ДЕЛО № 2а-1133/2020
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
27 февраля 2020 года Коминтерновский районный суд г. Воронежа в составе:
председательствующего судьи Оробинской О.В.,
при секретаре Асановой Р.Ю.,
с участием административного истца Канищева Д.А.,
представителя административного ответчика ФКУ «Военный комиссариат Воронежской области» по доверенности Киреевой Е.П.,
представителя административного ответчика Призывной комиссии муниципального образования «Городской округ г. Воронеж» Воронежской области по доверенности Казьмина Я.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску Канищева Д.А. к ФКУ «Военный комиссариат Воронежской области», Призывной комиссии Центрального и Коминтерновского районов г. Воронежа о признании незаконным решения призывной комиссии Центрального и Коминтерновского районов городского округа г. Воронеж № 2/1 от 08.10.2019г. о признании не прошедшим военную службу, не имея на то законных оснований, возложении обязанности зачислить в запас по иным основаниям, выдать военный билет,
у с т а н о в и л :
Канищев Д.А. обратился в суд с административным иском к Призывной комиссии Центрального и Коминтерновского районов г. Воронежа, в котором указал, что он (Канищев Д.А., (ДД.ММ.ГГГГ) года рождения) с 28.02.2008г. по 04.08.2017 г. состоял на воинском учете в военном комиссариате Горшеченского, Касторенского и Советского районов Курской области. С 08.08.2017 г. принят на воинский учет военным комиссариатом Центрального и Коминтерновского районов г. Воронежа.
В период с 2009 г. по 2014 г. он обучался в ФГБОУ ВО «Воронежская Государственная Лесотехническая академия», в связи с чем ему была предоставлена отсрочка от призыва на срочную военную службу. С 2014 года по 2017 год он обучался в аспирантуре ФГБОУ ВО «Воронежская Государственная Лесотехническая академия», ему также была предоставлена отсрочка от призыва на срочную военную службу.
В целях обеспечения воинского учета, он снялся с воинского учета военного комиссариата Горшеченского, Касторенского и Советского районов Курской области при личном посещении 04.08.2017 г., в связи с изменением места регистрации и фактического проживания. В двухнедельный срок (08.08.2017 г.) он встал на воинский учет военного комиссариата Центрального и Коминтерновского районов г. Воронежа, тем самым выполнил обязанности гражданина, подлежащего призыву на военную службу.
При постановке на учет 08.08.2017 г. в военном комиссариате истец получил повестку на посещение военного комиссариата в ноябре 2017 года. В ходе визита в назначенный день сотрудники военного комиссариата пояснили Канищеву Д.А., что не могут найти его лично дело призывника, и возможно, оно еще не поступило из военного комиссариата Горшеченского, Касторенского и Советского районов Курской области. Также ему была вручена повестка для повторного посещения в декабре 2017 года. В назначенный день он явился по повестке. Его личное дело по-прежнему не было найдено и больше повесток ему не выписывали.
С 04.09.2017 по настоящее время Канищев Д.А. официально трудоустроен в АО «Верофарм» филиал в г. Воронеж, о чем сообщил сотрудникам Военного комиссариата при личном посещении.
08.10.2019 года призывной комиссией Центрального и Коминтерновского районов городского округа г. Воронеж в отношении него вынесено заключение о признании гражданином, не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований.
С решением (заключением) призывной комиссии он не согласен, полагает, что оно является незаконным, нарушает его право на получение военного билета и влечет за собой незаконные ограничения, предусмотренные действующим законодательством к лицам, признанным не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, в частности, связанные с возможностью поступления на государственную гражданскую и муниципальную службу. С октября 2017 года по 20.10.2018 года (дата достижения административным истцом возраста 27 лет) в отношении него военным комиссариатом и призывной комиссией не совершалось никаких действий, направленных на проведение мероприятий по призыву на военную службу, повестки призывной комиссией ему не направлялись. Таким образом, он не прошел военную службу по призыву по независящим от него причинам.
Ссылаясь на положения Федерального закона от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (с последующими изменениями и дополнениями), Положения о призыве на военную службу граждан РФ, утв. Постановлением Правительства РФ от 11.11.2006г. № 663, Инструкции по подготовке и проведению мероприятий, связанных с призывом на военную службу граждан Российской Федерации, не пребывающих в запасе, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 02.10.2007г. № 400 просит признать незаконным решение (заключение) призывной комиссии Центрального и Коминтерновского районов городского округа г. Воронеж от 08.10.2019 г. о признании Канищева Д.А., (ДД.ММ.ГГГГ) года рождения не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований; обязать призывную комиссию рассмотреть вопрос о принятии решения о зачислении Канищева Д.А. в запас Вооруженных Сил Российской Федерации как не подлежащего призыву на военную службу по достижению им возраста 27 лет в соответствии с абзацем 6 пункта 1 статьи 28, абзацем 6 пункта 1 статьи 52 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» и выдаче военного билета (л.д. 5-7).
Определением судьи от 30.12.2019г. в порядке подготовки дела к судебному разбирательству к участию в деле в качестве административного ответчика привлечено ФКУ «Военный комиссариат Воронежской области» (л.д. 4).
Административный истец Канищев Д.А. в судебном заседании административный иск поддержал, просил его удовлетворить.
Представитель административного ответчика ФКУ «Военный комиссариат Воронежской области» по доверенности Киреева Е.П. в судебном заседании административные исковые требования не признала, просила в их удовлетворении отказать, поддержала письменные возражения на иск.
