Дело № 2-190/2016
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Ужур 11 февраля 2016 года
Ужурский районный суд Красноярского края
в составе: председательствующего судьи Жулидовой Л.В.,
при секретаре Исаенко А.О.,
с участием истца Авдеевой Н.В., ее представителя Билич В.В.,
представителя ответчика МБОУ "Ужурская СОШ" Шабалиной О.А.,
представителя третьего лица МКУ «Управление образования района» Никитина А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Авдеевой Н.В. к МБОУ "Ужурская СОШ" об обязании школы обеспечить рабочими тетрадями ученика, суд
УСТАНОВИЛ:
Авдеева Н.В. обратилась в суд с исковым заявлением к МБОУ "Ужурская СОШ" об обязании школы обеспечить рабочими тетрадями ученика. Требования мотивированы тем, что с ДД.ММ.ГГГГ ее дочь, А.Е., обучается в <данные изъяты> классе в МБОУ "Ужурская СОШ" расположенной по адресу: <адрес>. Обучение ее ребенка проходит по программе «Школа России», однако в процессе обучения ей стало известно, что для изучения некоторых предметов необходимы рабочие тетради, а именно: по истории России, истории нового времени, обществознанию, атлас по географии. Она обратилась к директору МБОУ "Ужурская СОШ" Шабалиной О.А., с просьбой обеспечить ее ребенка данными рабочими тетрадями бесплатно, согласно п.п. 1,2 ст. 35 ФЗ-273 «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 года. ДД.ММ.ГГГГ она получила ответ Шабалиной О.А. о том, что в учебно-методическом комплексе, утвержденном директором на 2015-2016 учебный год и используемый в МБОУ "Ужурская СОШ", не входят рабочие тетради по истории и географии …, для самостоятельной работы ее дочери ей было предложено приобрести рабочие тетради на добровольной основе. С позицией школы она не согласна, так как считает, что в соответствии с п.п. 1,2 ст. 35 ФЗ «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 года обучающимся, осваивающим основные образовательные программы за счет бюджетных ассигнований в пределах федеральных государственных образовательных стандартов, организациями, осуществляющими образовательную деятельность, бесплатно предоставляются в пользование на время получения образования учебники и учебные пособия, а также учебно-методические материалы, средства обучения и воспитания. Обеспечение учебниками и учебными пособиями, а также учебно-методическими материалами, средствами обучения и воспитания организаций, осуществляющих образовательную деятельность по основным образовательным программам, в пределах федеральных государственных образовательных стандартов, образовательных стандартов осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.
ГОСТ 7.60-2003 «СИБИД. Издания. Основные виды. Термины и определения» определяет: 3.2.4.3.4.2. Учебное пособие: учебное издание, дополняющее или заменяющее частично или полностью учебник, официально утвержденное в качестве данного вида издания; 3.2.4.3.4.2.3. Рабочая тетрадь: учебное пособие, имеющее особый дидактический аппарат, способствующий самостоятельной работе учащегося над освоением учебного предмета.
Следовательно, рабочая тетрадь является учебным пособием, являющимся обязательным для освоения учебного материала, а не дополнительной литературой, которой можно воспользоваться для повышения уровня знаний. Учебно-методический комплекс (УМК) - это совокупность учебно-методических материалов и программно-технических средств, способствующих эффективному освоению учащимися учебного материала, входящего в программу предметного курса. Иными словами, в каждый УМК входят: сборники программно-методических материалов (официальные издания, включающие программы по соответствующим школьным предметам, нормативные документы); учебники (издания для школьников, содержащие систематизированное изложение учебного материала); методические пособия (предназначены для учителя; они содержат общие рекомендации по разработке и проведению уроков); рабочие тетради (для организации самостоятельной работы учащихся; учебники и рабочие тетради к ним составляют единое целое); справочники и справочные материалы (содержат всю необходимую информацию для учащихся по курсу школьной программы). УМК включают также в себя словари для школьников, атласы и контурные карты. Следовательно, утверждая УМК, автоматически утверждаются и рабочие тетради, необходимые для освоения учебного материала и директор школы не уполномочен исключать из курса школьной программы составляющие, которые обязательны для освоения учебного материала. Ссылаясь на ст. 3, п. 5 ст. 37, 131 ГК РФ, просит: обязать МБОУ "Ужурская СОШ" предоставить ее дочери А.Е., ученице <данные изъяты> класса, рабочие тетради: по истории России, истории нового времени, обществознанию, атлас по географии для обучения по программе «Школа России».
