Дело № 2-187/2012
Р Е Ш Е Н И Еименем Российской Федерации
«11» сентября 2012 года р.п. Мучкапский Тамбовской области
Мучкапский районный суд в составе:
председательствующего судьи Альчиковой Е.В.,
при секретаре Неудахиной Е.М.,
с участием представителя процессуального истца - пом. прокурора Мучкапского района Тамбовской области Алдашкина М.С., представителя ответчика- администрации Краснокустовского сельсовета Мучкапского района Тамбовской области – Шепелевой И.Н., представителя соответчика– администрации Мучкапского района Тамбовской области - Горбунова А.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Мучкапского района в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Краснокустовского сельсовета Мучкапского района Тамбовской области, администрации Мучкапского района Тамбовской области о признании незаконным бездействия администрации Краснокустовского сельсовета Мучкапского района Тамбовской области и об обязании администрации Краснокустовского сельсовета Мучкапского района Тамбовской области оформить право муниципальной собственности на бесхозяйное гидротехническое сооружение – плотину пруда <данные изъяты>, расположенную на территории Краснокустовского сельсовета Мучкапского района Тамбовской области и поставить гидротехническое сооружение – плотину пруда <данные изъяты>, расположенную на территории Краснокустовского сельсовета Мучкапского района Тамбовской области на учет в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Мучкапского района обратился в суд с вышеуказанным иском к администрации Краснокустовского сельсовета Мучкапского района.
Кроме того, прокурор обращался в суд с аналогичным иском к администрации Чащинского сельсовета Мучкапского района.
В обоих исках прокурор ссылается на следующее. Прокуратурой района проводилась проверка исполнения ФЗ № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений». В рамках проведенной проверки установлено, что на территориях Чащинского, Краснокустовского сельсоветов Мучкапского района расположены гидротехнические сооружения, собственник которых неизвестен. В соответствии со ст. 3 ФЗ № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» к гидротехническим сооружениям относятся плотины, здания гидроэлектростанций, водосборные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники; сооружения, предназначенные для защиты от наводнений и разрушений берегов водохранилищ, берегов и дна русел рек; сооружения (дамбы), ограждающие хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций; устройства от размывов на каналах, а также другие сооружения, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения вредного воздействия вод и жидких отходов. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» № 131-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ к вопросам местного значения поселения и муниципального района относит участие в предупреждении и ликвидации чрезвычайных ситуаций в границах поселения и на территории муниципального района, организацию и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. В соответствии со ст. 225 Гражданского кодекса РФ вещь, которая не имеет собственника или собственник которой не известен либо вещь, от права собственности на которую собственник отказался, является бесхозяйной. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь. В соответствии с п.5 Положения о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей (утв. Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № с изменениями от ДД.ММ.ГГГГ) принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании представляемого в единственном экземпляре заявления органа местного самоуправления, на территории которого находится объект недвижимого имущества. К заявлению должны быть приложены документы, подтверждающие, что объект недвижимого имущества не имеет собственника, или его собственник неизвестен, или от права собственности на него собственник отказался, а также документы, содержащие описание объекта недвижимого имущества, в том числе план объекта недвижимого имущества, удостоверенные соответствующей организацией (органом) по учету объектов недвижимого имущества. В соответствии со ст. 11 Федерального закона «Об охране окружающей природной среды», каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде. Согласно пункту 5 части 2 статьи 50 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» № 131-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ в собственности поселений может находиться имущество, предназначенное для предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселений. Отсутствие у гидротехнических сооружений (плотин) собственника приводит к их ненадлежащему содержанию, разрушению, что может оказать негативное влияние на окружающую природную среду и привести к возникновению чрезвычайных ситуаций.
Прокурор просил(л.д.2-4 т.1, л.д.2-4 т.2) признать незаконным бездействие администраций Чащинского и Краснокустовского сельсоветов, выразившееся в не постановке в реестр муниципальной собственности бесхозяйных гидротехнических сооружений (плотин), находящихся на территории данных сельсоветов, и обязать администрацию Чащинского сельсовета поставить бесхозяйные гидротехнические сооружения- плотину пруда <данные изъяты>, в реестр муниципальной собственности Чащинского сельсовета Мучкапского района; обязать администрацию Краснокустовского сельсовета поставить бесхозяйные гидротехнические сооружения- плотину пруда <данные изъяты>, в реестр муниципальной собственности Краснокустовского сельсовета Мучкапского района.
