Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-293/2016 ~ М-26/2016 от 14.01.2016

РЕШЕНИЕ

ИЕМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г.Зеленокумск 21 сентября 2016 г.

Советский районный суд Ставропольского края в составе:

председательствующего судьи: Калининой О.Г.,

при секретаре Сусловой А.В.,

с участием:

представителя истца СПК-колхоза «Русь» Швец В.М., действующего на основании доверенности,

ответчиков:

адвоката Никифоровой С.Л., представляющего интересы ответчика Ломовского К.А., действующего на основании ордера,

администрации муниципального образования Солдато – Александровского сельсовета Советского района по доверенности Мамай Т.А., Борозинец Т.А.,

администрации муниципального образования Советского района по доверенности Шеховцовой Н.А.,

представителей филиала ФГУП «Российский государственный центр инвентаризации и учета объектов недвижимости - Федеральное бюро технической инвентаризации» Сушко Н.В, Дмитриенко П.П., действующих на основании доверенности,

представителя филиала ГУП СК «Ставкрайимущество» Сотникова Е.Н., действующая на основании доверенности,

Звездиной В.И., представителя на основании доверенности:

Красниковой Ю.В., Щербакова С.А., Гаранжа Л.И., Шибко Н.П., Дудченко Л.Н., Чурина В.И. Головчанского С.А., Чернецкой Н.А.;

Ответчика Замкова А.И., он же представитель на основании доверенности:

Карпова Н.Г., Войтовой А.А., Федюшовой О.П., Прошкурина А.В.,

Ответчика Шамрай Г.А., он же представитель на основании доверенности:

Кононовой В.П., Шмуратко В.В., Селезнева Ю.В., Беляевой Л.И., Старкова В.Н., Иванова С.И., Якунина А.Н., Иванниковой В.И., Ждановой Л.Н.

Ответчиков: Шамрай Г.Н., Пономаренко Ю.П.,

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску СПК – колхоз «Русь» к администрации Советского муниципального района СК, администрации МО Солдато-Александровского сельсовета, Филиалу ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Ставропольскому краю, Управлению федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по СК, Советскому филиалу ГУП СК «Ставкрайимущество», филиалу ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» по СК, Красниковой Ю.В., Котову А.Н., Щербакову С.А., Гаранжа Л.И., Шибко Н.П., Дудченко Л.Н., Чурину В.И., и как к главе крестьянского (фермерского хозяйства), Головчанскому С.А., Чернецкой Н.А., Колесникову А.И., Дорофееву В.И., Дорофееву В.П., Леоновой М.В. Карпову Н.Г., Замкову А.И., Усманову М.Я., Войтовой А.А. Федюшовой О.П., Подшивалову В.В., Прошкурину А.И., Мокину Г.И., Шамрай Г.Н., Кадиеву К.А., Куманину Н.И., Самарину В.В., Кононовой В.П., Орешко О.И., Шмуратко В.В., Шамрай Г.А. Селезневу Ю.В., Ломовскому К.А., Новак Т.А., Ананьеву А.Ю., Беляевой Л.И., Старкову В.Н., Иванову С.И., Якунину А.Н., Акимову Ю.В., Акимову С.В., Иванниковой В.И. Ждановой Л.Н., Пономаренко Ю.П., Куругуз Н.А., Магомедову М.Г., Ровенскому С.Н., Ракитской С.Н. о признании результатов межевания земельных участков недействительными, о признании недействительными сведений, внесенных в Государственный кадастр недвижимости, исключении сведений из Государственного кадастра недвижимости, аннулировании графических отображений и исключении сведений о координатах, снятии земельных участков с кадастрового учета, признании отсутствующими зарегистрированных в ЕГРП прав собственности на земельные участки, аннулировании записи регистрации права собственности на земельные участки,

УСТАНОВИЛ :

Истец обратился в суд с иском указав, что ДД.ММ.ГГГГ проведено межевание земельного участка площадью с кадастровым номером в южной части Советского района в землепользовании СПК-колхоза «Русь».ДД.ММ.ГГГГ между участниками общей долевой собственности земельного участка с кадастровым номером с одной стороны, и СПК-колхозом «Русь» с другой стороны, заключен договор аренды части земельного участка площадью сроком на десять лет, до ДД.ММ.ГГГГ. Договор аренды земельного участка зарегистрирован в Управлении федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю ДД.ММ.ГГГГ, номер регистрации 01.10.2004 года земельный участок поставлен на кадастровый учет. ДД.ММ.ГГГГ между участниками общей долевой собственности земельного участка с кадастровым номером с одной стороны, и СПК-колхозом «Русь» с другой стороны, заключен договор аренды части земельного участка площадью сроком на десять лет, до ДД.ММ.ГГГГ. Договор аренды земельного участка зарегистрирован в Управлении федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> ДД.ММ.ГГГГ, номер регистрации .ДД.ММ.ГГГГ между участниками общей долевой собственности земельного участка с кадастровым номером с одной стороны, и СПК-колхозом «Русь» с другой стороны, заключен договор аренды части земельного участка площадью сроком на десять лет, до ДД.ММ.ГГГГ. Договор аренды земельного участка зарегистрирован в Управлении федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю ДД.ММ.ГГГГ, номер регистрации .В дальнейшем, в связи с приобретением СПК-колхозом «Русь» части земельных долей в собственность ДД.ММ.ГГГГ из вышеуказанного земельного участка с кадастровым номером выделен и поставлен на кадастровый учет земельный участок с кадастровым номером площадью , право собственности на который зарегистрировано за СПК-колхозом «Русь». ДД.ММ.ГГГГ земельный участок поставлен на кадастровый учет. Земельные участки с кадастровыми номерами и обрабатываются СПК-колхозом «Русь» и используются им по целевому назначению. В 2015 году кадастровым инженером Перовым А.Ю. были проведены кадастровые работы в связи с уточнением местоположения границы и площади земельного участка с кадастровым номером . При уточнении границ было установлено, что учетная площадь земельного участка в кадастровым номером :1ДД.ММ.ГГГГа. Разность площадей составила . При этом земельный участок с кадастровым номером площадью выделен и поставлен на кадастровый учет.Территория общей площадью не вошла в состав земельного участка с кадастровым номером , так как составляющие ее участки поставлены ранее на кадастровый учет с уточненными границами. Таким образом, площадь земельного участка уменьшилась на Не вошедшими в состав земельного участка с кадастровым номером 26:27:000000:121 и ранее поставленными на кадастровый учет земельными участками являются следующие земельные участки (далее «спорные земельные участки»): собственник Красникова Ю.В., собственник Котов А.Н., собственник Щербаков С.А., собственник Гаранжа Л.И., собственник Шибко Н.П., собственник Дудченко Л.Н., собственник Чурин В.И., собственники Головчанский С.А. и Чернецкая Н.А., собственник Чурин В.И. собственник Колесников А.И., собственник Чурин В.И., га собственник Чурин В.И., собственник Дорофеев В.П., собственник Леонова М.В., собственник Карпов Н.Г., собственник Замков А.И., площадью собственник Усманов М.Я., собственник Войтова А.А., собственник Федюшова О.П. собственник Замков А.И., собственник Подшивалов В.В., , собственник Теплищев А.В., , собственник Замков А.И., , собственник Прошкурин А.И., , собственник Мокин Г.И., собственник Шамрай Г.Н., собственник Кадиев К.А., собственник Куманин Н.И., , собственник Самарин В.В., , собственник Кононова В.П., собственник Яковлев В.И. , собственник Шмуратко В.В., собственник Шамрай Г.А., собственник Дорофеев В.П., , собственник Селезнев Ю.В., собственник Ломовский К.А., собственник Новак Т.А., собственник Ананьев А.Ю. , собственник Беляева Л.И., , собственник Старков В.Н., 26, собственник Шамрай Г.А., , собственник Иванов С.И., , собственник Якунин А.Н., , собственник Акимов Ю.В., , собственник Акимов С.В., собственник Иванников В.И., , собственник Жданова Л.Н., , собственник Пономаренко Ю.П., сведения о правообладателе отсутствуют, сведения о правообладателе отсутствуют, , сведения о правообладателе отсутствуют, , сведения о правообладателе отсутствуют.Считаем, что при выполнении кадастровых работ в отношении 52 спорных земельных участков произошло их наложение на земельный участок с кадастровым номером , принадлежащий в части СПК-колхозу «Русь» на праве собственности и в части, используемый им на праве аренды. Кадастровые инженеры Сушко Н.В., Сотникова Е.Н., проводившие кадастровые работы на вышепоименованных 52 спорных земельных участках, провели их без учета местоположения ранее учтенного земельного участка с кадастровым номером , отмежеванного картографическим способом, чем нарушили права СПК-колхоза «Русь» как собственника и арендатора земельного участка Спорные земельные участки никогда не являлись составной частью земельного участка с кадастровым номером . СПК-колхоз «Русь» в установленном законом порядке о проведении кадастровых работ на спорных земельных участках не уведомлялся, границы данных земельных участков с кооперативом не согласовывались. При проведении кадастровых работ на спорных земельных участках был нарушен целый ряд требований действующего законодательства Российской Федерации.Действующее земельное законодательство не допускает возможности образования земельных участков, с наложением их границ на уже существующие земельные участки.

