Дело № 4-а-153/2016
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
21 ноября 2016 года | г. Горно-Алтайск |
Председатель Верховного Суда Республики Алтай Алексина М.В., рассмотрев жалобу Федерального казенного учреждения «Следственный изолятор № 1» Управления федеральной службы исполнения наказаний по Республике Алтай в лице начальника учреждения Кетраря Э.К. на вступившее в законную силу решение судьи Майминского районного суда Республики Алтай от 27 сентября 2016 года, которым
оставлено без изменения постановление мирового судьи судебного участка № 1 Майминского района Республики Алтай от 05 августа 2016 года о привлечении ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Алтай к административной ответственности по части 1 статьи 19.5 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей,
у с т а н о в и л:
Постановлением мирового судьи судебного участка № 1 Майминского района Республики Алтай от 05 августа 2016 года, оставленным без изменения решением судьи Майминского районного суда Республики Алтай от 27 сентября 2016 года, ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Алтай признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.5 КоАП РФ, ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Республики Алтай, начальник ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Алтай Кетрарь Э.К. выражает несогласие с принятыми по делу судебными постановлениями, указывая на их незаконность и необоснованность, просит отменить решение Майминского районного суда Республики Алтай, производство по делу прекратить. Считает вину учреждения недоказанной, поскольку ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Алтай были предприняты все зависящие от него действия по устранению нарушений, указанных в предписании от 12 февраля 2016 года № 3ВНАТ-009/2.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, проверив доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
В силу части 2 статьи 30.16 КоАП РФ судья, принявший к рассмотрению жалобу, протест, в интересах законности имеет право проверить дело об административном правонарушении в полном объеме.
Согласно части 1 статьи 19.5 КоАП РФ установлена административная ответственность за невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль, об устранении нарушений законодательства, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
Как следует из материалов дела, 12 февраля 2016 года должностным лицом Управления Росприроднадзора по Алтайскому краю и Республике Алтай в ходе проведения плановой проверки выявлено, что в результате хозяйственной деятельности ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Алтай по адресу: ул. Горная, д. 15, с. Кызыл-Озек, Майминский район, образуются отходы производства и потребления, осуществляется выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.
Установлено превышение нормативов выбросов стационарными источниками (центральной котельной) вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух по бензопирену в 5,99 раз (л.д. 44-оборот), отсутствие журналов ПОД-1 (учёта стационарных источников загрязнения), ПОД-2 (учёта мероприятий по охране атмосферного воздуха, л.д. 45).
Также установлено, что в нарушение статьи 18 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» деятельность учреждения осуществляется без утверждённых лимитов на размещение отходов на 2014, 2015, 2016 г.г. Документ об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, выданный Алтайским межрегиональным управлением по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора, прекратил свое действие 12 мая 2014 года.
В связи с отсутствием утверждённых лимитов на размещение отходов, плата за негативное воздействие на окружающую среду за 3, 4 кварталы 2014 года, за 2015 год рассчитана с нарушением пункта 6 Постановления Правительства РФ от 28.08.1992 № 632, без учёта повышающего пятикратного коэффициента.
12 февраля 2016 года учреждению выдано предписание № 3ВНАТ-009/2 об устранении нарушений статьи 39 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», предоставлении скорректированного расчёта платы за негативное воздействие на окружающую среду за 3-4 кварталы 2014 года и за 2015 год; довнесении платы за негативное воздействие на окружающую среду, в срок до 01 июня 2016 года.
01 июля 2016 года должностным лицом Управления Росприроднадзора по Алтайскому краю и Республике Алтай установлено, что предписание от 12 февраля 2016 года № 3ВНАТ-009/2 не выполнено, скорректированные расчёты платы за негативное воздействие на окружающую среду не представлены, доплата с учётом корректирующих расчётов не внесена.
Приведенные обстоятельства послужили основанием для привлечения ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Алтай к административной ответственности, установленной данной нормой, и подтверждаются собранными по делу доказательствами: протоколом об административном правонарушении (л.д. 21-23), предписанием (л.д. 17), актом проверки исполнения предписания (л.д. 3-6), актом плановой проверки (л.д. 43-50) и другими материалами дела, которым дана оценка по правилам, установленным статьей 26.11 КоАП РФ, с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности и достаточности, с учётом требований части 3 статьи 26.2 КоАП РФ.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.5 КоАП РФ, выражается, в частности, в невыполнении в установленный срок законного предписания органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль об устранении нарушений законодательства.
