<....>
№__ Дело № 2-824/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Интинский городской суд Республики Коми
в составе председательствующего судьи Румянцевой И.М.,
при секретаре Каминской Н.А.,
с участием прокурора Милова Э.Б., представителя третьего лица Донцовой М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Инте Республики Коми 4 октября 2021 года гражданское дело по иску прокурора г. Инты в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению "Средняя общеобразовательная школа пст. Абезь" о возложении обязанности обеспечить охрану здания
УСТАНОВИЛ:
Прокурор г. Инты обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к МБОУ "Средняя общеобразовательная школа № 6" о возложении обязанности обеспечить охрану здания (объекта) муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа пст. Абезь", расположенного по адресу: ____, <....>. В обоснование заявленных требований прокурор указал, что в соответствии с ч. 6 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации. Статьей 2 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ "О противодействии терроризму" предусмотрены принципы противодействия терроризму в Российской Федерации, в том числе: законность; приоритет защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности; системность и комплексное использование политических, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер противодействия терроризму; приоритет мер предупреждения терроризма; сочетание гласных и негласных методов противодействия терроризму; конфиденциальность сведений о специальных средствах, технических приемах, тактике осуществления мероприятий по борьбе с терроризмом, а также о составе их участников. Постановлением Правительства РФ от 02.08.2019 № 1006 утверждены требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации (далее – Требования № 1006). Согласно пунктам 1, 5 Требований № 1006 установлены обязательные для выполнения организационные, инженерно-технические, правовые и иные мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения РФ. Ответственность за обеспечение антитеррористической защищенности объектов (территорий) возлагается на руководителей органов (организаций), являющихся правообладателями объектов (территорий), а также на должностных лиц, осуществляющих непосредственное руководство деятельностью работников на объектах (территориях). В соответствии с пунктами 6, 8 Требований № 1006 в целях установления дифференцированных требований к обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) с учетом степени угрозы совершения террористического акта и возможных последствий его совершения и на основании оценки состояния защищенности объектов (территорий), их значимости для инфраструктуры и жизнеобеспечения и степени потенциальной опасности совершения террористического акта проводится категорирование объектов (территорий). Для проведения категорирования объекта (территории) по решению руководителя органа (организации), являющегося правообладателем объекта (территории), создается комиссия по обследованию и категорированию объекта (территории). Подпунктом "б" пункта 25 Требований № 1006 установлено, что в отношении объектов (территорий) <....> категории опасности дополнительно к мероприятиям, предусмотренным п. 24 настоящих требований, осуществляются мероприятия по обеспечению охраны объектов (территорий) <....>. До вступления в силу Требований № 1006 (до 18.11.2019) в отношении объектов (территорий) Министерства образования и науки РФ действовали требования к антитеррористической защищенности объектов, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 07.10.2017 № 1235. Пп. "а" пункта 23 Требований № 1235 установлено, что в отношении объектов (территорий) <....> категории опасности дополнительно к мероприятиям, предусмотренным п. 22 настоящих требований, осуществляются мероприятия по обеспечению охраны объектов (территорий) <....>. Во исполнение Требований № 1006 30.10.2019 проведено обследование и категорирование объекта (здания) МБОУ "Средняя общеобразовательная школа пст. Абезь" по адресу: ____ по результатам которого указанной организации присвоена <....> категория опасности. 19.01.2018 обследование и категорирование Объекта проводилось во исполнение Требований № 1235, по результатам которого указанной организации присвоена <....> категория опасности, в силу чего Объект также подлежал обеспечению охраной <....>. Здание МБОУ "Средняя общеобразовательная школа пст. Абезь" не обеспечено охраной <....> ввиду отсутствия финансовых средств, финансирование данного мероприятия не осуществлялось, выполнение данного мероприятия планируется в течении __.__.__. Вместе с тем, неосуществление финансирования не может служить основанием для неисполнения вышеуказанного требования. Указанный факт создает угрозу возникновения крайне негативных последствий в случае чрезвычайной ситуации или совершения террористического акта на объекте, ущерба жизни и здоровью граждан, окружающей среде. На основании п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение. В силу части 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.