Представитель административного ответчика призывной комиссии муниципального образования «Городской округ г. Воронеж» Воронежской области по доверенности Казьмин Я.А. в удовлетворении иска полагался на усмотрение суда.
Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Частью первой статьи 218 КАС РФ предусмотрено, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ч. 9 ст. 226 КАС РФ если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Судом установлено, что 08.10.2019г. призывной комиссией Центрального и Коминтерновского районов городского округа г. Воронеж принято оспариваемое административным истцом решение № 2/1 о признании Канищева Д.А., (ДД.ММ.ГГГГ) года рождения, в соответствии с пунктом 1.1 статьи 28 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» не прошедшим военную службу по призыву не имея на то законных оснований. В соответствии с пунктом 1 стати 52 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» Канищев Д.А. зачислен в запас (л.д. 13).
В соответствии с п. 1.1 ст. 28 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» при зачислении в запас граждан, подлежавших призыву на военную службу и не прошедших ее до достижения ими возраста 27 лет (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2, пунктом 4 статьи 23, статьей 24 настоящего Федерального закона, либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований (в ред. Федерального закона от 01.12.2014 N 414-ФЗ).
Порядок и условия признания гражданина не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, определяются Положением о призыве на военную службу.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 года № 663 утверждено Положение о призыве на военную службу граждан Российской Федерации (далее - Положение).
При зачислении в запас граждан, не прошедших до достижения ими возраста 27 лет военную службу по призыву (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2, подпунктом "в" пункта 3, пунктом 4 статьи 23 и статьей 24 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия на основании документов воинского учета, хранящихся в военном комиссариате муниципального образования (муниципальных образований) (личное дело призывника, учетно-алфавитная книга), а для граждан, не состоявших на воинском учете, на основании справок соответствующих военных комиссариатов муниципальных образований выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований. Такое заключение выносится, если гражданин не проходил военную службу, не имея на то законных оснований, начиная с 1 января 2014 г., при этом состоял (обязан был состоять) на воинском учете и подлежал призыву на военную службу (пункт 34 Положения в редакции, действовавшей в период возникновения спорных правоотношений) (в ред. Постановления Правительства РФ от 30.09.2017 N 1196).
В силу пункта 1 статьи 5 Федерального закона № 53-ФЗ проведение мероприятий по медицинскому освидетельствованию и медицинскому осмотру при постановке на воинский учет, призыве на военную службу и проведение иных мероприятий, связанных с призывом на военную службу, осуществляется военными комиссариатами.
В соответствии с пунктом 1 статьи 26 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, включает: явку на медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии; явку в указанные в повестке военного комиссариата время и место для отправки к месту прохождения военной службы и нахождение в военном комиссариате до начала военной службы. Призыв на военную службу указанных граждан организуют военные комиссариаты через свои структурные подразделения и осуществляют призывные комиссии, создаваемые в муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара.
На мероприятия, связанные с призывом на военную службу, граждане вызываются повестками военного комиссариата (пункт 3 указанной статьи).
Согласно статьи 31 Федерального закона № 53-ФЗ граждане, не пребывающие в запасе, подлежащие призыву на военную службу, обязаны явиться в указанные в повестке военного комиссариата время и место на медицинское освидетельствование и профессиональный психологический отбор, заседание призывной комиссии или для отправки в воинскую часть для прохождения военной службы, а также находиться в военном комиссариате до начала военной службы (пункт 1).
Граждане, подлежащие призыву на военную службу, обязаны получать повестки военного комиссариата под расписку. Повестки вручаются гражданам работниками военного комиссариата или по месту работы (учебы) гражданина руководителями, другими ответственными за военно-учетную работу должностными лицами (работниками) организаций. В повестках должны быть указаны правовые последствия невыполнения гражданами изложенных в них требований. В случае невозможности вручения повесток гражданам, подлежащим призыву на военную службу, указанными работниками, руководителями или должностными лицами обеспечение их прибытия на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, возлагается на соответствующие органы внутренних дел на основании соответствующего письменного обращения военного комиссариата (пункт 2).
В случае неявки без уважительных причин гражданина по повестке военного комиссариата на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, указанный гражданин считается уклоняющимся от военной службы и привлекается к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 4).
Пунктом 34 Инструкции по подготовке и проведению мероприятий, связанных с призывом на военную службу граждан Российской Федерации, не пребывающих в запасе, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 2 октября 2007 года № 400, предусмотрено, что после создания призывной комиссии ее председатель совместно с военным комиссаром разрабатывает график работы этой комиссии, в соответствии с которым в военном комиссариате составляются именные списки призывников по дням их явки на заседание призывной комиссии. Вызову на призывную комиссию подлежат все призывники, кроме пользующихся отсрочкой от призыва на военную службу и не подлежащих призыву на военную службу. При этом в первую очередь на комиссию вызываются граждане старших возрастов, пользовавшиеся ранее отсрочкой от призыва на военную службу и потерявшие это право, а также по различным основаниям ранее не призванные на военную службу или не отправленные к месту ее прохождения. Оповещение граждан о явке в военный комиссариат на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, осуществляется повестками согласно приложению № 30 к данной инструкции в соответствии с именными списками и на протяжении всего периода подготовки и проведения мероприятий, связанных с призывом граждан на военную службу.
Вручение призывникам повесток производится работниками военного комиссариата или личным составом участков и штабов оповещения, развернутых в учебных целях, должностными лицами органов местного самоуправления, на которые возложено ведение первичного воинского учета, или по месту работы (учебы) руководителями и должностными лицами организаций, ответственными за военно-учетную работу, как правило, не позднее чем за 3 дня до срока, указанного в повестке.
