№2-535/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Бабушкин 2 июля 2021 г.
Судья Кабанского районного суда Республики Бурятия Дмитриев А.Ю., при секретаре Эрдыниевой Д.Т., с участием истца Беликовой Н.С., представителя ответчика по доверенности Г., представителя третьего лица – руководителя УПФР в <адрес> – филиала ОПФР по РБ А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Беликовой Натальи Семеновны к Администрации МО СП «Выдринское» об индексации ежемесячной доплаты к пенсии и о взыскании невыплаченных сумм доплаты к пенсии,
УСТАНОВИЛ:
Истец просит обязать администрацию МО СП «Выдринское» ежемесячно выплачивать доплату к трудовой пенсии с учетом индексации, а также пересчитать доплату за весь период с января 2014 г. по март месяц 2021 г. и выплатить образовавшуюся задолженность в сумме <данные изъяты> руб. Требования мотивированы тем, что истец по результатам муниципальных выборов ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ замещала выборную должность главы поселения и должность руководителя администрации МО СП «Выдринское». В связи с прекращением полномочий и выходом на пенсию, истец уволилась с ДД.ММ.ГГГГ На основании Положения «О порядке назначения и выплаты ежемесячной доплаты к трудовой пенсии лицам, замещавшим муниципальные должности и должность главы администрации МО СП «Выдринское», утвержденного решением Совета депутатов №с от ДД.ММ.ГГГГ пп.5, 10, 11,12,13,14, как замещавшей выборную должность, истцу была назначена и выплачивается по настоящее время ежемесячная доплата к трудовой пенсии в размере <данные изъяты> руб. с ДД.ММ.ГГГГ Пунктом 14 Положения предусмотрено, что размер ежемесячной доплаты к страховой (трудовой) пенсии пересчитывается при изменении месячной заработной платы, месячного денежного вознаграждения или денежного содержании по соответствующей муниципальной должности, с учетом которой установлен размер ежемесячной доплаты. Истцу стало известно, что начиная с 2014 г. по 2021 г., денежное содержание по соответствующей муниципальной выборной должности неоднократно индексировалось в сторону увеличения, а выплачиваемая ежемесячна доплата к пенсии за период с 2014 г. по 2021 г. не индексировалась. Положением вопросы по выплате задолженности не урегулированы. По мнению истца, в данном случае может быть применено Положение Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», предусмотренное п.2 ст. 23 - трудовая пенсия, не полученная пенсионером своевременно по вине органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, выплачивается ему за прошедшее время без ограничения каким-либо сроком.
В судебном заседании истец Беликова Н.С. исковые требования поддержала в полном объеме.
Представитель ответчика по доверенности Г. иск не признала, отметив, что Положение на которое ссылается ответчик утратило силу согласно решению Совета Депутатов МО СП «Выдринское» от ДД.ММ.ГГГГ №с «Об утверждении положения «О порядке установления, перерасчета и выплаты ежемесячной доплаты к трудовой пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим выборные муниципальные должности….». Из-за изменений законодательства Указанное Решение Совета Депутатов МО СП «Выдринское» утратило силу и в настоящее время действует одноименное Решение Совета Депутатов от ДД.ММ.ГГГГ №С. В действующем Положении порядок перерасчета доплаты к страховой пенсии не предусмотрен, соответственно действия носят заявительный характер с предоставлением справки ПФР. В течении последних 3 лет Беликова Н.С. с заявлением о перерасчете доплаты к страхов пенсии не обращалась, справки не предоставляла. В случае соответствующего обращения, Администрация готова пересмотреть размер доплаты в соответствии с Решением Совета Депутатов МО СП «Выдринское» от ДД.ММ.ГГГГ №С. Об индексациях размера денежного содержания главы Администрации истец могла своевременно узнать, поскольку информация об этом размещается на официальном Интернет-сайте Администрации МО СП «Выдринское» (представлены копии странички официально сайта). Также представитель ответчика заявила о пропуске срока исковой давности.
Определением суда от 28.05.2021 г. в качестве третьего лица на стороне ответчика привлечено Управление Пенсионного фонда РФ по <адрес> в <адрес>.
