...
Дело № 2-391/2018
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
21 июня 2018 года Октябрьский районный суд г. Томска в составе:
председательствующего судьи Журавлевой Т.С.,
секретаря Монгуш А.А, Гойник А.В.,
с участием истца Мухамедшина Ш.А., представителя ответчика ООО «УК «Жилфонд» - Мартемьяновой К.Ю., действующей на основании доверенности от 09.01.2018 сроком действия до 31.12.2018, представителя ответчика ПАО «Томсэнергосбыт» - Юрковой М.С., действующей на основании доверенности №86 от 08.01.2018,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Томске гражданское дело по исковому заявлению Мухамедшина Шамиля Ахметвалеевича к ООО «Управляющая компания «Жилфонд», ПАО «Томскэнергосбыт» о признании действий по начислению платы по нормативу незаконными, взыскании неосновательного обогащения, компенсации морального вреда, обязании совершить действия,
установил:
Мухамедшин Ш.А. обратился в суд с иском, в котором, с учетом уточнения исковых требований, просил признать незаконными действия общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Жилфонд» (далее - ООО «УК «Жилфонд», управляющая компания, ответчик) по начислению платы за электроэнергию по нормативу, а не по показаниям общедомового прибора учета за период с 01.11.2016 по 01.03.2018; обязать ООО «УК «Жилфонд» отражать ежемесячно в квитанции за ЖКУ текущее показание общедомовых приборов учета по аналогии счетов АО «ТомскРТС» и ПАО «Томскэнергосбыт» (для расчета ОДН по квартире: суммарное потребление по МКД, кВт. ч:14483, 43; вычитаемое по КД юр.лица и прочие) кВт. ч:ИПУ+норматив, кВт, ч:15263. Доля потребления на ОДН, кВт. ч:986; суммарная площадь жилых и нежилых помещений МКД, кв.м. 3948, 7. показания ОДПУ: (№103513) 58736, 53; (№153257) 25167; (№153258) 24423); возложить на ООО «УК «Жилфонд» обязанность снимать показания по общедомовым приборам учета электроэнергии с участием собственника, предупредив накануне с составлением акта снятия показаний; взыскать с ООО «УК «Жилфонд» сумму в размере 753, 02 рублей; взыскать с ООО «УК «Жилфонд» компенсацию морального вреда в размере 753, 02 рублей; взыскать с ООО «УК «Жилфонд» штраф в размере 50 процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя; взыскать расходы на изготовление искового заявления и ксерокопирование документов в размере 1068 рублей; обязать ООО «УК «Жилфонд» привести единицу измерения по электроэнергии при предъявлении извещения и квитанции потребителю в соответствии с Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 29.12.2014 №924/пр в киловатт часах; взыскать проценты по ст. 395 ГК РФ в размере 29, 999 рублей, продолжить начисление процентов по день исполнения судебного акта по основному долгу; взыскать транспортные расходы на сумму 165 рублей.
В обоснование иска указал, что является собственником квартиры ..., с 01.11.2014 по 06.09.2016, находящемся в обслуживании ООО «УК «Жилфонд», а с 07.09.2016 в управлении последнего. Ответчик в период с 01.11.2016 по 01.03.2018 необоснованно начислял плату за электроэнергию на общедомовые нужды по нормативу без учета показаний общедомового прибора учета. В результате данных действий ответчик неосновательно обогатился за счет его средств на сумму 753, 02 рублей. Он (Мухамедшин Ш.А.) обращался к ответчику с требованием о перерасчете начисленных сумм, о возврате незаконно начисленных денежных средств, однако в добровольном порядке исполнить его требования ответчик отказался.
В судебном заседании истец требования поддержал по изложенным в нем основаниям. Пояснил, что для минимизации расходов собственников на оплату коммунальных ресурсов, в том числе на электрическую энергию, в доме были установлены общедомовые приборы учета, показания с которых в автоматическом режиме поступают в ПАО «Томсэнергосбыт», ООО «Горсети». Сверхнормативное потребление электрической энергии в их доме отсутствует. Начисляя плату по нормативу, который в несколько раз превышает фактические обьемы, управляющая компания ежемесячно незаконно обогащается за счет собственников помещений в многоквартирном доме.