Местоположение границ земельных участков подлежит в установленном Федеральным законом № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» порядке обязательному согласованию с лицами, указанными в части 3 ст. 39 вышеуказанного закона, в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в государственный кадастр недвижимости.Земельный участок с кадастровым номером сформирован в 2005 году. Это подтверждается землеустроительной документацией, выполненной ОАО «СтавропольНИИгипрозем» и кадастровым планом земельного участка. Местоположение земельного участка: установлено относительно ориентира в землепользовании СПК-колхоза «Русь», ПУ расположенного в границах участка, адрес ориентира: край Ставропольский, район Советский. В нем также указаны номера предыдущих земельных участков, из которых он образован.Анализ землеустроительной документации земельных участков: с кадастровым номером и спорных земельных участков позволяет сделать вывод, что спорные земельные участки, в отношении которых проводились кадастровые работы никогда составной частью земельного участка с кадастровым номером не являлись.. В результате выполнения кадастровых работ произошло наложение вновь образованных спорных земельных участков на земельный участок с кадастровым номером , отмежеванный картографическим способом.Государственный кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером был произведен до дня вступления в силу Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221 «О государственном кадастре недвижимости». В силу п. 1 ст. 45 указанного Закона земельный участок с кадастровым номером является объектом недвижимости, учтенным в соответствии с этим Федеральным законом. В статье 45 Закона указано: государственный кадастровый учет или государственный учет объектов недвижимости, в том числе технический учет, осуществленные в установленном законодательством порядке до дня вступления в силу настоящего Федерального закона или в переходный период его применения с учетом определенных статьей 43 настоящего Федерального закона особенностей, признается юридически действительным, и такие объекты считаются объектами недвижимости, учтенными в соответствии с настоящим Федеральным законом (далее - ранее учтенные объекты недвижимости). При этом объекты недвижимости, государственный кадастровый учет или государственный учет, в том числе технический учет, которых не осуществлен, но права на которые зарегистрированы и не прекращены и которым присвоены органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, условные номера в порядке, установленном в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - объекты недвижимости с условными номерами), также считаются ранее учтенными объектами недвижимости (ч. 1).Землеустроительная документация, включенная в государственный фонд данных, полученная в результате проведения землеустройства, документы государственного земельного кадастра, а также технические паспорта, оценочная и иная хранящаяся в органах и организациях по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации учетно-техническая документация об объектах государственного технического учета и технической инвентаризации (регистрационные книги, реестры, копии правоустанавливающих документов и тому подобное) являются федеральной собственностью. Хранение и использование указанных документов и документации осуществляются в установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти порядке (ч. 2).Правовое положение, установленное ст. 45 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» согласуется со ст. 4 ГК РФ, где указано, что акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом (ч. 1).Таким образом, земельный участок с кадастровым номером , отмежеванный картографическим способом до введения в действие Федерального закона № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», является ранее учтенным, отмежеванным картографическим способом, данные о котором имеются в ГКН. Описание границ земельного участка являлось неотъемлемой частью землеустроительной документации. В силу п. 3 ч. 1 ст. 7 Федерального закона № 221 «О государственном кадастре недвижимости» описание местоположения границ земельного участка является уникальной характеристикой земельного участка, вносимой в Государственный кадастр недвижимости (ГКН).В государственный кадастр недвижимости вносятся следующие сведения об уникальных характеристиках объекта недвижимости – описание местоположения границ объекта недвижимости, его площадь, если объектом недвижимости является земельный участок (п. 3, п. 6 ч. 1 ст.7 Закона РФ № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости»).Указанные нормы законодательства обязывали кадастрового инженера исключить пересечение границ земельного участка с кадастровым номером с границами смежных земельных участков.Таким образом, при определении границ спорных земельных участков кадастровый инженер обязан был убедиться, что проведенными работами не будут нарушены права других землепользователей, поскольку пересечение границ земельных участков недопустимо.Землеустроительное дело многоконтурного земельного участка с кадастровым номером от ДД.ММ.ГГГГ подготовлено в соответствии с нормами и Правилами на момент оформления подобных документов. В результате оформления и утверждения указанного землеустроительного дела руководителем комитета по земельным ресурсам и землеустройству Советского района данные о земельном участке с кадастровым номером были зарегистрированы и включены в государственный фонд землеустроительной документации. По данным указанного землеустроительного дела участок с кадастровым номером был поставлен на кадастровый учет.Таким образом, в результате межевания один и тот же земельный участок стал принадлежать разным собственникам. На момент действий ответчиков СПК-колхоз "Русь" обладал зарегистрированным правом собственности и правом пользования по договору аренды на земельный участок с кадастровым номером . Ответчики зарегистрировали свои права собственности на этот же земельный участок по результатам межевания, проведенного без учета местоположения земельного участка истца. Право собственности и землепользования истца как первичное подлежит защите посредством признания недействительными результатов межевания спорных земельных участков, зарегистрированных на них права собственности ответчиков, исключении сведений о них и их обременении из ЕГРП, государственного кадастра недвижимости.

В силу положений ст. 39 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» местоположение границ земельных участков подлежит обязательному согласованию с лицами, обладающими смежными земельными участками на праве: собственности (за исключением случаев, если такие смежные земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставлены гражданам в пожизненное наследуемое владение, постоянное (бессрочное) пользование либо юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными учреждениями либо казенными предприятиями, в постоянное (бессрочное) пользование, за исключением случаев, если такие смежные земельные участки предоставлены государственным или муниципальным учреждениям, казенным предприятиям, органам государственной власти или органам местного самоуправления в постоянное (бессрочное) пользование; аренды(если такие смежные земельные участки находятся в государственной или муниципальной собственности соответствующий договор аренды заключен на срок более чем пять лет) (ч. 3).В соответствии со ст. 40 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» результат согласования границ оформляется кадастровым инженером в форме акта согласования местоположения границ на обороте листа графической части межевого плана. Местоположение границ земельного участка считается согласованным при наличии в акте согласования местоположения границ личных подписей всех заинтересованных лиц или их представителей, за исключением предусмотренного частью третьей настоящей статьи случая.Таким образом, границы земельного участка считаются определенными в соответствии с законодательством Российской Федерации в случае, если местоположение границ земельного участка внесено в государственный кадастр недвижимости в порядке, установленном Законом о кадастре недвижимости. При проведении межевых работ на спорных земельных участках кадастровые инженеры вышеприведенные нормы законодательства Российской Федерации нарушили, согласование границ спорных земельных участков не производили.При составлении межевых планов спорных земельных участков местоположение границ этих участков кадастровым инженером определены неправильно, поскольку в их состав включена площадь земельного участка с кадастровым номером .При формировании спорных земельных участков допущены нарушения требований Федерального закона от 4.07.2007 года № 221 «О государственном кадастре недвижимости», в частности положения ст. 39. В соответствии с пунктом 1 ст. 39 Закона местоположение границ земельных участков подлежит в установленном настоящим Федеральным законом порядке обязательному согласованию (далее - согласование местоположения границ) с лицами, указанными в части 3 настоящей статьи (далее - заинтересованные лица), в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в государственный кадастр недвижимости.Обязательное условие - согласование с собственниками и пользователями смежных земельных участков границ земельного участка при проведении кадастровых работ в отношении спорных земельных участков нарушено кадастровыми инженерами нарушено.Игнорируя требования ч. 1 и ч. 3 ст. 39 Федерального закона № 221 «О государственном кадастре недвижимости», а также пункта 4 ст. 69 ЗК РФ, Инструкции по межеванию земель, утвержденной Роскомземом 08.04.1996 года (п. 9.1), Методических рекомендаций по проведению землеустройства при образовании новых и упорядочении существующих объектов землеустройства, утвержденных Росземкадастром 17.02.2003 года (п.п. 11-13), Приказа Минэкономразвития России от 24.11.2008 года № 412 (в ред. от 25.01.2012 года) «Об утверждении формы межевого плана и требований к его подготовке, примерной форме извещения о проведении собрания о согласовании местоположения границ земельных участков», кадастровый инженер не известила землепользователей смежных земельных участков о проведении кадастровых работ. Документы, подтверждающие факт извещения (вызова) лиц, права которых могут быть затронуты при проведении межевания, должны быть приобщены при формировании землеустроительного дела. Это требование также не выполнено кадастровым инженером.Согласно п. 3 ч. 9 ст. 39 Закона «О государственном кадастре недвижимости» в извещении должны быть указаны кадастровый номер и адрес земельного участка в отношении которого выполняются соответствующие кадастровые работы, кадастровые номера и адреса смежных с ним земельных участков (при отсутствии адресов указываются сведения о местоположении земельных участков) либо кадастровый номер кадастрового квартала, в границах которого расположены указанные земельные участки. Указанные требования закона не соблюдены при межевании спорных земельных участков.Ответчиками произведена регистрация права собственности на часть земельного участка с кадастровым номером по результатам кадастровых работ без согласования границ и без учета местоположения земельного этого земельного участка со спорными земельными участками. Юридический интерес истца основан на существующих у него вещных правах в отношении земельного участка с кадастровым номером и они подлежат защите посредством признания недействительным зарегистрированного права собственности ответчиков на спорные земельные участки,, что в свою очередь влечет исключение записи в ЕГРП, признание недействительными внесенных в государственный кадастр недвижимости сведений о присвоении спорным земельным участкам кадастровых номеров со снятием указанных участков с кадастрового учета, аннулирование графического отображения и исключение сведений о координатах вышеуказанных земельных участков.В соответствии со ст. 16 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости (постановка на учет объекта недвижимости), прекращением его существования. Если иное не установлено настоящим Федеральным законом, никто не вправе требовать иначе как на основании решения суда, в том числе в связи с совершением сделки, от собственника, поставленного на учет объекта недвижимости или от иного лица, осуществления учета изменений данного объекта недвижимости.Считаю, что приведенные нарушения Федерального закона № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» влекут исключение уникальных характеристик спорных земельных участков из данных ГКН, а, следовательно, и снятие этих земельных участков с кадастрового учета.