Определением суда к участию в деле в качестве третьего лица привлечен учредитель МБОУ "Средняя общеобразовательная школа пст. Абезь" Администрация МОГО "Инта".
Прокурор в судебном заседании поддержал заявленные требования в полном объеме.
Представитель ответчика о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом. В отзыве на иск указал, что вопрос оставляют на усмотрение суда.
Представитель Администрации МОГО "Инта" Донцова М.А. в судебном заседании возражала против удовлетворения иска, поддержав позицию, изложенную в отзыве, отметив, что срок, установленный в паспорте безопасности, еще не истек, никаких нарушений не допущено, требования прокурора заявлены преждевременно.
Суд считает возможным рассмотреть дело при имеющейся явке.
Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что МБОУ "Средняя общеобразовательная школа пст. Абезь" осуществляет образовательную деятельность по реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования. Ответчик является муниципальным бюджетным учреждением, финансируемым из бюджета МОГО "Инта". Имущество закреплено за ответчиком на праве оперативного управления. В том числе в оперативном управлении ответчика находится здание по адресу: ____ площадью <....> кв.м.
В __.__.__ произведено обследование и категорирование указанного помещения (объекта), о чем составлен акт от __.__.__. Объекту присвоена <....> категория опасности.
В __.__.__ вновь произведено обследование и категорирование указанного помещения (объекта), о чем составлен акт от __.__.__. Объекту присвоена <....> категория опасности.
Согласно паспорту безопасности МБОУ "Средняя общеобразовательная школа пст. Абезь" от __.__.__ в перечень мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объекта включено, в том числе, обеспечение охраны объекта (территории) <....>, срок выполнения данного мероприятия установлен __.__.__.
Как следует из материалов дела, на момент рассмотрения дела охрана объекта указанными сотрудниками не обеспечена.
В силу пунктов 2 и 15 части 3 статьи 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относится создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации, а также материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами.
В соответствии с ч. 6 ст. 28 указанного Федерального закона образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Статьей 2 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ "О противодействии терроризму" предусмотрены принципы противодействия терроризму в Российской Федерации, в том числе: законность; приоритет защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности; системность и комплексное использование политических, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер противодействия терроризму; приоритет мер предупреждения терроризма; сочетание гласных и негласных методов противодействия терроризму; конфиденциальность сведений о специальных средствах, технических приемах, тактике осуществления мероприятий по борьбе с терроризмом, а также о составе их участников.
В силу пункта 4 статьи 5 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ Правительство РФ устанавливает обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), категории объектов (территорий), порядок разработки указанных требований и контроля за их выполнением, порядок разработки и форму паспорта безопасности таких объектов.
Постановлением Правительства РФ от 02.08.2019 № 1006 "Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)" утверждены требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации и форма паспорта безопасности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации (далее – Требования № 1006).
Пунктами 1, 5 Требований № 1006 установлены обязательные для выполнения организационные, инженерно-технические, правовые и иные мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации. Ответственность за обеспечение антитеррористической защищенности объектов (территорий) возлагается на руководителей органов (организаций), являющихся правообладателями объектов (территорий), а также на должностных лиц, осуществляющих непосредственное руководство деятельностью работников на объектах (территориях).
В соответствии с пунктами 6, 8 Требований № 1006 в целях установления дифференцированных требований к обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) с учетом степени угрозы совершения террористического акта и возможных последствий его совершения и на основании оценки состояния защищенности объектов (территорий), их значимости для инфраструктуры и жизнеобеспечения и степени потенциальной опасности совершения террористического акта проводится категорирование объектов (территорий). Для проведения категорирования объекта (территории) по решению руководителя органа (организации), являющегося правообладателем объекта (территории), создается комиссия по обследованию и категорированию объекта (территории).
Подпунктом "б" пункта 25 Требований № 1006 установлено, что в отношении объектов (территорий) <....> категории опасности дополнительно к мероприятиям, предусмотренным п. 24 настоящих требований, осуществляются мероприятия по обеспечению охраны объектов (территорий) <....>
До вступления в силу Требований № 1006 (до 18.11.2019) в отношении объектов (территорий) Министерства образования и науки Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации действовали требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) министерства образования и науки Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности министерства образования и науки Российской Федерации, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 07.10.2017 № 1235 "Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства образования и науки Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)" (далее – Требования № 1235).