Истец Авдеева Н.В. в судебном заседании настаивает на удовлетворении заявленных требований по доводам, изложенным в исковом заявлении. Считает, что рабочие тетради являются обязательным приложением к учебнику и должны быть предоставлены ее дочери бесплатно.
Представитель истца Билич В.В. поддерживает исковые требования Авдеевой Н.В. в полном объеме.
Представитель ответчика МБОУ "Ужурская СОШ" Шабалина О.А. в судебном заседании исковые требования Авдеевой Н.В. не признала. Суду показала, что программа «Школа России» - это программа для начальных классов, А.Е. по данной программе не занимается. Нормы обеспеченности образовательной деятельности учебными изданиями в расчете на одного обучающегося по основной образовательной программе устанавливаются соответствующими федеральными государственными образовательными стандартами. В соответствии с ФГОС норма обеспеченности образовательной деятельности учебными изданиями определяется исходя из расчета: не менее одного учебника в печатной и (или) электронной форме достаточного для освоения программы учебного предмета на каждого обучающегося по каждому учебному предмету, входящему в обязательную часть учебного плана основной образовательной программы; не менее одного учебника в печатной и (или) электронной форме или учебного пособия, достаточного для освоения программы учебного предмета на каждого обучающегося по каждому учебному предмету, входящему в часть, формируемую участниками образовательных отношений, учебного плана основной образовательной программы. Школа самостоятельна в выборе образовательных программ и используемых в образовательном процессе учебных изданий. Согласно ст. 28 п. 9 Закона «Об образовании в РФ» директором школы утвержден учебно-методический комплекс (УМК), используемый школой в 2015-2016 году. В УМК не входят рабочие тетради, атласы. Для самостоятельной работы родители учеников могут приобретать рабочие тетради на добровольной основе. Обязательное приобретение данных тетрадей школа не требует. При желании ученикам можно пользоваться доской или электронной версией учебного пособия. В библиотеке можно распечатать атлас. На уроке учитель раздает атласы ученикам для занятий. По истории ученик может заниматься в рабочей тетради или в простой тетради. Ученики дома работают по простым тетрадям. Предлагали родителям добровольно приобрести ученикам рабочие тетради. У большей части учеников данные рабочие тетради имеются, их приобретали родители на свои денежные средства. В случаях, когда рабочая тетрадь родителями ученика не приобретена, приобретается обычная тетрадь, где занимается ученик или учитель копирует необходимую рабочую тетрадь и передает ее ученикам.
Представитель третьего лица МКУ «Управления образования района» Никитин А.В., в судебном заседании показал, что он возражает против удовлетворения исковых требований Авдеевой Н.В., так как учебные пособия, о выдаче которых просит Авдеева Н.В. не входят в учебно-методический комплекс школы. В соответствии с ч.2 ст. 28 ФЗ от 29 декабря 2012 года № 273 «Об образовании в Российской Федерации» образовательные организации свободны в определении содержания образования, выборе учебно-методического обеспечения, образовательных технологий по реализуемым ими образовательным программам. К компетенции школы относится: разработка и утверждение образовательных программ; определение списка учебников в соответствии с утвержденным федеральным перечнем учебников, рекомендованных к использованию при реализации, имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, а также учебных пособий, допущенных к использованию при реализации указанных образовательных программ. В компетенцию школы входит принятие решения о целесообразности использования тех или иных учебных пособий при реализации образовательной программы. Педагогические работники пользуются правом на выбор учебников, учебных пособий, материалов и иных средств обучения и воспитания в соответствии с образовательной программой и в порядке, установленном законодательством об образовании. Следовательно, педагогические работники в образовательном процессе могут использовать различные методики обучения, которые позволяют достичь освоения обучающимися образовательной программы и без использования рабочих тетрадей. Просит в иске Авдеевой Н.В. отказать.
Заслушав участников процесса, исследовав обстоятельства и материалы дела, суд приходит к следующим выводам:
В силу ч. 1 и 2 ст. 43 Конституции РФ каждый имеет право на образование. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования.
Аналогичные положения закреплены в ч. ч. 1, 3 ст. 5 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Закон № 273-ФЗ). В Российской Федерации гарантируются общедоступность и бесплатность образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, среднего профессионального образования.
В судебном заседании установлено, что А.Е., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является ученицей <данные изъяты> класса МБОУ "Ужурская СОШ" в 2015-2016 учебном году.