Просит признать недействительными результаты межевания земельных участков:

-

Признать внесенные в Государственный кадастр недвижимости сведения о присвоении указанным земельным участкам кадастровых номеров недействительными и исключить сведения из государственного кадастра недвижимости об этих земельных участках. Аннулировать графическое отображение и исключить сведения о координатах вышеуказанных земельных участков,снять их с кадастрового учета.Признать отсутствующим зарегистрированное в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним право собственности на земельные участки и аннулировать записи регистрации права собственности на земельные участки:

Впоследствии были заявлены дополнительные исковые требования: о признании результатов межевания земельных участков недействительными, о признании недействительными сведений, внесенных в Государственный кадастр недвижимости, исключении сведений из Государственного кадастра недвижимости, аннулировании графических отображений и исключении сведений о координатах, снятии земельных участков с кадастрового учета, признании отсутствующими зарегистрированных в ЕГРП прав собственности на земельные участки, аннулировании записи регистрации права собственности на земельные участки: , которые были приняты к производству суда, к Куругуз Н.А., Ма8гомедову М.Г., Ровенскому С.Н., Ракитской С.Н.

В судебном заседании представитель истца Щвец В.М. поддержал исковые требования и просил их удовлетворить.

Адвокат Никифорова С.Л., представляющая интересы ответчика Ломовского К.А., действующего на основании ордера, представители администрации муниципального образования Солдато – Александровского сельсовета Советского района по доверенности Мамай Т.А., Борозинец Т.А.,

администрации муниципального образования Советского района по доверенности Шеховцова Н.А., представители филиала ФГУП «Российский государственный центр инвентаризации и учета объектов недвижимости - Федеральное бюро технической инвентаризации» Сушко Н.В, Дмитриенко П.П., действующие на основании доверенности, представитель филиала ГУП СК «Ставкрайимущество» Сотникова Е.Н., действующая на основании доверенности, Звездина В.И., представитель на основании доверенности: Красниковой Ю.В., Щербакова С.А., Гаранжа Л.И., Шибко Н.П., Дудченко Л.Н., Чурина В.И. Головчанского С.А., Чернецкой Н.А., ответчик Замков А.И., он же представитель на основании доверенности Карпова Н.Г., Войтовой А.А., Федюшовой О.П., Прошкурина А.В., ответчик Шамрай Г.А., он же представитель на основании доверенности:Кононовой В.П., Шмуратко В.В., Селезнева Ю.В., Беляевой Л.И., Старкова В.Н., Иванова С.И., Якунина А.Н., Иванниковой В.И., Ждановой Л.Н., ответчики Шамрай Г.Н., Пономаренко Ю.П., возражали против удовлетворения иска, представив письменные возражения на иск.

Ответчики Котов А.Н., Колесников А.И., Дорофеев В.И., Леонова М.В.., Карпов Н.Г., Усманов М.Я., Войтова А.А., Федюшова О.П., Подшивалов В.В., Теплишев А.В., Пршкурин А.И., Мокин Г.И., Кадиев К.А., Самарин В.В., Красникова Ю.В., Щербаков С.А., Гаранжа Л.И., Шибко Н.П., Дудченко Л.Н., Чурин В.И., Головчанский С.А., Чернецкая Н.А., Куманин Н.И., Кононова В.П., Яковлев В.И., Шмуратко В.В., Дорофеев В.П., Селезнев Ю.В., Ломовской К.А., Новак Т.А., Ананьев А.Ю., Беляева Л.И., Старков В.Н., Иванов С.И., Якунин А.Н., Акимов Ю.В., Акимов С.В., Иванникова В.И., Жданова Л.Н., представитель филиала ГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии» по СК, управления ФС государственной регистрации, кадастра и картографии по СК, Чурин В.И., Ананьев А.Ю, Иваненко А.И., Кургуз Н.А., Магомедов М.Г., Ровенский С.Н., Ракитская С.Н., извещенные надлежащим образом, в судебное заседание не явились. Ответчики: представитель филиала ГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии» по СК, Акимов Ю.В., Мокин Г.Н., Леонова М.В., Якунин А.Н. представили в суд заявление с просьбой рассмотреть дело в их отсутствие, представитель филиала ГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии» по СК просил в иске отказать.

Руководствуясь ст.167 ГПК РФ, с согласия сторон, суд полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Была проведена судебная землеустроительная экспертиза в ООО « Ставропольское краевое специализированное экспертное учреждение Судебная экспертиза «Главэксперт», заключение эксперта было представлено суду в двух томах.

Заслушав стороны, исследовав материалы гражданского дела, оценив представленные доказательства с учетом требований закона об их относимости, допустимости и достоверности, каждое в отдельности и в совокупности суд считает, что истец в условиях состязательного процесса не доказал законность своих требований по следующим основаниям.

В соответствии с частью 10 статьи 4 Закона о кадастре ведение государственного кадастра недвижимости (далее ГКН) осуществляется органом кадастрового учета в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по нормативно-правовому регулированию в сфере ведения государственного кадастра недвижимости, осуществления кадастрового учета и кадастровой деятельности.

Согласно пункту 1 Положения о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.05.2008 N 437 (далее - Положение) Минэкономразвития России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, в том числе в сфере государственного кадастра недвижимости, осуществления государственного кадастрового учета и кадастровой деятельности, государственной регистрации прав на недвижимое имущество, геодезии и картографии.

Минэкономразвития России осуществляет координацию и контроль деятельности подведомственной ему Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (пункт 2 Положения).

В соответствии с пунктом 5.2.18 Положения Минэкономразвития России определяет порядок ведения государственного кадастра недвижимости, кадастрового деления территории Российской Федерации и присвоения объектам недвижимости кадастровых номеров, осуществления государственного кадастрового учета, формы необходимых документов и требования к их оформлению.

Указанные акты зарегистрированы в Минюсте России и официально опубликованы в установленном порядке. В соответствии со статьей 48 Закон о кадастре вступил в силу с 01.03.2008, за исключением части 6 статьи 47, вступившей в силу со дня официального опубликования, и части 4 статьи 4, вступившей в силу с 01.01.2012.

Согласно пункту 2 статьи 1 Закона о кадастре ГКН является систематизированным сводом сведений, в том числе об учтенном в соответствии с данным Федеральным законом недвижимом имуществе.

В статье 4 Закона о кадастре определены основные принципы ведения ГКН, к которым относятся, в том числе единство технологии его ведения на всей территории Российской Федерации и обеспечение общедоступности и непрерывности актуализации содержащихся в нем сведений.

Кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в ГКН сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, (далее - уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе (пункт 3 статьи 1 Закона о кадастре).