Таким образом, именно на военный комиссариат (иной уполномоченный орган или должностное лицо) в силу приведенных положений законодательства возложена обязанность по надлежащему осуществлению мероприятий, направленных на организацию призыва на военную службу, в том числе по своевременному личному вручению под расписку повесток гражданам, подлежащим призыву.
Пункт 1 статьи 10 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" устанавливает, что в целях обеспечения воинского учета граждане в том числе обязаны: состоять на воинском учете по месту жительства в военном комиссариате (граждане, прибывшие на место пребывания на срок более трех месяцев, - по месту их пребывания); явиться в указанные в повестке военного комиссариата время и место либо по вызову соответствующего органа местного самоуправления поселения или соответствующего органа местного самоуправления городского округа, осуществляющего первичный воинский учет; сообщить в двухнедельный срок в военный комиссариат либо в соответствующий орган местного самоуправления поселения или соответствующий орган местного самоуправления городского округа, осуществляющий первичный воинский учет, об изменении семейного положения, образования, места работы или должности, о переезде на новое место жительства, расположенное в пределах территории муниципального образования, или место пребывания.
В случае неявки граждан в указанные в повестке военного комиссариата или иного органа, осуществляющего воинский учет, место и срок без уважительных причин, а также в иных случаях, установленных данным законом, они привлекаются к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 1 статьи 7 Федерального закона № 53-ФЗ).
В связи с изложенным, законодательством установлена обязанность граждан, подлежащих призыву на военную службу, являться только по повестке военного комиссариата в указанные в ней время и место, а также предусмотрена ответственность за неявку по повестке. Обязанность самостоятельно явиться в военный комиссариат у граждан, подлежащих призыву на военную службу, отсутствует.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в постановлении от 30 октября 2014 года № 26-П «По делу о проверке конституционности пункта 1 статьи 3 Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части реализации мер по повышению престижа и привлекательности военной службы по призыву» в связи с запросом Парламента Чеченской Республики», неисполнение гражданином Российской Федерации конституционной обязанности по защите Отечества путем прохождения военной службы по призыву при отсутствии предусмотренных законом оснований для освобождения от исполнения воинской обязанности, призыва на военную службу или отсрочки от призыва предполагает совершение им действий или бездействие, которые сопряжены с неисполнением им обязанностей по воинскому учету, предусмотренных Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе», или свидетельствуют об уклонении от призыва на военную службу и для пресечения которых в действующем законодательстве предусматриваются механизмы, влекущие административную или уголовную ответственность.
Вынося заключение о признании гражданина не прошедшим без законных на то оснований военную службу по призыву, призывная комиссия не связана необходимостью оценки фактических обстоятельств, вследствие которых данный гражданин не прошел военную службу, установления фактов наличия или отсутствия объективных условий или уважительных причин для неисполнения им своей конституционной обязанности по защите Отечества, а также фактов привлечения его к административной или уголовной ответственности за совершение действий (бездействие), связанных с виновным неисполнением обязанностей по воинскому учету или уклонением от призыва на военную службу. Вместе с тем, поскольку не исключаются ситуации, при которых гражданин не прошел военную службу по призыву по не зависящим от него причинам, обусловленным какими-либо объективными обстоятельствами (например, если на территории, где проживал гражданин призывного возраста, не проводились мероприятия, связанные с призывом на военную службу), предполагается, что члены призывной комиссии, действующие в порядке, предусмотренном разделом III Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, беспристрастно и всесторонне изучают имеющиеся у них документы и выносят свое заключение на основе коллегиальности и в равной мере принимая во внимание все обстоятельства, вследствие которых гражданин не исполнил свою конституционную обязанность по защите Отечества путем прохождения военной службы по призыву.
При этом суд, рассматривая заявление об оспаривании заключения призывной комиссии, обязан исследовать по существу фактические обстоятельства и не вправе ограничиваться установлением формальных условий применения нормы, поскольку иное приводило бы к тому, что право на судебную защиту, закрепленное Конституцией Российской Федерации, оказывалось бы существенно ущемленным. В этом смысле оценка доказательств, позволяющих, в частности, определить наличие или отсутствие оснований для вынесения в отношении гражданина заключения о признании его не прошедшим без законных на то оснований военную службу по призыву и отражение ее результатов в судебном решении выступает одним из проявлений дискреционных полномочий суда, необходимых для осуществления правосудия и вытекающих из принципа самостоятельности судебной власти, что, однако, не предполагает возможность оценки этих доказательств произвольно и в противоречии с законом.
Из представленных в суд документов следует, что административный истец (ФИО)2, (ДД.ММ.ГГГГ) года рождения, был принят на воинский учет военным комиссариатом Горшеченского, Касторенского и Советского районов Курской области. В период с 01.10.2014 г. по 30.09.2017 г. административный истец обучался по очной форме обучения в аспирантуре ФГБОУ ВО «Воронежская Государственная Лесотехническая академия», в связи с чем решением призывной комиссии Касторенского района от 07.10.2014 г. в соответствии с подп. «б» п. 2 ст. 24 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" № 53-ФЗ ему была предоставлена отсрочка от призыва на военную службу до 30.09.2017 г.
В связи с изменением места регистрации и фактического проживания 04.08.2017 г. Канищев Д.А. был снят с воинского учета в военном комиссариате Горшеченского, Касторенского и Советского районов Курской области, 08.08.2017 г. он принят на воинский учет в военном комиссариате Центрального и Коминтерновского районов г. Воронежа (л.д. 12, 24, 36). Документы, подтверждающие указанные обстоятельства находятся в учетном деле призывника.
