Дело № 2-3325/2015
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
08 октября 2015 года г.Волгоград
Ворошиловский районный суд г.Волгограда
в составе: председательствующего судьи Чуриной Е.В.,
при секретаре судебного заседания Соколовой С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ефимова ФИО10 к Комитету строительства Волгоградской области об обеспечении благоустроенным жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения,
установил:
Ефимов Ю.Ю. обратился в Ворошиловский районный суд г. Волгограда с иском к Комитету строительства Волгоградской области, в котором просит суд обязать ответчика обеспечить его благоустроенным жилым помещением, отвечающим санитарным и техническим требованиям, по договору найма специализированного жилого помещения. В обоснование требований указал, что он относится к категории лиц, из числа детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку его родители решением <данные изъяты> суда <адрес> лишены в отношении него родительских прав. В соответствии с приказом Министерства образования и науки <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № Ефимов Ю.Ю. включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, формируемый министерством образования и науки <адрес>. Однако, жилое помещение ему до настоящего времени не предоставлено. Полагает, что сложившееся положение дел существенно нарушает его жилищные права, поскольку он не имеет возможности реализовать своё право на получение гарантированного ему государством жилья.
Истец Ефимов Ю.Ю. в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного разбирательства извещен надлежащим образом, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представитель истца Ефимова Ю.Ю. – Курганов В.В., действующий на основании ордера № от ДД.ММ.ГГГГ и доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, в судебном заседании заявленные требования поддержал, настаивал на их удовлетворении.
Представитель ответчика Комитета строительства <адрес> – Хмелева Н.А., действующая на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, в судебном заседании в удовлетворении исковых требований просила отказать, поскольку для предоставления жилого помещения в специализированном жилищном фонде необходимо соблюдение процедуры и условий предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, установленных нормативно-правовыми актами. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, ФИО3 включен в список детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в 2015 году, под № по <адрес>, под № по <адрес>. В <данные изъяты> комитетом по <адрес> обеспечено проектирование многоквартирного жилого дома на <данные изъяты> В настоящее время осуществляется строительство указанного жилого дома по <адрес> в <адрес> Волгограда, срок окончания строительства ДД.ММ.ГГГГ. С учетом сроков производства строительных работ, ввод дома в эксплуатацию и предоставление квартир детям-сиротам планируется в ДД.ММ.ГГГГ. Кроме того, в ДД.ММ.ГГГГ в целях обеспечения жильем детей-сирот на территории городского округа <адрес> планируется приобрести <данные изъяты>. После принятия указанных жилых помещений в государственную собственность <адрес>, Ефимову Ю.Ю. в случае его согласия будет предоставлена квартира на территории городского округа <адрес>. Полагает, что со своей стороны Комитетом приняты все предусмотренные законом меры, направленные на обеспечение Ефимова Ю.Ю. жилым помещением.
Представитель третьего лица Комитета образования и науки Волгоградской области в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного разбирательства извещен надлежащим образом, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Согласно ст. 2 ЖК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции обеспечивают условия для осуществления гражданам права на жилище.
Федеральным законом от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» регулируются отношения, возникающие в связи с предоставлением и обеспечением органами государственной власти дополнительных гарантий по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Согласно ст. 1 указанного Федерального закона лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», имеющий целью конкретизацию государственных полномочий субъектов Российской Федерации в указанной сфере, регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением и обеспечением органами государственной власти дополнительных гарантий по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (статья 2).
В частности, данный Федеральный закон предусматривает обязанность обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм после окончания их пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, органами исполнительной власти по месту жительства (абзац второй пункта 1 статьи 8), при этом дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством (статья 4) и являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации, за исключением дополнительных гарантий для детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, которые являются расходными обязательствами Российской Федерации (статья 5).
В соответствии со статьей 109.1 ЖК РФ, предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Разрешение вопросов социальной поддержки детей-сирот, безнадзорных детей и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с подпунктом 24 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляемым ими самостоятельно за счет средств субъектов Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).Таким образом, федеральным законодательством обязанность по предоставлению благоустроенных жилых помещений детям-сиротам возложена на субъекты Российской Федерации, которым предоставлены полномочия по установлению порядка предоставления жилых помещений данной категории лиц.
В целях реализации приведенных выше законоположений, Волгоградской областной Думой принят Закон Волгоградской области от 05 февраля 2013 года №5-ОД «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Волгоградской области».
В ходе судебного разбирательства установлено, что Ефимов Ю.Ю., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является сыном ФИО3 и ФИО7, что подтверждается свидетельством о рождении № №.
