств.
При этом, доводы Савин Ю.А. и его защитника К.Я.И. о невозможности отказаться от заключения муниципального контракта по итогам проведенного аукциона, поскольку последствием подобного отказа могло быть привлечение Савин Ю.А. к административной ответственности, суд находит несостоятельными, основанием для освобождения Савин Ю.А. от административной ответственности по ст. 7.14 КоАП РФ, они не являются.
Утверждения защитника Савин Ю.А. - К.Я.И. о том, что Савин Ю.А. надлежащим субъектом вменяемого правонарушения не является, не могут быть приняты во внимание, поскольку в соответствии с п.6.1 части VI распоряжения администрации г. Красноярска от 01.07.2011 года №-р «Об утверждении Положения о департаменте городского хозяйства администрации города Красноярска», Савин Ю.А., являясь должностным лицом - заместителем Главы города-руководителем ДГХ администрации г.Красноярска, как руководитель несет персональную ответственность за принимаемые решения в рамках возложенных на него полномочий, при этом довод о том, что при заключении муниципального контракта № от 02.09.2019 года была поставлена усиленная электронная подпись Савин Ю.А., правового значения не имеет.
Суд квалифицирует действия должностного лица заместителя Главы города -руководителя ДГХ администрации г.Красноярска Савин Ю.А. по ст. 7.14 КоАП РФ, при этом процедура составления протокола об административном правонарушении, в том числе требования, установленные ст. 28.2 КоАП РФ, для составления протокола об административном правонарушении, соблюдена, каких-либо нарушений при составлении протокола, суд не усматривает.
Остальные доводы стороны защиты основаны на неправильном толковании норм права и являются безосновательными, опровергаются вышеприведенными положениями Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», Приказа министерства культуры Красноярского края от 24.05.2013 года №, собранными и исследованными в судебном заседании доказательствами и материалами дела.
На составлении протокола об административном правонарушении от 10.10.2019 года присутствовал надлежащим образом уведомленный Савин Ю.А., копия протокола по делу об административном правонарушении от 10.10.2019 года Савин Ю.А. получена.
Обстоятельств, смягчающих и отягчающих ответственность должностного лица заместителя Главы города-руководителя ДГХ администрации г.Красноярска Савин Ю.А., предусмотренных ст. 4.2, ст.4.3 КоАП РФ, суд не усматривает.
Каких-либо неустранимых сомнений по делу, которые в соответствии со ст. 1.5 КоАП РФ должны быть истолкованы в пользу привлекаемого к административной ответственности лица, а также оснований для переквалификации действий, не установлено.
При выборе вида и меры наказания, суд учитывает данные о личности привлекаемого лица, характер и степень общественной опасности совершенного правонарушения, и полагает необходимым назначить Савин Ю.А. наказание в виде административного штрафа в пределах, предусмотренных для должностных лиц санкцией ст.7.14 КоАП РФ.
Оснований для освобождения Савин Ю.А. от административной ответственности в соответствии ст. 2.9 КоАП РФ, суд не усматривает.
Учитывая изложенное, руководствуясь ст.ст. 29.9 – 29.10 КоАП РФ, суд
П О С Т А Н О В И Л:
Признать заместителя главы города-руководителя департамента городского хозяйства <адрес> Савин Ю.А. виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.7.14 КоАП РФ, и назначить ему наказание в виде административного штрафа в размере 30 000 (тридцати тысяч) рублей.
Реквизиты для оплаты штрафа: получатель Служба по государственной охране объектов культурного наследия Красноярского края, 660017, г. Красноярск, ул. Ленина, д.108, ИНН 2466161462, КПП 246601001, банк: р/с 40101810600000010001 УФК по Красноярскому краю (служба по государственной охране объектов культурного наследия Красноярского края), БИК: 040407001, ОГРН 1152468019032, ОКОГУ 2300231, ОКВЭД 84.11.21; ОКПО 35115171, КБК 05811690040040000140, код ОКТМО 04701000001, УИН 0.
В соответствии с ч.1 ст. 32.2 КоАП РФ, административный штраф должен быть уплачен в полном размере лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу, за исключением случаев, предусмотренных частями 1.1, 1.3 и 1.4 ст. 32.2 КоАП РФ, либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП РФ.
Постановление может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Советский районный суд г.Красноярска в течение 10 суток с момента получения копии постановления.
Судья Вастьянова В.М.