Из материалов дела следует, что место жительства призывника Канищева Д.А. было установлено и известно военному комиссариату Центрального и Коминтерновского районов г. Воронежа (л.д. 32, 36-38).
Вместе с тем, доказательств того, что военным комиссариатом Центрального и Коминтерновского районов г. Воронежа осуществлялись мероприятия, направленные на организацию призыва Канищева Д.А. на военную службу, в том числе, лично вручались под расписку повестки, у суда не имеется.
Как следует из представленных административным ответчиком доказательств, Канищев Д.А. под личную роспись повесткой о явке в военный комиссариат был оповещен только на 26.10.2017 г., 9.00 час. (л.д. 31). В назначенную дату (26.10.2018 г.) Канищев Д.А. явился в военный комиссариат, что подтверждается пояснениями представителя ФКУ «Военный комиссариат Воронежской области» по доверенности Киреевой Е.П. Однако в связи с отсутствием личного дела призывника, которое поступило в военный комиссариат Центрального и Коминтерновского районов г. Воронежа только 02.11.2017 г., вопрос о призыве Канищева Д.А. на военную службу решен не был.
Впоследствии имели место лишь обращения 03.04.2017г. (л.д. 38) и 28.05.2018 г. (л.д. 37) военного комиссара Центрального и Коминтерновского районов г. Воронеж к начальнику ОП № 6 УМВД России по г. Воронежу об установлении местонахождения Канищева Д.А. (гражданина, которому не представилось возможным вручить повестку для явки в военный комиссариат на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, обеспечении его прибытия на военную службу), ответы на которые получены не были. Иных доказательств, свидетельствующих о том, что административный ответчик предпринимал меры по вручению повестки призывнику Канищеву Д.А. материалы дела не содержат.
С 04.08.2017 г. Канищев Д.А. работает инженером-конструктором 1 категории в отделе главного механика в филиале АО «ВЕРОФАРМ» в г. Воронеже (приказ о приеме на работу № 325-лс от 04.09.2017 г.), что подтверждается справкой № 187 от 11.12.2019 г. (л.д. 14). Кроме того, в учетной карте призывника имеются номера сотовых телефонов, которые также могли быть использованы для оповещения Канищева Д.А.
Таким образом, в материалах административного дела отсутствуют документы, подтверждающие соблюдение призывной комиссией требований законодательства по извещению Канищева Д.А. о призыве, необходимости и обязательности его явки на прохождение медицинского освидетельствования, а также уклонение призывника от явки в военный комиссариат.
При этом суд критически оценивает, не принимает во внимание представленный ответчиком корешок уведомления о необходимости явки административного истца в военный комиссариат Центрального и Коминтерновского районов г. Воронежа для уточнения документов воинского учета на 13.03.2018 г. к 09.00., так как содержания указанного документа невозможно установить, каким должностным лицом оно составлено, и кем удостоверен факт невозможности вручения повестки адресату, то есть Канищеву Д.А.
Доводы представителя административного ответчика о том, что по существу военный билет и справка взамен военного билета содержат юридически равнозначные сведения, а получение справки не ограничивает права административного истца, суд находит не состоятельными.
Так, приказом Министра обороны Российской Федерации от 18 июля 2014 г. № 495 утверждена Инструкция по обеспечению функционирования системы воинского учета граждан Российской Федерации, предусматривающая Порядок ведения и хранения справки взамен военного билета, согласно пункту 1 которого такая справка оформляется и выдается гражданам Российской Федерации, не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, в соответствии с заключением призывной комиссии, поскольку военный билет в таком случае не выдается.
Между тем, как установлено пунктом 11 части 1 статьи 16 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», гражданин не может быть принят на гражданскую службу, а гражданский служащий не может находиться на службе в случае признания его не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, в соответствии с заключением призывной комиссии (за исключением граждан, прошедших военную службу по контракту) - в течение 10 лет со дня истечения срока, установленного для обжалования указанного заключения, либо со дня вступления в законную силу решения суда по делу об обжаловании указанного заключения и (или) решения призывной комиссии.
Следовательно, справка, выдаваемая гражданину взамен военного билета, является основанием для отказа в прохождении государственной гражданской, что является ограничением прав административного истца.
Срок на обращение в суд с административным исковым заявлением Канищевым Д.А. не пропущен, поскольку оспариваемое решение призывной комиссии, оформленное протоколом № 2/1, принято 08.10.2019 года, а иск подан в суд 16.12.2019 г.
Таким образом, поскольку судом установлено, что в отношении Канищева Д.А. мероприятия по организации призыва на военную службу в юридически значимый период с 01.10.2017 и до достижения истцом возраста 27 лет не осуществлялись, повестки о необходимости явки в военный комиссариат не направлялись, а обязанность самостоятельно явиться в военкомат у заявителя отсутствовала, суд приходит к выводу, что Канищев Д.А. не прошел военную службу по призыву по не зависящим от него причинам.
Учитывая изложенное, суд находит требования истца, подлежащим удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Административный иск Канищева Д.А. удовлетворить.
Решение призывной комиссии Центрального и Коминтерновского районов городского округа г. Воронеж № 2/1 от 08 октября 2019 года о признании Канищева Д.А., (ДД.ММ.ГГГГ) года рождения, не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, признать незаконным и отменить, обязав названный орган принять решение в соответствии с действующим законодательством.
Обязать отдел военного комиссариата Центрального и Коминтерновского районов г. Воронеж выдать Канищеву Д.А., (ДД.ММ.ГГГГ) года рождения, военный билет.
Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья: О.В. Оробинская
Решение в окончательной форме изготовлено 13.03.2020 г.