Представитель ответчика ООО "УК "Жилфонд" в судебном заседании иск не признала, поддержала письменный отзыв. Пояснила, что в многоквартирном доме ... в качестве способа управления домом выбрана управляющая организация - ООО «УК «Жилфонд». С 01.10.2017 у ресурсоснабжающей организации право распределять между потребителями обьем коммунальных услуги, представленной на общедомовые нужды за расчетный период, исходя из показаний общедомового прибора учета, сохранилось только, если собственники приняли на общем собрании такое решение. Такого решения в данном доме собственники не приняли.
К участию в дело привлечено в качестве ответчика ПАО «Томсэнергосбыт», представитель которого пояснила, что расчеты производятся с ООО "УК "Жилфонд" исходя из показаний приборов учета. ПАО «Томсэнергосбыт» собственникам помещений плату не начисляет. Показания по обьему потребленного ресурса поступают в автоматическом режиме. ООО "УК "Жилфонд" расчеты производит не регулярно, в связи с чем задолженность взыскана Арбитражным судом Томской области.
Выслушав явившихся лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Статья 309 ГК РФ гласит, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В силу ч. 3 ст. 30 ЖК РФ собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме, а собственник комнаты в коммунальной квартире несет также бремя содержания общего имущества собственников комнат в такой квартире, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором.
В соответствии с ч. 1 ст. 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Частью 1 ст. 155 ЖК РФ установлено, что плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, созданного в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье в соответствии с федеральным законом о таком кооперативе (далее - иной специализированный потребительский кооператив).
Судом первой инстанции установлено, что истец Мухамедшин Ш.А. является собственником жилого помещения - квартиры, ...
Заочным решением общего собрания собственников помещений многоквартирного дома, ..., от 01.10.2015 способом управления многоквартирным домом избрана управляющая организация ООО «УК «Жилфонд».
В МКД по данному адресу работает 3 измерительных комплекса для учета электроэнергии, потребляемой на общедомовые нужды, принадлежащих ООО «Горсети»: тип счетчика СТЭБ-04Н-7,5-3С, номер №153257; расчетный коэффициент Кр=20; тип счетчика СТЭБ-04Н-7,5-3С, номер №153258; расчетный коэффициент Кр=20; тип счетчика СТЭБ-04Н-100-3С, номер №103513; расчетный коэффициент Кр=1.
Оспаривая начисление платы за электроэнергию на общедомовые нужды в период с 01.11.2016 по 01.03.2018 по нормативу, истец указал на то, что плата должна начисляться исходя из фактического объема потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды, поскольку он ниже, чем установленный норматив.
Федеральным законом от 28.12.2016 N 486-ФЗ внесены изменения в статью 156 ЖК РФ, которые вступили в законную силу с 29.12.2016.
Согласно новой редакции закона плата за содержание жилого помещения включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, отведение сточных вод, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, при условии, что конструктивные особенности многоквартирного дома предусматривают возможность потребления соответствующей коммунальной услуги при содержании общего имущества, определяемую в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Размер расходов граждан в составе платы за содержание жилого помещения на оплату холодной воды, горячей воды, отведения сточных вод, электрической энергии, потребляемых при выполнении минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ, определяется исходя из нормативов потребления соответствующих видов коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом.
То есть ОДН с 01.01.2017 были перенесены из коммунальной в жилищную услугу, размер расходов граждан в составе платы за содержание жилого помещения на оплату, в том числе, электрической энергии, законодатель предписал определять исходя из нормативов потребления.
Между тем, системное толкование приведенных ниже норм позволяет прийти к выводу о том, что размер расходов на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, тепловой энергии, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме может составлять меньшую величину, чем размер норматива потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды, установленного субъектом Российской Федерации по состоянию на 01.11.2016.
Так, в соответствии с ч. 10 ст. 12 Федерального закона N 176-ФЗ при первоначальном включении в плату за содержание жилого помещения расходов на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, тепловой энергии, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме их размер не может превышать норматив потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды, установленный субъектом Российской Федерации по состоянию на 1 ноября 2016 года. Для первоначального включения расходов, указанных в части 9 настоящей статьи, в плату за содержание жилого помещения не требуется решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
Как следует из п. 44 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в случаях, установленных пунктом 40 данных Правил, в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, за исключением коммунальной услуги по отоплению, определяется в соответствии с формулой 10 приложения N 2 к названным Правилам.