Решением <данные изъяты> суда <адрес> ФИО3 и ФИО7 лишены родительских прав в отношении своего сына ФИО3
Исходя из этого, ФИО3 необходимо отнести к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, а, следовательно, на него распространяются гарантии, предусмотренные Законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Постановлением ФИО2 <адрес> Волгограда от ДД.ММ.ГГГГ №и ФИО8 назначена опекуном ФИО3
Согласно сведениям, содержащимся в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, ФИО3 имеет в собственности <данные изъяты>.
Согласно акта об установлении/об отказе в установлении невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемом жилом помещении от ДД.ММ.ГГГГ., установлена невозможность проживания в ранее занимаемом жилом помещении по адресу: <адрес>.
Заключением <данные изъяты> <адрес> Волгограда от ДД.ММ.ГГГГ № установлена необходимость включения Ефимова Ю.Ю. в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
В соответствии с приказом Министерства образования и науки <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ Ефимов Ю.Ю. включен в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
Вместе с тем, из пояснений представителя Ефимова Ю.Ю. – Курганова В.В., следует, что Ефимов Ю.Ю. в настоящее время не обеспечен каким-либо жильем. По данному вопросу он обращался к ответчику, и согласно информации Комитета строительства <адрес> Ефимов Ю.Ю. включен в список детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в 2015 году, под № по <адрес>, под № по <адрес>.
При таких обстоятельствах, проанализировав с учетом вышеприведенных норм указанные обстоятельства, пояснения участвующих в деле лиц, исследованные письменные доказательства и дав этому оценку в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, то есть по их относимости, допустимости, достоверности, как каждого в отдельности, так и в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что столь длительное непредоставление Ефимову Ю.Ю. жилого помещения нарушает его конституционное право на предоставление жилья, в связи с чем, на Комитет строительства Волгоградской области должна быть возложена обязанность предоставить Ефимову Ю.Ю. жилое помещение площадью не ниже установленных социальных норм, применительно к соответствующему населенному пункту и отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Указанная норма не ставит предоставление жилого помещения в зависимость от наличия или отсутствия финансирования областного бюджета и свободных жилых помещений у ФИО2 городского округа.
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
Как следует из преамбулы к указанному Закону, а также из ст. 1, его положения распространяются на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими 23-летнего возраста.
Это значит, что гарантируемая данным лицам социальная поддержка, в том числе, внеочередное обеспечение жилой площадью должна предоставляться до достижения детьми-сиротами, детьми, оставшимися без попечения родителей и лицами из их числа до вышеуказанного возраста.
Однако социальная поддержка в виде внеочередного обеспечения жилой площадью будет реализована только после предоставления жилого помещения.
Материалами дела также установлено, что Ефимов Ю.Ю. достиг совершеннолетия, следовательно, у него возникло право на обеспечение жилым помещением в соответствии с положениями ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Более того, суд принимает во внимание и тот факт, что в ходе судебного разбирательства, стороной ответчика сведений о каких-либо фактически принятых мерах к исполнению принятых на себя в отношении Ефимова Ю.Ю. обязательств по обеспечению жильем, как и доказательств отсутствия у него возможности для обеспечения таковым Ефимова Ю.Ю., представлено не было.
В этой связи, доводы ответчика со ссылкой на то обстоятельство, что свободные (нераспределенные) жилые помещения специализированного жилищного фонда <адрес> на территории <адрес> отсутствуют, после принятия жилых помещений в государственную собственность в случае его согласия Ефимову Ю.Ю. будет предоставлена квартира на территории <адрес>, не могут служить основанием для отказа в удовлетворении иска.
Обеспечение жилыми помещениями указанных категорий граждан не ставится законом в зависимость от времени включения граждан в список, наличия других граждан, имеющих такое же право на обеспечение жилыми помещениями, соблюдения между гражданами очередности или финансового обеспечения государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления.
Таким образом, проанализировав приведенные нормы закона, изучив письменные материалы дела в их совокупности и дав правовой анализ доводам сторон, суд приходит к выводу о нарушении прав Ефимова Ю.Ю. на предоставление жилого помещения, так как оспариваемые стороной истца действия ответчика, а фактически – бездействие, нарушают права и законные интересы Ефимова Ю.Ю., тем самым, создавая препятствия в реализации гарантированного государством права.
При таких обстоятельствах, суд полагает исковые требования Ефимова Ю.Ю. к Комитету строительства Волгоградской области об обеспечении жилым помещением из специализированного жилищного фонда, подлежащими удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования Ефимова ФИО11 к Комитету строительства <адрес> об обеспечении благоустроенным жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения - удовлетворить.
Обязать Комитет строительства <адрес> предоставить Ефимову ФИО12, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям, на территории городского округа – <адрес> по договору социального найма специализированного жилого фонда.
Решение может быть обжаловано в Волгоградский областной суд через Ворошиловский районный суд г. Волгограда в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Справка: решение принято в окончательной форме 13 октября 2015 года.
Председательствующий: Чурина Е.В.