Согласно части 1 статьи 45 Закона о кадастре кадастровый учет или государственный учет объектов недвижимости, осуществленные в установленном законодательством порядке до дня вступления в силу Закона о кадастре или в переходный период его применения признается юридически действительным, и такие объекты считаются объектами недвижимости, учтенными в соответствии с Законом о кадастре (далее - ранее учтенные объекты недвижимости).

В части 2 статьи 45 Закона о кадастре предусмотрено, что землеустроительная документация, включенная в государственный фонд данных, полученных в результате проведения землеустройства, документы государственного земельного кадастра являются федеральной собственностью. Хранение и использование указанных документов и документации осуществляются в установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти порядке.

К землеустроительной документации, включенной в государственный фонд данных, полученных в результате проведения землеустройства, относятся документы, полученные в результате проведения землеустройства в соответствии с Федеральным законом от 18.06.2001 N 78-ФЗ "О землеустройстве" (далее - Закон о землеустройстве).

Статья 19 Закона о землеустройстве (в первоначальной редакции) устанавливала перечень видов землеустроительной документации, который включал, в том числе материалы межевания объектов землеустройства; карты (планы) объектов землеустройства; проекты внутрихозяйственного землеустройства.

В силу статьи 17 Закона о землеустройстве межевание границ земельных участков представляет собой работы по установлению на местности границ участков с закреплением таких границ межевыми знаками и определению их координат. Межевание объекта землеустройства включает в себя следующие работы: определение границ объекта землеустройства на местности и их согласование; закрепление на местности местоположения границ объекта землеустройства межевыми знаками и определение их координат или составление иного описания местоположения границ объекта землеустройства; изготовление карты (плана) объекта землеустройства.Карта (план) объекта землеустройства используется при нанесении его границ на соответствующую дежурную кадастровую карту (статья 20 Закона о землеустройстве).

Внутрихозяйственное землеустройство проводится в целях организации рационального использования земель сельскохозяйственного назначения и их охраны (статья 18 Закона о землеустройстве).

Землеустроительная документация, согласованная и утвержденная в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, подлежала включению в землеустроительное дело и в государственный фонд данных, полученных в результате проведения землеустройства. Граждане и юридические лица, осуществляющие проведение землеустройства были обязаны бесплатно передать экземпляр подготовленной ими землеустроительной документации в государственный фонд данных, полученных в результате проведения землеустройства. Землеустроительная документация, включенная в государственный фонд данных, полученных в результате проведения землеустройства, является федеральной собственностью и не подлежит приватизации (статьи 22 - 24 Закона о землеустройстве).

Состав документов государственного земельного кадастра был определен статьей 13 Федерального закона от 02.01.2000 N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре" (далее Закон N 28-ФЗ, признан утратившим силу Федеральным законом от 13.05.2008 N 66-ФЗ) и включал, в том числе Единый государственный реестр земель, кадастровые дела, дежурные кадастровые карты (планы).

Земельный участок был поставлен на государственный кадастровый учет в 2004 году в период действия Закона N 28-ФЗ.

В соответствии с пунктом 2 статьи 17 Закона N 28-ФЗ (в редакции от 02.01.2000, от 22.08.2004 и от 30.06.2006) сведения о состоянии и об использовании земельных участков, их площадях, местоположении, экономических и качественных характеристиках подлежали внесению в документы государственного земельного кадастра как на основании данных о межевании земельных участков, так и сведений, представленных правообладателями земельных участков, а также результатов проведения топографо-геодезических, картографических, мониторинговых, землеустроительных, почвенных, геолого-геоморфологических и иных обследований и изысканий.

Редакция данного пункта статьи 17 Закона N 28-ФЗ была изменена Федеральным законом от 04.12.2006 N 201-ФЗ, которым было установлено, что сведения о площади, местоположении земельных участков, об их количественных, качественных, экономических и иных характеристиках вносятся в документы государственного земельного кадастра на основании материалов геодезических и картографических работ, землеустройства, лесоустройства, иных обследований и изысканий.

Таким образом, на момент кадастрового учета земельного участка Закон N 28-ФЗ допускал внесение в государственный земельный кадастр сведений о площади и местоположении земельных участков на основании сведений, представленных правообладателями земельных участков.

В соответствии со статьей 19 Закона N 28-ФЗ для проведения кадастрового учета земельных участков заинтересованные правообладатели земельных участков подают заявки, правоустанавливающие документы на земельные участки и документы о межевании земельных участков. Проведение государственного кадастрового учета земельных участков включает в себя проверку представленных заявителями документов, составление описаний земельных участков в Едином государственном реестре земель, присвоение кадастровых номеров земельным участкам, изготовление кадастровых карт (планов) земельных участков и формирование кадастровых дел.

Из статьи 1 данного закона следует, что межевание земельного участка - это мероприятия по определению местоположения и границ земельного участка на местности.

Сведения о местоположении земельного участка вносятся в документы государственного земельного кадастра на основании данных о межевании земельного участка (статья 17 Закона N 28-ФЗ).

В целях реализации положений Закона N 28-ФЗ и в связи с введением в действие Земельного кодекса Российской Федерации приказом Федеральной службы земельного кадастра России от 02.10.2002 N П/327 утверждены Требования к оформлению документов о межевании, представляемых для постановки земельных участков на государственный кадастровый учет (далее - Требования, приказ утратил силу с 01.01.2009 в связи с изданием приказа Минэкономразвития России от 24.11.2008 N 412).

В соответствии с пунктами 3 - 6 Требований и приложений N 1 - 5 к ним документы о межевании, представляемые для постановки земельных участков на государственный кадастровый учет, а также для внесения в государственный земельный кадастр уточненных сведений о ранее учтенных земельных участках оформляются в виде описаний земельных участков (далее - описание), которое представляет собой документ, оформляемый на основании материалов межевания и (или) иной землеустроительной документации о формировании вновь образуемых (образовании новых) земельных участков или уточнении сведений о ранее учтенных земельных участках. При оформлении описаний используется градостроительная и иная документация, содержащая необходимые для государственного кадастрового учета земельных участков сведения. Описание должно содержать сведения о местоположении, площади, категории земель и разрешенном использовании земельных участков, а также описание границ земельных участков и их отдельных частей. Описание содержало чертеж земельных участков, описание границ с координатами XY и описание закрепления на местности условно обозначенных точек.

В силу пункта 1 статьи 22 Закона N 28-ФЗ, при необходимости уточнить сведения о площади и (или) месторасположении границ земельного участка, уже прошедшего кадастровый учет, уточнение этих сведений осуществлялось по заявке правообладателя в порядке, установленном названным Законом для проведения кадастрового учета. Что и было сделано СПК-колхозом Русь в отношении земельного участка в 2015 году.

Согласно пункту 2 статьи 19 Закона N 28-ФЗ в рамках процедуры кадастрового учета обязанность по представлению документов о межевании земельного участка возлагалась на заинтересованного правообладателя.

При этом допускалось проведение государственного кадастрового учета земельного участка исходя из его площади, уточненной по результатам межевания, если для проведения учета был представлен правоустанавливающий документ, содержащий не соответствующие межеванию сведения о площади участка (пункт 6.1 статьи 19 Закона N 28-ФЗ, введенный Федеральным законом от 30.06.2006 N 93-ФЗ).

Следовательно, Закон N 28-ФЗ предусматривал требования к основаниям и порядку уточнения площади и границ земельных участков, ранее прошедших кадастровый учет.

Таким образом, Закон о землеустройстве, Закон N 28-ФЗ и Требования предусматривали составление документов по определению границ земельных участков с описанием их координат

Следовательно, в случае, если в государственный земельный кадастр были внесены сведения о земельных участках без описания границ, правообладатели были вправе уточнить сведения о земельных участках путем составления описания с определением границ.

Документы по описанию границ земельных участков входили в состав землеустроительной документации, экземпляр которой подлежал передаче для включения в государственный фонд данных, полученных в результате проведения землеустройства. Документы по определению границ земельных участков также входили в состав документов государственного земельного кадастра.

Утверждение истца о том, что земельный участок имел установленные границы не соответствуют приведенным выше нормам права.

Нормы части 2 статьи 45 Закона о кадастре аналогичны нормам статьи 24 Закона о землеустройстве.

Согласно пункту 2.1.1 Административного регламента Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по предоставлению государственной услуги "Ведение государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства", утвержденного приказом Минэкономразвития от 14.11.2006 N 376 информация, содержащаяся в государственном фонде данных, является открытой и общедоступной, за исключением информации, отнесенной законодательством Российской Федерации к категории ограниченного доступа и предоставляется по запросу заинтересованных лиц.