При этом распределяемый в соответствии с формулами 11 - 14 приложения N 2 к указанным Правилам между потребителями объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, не может превышать объема коммунальной услуги, рассчитанного исходя из нормативов потребления соответствующего коммунального ресурса в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, за исключением случаев, если общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, проведенным в установленном порядке, принято решение о распределении объема коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунального ресурса в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения.
Указанная позиция отражена в Постановлении Верховного Суда РФ от 02.04.2018 N 3-АД18-3.
Аналогичные разъяснения даны Минстроем России от 14.02.2017 N 4275-АЧ/04 в письме "Об отдельных вопросах, возникающих в связи с включением с 01.01.2017 расходов на приобретение коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, в размер платы за содержание жилого помещения", где указано на то, что размер расходов на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, тепловой энергии, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме может быть менее размера норматива потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды, установленного субъектом Российской Федерации по состоянию на 01.11.2016. В частности, подобная ситуация может иметь место, когда расчет размера расходов на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, тепловой энергии, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме осуществляется по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета. Соответственно, в том случае когда многоквартирный дом оснащен коллективным (общедомовым) прибором учетом, включение указанных расходов в состав платы за содержание жилого помещения может быть осуществлено в размере ниже норматива потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды, исходя из фактического объема потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды. В свою очередь, фактический объем потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды рассчитывается как разница между показаниями коллективного (общедомового) прибора учета и суммой показаний индивидуальных приборов учета и (или) нормативов потребления коммунальных услуг. Полученный фактический объем потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды распределяется между всеми собственниками помещений в многоквартирном доме пропорционально их доле в праве общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме.
Для включения указанных расходов в состав платы за содержание жилого помещения в размере ниже норматива потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды принятия решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме не требуется, поскольку такое включение является первоначальным.
С 10.08.2017 вступили в силу изменения в ст.ст. 156 и 161 ЖК РФ и на настоящий момент ч. 9.2 ст. 156 ЖК РФ изложена в следующей редакции: размер расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, определяется при наличии коллективного (общедомового) прибора учета исходя из норматива потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, который утверждается органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, с проведением перерасчета размера таких расходов исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Исключения составляют случай оснащения многоквартирного дома автоматизированной информационно-измерительной системой учета потребления коммунальных ресурсов и коммунальных услуг, при котором размер расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, определяется исходя из показаний этой системы учета при условии обеспечения этой системой учета возможности одномоментного снятия показаний, а также случаи принятия на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме решения об определении размера расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме:
1) исходя из среднемесячного объема потребления коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, с проведением перерасчета размера таких расходов исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;
2) исходя из объема потребления коммунальных ресурсов, определяемого по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Таким образом, законодатель предусмотрел варианты расчета платы за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в МКД в составе платы за содержание жилого помещения (общедомовые коммунальные услуги), в зависимости от оснащенности МКД общедомовыми приборами учета (ОДПУ):
- размер расходов граждан и организаций на общедомовые коммунальные услуги при наличии ОДПУ определяется исходя из норматива потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов с проведением перерасчета размера таких расходов исходя из показаний ОДПУ;
- в случае если дом оснащен автоматизированной информационно-измерительной системой учета потребления коммунальных ресурсов и коммунальных услуг, при котором размер расходов граждан на общедомовые коммунальные услуги определяется исходя из показаний этой системы учета при условии обеспечения этой системой учета возможности одномоментного снятия показаний;
- собственники на общем собрании могут принять решение об определении размера расходов на общедомовые коммунальные услуги исходя из среднемесячного объема потребления коммунальных ресурсов с проведением перерасчета размера таких расходов исходя из показаний общедомового прибора либо исходя из объема потребления коммунальных ресурсов, определяемого по показаниям общедомового прибора учета, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
- при отсутствии общедомового прибора учета размер расходов граждан определяется исходя из норматива потребления соответствующего вида услуг. Решения собственников не требуется.
Таким образом, в случае, если многоквартирный дом оснащен АСКУ, этого достаточно, чтобы производить начисление исходя из показаний приборов учета.
В настоящее время в законодательстве отсутствует определение понятия «автоматизированной информационно-измерительной системой учета потребления коммунальных ресурсов (АСКУ)».