Подпунктом "а" пункта 23 Требований № 1235 установлено, что в отношении объектов (территорий) <....> категории опасности дополнительно к мероприятиям, предусмотренным п. 22 настоящих требований, осуществляются мероприятия по обеспечению охраны объектов (территорий) <....>
Таким образом, помещения ответчика, относящиеся к <....> категории опасности, подлежат охране в соответствии с требованиями пункта 25 Требований № 1006. Указанная охрана не организована ответчиком. В связи с чем суд находит заявленные прокурором требования подлежащими удовлетворению.
Доводы представителя Администрации МОГО "Инта" о том, что в настоящий момент нарушения отсутствуют, поскольку паспортом безопасности предусмотрено обеспечение охраны в течение __.__.__, который еще не закончился, по мнению суда, не препятствуют удовлетворению заявленных требований.
Согласно пункту 11 Требований № 1006 комиссия по категорированию определяет категорию объекта (территории) или подтверждает (изменяет) ранее присвоенную категорию; а также определяет перечень необходимых мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объекта (территории) с учетом категории объекта (территории), а также сроки осуществления указанных мероприятий с учетом объема планируемых работ и планирования финансирования мероприятий на 2 финансовых года, следующих за текущим финансовым годом (подпункт «е»).
Паспорт безопасности ответчика в совокупности с указанными положениями пункта 11 Требований № 1006 следует понимать таким образом, что финансирование мероприятий по обеспечению охраны должно было быть запланировано на __.__.__, с тем, чтобы в __.__.__ охрана объекта уже была обеспечена. Ответчик и его учредитель указанные требования не исполнили.
Ответчик является финансируемым собственником учреждением. Из материалов дела следует, что на __.__.__ финансирование расходов на охрану здания школы в бюджете МОГО "Инта" не предусматривалось. Таким образом, собственник учреждения (МОГО "Инта"), еще в __.__.__ уведомленный о необходимости организации охраны школы в __.__.__, при формировании бюджета на __.__.__ не предусмотрел средств для этого. То есть собственник заведомо допустил такую ситуацию, что в __.__.__ здание школы охраняться не будет, в нарушение Требований № 1006 и паспорта безопасности объекта. Суд полагает, что решение суда должно быть таковым, чтобы понудить ответчика и, прежде всего собственника, организовать охрану здания с __.__.__. Это возможно только путем понуждения собственника к включению расходов на обеспечение охраны в бюджет МОГО "Инта" на __.__.__. Бюджет будет формироваться до истечения __.__.__. В связи с чем суд полагает, что требования заявлены прокурором своевременно, чтобы на момент формирования бюджета на __.__.__ уже имелось решение суда.
При формулировании резолютивной части решения суд считает необходимым не перечислять виды охраны объекта, а сослаться на положения пункта 25 Требований № 1006. Это также будет являться удовлетворением требований прокурора в полном объеме, однако в случае внесения каких-либо изменений в указанный пункт не потребует рассмотрения вопросов в порядке исполнения решения суда (об изменении способа или порядка исполнения решения суда и т.п.).
В соответствии со ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
В связи с участившимся случаями террористических актов в образовательных учреждениях (что широко освещается в средствах массовой информации и признается судом общеизвестным фактом) суд полагает, что установление длительного срока для исполнения решения суда недопустимо. Решение должно быть исполнено в минимально короткие сроки. Поскольку на __.__.__ финансирование охраны не предусмотрено, то решение не может быть исполнено ранее __.__.__. Суд считает необходимым установить срок для исполнения решения – __.__.__ – наиболее ранний срок для реального исполнения решения.
Руководствуясь ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Возложить на муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа пст. Абезь" обязанность в срок до __.__.__ обеспечить охрану здания (объекта) муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа пст. Абезь", расположенного по адресу: ____, в соответствии с требованиями пункта 25 Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 02.08.2019 № 1006.
На решение может быть подана апелляционная жалоба, представление в Верховный суд Республики Коми через Интинский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 07.10.2021.
Судья И.М. Румянцева
<....>
<....>