Таким образом, землеустроительная документация, включенная в государственный фонд данных, полученных в результате проведения землеустройства, находится у правообладателей земельных участков и в государственном фонде данных в случае, если правообладатель передал экземпляр документации в фонд. При отсутствии такой документации у правообладателя и наличии ее в государственном фонде данных, правообладатель вправе запросить необходимые документы из государственного фонда данных.

ГКН состоит из реестра объектов недвижимости, кадастровых дел и кадастровых карт (часть 1 статьи 13 Закона о кадастре).

Реестр объектов недвижимости представляет собой систематизированный свод записей об объектах недвижимости в текстовой форме путем описания внесенных в государственный кадастр недвижимости сведений о таких объектах (часть 2 статьи 13 Закона о кадастре).

Кадастровые дела представляют собой совокупность скомплектованных и систематизированных документов, на основании которых внесены соответствующие сведения в ГКН (часть 3 статьи 13 Закона о кадастре).

Кадастровые карты представляют собой составленные на единой картографической основе тематические карты, на которых в графической и текстовой формах воспроизводятся внесенные в ГКН сведения, в том числе о земельных участках (часть 4 статьи 13 Закона о кадастре).

Таким образом, землеустроительная документация, включенная в государственный фонд данных, полученных в результате проведения землеустройства, и документы государственного земельного кадастра частью кадастра недвижимости не являются.

В Законе о кадастре отсутствуют нормы, обязывающие органы кадастрового учета при осуществлении кадастровых процедур запрашивать в государственном фонде данных соответствующую документацию и осуществлять проверку представленных на кадастровый учет сведений и документов об объекте недвижимости на соответствие землеустроительной документации и документам государственного земельного кадастра.

В силу части 3 статьи 45 Закона о кадастре сведения о ранее учтенных объектах недвижимости с учетом предусмотренного статьей 7 данного Федерального закона состава сведений (в том числе сведений об уникальных характеристиках объекта недвижимости) и содержащие такие сведения документы включаются в соответствующие разделы государственного кадастра недвижимости в сроки и в порядке, которые установлены органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.

Данная норма соответствует нормам ранее действовавшего Закона N 28-ФЗ и Закона о землеустройстве, поскольку при составлении землеустроительной документации и документов государственного земельного кадастра подлежали определению границы земельных участков, которые в силу части 3 статьи 45 и статьи 7 Закона о кадастре подлежат включению в ГКН.

И только в случае наличия у правообладателей землеустроительной документации, составленной в соответствии с нормами Закона N 28-ФЗ, Закона о землеустройстве и Требований, и представления ее на государственный кадастровый учет в период действия Закона N 28-ФЗ, координаты границ земельных участков подлежали внесению в государственный земельный кадастр и впоследствии в ГКН. В этом случае границы земельных участков являются установленными.

В случае возникновения у правообладателей права собственности на земельные участки до момента вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон N 122-ФЗ), такое право признается юридически действительным при отсутствии их государственной регистрации, введенной данным законом.

При этом пунктом 21 Порядка ведения кадастра предусмотрено, что орган кадастрового учета на основании заявления правообладателя, а также правоустанавливающих и подтверждающих право документов выносит решение о внесении в ГКН сведений с присвоением им статуса "ранее учтенных объектов недвижимости". К таким документам указанный пункт, в частности, относит свидетельства о праве собственности, праве пожизненно наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования на землю, оформленные в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.03.1992 N 177; государственные акты, удостоверяющие право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей граждан, предприятий, учреждений, организаций или крестьянских (фермерских) хозяйств, оформленные в соответствии с Постановлением Совета Министров РСФСР от 17.09.1991 N 493; свидетельства на право собственности на землю, оформленные в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 27.10.1993 N 1767.

Из пункта 4 Порядка ведения кадастра следует, что внесение сведений о ранее учтенных объектах недвижимости, постановка на кадастровый учет объекта недвижимости, а также учет изменений объекта недвижимости являются разными кадастровыми процедурами, выполнение которых сопровождается принятием соответствующего решения.

В случаях внесения в ГКН сведений о земельных участках, право на которые возникло у правообладателей до вступления в силу Закона N 122-ФЗ на основании свидетельств и государственных актов 1992 - 1993, и у таких правообладателей отсутствовали документы об установлении границ, они вправе были составить документы по описанию границ и уточнить сведения о границах в государственном земельном кадастре по правилам Закона N 28-ФЗ.

Частью 4 статьи 6 Закона о кадастре установлено, что для ведения ГКН используются установленные в отношении кадастровых округов местные системы координат с определенными для них параметрами перехода к единой государственной системе координат, а в установленных органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений случаях используется единая государственная система координат.

Частью 7 статьи 38 Закона о кадастре предусмотрено, что местоположение границ земельного участка устанавливается в межевом плане посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части.

Границы ранее учтенных земельных участков, определенные в соответствии с законодательством, действовавшим в период их установления до вступления в силу Закона о кадастре, могут быть уточнены в соответствии с Законом о кадастре с применением координат характерных точек путем составления межевого плана. Сведения об уточненных границах подлежат внесению в кадастр правилам кадастровой процедуры о внесении изменений в сведения об объекте недвижимости.

На основании части 3 статьи 45 Закона о кадастре разработан порядок включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенных объектах недвижимости, утвержденный приказом Минэкономразвития России от 11.01.2011 N 1.

пунктом 2 Приказа N 1 Росреестру предписано в срок до 01.01.2013 обеспечить включение в ГКН сведений и содержащих такие сведения документов о ранее учтенных зданиях, сооружениях, помещениях, объектах незавершенного строительства, а также о земельных участках, государственный кадастровый учет которых не осуществлен, но права на которые зарегистрированы и не прекращены и которым присвоены органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, условные номера в порядке, установленном в соответствии с Законом N 122-ФЗ.

При этом в пункте 5 Порядка включения сведений в кадастр предусмотрен перечень источников для включения в ГКН сведений и содержащих данные сведения документов о ранее учтенных объектах недвижимости являются, к которым отнесены: 1) сведения и содержащие данные сведения документы ЕГРП; 2) сведения и содержащие данные сведения документы Единого государственного реестра объектов капитального строительства; 3) технические и кадастровые паспорта зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства, хранящиеся в архивах органов и организаций по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации; 4) акты органов государственной власти или органов местного самоуправления об утверждении результатов государственной кадастровой оценки объектов недвижимости (в части сведений о кадастровой стоимости ранее учтенных объектов недвижимости).

Как следует из указанного пункта в данный перечень не включена землеустроительная документация, включенная в государственный фонд данных, полученных в результате проведения землеустройства, и документы государственного земельного кадастра.

Основания и порядок приостановления кадастрового учета урегулированы статьей 26 Закона о кадастре.

В пунктах 1 и 2 части 2 статьи 26 Закона о кадастре предусмотрены основания приостановления осуществления кадастрового учета, в случаях, если: имеются противоречия между сведениями об объекте недвижимости, содержащимися в представленных заявителем для осуществления такого кадастрового учета документах, и кадастровыми сведениями о данном объекте недвижимости (за исключением случаев, если при осуществлении такого кадастрового учета вносятся изменения в указанные кадастровые сведения); одна из границ земельного участка, о кадастровом учете которого представлено заявление, пересекает одну из границ другого земельного участка, сведения о котором содержатся в государственном кадастре недвижимости (за исключением случая, если другой земельный участок является преобразуемым объектом недвижимости).

Поскольку в силу статьи 13 Закона о кадастре землеустроительные дела не являются частью кадастра недвижимости, границы земельных участков вносятся в ГКН только в виде описания их координат, а сведения о ранее учтенных земельных участках, не прошедших кадастровую процедуру учета изменений объекта недвижимости с представлением межевого плана, не содержат описания границ с установленными координатами, у органа кадастрового учета отсутствуют установленные статьей 26 основания для приостановления кадастрового учета объекта недвижимости, поскольку Закон о кадастре не наделил органы кадастрового учета обязанностью самостоятельно для каждого ранее учтенного земельного участка без определения границ запросить сведения в государственном фонде данных или составить межевой план и определить границы с указанием характерных точек.

По изложенным выше основаниям Росреестр также не вправе обеспечить включение в ГКН сведений о ранее учтенных земельных участках, поскольку сведения об этих объектах, в том числе о границах, либо уже содержатся в ГКН, поскольку были включены в государственный земельный кадастр при кадастровом учете, либо подлежат уточнению по заявлению правообладателей с составлением межевого плана.

Из сведений, содержащихся в ГКН, установлено, что спорные земельные участки все являются ранее учтенными:

.02.2000

Как видно из приведенных в таблице сведений о земельных участках некоторые из них:

1. 28 участков не имеют установленной границы, в связи с чем к ним неприменимо требование об исключении сведений об их координатах из ГКН.