Судом установлено из пояснений сторон, что имеющаяся в многоквартирном доме ... система обеспечивает возможность одномоментного снятия показаний, данные поступают в автоматическом режиме, передаются электронно в центр сбора информации ООО «Горсети», размер расходов граждан на оплату электрической энергии определяется исходя из показаний этой системы учета.
При таких данных суд полагает возможным отнести вышеописанную систему учета к АСКУ.
Таким образом, законодательство, действующее в период до 10.08.2017, вопреки доводам представителя ответчика, обязывает управляющую компанию исходить из норматива потребления только в случае, когда имеет место быть «сверхнормативное потребление». А с 10.08.2017, учитывая, что в многоквартирном доме ... имеется система АСКУ, в силу прямого указания закона размер расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, должен определяться из показаний этой системы учета. Решения собственников не требуется.
В рассматриваемом случае общество в составе платы за содержание жилого помещения предъявило сумму расходов на электрическую энергию за содержание общего имущества многоквартирных домов, исчисленную по нормативу потребления коммунальных услуг, не учитывая при этом фактические показания общедомовых приборов учета.
Из представленных в материалы дела счетов, выставленных ПАО «Томская энергосбытовая компания» ООО «УК «Жилфонд», усматривается, что в ноябре 2016 года потребление электрической энергии на ОДН составило 2 684 кВтч, начислено 5 824,28 рублей; в феврале 2017 года потребление электрической энергии на ОДН составило 993 кВтч, начислено 1836, 11 рублей; в марте 2017 года потребление электрической энергии на ОДН составило 932 кВтч, начислено 1713, 93 рублей; в апреле 2017 года потребление электрической энергии на ОДН составило 1 078 кВтч, начислено 1 982, 42 рубля; в мае 2017 года потребление электрической энергии на ОДН составило 729 кВтч, начислено 1 340, 62 рублей; в июне 2017 года потребление электрической энергии на ОДН составило 359 кВтч, начислено 779, 03 рублей; в декабре 2017 года потребление электрической энергии на ОДН составило 663 кВтч, начислено 1511, 64 рублей.
Согласно расчету, представленному ответчиком, за аналогичный период времени собственникам помещений многоквартирного дома ... начислена плата в ноябре 2016 года за 1735, 1 кВтч, в феврале, марте, апреле, мае 2017 года за 6052, 5076 кВтч, в июне 2017 года за 5480, 6171 кВтч.
Указанное свидетельствует о том, что управляющая компания выставляет счет собственникам исходя из нормативов потребления, при этом с ресурсоснабжающей организацией производит расчет исходя из показаний приборов учета. При этом обьем коммунального ресурса, за который начисляют плату собственникам МКД, в среднем в три раза превышает фактический объем потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды, за исключением ноября 2016 года.
За иные расчетные периоды ответчиками сведения о фактическом обьеме потребленного ресурса не представлены.
При принятии решения суд оценивает доказательства, определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, установлены и какие обстоятельства не установлены, каковы правоотношения сторон, какой закон должен быть применен по данному делу и подлежит ли иск удовлетворению (ч. 1 ст. 196 ГПК РФ).
Суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств (ч. 1 ст. 67 ГПК РФ).
По данному делу юридически значимыми и подлежащими определению и установлению с учетом исковых требований Мухамедшина Ш.А. и регулирующих спорные отношения норм материального права являлись следующие обстоятельства: что стоимость фактически потребленной тепловой энергии не превысила размер платы, исчисленной по нормативу. Поскольку на спорные правоотношения распространяется Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1
"О защите прав потребителей", именно на ответчике лежит бремя доказывания этих обстоятельств.
ООО УК «Жилфонд» вопреки положениям ст. 56 ГПК РФ не представил доказательств наличия «сверхнормативного» потребления электрической энергии в многоквартирном доме .... Из пояснений представителя ответчика следует, что расчеты платы производились только исходя из норматива потребления.
При таком положении дел со стороны управляющей компании имеет место неосновательное обогащение. Изменение законодательства в данной сфере имело своей целью возложить на управляющего домом бремя оплаты сверхнормативного объема потребления ресурса при содержании общего имущества. В том случае когда многоквартирный дом оснащен коллективным (общедомовым) прибором учета, включение указанных расходов в состав платы за содержание жилого помещения может быть осуществлено в размере ниже норматива потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды исходя из фактического объема потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды. Полученный фактический объем потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды распределяется между всеми собственниками помещений в многоквартирном доме пропорционально их доле в праве общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме.