По данным искам были заведены гражданские дела №(ответчик администрация Краснокустовского сельсовета) и №(ответчик администрация Чащинского сельсовета).
ДД.ММ.ГГГГ в ходе подготовок по обоим делам прокурор изменил исковые требования.
Прокурор просил признать незаконным бездействие администрации Краснокустовского сельсовета, обязать данного ответчика в срок до ДД.ММ.ГГГГ оформить право муниципальной собственности на бесхозяйственное гидротехническое сооружение- плотину пруда «<данные изъяты> и поставить бесхозяйное гидротехническое сооружение- плотину пруда <данные изъяты> на учет в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество(л.д.46-47 т.1).
Также прокурор просил признать незаконным бездействие администрации Чащинского сельсовета, обязать данного ответчика в срок до ДД.ММ.ГГГГ оформить право муниципальной собственности на бесхозяйственное гидротехническое сооружение- плотину пруда <данные изъяты> и поставить бесхозяйное гидротехническое сооружение- плотину пруда <данные изъяты> на учет в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество(л.д.45-46 т.2).
ДД.ММ.ГГГГ прокурор изменил исковые требования к ответчику администрации Чащинского сельсовета, просил признать незаконным бездействие администрации Чащинского сельсовета, обязать данного ответчика в срок до ДД.ММ.ГГГГ поставить бесхозяйное гидротехническое сооружение- плотину пруда <данные изъяты> на учет в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, отказавшись при этом от исковых требований в части обязания данного ответчика в срок до ДД.ММ.ГГГГ оформить право муниципальной собственности на бесхозяйственное гидротехническое сооружение- плотину пруда <данные изъяты>
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ производство по гражданскому делу в части исковых требований прокурора об обязании администрации Чащинского сельсовета Мучкапского района оформить право муниципальной собственности на бесхозяйное гидротехническое сооружение-плотину пруда <данные изъяты> было прекращено(л.д.81-82 т.2).
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ гражданские дела № и № были объединены в одно производство, объединенному гражданскому делу был присвоен №.
В судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ к участию по делу в качестве соответчика была привлечена администрация Мучкапского района(л.д.122 т.2).
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ производство по данному объединенному гражданскому делу в части исковых требований прокурора о признании незаконным бездействия ответчика- администрации Чащинского сельсовета Мучкапского района и об обязании поставить бесхозяйное гидротехническое сооружение- плотину пруда <данные изъяты>, расположенную на территории Чащинского сельсовета Мучкапского района, на учет в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество было прекращено, а производство в части исковых требований к ответчику- администрации Краснокустовского сельсовета, а именно о признании незаконным бездействия администрации Краснокустовского сельсовета, об обязании данного ответчика в срок до ДД.ММ.ГГГГ оформить право муниципальной собственности на бесхозяйственное гидротехническое сооружение- плотину пруда «<данные изъяты> и о постановке бесхозяйного гидротехнического сооружения- плотины пруда <данные изъяты> на учет в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, было продолжено.
В судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ прокурор уточнил исковые требования, а именно просил признать незаконным бездействие администрации Краснокустовского сельсовета, обязать данного ответчика в срок до ДД.ММ.ГГГГ оформить право муниципальной собственности на бесхозяйственное гидротехническое сооружение- плотину пруда <данные изъяты>, в срок до ДД.ММ.ГГГГ поставить бесхозяйное гидротехническое сооружение- плотину пруда <данные изъяты> на учет в орган на учет в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество.
Представитель ответчика администрации Краснокустовского сельсовета Шепелева И.Н. и представитель соответчика администрации Мучкапского района Горбунов А.Н. в судебном заседании признали уточненные исковые требования в полном объеме, о чем к материалам дела были приобщены соответствующие письменные заявления.