2. Не имеют установленной категории и невозможно говорить о их принадлежности к землям сельскохозяйственного назначения (

2. Имеют дату постановки на кадастровый учет более раннюю (до 2004 года), чем земельный участок истца - . В таком случае можно говорить, что при формировании земельного участка произошло наложение его границ на такие участки, а не наоборот.

3. Имеют иную площадь, чем указана истцом в исковом заявлении. При этом площадь некоторых в десятки раз больше, чем 1 га, указанный как их площадь в исковом заявлении истца, подлежащая снятию с кадастрового учета.

Таким образом, в нарушение ст. 56 ГПК РФ суду истцом не представлены доказательства того, что при формировании земельных участков всех ответчиков, постановке их на учет в ГКН и регистрации права на них были нарушены нормы действующего законодательства. Судом установлено, что данные участки не имеют пересечений (наложений) на земельный участок до 2015 года, так как его границы не были установлены, так не имеют их и сейчас, когда его границы установлены в соответствии с действующим законодательством.

Кроме того, иск подлежит отклонению в связи с тем, что истцом выбран ненадлежащий способ защиты права по следующим основаниям.

Законодателем установлено в п. 4 ч. 2 ст. 131 ГПК РФ, что истец должен указать в исковом заявлении свое требование.

При этом право определения предмета иска принадлежит только истцу, который должен сам выбрать надлежащий способ защиты гражданских прав: признание права, присуждение к исполнению обязанностей в натуре, возмещение убытков, взыскание неустойки и т.д. в соответствии со ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Выбор защиты своего права осуществляется в силу ст. 12 ГК РФ истцом и согласно части 3 статьи 196 ГПК РФ суд принимает решение только по заявленным истцом требованиям. (постановление пленума ВС РФ от 19.12 2003 г. «О судебном решении»).

Данное правило реализует положения, закрепленные в статье 46 Конституции Российской Федерации и в статье 9 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которым реализация права на судебную защиту и осуществление гражданских прав зависит от собственного усмотрения гражданина и организации.

Так истец обратился и иском о признании отсутствующими зарегистрированные в ЕГРП права на земельные участки с кад. №, и права аренды Ананьева А.Ю., Иваненко А.И.,Кургуз Н.А., Магомедова М.Г., Ровенского С.Н., Ракитской С.Н. и аннулировании прав на указанные земельные участки.

Возможность предъявления иска о признании права или обременения отсутствующим закреплена в п. 52 совместного постановления Пленума Верховного Суда РФ № 10, Пленума ВАС РФ № 22 от 29 апреля 2010 года «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав».

Как разъяснил Верховный Суд РФ в названном Постановлении, государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке. Оспаривание зарегистрированного права на недвижимое имущество осуществляется путем предъявления исков, решения по которым являются основанием для внесения записи в ЕГРП. В частности, если в резолютивной части судебного акта решен вопрос о наличии или отсутствии права либо обременения недвижимого имущества, о возврате имущества во владение его собственника, о применении последствий недействительности сделки в виде возврата недвижимого имущества одной из сторон сделки, то такие решения являютсяоснованиемдля внесения записи в ЕГРП.

В случаях, когда запись в ЕГРП нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения (право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами, право собственности на движимое имущество зарегистрировано как на недвижимое имущество, ипотека или иное обременение прекратились), оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими.

Из указанного следует, что предъявление иска о признании права отсутствующим является исключительным способом защиты и, несмотря на кажущуюся универсальность, подлежит использованию весьма ограниченно: такой иск может быть заявлен только в случае невозможности защиты права истца посредством использования таких способов защиты, как признание права или истребование имущества из чужого незаконного владения.

Рассматриваемый способ защиты права, как впрочем, любой другой, в случае удовлетворения требований истца должен привести к восстановлению его нарушенных или оспариваемых прав. Существуют особенности, которые нужно учесть при выборе этого способа защиты. Признание права отсутствующим не применяется в случае, если права собственника могут защищаться иными способами посредством предъявления специальных исков.

Судебная практика позволяет сделать вывод о том, что в связи с отсутствием зарегистрированного права у истца- СПК-колхоза «Русь» на спорное имущество (земельные участки с кад. ,), истцом избран ненадлежащий способ защиты права в виде требования о признании зарегистрированного права собственности ответчиков на спорное имущество отсутствующим, поскольку истец в указанной ситуации не лишен возможности защитить свои права посредством предъявления иска о признании права.

Согласноп. 58Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" лицо, считающее себя собственником недвижимого имущества, право на которое зарегистрировано за иным субъектом, вправе обратиться в суд с иском о признании права собственности. Истец с иском о признании права собственности на спорное имущество не обращался. Аналогичная правовая практика сложилась, например определение Ленинградского областного суда от 28.02.2013 № 33-795/2013.

Иск о признании права отсутствующим является разновидностью негаторного иска и может быть удовлетворен судом в случае, если истец является владеющим собственником недвижимости, право которого зарегистрировано в ЕГРП. Приведенные разъяснения изложены в пунктах 1 и 12 информационного письма Президиума ВАС РФ от 15.01.2013 N 153. Возможность обращения в суд с требованием о признании права отсутствующим предоставлена лицу, в чьем владении находится спорное имущество. Поскольку избираемый способ защиты должен приводить к восстановлению права собственника, иск о признании права собственности отсутствующим не может быть заявлен невладеющим собственником, так как удовлетворение такого иска не приведет к восстановлению владения. Иск о признании права отсутствующим возможен лишь при фактическом владении истцом и ответчиком одним и тем же спорным имуществом.

Во владении СПК-колхоз «Русь» спорные земельные участки с кад. , не находятся. Истец не представил доказательств, подтверждающих его право на земельный участок. Аналогичная правовая практика сложилась, например определение Воронежского областного суда от 22.04.2014 № 33-2157/2014.

То есть если истец и ответчик являются собственниками двух земельных участков и сведения о принадлежности сторонам одного и того же объекта недвижимости, отсутствуют, то в связи с этим такой способ защиты как признание отсутствующим права собственности не может быть использован истцом для защиты его прав, поскольку истцу и ответчику на праве собственности принадлежат разные объекты недвижимости. (Определение Тверского областного суда от 28.01.2014 № 33-334/2014)

Обязательным основанием иска о признании права отсутствующим является отсутствие у ответчика основания возникновения права и наличие такового у истца. Иными словами, признание права отсутствующим безусловно связано с необходимостью выводов в отношении материально-правового основания его возникновения.

Судебная практика, исходит из того, что если основания возникновения права собственности ответчиков на спорные земельные участки не оспорены, не признаны недействительными в порядке, установленном законом и истцом не предоставлено суду допустимых и относимых доказательств возникновения у него именно права собственности на спорные участки, то это является основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований о признании прав отсутствующими.

И действительно, вданном случае, СПК-колхоз «Русь» основания возникновения прав на спорные земельные участки не оспаривал и они не признаны недействительными по решению суда. Истцом также не представлено в суд допустимых и относимых доказательств возникновения у него именно права собственности на спорные участки. Следовательно, это является основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований о признании прав отсутствующими.

Суды апелляционных инстанций, по данной категории дел указывают, что обязательным основанием иска о признании права отсутствующим является отсутствие у другого лица (ответчика) титула (основания) возникновения данного права на конкретный объект и наличие такового у истца. (Определение Новосибирского областного суда от 25.12.2014 № 33-10596/2014).

Фактически требования истца о признании недействительными результатов межевания, об исключении сведений из государственного кадастра недвижимости о присвоении кадастровых номеров, аннулировании графических данных, исключении сведений о координатах, снятии земельного участка с кадастрового учета носят требования имущественного характера подразумевая прекращения права собственности на земельные участки.

Истец является арендатором долей в праве общей долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером стоящий на учете в ГКН в установленных границах. Прекращение прав собственности ответчиков на земельные участки, снятие их земельных участков с кадастрового учета не приведет к изменению границ земельного участка , а, следовательно, его площади.

Оспаривание зарегистрированного права на недвижимое имущество осуществляется путем предъявления исков об оспаривании правоустанвливающих документов, которые являются основанием для внесения записи в ЕГРП.

Из разъяснений, содержащихся в пунктах 52, 53, 56 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", следует, что требование, направленное на оспаривание правомерности установления границы либо в целом кадастрового учета смежного (пересекающегося) участка, должно рассматриваться в исковом порядке.

Судебная практика при разрешении подобных споров, когда пересечения (наложения) земельных участков, сведения о границах одного из которых внесены в государственный кадастр недвижимости, а другого подлежат уточнению, говорит о том, что требования заявителя в таком случае подлежат рассмотрению по правилам искового производства как требование об установлении границ земельного участка.

