ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
«18» февраля 2010 года г. Красноярск
Октябрьский районный суд г.Красноярска в составе:
председательствующего: Клейман Л.В.,
при секретаре: С.,
с участием представителя истца помощника прокурора Октябрьского района г.Красноярска,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Октябрьского района г.Красноярска в интересах А. к муниципальному учреждению здравоохранения «Городская поликлиника №» о взыскании сумм за выполнение работ по оказанию дополнительной медицинской помощи,
У С Т А Н О В И Л :
Прокурор Октябрьского района г.Красноярска обратился в суд с иском в интересах А. к муниципальному учреждению здравоохранения «Городская поликлиника №», администрации г. Красноярска о взыскании сумм за выполнение работ по оказанию дополнительной медицинской помощи, мотивировав требования тем, что А. с 1 сентября 2004 года работает в МУЗ «Городская поликлиника №» в должности врача терапевта участкового. На основании дополнительного соглашения к трудовому договору от 29 декабря 2008 года и 1 апреля 2009 года, заключенного в рамках реализации национального проекта «Здоровье», согласно которому, А. обязалась выполнять дополнительный объем работы на закрепленном за ней участке с населением, а работодатель обязался ежемесячно выплачивать ей надбавку стимулирующего характера к заработной плате в размере 10 000 рублей. Надбавка выплачивается с учетом предоставления работнику установленных трудовым законодательством РФ гарантий. Однако выплаты А. производились не в полном объеме, поскольку начислялись из расчета районного коэффициента в размере 20 %, а не 30 %, как это предусмотрено законодательством Красноярского края, в связи с чем, образовалась задолженность в размере 5676 рублей 53 копейки, которую прокурор просил взыскать в пользу А. в субсидиарном порядке с ответчиков, так как у МУЗ «Городская поликлиника №» отсутствуют собственные средства на данные выплаты.
Впоследствии истец уточнил исковые требования, предъявив их только к одному ответчику - муниципальному учреждению здравоохранения «Городская поликлиника №».
В судебном заседании помощник прокурора иск поддержала по основаниям, изложенным в нем.
А., в интересах которой прокурор обратился с иском, в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом.
Ответчик - МУЗ «Городская поликлиника №» в зал суда не направили представителя, извещены надлежащим образом.
В соответствии с ст.233 ГПК РФ в случае неявки в судебное заседание ответчика, извещенного о времени и месте судебного заседания, не сообщившего об уважительных причинах неявки и не просившего о рассмотрении дела в его отсутствие, дело может быть рассмотрено в порядке заочного производства.
Суд, с учетом мнения помощника прокурора, полагал возможным рассмотреть дело в порядке заочного производства, поскольку ответчик о месте и времени судебного заседания извещены надлежащими образом, о рассмотрении дела в свое отсутствие не просили, иных ходатайств не представили.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, администрации г.Красноярска (по доверенности от 29.12.2008 г.) в судебное заседание не явилась, просила суд рассмотреть дело в свое отсутствие, представила письменный отзыв, в котором считала иск не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям. Во-первых, согласно Правил предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на финансовое обеспечение оказания дополнительной медицинской помощи, оказываемой врачами-терапевтами участковыми, врачами-педиатрами участковыми, врачами общей практики (семейными врачами), медицинскими сестрами участковыми врачей-терапевтов участковых, врачей-педиатров участковых и медицинскими сестрами врачей общей практики (семейных врачей), утвержденных постановлением Правительства РФ от 31.12.2008 г. №1087, денежные средства на осуществление выплат стимулирующего характера медицинским работникам предоставляются бюджетам субъектов РФ в виде субсидий. Одним из условий предоставление субсидий является направление бюджетной заявки, которая должна содержать сведения о медработниках, с которыми оформлены трудовые отношения путем заключения дополнительных соглашений к трудовым договорам по форме, утвержденной министерством здравоохранения Красноярского края от 20.02.2009 г. №79-орг, которая предусматривает выплату районного коэффициента к заработной плате, установленного решениями органов государственной власти СССР или федеральных органов государственной власти за работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Таким образом, постановление администрации Красноярского края от 21.08.1992 г. №311-п, установившее районный коэффициент в размере 1,3, не относится к таким решениям, а потому