Представитель третьего лица по доверенности А. пояснила, что ознакомилась с исковыми требованиями Беликовой Н.С. Доплата о которой идет речь предусмотрена соответствующим нормативно-правовым актом Администрации МО СП «Выдринское» и к её выплате Пенсионный фонд никакого отношения не имеет, это не составная часть страховой пенсии, в связи с чем позиция по иску не сформирована.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав представленные документы, суд приходит к следующему.
Конституция Российской Федерации, гарантируя каждому в соответствии с целями социального государства (часть 1 статьи 7) социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (часть 1 статьи 39), относит определение условий и порядка реализации данного конституционного права, в том числе установление видов пенсий и доплат к ним, оснований приобретений права на их получение отдельными категориями граждан и правил исчисления размеров соответствующих выплат, к компетенции законодателя (часть 2 статьи 39).
Раскрывая правовую природу ежемесячных доплат к пенсиям, Конституционный Суд Российской Федерации указал, что они являются дополнительным помимо назначаемой на общих основаниях пенсии обеспечением бывших государственных служащих субъекта Российской Федерации и законодатель субъекта Российской Федерации вправе вводить, изменять порядок и условия предоставления за счет собственных средств доплат к установленным государственным пенсиям, как и других видов обеспечения лиц, замещавших государственные должности в субъекте Российской Федерации, предоставляемым за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, что не противоречит статье 39 Конституции Российской Федерации.
Вместе с тем обращено внимание, что региональный законодатель, взяв на себя определенное социальное обязательство по предоставлению дополнительного обеспечения к трудовой пенсии, не может действовать произвольно; при изменении правового регулирования пенсионного обеспечения названной категории граждан, должен руководствоваться принципом социальной справедливости, соблюдать баланс частных интересов граждан и публичных интересов субъекта Российской Федерации, а также принимать во внимание его социально-экономическое положение и возможности бюджета (определения от ДД.ММ.ГГГГ N 332-О-О, от ДД.ММ.ГГГГ N 107-О-О и 108-О-О, от ДД.ММ.ГГГГ N 473-О-О, от ДД.ММ.ГГГГ N 189-О, от ДД.ММ.ГГГГ N 88-О).
Положением «О порядке назначения и выплаты ежемесячной доплаты к трудовой пенсии лицам, замещавшим муниципальные должности и должность главы администрации МО СП «Выдринское», утвержденным решением Совета депутатов №с от ДД.ММ.ГГГГ предусмотрено:
Размер ежемесячной доплаты к пенсии не может быть ниже установленного законодательством РФ размера базовой части трудовой пенсии по старости, предусмотренного п.1 ст. 14 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», с учетом проведения индексации на день назначения ежемесячной доплаты к пенсии и не превышать размера – семь тысяч рублей, который подлежит индексации в случае повышения заработной платы (п.13).
Размер ежемесячной доплаты к трудовой пенсии пересчитывается при увеличении месячного денежного вознаграждения или денежного содержания по соответствующей муниципальной должности или при повышении трудовой пенсии, с учетом которой установлен размер ежемесячной доплаты. Размер ежемесячной доплаты к трудовой пенсии устанавливается постановлением Главы администрации при включении необходимых средств в бюджет МО СП «Выдринское» на соответствующий год (п.14).
Указанное Положение основано на Законе Республики Бурятия «О доплате к страховой пенсии и пенсиях за выслугу лет отдельным категориям граждан» от ДД.ММ.ГГГГ №-II.
Названный Закон Республики Бурятия (в редакции, действовавшей до ДД.ММ.ГГГГ, далее - Закон РБ №-II), установил размер, основания, порядок назначения и оплаты ежемесячной доплаты к страховой пенсии лицам, замещавшим должности в государственных органах Республики Бурятия и содержит следующее:
- размер ежемесячной доплаты к страховой пенсии или пенсии за выслугу лет пересчитывается при изменении месячной заработной платы, месячного денежного вознаграждения или денежного содержания по соответствующей государственной должности, должности государственной гражданской службы Республики Бурятия или при изменении в соответствии с федеральным законодательством страховой пенсии по старости (по инвалидности), с учетом которой установлен размер ежемесячной доплаты или пенсии за выслугу лет (пункт 1 статьи 7);
- перерасчет размера ежемесячной доплаты к страховой пенсии или пенсии за выслугу лет в случае изменения месячной заработной платы, месячного денежного вознаграждения или денежного содержания по соответствующей государственной должности производится в соответствии с отдельным правовым актом Главы Республики Бурятия при включении необходимых средств в республиканский бюджет на соответствующий год (пункт 2 статьи 7).