ДЕЛО № 2а-1133/2020
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
27 февраля 2020 года Коминтерновский районный суд г. Воронежа в составе:
председательствующего судьи Оробинской О.В.,
при секретаре Асановой Р.Ю.,
с участием административного истца Канищева Д.А.,
представителя административного ответчика ФКУ «Военный комиссариат Воронежской области» по доверенности Киреевой Е.П.,
представителя административного ответчика Призывной комиссии муниципального образования «Городской округ г. Воронеж» Воронежской области по доверенности Казьмина Я.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску Канищева Д.А. к ФКУ «Военный комиссариат Воронежской области», Призывной комиссии Центрального и Коминтерновского районов г. Воронежа о признании незаконным решения призывной комиссии Центрального и Коминтерновского районов городского округа г. Воронеж № 2/1 от 08.10.2019г. о признании не прошедшим военную службу, не имея на то законных оснований, возложении обязанности зачислить в запас по иным основаниям, выдать военный билет,
у с т а н о в и л :
Канищев Д.А. обратился в суд с административным иском к Призывной комиссии Центрального и Коминтерновского районов г. Воронежа, в котором указал, что он (Канищев Д.А., (ДД.ММ.ГГГГ) года рождения) с 28.02.2008г. по 04.08.2017 г. состоял на воинском учете в военном комиссариате Горшеченского, Касторенского и Советского районов Курской области. С 08.08.2017 г. принят на воинский учет военным комиссариатом Центрального и Коминтерновского районов г. Воронежа.
В период с 2009 г. по 2014 г. он обучался в ФГБОУ ВО «Воронежская Государственная Лесотехническая академия», в связи с чем ему была предоставлена отсрочка от призыва на срочную военную службу. С 2014 года по 2017 год он обучался в аспирантуре ФГБОУ ВО «Воронежская Государственная Лесотехническая академия», ему также была предоставлена отсрочка от призыва на срочную военную службу.
В целях обеспечения воинского учета, он снялся с воинского учета военного комиссариата Горшеченского, Касторенского и Советского районов Курской области при личном посещении 04.08.2017 г., в связи с изменением места регистрации и фактического проживания. В двухнедельный срок (08.08.2017 г.) он встал на воинский учет военного комиссариата Центрального и Коминтерновского районов г. Воронежа, тем самым выполнил обязанности гражданина, подлежащего призыву на военную службу.
При постановке на учет 08.08.2017 г. в военном комиссариате истец получил повестку на посещение военного комиссариата в ноябре 2017 года. В ходе визита в назначенный день сотрудники военного комиссариата пояснили Канищеву Д.А., что не могут найти его лично дело призывника, и возможно, оно еще не поступило из военного комиссариата Горшеченского, Касторенского и Советского районов Курской области. Также ему была вручена повестка для повторного посещения в декабре 2017 года. В назначенный день он явился по повестке. Его личное дело по-прежнему не было найдено и больше повесток ему не выписывали.
С 04.09.2017 по настоящее время Канищев Д.А. официально трудоустроен в АО «Верофарм» филиал в г. Воронеж, о чем сообщил сотрудникам Военного комиссариата при личном посещении.
08.10.2019 года призывной комиссией Центрального и Коминтерновского районов городского округа г. Воронеж в отношении него вынесено заключение о признании гражданином, не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований.
С решением (заключением) призывной комиссии он не согласен, полагает, что оно является незаконным, нарушает его право на получение военного билета и влечет за собой незаконные ограничения, предусмотренные действующим законодательством к лицам, признанным не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, в частности, связанные с возможностью поступления на государственную гражданскую и муниципальную службу. С октября 2017 года по 20.10.2018 года (дата достижения административным истцом возраста 27 лет) в отношении него военным комиссариатом и призывной комиссией не совершалось никаких действий, направленных на проведение мероприятий по призыву на военную службу, повестки призывной комиссией ему не направлялись. Таким образом, он не прошел военную службу по призыву по независящим от него причинам.
Ссылаясь на положения Федерального закона от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (с последующими изменениями и дополнениями), Положения о призыве на военную службу граждан РФ, утв. Постановлением Правительства РФ от 11.11.2006г. № 663, Инструкции по подготовке и проведению мероприятий, связанных с призывом на военную службу граждан Российской Федерации, не пребывающих в запасе, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 02.10.2007г. № 400 просит признать незаконным решение (заключение) призывной комиссии Центрального и Коминтерновского районов городского округа г. Воронеж от 08.10.2019 г. о признании Канищева Д.А., (ДД.ММ.ГГГГ) года рождения не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований; обязать призывную комиссию рассмотреть вопрос о принятии решения о зачислении Канищева Д.А. в запас Вооруженных Сил Российской Федерации как не подлежащего призыву на военную службу по достижению им возраста 27 лет в соответствии с абзацем 6 пункта 1 статьи 28, абзацем 6 пункта 1 статьи 52 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» и выдаче военного билета (л.д. 5-7).
Определением судьи от 30.12.2019г. в порядке подготовки дела к судебному разбирательству к участию в деле в качестве административного ответчика привлечено ФКУ «Военный комиссариат Воронежской области» (л.д. 4).
Административный истец Канищев Д.А. в судебном заседании административный иск поддержал, просил его удовлетворить.
Представитель административного ответчика ФКУ «Военный комиссариат Воронежской области» по доверенности Киреева Е.П. в судебном заседании административные исковые требования не признала, просила в их удовлетворении отказать, поддержала письменные возражения на иск.