муниципальное учреждение здравоохранения должно начислять выплаты стимулирующего характера с учетом районного коэффициента 1,2, установленного постановлением Госкомтруда СССР от 21.10.1969 г. №421/26. Во-вторых, выплаты стимулирующего характера за выполнение дополнительных работ, не входят в состав заработной платы, а потому при расчете должен учитываться районный коэффициент 1,2. В-третьих, взыскание выплат стимулирующего характера, финансирование которых осуществляется за счет средств федерального бюджета, недопустимо за счет казны муниципального образования, поскольку является нарушением бюджетного законодательства. Кроме того, обязанность выплачивать заработную плату лежит на работодателе, а администрация г.Красноярска не является работодателем в данном случае.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований на предмет спора, Красноярский краевой фонд обязательного медицинского страхования также не направил в суд своего представителя, просил рассмотреть дело в свое отсутствие, представив суду письменный отзыв, в котором полагали иск не подлежащим удовлетворению, поскольку субсидии из средств федерального бюджета не включают в себя денежные средства на выплату повышенного районного коэффициента к заработной плате, установленного органами государственной власти субъекта РФ. Согласно п.2 Постановления администрации Красноярского края затраты на введение районного коэффициента в размере 1,3 % осуществляются за счет средств предприятий и организаций, в данном случае за счет МУЗ «Городская поликлиника № ».
Представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, Министерство Финансов Красноярского края, администрации Красноярского края в зал суда не явились, о рассмотрении в свое отсутствие не просили, иных ходатайств не представили.
Суд, выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, считает требования прокурора Октябрьского района г.Красноярска обоснованными и подлежащими удовлетворению в силу следующего.
Согласно п.2 Правил предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на финансовое обеспечение оказания дополнительной медицинской помощи, оказываемой врачами-терапевтами участковыми, врачами-педиатрами участковыми, врачами общей практики (семейными врачами), медицинскими сестрами участковых врачей-терапевтов участковых, врачей-педиатров участковых и медицинскими сестрами врачей общей практики (семейных врачей), утвержденных постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2008 года №1087, средства, предоставляемые в виде субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации, направляются на осуществление софинансирования денежных выплат стимулирующего характера врачам-терапевтам участковым, врачам-педиатрам участковым и врачам общей практики (семейным врачам) в размере 10000 рублей в месяц, медицинским сестрам участковым врачей-терапевтов участковых, врачей-педиатров участковых и медицинским сестрам врачей общей практики (семейных врачей) - в размере 5000 рублей в месяц (далее - денежные выплаты) за оказание дополнительной медицинской помощи с учетом предоставления указанным медицинским работникам гарантий, установленных Трудовым кодексом Российской Федерации.
Пункты 3, 5, 6 вышеназванных Правил предусматривают, что условием предоставления субсидий бюджету субъекта РФ на осуществление данных выплат являлось, в том числе, принятие до 1 апреля текущего финансового года нормативного правового акта, определяющего расходные обязательства субъекта РФ на осуществление денежных выплат. Субсидии перечисляются ежемесячно в бюджеты субъектов РФ и на основании решения его органов исполнительной власти направляются в бюджеты территориальных фондов обязательного медицинского страхования в виде межбюджетных трансфертов на выполнение территориальных программ обязательного медицинского страхования.
Постановлением Правительства Красноярского края от 12.02.2009 Г. №73-п, принятым в соответствие с постановлением Правительства РФ №1087, утвержден «Порядок и условия финансового обеспечения оказания муниципальными учреждениями здравоохранения, оказывающими первичную медико-санитарную помощь (а при их отсутствии - соответствующими краевыми государственными учреждениями здравоохранения либо при отсутствии на территории муниципального образования краевых государственных и муниципальных учреждений здравоохранения - медицинскими организациями, в которых в порядке, установленном действующим законодательством Российской Федерации, размещен муниципальный заказ, за исключением медицинских учреждений, подведомственных главным распорядителям средств федерального бюджета), дополнительной медицинской помощи» (далее - Порядок финансового обеспечения дополнительной медицинской помощи).