С учетом изложенного, суд полагает требования истца о признании действий ООО УК «Жилфонд» по начислению платы за электроэнергию по нормативу, а не по показаниям общедомовых приборов учета за период с 01.12.2016 по 01.03.2018 обоснованными.
Разрешая требования истца о взыскании излишне уплаченных денежных средств за коммунальные услуги, суд приходит к следующим выводам.
Согласно п. 1 ст. 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса.
В соответствии с п. 1 ст. 1105 ГК РФ в случае невозможности возвратить в натуре неосновательно полученное или сбереженное имущество приобретатель должен возместить потерпевшему действительную стоимость этого имущества на момент его приобретения, а также убытки, вызванные последующим изменением стоимости имущества, если приобретатель не возместил его стоимость немедленно после того, как узнал о неосновательности обогащения.
Под убытками в соответствии с п. 2 ст. 15 ГК РФ следует понимать расходы, которые потребитель, чье право нарушено, произвел или должен будет произвести для восстановления нарушенного права, утрату или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые потребитель получил бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Согласно разъяснениям, изложенным в абз. 2 п. 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", размер подлежащих возмещению убытков должен быть установлен с разумной степенью достоверности. По смыслу п. 1 ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации в удовлетворении требования о возмещении убытков не может быть отказано только на том основании, что их точный размер невозможно установить. В этом случае размер подлежащих возмещению убытков определяется судом с учетом всех обстоятельств дела, исходя из принципов справедливости и соразмерности ответственности допущенному нарушению.
Поскольку суд признал незаконным начисление платы по нормативу в период с декабря 2016 года по март 2018 года, излишне уплаченные денежные средства за указанный период надлежит взыскать с ООО «УК «Жилфонд» в пользу истца.
Исследовав и оценив в порядке, предусмотренном ст. 67 ГПК РФ, представленные сторонами доказательства, суд полагает возможным согласиться с расчетом истца, основанным на среднемесячном объеме потребления тепловой энергии. Ответчики иного расчета, равно как и данных, которые бы опровергли расчет истца не представили.
Таким образом, с ответчика в пользу истца надлежит взыскать сумму в размере 735, 82 рублей за период с декабря 2016 года по март 2018 год.
Истец просит взыскать проценты, предусмотренные ст. 395 ГК РФ, на излишне уплаченные денежные средства в период с ноября 2016 года по январь 2018 года в сумме 29,99 рублей с 15.12.2016 по 09.01.2018.
Согласно п. 1 ст. 395 ГК РФ в случаях неправомерного удержания денежных средств, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате подлежат уплате проценты на сумму долга. Размер процентов определяется ключевой ставкой Банка России, действовавшей в соответствующие периоды. Эти правила применяются, если иной размер процентов не установлен законом или договором.
Проценты за пользование чужими средствами взимаются по день уплаты суммы этих средств кредитору, если законом, иными правовыми актами или договором не установлен для начисления процентов более короткий срок.
За указанный в иске период ключевая ставка менялась несколько раз:
Срок, с которого установлена ставка |
Размер ключевой ставки (%, годовых) |
Документ, в котором сообщена ставка |
с 26 марта 2018 г. |
7,25 |
Информация Банка России от 23.03.2018 |
с 12 февраля 2018 г. |
7,5 |
Информация Банка России от 09.02.2018 |
с 18 декабря 2017 г. |
7,75 |
Информация Банка России от 15.12.2017 |
с 30 октября 2017 г. |
8,25 |
Информация Банка России от 27.10.2017 |
с 18 сентября 2017 г. |
8,5 |
Информация Банка России от 15.09.2017 |
с 19 июня 2017 г. |
9 |
Информация Банка России от 16.06.2017 |
со 2 мая 2017 г. |
9,25 |
Информация Банка России от 28.04.2017 |
с 27 марта 2017 г. |
9,75 |
Информация Банка России от 24.03.2017 |
с 19 сентября 2016 г. |
10,0 |
Информация Банка России от 16.09.2016 |
Так как выше судом установлен факт неправомерного начисления и удержания денежных средств, требование о взыскании процентов является законным.
Поскольку суд полагает, что оснований для взыскания денежных средств, уплаченных в ноябре 2016 года, не имеется, требования подлежат частичному удовлетворению на сумму 28,25 рублей исходя из следующего расчета:
(2,18+4,73+3,81+3,87+3,24+2,83+2,16+1,97+1,53+0,84+0,77+0,32).