Из отзыва третьего лица Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тамбовской области следует, что спорные гидротехнические сооружения в реестре федерального имущества не значатся. В силу ч.3 ст.225 ГК РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет, орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с заявлением о признании права муниципальной собственности на эту вещь (ст.290 ГПК РФ). Территориальное управление считает требования прокурора законными и обоснованными (л.д.31 т.1).
Из отзыва третьего лица Управления по охране окружающей среды и природопользованию Тамбовской области следует, что гражданским законодательством предусмотрен порядок определения права собственности на бесхозяйные вещи, в том числе и ГТС, и закрепление их в муниципальной собственности. Органами местного самоуправления недостаточно реализуются полномочия, предусмотренные ст.225 ГК РФ и Положением о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей учреждениями юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утв.постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, по признанию права муниципальной собственности на бесхозяйные ГТС. В соответствии со ст.225 ГК РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество в соответствии со ст.28 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет, орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь. Данные требования законодательства органами местного самоуправления не исполняются и до настоящего времени органами местного самоуправления, в нарушение требований ФЗ «О безопасности гидротехнический сооружений» не приняты меры по постановке на учет бесхозяйных ГТС. Ситуация, когда у потенциально опасного объекта нет хозяина, недопустима. Управление поддерживает исковые требования прокурора Мучкапского района. (л.д.36 т.1, л.д.142-143 т.2).
Из отзыва Комитета по управлению имуществом Тамбовской области следует, что оспариваемые гидротехнические сооружения в перечне гидротехнических сооружений, находящихся в собственности Тамбовской области не числятся. Права и имущественные интересы Тамбовской области данным спором не затрагиваются (л.д. 54-55 т.1).
Из отзыва Верхнее-Донского управления Ростехнадзора следует, что плотина пруда Большой Добринский в Российском регистре гидротехнических сооружений не значится. Управление выражает согласие с иском прокурора(л.д.81 т.1, л.д.110 т.2).
Представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований: Отдела водных ресурсов Донского бассейнового водного управления по Тамбовской области, администрации Тамбовской области в лице Управления по охране окружающей среды и природопользованию и Комитета по управлению имуществом Тамбовской области; Верхне-Донского Управления Ростехнадзора; Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тамбовской области, в судебное заседании не явились, были извещены надлежащим образом о дате, времени и месте судебного заседания, просили о рассмотрении дела в отсутствии их представителей.
В соответствии с ч.4 ст.198 ГПК РФ в случае признания иска ответчиком в мотивировочной части решения суда может быть указано только на признание иска и принятие его судом.
По мнению суда, вышеуказанные исковые требования прокурора Мучкапского района Тамбовской области подлежат удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного и, руководствуясь ст. ст. 194- 198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора Мучкапского района Тамбовской области к администрации Краснокустовского сельсовета Мучкапского района Тамбовской области, администрации Мучкапского района Тамбовской области – удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации Краснокустовского сельсовета Мучкапского района Тамбовской области, выразившееся в устранении администрацией Краснокустовского сельсовета Мучкапского района Тамбовской области от оформления права муниципальной собственности на бесхозяйственное гидротехническое сооружение- плотину пруда <данные изъяты> и от постановки бесхозяйного гидротехнического сооружения- плотины пруда <данные изъяты> на учет в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество.
Обязать в срок до ДД.ММ.ГГГГ администрацию Краснокустовского сельсовета Мучкапского района Тамбовской области оформить право муниципальной собственности на бесхозяйственное гидротехническое сооружение- плотину пруда «<данные изъяты>, расположенную на территории Краснокустовского сельсовета Мучкапского района Тамбовской области.
Обязать в срок до ДД.ММ.ГГГГ администрацию Краснокустовского сельсовета Мучкапского района Тамбовской области поставить бесхозяйное гидротехническое сооружение- плотину пруда <данные изъяты>, расположенную на территории Краснокустовского сельсовета Мучкапского района Тамбовской области на учет в орган на учет в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тамбовский областной суд через данный районный суд в течение месяца со дня его вынесения.
Председательствующий
Судья Е.В.Альчикова