В силу п.2 Порядка финансового обеспечения дополнительной медицинской помощи перечисление денежных средств бюджету Красноярского краевого фонда обязательного медицинского страхования на финансовое обеспечение оказания организациями здравоохранения дополнительной медицинской помощи осуществляется министерством финансов Красноярского края. Средства краевого бюджета на финансовое обеспечение оказания организациями здравоохранения дополнительной медицинской помощи (далее - средства) предоставляются ежемесячно в размере одной двенадцатой годового объема бюджетных ассигнований, предусмотренных на указанные цели в Законе Красноярского края от 04.12.2008 N 7-2558 "О краевом бюджете на 2009 год и плановый период 2010 - 2011 годов".
В соответствии с п.3 Порядка финансового обеспечения дополнительной медицинской помощи средства предоставляются бюджету Красноярского краевого фонда обязательного медицинского страхования на финансовое обеспечение денежных выплат медицинским работникам, указанным в пункте 1 настоящего Порядка, из расчета осуществления денежных выплат в размере:
10000 рублей в месяц для врача-терапевта участкового, врача-педиатра участкового, врача общей практики (семейного врача);
5000 рублей в месяц для медицинской сестры участковой врача-терапевта участкового, медицинской сестры участковой врача-педиатра участкового, медицинской сестры врача общей практики (семейного врача).
Предоставление средств осуществляется с учетом предоставления работникам, указанным в пункте 1 настоящего Порядка, установленных трудовым законодательством Российской Федерации гарантий, оплаты отчислений по единому социальному налогу, страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Статьями 315, 316 ТК РФ предусмотрена оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях с применением районных коэффициентов, установленных Правительством Российской Федерации и отнесением указанных расходов на оплату труда в полном размере.
Согласно ст. 432 ТК РФ впредь до приведения законов и иных нормативных правовых актов, действующих на территории Российской Федерации, в соответствие с настоящим Кодексом законы и иные правовые акты Российской Федерации, а также законодательные и иные нормативные правовые акты бывшего Союза ССР, действующие на территории Российской Федерации в пределах и порядке, которые предусмотрены Конституцией Российской Федерации, Постановлением Верховного Совета РСФСР от 12 декабря 1991 года N 2014-1 "О ратификации Соглашения о создании Содружества Независимых Государств", применяются постольку, поскольку они не противоречат настоящему Кодексу.
Изданные до введения в действие настоящего Кодекса нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и применяемые на территории Российской Федерации постановления Правительства СССР по вопросам, которые в соответствии с настоящим Кодексом могут регулироваться только федеральными законами, действуют впредь до введения в действие соответствующих федеральных законов.
Пунктом 13 постановления Совета Министров РСФСР от 04.02.1991 г. № 76 «О некоторых мерах по социально-экономическому развитию районов Севера» исполнительным органам субъектов Российской Федерации предоставлено право устанавливать районные коэффициенты к заработной плате рабочих и служащих в пределах действующих на территории минимальных и максимальных размеров этих коэффициентов.
Во исполнение данного акта администрацией Красноярского края принято 21.08.1992 г. постановление № 311-п «Об установлении районного коэффициента к заработной плате», которым с 1 сентября 1992 года для территорий края, включая г.Красноярск, установлен единый районный коэффициент 1,30 (вместо действующего 1,20) к заработной плате работников предприятий и организаций, расположенных на территории городов и районов края. При этом предусмотрено, что затраты на введение районного коэффициента 1,30 осуществляются за счет средств предприятий и организаций.