Истец Авдеева Н.В. обратилась в суд с иском, в котором просит обязать МБОУ "Ужурская СОШ" предоставить ее дочери А.Е. рабочие тетради по истории России, истории нового времени, обществознанию, атлас по географии, так как полагает, что данные тетради и атлас должны ее дочери предоставляться школой бесплатно. Однако на ее письменные обращения директору МБОУ "Ужурская СОШ" и в Администрацию управления образования ей было отказано.
В силу п. п. 3, 8 ст. 2 Закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» обучение - целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающихся мотивации получения образования в течение всей жизни; федеральные государственные требования - обязательные требования к минимуму содержания, структуре дополнительных предпрофессиональных программ, условиям их реализации и срокам обучения по этим программам, утверждаемые в соответствии с Законом № 273-ФЗ уполномоченными федеральными органами исполнительной власти.
В соответствии с ч. 1 ст. 18 Закона № 273-ФЗ в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в целях обеспечения реализации образовательных программ формируются библиотеки, в том числе цифровые (электронные) библиотеки, обеспечивающие доступ к профессиональным базам данных, информационным справочным и поисковым системам, а также иным информационным ресурсам. Библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными и (или) электронными учебными изданиями (включая учебники и учебные пособия), методическими и периодическими изданиями по всем входящим в реализуемые основные образовательные программы учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям).
Федеральные перечни учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, утверждены Приказом Минобрнауки России от 31.03.2014 № 253.
Согласно ч. 1 ст. 28 Закона № 273-ФЗ образовательная организация обладает автономией, под которой понимается самостоятельность в осуществлении образовательной, научной, административной, финансово-экономической деятельности, разработке и принятии локальных нормативных актов в соответствии с рассматриваемым Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и уставом образовательной организации.
Образовательные организации свободны в определении содержания образования, выборе учебно-методического обеспечения, образовательных технологий по реализуемым ими образовательным программам.
К компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами (п. 2 ч. 3 ст. 28 Закона № 273-ФЗ), а также определение списка учебников в соответствии с утвержденным федеральным перечнем учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность, а также учебных пособий, допущенных к использованию при реализации указанных образовательных программ.
Приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 утвержден Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, в силу п. 26 которого учебно-методическое и информационное обеспечение реализации основной образовательной программы основного общего образования должно обеспечивать в том числе укомплектованность печатными и электронными информационно-образовательными ресурсами по всем предметам учебного плана: учебниками, в том числе учебниками с электронными приложениями, являющимися их составной частью, учебно-методической литературой и материалами по всем учебным предметам основной образовательной программы основного общего образования на определенных учредителем образовательного учреждения языках обучения, дополнительной литературой. Фонд дополнительной литературы должен включать: отечественную и зарубежную, классическую и современную художественную литературу; научно-популярную и научно-техническую литературу; издания по изобразительному искусству, музыке, физической культуре и спорту, экологии, правилам безопасного поведения на дорогах; справочно-библиографические и периодические издания; собрание словарей; литературу по социальному и профессиональному самоопределению обучающихся.
Приведенные нормы корреспондируют статье 35 Закона № 273-ФЗ, согласно которой обучающимся, осваивающим основные образовательные программы за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов в пределах федеральных государственных образовательных стандартов, образовательных стандартов, организациями, осуществляющими образовательную деятельность, бесплатно предоставляются в пользование на время получения образования учебники и учебные пособия, а также учебно-методические материалы, средства обучения и воспитания.
Буквальное толкование данной нормы свидетельствует о праве обучающегося получить в пользование бесплатно на время получения образования учебники и учебные пособия в четко установленных пределах.
Согласно ГОСТу 7.60-2003 собственно учебное пособие - это учебное издание, дополняющее или заменяющее частично или полностью учебник, официально утвержденное в качестве данного вида издания. В свою очередь, рабочая тетрадь определена как учебное пособие, имеющее особый дидактический аппарат, способствующий самостоятельной работе учащегося над освоением учебного предмета.
Согласно СанПиН 2.4.7.1166-02 в зависимости от функционального назначения в процессе обучения издания подразделяются на: - учебник; - учебное пособие; - практикум.
Учебные издания нового поколения - учебник-тетрадь, индивидуальная рабочая тетрадь, книга для самостоятельной работы учащихся, альбом-задачник, тетрадь для творческих заданий и т.п. - следует относить к практикумам.
Таким образом, и ГОСТ 7.60-2003, и СанПиН 2.4.7.1166-02 выделяют рабочую тетрадь в самостоятельный раздел («рабочая тетрадь» и «практикум» соответственно), поскольку она используется только для индивидуальной самостоятельной работы.