В последующем проценты подлежат начислению на сумму 620,09 рублей (сумма платы за период с декабря 2016 по январь 2018 года (не включая январь)), начиная с 10.01.2018 по день исполнения решения суда исходя из ключевой ставкой Банка России, действовавшей в соответствующие периоды.
Истец просит обязать ООО «УК «Жилфонд» отражать ежемесячно в квитанции за ЖКУ текущее показание общедомовых приборов учета по аналогии счетов АО «ТомскРТС» и ПАО «Томскэнергосбыт» (для расчета ОДН по квартире: суммарное потребление по МКД, кВт. ч:14483, 43; вычитаемое по КД юр.лица и прочие) кВт. ч:ИПУ+норматив, кВт, ч:15263. Доля потребления на ОДН, кВт. ч:986; суммарная площадь жилых и нежилых помещений МКД, кв.м. 3948, 7, показания ОДПУ: (№103513) 58736, 53; (№153257) 25167; (№153258) 24423).
Жилищный кодекс Российской Федерации устанавливает, что плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании платежных документов, представленных не позднее первого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива (ч.2 ст. 155). Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (ч. 1 ст. 157).
Федеральным законом от 04.06.2011 N 123-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" изменен порядок оплаты коммунальных услуг. Оплата коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме, выделяется из состава платы за коммунальные услуги и учитывается отдельно (ч. 6.3 и 7.1 ст.155 ЖК РФ).
Требования к платежному документу сформулированы в Правилах предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (ред. от 27.02.2017) и гарантируют права потребителей при внесении денежных средств в счет платы за жилое помещение и коммунальные услуги.
Подпункт "е" пункта 69 Правил предоставления коммунальных услуг устанавливает, что в платежном документе указываются общий объем каждого вида коммунальных услуг на общедомовые нужды, предоставленный в многоквартирном доме за расчетный период, показания коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего вида коммунального ресурса, суммарный объем каждого вида коммунальных услуг, предоставленных во всех жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме, объем каждого вида коммунального ресурса, использованного исполнителем за расчетный период при производстве коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (при отсутствии централизованных теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения).
Такое правовое регулирование носит императивный характер, направлено на своевременное предоставление потребителю уведомительной и достоверной информации о фактически потребленных коммунальных услугах, в том числе на общедомовые нужды, и на исполнение им обязанности по внесению платы за коммунальные услуги согласно ст. 155 ЖК РФ.
В соответствии с п. 71 Правил приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 19.09.2011 N 454 утверждена примерная форма платежного документа для внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и предоставление коммунальных услуг (далее - Примерная форма), а также методические рекомендации по ее заполнению (далее - Методические рекомендации).
Согласно п. 4 Методических рекомендаций примерную форму платежного документа рекомендуется использовать для доведения до потребителей уведомительной и справочной информации, обязательность указания которой предусмотрена Правилами.
В графах 4, 5 и 6 раздела 4 Примерной формы указываются показания приборов учета коммунальных услуг (общедомовые), предоставленные исполнителем коммунальных услуг либо ресурсоснабжающей организацией при непосредственном способе управления, суммарный объем коммунальных услуг в жилых и нежилых помещениях, используемый для расчета объема коммунальных услуг на общедомовое потребление в многоквартирном доме, и суммарный объем коммунальных услуг на общедомовые нужды, который определен исполнителем услуг в соответствии с Правилами, в том числе с учетом оснащенности многоквартирного дома приборами учета (пункты 28, 29, 30 Методических рекомендаций).
В связи этим исполнитель коммунальной услуги, в том числе предоставляющий коммунальную услугу по электроснабжению, в целях доведения до потребителя уведомительной и справочной информации обязан сформировать платежный документ, отвечающий установленным Правилами требованиям и содержащий в том числе сведения о предоставленных коммунальных услугах в многоквартирном доме.
Представленные в материалы дела платежные документы, сформированные ООО «УК «Жилфонд», не отвечают выше приведенным требованиям, отсутствуют показания приборов учета коммунальных услуг (общедомовые), суммарный объем коммунальных услуг в жилых и нежилых помещениях, используемый для расчета объема коммунальных услуг на общедомовое потребление в многоквартирном доме, и суммарный объем коммунальных услуг на общедомовые нужды.