Представитель административного ответчика призывной комиссии муниципального образования «Городской округ г. Воронеж» Воронежской области по доверенности Казьмин Я.А. в удовлетворении иска полагался на усмотрение суда.
Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Частью первой статьи 218 КАС РФ предусмотрено, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ч. 9 ст. 226 КАС РФ если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Судом установлено, что 08.10.2019г. призывной комиссией Центрального и Коминтерновского районов городского округа г. Воронеж принято оспариваемое административным истцом решение № 2/1 о признании Канищева Д.А., (ДД.ММ.ГГГГ) года рождения, в соответствии с пунктом 1.1 статьи 28 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» не прошедшим военную службу по призыву не имея на то законных оснований. В соответствии с пунктом 1 стати 52 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» Канищев Д.А. зачислен в запас (л.д. 13).
В соответствии с п. 1.1 ст. 28 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» при зачислении в запас граждан, подлежавших призыву на военную службу и не прошедших ее до достижения ими возраста 27 лет (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2, пунктом 4 статьи 23, статьей 24 настоящего Федерального закона, либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований (в ред. Федерального закона от 01.12.2014 N 414-ФЗ).
Порядок и условия признания гражданина не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, определяются Положением о призыве на военную службу.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 года № 663 утверждено Положение о призыве на военную службу граждан Российской Федерации (далее - Положение).
При зачислении в запас граждан, не прошедших до достижения ими возраста 27 лет военную службу по призыву (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2, подпунктом "в" пункта 3, пунктом 4 статьи 23 и статьей 24 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия на основании документов воинского учета, хранящихся в военном комиссариате муниципального образования (муниципальных образований) (личное дело призывника, учетно-алфавитная книга), а для граждан, не состоявших на воинском учете, на основании справок соответствующих военных комиссариатов муниципальных образований выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований. Такое заключение выносится, если гражданин не проходил военную службу, не имея на то законных оснований, начиная с 1 января 2014 г., при этом состоял (обязан был состоять) на воинском учете и подлежал призыву на военную службу (пункт 34 Положения в редакции, действовавшей в период возникновения спорных правоотношений) (в ред. Постановления Правительства РФ от 30.09.2017 N 1196).
В силу пункта 1 статьи 5 Федерального закона № 53-ФЗ проведение мероприятий по медицинскому освидетельствованию и медицинскому осмотру при постановке на воинский учет, призыве на военную службу и проведение иных мероприятий, связанных с призывом на военную службу, осуществляется военными комиссариатами.
В соответствии с пунктом 1 статьи 26 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, включает: явку на медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии; явку в указанные в повестке военного комиссариата время и место для отправки к месту прохождения военной службы и нахождение в военном комиссариате до начала военной службы. Призыв на военную службу указанных граждан организуют военные комиссариаты через свои структурные подразделения и осуществляют призывные комиссии, создаваемые в муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара.
На мероприятия, связанные с призывом на военную службу, граждане вызываются повестками военного комиссариата (пункт 3 указанной статьи).
Согласно статьи 31 Федерального закона № 53-ФЗ граждане, не пребывающие в запасе, подлежащие призыву на военную службу, обязаны явиться в указанные в повестке военного комиссариата время и место на медицинское освидетельствование и профессиональный психологический отбор, заседание призывной комиссии или для отправки в воинскую часть для прохождения военной службы, а также находиться в военном комиссариате до начала военной службы (пункт 1).
Граждане, подлежащие призыву на военную службу, обязаны получать повестки военного комиссариата под расписку. Повестки вручаются гражданам работниками военного комиссариата или по месту работы (учебы) гражданина руководителями, другими ответственными за военно-учетную работу должностными лицами (работниками) организаций. В повестках должны быть указаны правовые последствия невыполнения гражданами изложенных в них требований. В случае невозможности вручения повесток гражданам, подлежащим призыву на военную службу, указанными работниками, руководителями или должностными лицами обеспечение их прибытия на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, возлагается на соответствующие органы внутренних дел на основании соответствующего письменного обращения военного комиссариата (пункт 2).
В случае неявки без уважительных причин гражданина по повестке военного комиссариата на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, указанный гражданин считается уклоняющимся от военной службы и привлекается к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 4).
Пунктом 34 Инструкции по подготовке и проведению мероприятий, связанных с призывом на военную службу граждан Российской Федерации, не пребывающих в запасе, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 2 октября 2007 года № 400, предусмотрено, что после создания призывной комиссии ее председатель совместно с военным комиссаром разрабатывает график работы этой комиссии, в соответствии с которым в военном комиссариате составляются именные списки призывников по дням их явки на заседание призывной комиссии. Вызову на призывную комиссию подлежат все призывники, кроме пользующихся отсрочкой от призыва на военную службу и не подлежащих призыву на военную службу. При этом в первую очередь на комиссию вызываются граждане старших возрастов, пользовавшиеся ранее отсрочкой от призыва на военную службу и потерявшие это право, а также по различным основаниям ранее не призванные на военную службу или не отправленные к месту ее прохождения. Оповещение граждан о явке в военный комиссариат на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, осуществляется повестками согласно приложению № 30 к данной инструкции в соответствии с именными списками и на протяжении всего периода подготовки и проведения мероприятий, связанных с призывом граждан на военную службу.
Вручение призывникам повесток производится работниками военного комиссариата или личным составом участков и штабов оповещения, развернутых в учебных целях, должностными лицами органов местного самоуправления, на которые возложено ведение первичного воинского учета, или по месту работы (учебы) руководителями и должностными лицами организаций, ответственными за военно-учетную работу, как правило, не позднее чем за 3 дня до срока, указанного в повестке.