Принимая во внимание то обстоятельство, что федеральный закон, устанавливающий размеры районных коэффициентов и порядок его выплаты в настоящее время отсутствует, продолжает применяться союзное законодательство в части установления районных коэффициентов, не противоречащее законодательству РФ, а также подлежит применению постановление Администрации Красноярского края от 21 августа 1992 г., принятое в соответствии с п.13 постановления Совмина РСФСР от 4 февраля 1991 года №76, которым введен районный коэффициент в размере 1,3 для предприятий и организаций, независимо от источника финансирования, расположенных на территории районов и городов края.
Как установлено в ходе судебного разбирательства, А. с 1 сентября 2004 года на основании трудового договора № от 1.09.2004 года работает в МУЗ «Городская поликлиника №» в должности врача терапевта участкового. 29 декабря 2008 года и 1 апреля 2009 г. МУЗ «Городская поликлиника №» в лице главного врача - с А. заключено дополнительное соглашение к трудовому договору об увеличении объема работы, выполняемой врачом-терапевтом участковым, согласно которому, работник обязался выполнять дополнительный объем работы на закрепленном за ним участке с населением 1797 человек, проживающих по ул. У. в пределах установленной ему нормальной продолжительности рабочего времени (п.1), а работодатель обязался ежемесячно выплачивать работнику надбавку стимулирующего характера к заработной плате в размере 10 000 рублей с применением установленных трудовым законодательством РФ гарантий, включая выплату районного коэффициента к заработной плате, установленного решением органов государственной власти СССР или федеральных органов государственной власти за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, высокогорных, пустынных, безводных и других районах (местностях) с особыми климатическими условиями, процентную надбавку к заработной плате за работу в районах Красноярского края (п.2).
Изложенное свидетельствует о том, что работодатель - МУЗ «Городская поликлиника № - обязан выплатить А. надбавку с применением районного коэффициента в размере 30%.
Доводы представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, администрации г. Красноярска, о том, что денежные выплаты стимулирующего характера не являются элементом заработной платы, суд считает несостоятельными, поскольку противоречат дополнительному соглашению к трудовому договору от 29 декабря 2008 года и 1 апреля 2009 г. с А., содержащему обязанность работодателя выплачивать работнику надбавку стимулирующего характера к заработной плате в размере 10 000 рублей с применением установленных трудовым законодательством РФ гарантий, включая выплату районного коэффициента к заработной плате, а также трудовому законодательству Российской Федерации, в частности ст.129 ТК РФ, которая под заработной платой работника (оплатой труда работника) понимает вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Кроме того, в силу ст. 21 Трудового Кодекса РФ работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы.
Статья 22 Трудового Кодекса РФ закрепляет обязанность работодателя выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с настоящим Кодексом, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами.
Доводы о том, что выплаты производятся в рамках предоставляемых дополнительных средств из Федерального бюджета, собственных средств работодатель не имеет, не основаны на законе и фактических обстоятельствах дела, поскольку в ходе судебного разбирательства установлено право работника получить выплаты с применением районного коэффициента в размере 30%, а не 20%.
Поскольку работодателем А. является МУЗ «Городская поликлиника №», именно с этого ответчика надлежит взыскать в пользу А. недоплаченную сумму за выполненный дополнительный объем работы в рамках дополнительного соглашению к трудовому договору от 29 декабря 2008 года и 1 апреля 2009 г.
Из ведомостей по начислению заработной платы, представленных с января 2009 года по сентябрь 2009 года, следует, что работнику А. не доплачивалось 10 % районного коэффициента, то есть выплачивалось 20%, вместо 30%, предусмотренных законодательством РФ и дополнительным соглашением к трудовому договору и составила 5676 рублей 53 копеек, из расчета:
за январь 2009 года: начисленная и выплаченная заработная плата составила 750 рублей (625 рублей - заработная плата с учетом 20 % районного коэффициента), вместо 812 рублей 50 копеек (625 рублей - заработная плата с учетом 30 % районного коэффициента). Таким образом, А. не доплачено за этот период 62 рублей 50 копеек.
За февраль 2009 года заработная плата не начислялась.