Но в настоящее время земельный участок имеет уточненные границы, установленные посредством определения координат характерных точек таких границ. Уточнение границ земельного участка проведено истцом.Земельные участки всех ответчиков по настоящему делу не имеют пересечения (наложения) на земельный участок в установленных границах.

Иск об установлении границ земельного участка, а именно этот способ защиты необходимо было избрать, относится к искам о правах на недвижимое имущество (пункт 2 постановления Пленумов N 10/22, пункт 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 N 54 "О некоторых вопросах подсудности дел по искам о правах на недвижимое имущество"). Такой иск представляет собой самостоятельный способ защиты нарушенного права, он направлен на устранение неопределенности в прохождении границы земельного участка и разрешение спора о принадлежности той или иной его части. Смежный землепользователь по такому иску является ответчиком. В рамках заявленного требования подлежит установлению смежная граница между земельными участками в соответствии с установленными координатами поворотных точек.

Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 03.12.2013 N 8410/13 сформулировал правовую позицию о том, что федеральное законодательство не предусматривает право лица обращаться в орган кадастрового учета с заявлением (с требованиями к органу кадастрового учета) об аннулировании сведений (снятии с кадастрового учета) о земельном участке, правообладателем которого данное лицо не является, на основании того, что, по его мнению, земельный участок налагается (имеет место пересечение границ) на земельный участок, местоположение границ которого это лицо намерено уточнить (установить). Между тем, требование, результатом рассмотрения которого могло бы стать разрешение спора о границах земельного участка (земельных участков) между смежными землепользователями, в рамках настоящего дела не заявлено, соответствующие такому способу защиты права доводы и доказательства, истцом не приведены.

При таких обстоятельствах удовлетворение исковых требований приведет к невозможности восстановления права истца заявленным в иске способом (несоответствии способа защиты характеру и содержанию нарушения права).

Кроме того действующее законодательство, а также Федеральный закон от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - закон о кадастре) не предусматривают такой процедуры как исключение из государственного кадастра недвижимости сведений о координатах характерных точек границ земельного участка, в законе о кадастре регламентируется порядок и основания лишь для снятия с учета земельного участка с кадастрового учета в следующих случаях:


- земельный участок является преобразуемым объектом недвижимости (раздел, объединение, перераспределение); такой земельный участок согласно п. 2 ст. 25 Закона о кадастре подлежит снятию с учета в соответствии с установленными ст. 24 данного Закона особенностями осуществления кадастрового учета при образовании объектов недвижимости;


- сведения о земельном участке носят временный характер; согласно п. 4 ст. 24 Закона о кадастре внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения при постановке на учет образованного объекта недвижимости или образованных объектов недвижимости носят временный характер, если по истечении двух лет со дня постановки на учет земельного участка не осуществлена государственная регистрация права на него (либо в указанном в ч. 3 ст. 24 Закона о кадастре случае не осуществлена государственная регистрация аренды), такие сведения аннулируются и исключаются из государственного кадастра недвижимости.


Отсутствие предусмотренной законом процедуры (исключение из государственного кадастра недвижимости сведений о координатах) исключает возможность удовлетворения заявленных требований, поскольку решение суда будет неисполнимым.


Если квалифицировать требования истца как требования, направленные на возложении обязанности ответчика (орган кадастрового учета) снять с кадастрового учета спорный земельный участок, то они также не подлежат удовлетворению.

В соответствии с п. 53 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного Приказом Минэкономразвития от 04.02.2010 N 42 внесение в АИС ГКН сведений об объектах недвижимости и их частях сопровождается присвоением статуса "внесенные", который изменяется на "временные", "учтенные", "ранее учтенные", "архивные" или "аннулированные" в случае принятия уполномоченным должностным лицом органа кадастрового учета соответствующего решения.

В отношении образованных объектов недвижимости "временный" статус кадастровых сведений изменяется на "учтенный", а в отношении преобразуемых объектов недвижимости - на "архивный" в случае поступления в порядке информационного взаимодействия от органа, осуществляющего государственную регистрацию прав, документов о зарегистрированных вещных правах на все образованные объекты недвижимости. Исключением из данного правила является образование земельных участков из земель, находящихся в государственной собственности до ее разграничения. В таком случае основанием для изменения статуса кадастровых сведений является поступление документов о зарегистрированных вещных правах хотя бы на один из образованных земельных участков.


"Временный" статус кадастровых сведений изменяется на "аннулированный" в случае: истечения срока действия "временного" статуса сведений ГКН и непоступления в течение указанного срока документов, содержащих сведения о зарегистрированных правах па объект недвижимости или ограничений (обременении) прав на него;


-представления в орган кадастрового учета собственником объекта недвижимости заявления о снятии с кадастрового учета объекта недвижимости, сведения ГКН о котором имеют "временный" статус;


-представления в орган кадастрового учета собственником объекта недвижимости или лицом, в пользу которого установлено ограничение (обременение) права, заявления о снятии с кадастрового учета части объекта недвижимости, сведения ГКН о которой имеют "временный" статус.


Как уже указано выше, согласно п. 1 ст. 45 Закона о кадастре государственный кадастровый учет или государственный учет объектов недвижимости, в том числе технический учет, осуществленные в установленном законодательством порядке до дня вступления в силу настоящего Закона (с 01.03.2008) или в переходный период его применения с учетом определенных ст. 43 настоящего Закона особенностей, признается юридически действительным, и такие объекты считаются объектами недвижимости, учтенными в соответствии с настоящим Законом (далее - ранее учтенные объекты недвижимости). При этом объекты недвижимости, государственный кадастровый учет или государственный учет, в том числе технический учет, которых не осуществлен, но права на которые зарегистрированы и не прекращены и которым присвоены органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, условные номера в порядке, установленном в соответствии с ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее -объекты недвижимости с условными номерами), также считаются ранее учтенными объектами недвижимости.


Понятие преобразования земельного участка дано в Законе о кадастре (п. 2 ч. 2 ст. 7), составляющем наряду с ГК РФ, Земельным кодексом РФ и другими федеральными законами правовую основу регулирования кадастровых отношений.


Согласно п. п. 2 п. 2 ст. 7 Закона о кадастре в государственный кадастр недвижимости вносятся также следующие дополнительные сведения об объекте недвижимости: кадастровый номер объекта недвижимости, в результате раздела которого, выдела из которого или иного соответствующего законодательству РФ действия с которым (далее - преобразуемый объект недвижимости) был образован другой объект недвижимости (далее - образование объекта недвижимости) (п. 2 в редакции Федерального закона от 22.07.2008N141-ФЗ).


Согласно п. 1 ст. 24 Закона о кадастре в случае образования двух и более объектов недвижимости предоставляется одно заявление о кадастровом учете всех образуемых объектов недвижимости и необходимые для их кадастрового учета документы. Постановка на учет таких документов недвижимости осуществляетсяодновременно.


Большинство спорных земельных участков ответчиков не являются ни преобразуемыми, ни временными, а имеет статус ранее учтенных (ст. 45 Закона кадастре), и не подлежат снятию с учета по правилам ст. 24 Закона о кадастре.

В силу п. 6 ст. 27 Закона о кадастре орган кадастрового учета принимает решение об отказе в снятии с учета земельного участка в случае, если такой земельный участок не является преобразуемым и не подлежит снятию с учета в порядке, установленном статьей 24 настоящего Федерального закона особенностями осуществления кадастрового учета при образовании объектов недвижимости. Таким образом истец, обращаясь в суд с требованиями снятии земельных участков с кадастрового учета, избрал ненадлежащий способ защиты своего права, что является самостоятельным основанием для отказа в их удовлетворении (Решение Арбитражного суда Краснодарского края от 26.05.2014 по делу N А32-558/2014).

Что касается исковых требований истца к Филиалу ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Ставропольскому краю, Советскому филиалу ГУП СК «Ставкрайимущество», филиалу ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» по СК, то они подлежат отклонению также и по следующим основаниям.

Как указано в Постановлении Президиума Верховного Суда РФ от 27.12.2000 г. лицо, которое должно отвечать по иску, определяется истцом, обращающимся в суд за защитой нарушенного или предполагаемого права.

Кроме того, как следует из материалов дела, настоящий иск был предъявлен истцом к филиалу ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Ставропольскому краю, Советскому филиалу ГУП СК «Ставкрайимущество», филиалу ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» по СК, которые не является самостоятельным юридическим лицом.

Действительно, иск в данном случае в соответствии с указанной нормой может быть предъявлен по месту нахождения обособленного подразделения, но именно к юридическому лицу в лице филиала.

По смыслу положений ст. ст. 48, 49 ГК РФ приобретать от своего имени и осуществлять гражданские права и нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде может организация, признаваемая юридическим лицом.