Таким образом, именно на военный комиссариат (иной уполномоченный орган или должностное лицо) в силу приведенных положений законодательства возложена обязанность по надлежащему осуществлению мероприятий, направленных на организацию призыва на военную службу, в том числе по своевременному личному вручению под расписку повесток гражданам, подлежащим призыву.
Пункт 1 статьи 10 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" устанавливает, что в целях обеспечения воинского учета граждане в том числе обязаны: состоять на воинском учете по месту жительства в военном комиссариате (граждане, прибывшие на место пребывания на срок более трех месяцев, - по месту их пребывания); явиться в указанные в повестке военного комиссариата время и место либо по вызову соответствующего органа местного самоуправления поселения или соответствующего органа местного самоуправления городского округа, осуществляющего первичный воинский учет; сообщить в двухнедельный срок в военный комиссариат либо в соответствующий орган местного самоуправления поселения или соответствующий орган местного самоуправления городского округа, осуществляющий первичный воинский учет, об изменении семейного положения, образования, места работы или должности, о переезде на новое место жительства, расположенное в пределах территории муниципального образования, или место пребывания.
В случае неявки граждан в указанные в повестке военного комиссариата или иного органа, осуществляющего воинский учет, место и срок без уважительных причин, а также в иных случаях, установленных данным законом, они привлекаются к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 1 статьи 7 Федерального закона № 53-ФЗ).
В связи с изложенным, законодательством установлена обязанность граждан, подлежащих призыву на военную службу, являться только по повестке военного комиссариата в указанные в ней время и место, а также предусмотрена ответственность за неявку по повестке. Обязанность самостоятельно явиться в военный комиссариат у граждан, подлежащих призыву на военную службу, отсутствует.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в постановлении от 30 октября 2014 года № 26-П «По делу о проверке конституционности пункта 1 статьи 3 Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части реализации мер по повышению престижа и привлекательности военной службы по призыву» в связи с запросом Парламента Чеченской Республики», неисполнение гражданином Российской Федерации конституционной обязанности по защите Отечества путем прохождения военной службы по призыву при отсутствии предусмотренных законом оснований для освобождения от исполнения воинской обязанности, призыва на военную службу или отсрочки от призыва предполагает совершение им действий или бездействие, которые сопряжены с неисполнением им обязанностей по воинскому учету, предусмотренных Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе», или свидетельствуют об уклонении от призыва на военную службу и для пресечения которых в действующем законодательстве предусматриваются механизмы, влекущие административную или уголовную ответственность.
Вынося заключение о признании гражданина не прошедшим без законных на то оснований военную службу по призыву, призывная комиссия не связана необходимостью оценки фактических обстоятельств, вследствие которых данный гражданин не прошел военную службу, установления фактов наличия или отсутствия объективных условий или уважительных причин для неисполнения им своей конституционной обязанности по защите Отечества, а также фактов привлечения его к административной или уголовной ответственности за совершение действий (бездействие), связанных с виновным неисполнением обязанностей по воинскому учету или уклонением от призыва на военную службу. Вместе с тем, поскольку не исключаются ситуации, при которых гражданин не прошел военную службу по призыву по не зависящим от него причинам, обусловленным какими-либо объективными обстоятельствами (например, если на территории, где проживал гражданин призывного возраста, не проводились мероприятия, связанные с призывом на военную службу), предполагается, что члены призывной комиссии, действующие в порядке, предусмотренном разделом III Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, беспристрастно и всесторонне изучают имеющиеся у них документы и выносят свое заключение на основе коллегиальности и в равной мере принимая во внимание все обстоятельства, вследствие которых гражданин не исполнил свою конституционную обязанность по защите Отечества путем прохождения военной службы по призыву.
При этом суд, рассматривая заявление об оспаривании заключения призывной комиссии, обязан исследовать по существу фактические обстоятельства и не вправе ограничиваться установлением формальных условий применения нормы, поскольку иное приводило бы к тому, что право на судебную защиту, закрепленное Конституцией Российской Федерации, оказывалось бы существенно ущемленным. В этом смысле оценка доказательств, позволяющих, в частности, определить наличие или отсутствие оснований для вынесения в отношении гражданина заключения о признании его не прошедшим без законных на то оснований военную службу по призыву и отражение ее результатов в судебном решении выступает одним из проявлений дискреционных полномочий суда, необходимых для осуществления правосудия и вытекающих из принципа самостоятельности судебной власти, что, однако, не предполагает возможность оценки этих доказательств произвольно и в противоречии с законом.
Из представленных в суд документов следует, что административный истец (ФИО)2, (ДД.ММ.ГГГГ) года рождения, был принят на воинский учет военным комиссариатом Горшеченского, Касторенского и Советского районов Курской области. В период с 01.10.2014 г. по 30.09.2017 г. административный истец обучался по очной форме обучения в аспирантуре ФГБОУ ВО «Воронежская Государственная Лесотехническая академия», в связи с чем решением призывной комиссии Касторенского района от 07.10.2014 г. в соответствии с подп. «б» п. 2 ст. 24 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" № 53-ФЗ ему была предоставлена отсрочка от призыва на военную службу до 30.09.2017 г.
В связи с изменением места регистрации и фактического проживания 04.08.2017 г. Канищев Д.А. был снят с воинского учета в военном комиссариате Горшеченского, Касторенского и Советского районов Курской области, 08.08.2017 г. он принят на воинский учет в военном комиссариате Центрального и Коминтерновского районов г. Воронежа (л.д. 12, 24, 36). Документы, подтверждающие указанные обстоятельства находятся в учетном деле призывника.