За март 2009 года начисленная и выплаченная заработная плата составила 9142 рубля 86 копеек (7619 рублей 50 копеек - заработная плата с учетом 20 % районного коэффициента), вместо 9904 рублей 76 копеек (7619 рублей 50 копеек - заработная плата с учетом 30 % районного коэффициента). Таким образом, А. не доплачено за этот период 761 рубль 90 копеек.
За апрель 2009 года начисленная и выплаченная заработная плата составила 12000 рублей (10000 рублей - заработная плата с учетом 20 % районного коэффициента), вместо 13000 рублей (10000 рублей - заработная плата с учетом 30 % районного коэффициента). Таким образом, А. не доплачено за этот период 1000 рублей.
За май 2009 года начисленная и выплаченная заработная плата составила 11368 рублей 42 копеек (9473 рублей 68 копеек - заработная плата с учетом 20 % районного коэффициента), вместо 12315 рубля 79 копеек (9473 рублей 68 копеек - заработная плата с учетом 30 % районного коэффициента). Таким образом, А. не доплачено за этот период 947 рублей 37 копеек.
За июнь 2009 года начисленная и выплаченная заработная плата составила 10857 рублей 14 копеек (9047 рублей 61 копеек - заработная плата с учетом 20 % районного коэффициента), вместо 11761 рубля 90 копеек (9047 рублей 61 копеек - заработная плата с учетом 30 % районного коэффициента). Таким образом, А. не доплачено за этот период 904 рублей 76 копеек.
За июль 2009 года заработная плата не начислялась.
За август 2009 года начисленная и выплаченная заработная плата составила 12000 рублей (10000 рублей - заработная плата с учетом 20 % районного коэффициента), вместо 13000 рублей (10000 рублей - заработная плата с учетом 30 % районного коэффициента). Таким образом, А. не доплачено за этот период 1000 рублей.
За сентябрь 2009 г. начисленная и выплаченная заработная плата составила 12000 рублей (10000 рублей - заработная плата с учетом 20 % районного коэффициента), вместо 13000 рублей (10000 рублей - заработная плата с учетом 30 % районного коэффициента). Таким образом, А. не доплачено за этот период 1000 рублей.
Таким образом, за период с января 2009 года по сентябрь 2009 года МУЗ «Городская поликлиника №4» не начислена и не выплачена заработная плата в размере 5676 рублей 53 копеек (62 рубля 50 копеек + 761 рубль 90 копеек + 1000 рублей + 947 рублей 37 копеек + 904 рублей 76 копеек + 1000 рублей + 1000 рублей), а потому данная сумма подлежит взысканию в пользу А.
Согласно п.1 ч.1 ст. 333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции освобождаются истцы - по искам о взыскании заработной платы (денежного содержания) и иным требованиям, вытекающим из трудовых правоотношений, а также по искам о взыскании пособий.
Между тем, если истец освобожден от уплаты государственной пошлины в соответствии с главой 25.3 НК РФ, в силу п.8 ч.1 ст.333.20 НК РФ, государственная пошлина уплачивается ответчиком (если он не освобожден от уплаты государственной пошлины) пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований.
Поскольку в силу п.1 ч.1 ст.333.19 НК РФ по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции государственная пошлина уплачивается при подаче искового заявления имущественного характера, подлежащего оценке, при цене иска до 10 000 рублей - 4 процента цены иска, но не менее 200 рублей, с МУЗ «Городская поликлиника №» в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина на размере 200 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Взыскать с муниципального учреждения здравоохранения «Городская поликлиника №» в пользу А. 5676 рублей 53 копейки за выполнение работ по оказанию дополнительной медицинской помощи.
Взыскать с муниципального учреждения здравоохранения «Городская поликлиника №» в доход местного бюджета государственную пошлину на размере 200 рублей.
Ответчик вправе подать в Октябрьский районный суд г.Красноярска, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения. Заочное решение суда может быть обжаловано также в кассационном порядке в Красноярский краевой суд через Октябрьский районный суд г.Красноярска в течение десяти дней по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение десяти дней со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Председательствующий:
Копия. Решение вступило в законную силу.