Согласно ст. 36 ГПК РФ, гражданская процессуальная правоспособность признается в равной мере за всеми гражданами и организациями, обладающими согласно законодательству Российской Федерации правом на судебную защиту прав, свобод и законных интересов.

В соответствии с ч. 1 ст. 37 ГПК РФ для реализации права на судебную защиту необходима процессуальная дееспособность, то есть способность своими действиями осуществлять процессуальные права, выполнять процессуальные обязанности и поручать ведение дела в суде представителю, которые принадлежат в полном объеме гражданам, достигшим возраста восемнадцати лет, и организациям.

Кроме того, частью 3 ст. 49 ГК РФ предусмотрено, что правоспособность юридического лица возникает в момент его создания и прекращается в момент внесения записи о его исключении из единого государственного реестра юридических лиц.

В ч. 1 ст. 51 ГК РФ указано, что юридическое лицо подлежит государственной регистрации в уполномоченном государственном органе в порядке, определяемом законом о государственной регистрации юридических лиц. Данные государственной регистрации включаются в единый государственный реестр юридических лиц, открытый для всеобщего ознакомления.Органом, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, является налоговая инспекция. Однако, согласно общедоступным сведениям в ЕГРП юридических лиц филиалы: ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Ставропольскому краю, ГУП СК «Ставкрайимущество», ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» по СК не являются самостоятельными юридическими лицами и поэтому не может быть ответчиками по данному гражданскому делу. Истец воспользовался своим правом по определению субьектного состава лиц по делу: заявил ходатайство о замене ответчика Яковлева В.И. на Орешко О.И., ответчика Теплищева А.В. на Замкова А.И., о замене ответчика Советский филиал ГУП Ставропольского края «Бюро кадастровых инженеров Ставропольского края» на филиал ГУП СК «Ставкрайимущество», но настаивал на исковых требованиях в отношении иных ответчиков по делу.

Поскольку филиалы : ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Ставропольскому краю, ГУП СК «Ставкрайимущество», ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» не является юридическим лицом, не обладают процессуальной правоспособностью и дееспособностью, исключается возможность их самостоятельного вовлечения в процесс, а предъявление иска к ним фактически означает не что иное, как предъявление иска без указания ответчика.

Суд отклоняет доводы ответчика о том, что производство по делу в отношении администрации муниципального образования Солдато-Александровского сельсовета и всех ответчиков, имеющих статус индивидуального предпринимателя, подлежит прекращению по основанию, предусмотренному абзацем вторым статьи 220 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в связи с тем, что дело не подлежит рассмотрению и разрешению в суде в порядке гражданского судопроизводства по основаниям, предусмотренным пунктом 1 части первой статьи 134 данного Кодекса, и подведомственно арбитражному суду. Поскольку закон предусматривает, что в случае, если иск предъявлен и к физическим лицам и к юридическим, то подлежит рассмотрению в суде общей юрисдикции.( часть 4 ст. 22 ГПК РФ ).

Что касается ходатайства о применении срока исковой давности, то оно подлежит отклонению по следующим основаниям.

Общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 Гражданского кодекса (пункт 1 статьи 196 Гражданского кодекса), когда лицо узнало о нарушении своих прав, истец узнал о нарушении своих прав в 2015 году, когда кадастровым инженером Перовым А.Ю. были проведены кадастровые работы в связи с уточнением местоположения границы и площади земельного участка с кадастровым номером . Поэтому срок исковой давности истцом не пропущен.

В силу ст. 98 ГПК РФ подлежат отклонению и исковые требования о взыскании судебных расходов, так как в удовлеторении иска отказано в полном объеме.

Руководствуясь ст. 194, 198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении иска СПК – колхоз «Русь к администрации Советского муниципального района СК, администрации МО Солдато-Александровского сельсовета, Филиалу ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Ставропольскому краю, Управлению федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по СК, Советскому филиалу ГУП СК «Ставкрайимущество», филиалу ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» по СК, Красниковой Ю.В., Котову А.Н., Щербакову С.А., Гаранжа Л.И., Шибко Н.П., Дудченко Л.Н., Чурину В.И., и как к главе крестьянского (фермерского хозяйства), Головчанскому С.А., Чернецкой Н.А., Колесникову А.И., Дорофееву В.И., Дорофееву В.П., Леоновой М.В., Карпову Н.Г., Замкову А.И., Усманову М.Я., Войтовой А.А., Федюшовой О.П., Подшивалову В.В., Прошкурину А.И., Мокину Г.И., Шамрай Г.Н., Кадиеву К.А., Куманину Н.И., Самарину В.В., Кононовой В.П., Орешко О.И., Шмуратко В.В., Шамрай Г.А., Селезневу Ю.В., Ломовскому К.А., Новак Т.А., Ананьеву А.Ю., Беляевой ,Л.И., Старкову В.Н., Иванову С.И., Якунину А.Н., Акимову Ю.В., Акимову С.В., Иванниковой В.И., Ждановой Л.Н., Пономаренко Ю.П., Кургуз Н.А., Магомедову М.Г., Ровенскому С.Н., Ракитской С.Н. о признании результатов межевания земельных участков недействительными, о признании недействительными сведений, внесенных в Государственный кадастр недвижимости, исключении сведений из Государственного кадастра недвижимости, аннулировании графических отображений и исключении сведений о координатах, снятии земельных участков с кадастрового учета, признании отсутствующими зарегистрированных в ЕГРП прав собственности на земельные участки, аннулировании записи регистрации права собственности на земельные участки, отказать.

Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено 25.09.16 г.

Председательствующий судья Калинина О.Г.


2-293/2016 ~ М-26/2016

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
СПК колхоз "Русь"
Ответчики
Войтова Антонина Алексеевна
Шамрай Галина Николаевна
Прошкурин Александр Иванович
Федюшова Ольга Павловна
Дудченко Лидия Николаевна
Новак Татьяна Александровна
Иваненко Алексей Иванович
Усманов Мустафа Яхиевич
Селезнев Юрий Васильевич
Теплищев Анатолий Вячеславович
Красникова Юлия Васильевна
Головчанский Сергей Александрович
Иванов Сергей Иванович
Акимов Сергей Васильевич
Подшивалов Вячеслав Васильевич
Старков Виктор Николаевич
ФГБУ "Федеральная кадастровая палата"
Котов Алексей Николаевич
Кононова Вера Петровна
Дорофеев Владимир Павлович
Чурин В.И. (глава крестьянского хозяйства)
Якунин Александр Николаевич
Чернецкая Наталья Александровна
Акимов Юрий Васильевич
Карпов Николай Геннадьевич
Чурин Владимир Иванович
Яковлев Владимир Иванович
Шмуратко Владислав Владимирович
Жданова Людмила Николаевна
Ракитская Светлана Николаевна
Замков Александр Иванович
Щербаков Сергей Александрович
Магомедов Магомедрасул Гаджиевич
Беляева Любовь Ильинична
Мокин Геннадий Иванович
Ровенский Сергей Николаевич
Администрация Солдато-Александровского сельсовета
Кадиев Кади Адзиевич
УФСГРКиК по СК
Дорофеев Владимир Иванович
Леонова Мария Викторовна
Ананьев Александр Юрьевич
Пономаренко Юрий Петрович
Колесников Александр Иванович
ФГУП "Ростехинвентаризация федеральное БТИ
Гаранжа Любовь Ивановна
Самарин Владимир Васильевич
Шамрай Геннадий Анатольевич
Администрация Советского района
Кургуз Наталья Алексеевна
Иванникова Валентина Ивановна
Шибко Надежда Петровна
Орешко Оксана Ивановна
Советский филиал государственного унитарного предприятия СК Бюро кадастровых инженеров СК
Ломовский Константин Александрович
Куманин Николай Иванович
Другие
Никифорова Светлана Людвиговна
Звездина Валентина Ивановна
Суд
Советский районный суд Ставропольского края
Судья
Калинина Ольга Геннадьевна
Дело на странице суда
sovetsky--stv.sudrf.ru
14.01.2016Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
14.01.2016Передача материалов судье
19.01.2016Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
11.02.2016Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
11.02.2016Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
11.02.2016Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
01.03.2016Предварительное судебное заседание
10.03.2016Предварительное судебное заседание
03.08.2016Производство по делу возобновлено
03.08.2016Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
23.08.2016Судебное заседание
21.09.2016Судебное заседание
25.09.2016Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
20.10.2016Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
12.01.2017Дело оформлено
17.01.2017Дело передано в архив
25.06.2018Регистрация ходатайства/заявления лица, участвующего в деле
19.07.2018Изучение поступившего ходатайства/заявления
19.07.2018Судебное заседание
08.08.2018Судебное заседание
23.08.2018Судебное заседание
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее