О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
10 января 2022 г. Центральный районный суд г. Тольятти Самарской области в составе:
председательствующего судьи Осьмининой Ю.С.
при секретаре Гостяеве А.Д.,
с участием административного истца Бондаренко А.Н., представителя административного ответчика Хребтовой Н.В., должностного лица Хребтовой Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-631/2022 по административному иску Бондаренко А.Н. к Судебному приставу-исполнителю ОСП Центрального района г. Тольятти Хребтовой Н.В., Управлению ФССП России по Самарской области, Начальнику ОСП Центрального района г. Тольятти Управления ФССП России по Самарской области в лице врио начальника Багровой М.Е. о бездействии судебного пристава-исполнителя ОСП Центрального района г.Тольятти Хребтовой Н.В. понуждении к совершению действий,
установил:
Бондаренко А.Н. к обратилась в суд с административным иском, в котором просит признать незаконным бездействие судебного пристава-исполнителя ОСП Центрального района г. Тольятти Хребтовой Н.В., выразившееся в отказе исполнить решение Центрального районного суда г. Тольятти Самарской области № от 10.06.2021 года, вступившее в законную силу 27.07.2021 года, и принять меры к понуждению к совершению судебным приставом-исполнителем действий об окончании исполнительных производств №, №, № в связи с фактическим исполнением требований исполнительного документы и оплатой исполнительского сбора по пункту 1 части 1 статьи 47 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» как того требует российской законодательство об исполнительном производстве; исключить из Банка данных исполнительных производств сведения по исполнительным производствам №, №, № в связи с фактическим исполнением требований исполнительного документы и оплатой исполнительского сбора по пункту 1 части 1 статьи 47 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», ссылаясь не незаконность бездействий административного ответчика по неисполнению решения Центрального районного суда г. Тольятти от 10.06.2021 г. которым признано незаконным бездействие судебного пристава-исполнителя ОСП Центрального района г. Тольятти Хребтовой Н.В., выразившееся в непринятии мер о прекращении исполнительного производства в связи с фактическим исполнением требований исполнительного документа в полном объеме. Также решением суда судебного пристава-исполнителя ОСП Центрального района г. Тольятти Хребтовой Н.В. обязана окончить следующие исполнительные производства № в отношении Бондаренко А.Н., № в отношении Бондаренко В.Д., № в отношении Сафиулловой А.Н.
Судом к участию в деле в качестве административного соответчика привлечен начальник ОСП Центрального района г.Тольятти Управление ФССП России по Самарской области в лице врио начальника Пайков С.И., в качестве заинтересованных лиц солидарные должники по сводным исполнительным производствам Бондаренко В.Д., Сафиуллова А.Н..
Определением Центрального районного суда г.Тольятти от 27.09.2021 г. производство по делу прекращено. Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Самарского областного суда определение Центрального районного суда г.Тольятти отменено, дело направлено на новое рассмотрения для принятии мер к надлежащему извещению лиц, участвующих в деле о времени и месте судебного заседания.
На основании определения Центрального районного суда г.Тольятти от 14.12.2021 г. произведена замена административного ответчика Начальника ОСП Центрального района г. Тольятти Управления ФССП России по Самарской области с врио Пайкова С.И. на врио начальника Багрову М.Е.
В судебном заседании, административный истец, доводы, изложенные в административном иске поддержала, просила удовлетворить, указав, что пристав бездействует и не принимает меры к окончанию исполнительного производства №, №, № в связи с фактическим исполнением требований исполнительного документы и оплатой исполнительского сбора по пункту 1 части 1 статьи 47 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» как того требует российской законодательство об исполнительном производстве, не исключает из Банка данных исполнительных производств сведения по исполнительным производствам №, №, № в связи с фактическим исполнением требований исполнительного документы и оплатой исполнительского сбора по пункту 1 части 1 статьи 47 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», вместе с тем в рамках сводного производства все требования исполнены, заложенность погашена, и судом принято решение, которым признаны незаконными бездействия пристава и возложена обязанность окончить указанные исполнительные производства, в настоящее время решение суда не вступило в законную силу, однако полежит исполнению.
В судебном заседании судебный пристав исполнитель Хребтова Н.В., действующая в том числе от лица врио начальника ОСП Центрального района против удовлетворения иска возражала, ссылаясь на то, что решением суда от 10.06.2021 г. на ответчика возложена обязанность ответчика обжалуется, на определение о возврате апелляционной жалобы и отказе в восстановлении срока будет подана частная жалоба, указывает на наличие оснований для прекращения производства.
Представитель административного ответчика УФССП России по Самарской области, заинтересованные лица в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, заказным письмом с уведомлением, возражений, ходатайств не представили.
В связи с тем, что участвующие в деле лица, не явились в судебное заседание и не сообщили об уважительных причинах неявки, учитывая положения статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд рассмотрел дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Выслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о наличии оснований для прекращения производства по административному делу.
В соответствии со статьей 225 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд прекращает производство по административному делу об оспаривании решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если установит, что имеются основания, указанные в частями 5, 6 статьи 39, частями 6, 7 статьи 40, частями 1, 2 статьи 194 настоящего Кодекса.
Перечень оснований для прекращения производства по административному делу установлен частями 1, 2 статьи 194 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
В соответствии с частью 3 статьи 194 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд прекращает производство по административному делу и в иных предусмотренных настоящим Кодексом случаях.
В соответствии с пунктом 1, 5 части 1 статьи 128 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, судья отказывает в принятии административного искового заявления в случае, заявление подлежит рассмотрению в порядке конституционного или уголовного судопроизводства, производства по делам об административных правонарушениях либо не подлежит рассмотрению в судах; имеются иные основания для отказа в принятии административного искового заявления, предусмотренные положениями настоящего Кодекса, определяющими особенности производства по отдельным категориям административных дел.
По аналогии, если обстоятельства, являющиеся основанием для отказа в принятии административного искового заявления, будут установлены после его принятия к производству, суд на основании статьи 194 КАС РФ прекращает производство по делу.
В силу статьи 3 КАС РФ задачами административного судопроизводства являются:
1) обеспечение доступности правосудия в сфере административных и иных публичных правоотношений;
2) защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений;
3) правильное и своевременное рассмотрение и разрешение административных дел;
4) укрепление законности и предупреждение нарушений в сфере административных и иных публичных правоотношений.
Частью 1 статьи 4 КАС РФ установлено, что каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
В соответствии с этим часть 9 статьи 227 КАС РФ предусматривает, что в случае признания решения, действия (бездействия) незаконными орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), обязаны устранить допущенные нарушения или препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов административного истца либо прав, свобод и законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление, и восстановить данные права, свободы и законные интересы указанным судом способом в установленный им срок, а также сообщить об этом в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд, гражданину, в организацию, иному лицу, в отношении которых соответственно допущены нарушения, созданы препятствия.
Приведенные законоположения позволяют сделать вывод о том, что решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего в порядке административного судопроизводства, если они имеют определенную форму: выступают как завершенный акт, обладающий свойствами самостоятельных правоотношений и в силу этого непосредственно создающий препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов граждан или юридических лиц либо незаконно возлагающий на них какую-либо обязанность.
С другой стороны, необходимым элементом субъективного права, определяющим заинтересованность лица в обращении в суд, является возможность восстановления нарушенного права такого лица путем возложения на административного ответчика конкретной обязанности по устранению допущенного нарушения или препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов административного истца.
Как следует из материалов дела 08.08.2018 года судебным приставом – исполнителем ОСП Центрального района г.Тольятти на основании судебного приказа № с суммой задолженности по коммунальным платежам в размере 8 514, 75 рублей были возбуждены следующие исполнительные производства: № в отношении Бондаренко А.Н, № в отношении Бондаренко В.Д., № в отношении Сафиулловой А.Н., что подтверждается сведения из Банка данных исполнительных производств ФССП.
Действия (бездействия) судебного пристава исполнителя Хребтовой Н.В. в ходе вышеуказанных исполнительных производств были оспорены Бондаренко А.Н. в судебном порядке.
Решением Центрального районного суда г.Тольятти Самарской области от 10.06.2021 г. по делу № № по административному исковому заявлению Бондаренко А.Н. к судебному приставу – исполнителю ОСП Центрального р-на г.Тольятти, УФССП России по Самарской области о признании незаконным действия (бездействия) судебного пристава-исполнителя административное исковое заявление удовлетворено, признаны незаконными бездействия судебного пристава – исполнителя ОСП Центрального р-на г.Тольятти Хребтовой Н.В., выразившееся в непринятии мер о прекращении исполнительного производства в связи с фактическим исполнением требований исполнительного документа в полном объеме. На судебного пристава – исполнителя ОСП Центрального р-на г.Тольятти Хребтову Н.В. возложена обязанность окончить следующие исполнительные производства в связи с исполнением требований исполнительного документа в полном объеме: № в отношении Бондаренко А.Н., № в отношении Бондаренко В.Д., № в отношении Сафиулловой А.Н.
Бондаренко А.Н. обращаясь с настоящим административным иском, указывает на незаконное бездействие судебного пристава-исполнителя ОСП Центрального района г. Тольятти Хребтовой Н.В., выразившееся в отказе исполнить решение Центрального районного суда г. Тольятти Самарской области № от 10.06.2021 года, полагает, что меры к понуждению судебного пристава-исполнителя к совершению действий по исполнению решения суда об обязании судебного пристава окончить исполнительные производства должен суд, решение суда, хоть и не вступившее в законную силу подлежит исполнению, поскольку нарушены права административного истца и до настоящего времени исполнительные производства не окончены.
Решение суда является одним из видов судебных постановлений (в гражданском процессе к таким постановлениям также относятся заочное решение, определение суда, судебный приказ, постановления судов апелляционной, кассационной и надзорной инстанций).
Обязательность вступивших в законную силу судебных постановлений установлена ст. 6 ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации». Они обязательны для всех органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц.
Часть 2 указанной статьи предусматривает, что неисполнение постановления суда, а равно иное проявление неуважения к суду влекут ответственность, предусмотренную федеральным законом.
Порядок исполнения решения суда регламентируется нормами Гражданского процессуального кодекса РФ и Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее - Закон об исполнительном производстве). В случае если решение суда не исполнено ответчиком добровольно, судом выдается исполнительный документ (исполнительный лист), который подается в службу судебных приставов.
В случае нарушения законодательства об исполнительном производстве (в том числе при неисполнении решения суда) ст. 113 Закона об исполнительном производстве отсылает к нормам законодательства об административных правонарушениях и уголовного законодательства.
Главой 22 КАС РФ не предусмотрена возможность оспаривания действий судебного пристава-исполнителя по неисполнению решения суда принятого в отношении судебного пристава-исполнителя.
Кроме того, как установлено судом, решение Центрального районного суда г.Тольятти Самаркой области по административному делу № по административному исковому заявлению Бондаренко А.Н. к судебному приставу – исполнителю ОСП Центрального р-на г.Тольятти, УФССП России по Самарской области о признании незаконным действия (бездействия) судебного пристава-исполнителя не вступило в законную силу, судебным приставом-исполнителем подана апелляционная жалоба.
Требование об исключении из банка данных сведений об исполнительных производствах является производным от основного обязательства, возложенного решением суда от 10.06.2021 г. на судебного пристава-исполнителя Хребтову Н.В.
С учетом изложенного, исходя из взаимосвязанных положений ч. 3 ст. 194, п. 1 и п.5 ч. 1 ст. 128 КАС РФ суд считает, что административное дело № 2а-631/2022 по административному иску Бондаренко А.Н. подлежит прекращению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.194 КАС РФ, суд
о п р е д е л и л:
административное дело № 2а-631/2022 по административному иску Бондаренко А.Н. к судебному приставу-исполнителю ОСП Центрального района г. Тольятти Хребтовой Н.В., Управлению ФССП России по Самарской области, Начальнику ОСП Центрального района г. Тольятти Управления ФССП России по Самарской области в лице врио начальника Багровой М.Е. о бездействии судебного пристава-исполнителя ОСП Центрального района г.Тольятти Хребтовой Н.В., понуждении к совершению действий – производством прекратить.
На определение может быть подана частная жалоба в Самарский областной суд в течение пятнадцати дней.
Председательствующий: Ю.С. Осьминина
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>