Таким образом, требования истца в части обязания ответчика отражать в квитанции за ЖКУ текущее показания общедомовых приборов учета, суммарный объем коммунальных услуг в жилых и нежилых помещениях, используемый для расчета объема коммунальных услуг на общедомовое потребление в многоквартирном доме, и суммарный объем коммунальных услуг на общедомовые нужды.
Согласно разделу II Методических рекомендаций по заполнению примерной формы платежного документа для внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и предоставление коммунальных услуг платежный документ может содержать дополнительную информацию о площади, занимаемой потребителем в коммунальной квартире, а также информацию об общей площади дома и общей площади жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме, а также иные сведения в соответствии с подп. "л" п. 69 Правил предоставления коммунальных услуг.
Следовательно, требование о включении информации об общей площади дома и общей площади жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме носит рекомендательный характер. В этой части требования истца являются необоснованными и удовлетворению не подлежат.
Также истец просит возложить на ООО «УК «Жилфонд» обязанность снимать показания по общедомовым приборам учета электроэнергии с участием собственника, предупредив накануне с составлением акта снятия показаний.
Между тем, закон данной вопрос не регулирует, собственниками подобного решения на общем собрании не принималось. Оснований для возложения подобной обязанности на ООО «УК «Жилфонд» суд не усматривает. Собственник не лишен возможности обратиться в управляющую компанию с заявлением о разъяснения порядка начисления платы в случае несогласия с ней.
Касательно требования об обязании ООО «УК «Жилфонд» привести единицу измерения по электроэнергии при предъявлении извещения и квитанции потребителю в соответствии с Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 29.12.2014 №924/пр в киловатт часах, суд приходит к следующим выводам.
Количество различных видов ресурсов подлежит определению в соответствующих единицах измерения.
Размер платы за электроснабжение, предоставленное на общедомовые нужды в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется в соответствии с формулой 10 из Приложения N 2 к Правилам N 354 (п. 44 Правил N 354).
При расчете размера платы за электроснабжение используются следующие единицы измерения: в отношении объемов электрической энергии - кВт-час.
Согласно Приказа Минстроя России от 26.01.2018 N 43/пр "Об утверждении примерной формы платежного документа для внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и предоставление коммунальных услуг" (зарегистрировано в Минюсте России 14.05.2018 N 51074) в качестве единицы измерения потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме в отношении электрической энергии используется «кВт/час».
Как следует из представленных в материалы дела платежных поручений, ответчик в графе «единица измерения» напротив услуги «электроэнергия для содержания общего имущества» указывает «кв.м».
Таким образом, ответчику необходимо указывать в качестве единицы измерения потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме в отношении электрической энергии «кВт/час».
В силу ст. 15 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 (ред. от 01.05.2017) "О защите прав потребителей" моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения исполнителем прав потребителя, предусмотренных законом и правовыми актами РФ, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом. Компенсация морального вреда осуществляется независимо от возмещения имущественного вреда и понесенных потребителем убытков.
Учитывая характер причиненных нравственных страданий, фактические обстоятельства, при которых был причинен моральный вред, а также принцип разумности и справедливости, с ответчика в пользу истца подлежит взысканию компенсация морального вреда в размере 753, 02 рублей.
Согласно п. 6 ст. 13 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 (ред. от 01.05.2017) "О защите прав потребителей" предусмотрено, что при удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере пятидесяти процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.
В соответствии с положением ч. 6 ст. 13 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 (ред. от 01.05.2017) "О защите прав потребителей", п. 46 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 N 17 "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей" за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя с ответчика в пользу истца подлежит взысканию штраф в размере 1502, 29 рубля.
Иск к ПАО «Томскэнергосбыт» оставить без удовлетворения, поскольку общество является ненадлежащим ответчиком. Исполнителем коммунальных услуг является управляющая компания.
В соответствии с ч. 1 ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.
В соответствии с ч. 1 ст. 88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
В соответствии со ст. 94 ГПК РФ к издержкам, связанным с рассмотрением дела, относятся расходы на проезд и проживание сторон, понесенные ими в связи с явкой в суд, расходы на оплату услуг представителя, связанные с рассмотрением дела почтовые расходы, понесенные сторонами.