Давая оценку законности требования, изложенного в предписании от 12 февраля 2016 года № 3ВНАТ-009/2, суд исходит из следующего.
Статьёй 16 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» предусмотрен принцип платности воздействия на окружающую среду.
Статьей 39 указанного Федерального закона закреплена обязанность юридических лиц, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, обеспечивать соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ.
Согласно статье 18 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» предусмотрено нормирование в области обращения с отходами, которое предполагает для юридических лиц обязанность по разработке проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, в соответствии с методическими указаниями, утвержденными уполномоченным органом (Приказ Минприроды России от 05.08.2014 N 349).
В соответствии с нормами Порядка разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденного Приказом Минприроды России от 25.02.2010 N 50 в целях разработки и утверждения нормативов данный порядок обязывает юридических лиц обращаться в территориальные органы Росприроднадзора с соответствующим заявлением и перечнем документов, перечисленных в пункте 7 указанного Порядка. Нормативы образования отходов и лимиты на их размещение утверждаются сроком на 5 лет при условии ежегодного представления индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами технического отчета по обращению с отходами.
В соответствии с пунктом 6 Порядка определения платы и её предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.08.1992 N 632, в случае отсутствия у природопользователя оформленного в установленном порядке разрешения на выброс, сброс загрязняющих веществ, размещение отходов вся масса загрязняющих веществ учитывается как сверхлимитная. Плата за загрязнение окружающей природной среды в таких случаях определяется в соответствии с пунктом 5 настоящего Порядка, то есть умножается на пятикратный повышающий коэффициент.
Материалами дела подтверждается, что образующая отходы производства и потребления хозяйственная деятельность ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Алтай в 3-4 квартале 2014 года, в 2015 году велась без утверждённых нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Лимиты на размещение отходов, утвержденные Алтайским межрегиональным управлением по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора, прекратили свое действие 12 мая 2014 года. При этом плата за негативное воздействие на окружающую среду ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Алтай исчислялась без повышающего пятикратного коэффициента, то есть с нарушением пункта 6 Постановления Правительства РФ от 28.08.1992 N 632. При таких обстоятельствах требование предписания от 12 февраля 2016 года № 3ВНАТ-009/2 о корректировке расчета и довнесении платы за негативное воздействие на окружающую среду следует признать законным.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В качестве довода жалобы заявитель указал на отсутствие вины ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Алтай, поскольку в бюджете учреждения отсутствуют средства на финансирование мероприятий по довнесению платы за негативное воздействие на окружающую среду.
Данный довод нельзя признать состоятельным, влекущим отмену или изменение принятых судебных постановлений, в связи со следующим.
В соответствии с положениями устава ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Алтай, данное казенное учреждение является юридическим лицом, участником бюджетного процесса – получателем бюджетных средств, самостоятельно пользуется закрепленным за ним имуществом, от своего имени приобретает имущественные права и несёт обязанности. В соответствии с общими положениями Гражданского кодекса РФ казенные учреждения отвечают по своим обязательствам самостоятельно, а при недостаточности денежных средств наступает субсидиарная ответственность собственника имущества учреждения (статья 123.22 ГК РФ).
При таких обстоятельствах, довод жалобы об отсутствии финансирования, не ставит под сомнение выводы судебных инстанций о наличии в деянии ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Алтай объективной стороны состава вмененного административного правонарушения, так как данное обстоятельство не является основанием для освобождения учреждения от административной ответственности.
Постановление о привлечении ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Алтай к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.5 КоАП РФ, вынесено мировым судьей в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Административное наказание назначено в соответствии с санкцией, предусмотренной частью 1 статьи 19.5 КоАП РФ, в минимальных пределах.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых судебных актов, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 30.13, 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
п о с т а н о в и л:
Постановление мирового судьи судебного участка № 1 Майминского района Республики Алтай от 05 августа 2016 года, решение судьи Майминского районного суда Республики Алтай 27 сентября 2016 года, вынесенные в отношении ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Алтай по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.5 КоАП РФ оставить без изменения, жалобу начальника ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Алтай Кетраря Э.К. – без удовлетворения.
Председатель Верховного Суда Республики Алтай | М.В. Алексина |