Оснований полагать, что рабочие тетради являются составной частью учебника, дополняют или заменяют его, не имеется, поэтому к учебному пособию по смыслу вышеприведенных нормативных актов их отнести нельзя. Кроме того, учебное пособие должно быть официально утверждено в качестве данного вида издания.
Рабочие тетради являются самостоятельным видом учебного издания. Их использование в образовательном процессе направлено на качественное преподавание учебной дисциплины, оказание помощи учителю в планировании и подготовке к урокам, повышение методического уровня преподавания. Кроме того, такие тетради способствуют повышению познавательной активности ребенка, формированию и развитию его интеллектуальной деятельности, успешному и творческому освоению знаний и служат хорошим подспорьем для закрепления и повторения пройденного материала (Письмо Министерства образования Российской Федерации от 13 июня 1997 года № 740/14-12).
Более того, образовательное учреждение самостоятельно в выборе образовательных программ и используемых в образовательном процессе учебных изданий, заявка на приобретение за счет государственных средств учебной литературы формируется школой с учетом утвержденных перечней, куда рабочие тетради не включены, и их использование в образовательном процессе зависит от усмотрения самого образовательного учреждения. Действующее законодательство не содержит нормы, предусматривающей обеспечение учащегося всем комплексом учебной литературы и вспомогательным материалом.
Так, согласно ч. 4 ст. 18 Закона № 273-ФЗ организации, осуществляющие образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования, для использования при реализации указанных образовательных программ выбирают:
1) учебники из числа входящих в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования;
2) учебные пособия, выпущенные организациями, входящими в перечень организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования.
Педагогическими работниками школы в образовательном процессе могут использоваться различные методики обучения, которые позволяют достичь освоения учащимися образовательной программы и без использования рабочих тетрадей.
По ходатайству представителя ответчика в судебном заседании были опрошены свидетели Ш.Е. и Б.И.
Так, опрошенная в судебном заседании в качестве свидетеля Ш.Е. показала, что она работает учителем географии в МБОУ "Ужурская СОШ" На уроках географии в <данные изъяты> классе они с учащимися изучают материки и океаны. Для усвоения материала ученики пользуются учебником, в котором имеются необходимые рисунки, а также для лучшего освоения материала на уроке пользуются настенными картами. Домашние задания она задает по учебнику, ученику необходимо пересказать параграф учебника. У некоторых учеников имеются атласы и контурные карты. Они могут дополнительно их использовать при подготовке домашнего задания. Обязательного требования иметь атлас школа ученикам и их родителям не выдвигает, программа может быть усвоена и без него. Отсутствие атласа на оценку ученика не влияет. В библиотеке имеются атласы в электронном виде и, при желании ученик может пользоваться атласом в электронном виде.
Свидетель Б.И. в судебном заседании показала, что она работает учителем истории в МБОУ "Ужурская СОШ" Обязательного наличия у учащегося рабочей тетради по истории она не требует. Оценка ученику за отсутствие рабочей тетради не снижается. Ученики обучаются по учебнику, имеют обычные тетради, где выполняют задания. Рабочие тетради по истории имеются в библиотеке в электронном виде. Если ученик пожелает, то может взять рабочую тетрадь в электронном виде, распечатать и заниматься по ней.
Из материалов дела усматривается, что согласно учебно-методического комплекса МБОУ "Ужурская СОШ" на 2015-2016 года, рабочие тетради, атласы не предусмотрены учебными программами школы в качестве обязательного учебного издания.
Также следует отметить, что рабочие тетради не предназначены для многократного использования, поскольку ученики работают непосредственно в данных тетрадях, в связи с чем, они не могут использоваться на возвратной основе, являться предметом заказа и входить в состав библиотечного фонда школьной библиотеки.
Таким образом, на школу не может быть возложена обязанность обеспечить каждого учащегося рабочими тетрадями, атласами.
Учитывая изложенное, суд считает необходимым отказать в удовлетворении заявленных требований Авдеевой Н.В.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШЕНИЕ:
В удовлетворении исковых требований Авдеевой Н.В. к МБОУ "Ужурская СОШ" об обязании предоставить ее дочери А.Е., ученице <данные изъяты> класса, рабочие тетради по истории России, истории Нового времени, обществознанию, атлас по географии для обучения по программе «Школа России» - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Ужурский районный суд Красноярского края в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
В окончательной форме решение изготовлено и подписано 16 февраля 2016 года.
Председательствующий Л.В. Жулидова