Из материалов дела следует, что место жительства призывника Канищева Д.А. было установлено и известно военному комиссариату Центрального и Коминтерновского районов г. Воронежа (л.д. 32, 36-38).
Вместе с тем, доказательств того, что военным комиссариатом Центрального и Коминтерновского районов г. Воронежа осуществлялись мероприятия, направленные на организацию призыва Канищева Д.А. на военную службу, в том числе, лично вручались под расписку повестки, у суда не имеется.
Как следует из представленных административным ответчиком доказательств, Канищев Д.А. под личную роспись повесткой о явке в военный комиссариат был оповещен только на 26.10.2017 г., 9.00 час. (л.д. 31). В назначенную дату (26.10.2018 г.) Канищев Д.А. явился в военный комиссариат, что подтверждается пояснениями представителя ФКУ «Военный комиссариат Воронежской области» по доверенности Киреевой Е.П. Однако в связи с отсутствием личного дела призывника, которое поступило в военный комиссариат Центрального и Коминтерновского районов г. Воронежа только 02.11.2017 г., вопрос о призыве Канищева Д.А. на военную службу решен не был.
Впоследствии имели место лишь обращения 03.04.2017г. (л.д. 38) и 28.05.2018 г. (л.д. 37) военного комиссара Центрального и Коминтерновского районов г. Воронеж к начальнику ОП № 6 УМВД России по г. Воронежу об установлении местонахождения Канищева Д.А. (гражданина, которому не представилось возможным вручить повестку для явки в военный комиссариат на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, обеспечении его прибытия на военную службу), ответы на которые получены не были. Иных доказательств, свидетельствующих о том, что административный ответчик предпринимал меры по вручению повестки призывнику Канищеву Д.А. материалы дела не содержат.
С 04.08.2017 г. Канищев Д.А. работает инженером-конструктором 1 категории в отделе главного механика в филиале АО «ВЕРОФАРМ» в г. Воронеже (приказ о приеме на работу № 325-лс от 04.09.2017 г.), что подтверждается справкой № 187 от 11.12.2019 г. (л.д. 14). Кроме того, в учетной карте призывника имеются номера сотовых телефонов, которые также могли быть использованы для оповещения Канищева Д.А.
Таким образом, в материалах административного дела отсутствуют документы, подтверждающие соблюдение призывной комиссией требований законодательства по извещению Канищева Д.А. о призыве, необходимости и обязательности его явки на прохождение медицинского освидетельствования, а также уклонение призывника от явки в военный комиссариат.
При этом суд критически оценивает, не принимает во внимание представленный ответчиком корешок уведомления о необходимости явки административного истца в военный комиссариат Центрального и Коминтерновского районов г. Воронежа для уточнения документов воинского учета на 13.03.2018 г. к 09.00., так как содержания указанного документа невозможно установить, каким должностным лицом оно составлено, и кем удостоверен факт невозможности вручения повестки адресату, то есть Канищеву Д.А.
Доводы представителя административного ответчика о том, что по существу военный билет и справка взамен военного билета содержат юридически равнозначные сведения, а получение справки не ограничивает права административного истца, суд находит не состоятельными.
Так, приказом Министра обороны Российской Федерации от 18 июля 2014 г. № 495 утверждена Инструкция по обеспечению функционирования системы воинского учета граждан Российской Федерации, предусматривающая Порядок ведения и хранения справки взамен военного билета, согласно пункту 1 которого такая справка оформляется и выдается гражданам Российской Федерации, не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, в соответствии с заключением призывной комиссии, поскольку военный билет в таком случае не выдается.
Между тем, как установлено пунктом 11 части 1 статьи 16 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», гражданин не может быть принят на гражданскую службу, а гражданский служащий не может находиться на службе в случае признания его не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, в соответствии с заключением призывной комиссии (за исключением граждан, прошедших военную службу по контракту) - в течение 10 лет со дня истечения срока, установленного для обжалования указанного заключения, либо со дня вступления в законную силу решения суда по делу об обжаловании указанного заключения и (или) решения призывной комиссии.
Следовательно, справка, выдаваемая гражданину взамен военного билета, является основанием для отказа в прохождении государственной гражданской, что является ограничением прав административного истца.
Срок на обращение в суд с административным исковым заявлением Канищевым Д.А. не пропущен, поскольку оспариваемое решение призывной комиссии, оформленное протоколом № 2/1, принято 08.10.2019 года, а иск подан в суд 16.12.2019 г.
Таким образом, поскольку судом установлено, что в отношении Канищева Д.А. мероприятия по организации призыва на военную службу в юридически значимый период с 01.10.2017 и до достижения истцом возраста 27 лет не осуществлялись, повестки о необходимости явки в военный комиссариат не направлялись, а обязанность самостоятельно явиться в военкомат у заявителя отсутствовала, суд приходит к выводу, что Канищев Д.А. не прошел военную службу по призыву по не зависящим от него причинам.
Учитывая изложенное, суд находит требования истца, подлежащим удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Административный иск Канищева Д.А. удовлетворить.
Решение призывной комиссии Центрального и Коминтерновского районов городского округа г. Воронеж № 2/1 от 08 октября 2019 года о признании Канищева Д.А., (ДД.ММ.ГГГГ) года рождения, не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, признать незаконным и отменить, обязав названный орган принять решение в соответствии с действующим законодательством.
Обязать отдел военного комиссариата Центрального и Коминтерновского районов г. Воронеж выдать Канищеву Д.А., (ДД.ММ.ГГГГ) года рождения, военный билет.
Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья: О.В. Оробинская
Решение в окончательной форме изготовлено 13.03.2020 г.