Судом установлено, что Беликовой Н.С. распоряжением Главы МО СП «Выдринское» от ДД.ММ.ГГГГ была назначена и с ДД.ММ.ГГГГ выплачивается по настоящее время ежемесячная доплата к трудовой пенсии в размере <данные изъяты> руб.
Истцом справедливо отмечено, что Положением «О порядке назначения и выплаты ежемесячной доплаты к трудовой пенсии лицам, замещавшим муниципальные должности и должность главы администрации МО СП «Выдринское», утвержденным решением Совета депутатов №с от ДД.ММ.ГГГГ не урегулированы вопросы по выплате задолженности.
В последующем Положение «О порядке назначения и выплаты ежемесячной доплаты к трудовой пенсии лицам, замещавшим муниципальные должности и должность главы администрации МО СП «Выдринское» претерпевало изменения, с признанием предыдущих утратившими силу.
В настоящее время действует одноименное Решение Совета Депутатов от ДД.ММ.ГГГГ №С. В п. 6 указано, что размер ежемесячной доплаты к страховой пенсии устанавливается Распоряжением Главы-Руководителя Администрации, при включении необходимых средств в бюджет МО СП «Выдринсоке» на соответствующий год.
Суд соглашается с мнением представителя ответчика о том, что перерасчет доплаты к трудовой пенсии носит заявительный характер.
По убеждению суда, указанный вывод следует из взаимосвязи и системного толкования Положения и Закона Республики Бурятия «О доплате к страховой пенсии и пенсиях за выслугу лет отдельным категориям граждан» от ДД.ММ.ГГГГ №-II. Как указано в п.1 ст. 7 Закона, размер ежемесячной доплаты к страховой пенсии или пенсии за выслугу лет пересчитывается при изменении месячной заработной платы, месячного денежного вознаграждения или денежного содержания по соответствующей государственной должности, должности государственной гражданской службы Республики Бурятия или при изменении в соответствии с федеральным законодательством страховой пенсии по старости (по инвалидности), с учетом которой установлен размер ежемесячной доплаты или пенсии за выслугу лет (пункт 1 статьи 7).
Таким образом, для определения размера индексации заявителю необходимо предоставить помимо заявления об индексации и справку с ПФР о размере пенсии. Кроме того Главе Администрации при принятии решения об индексации необходимо не произвольно принимать соответствующе решение, а учитывать также наличие необходимых средств в бюджете МО СП «Выдринское».
Кроме того, обоснованными представляются доводы представителя ответчика о пропуске истцом исковой давности по требованию о перерасчете доплаты за весь период с января 2014 г.
Согласно п.1 ст. 196 ГК РФ общий срок исковой давности составляет 3 года, со дня определяемого в соответствии со ст. 200 ГК РФ.
В силу п.п. 1 и 2 ст. 200 ГК РФ течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права.
Об увеличениях размера денежного содержания истец имела возможность узнать своевременно, поскольку данные сведения опубликованы на сайте МО СП «Выдринское».
Соответственно сроки исковой давности касаемо проведенных индексаций денежного содержания Главы МО СП «Выдринское» (справка от ДД.ММ.ГГГГ №) с января 2014, января 2016, января 2018, к моменту обращения в суд истекли.
Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является самостоятельным основанием к вынесению судом решения об отказе в иске (ч.2 ст. 199 ГК РФ).
Ссылка истца на п.2 ст. 23 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в данном случае не применима, поскольку указанная норма действует лишь на невыплаченную пенсию по вине органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, к которому МО СП «Выдринское» не относится.
С учетом заявительного характера и готовности ответчика произвести соответствующую индексацию при предоставлении необходимых документов, истец имеет возможность реализовать указанное право применительно к индексациям за 2020 и истекший период текущего года.
По приведенным основаниям иск Беликовой Н.С. удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление Беликовой Натальи Семеновны к Администрации МО СП «Выдринское» оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Бурятия в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Кабанский районный суд РБ.
Судья Дмитриев А.Ю.