К издержкам, связанным с рассмотрением дела, в силу абз. 4 ст. 94 ГПК РФ относятся расходы на проезд и проживание сторон и третьих лиц, понесенные ими в связи с явкой в суд. Из буквального толкования указанной нормы следует, что возмещению подлежат фактически понесенные судебные расходы, размер которых должен быть подтвержден доказательствами, отвечающими требованиям закона об их допустимости и относимости.
В соответствии с п. 10 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 21.01.2016 N 1 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела" лицо, заявляющее о взыскании судебных издержек, должно доказать факт их несения, а также связь между понесенными указанным лицом издержками и делом, рассматриваемым в суде с его участием. Недоказанность данных обстоятельств является основанием для отказа в возмещении судебных издержек.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п. 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21.01.2016 N 1 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела" транспортные расходы и расходы на проживание представителя стороны возмещаются другой стороной спора в разумных пределах исходя из цен, которые обычно устанавливаются за транспортные услуги, а также цен на услуги, связанные с обеспечением проживания, в месте (регионе), в котором они фактически оказаны.
Истец просит возместить ему транспортные расходы на сумму 165 рублей, представив в обоснование автобусные билеты.
Между тем, из данных документов не следует маршрут, лицо, понесшее расходы на их приобретение, даты их приобретения, что не позволяет их отнести к достаточным и достоверным доказательствам, подтверждающим несений истцом транспортных расходов в связи с рассмотрением настоящего дела.
Истец также просит возместить расходы на изготовление искового заявления и ксерокопирование документов в размере 1068 рублей, при этом не представил доказательства несения этих расходов.
При таких данных требования о возмещении судебных расходов удовлетворению не подлежат.
Согласно ч. 1 и 2 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
В силу ст. 333.19 НК РФ и абз. 8 п. 2 ст. 61.1 Бюджетного кодекса РФ с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в доход местного бюджета
В силу п. 3 ст. 17 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 (ред. от 01.05.2017) "О защите прав потребителей" потребители, иные истца по искам, связанным с нарушением прав потребителей, освобождаются от уплаты государственной пошлины в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
В соответствии с п. п. 4 п. 2 ст. 333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины освобождаются истцы по искам, связанным с нарушением прав потребителей, по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции.
Таким образом, с ответчика в пользу бюджета муниципального образования «Город Томск» подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 рублей за требования о компенсации морального вреда и 400 рублей по требованию имущественного характера.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования удовлетворить частично.
Признать действия ООО УК «Жилфонд» по начислению платы за электроэнергию по нормативу, а не по показаниям общедомового прибора учета за период с 01.12.2016 по 01.03.2018 незаконными.
Взыскать с ООО УК «Жилфонд» в пользу Мухамедшина Шамиля Ахметвалеевича сумму излишне начисленной платы за коммунальный ресурс «электроэнергия на общедомовые нужды» в размере 735, 82 рублей за период с декабря 2016 года по март 2018 год, компенсацию морального вреда в размере 752, 35 рублей, проценты за пользование чужими денежными средствами за период с 16.01.2017 по 09.01.2018 в размере 28,25 рублей, далее начислять проценты на сумму долга 620,09 рублей (сумма платы за период с декабря 2016 по январь 2018 года (не включая январь)), начиная с 10.01.2018 по день исполнения решения суда исходя из ключевой ставкой Банка России, действовавшей в соответствующие периоды, штраф за отказ добровольно удовлетворить требования потребителя в размере 1502, 29 рубля.
Обязать ООО УК «Жилфонд» отражать в платежном документе за ЖКУ текущее показания общедомовых приборов учета электроэнергии, суммарный объем коммунальной услуги по электроснабжению в жилых и нежилых помещениях, используемый для расчета объема коммунальных услуг на общедомовое потребление электроэнергии в многоквартирном доме, и суммарный объем коммунальных услуг по электроснабжению на общедомовые нужды.
Обязать указывать в платежных документах за расчетный период единицу измерения в отношении электроснабжения на общедомовые нужды: кВт-ч.
В остальной части в иске отказать.
Иск к ПАО «Томскэнергосбыт» оставить без удовлетворения.
Взыскать с ООО УК «Жилфонд» в пользу муниципального образования «Город Томск» государственную пошлину в размере 700 рублей
Решение может быть обжаловано в Томский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Октябрьский районный суд г. Томска.
Судья Журавлева Т.С.
... ... ... ... |
...